Кто сидит на памятнике медный всадник. История создания памятника "медный всадник"

Памятник Петру I ("Медный всадник") расположен в центре Сенатской площади. Автор скульптуры - французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России - Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник" ближе к Неве.
По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.
Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.
Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И. И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом. Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый - на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.
Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор писал: "Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И. И. Бецкому: "Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?"
Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро: "Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски".
Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над "Медным всадником" велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую "орловскую" породу.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову "Медного всадника". Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф. Г. Гордеев.
Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника - ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.
Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими - не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.
Наконец нашёлся литейщик - пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать "Медного всадника" в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.
Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".
Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали: "24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами".
По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.
Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли "Гром-камень". Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником.
Первоначальный вес монолита - около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.
От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770".
По суше скалу перетаскивали почти год. Далее по Финскому заливу её везли на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику. Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.
Установкой "Медного всадника" на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев.
Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.
По повелению Екатерины II на постаменте начертано: "Екатерина II Петру I". Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.
Сразу после появления на Сенатской площади "Медного всадника" площадь была названа Петровской.
"Медным всадником" скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А. С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.
Вес "Медного всадника" - 8 тонн, высота - более 5 метров.
Во время блокады Ленинграда "Медный всадник" был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.
Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.
В настоящее время "Медный всадник" является популярным местом для молодожёнов.
Этьен-Морис Фальконе задумывал "Медный всадник" без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась. "Благодаря" вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.

Пожалуй, мало найдется в мире настолько узнаваемых памятников, как знаменитый «Медный всадник», установленный на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

В течение двух столетий он является символом Северной столицы, ее гордостью и местом паломничества туристов. С ним связано немало петербургских легенд, одна из которых послужила сюжетом для одноименной поэмы Пушкина. Но кто же изображен на памятнике «Медный всадник»?

Замысел памятника

«Медный всадник» был торжественно предъявлен публике во время царствования императрицы Екатерины. Это случилось 7 августа 1782 года, спустя ровно сто лет после того как на престол государства Российского взошел самый известный монарх в истории нашей страны – Петр Первый. Именно его конное изваяние стало впоследствии называться Медным всадником.

Екатерина всегда считала себя продолжательницей дела Петра по укреплению мощи и славы России, увеличению ее территории и богатства. Нет ничего удивительного, что к столетию коронования великого императора она задумала создать ему величественный памятник. Для этого в Россию был приглашен наиболее известный скульптор Франции того времени Этьен-Моррис Фальконе.

Художник согласился работать за достаточно скромное вознаграждение, вдохновившись возможностью создать действительно величественное произведение монументального искусства.

История создания памятника

Хотя Екатерина желала видеть традиционный памятник в европейском стиле, где Петр был бы представлен в виде древнеримского императора, Фальконе сразу же отверг эту идею.


Он видел памятник совершенно другим – мощным и в то же время летящим, подвижным, воплощающим стремление к новым горизонтам.

В то время никто еще не создавал конную статую, изображавшую вздыбленного коня. Главная сложность заключалась в том, чтобы точно рассчитать ее вес и сделать так, чтобы памятник получился устойчивым при опоре всего на три небольшие точки – задние копыта и кончик хвоста коня.

Немало времени занял поиск пьедестала для памятника – огромной цельной скалы в форме волны. Она была найдена после долгих поисков возле Лахты, и немалых трудов стоило доставить глыбу весом 1600 тонн в Петербург. Для этого была выстроена специальная дорога с деревянными рельсами, обитыми медью, по которым скалу катили с помощью тридцати стальных шаров. Транспортировка пьедестала заняла почти год и сама по себе стала блестяще выполненной инженерной задачей.

Еще больше трудностей возникло во время отливки статуи. Она была задумана пустотелой изнутри, причем передняя часть должна была иметь более тонкие стенки, чем задняя. Обилие мелких деталей и сложность выполнения работы приводили к многочисленным ошибкам и переделкам, что, в свою очередь, увеличивало срок изготовления памятника.


Фальконе пришлось самому изучить литейное дело, так как мастера, назначенные ему в помощь, плохо понимали, что хочет от них скульптор. Статуя была полностью отлита только в 1777 году, после нескольких неудачных попыток.

Фальконе так и не пришлось увидеть главный труд своей жизни полностью завершенным: Екатерина разгневалась на него за многочисленные задержки, и ему пришлось уехать из России домой, во Францию.

Скульптуру заканчивали А. Сандоц, завершивший наружную отделку памятника, Ю. Фельтен, руководивший установкой статуи на постамент, и Ф. Гордеев, изваявший змею, которую топчет конь Петра и которая символизирует врагов России.

Легенды, связанные с Медным всадником

Великолепный памятник стал причиной появления множества легенд. Некоторые из них внушали ужас – как, например, рассказы о том, что в безлунные ночи статуя императора оживает, соскакивает с пьедестала и скачет по улицам выстроенного им города. Другие же были основаны на реальных событиях.


Так, говорят, что на идею памятника Фальконе натолкнул случай, произошедший с Петром на берегу Невы. Однажды царь поспорил со своими приближенными, что перепрыгнет с одного берега Невы на другой. Это происходило примерно в том месте, где сейчас стоит памятник. Император взял разбег на коне, воскликнул: «Бог и я!» - и перелетел на другой берег. Разумеется, он тут же захотел повторить прыжок и, закричав: «Я и Бог!» - послал коня в прыжок.

Однако на этот раз конь рухнул в ледяную воду Невы примерно на ее середине, и царя пришлось вытаскивать на лодках. С тех пор, как говорят, Петр никому не позволял ставить себя выше, чем Бог.

Памятники - наиболее интересный и эффектный способ отдать дань и должное историческому прошлому. Ими восхищаются почитатели искусства, творчества и истории. Есть памятники, которые имеют звучное название, однако многие люди не знают, кто находится на пьедестале. Например, памятник - кто изображен на нем?

Памятник медному всаднику - отличный пример олицетворения духа истории в жизни. Нужно немного окунуться в историю!

"Медный всадник" - кто изображен на коне?

Многие люди, даже по роду деятельности не связанные с историей, наверняка слышали о медном всаднике. Но кто изображен на всадник", это остается открытым вопросом для большинства.

Этим вопросом забиты многие темы форумов и блогов в Интернете. Кто изображен на памятнике по этому поводу не прекращаются.

Не будем долго вас томить. На памятнике "Медный всадник" в Петербурге изображен сам Петр Первый. Автор монумента Фальконе стремился воссоздать фигуру Петра в движении, чтобы в нем видели не только великого полководца и предводителя русского народа, но и настоящего законодателя и созидателя жизни.

На голове у Петра находится венок. Именно он подчеркивает то, что Петр является победителем и полководцем. Памятник для истории уникален тем, что имеет три опоры, на которых держится.

Теперь на вопрос о том, на памятнике "Медный всадник" кто изображен, можно смело отвечать - царь Петр Первый!

Почему именно в Петербурге?

Памятник медному всаднику - это важный элемент для культуры и архитектуры России. Часто можно встретить вопрос о том, кто изображен на памятнике "Медный всадник" в Москве? Но такого памятника в Москве нет.

Итак, где находится памятник "Медный всадник", кто изображен на нем, мы разобрались. И расположен он не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Он был воздвигнут Екатериной Второй в честь На постаменте можно найти надпись: «Петру Первому От Екатерины Второй лета 1782 года».

Тот, кто изображен на памятнике "Медный всадник" в Санкт-Петербурге - выдающаяся личность для города. Так считала Екатерина и поэтому решила запечатлить создателя города навеки. Таким образом императрица решила отдать должное не только городу Петербургу, но и его непосредственному основателю Петру I. Кстати, именно поэтому "Медный всадник" и был сделан в Санкт-Петербурге в честь основателя города. Вес его составляет восемь тонн, а высота - пять метров.

История - начало

Инициатива создания памятника целиком и полностью принадлежит Екатерине Второй. По приказу императрицы Голицын Александр Михайлович обратился к Вольтеру и Дидро за помощью и консультацией в построении и проектировании такого значительного для Руси объекта. Екатерина очень доверяла Вольтеру и Дидро, потому их мнение считалось весомым.

Этьен-Морис Фальконе - именно этого человека рекомендовали они Екатерине для проектирования и построения объекта. А Фальконе, в свою очередь, всегда мечтал о том, чтобы создать огромный монумент, который пройдет через века и будет почитаться потомками. Предложение русского двора его обрадовало и воодушевило. Мастер приезжает в Россию с Мари-Анн Колло. Это его 17-летняя помощница по проектированию.

Со скульптором был заключен контракт на 200 тысяч ливров. Это небольшая сумма. Русский двор обращался и к другим знатным мастерам своего дела, но они просили сумму намного больше.

Позже помощником Фальконе был назначен Фельтен - профессионал-архитектор, который должен был только ускорить процесс строительства постамента.

Кто изображен на памятнике "Медный всадник", фото отлично демонстрирует.

«Гром-камень» - то, что нужно!

Встал вопрос поиска подходящего камня, на котором был бы размещен огромный монумент Петра Первого. Искать камень решили через объявления, и в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было размещено соответствующее сообщение.

Подходящий камень Григорий Вишняков любезно предоставит под монумент Петра. Это была огромная глыба, которую он хотел использовать для собственных нужд, однако не нашел даже инструмента, с помощью которого мог бы расколоть ее.

27 марта 1770 года камень был доставлен на берег Финского залива, и операция была завершена. Во время транспортировки было множество проблем, которые грозили сорвать весь проект. Однако все прошло успешно.

Перевозка данного камня даже на сегодняшний день является совершенно уникальной. Это был самый огромный камень, который когда-либо перемещался человеком!

Подготовка памятника

В 1769 году памятник из гипса был продемонстрирован публике. Теперь фигура Петра Первого ожидала отливки полностью.

Однако знаменитый мастер и проектировщик монумента Фальконе отказался выполнять эту работу самостоятельно. Он еще никогда не сталкивался с отливкой такого огромного памятника. Фальконе ожидал приезда Эрсмана, который был специалистом в этом вопросе.

Однако большие надежды скульптора на Эрсмана не оправдались. Он оказался плохим специалистом и не смог справиться с поставленной перед ним задачей. Фальконе самостоятельно взялся за отливку памятника.

Самая первая отливка произошла в 1775 году. Далее отливки повторялись в 1776-1777 годах. За результатами работы следила лично Екатерина Вторая.

Вторая отливка прошла более успешно, чем первая. Тогда после завершения Фальконе во внутренней части плаща Петра Первого написал «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин». Так была завершена работа над этим великолепным памятником.

Установка памятника

"Медный всадник" в Санкт-Петербурге был готов предстать перед народом. Оставался только вопрос установки памятника на чтобы он стал публичным достоянием, и люди могли им гордиться.

«Гром-камень» был давно доставлен в Петербург. Высота глыбы в 11 метров была именно той, что необходима для размещения монумента.

Однако отношения Фальконе и Екатерины Второй к этому моменту совсем испортились. Фальконе ничего более не оставалось, как уехать их Петербурга в Париж.

Конечной установкой памятника уже занимался Федор Гордеев. Это не вызвало у него больших затруднений, и 7 августа 1782 года состоялось открытие монумента Петру Первому. Фальконе так и не был приглашен на открытие своего русского детища. На открытии присутствовала сама Екатерина Вторая, которая и дала приказ открыть памятник именно в этот день!

Рассказ Батурина

Шел год 1812-й. Это было время, когда русская армия воевала с армией Наполеона. Была большая вероятность того, что французские войска ворвутся в Петербург и Москву и уничтожат все достояние культуры, которое есть в России.

Одержимый этими мыслями, император Александр Первый приказал вывезти из Петербурга все культурное наследие города. В списке Александра значился и памятник "Медный всадник" на Сенатской площади.

В это время объявляется некий Батурин, который тогда был в чине простого майора. Он добился личного свидания с князем Голицыным, чтобы поведать ему сон, который преследовал его на протяжении нескольких последний дней. Во сне майор находится на Сенатской площади. К нему поворачивает голову монумент Петра Первого и говорит, чтобы он ни в коем случае не был вывезен из родного Петербурга. Только с ним Петербург в безопасности, и никто его не тронет.

Удивленный таким сном Батурина, Голицын сразу же отправляется к Александру и рассказывает ему о видении. Александр был "убит наповал", однако все же отменил приказ о вывозе "Медного всадника" из Санкт-Петербурга.

Мысли Павла

Распространенной является история, которая связана с Петром Великим и будущим императором Павлом Первым.

Павел гулял вечером по улицам Петербурга, когда ему показалось, что кто-то идет рядом с ним. Сначала он принял это за игру воображения, однако после начал действительно чувствовать присутствие другого человека.

«Павел, я тот, кто принимает в тебе участие!», - сказала ему фигура, находящаяся рядом. Павел был изумлен. Он отчетливо увидел фигуру Петра Первого в плаще и шляпе.

Эта встреча произошла на Сенатской площади. Уходя, Петр сказал, что когда-то Павел снова увидит его здесь.

Со временем так и случилось. Павел получил приглашение на открытие монумента в Санкт-Петербурге. На памятнике "Медный всадник" кто изображен? На этот вопрос Павел знал ответ наверняка.

"Медный всадник в культуре"

Яркие монументы и памятники часто находят свое отражение в рассказах писателей, в стихах поэтов и в рисунках знаменитых художников. Описание "Медного всадника" в Санкт-Петербурге на Сенатской площади не стало исключением.

Монумент произвел впечатление на видных деятелей литературы и искусства различных времен, которые затем отобразили его в своем творчестве.

Федор Михайлович Достоевский в романе «Подросток» неоднократно упоминает "Медного всадника". Он переживал в своих произведениях за будущее славного Петербурга, но не предрекал ему смерть, потому что город крепко охранялся духом знаменитого и великого Петра-основателя.

Мистик Данил Андреев в своей «Розе мира» тоже вспоминает "Медного всадника". Однако он представляет Петра сидящим на драконе.

Упоминали в своих произведениях "Медного всадника" и другие писатели. Существует множество картин, написанных и посвященных этому монументу. Петр Первый, увековеченный на коне, произвел на деятелей искусства большое впечатление.

«Медный Всадник» Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин - это человек, который искренне восхищался русской культурой и ее наследием. Монумент Медного всадника в Санкт-Петербурге не мог оставить его равнодушным. Писателем было написано произведение «Медный всадник».

В произведении написано, как в 1824 году Евгений во время наводнения потерял свою возлюбленную. Он тяжело переживает это горе. Чтобы хоть как-то отвлечься от несчастного случая, он бродит по Санкт-Петербургу.

Евгений подходит к памятнику "Медный всадник" и на миг застывает. Он вспоминает, что именно Петр Первый основал город на том месте, в котором могут происходить беды и наводнения. Он начинает обвинять Петра в своих бедах и в том, что строительство было неверным, как и выбор самого места для строительства Петербурга.

Евгений начинает угрожать памятнику. В это время "Медный всадник" соскакивает с постамента и начинает бежать за обвинителем. Наяву это происходит у Евгения или в видении, он сам не может понять.

Чеканка монет

Нашел свое отражение "Медный всадник" не только в культуре, искусстве и литературе, но и на государственных монетах периода СССР.

Идея чеканить монеты с Петром первым принадлежала Банку СССР в период правления Михаила Горбачева в 1988 году.

Так, в 1988 году Банк СССР начинает чеканить монеты. Номинала 5 рублей удостоился памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге на Сенатской площади. Монета была тяжелой - 20 грамм. Ее тираж составлял 2 миллиона 300 тысяч экземпляром.

Это единственный известный случай с с участием памятника "Медный всадник".

Легенды, мифы и интересные факты

Есть занятные мифы и интересные факты, связанные с памятником в Петербурге. Начнем с мифов.

  • Есть слух, что однажды Петр Первый захотел перескочить Неву. Когда он трижды сказал «Все божье и мое», то перескакивал Неву без проблем. Когда же он изменил фразу и сказал «Все мое и божье», то вмиг застыл на месте и окаменел. С тех пор стоит памятник на Сенатской площади.
  • Лежал однажды Петр Первый в своей постели и показалось ему, что шведы наступают на Петербург. Он вскочил, прыгнул на коня и поскакал им навстречу. Однако на пути ему обернулась змея и остановила его на Сенатской площади. Она не дала ему прыгнуть в воду и спасла Петра.
  • Есть мифы, в которых Петр говорит, что только он может по-настоящему защитить город от бед. Так было и в период войны 1812-1814 годов. И действительно, город не был тронут французами.

Интересные факты:

  • При транспортировке камня под постамент возникали трудности и противоречия между работниками. Часто случались аварийные ситуации. За транспортировкой камня следила вся Европа.
  • Фальконе изначально хотел, чтобы его "Медный всадник" был без ограды. Но она все равно была установлена. В настоящее время этой ограды нет, и многие оставляют свои портя его. Есть вероятность, что ограда все-таки будет установлена.

"Медный Всадник" - это символ северной столицы России. В Петербург стоит съездить и своими глазами увидеть этот памятник. Теперь, когда вы будете в городе на Неве, у вас больше не возникнет вопроса о том, кто изображен на памятнике "Медный всадник" в Санкт-Петербурге.

Рейнгольд Глиэр - Вальс из балета "Медный всадник"

Памятник Петру I, бронзовый монумент всадника на вздыбленном коне, взлетевшем на вершину скалы, больше известный благодаря поэме Александра Сергеевича Пушкина как "Медный всадник" - неотъемлемая часть архитектурного ансамбля и один из самых ярких символов Санкт-Петербурга…

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената.

Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.

По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.

Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору.

Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И.И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом.

Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.
Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив.

Скульптор писал:

«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых им трудностей».

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И.И. Бецкому:

«Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:
«Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски».

Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день.

У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника». Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.

Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году.

Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника — ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими — не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать «Медного всадника» в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.

Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:

«24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было.

Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни.

Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень». Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником.

Расколотый валун - предполагаемый осколок Гром камня

Первоначальный вес монолита — около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару.

Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».

Поэт Василий Рубин в этом же году написал:

Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины
И пала под стопы Великого Петра.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику. Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.

Установкой «Медного всадника» на постамент руководил архитектор Ф.Г. Гордеев. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия.

Военным парадом управлял князь А.М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I». Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам. Сразу после появления на Сенатской площади «Медного всадника» площадь была названа Петровской.

«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин, хотя на самом деле он изготовлен из бронзы. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.

Легенда о Медном всаднике

С самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает "всадника Апокалипсиса", несущего городу и всей России смерть и страдания. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.

Кстати, о пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: якобы на камень указал местный юродивый. Некоторые историки находят возможным, что это - именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск.

Слава о Медном всаднике разносилась далеко за пределами Петербурга. В одном из отдаленных поселений возникла своя версия возникновения памятника. Версия заключалась в том, что однажды Петр Первый развлекался тем, что перепрыгивал на своем коне с одного берега Невы на другой.

В первый раз он воскликнул: "Все Божье и мое!", и перепрыгнул через реку. Во второй раз повторил: "Все Божье и мое!", и снова прыжок оказался удачным. Однако в третий раз император перепутал слова, и сказал: "Все мое и Божье!" В этот момент его настигла Божья кара: он окаменел и навечно остался памятником самому себе.

Легенда о майоре Батурине

Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства.

В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.

Во время блокады Ленинграда «Медный всадник» был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса.

Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.

Этьен-Морис Фальконе задумывал «Медный всадник» без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась.

«Благодаря» вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.

компиляция материала -

Памятник Тысячелетие России (Великий Новгород, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Великий Новгород славен не только своей многовековой историей и ролью в становлении государства Российского, но и памятниками, которые притягивают внимание туристов. Один из таких - «Тысячелетие России», созданный в 1862 году в честь тысячелетия с момента провозглашения Рюрика как князя Руси. Именно с этой даты принято вести летоисчисление истории России как государственного образования.

В установленном напротив Софийского собора в Новгороде монументе одним видится очертание шапки Владимира Мономаха, другим - колокол, который, как говорили авторы памятника М. Микешин и И. Шредер, призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России».

На самом деле памятник представляет собой постамент куполообразной формы, на котором установлен шар-держава, символизирующий династии Рюриковичей и Романовых. Памятник немал: диаметр постамента из гранита около 9 метров, общая высота монумента почти 16 метров. Гранит везли с Сердобольских каменоломен на Ладоге, а бронзовые составляющие изготовили в Санкт-Петербурге.

Памятник немал: диаметр постамента из гранита около 9 метров, общая высота монумента почти 16 метров.

Шар-держава украшен затейливым узором из крестов, показывающим единство царской власти и церкви. На вершине шара установлен крест с ангелом, а под ним - женщина, стоящая на коленях, которая символизирует Россию. Славянской вязью на гигантской гранитной державе выполнена памятная надпись «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862». Шар окружают 17 фигур выдающихся исторических деятелей шести основных вех в истории России.

Фигуры и персонажи памятника

Первую эпоху, или основание русского государства, представляют фигуры Рюрика и главного языческого бога Перуна.

Вторая группа персонажей, показывающая обращение Руси к христианству, включает в себя изображения князя Владимира с восьмиконечным крестом в руках, славянина, рушащего статую языческого божка, и женщину с ребенком, которого она протягивает князю.

Фигуры третьей группы символизируют освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Центральная из них - конечно, фигура Дмитрия Донского, повергнувшего воина ненавистной армии захватчиков и смотрящего вслед спешно отступающим войскам Мамая, разбитым русскими воинами.

Тема четвертой скульптурной группы - основание самодержавия. Персонажи этой эпохи - на переднем плане побежденный татарин, передающий символ власти князю Ивану III, низвергнутые немецкий рыцарь и латвийский воин. Чуть позади изображен сибиряк, который олицетворяет присоединение Сибири.

Пятая веха в истории России - начало правления дома Романовых. В центре внимания здесь - Михаил Романов, которого Минин одаряет шапкой Владимира Мономаха и скипетром, а Пожарский обороняет от потенциальных врагов своим мечом.

И наконец, шестая группа символизирует знаковую победу в шведской войне (фигура упавшего шведа с разорванным знаменем) и основание русской империи, которая показана в композиции фигурой Петра I со скипетром в руках, чей взгляд устремлен на север, в сторону Санкт-Петербурга, которому суждено стать новой столицей Российского государства. Слева от первого русского императора парит ангел - воплощение величайших реформаторских замыслов и побед Петра.

В верхней части композиции находится мощная фигура простого русского крестьянина, поддерживающего гигантский шар-державу. Он заслонен фигурами царей и полководцев, стоящих на вершине площадки, оттого плохо просматривается зрителем. Но и в этом есть своя глубокая символика: ибо именно он, простой русский мужик, труженик и воин тысячу лет держал и оберегал великую Российскую Державу.

Третий ярус

На третьем ярусе, проходящем по горельефу памятника, запечатлены фигуры политиков, героев войн, ученых и людей творческих, оставивших яркий и заметный след в истории России. Всего 129 персонажей, разделенных на 4 группы.

Первая коллективная композиция «Просветители народа», насчитывающая 31 фигуру, начинается под фигурой князя Владимира.

Первая коллективная композиция «Просветители народа», насчитывающая 31 фигуру, начинается под фигурой князя Владимира. Среди них - авторы кириллицы Кирилл и Мефодий, монах-летописец Нестор, князь Владимир и княгиня Ольга, митрополиты Платон и Петр Могила, патриарх Никон, Федор Ртищев - основоположник русской благотворительности, писатель Максим Грек, основатель Киево-Печерского монастыря Антоний Печерский и многие другие.

С восточной стороны монумента расположена группа государственных мужей (26 персонажей), наиболее заметные из которых - Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, великие литовские князья Гедимин и Ольгерт, основатель династии Михаил Романов, императоры Петр I, Александр I, Николай I, патриархи Филарет и Гермоген, императрица Екатерина II, дипломаты Виктор Кочубей и Григорий Потемкин, государственные деятели Михаил Сперанский и Яков Долгоруков.

36 фигур героев и военных людей размещены на северо-восточной стороне памятника. Среди них Святослав Игоревич, Даниил Галицкий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Марфа Посадница, Минин и Пожарский, атаман Ермак, Иван Сусанин, Михаил Голицын, дипломат Шереметьев, генералы Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толли, гетман Хмельницкий, полководец Суворов, вице-адмирал Корнилов и адмиралы Нахимов, Сенявин, Лазарев.

В четвертой группе собраны фигуры людей творческих - 16 художников и писателей. В их числе Ломоносов, Карамзин, Державин, Фонвизин, Жуковский, Крылов, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Пушкин, Брюллов, композитор Глинка.

После свержения царского режима и установления власти большевиков памятник был огорожен досками как антисоветская скульптура, однако по истечении какого-то времени вновь представлен взорам публики.

Во время Великой Отечественной войны монумент сильно пострадал - фашисты успели вывезти бронзовую решетку, огораживающую памятник, и фонари, установленные поблизости. Все небольшие фигуры были сняты, крест, который венчал шар-державу, сломан. Много мелких деталей было утрачено безвозвратно. В январе 1944 года советские войска выбили противника из города, а к ноябрю реставрация памятника «Тысячелетие России» была завершена. После этого было еще несколько восстановительных работ, в ходе последней из которых внутри монумента удалось найти остатки лестницы, которую, по-видимому, забыли там мастера 19 века.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!