Конспект занятия рисование с элементами аппликации в средней группе. Тема: Зайка серенький стал беленьким

Цель : Развивать воображение и мышление с помощью видоизменения образа зайчика.

Задачи:

Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изобразительной деятельности.

Совершенствовать умение правильно держать кисть, промывать в воде, осушать о салфетку, прежде, чем набирать другую краску.

Развивать мелкую моторику рук

Предварительная работа: Беседа о сезонных изменениях в природе, способах приспособляемости животных (изменение окраски наружных покровов тела). Сравнение изображений зайцев – в летней и зимней «шубках». Чтение литературных произведений о зайцах.

Материалы и оборудование : Тонированные листы бумаги синего или голубого цвета, силуэты зайцев вырезанные из бумаги серого цвета, клей, клеевые кисточки, гуашевая краска белого цвета, кисти, банки с водой, салфетки бумажные.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку:

У косого нет берлоги?

Не нужна ему нора, от врагов спасают ноги,

а от голода кора.

Дети: Заяц

Воспитатель:- Правильно заяц! а давайте посмотрим сказку про зайца?

Ответы детей.

Воспитатель рассказывает сказку Т. Ворониной, показывая иллюстрации к сказке.

Сказка про зайку.

«Жил-был в лесу с мамой да папой серый зайчишка. Серый прыгал резвился в траве на поляне да забот не знал. Все ему в друзья годились: и берёзка, и клён, и куст малины.

Но однажды серый выскочил из дома на полянку, да друзей своих не признал. У берёзы листочки пожелтели. А у клёна- покраснели.

«Уж не заболели ли они? »- испугался зайчишка.

Почему ты пожелтела? - спросил он у берёзы.

Осень пришла, - зашелестели в ответ берёзовые листочки.

Почему ты покраснел? – спросил серый у клёна.

Осень пришла, - заскрипел ствол старого клёна.

«Что за зверь такой - осень? » - испугался зайчишка и пустился со всех ног домой.

Осень пришла! Спасайся кто может! – закричал зайчишка, завидив домашних.

Чем тебя напугала осень? Удивилась мать.

Она пришла и каждому шубку перекрашивает как ей вздумается. Лес разноцветный весь! Никого не пощадила. Что за страшный зверь такой – осень?

Зима пострашнее будет. Вот придёт она и за твою шубку примется. – улыбнулась зайчиха.

Пришла зима. И берёзку, и клён одела она по своему хотению в белые пушистые шубки. На белой полянке скачет, резвится наш знакомый зайчишка, да только и его шубку не узнать! »

Воспитатель спрашивает у детей:

Понравилась вам сказка?

Дети, как вы думаете, о ком эта сказка? (ответы детей).

Что с зайчиком случилось? (ответы детей) .

Воспитатель: Ребята, а давайте нарисуем картинки о том, как зайчик приготовился к зиме и поменял серую шубку на белую.

Дети садятся за столы, воспитатель предлагает посмотреть силуэт зайца, вырезанного из бумаги серого цвета, спрашивает:

В какой шубке зайка в летней или зимней? (ответы детей) .

Воспитатель: Посмотрите как я буду помогать зайчику менять шубку серую на белую (прикрепляет на мольберте лист бумаги голубого цвета, наклеивает силуэт зайца внизу листа - на 2-3см выше нижнего края, раскрашивает зайца белой гуашью).

Ребята, а как вы думаете для чего надо зайчику сменить шубку? (ответы детей) .

Правильно, что - бы зайчика не приметили охотники и хищные звери на снегу, послушайте стихотворение.

Заяц мчится что есть мочи,

Заяц схоронится хочет.

То бежит он и кружит,

То лежит он - весь дрожит.

Бедный, он всего боится…

Где укрыться ото зла-

От лисицы и куницы,

От орлицы и орла?

Он боится даже белки,

Певчей птицы – даже мелкой.

… Уши – стрелы. Хвост – сучок.

Прыгнул белый и – молчок.

Воспитатель: Вот как белая шубка спасает зайчика, прыгнул в сугроб и спрятался. А теперь давайте приступим к работе, аккуратно приклеиваем зайчика на лист бумаги, затем раскрашиваем. Не забывайте нарисовать снег или снежный сугроб.

Дети выполняют работу.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! так быстро нарисовали картинки с зайчиком, все старались.

А, давайте немного отдохнём и потанцуем? (дети выполняют движение под песенку Зайка серенький сидит).

Воспитатель: Молодцы! Вот как вы умеете выполнять движения, почти как зайки на лужайке

Воспитатель: Ребята вам понравилась рисовать картинки? А сказка про зайку понравилась? Вот видите как мы весело провели с вами время. А давайте каждый из вас расскажет дома маме и папе сказку про зайку и покажете свою картинку, я думаю им будет очень интересно послушать.


Лялькина Юлия Васильевна

Текущая страница: 7 (всего у книги 13 страниц)

Шрифт:

100% +

ЗАНЯТИЕ 4. ЛЕПКА. «ЗАЙЧИК»

Программные задачи.

Продолжать учить детей лепить животных, используя форму овоида (туловище, голова); передавать в лепке характерные особенности внешнего вида зайца (длинные уши, короткий хвост), разное состояние зверька (прислушивается или спокойно отдыхает) через разное положение его ушей; закреплять приемы лепки овоида и примазывания деталей друг к другу.

Материал.

У воспитателя игрушечный зайчик, статуэтка или вылепленный заяц (образец) в положении лежа; несколько елочек, кустиков (картонные или фанерные от настольного театра); части тела зайчика: два овоида разной величины, тонкий цилиндр. У детей пластилин, дощечки, стеки.

Ход занятия.

На своем столе воспитатель стелет лист белой бумаги и расставляет на нем несколько кустиков и елок, а за одной из них зайчика.

Воспитатель. Посмотрите, дети, это зимняя лесная поляна. Тут растут… (елки, кусты). Тихо, тихо на лесной полянке. Никого нет. Ой! Кто это зашевелился за елкой? Да это зайчишка – длинные ушки, короткий хвост (ставит зайчика перед детьми). Зайчик, ты что тут делаешь?

Зайчик. Я убежал от лисы, спрятался за елкой и отдыхаю. Вот если бы я был не один, если бы у меня было много товарищей-зайчиков, лиса не посмела бы напасть на нас.

Воспитатель. Дети, давайте поможем зайчику, вылепим для него товарищей – много таких же длинноухих зайчат.

Зайка, прыгни на этот пенек, чтобы дети хорошенько могли рассмотреть тебя, узнать, какой формы у тебя туловище, голова.

Зайчик. Пусть дети скажут, какой формы у меня голова и туловище. На что они похожи? (На яичко.)

Воспитатель . А кто скажет, как такую форму вылепить?

Дети. Сначала скатать шарик, потом слегка раскатать его между ладонями, с одного края раскатать немного сильнее.

Зайчик. Правильно. Видите, дети, у меня голова сзади закругленная, а впереди мордочка немного вытянутая и туловище такой же формы.

Воспитатель. У меня уже вылеплены для зайчика туловище и голова, похожие на большое и маленькое яички (показывает). Дети, кто покажет, как надо соединять туловище и голову, чтобы они крепко держались?

Ребенок примазывает голову к туловищу и называет способ крепления частей.

Педагог показывает детям цилиндр и спрашивает, что из него можно вылепить (ушки) и как это сделать (разрезать стекой цилиндр на две ровные части, слегка расплющить их и заострить кончики пальцами).

Воспитатель проделывает все нужные операции или вызывает ребенка для показа способов лепки ушей зайца.

Воспитатель. Вот тебе, зайчик, первый товарищ! А почему у тебя ушки опущены и лежат на спине?

Зайчик. Тут спокойно, лисы нет, и я отдыхаю. Но если я услышу какой-нибудь шорох или шаги, то сразу подниму ушки вверх, так же, как поднял ушки мой новый товарищ.

Педагог предлагает детям приступить к лепке зайчиков, предварительно спросив, с чего они начнут работу.

В ходе занятия следит за способами лепки, путем вопросов уточняет их названия, спрашивает детей о положении ушей у их зайчиков и связывает это с состоянием зверьков (спокойно отдыхает, насторожился и прислушивается).

Поощряет тех, кто внес в свои работы дополнительные элементы, например вылепил лапки или придал зверьку другую позу.

В конце занятия можно предложить детям поместить вылепленных зайчиков на лесной полянке, кто где хочет (у елки, перед кустиком), или вместе с другими зайчиками, или по одному.

Воспитатель спрашивает у зайчика, доволен ли тот, что теперь у него так много друзей. Ответы надо строить так, чтобы в них включалась и оценка вылепленных детьми персонажей (форма частей тела, их пропорциональность, положение ушей и т. д.).

Следует дать возможность всем, кто захочет, поиграть с вылепленными персонажами после занятия или вечером, добавить игрушечную лису или волка.

ЗАНЯТИЕ 5. ЛЕПКА. «ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА»

Программные задачи.

Учить детей лепить животное из трех разных по форме частей, соблюдать приблизительные пропорции между частями; передавать несложное движение лап мишки; закреплять приемы скатывания, раскатывания, расплющивания, соединения частей приемом примазывания; использовать стеку для прорисовки деталей и разрезания пластилина.

Материал.

У воспитателя образец – вылепленный мишка (без ног) и отдельные части такого же медвежонка; коробка для образца и частей игрушки. У детей пластилин, дощечки, стеки.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям коробку, перевязанную ленточкой: «Я была в магазине и купила для наших кукол (Маши и Даши) двух одинаковых игрушечных медвежат. Вот они».

...

Заглядывает в коробку и восклицает: «Ой, один медвежонок целый, а другой развалился на части!» Вынимает целую игрушку и части второго медвежонка. Раскладывает перед глазами детей. «Что же делать? Как узнать, что это? А что это?» Подтверждает ответы детей, что узнать части игрушки можно, если сравнить их с частями целого медвежонка. Ведь игрушки одинаковые.

Педагог предлагает тому, кто захочет, «починить» сломанную игрушку. Спрашивает о форме каждой части – туловища, головы, ушей, лап, и о том, как ее нужно лепить. Привлекает к обсуждению и других детей. Если дети не знают, как лепить круглые уши медвежонка, показывает и объясняет: «Ушки у медвежонка маленькие, поэтому надо сначала скатать два маленьких шарика. Для этого надо взять комочек пластилина, положить на левую ладонь и пальцем правой руки скатать маленький шарик. Потом расплющить его. Получится круглое ухо». Когда ребенок соединит все части игрушки и примажет их друг к другу, чтобы держались крепко, педагог говорит, что теперь у ребят только два медвежонка, а кукол много. Предлагает всем вылепить по одному медвежонку для каждой куклы. Спрашивает детей о последовательности лепки, о том, на сколько частей следует разделить пластилин, какой величины будут эти части.

В процессе занятия педагог следит за способами лепки, спрашивает об их названиях. Когда дети прилепят медвежатам лапки, говорит: «Игрушки получатся интереснее, если медвежата смогут что-то делать: например, заниматься гимнастикой, держать что-то в лапках или просто махать ими. Пусть каждый из вас научит своего медвежонка что-нибудь делать». Если нужно, следует дать детям дополнительные комочки пластилина для лепки тех или иных предметов для мишки.

В конце занятия педагог говорит: «Услышали наши куклы, что вы им приготовили подарки, и очень хотят увидеть их». Демонстрирует, как подарить медвежонка кукле: «Машенька, я дарю тебе этого медвежонка. У него… (называет некоторые качества). Медвежонок умеет махать лапкой» и т. п. Предлагает детям отнести их медвежат куклам и подарить (дети это делают по очереди – по два-три человека). Одобряет тех, кто рассказал кукле о своем медвежонке, о том, какой это зверек и что он умеет делать.

ЗАНЯТИЕ 6. ЛЕПКА. «ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА»

Программные задачи.

Воспитывать у детей желание работать вместе, формировать умение договариваться друг с другом; учить самостоятельно располагать фигурки медвежат и передавать движения лапок в соответствии с предложенным сюжетом; закреплять умение делить комок пластилина на части, использовать знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, примазывание, заглаживание; учить использовать стеку для прорисовки мелких деталей (глаза, когти на концах лап).

Материал.

У воспитателя иллюстрация Е. Рачева к сказке «Два жадных медвежонка», два игрушечных медвежонка, шарик или вылепленная головка сыра, дополнительные комочки пластилина. У детей на двоих два комочка пластилина, отличающихся немного по величине (для лепки старшего и младшего братцев-медвежат), одна подставка на двоих, стеки.

Ход занятия.

«Дети, я недавно читала вам интересную сказку, – говорит педагог. – К этой сказке художник Евгений Рачев нарисовал картинку. Вот она (показывает). Скажите, кто здесь нарисован и из какой сказки эти зверята».

Подтверждает, что художник изобразил двух братьев-медвежат из сказки «Два жадных медвежонка».

«Куда же отправились братья-медвежата и что они нашли на дороге? У меня есть два игрушечных медвежонка. Это будет старший брат (показывает медвежонка большей величины), а это младший. Я их поставлю друг за другом. Так они шли по дороге. Медвежата сильно проголодались и вдруг нашли круглую головку сыра (кладет перед медвежатами шарик). Обрадовались медвежата, подбежали к сыру и хотели разделить его. Как же они встали, когда собрались делить сыр? Кто из вас поставит медвежат так, чтобы было видно, что они собираются делить сыр?»

Один из детей меняет положение медвежат относительно друг друга. Педагог спрашивает, как теперь стоят медвежата (напротив друг друга).

«Сейчас вы вдвоем вылепите двух жадных медвежат. Посмотрите на ваши комочки пластилина. Одинаковые или разные они по величине? (Один поменьше, другой побольше.) Значит, один из вас вылепит старшего брата, а другой младшего.

А когда вылепите, поместите двух медвежат на одну подставку, так чтобы было видно, что они собирались делить сыр».

Воспитатель спрашивает, с чего дети начнут лепку медвежат (с деления комка пластилина на части). В процессе работы следит, какими способами дети лепят разные части медвежонка, как скрепляют их. Тем, кто захотел вылепить медвежат стоящими на задних лапах, предлагает взять с подноса у себя на столе дополнительные комочки пластилина. Советует для устойчивости фигурок сделать лапы короткими и толстыми и слегка раздвинуть их. Подсказывает, что стекой можно прорисовать не только глаза, но и когти на концах лап медвежат короткими черточками.

К концу работы педагог раздает по одному комочку пластилина на двух детей для лепки сыра. Дети сами решают, кто будет лепить сыр.

«Что нужно сделать с лапками медвежат, чтобы было видно, что они оба держат головку сыра? Или же один обхватил сыр, а другой протягивает к нему свои лапы?» (Вытянуть лапы вперед.)

В конце занятия надо поместить на стол подставки с вылепленными медвежатами и пригласить детей рассмотреть их работы. Сказать: «Жадные медвежата хотели поделить сыр поровну, но каждый боялся, что другому достанется больше. И вы знаете, чем это кончилось. Вы вылепили медвежат, которые собрались делить сыр. Как они стоят? (Напротив друг друга.) Как держат лапы? (Указать на работы, где один обхватил головку сыра, а другой протягивает к ней лапы.) Старший или младший медвежонок держит сыр? А как вы узнали, что старший (младший)?» Можно обратиться к двум детям, выполнявшим общую работу, с такими словами: «Ты один или вместе с Васей вылепил этих медвежат? Кто из вас лепил старшего брата, кто младшего?»

В заключение следует обязательно спросить всех, понравилось ли им лепить вместе. Сказать, что сообща, дружно можно сделать больше и интереснее. Художник Рачев нарисовал медвежат, а дети вылепили их так, как об этом рассказывается в сказке «Два жадных медвежонка».

ЗАНЯТИЕ 7. ЗНАКОМСТВО СО СКУЛЬПТУРОЙ МАЛЫХ ФОРМ

Программные задачи.

Познакомить детей с новым видом изобразительного искусства – скульптурой малых форм; учить понимать содержание скульптуры и ее выразительные средства; дать представление о том, что скульптура изготовляется из разного материала.

Материал.

У воспитателя статуэтки животных (4–5 шт.), изготовленные из фарфора или фаянса, дерева, металла, керамики, стекла и др.; поворотный круг или дощечка, книжные иллюстрации с изображениями животных.

Ход занятия.

Педагог говорит, что на книжных иллюстрациях дети видели, как художники изображают животных.

«Посмотрите на пушистого, усатого, полосатого котенка, которого нарисовал художник Лебедев. Посмотрите на нарядную хитрую лису художника Рачева. Но есть художники, которые не изображают животных красками и карандашами, а изготавливают из разного материала».

Педагог по одной ставит фигурки животных на поворотный круг или дощечку и медленно поворачивает, чтобы дети имели возможность рассмотреть скульптуру со всех сторон.

Спрашивает, кто это, что делает. Называет материал, из которого изготовлена статуэтка. Например: «Это белочка, она присела и оглядывается назад. Наверное, послышался какой-то шум, белочка насторожилась и смотрит, что там такое? Сделана она из фарфора». Показывая скульптуру, надо подводить детей к пониманию того, какими средствами ее автор передает состояние или характер животного (поза, движение, подчеркивание каких-то особенностей).

Рассмотрев с детьми подробно три фигурки из разного материала и поместив рядом книжную иллюстрацию, воспитатель говорит, что художник, который изображает животное красками, показывает его только с одной стороны: «Вот этот кот (собака…) нарисован сбоку. Как он выглядит спереди, сзади, мы не видим. А вот эти фигурки мы можем рассмотреть со всех сторон. Они объемные. Тех мастеров, которые создают такие фигурки, называют скульпторами».

Педагог добавляет еще одну-две фигурки животных.

Можно обратить внимание детей на то, что некоторые фигурки скульпторы раскрашивают, – это животные из фарфора, керамики. Другие фигурки остаются нераскрашенными, они металлические, деревянные, стеклянные и др.

В заключение можно предложить детям показать наиболее понравившуюся статуэтку и описать ее (кто это, что делает, какая она, из чего сделана). Далее спросить, у кого дома есть статуэтки, и предложить вечером их внимательно рассмотреть, а на следующий день рассказать о них воспитателю и товарищам.

ЗАНЯТИЕ 8. ЛЕПКА. «ЕЛКА ДЛЯ ЛЕСНЫХ ЗВЕРЮШЕК»

Программные задачи.

Развивать у детей способность к созданию собственного замысла; учить приемам лепки животного; объединить детские работы в общую композицию; учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы.

Материал.

У воспитателя ширма, на которую наклеены детские рисунки с изображением зимнего леса, пластмассовая или картонная елочка, игрушечные Снегурочка и Дед Мороз или их картонные изображения на подставке; игрушечные лисичка и белочка или статуэтки животных.

Ход занятия.

Воспитатель ставит на стол ширму с изображением зимнего леса. Рассказывает детям: «Решили Дед Мороз и Снегурочка устроить в лесу для зверюшек елку (ставит перед ширмой елочку, Деда Мороза и Снегурочку). Ждут не дождутся гостей на праздник. Давайте, дети, вылепим лесных зверюшек, и пусть они повеселятся вокруг новогодней украшенной елочки. Каждый из вас вылепит какого-нибудь зверька – зайчика, белочку, мишку или лисичку. Зайчика и мишку вы уже лепили. У белочки вылепите большой пушистый хвост, у лисички острую мордочку и пушистый хвост». (Указывает на игрушки.)

Педагог спрашивает нескольких детей, какого зверька они вылепят. Тех, кто изъявит желание вылепить белку или лису, расспрашивает, как выглядят эти звери, хвалит за желание вылепить новое животное, над которым раньше на занятиях не работали.

В процессе лепки воспитатель помогает детям вспоминать те или иные особенности внешнего вида животных, спрашивает о способах лепки той или иной части тела, об относительной величине частей. Напоминает, что мелкие детали – глаза, шерсть – можно обозначить стекой.

Педагог говорит, что Дед Мороз и Снегурочка приглашают зверюшек водить хоровод вокруг елочки. Предлагает детям придать лапкам зверей такое положение, чтобы они смогли водить хоровод. Приглашает детей с вылепленными зверюшками подойти к столу и расставить их в хоровод вокруг елки. От имени Деда Мороза и Снегурочки здоровается со зверюшками: «Здравствуй, белочка! Вставай в хоровод. И ты, хитрая лисичка с пушистым хвостом, иди к нам. Молодец, мишка, взял за лапу длинноухого зайчика и тоже вместе со всеми стал у елочки» и т. п. А детям можно предложить тоже взяться за руки, стать вокруг елочки, спеть знакомую новогоднюю песенку и пройтись хороводом вокруг лесной елочки вместе со зверюшками.

Вечером целесообразно снова предложить детям поиграть.

ЗАНЯТИЕ 9. РИСОВАНИЕ. «ЗАЙЧИК ПОД ЕЛОЧКОЙ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей передавать в рисунке несложный сюжет; соблюдать элементарные пропорции между предметами; закреплять умение изображать елку с постепенно удлиняющимися книзу ветками; через разное положение ушей зайца передавать разное состояние зверька; закреплять технические приемы рисования разных по форме и строению предметов.

Материал.

У воспитателя иллюстрация с изображением зайца, сидящего с поджатыми лапками, лист бумаги серого цвета с неполным изображением зайца (тело, голова, хвост) для показа способа рисования ушей и ног. У детей листы бумаги серого цвета, по форме близкие к квадрату, краски гуашь, мягкие кисточки.

Ход занятия.

Воспитатель говорит, что сегодня дети нарисуют елку, а под ней зайчика. Зайчик убегал от лисы, увидел густую ель и спрятался за ней. Присел и поджал под себя лапки. Вот так (показывает иллюстрацию). Теперь лиса его не найдет.

Напоминает, что недавно дети рисовали елку под снегом. Спрашивает, какие по длине ветки вверху, какие внизу. Подтверждает, что ветки у ели постепенно удлиняются книзу. Напоминает также, что дети лепили зайчика и знают, какой формы у него тело (обводит пальцем тело зайчика на иллюстрации), голова, какие уши и хвост. Предлагает одному из детей назвать форму частей тела зайца.

...

Говорит, что зайчика можно нарисовать по-разному. Можно изобразить спокойного зайчика. Он опустил уши, прижал их к телу и отдыхает. А можно показать на рисунке, как зайчик поднял уши и прислушивается, не крадется ли лиса.

Педагог прикрепляет к мольберту лист бумаги с незаконченным рисунком, спрашивает детей, какого зайчика нарисовать – спокойного или тревожного, прислушивающегося к шорохам. После ответов детей рисует уши зайца в том или ином положении. Показывает, как изобразить ноги.

Воспитатель спрашивает, что дети нарисуют раньше – елку или зайчика. Подтверждает, что елка большая, высокая, а зайчик маленький, поэтому сначала надо нарисовать елку. Но где лучше изобразить елку – посередине листа бумаги или немного сбоку, чтобы осталось место для зайчика?

В процессе работы педагог напоминает о цвете ели (темно-зеленая), о цвете зайца (белый), только кончики ушей и хвоста черные. Спрашивает у некоторых детей, какого зайчика они нарисуют. Следит за правильным изображением овальных форм, за тем, чтобы при закрашивании ребенок не выходил за контур. Говорит, что можно нарисовать кончиком кисти снег на ветвях ели, падающие снежинки. Советует снежинки рисовать не густо (а то получится такой сильный снегопад, что и белого зайца не разглядишь на рисунке).

В конце занятия нужно сравнить два рисунка, на которых зайчики изображены по-разному: один с опущенными ушами, другой с поднятыми. Спросить, что делает этот зайчик и что другой. «Как вы узнали? Покажите еще рисунки, где зайчики спокойно отдыхают, а где – прислушиваются». Далее обратить внимание детей на величину елки и зайца, на заполняемость рисунком листа бумаги, на красивое сочетание цветов: серого, темно-зеленого и белого.

ЗАНЯТИЕ 10. РИСОВАНИЕ. «БЕЛОЧКА С ГРИБКОМ»

Программные задачи.

Учить детей изображать животное на основе овоида (туловище, голова), передавая в рисунке его характерные особенности: пышный большой хвост, рыжий цвет; соблюдать элементарные пропорции между частями; передавать несложное движение – сидящая белка держит передними лапками грибок.

Материал.

У воспитателя картинка с изображением белки, сидящей на задних лапках, заготовки: два овоида разной величины (тело и голова), хвост и лапки для выкладывания на фланелеграфе, лист бумаги для частичного показа приемов изображения. У детей листы бумаги величиной в 1/2 альбомного листа, краски гуашь, мягкие кисти. (Для получения рыжего цвета смешать оранжевую и коричневую краски.)

Ход занятия.

В первой части занятия детей рассаживают полукругом, ставят перед ними мольберт с листком бумаги и фланелеграф.

«Один художник любил гулять в зимнем лесу, – рассказывает воспитатель. – А если видел там что-нибудь интересное, красивое, то рисовал. В последний раз он увидел на ветке высокого дерева белочку. Она сидела на задних лапках, а передними держала грибок и ела. Я спросил у художника, где же белочка зимой нашла гриб. Ведь сейчас они не растут. Художник рассказал, что зимой белка прячется в дупле на высоком дереве, в сильные морозы прикрывается своим большим пушистым хвостом, как одеялом. А когда проголодается, вылезает из своего дупла и бежит к тем веткам, на которые осенью нацепила сушиться грибы. Она срывает с ветки грибок и съедает. Вот такую картинку художник и нарисовал, когда вернулся из леса».

Педагог помещает перед детьми картинку с изображением белки. При рассматривании обращает их внимание на позу зверька, на форму частей тела, на их относительные пропорции, на расположение туловища и головы. Подчеркивает, что их овальная форма похожа на яичко (овоид). С одной стороны голова закругленная, а с другой слегка заостренная. Около головы туловище белки уже, чем у хвоста, а голова сужается у мордочки. Обводит при этом пальцем туловище и голову белки.

...

«Вы будете выкладывать белочку из частей на фланелеграфе, а я буду смотреть на фланелеграф и рисовать по частям белочку на листе бумаги. Если вы будете ошибаться, то и моя белочка получится непохожей на настоящую. С чего начнем изображать белку?» (С туловища.)

Педагог приглашает ребенка к фланелеграфу, предлагает найти среди других частей туловище белки и прикрепить к фланелеграфу посередине. Ребенок должен придать ему слегка наклонное положение. «Можно ли мне начинать рисовать туловище белки?» – спрашивает воспитатель. Рисует контур туловища и быстро закрашивает его в одном направлении широкими линиями всей кистью с отрывом от бумаги. Вызывает к фланелеграфу другого ребенка и предлагает прикрепить головку белочки так, чтобы суженный конец был впереди (мордочка).

Рисует голову белки на листе бумаги. Остальные части – хвост, лапки – прикрепляют другие дети. Изображая хвост, надо подчеркнуть его длину: «Хвост длинный, когда он поднят, то доходит до головы белки».

Следует обратить внимание детей на разную длину задних и передних лапок: «У белки задние лапки длиннее передних, поэтому она передвигается прыжками, как заяц». Остальные детали – ушки, глаз, грибок в лапках – дети изобразят сами.

Перед рисованием белки можно путем вопросов повторить с детьми последовательность в изображении частей. В ходе работы спросить детей о цвете шерсти у белки (темно-оранжевая). Такой цвет называют рыжим (если речь идет о шерсти животного). При затруднении можно предложить ребенку обвести пальцем ту или иную часть тела зверька.

В конце занятия педагог выставляет детские рисунки на стенд и говорит: «Как много рыженьких белочек собралось здесь! Наверное, сбежались со всего леса, чтобы вместе полакомиться вкусными сушеными грибами».

Указывая то на одну, то на другую белку, он подчеркивает удачные изображения отдельных частей: «У этой белочки такой большой и пушистый хвост. Она не замерзнет в самые сильные морозы. А у какой еще белки такой хвост? (Дети показывают.) Эта белка хорошо прыгает. У нее задние лапки длинные. А у каких еще белочек длинные задние лапки?» и т. п.

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание:

  • закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе о том, что поздней осенью зайцы меняют летнюю шубку на зимнюю;
  • совершенствовать нетрадиционную технику рисования методом тычка жёсткой полусухой кистью;
  • формировать умение создавать выразительный образ (имитация фактурности пушистой шубки);
  • отрабатывать умение держать кисть вертикально и ритмично ударять по силуэту зайца,
  • воспитывать интерес к освоению изобразительных техник;
  • вызвать у детей желание помочь зайчику.

Словарная работа: линька.

Предварительная работа:

  • рассматривание картин, иллюстраций;
  • чтение художественных произведений о зайцах (Бианки, Ушинского, Чарушина, Заходера)
  • просмотр мультфильма “Заяц хваста”.

Оборудование:

  • аппликативные работы с изображением зайца в разное время года;
  • образцы для показа;
  • иста бумаги белого цвета с силуэтным изображением деревьев (берёз) и зайцев из бумаги серого цвета;
  • гуашь белого цвета в розетках;
  • кисть для рисования из натуральной щетины;
  • баночки с водой, салфетки из ткани, подставки для кисти.

Ход занятия

(Дети стоят полукругом возле мольберта.)

Воспитатель: – Здравствуйте, ребята! Сегодня вы шли в детский сад и, наверное, заметили, что природа изменилась? (Ответы детей о том, что за ночь выпал снег.) Всё правильно вы рассказали, у нас выпал первый снег и укрыл землю. Теперь стало красиво, кругом всё белым – бело. Но вот в лесу не все звери обрадовались приходу зимы. Давайте посмотрим, что там происходит. (Дети рассматривают аппликативную работу, воспитатель читает стихотворение.)

Стихотворение И. Пивоваровой.

Заяц лёг на бугорок,
подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился: – В чём же дело?

Воспитатель:

– Ребята, что же произошло? (Ответы детей.) Правильно, вы сказали, что выпал первый снег.

– А зайка успел приготовиться к зиме? (Ответы детей.)

– Как же он готовится к зиме? (Ответы детей.)

– Молодцы ребята, правильно ответили. Летом зайцы серые (воспитатель демонстрирует детям картинки, охотится лиса и не видит добычу).

Воспитатель:

– А в середине осени зайцы меняют шубку летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета. – Какого? – Почему белого?

– Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой . У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть – зимняя шубка.

– От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка?(От лисы, волка.)

– Правильно вы ответили, но такая шубка ещё и от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь?

– Посмотрите внимательно вот на эту картинку и посчитайте, сколько зайчиков спряталось в лесу?

Воспитатель:

Вот видите, как всё устроено в природе, трудно нам было отыскать зайцев. Не зря в народе говорят: “Бел, – потому и цел”.

Воспитатель: – Вернёмся к нашему зайчику.

Нет у зайчика избушки,
Кто ему построит дом?
Он лежит, прижавши ушки,
Под ореховым кустом.
Посветлевший, побелевший,
Глухо лес шумит: “Угу!”
Зайчик в летней шубке серой
Так заметен на снегу…

Как же мы сможем помочь нашему зайчику приготовиться к зиме? (Ответы детей. ) Правильно, ребята, нужно зайке поменять серую шубку на белую. А пока давайте поможем зайчику согреться.

Физкультминутка:

Скок – поскок, скок – поскок,
Прыгнул зайка на пенёк.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки – вверх, лапки – вниз,
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок
На носочках скок – скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не замёрзли лапки.

Воспитатель: – Ребята, нам надо скорее помочь зайчику сменить летнюю шубку на зимнюю, иначе его может поймать лиса или волк.

– Какого цвета зимняя шубка? (Ответы детей. )

– Какую краску нам надо приготовить для рисования? (Ответы детей. )

– Всё верно. А вот и кисточка, которая нам поможет сегодня нарисовать пушистую шубку. Приготовьте свои ручки, кисточка будет с вами здороваться. (Дети протягивают руки, воспитатель ударяет аккуратно каждого по тыльной стороне кисти и просит дать ответ какая кисточка сегодня в гостях.)

Дети: – Кисточка жёсткая, колючая (могут сказать: злая, вредная).

Воспитатель: – Что мы знаем про эту кисточку?

Дети: – Эта кисточка не любит воду.

Воспитатель: – Верно. Но зато эта кисточка поможет нарисовать пушистую шубку. Какие движения мы будем делать?

Дети: – Тук – тук – тук.

Воспитатель: – Кисточку возьмём вот так (как карандаш, выше её металлической части) это просто, наберём краски чуть – чуть и начнём рисовать, приговаривая: тук-тук-тук. Воспитатель держит кисть вертикально и ритмично ударяет по силуэту зайца на листе.

Воспитатель: – Теперь и вам ребята, пора приступить к работе, сядьте за столы удобно и начинаем работу. (Дети занимают свои места, проверяют рабочее место и приступают к выполнению творческой задачи.)

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, следит за посадкой, за техникой выполнения работ, в середине практической части проводится физкультминутка.

Физкультминутка:

Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

Готовые работы прикрепляются на магнитную доску. Дети приводят в порядок рабочее место и встают полукругом вокруг доски.

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, что у нас получилось: (Воспитатель читает вновь стихотворение И. Пивоваровой “Заяц”, но уже с продолжением.)

Заяц лёг на бугорок,
подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился: – В чём же дело?
Был я сер, а стал я бел!
Кто меня переодел?

Итог:

Воспитатель: – Как мы помогли зайчику? (Ответы детей. )

– Какая кисточка помогла нарисовать пушистую шубку? (Ответы детей. )

– Краску, какого цвета мы взяли для рисования? Почему? (Ответы детей. )

– Правильно, зайцы летом серые, а зимой, чтоб их не видно было на снегу – белые. Зайка благодарит вас за помощь, теперь ему не страшна зима.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по рисованию на тему: «Зайчик-побегайчик»

Цели:

Образовательная: закреплять навыки рисования округлых, овальных форм; передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида зверей (длинные уши, короткий хвост у зайца), разное внутреннее состояние зайчонка (прислушивается или спокойно отдыхает) через разное положение его ушей; применять усвоенные приемы рисования кисточкой: всем ворсом по форме (туловище); боковой мазок при изображении небольших и мелких частей; рисование концом кисточки (тычком).

Развивающая: закрепить знание о цветах, навыки композиционно верно размещать изображение на листе бумаги.

Воспитательная: воспитывать интерес и внимательное отношение к животным, самостоятельность, стремление к эстетическому оцениванию.

Оборудование: игрушечный зайчонок, кисточки, палочки, подставки для кисточек, стакан с водой, тонированный лист бумаги, гуашь черного, серого, белого цветов.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и игры с игрушечным зайчонком; словесное описание, чтение рассказов, разучивание стихов о зайчиках.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2.Игровая мотивация учебной и познавательной деятельности.

Воспитатель: Дети, в воскресенье я была в лесу и встретила … Догадайтесь кого?

Отгадывание загадки:

Угадайте, что за шапка,

Меха серого охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору. (Заяц)

Воспитатель: Да, это заяц! Именно Зайчика я и встретила. Увидела, как он быстро бегает, ловко прыгает, и пригласила его в гости. Вот он – зайчик! (Ставит зайчонка перед детьми.) Зайчик мне рассказал, что он убежал от лисы и спрятался под елкой. Он пожаловался: «Если бы я был не один, если бы у меня было много друзей-зайчиков, лиса ни за что не отважилась бы напасть на нас». Дети, давайте поможем Зайчику, нарисуем для него друзей – много таких же, как и он, длинноухих зайчат.

Зайчик, прыгай сюда на пенек, чтобы дети смогли хорошо тебя рассмотреть, какой формы у тебя туловище, голова.

Зайчонок: Пусть дети скажут, какой формы у меня голова, туловище. На что они похожи? (На яичко.) Как называется эта форма? (Овал.)

3.Пальчиковая гимнастика.

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое -

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

б) большой и указательный соединить в кольцо.

Воспитатель: Как вы думаете, почему Зайчик сидит и молчит?(Дети приводят свои догадки, строят логические цепочки.) Он шепчет мне на ушко, что ему спокойно, он отдыхает, поэтому ушки лежат у него на спинке, а когда слышится какой-нибудь шорох или шаги, он сразу поднимает уши вверх, прислушается.

Воспитатель предлагает детям начать рисование, спрашивает, с чего начнут работу по созданию изображения.

4.Демонстрация и объяснение способа выполнения работы.

Воспитатель: Я беру кисточку, макаю ее сначала в воду, высушиваю об салфетку, набираю на весь ворс серую или белую краску (в зависимости от времени года) и рисую овал, похожий на яичко. Закрашиваю по форме туловища. Вот так. Вверху туловища рисую овальную голову. Тоже закрашиваю ее, не выходя за контур. Еще набираю краску нужного цвета и рисую на голове длинные уши (торчат вверх или, опущенные, лежат на спине) длинными мазками на определенном расстоянии. Внизу туловища боковыми мазками рисую длинные сильные лапы (зайчонок сидит). Чего зайчику не хватает? Да, глаз, носа. Сзади на спине – хвостик (его можно нарисовать пальцем), глаза и нос рисую способом тычка черной краской. Вот мой зайчик готов. Он вам нравится?

5. Физ. минутка.

Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)

Зайцы - серые клубочки. (руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)

Прыг - скок, прыг – скок – (прыжки вперед-назад, вперед-назад)

Стал зайчонок на пенёк. (встать прямо, руки на пояс)

Всех построил по порядку, (повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте. (шаги на месте)

Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, выполняем движение «ножницы»)

Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)

Все за ушком почесали. (почесать за ухом)

На «четыре» потянулись. (руки вверх, затем на пояс)

Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперед)

Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)

Зашагали как отряд. (шаги на месте)

6.Самостоятельная работа детей.

Дети самостоятельно рисуют. Во время рисования воспитатель следит за тем, чтобы дети по возможности точнее выполняли круговые движения кисточкой, набирали достаточно краски, лишнюю снимали об краешек стакана, аккуратно промывали кисточку, промокали ее салфеткой, не расплескивали воду.

Воспитатель наблюдает за последовательностью выполнения работы, с помощью вопросов уточняет название формы, пропорциональное соотношение. Привлекает внимание детей к положению ушек у зайчика, объясняет это внутренним состоянием зверушки – спокойно отдыхает, насторожился или прислушивается.

Хвалит тех, кто внес в свои работы дополнительные элементы, например, нарисовал зайчика в другой позе, изменил положение лап.

7.Итог занятия.

В конце занятия воспитатель спрашивает у Зайчика, удовлетворен ли тот тем, что у него так много друзей, ведь с друзьями и весело, и не так страшно, как одному.

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы – добрые малыши, теперь Зайчик не будет одиноким. Он очень рад. Как ласково можно назвать Зайчика? (Зайчонок, заинька)

Анализируя рисунки детей, воспитатель строит ответы так, чтобы в них включалась оценка нарисованных персонажей (форма частей тела, их пропорции, положение ушей и т.п.).

Ольга Пичугина

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группы

Тема: «Заяц зимой».

Рисование методом тычка жёсткой полусухой кистью.

Программное содержание

Цель: продолжать учить детей приёму тычка жёсткой полусухой кистью, рисовать по контуру и внутри контура.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умения рисовать гуашью способом тычка.

Наносить рисунок по всей поверхности.

Передавать в рисунке особенности внешнего вида зайца

Развивающие:

Развивать воображение и восприятие окружающего мира,

Познавательных способностей;

Способствовать развитию любознательности.

Воспитательные:

Воспитывать заботливое отношение к живой природе;

Закрепить знания о внешнем виде и о жизни зайца зимой.

Воспитывать аккуратность во время работы.

Оборудование и материал: лист синей бумаги с контуром зайца, гуашь белого цвета, гуашь чёрного цвета, жёсткие кисти №6 и тонкие кисти, подставки для кисточек, салфетки для каждого ребёнка. Образец зайчика, нарисованного «методом тычка» на доске. Игрушка заяц.

Предварительная работа: рассматривание с детьми картинок с изображением зайца. Чтение художественных произведений о зайцах (К. Д. Ушинского, В. В. Бианки, Е. И. Чарушина, Б. В. Заходера, чтение загадок про зайцев.

Ход занятия.

Ребята, у нас сегодня гости, посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.

Ребята, я очень рада видеть вас в детском саду. У вас сегодня хорошее настроение?

Воспитатель: Давайте улыбнемся друг другу.

Раздаётся стук в дверь.

Ой, ребята, кто-то стучится к нам в дверь. Наверно ещё один гость спешит к нам.

Но сначала я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Он сквозь чащу быстро скачет.

И себя надёжно прячет

От сторонних глаз пытливых.

Он так быстро, торопливо

Утром рано – спозаранку –

Выбегает на полянку.

То не волк и не лисица,

И не быстрая куница.

Ты попробуй, угадай-ка,

Ведь, конечно, это…. (зайка).

Посмотрим, правильно ли мы с вами отгадали.

Воспитатель вносит игрушку зайца.

Ребята, давай те рассмотрим нашего зайца поближе.

Какая у зайца шубка? (пушистая)

Какого она цвета (белого)

Воспитатель:Молодцы!Правильно, зимой она белая.

– От кого спасает зайца его белая шубка? (От лисы, волка.)

– Правильно вы ответили, Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь?

Но наш зайка один. Ему грустно. Ребята, а как мы можем ему помочь?

Мы можем нашему зайчику найти друзей. Мы можем их нарисовать.

Теперь, ребята присаживайтесь на свои стульчики.

Ребята, каким методом мы будем рисовать, чтобы наши зайчики стали пушистыми? (тычком)

Дети, возьмите кисточки в правую руку. И попробуйте повторять за мной, пока кистью без краски.

Сначала тычком мы сделаем контур нашего зайца, а потом заполним середину.

Вот какой зайчик у нас получился.

А что я ещё забыла дорисовать зайцу? (глаза и нос)

Воспитатель дорисовывает тонкой кистью чёрной гуашью глаза и нос, усы.

(Воспитатель показывает на доске поэтапное рисование зайца).

– Запомнили, как рисовать? Скажи, Лера, с чего начинаем рисовать? (Сначала тычком делаем контур). Затем что рисуем, Вероника? (заполняем тычком серединку).

Воспитатель предлагает детям перед работой размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Скачет зайчик».

Ловко с пальчика на пальчик.

Скачет зайчик, скачет зайчик

(На левой руке все пальцы широко раздвинуты. На правой руке все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак.)

Вниз скатился, повернулся. И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик.

Скачет зайчик, скачет зайчик!

(Указательный палец ритмично «прыгает» по пальцам левой руки вверх и вниз.)

Вот теперь вы можете начинать рисовать.

Ребята, какие замечательные зайчики у вас получились.

Выходите, ребята поиграем вместе с зайкой.

Рефлексия занятия. Двигательная разминка.

Скок – поскок, скок – поскок,

Прыгнул зайка на пенёк.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки – вверх, лапки – вниз,

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок

На носочках скок – скок – скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не замёрзли лапки.

В конце занятия подводятся итоги.

Воспитатель: Ребята, кто у нас сегодня побывал в гостях? (зайчик)

Какая у него шубка? (белая, мягкая, пушистая)

А где живёт заяц? (в лесу).

Молодцы! Ребята, теперь у нашего зайца появились друзья. Зайчик благодарит вас и говорит вам спасибо.

Вот такие зайчики у нас получились.

Публикации по теме:

Конспект открытого просмотра занятия по развитию речи в средней группе. Рассказывание народной сказки «Три поросенка» Цель: Вспомнить с детьми знакомые сказки. Познакомить с новой сказкой "Три поросенка"; помочь осмыслить ее содержание; совершенствовать.

Конспект открытого занятия по рисованию по мотивам дымковской игрушки в средней группе «Уточка» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,познавательное,художественно-эстетическое развитие. Цель:Формировать представление.

Конспект открытого занятия по математике в средней группе «Путешествие в сказку» Образовательная область: Познавательное развитие. Раздел: ФЭМП Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной.

Конспект открытого занятия по рисованию кистью «Непослушные зайчата» в средней группе Цель: учить детей рисовать зайца. Программное содержание: учить детей рисовать округлые и овальные формы плавным движением кисти; упражнять.

Конспект открытого занятия в средней группе по нетрадиционному рисованию «В гостях у зайчихи» Конспект открытого занятия в средней группе по нетрадиционному рисованию «В гостях у зайчихи» Цель: продолжать знакомить детей с приемом.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Золотой ключик» муниципального образования.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!