Кант краткая биография и его открытия. Кант, Иммануил – краткая биография

Иммануил Кант - крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий.

В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум».

В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг. Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг. в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени.

В 1755 г. состоялось его возвращение в Кенигсберг. Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г. Кант трудился экстраординарным доцентом, после - ординарным профессором кафедры логики и метафизики. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г.

Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т.н. докритический и критический периоды. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия. К области гносеологии относится его работа «Критика чистого разума» (1781), этики - «Критика практического разума» (1788). В 1790 г. было опубликовано затрагивающее вопросы эстетики сочинение «Критика способности суждения». Мировоззрение Канта как философа формировалось в определенной мере благодаря изучению сочинений Руссо , Юма и ряда других мыслителей.

В свою очередь, влияние трудов самого Иммануила Канта на последующее развитие философской мысли сложно переоценить. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте , Шеллингом, Гегелем . Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. В философии Шопенгауэра также прослеживается влияние его идей. Во второй половине XIX ст. было весьма актуальным «неокантианство», в веке XX философское наследие Канта повлияло, в частности, на экзистенциализм, феноменологическую школу и др.

В 1796 г. Иммануил Кант перестал читать лекции, в 1801 г. уволился из университета, но не прекращал научной деятельности до 1803 г. Мыслитель никогда не мог похвастаться железным здоровьем и нашел выход в четком распорядке дня, неукоснительном следовании собственной системе, полезным привычкам, которые удивляли даже педантичных немцев. Кант так и не связал свою жизнь ни с одной из женщин, хотя не имел ничего против прекрасного пола. Размеренность и аккуратность помогли ему прожить дольше, чем многие его ровесники. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального собора.

Биография

Родился в 1724 году в Кенигсберге в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет . Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в -1755 годы , он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности , не утратившую актуальности до сих пор.

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами, так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая: «Имей мужество пользоваться своим собственным умом! - таков девиз эпохи Просвещения ».

Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию .

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году , к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Этапы творчества

Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год ; «Критика практического разума», 1788 год ; «Критика способности суждения», 1790 год).


Основные понятия Вещь в себе , Феномен
Тексты Критика чистого разума
Течения Неокантианство
Люди Кант , Рейнгольд , Фихте

Теория познания

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», априорный, или внеопытный). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?». Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта». Так возникают четыре рубрики:

Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений , то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания. :30 - 37

Человек - это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

Человек может иметь неосознанные представления - «тёмные». Во мраке может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. «Талант к изобретению называют гением».

Сочинения

  • Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken (нем.)

Русские издания

    Сочинения в шести томах. Том 1 . - М., 1963, 543 с (Философское наследие, Т. 4)Сочинения в шести томах. Том 2 . - М., 1964, 510 с (Философское наследие, Т. 5)Сочинения в шести томах. Том 3 . - М., 1964, 799 с (Философское наследие, Т. 6)Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1 . - М., 1965, 544 с (Философское наследие, Т. 14)Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2 . - М., 1965, 478 с (Философское наследие, Т. 15)Сочинения в шести томах. Том 5 . - М., 1966, 564 с (Философское наследие, Т. 16)Сочинения в шести томах. Том 6 . - М., 1966, 743 с (Философское наследие, Т. 17)Критика чистого разума . - М., 1994, 574 с (Философское наследие, Т. 118)
  • Иммануил Кант. Собрание сочинений в 8 томах. - Издательство: ЧОРО, 1994 г. - ISBN 5-8497-0001-3 , ISBN 5-8497-0002-1 , ISBN 5-8497-0003-X , ISBN 5-8497-0004-8 , ISBN 5-8497-0005-6 , ISBN 5-8497-0006-4 , ISBN 5-8497-0007-2 , ISBN 5-8497-0008-0 .
  • Лекции по этике . - М.: Республика, 2000. - 431 с.Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с. - ISBN 5-699-14702-0Критика чистого разума / (Пер. с нем. ;предисл. И. Евлампиева). - М.: Эксмо; СПб.:Мидгард, 2007. - 1120 с. - (Гиганты мысли) ISBN 5-91016-017-4

Собрание сочинений в 8 томах

Русские переводы, доступные в сети

  • Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения

Переводчики Иммануила Канта на русский язык

См. также

  • Kant-Studien (англ. )

Примечания

Литература

  • Нарский И. С. Иммануил Кант. (На обложке: Кант). - М.: Мысль, 1976. - 208 с. - (Мыслители прошлого). - 55 000 экз.
  • Асмус В. Ф. М .: Высшая школа, 2005. - 439 с. - (Классика философской мысли). - 2000 экз. - ISBN 5-06-004516-1
  • Белый А. А. «Кантовская цитата в пушкинском тексте»
  • Баренбойм П. Д. Кант как отец Конституции России // Законодательство и экономика. - М.: Законодательство и экономика, 2009, № 9. - С. 5-9
  • Гулыга А. В. Кант (ЖЗЛ)
  • Кант И. Всеподданнейшее прошение философа Канта императрице Елисавете Петровне / Сообщ. Ю. Бартенев // Русский архив, 1896. - Кн. 2. - Вып. 7. - С. 455-456.
  • Кембаев Ж. М. Идея «федерализма свободных государств» Иммануила Канта как важнейшая веха в развитии правовой теории межгосударственной интеграции // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 6. С. 103-112.
  • Поппер К.

Введение

Заключение

Введение


Данная реферативная работа посвящена теме: "Иммануил Кант, его место и роль в истории философии".

Актуальность выбора темы продиктована тем, что современное российское общество переживает период коренных изменений. Метаморфозы в обществе предопределяют новейшее направление развития философской мысли и предусматривают новые, постмодернистские философские тенденции.

Современная философия отказывается от общепринятых, рационально-теоретических утверждений, а выбирает путь сомнения, гипотез, размышлений. Поэтому для неё так важен опыт прошлого. С другой стороны сейчас рациональная доминанта в философии теряет свою монументальность и стремительно вытесняется эмоционально-чувствительными факторами.

Это отнюдь не ведёт к возражению роли разума и материальной культуры в современном, динамичном мире с новыми достижениями в области науки и техники. Однако, делает современную философскую науку более уязвимой для различного рода спекуляций. Человечество стоит перед угрозой духовной деградации, поэтому философская мысль все активнее и внимательнее присматривается к тому внутреннему фактору, что руководит поведением личности. Особое внимание обращается на сферу духовности, сферу познания человеком самого себя и окружающего мира. Духовные ценности не уничтожаемы, они стремятся к увековечению. Человеческий дух, воля, разум и их проявление - духовность - являются "высшим бытием", "трансценденцией", постичь которую не просто. Именно философия Канта стремилась постичь тайны познания человеком мира и себя, роль морали в жизни отдельного индивида и общества. В этом учении кроется стержень гуманизма и рациональности, столь необходимый современной философской науке.

Поэтому мы можем смело сказать, что Кант современен, однако, это нам также следует доказать, изучив основные положения его философских трактатов, а также проанализировав факторы, повлиявшие на научное мировоззрение Канта и результаты его научной деятельности.

кант философ правовой политический

1. Иммануил Кант - основатель немецкой классической философии


Весьма любопытен тот факт, что выдающийся философ Иммануил Кант родился в российском городе Калининграде, именуемом в то время Кёнигсбергом. Произошло это знаменательное событие 22 апреля 1724 года. Однако, в тот день никто не мог предположить о будущей славе сына простого ремесленника и домохозяйки. Будучи четвертым ребёнком среди одиннадцати братьев и сестёр маленький Кант рос со слабым здоровьем, но бойким умом. Заметив это, родители в 9 лет отдали юного Иммануила обучаться в гимназию. Почти сразу же мальчик проявил большой интерес к истории и латинскому языку. Хотя главный предмет - богословие не казался ему столь занятным. Но что больше всего, удивляет биографов мыслителя, так это то, что в гимназии Кант не проявлял ни малейшего интереса и к философии. Учился он довольно посредственно, но навсегда усвоил строгую дисциплину.

В 1740 г. окончив гимназию, Кант поступил на богословский факультет в Университет Кёнигсберга, основанный еще в 1544 г. и обладавший давними академическими традициями. Однако, он быстро понял, что совершил ошибку, так как в нем обнаружился неожиданный интерес к философии, математике, физике, антропологии, филологии, медицине и мн. др. наукам. Возможно это было обусловлено тем духом, который царил в этом старинном центре науки. Молодой учёный собирался защитить магистерскую диссертацию по философии, но смерть отца помешала этому. Чтобы содержать младших братьев и сестёр, как и себя самого, Кант устраивается на должность частного учителя, проработав на ней целых 10 лет. Это время как раз и стало для него периодом бурной научной деятельности, переосмысления научной картины мира той эпохи.

Плеяда выдающихся учёных эпохи Просвещения, таких как Коперник (1473-1533), Спиноза (1632-1677), Гоббс (1588-1679), Локк (1632-1704), Лейбниц (1646-1716), Ньютон (1642-1727), сдвинула с мёртвой точки, царившие много лет в Европе средневековые научные представления. Происходили постепенные, но важные изменения в обществе: абсолютизму и феодализму начал противостоять зародившийся капитализм. Производство становилось более эффективным и требовало развития прикладных наук. Прикладные науки, прежде всего, механика повлияли и на развитие абстрактных научных дисциплин. Открытия Коперника, Лейбница, Ньютона, Кеплера (1571-1630) и др. произвели настоящую научную революцию. Теория гелиоцентризма пришла на смену геоцентризму, материалистическая метафизика сменила религиозную схоластику, философия больше не служила одному богословию, но стала развиваться, как самодостаточная дисциплина. Одновременно с этим раскрепостилось само мировоззрение людей: на первый план вышли ценности разума и прагматизма, романтические идеалы рыцарства и монашества - отошли на второй план. В людях возникла жажда познания себя изучения общество, потребность в объяснении окружавшего мира с научной и философской точки зрения, отделённых от теологических представлений. В то же время следует заметить, что эти тенденции еще не носили сугубо атеистического характера. Понятие "Бог" использовалось философией и теологией в равное мере. Но философия трактовала его как абсолютно новую категорию, отождествляемая с "Высшим разумом" и "природой". Мыслители эпохи Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) пытались разглядеть сквозь нагромождение догматов и элементов культа "истинного Бога" и характер гармоничных взаимоотношений в рамках треугольника "Бог - природа - человек". В то же время общество было еще не готовым к принятию этой "гармонии", к полному свободомыслию и равноправию. На смену религиозным конфликтам приходили войны за политическую власть. Ощущалась острая потребность в формировании новой рационалистической, но вместе с тем гуманистической философии, с новым взглядом на общество, государство и право, этику, науку, культуру, религию и т.д.

М. Монтень (1533-1592) предпринимал попытки найти нравственное основание человеческого поведения, Гоббс, Спиноза и Локк стремились дать первые объяснения многообразия всех социально-политических отношений, Х. Вольф (1679 - 1754) разрабатывал теорию естественного права, пытаясь поставить математику на службу другим наукам, И. Тетенс (1734-1806) старался объяснить душевные наклонности человека и происхождение культуры с точки зрения философии и т.д. В таких условиях формировалось мировоззрение Канта как учёного-естествоведа и философа.

В период своей педагогической деятельности с 1747 по 1755 гг. Кант активно занимался самообразованием и наблюдением за человеческими характерами, за особенностями социальных отношений Пруссии того времени. Отталкиваясь от космогонического учения Ньютона, И. Кант выдвинул революционную на то время теорию возникновения Солнечной системы из космической туманности, а также теорию динамического развития Вселенной, не утратившую своей актуальности по сей день. Возникновение звёзд и планет Кант понимал как результат трения притягивающихся и отталкивающихся частиц. Изучая строение Вселенной лишь с точки зрения механики, Кант во многом преуспел, опережая астрономическую науку своего времени, что говорило о бесспорном гении учёного. Безусловно, в его теории были ошибки, но нельзя судить их строго с учетом неразвитости научных представлений того времени.

В 1755 г. Кант подаёт две диссертации в Университет Кёнигсберга, одну из которых защищает и успешно сдаёт экзамен для поступления на философский факультет. Позже он получает звание приват-доцента, внештатного преподавателя, который мог взимать плату за лекции со студентов. Чтобы зарабатывать деньги на такой должности требовался немалый талант, ведь следовало привлечь внимание студентов именно к своим лекциям. И Кант с успехом справился с этой задачей, после чего в течении 41 года преподавал, вызывая неизменный интерес и уважение у молодежи. Лекции по логике, метафизике, математике, естествознанию, чередовались с лекциями по географии, механике, этике. Позже к ним присоединились даже такие экзотические дисциплины как фортификация и пиротехника, свободно покорившиеся энциклопедическому уму Канта.

После семилетней войны Кант какое-то время находился в российском подданстве, что еще раз связывало его судьбе с Россией. С 1770 г. он получил официальное место на кафедре Университета. Постепенно ему удалось нажить состояние, но преподавательская деятельность поглощала очень много сил, мало оставляя времени для деятельности для Канта - философа. Однако и этими "крохами" Кант пользовался удивительно эффективно. Каждый свой день мыслитель чётко планировал, отводя заветные часы для умственного труда и размышлений.

Больше всего Канта интересовали проблемы метафизики, морали, религии и антропологии. Докритический период его творчества (1744 - 1770 гг.), ознаменовался повышенным интересом к предфилософским вопросам. В частности, как мы выяснили выше, Кант создал собственную космогоническую систему, занимался вопросами классификации животных, проблемами происхождения человеческих рас, некоторых естественных природных явлений.

В непосредственно философский, т. н. критический период творчества Имманул Кант посвятил себя разработке гносеологического и метафизического учения. Его разум занимали вопросы познания и бытия, морали, эстетики, права. В 1781 году свет увидел его знаменитый труд "Критика чистого разума", затем появились "Критика практического разума" (1788) и "Критика способности суждения" (1790) и ряд других работ. В них мыслитель поднимал наиболее важные вопросы гносеологии, этики и эстетики, даря миру свой оригинальный взгляд на эти проблемы, оказавший влияние на последующее развитие философской науки. Появились основные понятия философии Канта, такие как "вещь в себе", "созерцание", "априори", "трансцендентальность", "антиномия", "целесообразность", "ценность" и др., прочно укоренившиеся в терминологии философии.

Так зародилась классическая немецкая философия - дитя немецкого Просвещения, дав миру две новые идеи: деятельной природы человека и непрерывного развития.

Толчком к открытию критического периода стало знакомство Канта с работами шотландского философа Дэвида Юма (1711-1776). Как и большинство современников, Юм хотел ответить на вопрос - как далеко может зайти человеческое познание. И находя возможность познания весьма ограниченной, этот философ предложил свою доктрину агностицизма, то есть частичного познания. Своё мнение он аргументировал тем, что человек познает мир субъективно через органы чувств, поэтому его знания о предметах искажены, это скорее просто знания о работе органов чувств, опыт ощущений. При этом материалисты и идеалисты могут объяснять этот процесс по-разному: первые будут утверждать, что предметы окружающего мира существуют объективно, а вторые, что наши ощущения не столько вызваны контактом с этими предметами и явлениями, сколько влиянием на нас неких невидимых духовных субстанций. Но в любом случае человеческая личность не может определить истинность или ложность этих суждений, ибо индивид живёт, руководствуясь ощущениями и привычкам. Отчасти агностицизм Юма опирался на древнегреческий агностицизм, но лишь отчасти, т.к. мыслители античности не сомневались в объективности окружающего мира, а лишь ставили под сомнение возможности человеческого разума.

Иммануила Канта очень заинтересовала эта проблема. Особенно его беспокоило то, как осуществляется процесс познания человеком, окружающей среды, какие факторы определяет качественные характеристики этого процесса, и, конечно же, как далеко простирается возможность познания. Помимо работ Юма, Кант обратился также к наследию Платона (427 - 347 гг. до н.э.), находя что этот древнегреческий философ считал познание не чем иным, как воспоминанием души об образах из "сферы идей". Позже Кант проследил связь античного идеализма с христианскими представлениями о том, что совершенная истина принадлежит лишь Богу, который может частично открывать ее душам людей. Эта традиция сильно повлияла даже на мыслителей Нового времени, так что Декарт (1596-1560) отстаивал зависимость человеческого разума от божественной истины. Подобные трактовки не удовлетворяли философа.

Кант опроверг мнение Юма о невозможности познания, ссылаясь на тот факт, что к процессу познанию необходимо подходит с иной стороны, а именно со стороны субъекта, изучая влияние предметов и явлений на разум людей. Этот подход получил название "коперниканского переворота" в философии. При этом сам процесс познания Кант назвал априорным. Именно этому и была посвящена "Критика чистого разума".

В "Критике практического разума" Кант отходит от проблем гносеологии и обращает своё внимание на этику, в частности на категории "нравственности", "счастья", "долга".

Трактат "Критика способности суждения" содержит умозаключения философа относительного эстетики, а именно познания прекрасного в мире. Очевидно, основываясь на своей теории познания, Кант не желал останавливаться на изучении только интеллектуальной составляющей личности, но также стремился объяснить природу чувств, эмоций, волевых проявлений в психике человека. При этом ярко выступало противопоставление разума и чувствительности. И во всех категориях Кант стремился к нахождению общего закона, общей первопричины, что придавало особую значимость его философской системе как целостной концепции. К подобному целостному подходу будут стремиться все последующие философы, на которых оказал влияние Кант: Фихте (1762-1814), Шеллинг (1775-1854), Гегель (1770-1831), Шопенгауэр (1788-1860), Гуссерель (1859-1938) и др.

В своих трактатах Кант также косвенно размышлял о природе государства и права, о формах государственного устройства, политике, о человеческой личности, как высшей ценности, о социальной, творческой и личной жизни людей, соединяя во всех исследованиях рационализм и эмпиризм, что прочно укоренилось в методологии философии до наших дней.

Скончался Иммануил Кант 12 февраля 1804 г. от продолжительной болезни в родном Кёнигсберге, который не покидал ни разу в жизни. Он был похоронен в склепе Кафедрального собора. Уже при жизни Кант снискал себе славу выдающегося мыслителя, с которым переписывались другие философы, и мнение которого учитывалось в научном мире. Вместе с тем еще при жизни он подвергался критике со стороны мыслителей богословского толка. Хотя Кант отрицал возможность научного обоснования или опровержения рациональности веры в Бога, сам же он выдвинул гипотезу о том, что существование Бога подтверждается наличием у человека моральных чувств. Не зря на эту оригинальную точку зрения великого философа обратил внимание Михаил Булгаков в своем романе "Мастер и Маргарита".

После смерти Канта его наследие было критически переосмыслено другим выдающимся философом Г. Гегелем. Переосмыслено, но не осуждено, а, наоборот, благодаря критическому взгляду последующих поколений - представителей философской науки творчество Канта заискрилось ярким бриллиантом при свете прогресса научных знаний.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что место и роль Канта в истории философии определяется тем, что он разработал и систематизировал важные философские категории Нового времени, ставшие основой немецкой классической философии, оказавшей заметное влияние на развитие всей мировой философии. При этом все категории подавались им в форме противоположностей, что определяло проблематичность философии Канта, ее практическую направленность на решение конкретных проблем. Такими проблемами стали гносеология - теория познания и этико-правовые вопросы жизни общества. Поэтому для более углублённого осмысления места и роли Канта в истории философии мы рассмотрим эти аспекты философского учения мыслителя более подробно в следующих главах.


2. Гносеология Иммануила Канта в истории философии


Итак, И. Кант в своем труде "Критика практического разума" изложил свой совершенно новый взгляд на теорию познания. В чем же он заключался? Главная идея произведения - это "критика" теории познания (господствовавшей на то время гносеологической концепции), тезис о том, что человек, прежде чем выяснить сущность вещей должен установить пределы своих познавательных возможностей (что он сможет познать, а что не сможет). Уже в этом содержалось сомнение Канта относительно возможности самого познания, унаследованное от Юма и других философов Нового времени. Это, можно сказать, первый кирпичик в кантовской теории познания. Это - первый элемент агностицизма мыслителя. Агностицизм, как мы знаем, - учение, которое полностью или частично отрицает возможность познания мира человеческим разумом.

Кант требовал осуществлять познание теоретически, а не в процессе практической деятельности. Гегель в связи с этим писал, что Кант подобен человеку, который желает научиться плавать до того, как он войдёт в воду.

Второй элемент агностицизма Канта - это размышления о непохожести, не идентичности самого предмета и его образа.

Предметы природы, по мнению Канта, находятся вне нашего сознания, независимо от него. Но образы их, возникающие в нашем сознании, не похожи, не идентичны самим предметам, подобно тому как дым не похож на огонь, как крик от боли, не похож на саму боль.

Третий элемент гносеологического учения Канта - это представление о категориях мышления как "чистых", априорных, данных до опыта формы познания. Априори (от лат. a prіorі - первоначально) - термин идеалистической философии, которым обозначаются знания, полученные до опыта и независимо от него, которые изначально присущи сознанию. Так, Кант утверждал, что такие категории, как пространство и время являются априорными формами познания.

Больше того, согласно учению Канта, все категории трансцендентальной логики являются "чистыми", априорными, лишёнными "примесей" опыта, практики. Трансцендентальный (от лат. transcendere - переступать) - все то, что выходит, переступает, за границы чувствительного опыта, не даётся в нем, т.е. является априорным. Такое толкование Канта наиболее сильно подверглось критике со стороны других философов. Так как все категории, понятия науки имеют практическое, апостериорное происхождение. Они являются результатом обобщения практического опыта.

Апостериори (от лат. a posterіorі - со следующего) - понятие, которое в отличие от априори, означает знание, полученное в результате опыта, практической деятельности.

Четвёртый элемент агностицизма Канта - это разрыв диалектической связи между сущностью и явлением, установление принципиального отличия между ними. Кант считал, что сущность - это "вещь в себе" и ее познать невозможно, что человек способен познать лишь явления. Однако с точки зрения диалектики, между явлением и сущностью нет принципиальной границы, а есть лишь отличие между тем, что уже познано и тем, что еще не познано. Когда мы познаем явление, то так или иначе одновременно познаем и его сущность. Сущность, таким образом, проявляется, а явление дает представление о сущности. По-другому человек не может понять сущность предметов и явлений.

На основании этих положений Кант выдвинул концепцию трех ступенек познания: чувствительного созерцания, рассудка и разума. Априорные формы чувственности размещают и упорядочивают данные ощущений в пространстве и времени, в результате чего возникают явления. Но сами по себе явления, по мнению Канта, еще не дают знаний, а представляют собой лишь необходимый подготовительный материал. Чтобы из этого материала получить знание, его необходимо осмыслить. Это можно сделать с помощью понятий, которые дает рассудок. Существует, полагал Кант, два основных ствола человеческого познания, произрастающих от общих корней: чувственность, через которую предметы даются, и рассудок, с помощью которого они осмысляются. Относительно содержания знания, рассудок является целиком зависимым от чувственности. Кант определяет рассудок как способность осмыслить предмет чувствительного созерцания и одновременно как способность мыслить его в определенной независимости от чувствительных впечатлений.

Понятия, которые дает рассудок, могут быть эмпирическими, если в них содержатся ощущения, вызванные присутствием предмета, и чистыми, если к ним не присоединяются ощущения, они-то и составляют материю знания. Чистое понятие, по мнению Канта, содержит в себе лишь форму мышления о предмете вообще. Эти понятия и являются категориями философии. Кант подаёт категории по такой схеме.

количество: единство, множество, цельность;

качества: реальность, возражение, ограничение;

отношения: присутствие и самостоятельное существование, причинность и зависимое существование;

модальность: возможность - невозможность, существование - не существование, необходимость - случайность.

Указанными категориями, подчёркивает Кант, обладает каждый человек, поскольку они представляют структуру человеческого познания. В процессе познания на уровне рассудка мы упорядочиваем чувствительные данные категориями рассудка, формулируя законы науки. Итак, законы науки являются не отображением действительности, а результатом конструктивной деятельности мышления, категории рассудка. Мышление может найти в природе лишь то, что разрешают найти его априорные категории. Этот вывод Кант квалифицировал как "переворот в философии".

Третьей способностью человеческого познания выступает разум, который в отличие от чувственности и рассудка является способностью опосредствованного познания, которое прямо и непосредственно не связано с опытом. Разум, настаивал Кант, никогда не направлен непосредственно на предметы опыта и на опыт вообще, а всегда в качестве своего предмета избирает лишь результаты деятельности рассудка, чтобы предоставить им всеобщий и необходимый характер. Подобно тому, как рассудок образовывает категории, разум образовывает свои понятия - трансцендентальные идеи. Идеи разума - это необходимые понятия, расширенные до безусловного, обслуживающие концептуальное познание, в отличие от рассудочных понятий, которые служат пониманию чувствительного опыта. Трансцендентальные идеи Кант разделяет на три вида:

мир психологических идей, где исследуется абсолютное единство мыслящего субъекта; это микромир человеческого "Я";

мир космологических идей, где выстраивается абсолютное единство внешнего мира. Это макрокосмос: природа, космическая целостность, "человек в природе";

мир теологических идей, где фиксируется абсолютное единство всех предметов вообще: они вводят человека в мир веры, в котором центральное место отведено понятиям "Бог" и "бессмертие души".

Применение понятий абсолютного, бесконечного, возможно лишь к миру "вещей в себе", к миру опыта, где находятся только переходное, конечное и обусловленное, что приводит к антиномиям.

В этом смысле, Кант - философ противоречивый, непоследовательный. С одной стороны, как мы знаем он учёный - исследовавший природу, который осуществил ряд важных открытий, был близок к материализму а, с другой стороны, он стал родоначальником классического агностицизма, фактически становясь на путь возражения познания. С одной стороны, все богатство реального мира Кант поместил в свои двенадцать априорных категорий общей логики и считал их вечными, неизменными, неподвижными, которые ни при каких обстоятельствах не переходят друг в друга. С другой стороны, рассматривая так называемые антиномии "чистого ума", раскрывал глубокую диалектику взаимосвязи категорий конечного и бесконечного, простого и сложного, причины и следствия, свободы и необходимости. Антиномия (от. греч. - разногласие в законе) - непреодолимое разногласие, затруднение. Что что такое антиномии "чистого разума" по Канту?

В своей работе "Критика чистого разума" мыслитель рассматривал четыре такие антиномии:

мир имеет начало во времени и просторанстве. Мир не имеет начала и во времени, и в пространстве;

любая сложная вещь состоит из простых частей. В мире нет ничего простого;

все в мире происходит по необходимости. Однако этого недостаточно для объяснения всех явлений. Так как в мире есть действия, которые осуществляются свободно. "Существует свободна причинность. Нет никакой свободы, все осуществляется в мире только по законам природы";

в мире присутствует необходимая сущность как его причина. Нет никакой абсолютно необходимой сущности ни в мире, ни вне его.

Так, Кант обратил внимание на разногласия "чистого разума", которые, по его мнению, являются неразрешимыми, антиномическими. Другими словами "чистый разум" может доказать одну часть антиномии и опровергнуть вторую и наоборот, может доказать вторую и опровергнуть первую.

Это учение Канта об антиномиях "чистого разума" сыграло важную роль в развитии диалектики. В сущности, гносеология Канта именно посредством этого открытия внесла неоценимый вклад в историю философии. Кант впервые обратил внимание на недостаточность аналитического метода в философии и предложил использовать синтез, как метод научного исследования. Анализ был присущ метафизике XVII-XVIII вв., благодаря Канту и его классической философии на смену метафизике пришла диалектика. Считая диалектику скорее отрицательным явлением, чем положительным Кант все же осознавал ее значимость. Ошибочным было лишь его представление о невозможности разрешить антиномии. В объективном идеализме Гегель продолжал диалектические традиции Канта, что в свою очередь повлияло на философию Фейербаха (1804-1872), Маркса (1818-1883), Энгельса (1820-1895), Сартра (1905-1980), Хабермаса () 1929 г. р. и др, дав миру сенсуализм, диалектический материализм, диалектическую теологию, трансцендентальную философию и пр. Следовательно, учение Канта о познании продолжает влиять и на современных философов, оно стало своеобразной отправной точкой в истории философии, ознаменовав переход к диалектическому мышлению и диалектическому методу в науке, основанном не только на анализе, но и на синтезе.

Важным нововведением мыслителя было и его место теории познания относительно религии. Кант - дуалист. С одной стороны, он признавал, что материальные вещи существуют сами по себе, объективно и отражаются нашими ощущениями. С другой стороны, он считал, что они остаются "вещами в себе", т.е. непознаваемыми.

Отрицая Бога, как "архитектора вселенной", Кант вместе с тем утверждал, что божественный Дух создал необходимые предпосылки для следующего развития природы; что есть высшие, разумное начало, Творец мировой целесообразности и гармонии. В связи с этим он стремился ограничить науку, чтобы сохранить религию. "Я должен, - писал Кант, - потеснить знание, чтобы предоставить место вере".

Именно Кант впервые выделил религию, как отдельный раздел религиоведения, тем самым открыв новую страницу в науке. Философ обращался к данной проблеме в трех основных своих работах, а также посвятил ей отдельный трактат "Религия в пределах только разума". В ней Кант утверждал, что Бог - это идеал "чистого разума". Но при этом, как и любой идеал он иллюзорен. Чтобы доказать это, Кант опроверг все существовавшие на то время теологические "доказательства бытия Божьего". Этим самым он пытался доказать, что использование "доводов" разума в теологии недопустимо и спекулятивно. Познать Бога можно лишь через другую априорную часть сознания - мораль. Об этом мы уже сжато писали в первой главе нашей работы. "Чистый разум", направленный на волю человека, делает эту волю свободной, и благодаря этой свободе человек познает и усваивает моральный закон. Мораль никак не зависит от чувствительности, она имеет сверхчувствительную природу, а значит она божественная (дана бессмертной человеческой душе Богом). Поэтому человеку, будучи двойственным, принадлежит и миру чувств и миру разума, сталкивается с антиномиями. И чтобы достичь счастья ему необходимо быть максимально честным, то есть нравственным. Так философ по-своему доказывал бессмертие души и существование Бога. Однако, эти вопросы скорее лежали уже в плоскости этики Канта, о чем мы напишем в следующей главе нашей работы.

Таким образом, основной чертой философии Канта является ее двойственность, объединение в одной системе разнородных, противоположных философских направлений. Основное разногласие философского учения Канта - это несоответствие между признанием им существования вещей, явлений природы вне сознания человека и возражением возможности их познания (вещи - объективны, но непознаваемы). Однако, противоречивость его философских взглядов дала толчок развитию философской диалектики и критического подхода к философским категориям.


3. Этические, правовые и политические воззрения Иммануила Канта


В предыдущей главе, мы пришли к выводу, что в своих трудах Кант также занимался рассмотрением проблематики морали и счастья человека, то есть разрабатывал этическое учение. Проанализируем его подробнее. Интерес представляют размышления Канта о моральном законе (категорическом императиве), который нельзя рассматривать как средство для достижения любой цели, так как он сам является такой целью. Подобный взгляд Канта, бесспорно, является одним из достижений немецкой классической философии и мировой философии вообще. Отвечая на запросы своего времени, Кант пытался создать новую гуманистическую этическую концепцию в философии.

Кант много размышлял о человеке, как о части природы, о человеке как конечной цели познания, а не как средства для любых целей, т.е. признавал самоценность человека, человеческой личности. Мыслитель ставил вопрос о соотношении понятий "человек" и "личность". Известен Кант и как творец учения о надисторической, независимой от условий жизни, общей для всех людей морали. Он создал, как мы упомянули, учение о так называемом категорическом императиве (законе, повелении), что существует в сознании людей как вечный идеал поведения. Наличие такого императива предоставляет человеку свободу и вместе с тем в совокупности создаёт всеобщий моральный закон для общества.

Так, что касается проблемы необходимого и свободного в деятельности людей, то он считал, что дано воображаемо разногласие: человек действует по необходимости в одном отношении, свободно - в другом. Человек действует по необходимости, поскольку он со своими мыслями, чувствами размещается среди других явлений природы и в этом отношении подчиняется необходимости мира явлений. Вместе с тем человек является моральным существом. Как моральное существо, она принадлежит к миру духовному. И в этом качестве человек - свободен. Моральный закон, который даётся лишь разуму, это "категоричный императив", закон же, который нуждается в том, чтобы каждый индивид исполнял его ежедневно, становится частным моральным законом для каждого живущего человека.

В случае, если действия отдельного индивида не совпадают со всеобщим моральным законом, а осуществляются человеком на основании собственной склонности, желаний, их нельзя назвать моральными. Действие человека будет моральным только в том случае, если он осуществляет их из уважения к общему моральному закону (императиву). Выполняя повеления всеобщего морального закона человек может ощущать себя несчастливым, то есть не получать эмпирического счастья, поэтому нередко моральное сознание человека испытывает разногласие, вызванное несоответствием морального поведения человека и ожидаемым результатом. Поэтому счастье не относится к миру вещей, но к миру духовному. "Счастье - это такое состояние разумного существа в мире, когда все в его существовании происходит согласно его воле и желанию". Но чтобы было так человек должен достичь высокого уровня моральности, чтобы его воля и желания не противоречили категорическому императиву. Отдельные императивы могут быть гипотетическими, то есть выполнение тех или иных правил, может способствовать успеху человека в карьере, в обществе, однако главный моральный императив стоит выше их. Он порождает поступки, которые, безусловно, хороши: это и честность, и мужество, и благородство и мн. др. Если воля и желания человека будут устремлены к ним, то человек ощутит истинное счастье от их исполнения и достижения. Одновременно с этим человек достигает высшей цели своего существования.

С этой точки зрения человека тоже можно рассматривать как "вещь в себе" и как явление. Если люди подчиняются лишь гипотетическому императиву, то есть поступают "хорошо" ради достижения материальных благ, эмпирического счастья, они становятся явления. И лишь действуя по веления категорического императива, иногда в ущерб своему эмпирическому счастью, они становятся "вещью в себе", обретают сущность и частичную возможность познать себя самих. Это высшее, не эмпирическое счастье воплощается в добродетели - высшей ценности бытия. Таким образом, Кант ставил моральные принципы выше практических интересов, господствовавших в капиталистическом обществе его современников. В этом заключалось высокое достижение этики Канта, ее гуманистическая доминанта. Он открыто заявлял, что человек - это высшая ценность, а воспитание нравственности и добродетели у человека - главная задача философии и педагогики. "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" - гласит одно из правил категорического императива Иммануила Канта. Цель религии и науки, в т. ч. философии он также видел в формировании морального сознания в обществе.

В то же время не находя справедливого состояния вещей в мире явлений, моральное сознание действует в мире мысленном. Использование таких понятий, как "свобода", "бессмертие", "Бог", объясняется верой в мысленный мир, данный только мыслям, но необъятный для мыслей (трансцендентный мир). Трансцендентность мысленного мира будет существовать всегда, так как человек не способен своим умом выйти за пределы антиномичности общих и необходимых понятий. Стремление к счастью и стремление к добродетели часто противоречат друг другу. В этом и заключается "антиномия практического разума". Чтобы решить это противоречие человек должен стать выше объективного чувственного мира, то есть подняться в духовный мир, обратиться к Богу, Творцу бессортной души. Но путь к Богу не обязательно должен лежать через культ, он лежит через самопознание, через диалектическое философское осмысление мира. Религия же должна выступать не просто системой догматов, но системой морального совершенствования человеческой личности.

С теорией познания и этикой Канта тесно связанны его политические и эстетические представления. В эстетике Кант сводит прекрасное к "незаинтересованному" удовлетворению. Еще в 1764 г. Кант издал труд под названием "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного", в котором философ пытался проанализировать специфику эстетического восприятия в человеческом сознании. Наиболее полно его эстетическое учение было выражено в "Критике способности суждения". В ней Кант выражает мнение о том, что эстетическое восприятие зависит не от характеристик рассматриваемого объекта, а от духовных качеств субъекта, то есть человека. Человек обладает способностью познания, желания, удовольствия и неудовольствия. Рассудок, разум и способность суждения - главные проявления интеллектуальной и чувственной жизни человека. Каждый из них априорно реализуется в той или иной сфере, рассудок, как мы знаем в сфере осмысления природы, разум - в сфере морального выбора, а способность суждения - в сфере восприятия искусства и всех художественных форм действительности. При этом главной категорией в сфере эстетике становится "целесообразность". То есть чувство удовольствия или неудовольствия зависит от априорного понятия целесообразности. При этом человек способен выдвигать телеологические суждения о целесообразности тех или иных процессов в природе и эстетические суждения о целесообразности предметов искусства, творческой деятельности людей. Так у человека на основе врождённого представления о целесообразности формируется представление о прекрасном, эстетический вкус. Но сам философ различает понятия "целесообразность" и "совершенство" произведений искусства. Эстетическая целесообразность природы или произведения искусства предшествует познанию. Любуясь ими, получая незаинтересованное удовлетворение, человек не познает, он только получает удовольствие от чувств и ощущений. Но в этом удовольствии лежит априорное представление о целесообразности предмета, которым человек любуется.

Отстаивая индивидуальную природу эстетических вкусов И. Кант все же замечает, что существует коллективные идеалы красоты, идеалы прекрасного, принятые в обществе, укоренившиеся в человечестве в целом. При этом он близко ставит понятия "идея" и "идеал", что свидетельствует о влиянии на взгляды Канта философии Платона. Идеал всегда касается чего-то возвышенного, поэтому бессмысленно говорить о красоте дома, ведь нельзя представить себе его идеал. Настоящие идеалы лежат в области этики: честь, благородство, добродетель, счастье. И в художественной форме эти идеалы отражаются в искусстве, образовывая категории "прекрасного" и "возвышенного". В природе тоже нет этих идеалов, хотя человек и любуется ее, но в природе находятся лишь отражения великого прообраза прекрасного, созданного Богом. И если в суждении о прекрасном человеке более наслаждается качественными характеристики, то в суждении о возвышенном - количественными. Красота пейзажа кажется прекрасной посредством чувственного восприятия, возвышенность же природы осмысливается при помощи разума. В другом случае, предмет сам по себе не несёт ничего возвышенного, но наше представление об этом предмете делает его возвышенным, например, вид бури может быть ужасен, но человека он вдохновляет, так демонстрирует силу стихий, созданных Богом. Именно искусство, по мнению Канта, учит не только воспринимать прекрасное, но и возвышенное, действуя через свободную волю человека. И его ценность не в копировании прекрасного природы, но в переосмыслении этого прекрасного до рамок возвышенного. В искусстве, конечно, прослеживается нечто механическое, но это лишь издержки данного рода деятельности, а не закономерность. При этом воображение - движущая сила искусства является продуктом познания. И круг снова замыкается, даже в своих размышлениях об эстетике Кант опирается на гносеологическое учение.

Положительным аспектом этического и эстетического учения Канта является его утверждение о том, что нравственность и чувства прекрасного являются врождёнными качествами личности, в то время как противоположные качества - это лишь извращение истинной природы индивида и общества. На этих положениях в последующие века выстраивалась теория гуманистической антропологии, а также представления о гуманистической природе права, теории справедливости, например концепция Ролза (1921-2002).

Также положительным в учении Канта было представление о роли антагонизмов в общественном развитии и о необходимости вечного мира, которого можно достичь через взаимопонимание между народами, международную торговлю, сотрудничество, учет взаимных интересов, невмешательство во внутренние дела государств, статус-кво границ и т.п.

По мнению Канта, право, система законов - это не что иное, как прикладное использование категорического императива. Все законы так или иначе отталкиваются от высших нравственных устоев. На этих устоях зиждется государство, как добровольное объединение граждан. Люди имеют право на свободу слова и совести, но при этом они все равно должны повиноваться законам, обеспечивающим благополучие социума. А законы и формы государственного строя постоянно меняются по мере прогресса человеческого сознания. Наиболее совершенной формой государственного устройства Кант называл республику, но его смелые идеи простирались еще дальше - до мировой республики, как равноправного союза государств, между которыми не будет конфликтов. Но, прежде всего, для этого люди должны научиться избегать конфликтов из-за права на собственность. В этом им и должны помочь законы и принудительные силы государства.

Нравственный человек должен быть также хорошим гражданином. Такой гражданин отстаивает личные права, не посягает на чужие права, в т. ч. имущественные и старается во всем соблюдать и бороться за справедливость. Все эти действия тоже носят априорный характер, как и сама частная собственность, которая существовала с момента появления мыслящего человека и не исчезнет из общества ни при каких условиях. Подобная точка зрения критиковалась философами социалистами, в частности Марксом и Энгельсом, однако как показывает практический опыт, частная собственность, действительно, остается неотъемлемым элементом любого общества в любой стране. И задача государства и права обеспечить справедливое распределение материальных ресурсов в условиях существования частной собственности. И не смотря на то, что право регулирует самые грубые прозаические аспекты реального мира, оно в больше степени связанно с миром духовным, с теми идеальными представлениями о справедливости, счастье, долге, благе, о кторых и писал И. Кант.

Таким образом, Кант называет право носителем "чистого разума" в социальных взаимоотношениях. Именно на него возложена функция сделать человека высшей ценностью общества, утвердить за ним такой статус, чтобы человек в полной мере мог познавать мир, развивать в себе добродетели, стремиться к возвышенному. Понимание права как такой априорной ценности нашло своё практическое применение в современной концепции права развитых демократических государств, где человек, его права и свободы являются неоспоримыми приоритетами. Следовательно, политико-правовые воззрения Канта опередили его время. Пытаясь сформулировать новое рационалистическое, но вместе с тем гуманистическое философское учение, с новым взглядом на общество, государство и право, этику, науку, культуру, религию, Кант значительно преуспел в этом, поставив во главу угла способность человека к познанию. Этот выдающий мыслитель, основоположник немецкой классической философии, не смотря на противоречивость своего учения и ошибочность отдельных суждений, сделал очень много для развития философии, социологии, теории государства и права, педагогики. Место и роль Канта в истории философии и науки вообще сложно оценить объективно, но с уверенностью можно сказать, что без Иммануила Канта современная философия имела бы совершенно иные черты.

Заключение


Кратко изучив биографию и философское учение выдающегося немецкого мыслителя Иммануила Канта, мы убедились в том, что он оказал судьбоносное влияние на историю философии. Главной заслугой философа является разработка оригинальной теории познания, а также этетического, эстетического, антропологического и правового учений, которые заложили основу немецкой классической философии. Как агностик Кант отрицал возможность абсолютного познания мира человеком, но при этом выдвинул представления о том, что не объект, а субъект - "вещь в себе" более важен в процессе познания. Таким образом, человеку даются чувственные и "чистые знания" - представления о количестве, качестве и модальности предметов. Знания даются нам априорно, поэтому осмыслить их должен "чистый разум", но он не в состоянии решить противоречия - антимонии. Поэтому главная цель познания - это формирование нравственности, морали у людей, основанной на категорическом императиве - всеобщем априорном законе морали. А сам человек в этой системы становится высшей ценностью.

Безусловно, противоречивое учение Канта нельзя свести к одному абзацу. Благодаря ему в философии стала активно развиваться диалектика, появился синтез как метод научного исследования. Благодаря вкладу Канта, повлиявшего на многих выдающихся философ последних столетий, философская наука приобрела такие черты, как строгость и систематичность, профессиональность и академичность, историзм, концептуальность и критичность, научность и рациональность, диалектичность и гуманистическая направленность. В рамках его учения были чётко сформулированы основные философские проблемы, в частности гносеологические, онтологические и этические, и предпринята попытка охарактеризовать природу человека, сущность познания и истины, путей развития человечества. Фактически оно обусловило дальнейшее развитие философии и др. гуманитарных наук, являя собой образец профессионального диалектического философствования, где на первом месте стоит человек и его потребности. Этот подход очень актуален и для современности.


Список использованной литературы


1.Абдильдин Ж.М. Диалектика Канта. - М.: Книга по требованию, 2012. - 160 с.

2.Грядовский Д.И. История философии. Книга 3. Европейское Просвещение. Иммануил Кант. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 472 с.

.Делез Ж. Эмпиризм и субъектность. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 480 с.

.Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 448 с.

.Кант И. Критика практического раз ума. - М.: Либроком, 2012. - 194 с.

.Кант И. Критика чистого раз ума. - М.: Эксмо, 2012. - 736 с.

.Кант И. Основы метафизики нравственности. - М.: Мысль, 2001. - 1472 с.

.Минасян Л.А. Трансцендентальная философия и постнеклассическая наука: перечитывая Канта // Научная мысль Кавказа. 2005. № 4. С.21-30.

.Нарский И.С. Кант. - М.: Книга по требованию, 2012. - 208 с.

.Никитина И.П. Эстетика. - М.: Юрайт, 2013. - 680 с.

.Новгородцев Н. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. - М.: Книга по требованию, 2013. - 253 с.

.Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма // История государства и права. 2012. № 15. С.12-18.

.Самылов В. Становление принципа историзма в немецкой классической философии (Кант и Гегель) // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С.56-67.

.Семенов Е.В. Трансцендентальная семантика И. Канта // Вопросы философии. 2011. № 11. С.152-162.

.Сердечна В.В. Учение о познании в английской традиции // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 2-3. С.76-94.

.Чекушкина Е.Н. Гносеология морали И. Канта // В мире научных открытий. 2013. № 1-1. С.237-247.

.Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. - М.: Книга по требованию, 2012. - 304 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Иммануил Кант - немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, почетный иностранный член Петербургской академии наук, родоначальник классической немецкой философии и «критицизма». По масштабу деятельности приравнивается к Платону и Аристотелю. Давайте поближе познакомимся с жизнью Иммануила Канта и основными идеями его наработок.

Детство

Будущий философ родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (нынешний Калининград), в многодетной семье. За всю жизнь он не выезжал из родного города далее чем на 120 километров. Кант рос в среде, в которой особое место имели идеи пиетизма. Его отец был ремесленником-седельщиком и с детства приучал детей к труду. Мать же старалась позаботиться об их образовании. С первых лет жизни Кант имел слабое здоровье. В процессе обучения в школе у него были обнаружены способности к латинскому языку. Впоследствии именно на латыни будут написаны все четыре диссертации ученого.

Высшее образование

В 1740 году Иммануил Кант поступил в университет «Альбертину». Из преподавателей особое влияние на него оказал М. Кнутцен, который познакомил амбициозного молодого человека с достижениями современной, на тот момент, науки. В 1747 году тяжелое финансовое положение привело к тому, что Кант вынужден был отправиться в пригород Кенигсберга дабы устроиться там домашним учителем в семье помещика.

Трудовая деятельность

Вернувшись в родной город в 1755 году, Иммануил Кант завершил обучение в университете и защитил магистерскую диссертацию под названием «Об огне». В течение последующего года он защитил еще две диссертации, которые дали ему право на чтение лекций в качестве сначала доцента, а затем профессора. Однако от звания профессора Кант тогда отказался и стал экстраординарным (тем, который получает деньги от слушателей, а не от руководства) доцентом. В таком формате ученый работал до 1770 года, пока не стал все-таки ординарным профессором на кафедре логики и метафизики родного университета.

Удивительно, но в должности преподавателя Кант читал лекции по широчайшему кругу предметов, начиная с математики и заканчивая антропологией. В 1796 году он перестал читать лекции, а через четыре года и вовсе оставил университет из-за слабого здоровья. В домашних условиях Кант продолжал работу до самой смерти.

Образ жизни

Пристального внимания заслуживает образ жизни Иммануила Канта и его привычки, которые особенно стали проявляться с 1784 года, когда философ приобрел собственный дом. Каждый день Мартин Лямпе - отставной солдат, который выступал в доме Канта слугой - будил ученого. Проснувшись, Кант выпивал несколько чашек чая, выкуривал трубку и начинал подготовку к лекциям. После лекций наступало время обеда, за которым компанию ученому составляли обычно несколько гостей. Обед часто затягивался на 2-3 часа и всегда сопровождался оживленной беседой на различные темы. Единственное, о чем не хотел говорить ученый в это время - философия. После обеда Кант ежедневно отправлялся на прогулку по городу, которая позже стала легендарной. Перед сном философ любил смотреть на собор, здание которого отчетливо виднелось из окна его спальни.

Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.

Всю свою сознательную жизнь Иммануил Кант тщательно следил за собственным здоровьем и исповедовал систему гигиенических предписаний, которую разработал лично на основе длительного самонаблюдения и самовнушения.

Основные постулаты этой системы:

  1. Держать голову, ноги и грудь в холоде.
  2. Меньше спать, так как постель является «гнездом заболеваний». Ученый был уверен, что спать нужно исключительно ночью, глубоким и коротким сном. Когда сон не приходил, он пытался его вызвать, повторяя в уме слово «Цицерон».
  3. Больше двигаться, обслуживать себя самостоятельно, гулять в независимости от погодных условий.

Кант не был женат, хотя и каких-либо предубеждений касательно противоположного пола не имел. По словам ученого, когда он хотел завести семью, такой возможности не было, а когда возможность появилась, желание уже пропало.

В философских взглядах ученого прослеживается влияние Х. Вольфа, Ж. Ж. Руссо, А. Г. Баумгартена, Д. Юма и других мыслителей. Вольфианский учебник Бамгартена стал основой для лекций Канта по метофизике. Как признавался сам философ, сочинения Руссо отучили его от высокомерия. А наработки Юма «пробудили» немецкого ученого от «догматического сна».

Докритическая философия

В творчестве Иммануила Канта выделяется два периода: докритический и критический. На протяжении первого периода ученый постепенно отходил от идей вольфовской метафизики. Второй же период стал временем, когда Кант сформулировал вопросы об определении метафизики как науки и о создании им новых ориентиров философии.

Среди изысканий докритического периода особый интерес вызывают космогонические наработки философа, которые он изложил в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.). В своей теории Иммануил Кант утверждал, что объяснение формирования планет можно произвести, допустив наличие существования материи, наделенной силами отталкивания и притяжения, опираясь при этом на постулаты ньютоновской физики.

Много внимания в докритический период ученый уделил также исследованию пространств. В 1756 году в диссертации под названием «Физическая методология» он написал, что пространство, будучи непрерывной динамической средой, создается при взаимодействии простых дискретных субстанций и имеет релятивный характер.

Центральное учение Иммануила Канта этого периода было изложено в работе 1763 года, получившей название «Единственное возможное основание для доказательства бытия Бога». Раскритиковав все известные до тех пор доказательства существования Бога, Кант выдвинул личный «онтологический» аргумент, который основывался на признании необходимости какого-либо первосуществования и отождествлении его с божественной силой.

Переход к критической философии

Переход Канта к критицизму происходил постепенно. Начался этот процесс с того, что ученый пересмотрел свои взгляды на пространство и время. В конце 1760 годов Кант признал пространство и время как независимые от вещей субъективны формы человеческой рецептивности. Вещи же, в том виде, в котором они существуют сами по себе, ученый назвал « ноуменами». Результат этих изысканий Кант закрепил в работе «О формах и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира» (1770 год).

Следующим поворотным моментом стало «пробуждение» ученого от «догматического сна», которое произошло в 1771 году после знакомства Канта с наработками Д. Юма. На фоне обдумывания угрозы полной эмпиризации философии, Кант сформулировал основной вопрос нового критического учения. Звучал он следующим образом: «Как возможны априорные синтетические познания?» Решением этого вопроса философ был озадачен вплоть до 1781 года, когда свет увидела работа «Критика чистого разума». За последующие 5 лет было издано еще три книги Иммануила Канта. Венцом этого периода стали вторая и третья «Критики»: «Критика практического разума» (1788 год) и «Критика способности суждения» (1790 год). На достигнутом философ не остановился и в 1800-е издал еще несколько важных работ, дополняющих предыдущие.

Система критической философии

Критицизм Канта состоит из теоретической и практической составляющих. Связующим звеном между ними служит учение философа об объективной и субъективной целесообразности. Главный вопрос критицизма звучит так: «Что такое человек?» Изучение человеческой сущности осуществляется на двух уровнях: трансцендентальном (выявление априорных признаков человечности) и эмпирическом (человек рассматривается в том виде, в котором он существует в социуме).

Учение о разуме

Кант воспринимает «диалектику» как учение, не только помогающее критиковать традиционную метафизику. Оно дает возможность постигать высшую степень познавательной способности человека - разум. По мнению ученого, разум является способностью, позволяющей мыслить безусловное. Он вырастает из рассудка (который выступает источником правил) и доводит до безусловного его понятия. Те понятия, которым на опыте не может быть дан никакой предмет, ученый нарекает «идеями чистого разума».

Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины.

Практическая философия

В основе практической философии Канта лежит учение о моральном законе, являющемся «фактом чистого разума». Моральность он связывает с безусловным долженствованием. Он считает, что ее законы проистекают из разума, то есть способности мыслить безусловное. Так как всеобщие предписания могут определить волю действиям, их можно считать практическими.

Социальная философия

Вопросы творчества, по мнению Канта, не ограничиваются областью искусства. Он говорил о возможности создания людьми целого искусственного мира, каковым философ считал мир культуры. О развитии культуры и цивилизации Кант рассуждал в своих поздних работах. Прогресс человеческого общества он видел в естественной конкуренции людей и их желании самоутвердиться. При этом, по мнению ученого, история человечества представляет собой движение к полноценному признанию ценности и свободы личности и «вечному миру».

Социум, склонность к общению выделяют людей особняком, тогда человек себя чувствует востребованным, когда он реализуется наиболее полно. Используя природные задатки, можно получить уникальные шедевры, которых ему никогда не создать в одиночку, без общества.

Уход из жизни

Великий философ Иммануил Кант умер 12 февраля 1804 года. Благодаря жесткому режиму он, несмотря на все свои недуги, пережил многих знакомых и товарищей.

Влияние на последующую философию

Наработки Канта оказали огромное влияние на последующее развитие мысли. Он стал основателем так называемой немецкой классической философии, которая позже была представлена масштабными системами Шеллинга, Гегеля и Фихте. Большое влияние Иммануил Кант также оказал на становлении научных взглядов Шопенгауэра. Кроме того, его идеи повлияли и на романтические движения. Во второй половине 19-го века большой авторитет имело неокантианство. А в 20-м веке влияние Канта было признано ведущими представителями экзистенциализма, феноменологической школы, аналитической философии и философской антропологии.

Как можно заметить из биографии Иммануила Канта, он был довольно интересной и незаурядной личностью. Рассмотрим некоторые удивительные факты из его жизни:

  1. Философ опроверг 5 доказательств существования Бога, которые длительное время пользовались абсолютным авторитетом, и предложил собственное, которое по сей день никто не смог опровергнуть.
  2. Кант ел лишь в обед, а остальные приемы пищи он заменял чаем или кофе. Подъем у него был строго в 5 часов, а отбой - в 22 часа.
  3. Несмотря на высоконравственный образ мышления, Кант был сторонником антисемитизма.
  4. Рост философа составляет всего 157 см, что, к примеру, на 9 см меньше, чем у Пушкина.
  5. Когда к власти пришел Гитлер, фашисты с гордостью называли Канта истинным арийцем.
  6. Кант умел одеваться со вкусом, хотя моду считал тщеславным делом.
  7. По рассказам студентов, философ при чтении лекций часто фокусировал взгляд на каком-то из слушателей. Однажды он остановил взор на студенте, у которого на одежде не хватало пуговицы. Эта проблема сразу же отняла у преподавателя все внимание, он стал сбивчивым и рассеянным.
  8. У Канта было трое старших и семеро младших братьев и сестер. Из них только четверо выжили, а остальные умерли в раннем детстве.
  9. Возле дома Иммануила Канта, биография которого была темой нашего обзора, находилась городская тюрьма. В ней заключенных заставляли ежедневно петь духовные песнопения. Вокал преступников настолько надоел философу, что он обратился к бургомистру с просьбой прекратить эту практику.
  10. Цитаты Иммануила Канта всегда пользовались большой популярностью. Самая популярная из них - «Имей мужество пользоваться собственным умом! - в этом и есть девиз Просвещения». Некоторые из них также приведены в обзоре.

Иммануил Кант – один из величайших философов Нового времени. Он родился 22 апреля 1724 в Кенигсберге, умер там же 12 февраля 1804 и был сыном седельщика, чьи предки, по преданию, происходили из Шотландии, Кант получил строго религиозное воспитание и в университете своего родного города ревностно изучал математику, физику и философию. Плодом занятий Канта первыми двумя науками было первое его сочинение: «Мысли к истинной оценке живых сил» (Кенигсберг, 1747). Потом 9 лет Кант был домашним учителем и 1755 получил докторскую степень за диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания». В другом своем сочинении, относящемся к этому же году (1755) – «Всеобщая естественная история и теория неба» (Кенигсберг), он предвосхитил позднейшую лапласовскую теорию происхождения нашей солнечной системы и пытался соединить в нем механическую теорию с телеологической . В этот первый период своей деятельности Кант находился под влиянием Христиана Вольфа .

Второй период его развития может быть назван эмпирическо -скептическим . Кант внимательно изучал английских философов, особенно Хатчесона и Юма . Последний разбудил Канта (по его собственным словам) «от догматического сна». Ко второму периоду принадлежат сочинения Канта: «О единственно возможном доказательстве бытия Бога» (1762), «Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали» (1763) и некоторые другие.

Целых 15 лет Кант был приват-доцентом и лишь в 1770 получил кафедру логики и метафизики в университете своего родного города, защитив диссертацию «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира». Это сочинение составляет переход к третьему периоду деятельности Иммануила Канта и содержит некоторые мысли о трансцендентальной эстетике , отчасти, о трансцендентальной аналитике и, вообще, о критике чистого разума, которые были широко развиты им позднее; но в этом сочинении Кант еще в значительной степени стоял на почве старой метафизики. Однако, внутренняя философская работа продолжалась еще в Канте целые 10 лет, прежде чем он издал свое главное сочинение, написанное им в четыре месяца: «Критика чистого разума » (1781). За этим сочинением, в короткие промежутки времени, последовали другие главные сочинения: в 1783 г. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», в 1785 «Основы метафизики нравов», в 1788 «Критика практического разума », в 1790 «Критика способности суждения », в 1793 «Религия в пределах только разума», в 1797 «Метафизические начала учения о праве» и «Метафизические начала учения о добродетели» (в совокупности составляющие «Метафизику нравов», в 1798 «Антропология с прагматической точки зрения». Кроме того, Кант написал много мелких сочинений.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!