Как организовать свою первую выставку: советы профессионального художника. Как подготовиться к участию в выставке? Советы и рекомендации по проведению успешной выставки

Собственная выставка – это отличный PR-ход, который поможет грамотно и интересно рассказать о себе. Это ваша реклама, расширение границ, поиск клиентов и самореализация. Выставлять можно все, что сделано, подобрано и скомпоновано лично вами. При подготовке к первой выставке очень важно не упасть в грязь лицом, ведь именно это лицо вы и будете демонстрировать в дальнейшем. Совета нужно искать у профессионалов. Они обладают достойным опытом работы, знают многое о посетителях не только российских, но и международных выставок и понимают специфику, связанную с организационными моментами.

Каролина Хаткевич – эксперт в выставочных делах. Она дизайнер и художник, а также член Творческого союза. Каролина на протяжении нескольких лет занимается организацией международных выставок и знает все о том, что нужно делать начинающим художникам. Советы Каролины будут интересны еще и потому, что она является владелицей собственной галереи Karoart.

Планирование

Вы можете удивиться, но время, потраченное на подготовку к выставке, занимает не менее полугода. За 6 месяцев решаются организационные вопросы, определяется концепция, завершается подготовка экспонатов (материалов). Любая выставка должна быть приурочена к яркому городскому событию. Его не обязательно определять заранее, но в течение полугода оно само даст о себе знать, и вы решите, что день рождения именитого художника или городской праздник отлично скрасят тот день, когда вы заявите миру о себе.

Спонсорство

Да, такова правда жизни. Без финансовой поддержки не может обойтись ни один начинающий художник или фотограф. Первое, что вам нужно сделать, — составить спонсорский пакет. Спонсорский пакет – это комплекс документов, которые позволят ознакомиться с целесообразностью вложения финансов в ваш проект.

На первом месте – значение проекта для города или области, а также определенных социальных групп. Будет хорошо, если вашу выставку посетят потенциальные клиенты спонсора или пользователи его коммерческих услуг. Если вы ищете финансовую поддержку государства, важно рассказать о пользе проекта с точки зрения обучения, образования, прославления города.

Также важно прописать структуру мероприятия: когда оно состоится, кто будет присутствовать, кто является автором и организатором проекта. Подайте информацию ярко и качественно. Эти документы лучше оформить в виде презентации.

Еще один важный момент – поддержка. Заручитесь положительной обратной связью. Она может быть дана авторитетными специалистами, учеными, университетами. Сделайте копии рекомендательных писем и обращений.

Ну и наконец, в плане должны быть указаны минимальная и максимальная сумма, а также перечень предоставляемых спонсору рекламных услуг и площадок. При подсчете затрат учитывайте все: аренду помещения, фуршет, стоимость материалов. В отношении выгоды спонсора важно понимать, что он должен не столько терять финансы, сколько приобретать новые возможности.

Информирование

Сделайте яркую рекламу. Если вам удалось заручиться поддержкой СМИ – это половина успеха. Если на ТВ о вас не желают говорить, идите в Интернет. Там есть социальные группы, блогеры и другие площадки для размещения информации. Сделайте выставку притягательной для потенциального зрителя, заинтригуйте, составьте яркий заголовок и сделайте стильное графическое оформление.

Наполнение

Решите вопрос с количеством ваших работ. Если вы – участник общего проекта, их может быть меньше 10, а если автор собственной выставки – не менее 50. Составьте план заранее: какие работы обязательно войдут в проект, а какие станут лишь дополнением коллекции. Как именно вы разместите работы? На эти вопросы необходимо отвечать заранее, а не в последний момент.

Подготовка

Будьте готовы к трудностям. Ни один план не поможет вам исключить эффект неожиданности и препятствия, случайно возникшие на пути. Выставки, как правило, проходят не в том виде, в каком их воображают первоначально. Меняются подрядчики, а тип площадки автоматически корректирует условия работы. Создайте небольшую команду из людей, которым вы доверяете, – они поддержат в трудную минуту и помогут найти выход из любой ситуации.

    Придумать концепцию

    Если вас внезапно пронзила мысль открыть собственную выставку, главное — успокойтесь. Трезво подумайте над идеей, а главное — концепцией своего проекта.

    Я в начале июня успешно закрыла сессию на магистерской программе «Арт- критика и кураторство» в СПбГУ и поняла, что надвигающаяся биеннале Manifesta 10 этим летом не даст городу умереть от нехватки современного искусства. Но витающая в воздухе кураторская активность пробудила желание дебютировать с собственным проектом.

    Идея для выставки родилась практически сразу: мне была близка тема исследования городского пространства, а в памяти всплывало несколько работ знакомых художников. После того, как концепция была сформулирована, я предложила пятерым молодым художникам принять участие в проекте. К моему счастью, каждый из них согласился работать со мной.

    В мире современного искусства есть три кита твоего профессионализма. Первый — показ произведений, созданных художником специально для конкретного кураторского замысла. Второй - демонстрация ранее не выставлявшихся работ. Ну а самым крутым считается открытие новых имён - перспективных авторов, которых никто еще не выставлял. Таковым стал молодой фотограф Олег Лейнов, у которого за плечами обучение в фонде ФотоДепартамент. Неожиданно для себя, мне удалось соблюсти все эти негласные правила.


    Найти площадку

    Следующий животрепещущий вопрос для каждого организатора выставок - помещение. Естественно, начинающему куратору — как я — не стоит сразу рассчитывать на белые стены респектабельных коммерческих галерей или залы Эрмитажа. Не отчаивайтесь! Обратитесь к знакомым и друзьям, у которых есть выставочные площадки (за время учебы вы же наработали профессиональные связи?).

    В моем случае самым открытым к сотрудничеству оказался художник и куратор Виктор Кудряшов. Он предоставил мне на две недели пространство своей независимой галереи «Совместное Существование» в арт-кластере Артмуза. Название галереи, кстати, отражает моё личное убеждение, что в мире отечественного современного искусства многое держится на дружеских связях и взаимопомощи. До открытия своей выставки я помогала Виктору с организацией его персональной экспозиции.


    Провести информационную подготовку

    Моя не прошла даром. Раскрою всем известный секрет: куратор это ещё и пиар-менеджер, и координатор, и продакшн-менеджер и даже монтажник. Иными словами, мультифункционализм станет вашим вторым я.

    Рекомендую начать с написания пресс-релиз, который я разослала в городские интернет-СМИ. Как только информация появится в СМИ, будьте готовы ко звонкам и письмам знакомых с просьбой включить их работы в экспозицию.

    Так в моем списке участников появилось ещё одно имя - Саша Зубрицкая. Её серия «Закон парных случаев», посвященная систематизации множества граффити- тегов, найденных в разных европейских городах, точно отражала концепцию выставки.


    Оповестить арт-сообщество

    Дата открытия неумолимо приближалась, и необходимо было лично оповестить арт-сообщество и друзей о готовящемся событии. Используйте как цифровые технологи, так и старый дедовский метод — бумажные приглашения.

    Функцию дизайнера со мной разделил хороший знакомый, и мы вместе создали открытки-приглашения, которые потом раздавали на вернисажах других выставок. Основной способ распространения информации - фейсбук. Заведите одноименное событие, добавьте туда информацию о художниках и их работах, представленных на выставке. Кстати о текстах: кураторский текст - тот фронт работ, которому требуется уделить достаточно времени. Именно в нём куратор может пояснить свой замысел и доказать, что каждое произведение в выставочном пространстве появилось неслучайно, а является элементом выверенной идеи. Я создала по небольшой экспликации для каждого из шести участников, в которых поясняю, как то или иное произведение соотносится с выставкой в целом.


    Вынести монтаж

    Финишная прямая перед открытием — монтаж экспозиции. Его мы начали за два дня до выставки, и основная сложность заключалась в том, что трое из шести художников в это время находились не в Петербурге. Так систему развески графики Аси Маракулиной, которая уехала в художественную резиденцию в Бельгию, мне пришлось изобретать самостоятельно. Художница поставила справедливое условие - бумага не может быть приклеена или продырявлена.

    Рекомендую несложную конструкцию из обычных бейджей и двустороннего скотча. Также будьте готовы к тому, что монтаж — одна их самых времязатратных стадий. И вообще курировать современное искусство — это самостоятельно сверлить, клеить и красить.

    В моем случае он растянулся аж до нескольких последних часов перед открытием. В голове крутилась единственная мысль: «Не стоило вчера вечером откупоривать бутылку с игристым из числа тех, что были заготовлены для вернисажа». Художница Саша Зубрицкая для своей серии предложила оригинальную идею воссоздать фрагмент городской среды в галерее: она прикрепила свои работы магнитами к мятым листам металла, найденным во дворе лофта.


    Потусоваться на вернисаже

    Финальный штрих — сменить лук «трудовые будни куратора» на «артлайф из бьютифул». Последний час до начала вернисажа я посвятила проверке готовности всех экспонатов, отрегулировала уровень звука в видеоарте Виктора Кудряшова, а художница Евгения Мачнева довела до совершенства вид своей семиметровой шпалеры, посвященной маршруту трамвая No36.

    Без десяти минут семь: разливаю игристое по бокалам. В семь часов приходят самые пунктуальные гости, среди них мои родители — естественно с букетом. Дебют всё-таки.

    «Совместное существование» постепенно наполняется гостями: художниками, кураторами и арт-критиками, друзьями и просто зрителями. По законам светского мероприятия я фланирую между посетителями, всех знакомлю и сама знакомлюсь с людьми. Признаком начинающего куратора стала моя незапланированная благодарственная речь, точно не буду её повторять в следующий раз. В течение двух часов в галерее шло активное общение, все интересовались авторами, звучали вопросы про цены и я спонтанно выступила ещё и в роли галеристки. Моя первая выставка открылась, и, кажется успешно, но это я осознаю только на следующий день, когда приду в безлюдную галерею и сяду за работу внутри собственной экспозиции.


Дорогие друзья! Хочу организовать выставку картин своего деда. Начал звонить по галереям, но столкнулся с неожиданной для себя проблемой. Или все забронировано до нового года или космические цены. Прежде, чем отдавать чемодан финансов незнакомым людям, мне очень хотелось бы посоветоваться со знающими людьми. Выбрал этот сайт, так как здесь вас много:)

Есть картины, есть их автор, которому скоро 90 лет. Что то продавать из картин нужды нет, выставка это подарок художнику-любителю. Выставки у него никогда не было. Дайте пожалуйста совет, что нужно делать?? Можно ли организовать все малой кровью самому? Снять помещение, развесить картины. Как обычно обеспечивается охрана? Какой зал лучше снимать? Стоит ли к кому то обращаться? Если да, то к кому? В галерею, дом культуры или что еще. Самое главное. Как сделать так, чтобы на выставке ходили какие то люди?? Рассматривали.

Возможно совсем идиотские вопросы, заранее простите! Загорелся идеей, нужны советы.

Возможно, позже разместим коллекцию творений деда на этом сайте. Пока что дед относится к интернету скептически, не понимает зачем, махает руками. Заранее спасибо всем отписавшимся! Если сделал что то нетак прошу меня простить.

Посетите близлежащие галереи и изучите, какие из них выставляют работы, похожие с вашими по стилю. Как правило, организаторы выставок придерживаются определенного жанра - воспользуйтесь этим. Обратите внимание на то, каким произведениям отдала предпочтение экспертная комиссия галереи. Задумайтесь над вашим стилем, жанром и направлением. Спросите самого себя: «Понравятся ли им мои работы?»

Продемонстрируйте выгодные отличия ваших произведений от работ других художников. Это потребует определенной смекалки: при всей схожести стилей ваши произведения должны выгодно отличаться от работ художников-конкурентов. Не стоит забывать, что организаторы выставок, в первую очередь, деловые люди и не станут рисковать.

Посетите открытие выставки (обычно они проходят каждый четверг вечером) для того, чтобы наладить связи с представителями арт-бизнеса. Продемонстрируйте свою увлеченность и мастерство. Покажите заинтересованность и пробудите в них интерес к вашим работам.

Подайте заявку на участие в премии. Это даст вам возможность продемонстрировать свое творчество перед экспертами в мире искусств, и даже в случае проигрыша вы все равно заявите о себе.

Оградите себя от попыток, заранее обреченных на провал, - избегайте участия в платных выставках и конкурсах. Чаще всего это просто сбор денег для какого-либо художественного сообщества или арт-галереи. Подобные акции, как правило, не способствуют профессиональному и творческому развитию. Напротив, отметка об участии в подобном мероприятии может испортить ваше резюме. Безусловно, существуют и исключения из правил. Одним из них является место вашего жительства. В большинстве же случаев обходите их стороной. Избегайте арт-салонов, требующих оплату за ваше участие в показе или организацию индивидуальной выставки. Ни одна уважающая себя галерея не станет этим заниматься.

Пошлите по электронной почте запрос в художественный салон или галерею, где бы вы хотели выставляться. Постарайтесь предоставить как можно больше образцов ваших работ, эскизов, а также информацию о вашем творчестве, дайте ссылку на персональный веб-сайт или блог, опишите вашу творческую концепцию. Многие организаторы выставок предпочитают собирать информацию о художнике до представления его творчества широкой публике.

Создайте онлайн-галерею. В ней можно поместить работы местных художников, а также мастеров, которые творят в едином с вами стиле.

Станьте членом коллективной выставки. Как правило, для участия в подобной экспозиции необходим лишь членский взнос, образцы ваших работ и ваше творческое резюме. К тому же коллективные выставки не обязывают вас к одностороннему сотрудничеству и не берут комиссию от продажи ваших работ. Участие в ней придаст вам сил и уверенности в достижении цели.

Контракт с галереей. Итак, вам посчастливилось сотрудничать с галерей или художественным салоном. Важным условием сотрудничества является контракт. Обычно галереи берут комиссионные от стоимости проданных работ, поскольку они являются вашими представителями, а не покупателями. Убедитесь, что размер, взимаемой комиссии, четко прописан в контракте, обычно он составляет 20%-50%. Не смотря на это, галерее выгодно завышать стоимость картин, так как от этого напрямую зависит их доход. Внимательно изучите контракт, одним из обязательных условий может являться продажа и демонстрация ваших работ исключительно в этой галерее.

Презентуете ли вы свои собственные работы или произведения других художников, проведение выставки – это уникальный обогащающий опыт. Хотя свести воедино столько элементов, чтобы это все образовывало единое целое и при этом имело смысл, может быть совсем не просто. Поэтому, когда вы самостоятельно организовываете выставку, крайне важно, чтобы у вас был план действий. Как только вы определились с темой выставки, можете принимать заявки от заинтересованных художников, выбрать подходящее для этого мероприятия место и запустить рекламную кампанию, чтобы вашу коллекцию увидели и оценили по достоинству как можно больше людей.

Шаги

Часть 1

Поиск произведений искусства

    Выберите объединяющую тему. Продуманную художественную выставку характеризует хорошо прослеживаемая тема, которая связывает разные кусочки вместе и дает ощущение, что они – часть единого целого. Продумайте, какой посыл должна передавать ваша выставка. Это может быть образ или явление, чувство или определенная изобразительная техника.

    Выберите самую впечатляющую работу. Отберите для показа несколько самых лучших или недавних произведений. Если вы проводите личную выставку, которая должна отводить основное место вашей собственной работе, вам понадобится от 10 до 30 картин для представления публике. Тему выставки нужно отобразить в каждом экземпляре.

    Свяжитесь с местными художниками для предоставления материалов для экспозиции. Проведите небольшое исследование в поисках творческих людей в вашем регионе, которые могут быть заинтересованы в участии в вашей выставке. Совместные усилия могут стать отличной возможностью для многих разных художников представить их искусство на одном мероприятии, что в результате даст более разнообразную и полную подборку.

    Работайте посредством разных каналов. Ваша выставка не должна состоять исключительно из полотен и рисунков. Свободно включайте работы фотографов, скульпторов и прочих мастеров образного искусства. Широкая подборка работ придаст сотрудничеству динамичную атмосферу и принесет больше радости вашим клиентам.

    • Самое лучшее решение – браться за произведения, которые можно оправить рамой, повесить на стену и продать. Хотя можно также пригласить поэтов или музыкантов, которые будут выступать на мероприятии, особенно если их работа дополняет тему выставки.

    Часть 2

    Организация мероприятия
    1. Определитесь с датой и временем. Организация художественной выставки требует изматывающей по интенсивности координации, поэтому будьте реалистичны касательно временных рамок, которые вы для себя устанавливаете. Стоит начинать планирование мероприятия по крайней мере за 2-3 месяца, чтобы у вас было достаточно времени на подготовку. Если есть возможность, выберите дату ближе к концу недели, когда у многих выходной, и люди ищут, чем бы заняться в городе.

      Забронируйте место проведения. Начните поиски подходящего места для проведения выставки. Самое очевидное решение – снять студию или художественную галерею, но помните, что выбор не ограничивается только традиционными художественными локациями. Вы можете поспрашивать в ресторанах, кафе, дворцах культуры, церквях и бизнес-центрах, и узнать, не желают ли они помочь в проведении этого мероприятия.

      Оцените ваши работы для продажи. Целью выставки является не только показ работ художника, но и их продажа. Как только у вас собралась экспозиция, стоит подумать, во сколько вы оцениваете каждое произведение. Постарайтесь установить цены, которые приемлемы и для вас и для покупателя, принимая во внимание технику живописи, техническую сложность и труд, вложенный в создание этого произведения.

      Пустите слух. Пусть люди в вашем окружении знают, что вы работаете над выставкой. Можете упомянуть об этом при личной встрече или разместить информацию о мероприятии на своих страничках в социальных сетях. В некоторых случаях возможно сотрудничество с администрацией места проведения – они могут сделать так, чтобы новость достигла более широкого круга посетителей через их веб-сайт, пресс-релизы и официальные анонсы.

      Часть 3

      Проведение успешной выставки
      1. Попросите помощи. Заручитесь поддержкой волонтеров, а также помощью профессионалов: грузчиков, рамочников и экспертов по освещению. Все вместе будет легче справляться с координированием разгрузки и погрузки работ, размещением необходимого оборудования и дисплеев в предусмотренном месте, наблюдением за произведениями искусства, чтобы их не повредили или не украли. Преданная команда может облегчить ваше бремя, а ее (команды) присутствие гарантирует, что мероприятие пройдет без сучка и задоринки.

        • Кроме грузчиков, неплохо нанять фотографа или оператора, чтобы заснять мероприятие на пленку, а также музыкальную группу или диджея для ненавязчивого музыкального сопровождения.
        • Делегируйте задания и обязательства команде волонтеров, чтобы у вас была возможность заняться последними штрихами в приготовлении.
      2. Подготовьте выставочное пространство. Первым вашим распоряжением станет монтировка и размещение произведений в предусмотренном месте. Исходя из этого, вы можете настроить освещение таким образом, чтобы каждая работа была хорошо освещена и отчетливо видна. Представьте, как вы хотите, чтобы посетители увидели пространство и взаимодействовали с ним, потом обдумайте окончательную планировку, которая будет удовлетворять поставленные задачи.

        • Как и все, что касается выставки, при составлении меню нужно учитывать локацию. Также подумайте, какую атмосферу вы хотите создать (обыденную или формальную) и в какие наряды должны быть одеты присутствующие.
        • Более авторитетные художественные галереи иногда покрывают стоимость продовольствия на больших мероприятиях.
      • Очень рекомендуется оформлять страхование ответственности для локации, где проводится выставка. Таким образом, вы не будете нести ответственность, если что-то случится с гостем, картиной или самим помещением.
      • Распланируйте, купите, организуйте доставку, уборку, обрамление и размещение как можно раньше, чтобы уменьшить стресс, связанный с приближением даты мероприятия.
      • Оберните работы в пузырчатую упаковку, чтобы защитить их во время транспортировки к месту проведения и обратно.
      • Если вы не боитесь публичных выступлений, выступите на открытии с краткой речью. Поблагодарите гостей за то, что они пришли, затем в течение нескольких минут коротко поясните выбранную тему, представьте художников, с которыми вы сотрудничали, и ваше общее виденье этого проекта.
      • Поразмыслите над тем, чтобы продавать другие товары (футболки, сумки, значки, и так далее), которые могут заинтересовать людей, не намеренных покупать оригинальные произведения искусства.

      Предупреждения

      • Не забудьте предупредить будущих посетителей, если на выставке представлены "взрослые" темы, которые не подходят для юных зрителей.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!