История настеньки белые ночи краткое содержание. Белые ночи

Молодой человек двадцати шести лет - мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие - прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решетки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюбленностях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие - «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.

Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» - «мечтатели», - чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грезах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», - угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живет со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошел. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет… Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.

Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придет, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достает самоотверженности утешать и обнадеживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он - не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле…» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите…» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвертая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно, в ответ раздается: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно…» Если Мечтатель подождет, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюбленным.

Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом…». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Роман «Белые ночи» был написан Достоевским в довольно молодом возрасте – в 26 лет (в 1848 году). И его считают одним из самых лиричных, сентиментальных произведений писателя. По объему совсем небольшой, роман состоит из 5 глав – 4-х ночей и одного утра. Повествование ведется от первого лица, от имени Мечтателя – молодого человека, настолько погруженного в мир своих фантазий, что он практически полностью живет в них. В этой статье вы найдете краткое содержание книги.

Итак, краткое содержание по главам

Глава «Ночь первая»

В 1-й главе Мечтатель восхищается красивой белой ночью, а небо такое «светлое и звездное», что кажется, под ним не должно быть ни капризных, ни сердитых людей. Однако же, сам наш герой объективно отмечает, что порой ведет себя неподобающим образом.

Далее мы узнаем, что в Петербурге он живет уже 8 лет, но так и не обзавелся знакомствами. Все его знакомые – это люди, которых он встречает на улицах, но отношения с ними у Мечтателя вымышленные. Он «как бы» здоровается, «как бы» разговаривает с ними, но в реальности они все такие же незнакомцы. В своем воображении он общается не только с людьми, но и с домами.

В последние три дня нашему герою особенно одиноко, ведь его «приятели», как он думает, разъехались по дачам, а гуляя по улицам, он почти не встретил знакомых лиц. «Весь Петербург грозил обратиться в пустыню» из-за этого, а у Мечтателя никакой дачи не было.

И вот, он дошел до заставы и вышел за нее. Город закончился, и очутился Мечтатель среди лугов и полей. Природа так поразила его, что на миг нашему герою показалось, что он находится в Италии.

Далее автор описывает питерскую природу и сравнивает ее с болезненной девушкой, которая вдруг на какой-то момент расцветает, становится наполненной жизнью. Но этот краткий миг проходит, и вот снова она бледная и еле живая. Вы понимаете, что ее красота была обманчивой, напрасной и «полюбить ее вам не было времени».

А ближе к ночи с Мечтателем случилось приключение. Он возвращался домой после загородной прогулки и на мостике перед каналом встретил девушку, которая плакала, опираясь на перила. Молодой человек хотел окликнуть ее, но пока совладал с робостью, девушка ушла. Он последовал за ней и спас ее от приставаний какого-то пьяного господина. Юноша провожает ее, при этом у них завязывается разговор. Мечтатель рассказывает незнакомке о своем одиночестве и робости, но девушке это не кажется отталкивающим, и они договариваются встретиться завтра.

Глава «Ночь вторая»

Встреча со вчерашней незнакомкой. Она расспрашивает Мечтателя о его жизни, хочет знать «всю подноготную», так как понимает, что опрометчиво встречаться с незнакомцем.

Мечтатель пугается от такого вопроса, говорит, что все время живет один и особенно рассказать ему и ничего.

Девушка рассказывает, что у нее есть слепая бабушка, которая буквально прикрепляет ее платье к своему булавкой, чтобы та не сбежала. И читатель наконец узнает, что зовут незнакомку Настенькой.

Далее Мечтатель рассказывает про себя. Что он необычный человек, что есть такие странные существа – мечтатели, которые предпочитают селиться в недоступных местах, стены там непременно должны быть выкрашены зеленым. Приятелей и знакомых у них нет, те, что ненадолго появляются, быстро пропадают. Из-за чудачеств мечтателей, из-за их неумения вести светские беседы. В общем, из-за полного отсутствия социальных навыков, как сказал бы психолог. Но Настеньке нравится этот странный рассказ. И наш герой рассказывает, что и у него есть повседневные дела, которые он желает поскорее закончить. И когда они, наконец, заканчиваются, Мечтатель может погрузиться в мир фантазий. Это и есть для него настоящая жизнь. Приходя домой, он так погружается в свой мир грез, что, порой не замечает, как уже съел обед, приготовленный его служанкой, Матреной.

Герой рассказывает, что мечтает он о самых разных вещах – и о том, как он стал великим поэтом, и о дружбе с известными людьми (упоминается Гофман), и об участии в исторических событиях, даже представляет Клеопатру и ее любовников. Реальная жизнь кажется ему бедной и жалкой, поэтому в своих фантазиях он творит волшебные миры и становится сам художником своего бытия. А переживаются эти мечты как наяву. И истории страстной любви с собственным участием он придумывает тоже.

Настенька внимательно выслушала его и сказала, что нельзя все время жить только мечтами. Как и ей нельзя всю жизнь провести около своей слепой бабушки. И Мечтатель соглашается с ней. Так как его душа уже давно просит чего-то еще, а фантазии уже не волнуют сердце, как раньше: «ведь и мечты выживаются». Его рассказ растрогал Настеньку, и она предлагает им быть всегда вдвоем, никогда не расставаться. И рассказывает свою историю.

История Настеньки

Ей 17 лет, она сирота и воспитывается бабушкой. Бабушка выучила ее французскому и наняла ей домашнего учителя. Обучение Настенька закончила в 15 лет. И в это же время она совершила какой-то проступок, за который ее бабушка назначила ей наказание – сидеть, приколотой булавкой, возле нее.

Они живут в маленьком домике с мезонином. Мезонин сдают жильцам, так как нужны деньги. И у них поселился молодой постоялец приятной внешности. Они немного общаются с девушкой, а еще он стал он со служанкой им книги присылать, чтобы Настенька могла читать их бабушке. И прочитали они Вальтера Скотта, Пушкина, и полюбила наша героиня чтение.

И вот как-то встретила она жильца на лестнице, и пригласил он ее в театр втайне от бабушки. Настенька отказалась. И тогда жилец позвал их вместе с бабушкой на «Севильского цирюльника». Спектакль очень понравился Настеньке, но жилец почему-то почти перестал с ней общаться, только еще пару раз они с ним в театр выехали. И очень девушку это расстраивало, она стала чувствовать себя как в тюрьме, приколотая к бабушкиной юбке, много плакала, похудела. Влюбилась в этого молодого человека. А через какое-то время он сообщил им, что уезжает обратно в Москву, все дела свои в Петербурге закончил. И решила Настенька ехать с ним, собрала пожитки и пошла к нему признаваться в чувствах. Но он ответил, что человек он бедный и сейчас не сможет взять ее с собой, чтобы жениться. Чтобы она подождала год, и тогда может быть. Но слова дать ей он не может. И после этого разговора уехал.

Прошел год, жилец и Настенька договорились встретиться на скамейке около моста, как раз там, где ее встретил Мечтатель. Но жених не показывается ей на глаза, хотя Настенька знает, что он в городе. И это ее расстраивает до слез. Поэтому Мечтатель советует написать ему письмо и даже предлагает свой текст. Но оказывается, что девушка письмо уже подготовила и просит юношу передать его жильцу. Тот соглашается. Передает.

Глава «Ночь третья»

Этой ночью идет дождь, поэтому встреча Настеньки и Мечтателя не состоялась. Юноша понимает, что любит Настеньку, но чувства его не взаимны, ее сердце отдано другому. Он вспоминает их предыдущее свидание. Настенька уверена, что ее возлюбленный придет, поэтому она радостна и оживлена. Она не видит чувств Мечтателя к ней, говорит, что когда она выйдет замуж, их дружба продолжится и юноша станет ей, как брат. Они ждут, девушка оживленно болтает, но на самом деле она отчаянно боится, что жилец не придет. Он не приходит. Она просит юношу снова сходить по тому адресу, куда тот передавал письмо, и узнать, нет ли ответа. Мечтатель, желая ее утешить, говорит, что, может, этот человек придет завтра. И вот это завтра наступило, юноша ждет один на скамейке и думает, что они уже вместе. А он снова один.

Глава «Ночь четвертая»

Следующей белой ночью Мечтатель приходит в условленное место, Настенька требует письмо от возлюбленного. Он сообщает, что письма не было, девушка заливается слезами. Он утешает ее и признается ей в любви. Настенька просит его подождать немного, ее чувства к другому мужчине должны остыть. Они начинают строить планы, девушка предлагает Мечтателю снять у них мезонин, чтобы быть поближе к ней, они планируют поход в театр. И тут появляется тот, кого уже перестали ждать, Настенькин возлюбленный. Она бросается к нему, и влюбленная пара уходит. Мечтатель снова остается один.

Глава 5, последняя, «Утро»

День был пасмурный, шел дождь. Мечтатель получает от Настеньки письмо — с извинениями, с благодарностью за его любовь и с сообщением об их с жильцом свадьбе. Она просит его остаться друзьями. В глазах юноши потускнело, мир вокруг как будто постарел. Он вдруг понял, что в его жизни ничего не изменится – и через 15 лет он будет все также жить здесь, со своей глупой служанкой Матреной. Но он чувствует благодарность Настеньке за те краткие светлые моменты надежды и любви, которые он испытал рядом с ней.

«Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» — этими словами заканчивается роман «Белые ночи».

Краткое содержание, представленное в этой статье, может быть использовано для читательского дневника.

«Белые ночи». Краткое содержание произведения

Первая ночь

Героя повести называют Мечтателем, а вот настоящего имени мы так и не узнаем. Он живет в городе на Неве уже около 8 лет, но все еще одинок. Мечтатель - это молодой образованный человек с очень романтическим состоянием души. Бродя по городу в одну из весенних ночей, он случайно встречает девушку, которая склонилась над водой и плачет. Замечая его, она быстро покидает свое место, а Мечтатель продолжает идти за ней. Краткое содержание «Белые ночи» позволит окунуться в загадочную атмосферу произведения.

Следуя за девушкой, Мечтатель начинается радоваться приближающемуся знакомству. Он спасает ее от пьяного мужика и назначает встречу. Она почему-то предупреждает, чтобы он не влюблялся в нее.

Вторая ночь

Наступает следующий день. Молодой человек ждет приближающегося свидания, и вот они уже гуляют по переулкам, а Мечтатель рассказывает ей о себе. Настенька, так зовут девушку, поражена его историей. Она считает, что жить в одиночестве нельзя и обещает, что не бросит его.

Позднее, уже из ее рассказа, он узнает, что вместе с ней живет слепая бабушка. Однажды в доме Настеньки и ее бабушки поселился молодой жилец. Он доставал им интересные романы Вольтера, Пушкина, приглашал девушку в театр. И она понимала, что влюблена, однако жилец начал избегать ее и уехал в Москву на год.

Оказывается, что прошел ровно год, и возлюбленный уже несколько дней в городе. Мечтатель предлагает отнести письмо по указанному адресу.

Третья ночь

Письмо передано адресату. Настенька пришла намного раньше назначенного срока на встречу, она ждала до последнего момента, но молодой человек так и не пришел. Девушка в растерянности. Она говорит Мечтателю: «Почему он не такой, как вы?» Он успокаивает молодую влюбленную девушку и обещает сходить к этому человеку повторно. Белые ночи (краткое содержание одноименной повести изложено выше) продолжают дарить счастье нашему герою.

Четвертая ночь

Настенька вновь ждет своего жильца, но его все нет. Потеряв всякую надежду, девушка начинает плакать. Тут Мечтатель признается ей в любви, а она дает согласие на замужество. Приходит время расставания и неожиданно появляется молодой человек. Наш герой наблюдает, как они оба, счастливые, уходят прочь…

Утром он получает письмо, в котором видит знакомый подчерк. Девушка просит у него прощения, но он не держит на нее зла и желает ей большого счастья.

Повесть «Белые ночи», краткое содержание которой помогает узнать особенности сюжета, была написана в романтическом стиле. Загадочный образ Санкт-Петербурга не мог не свести двух разочаровавшихся в жизни людей, но белые ночи заканчиваются, и люди разбегаются.

«Белые ночи»: краткое содержание повести Достоевского

Герой «Белых ночей», от имени которого ведется повествование, — это молодой человек, мелкий чиновник, годового жалованья которого размером всего в тысячу двести рублей недостаточно для того, чтобы позволить себе жениться. Вот такой бедный служивый человек, у которого нет в Петербурге ни собственности, ни связей, является типичным для Достоевского интеллигентом. Достоевский и сам какое-то время вел жизнь мелкого служащего — когда работал чертежником в Санкт-Петербургской инженерной команде. За свою жизнь Федор Михайлович написал около тридцати художественных произведений, в трети из них главным героем выведен чиновник — наверное, оттого, что это был типаж, наиболее известный писателю.

«Бедные чиновники» Достоевского — это люди низкого статуса, их работа неинтересна и скучна. Никто из них не любит ее, они ждут окончания рабочего дня, словно школьники. Вместе с тем эти бедные чиновники — подобно самому Достоевскому и его друзьям — не лишены в душе поэтического чувства, они находятся во власти прекрасных и несбыточных снов, и им нужны понимающие друзья, которым они могли бы излить душу. Начиная с мелкого чиновника Макара Девушкина, героя первого произведения Достоевского «Бедные люди», который мечтает стать поэтом, эта парадигма не меняется. Герой «Белых ночей» тоже «мечтатель», он ненавидит службу — спит и видит, как бы сбежать с нее. После службы он бродит допоздна в полном одиночестве и без всякой видимой цели по летнему Петербургу, над которым стоят белые ночи, — он мечтает обрести друга, который бы выслушал его заветные мысли. Дома при этом оживают, от тех, с кем он в приятельских отношениях, герой слышит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят второй этаж»; «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку» и т. д. Вот такие «разговоры» ведет молодой человек в глубине своей души.

В этом типаже одинокого мечтателя, слоняющегося по городу, тогдашние читатели — молодые российские интеллигенты — узнавали самих себя, и он возбуждал их сочувствие.

И вот однажды вечером этот молодой человек, изголодавшийся по разговору с «другом», вдруг случайно знакомится на берегу канала с Настенькой — семнадцатилетней девушкой, чистой и прекрасной, которой тоже требуется «друг».

В том же месте и в тот же вечерний час они встречаются и на другой день, и на следующий. Молодой мечтатель, которому прежде не доводилось встретить человека, который бы выслушал его, с воодушевлением и без устали повествует о своих мечтах, мыслях и чувствах. Настенька же, будто бы растворяясь в этом монологе, позабыв обо всем на свете, сочувственно выслушивает его признания.

В конце концов и она сама начинает рассказывать о себе. Она живет вместе со своей слепой бабушкой. Какое-то время назад в их доме снимал комнату молодой жилец, который пообещал жениться на ней. Однако по каким-то делам ему пришлось уехать в Москву на год. Он пообещал сразу по возвращении связаться с ней. И вот год прошел, ей точно известно, что он в Петербурге, но он не появляется у нее в доме и даже не дает знать о себе.

Мечтатель, хоть он и страстно влюблен в Настеньку, словно старший брат своей младшей сестры, соглашается доставить письмо Настеньки ее возлюбленному. Однако ответа от него все равно нет. И тогда на четвертый вечер Настенька, вроде бы порывая с ним, предлагает Мечтателю поселиться в их доме в качестве нового жильца. Счастью Мечтателя нет границ. Но в эту самую минуту рядом с ними проходит, словно черная тень, этот самый молодой человек. И тогда Настенька немедленно бросается ему в объятья.
В самом конце повествования Мечтатель, находясь в своей комнате и пребывая в самом мрачном расположении духа, получает послание от Настеньки, в котором она называет Мечтателя своим другом и братом. Мечтатель же обещает молиться за ее счастье и вспоминает счастливые минуты, проведенные подле нее. «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» — восклицает он.

«Белые ночи»: анализ повести Достоевского

«Белые ночи» — это полное высокой лирики повествование, которое хочется назвать городским вариантом «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это еще и прогулка по Петербургу, это еще и «признание в любви», свойственное молодому Достоевскому.

В «Белых ночах» нет привкуса быта; хоть это и любовная история, здесь отсутствуют сомнения и ревность. Это словно руководство по тому, какой должна быть горячая и чистая любовь и бескорыстная дружба. Если посмотреть на грязные любовные эмоции, описанные в «Братьях Карамазовых», то задашься вопросом: а одному ли человеку принадлежит авторство этих двух произведений?

Любовь, представленная в «Белых ночах», — это та самая идеальная любовь, о которой мечтали молодой Достоевский и его современники — бедные образованные юноши. Ради любимой женщины ты готов быть мальчиком на побегушках, ты готов принести себя в жертву и издалека молиться о ее счастье — вот такая любовь, как будто списанная с романов для девушек, и представала в качестве идеала любви. Советский литературовед Комарович, отвечая на вопрос, почему Достоевский преклонялся перед таким слащавым идеалом, анализирует идейный фон того времени.

В 40-х годах XIX в. российская интеллигентная молодежь, включая и самого Достоевского, была увлечена французскими утопистами, ядро убеждений которых состояло в том, чтобы стать прекрасными жертвователями, готовыми отказаться от себя ради любви к другим людям; они полагали, что принесение себя в жертву есть высшее проявление любви. Эти идеи глубоко запали в душу Достоевского, они и определили тот свойственный ему тип любви, которому он оставался верен начиная с молодости и до конца жизни (см.: В. Л. Комарович. «Юность Достоевского»).

После сибирской ссылки Федор Михайлович написал «Униженных и оскорбленных». В этом произведении он вывел писателя, который, несомненно, является его автопортретом. И здесь тоже Достоевский предоставил писателю роль жертвователя, который прилагает все силы для того, чтобы сложились отношения между женщиной, которую он сам любит, и другим мужчиной, т.е. своим соперником. Оттого, что он приносит себя в жертву, писатель испытывает особую тайную сладость. Получается, что принесение себя в жертву является доказательством чистоты любовного чувства.

В Сибири Достоевский влюбился в Марию Исаеву, которая была замужем. Впоследствии они сочетались браком, но в течение какого-то времени их отношения развивались в рамках указанной любовной парадигмы. Федор Михайлович совершенно серьезно отказывался от нее в пользу молодого учителя Николая Вергунова, который ухаживал за ней.

В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский несколько занудно пишет о психологических аспектах любви и подчеркивает, что никем не понуждаемая жертвенность есть высшее проявление любви, что нельзя допускать ни малейшего проявления эгоизма.

Поразительно, что, несмотря на ужасную десятилетнюю ссылку и два брака, Федор Михайлович все равно остался верен своему юношескому идеалу жертвенной любви. Причиной такого постоянства является, по всей вероятности, то, что душа Достоевского любила страдание, что и предполагает преклонение перед жертвенной любовью. Как явствует из «Слабого сердца», он преклонялся перед идеалом прекрасной любви-дружбы, но боялся ее осуществления, он страдал некоей «фобией» по отношению к реализации мечты. Когда Мечтатель стоит на пороге своего счастья, является черная тень, и Настенька покидает его. Что это, как не боязнь реализации? Достоевский хотел счастья, но он не хотел, чтобы оно сбылось.

Достоевский не был практическим человеком, который имеет определенную цель, и под влиянием опыта и обстоятельств переделывает себя наново. Нет, у него с самого начала есть некая мечта или идея, он видит мир только через призму своей мечты, и эта навязчивая идея влечет его.

Мечтатель из «Белых ночей» преклоняется перед прекрасной дружбой-любовью, и он обретает друга в лице Настеньки. Но это же самое преклонение заставляет его принести себя в жертву, и он остается один. Он — пленник своих представлений о дружбе и любви, и из этой западни он выбраться не может.

Повесть «Белые ночи» Достоевского была написана в 1848 году, и опубликована в литературном журнале «Отечественные записки». Словосочетание «белые ночи» указывает на некую нереальность, фантастичность сюжета, а также на то, что местом действия рассказа является Петербург.

Главные герои

Мечтатель – молодой бедный чиновник, одинокий и тонко чувствующий человек, который привык уходить от реального мира в свои фантазии.

Настенька – юная, неискушенная девушка, большая мечтательница, родственная душа Мечтателя.

Другие персонажи

Бабушка – родная бабушка Настеньки, которая воспитала девочку после смерти ее родителей.

Постоялец – жених Настеньки, прагматичный и здравомыслящий молодой человек.

Ночь первая

Рассказчик – молодой чиновник, который уже восемь лет живет в Петербурге, но за это время так и не завел « почти ни одного знакомства ». В свободное время он неспешно прогуливается по городу, разглядывая прохожих.

С наступлением тепла город заметно опустел, и молодому человеку кажется, что « весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу ».

Глядя на бесконечные процессии возов, « нагруженных целыми горами всякой мебели », молодой человек чувствует в душе бесконечное одиночество. Он бы не прочь отправиться вместе с другими отдыхающими за город, но ему « решительно некуда и незачем было ехать на дачу ».

Отраду он находит в прогулках, любуясь весенней расцветающей природой. В такие моменты он с особым упоением предается романтическим мечтаниям.

Однажды, возвращаясь домой после продолжительной загородной прогулки, герой встречает девушку, которая горько плачет на берегу канала. Его одолевает желание успокоить незнакомку, но неуверенность в себе берет верх, и молодой человек лишь робко наблюдает за ней.

Испугавшись, девушка быстро уходит прочь, а юноша идет следом, укоряя себя за нерешительность. Ему приходит на помощь случай, когда к девице начинает приставать пьяный прохожий. С палкой в руках герой прогоняет нахала, и предлагает перепуганной девушке свои услуги в качестве провожатого.

Мельком взглянув на свою спутницу, юноша замечает, что « она была премиленькая и брюнетка ». Он умоляет о новой встрече, и девушка соглашается, только с условием – он не будет считать это романтическим свиданием, и не будет влюбляться в нее.

Ночь вторая

При встрече Настенька – именно так зовут девушку – просит героя рассказать о себе « самым подробнейшим образом ». Исполняя ее желание, юноша делится сокровенным: он – Мечтатель, которому даже « страшно подумать о будущем ». В реальности юноша очень одинок, и его угнетает собственная « затхлая, ненужная жизнь ». Он мечтает лишь о том, чтобы встретить родственную душу, и Настенька успокаивает его тем, что теперь у него есть друг. Полностью доверившись новому знакомому, девушка рассказывает свою историю жизни

История Настеньки

Семнадцатилетняя Настенька осталась круглой сироткой в раннем детстве, и ее воспитанием занялась бабушка. До пятнадцати лет девочка занималась с учителями, которые нанимала бабушка, благодаря чему получила весьма неплохое образование.

Жили они тем, что сдавали в аренду мезонин своего небольшого двухэтажного домика. Однажды в нем поселился новый жилец, который предложил бабушке свободно пользоваться его богатой библиотекой.

Разговорившись с Настенькой, постоялец очень удивился, что все время она проводит с бабушкой, и у нее совсем нет подруг, « к которым бы можно было в гости пойти ». Он несколько раз приглашал хозяек дома в театр, и Настенька сама не заметила, как влюбилась в молодого человека.

« Ровно год тому, в мае месяце » квартирант сообщил бабушке, что по делам службы вынужден уехать в Москву. Узнав об этом, Настенька собрала все свои вещи в узелок и предложила молодому человеку ехать вместе с ним.

Между влюбленными произошла трогательная сцена, и в итоге они договорились встретиться ровно через год на набережной в десять часов вечера.

Мечтатель застал на набережной плачущую девушку как раз в тот момент, когда она узнала, что любимый ее вернулся, « но вот уже третий день нет ни письма, ни его ». Юноша предложил Настеньке написать письмо и вызвался передать его общим знакомым влюбленных.

Ночь третья

На следующий день герой, как и обещал, отнес письмо Настеньки по указанному адресу. Девушка пригласила Мечтателя прийти к десяти часам вечера, чтобы разделить с ней ее радость.

С нетерпением ожидая прихода жениха, Настенка « сделалась как-то необыкновенно говорлива, весела, шаловлива ». Она ласково обращалась к юноше, и была очень признательна ему за то, что он не влюбился в нее и тем самым не испортил их нежную дружбу.

В приподнятом настроении Настенька принялась увлеченно строить планы на жизнь, не замечая, какими глазами смотрит на нее влюбленный Мечтатель. Однако от радости девушки не осталось и следа, когда куранты пробили одиннадцать часов – ее жених так и не объявился.

Впрочем, герою удалось успокоить Настеньку и уверить ее в благополучном исходе дела.

Ночь четвертая

Придя на набережную в девять часов вечера, Мечтатель находит там девушку. Он признается, что так и не получил ответа от ее жениха. Настенька безмерно огорчена и оскорблена в своих чувствах. Она искренне не понимает, как жених мог « оскорбить, обидеть, бедную, беззащитную девушку, которая тем и виновата, что любит его ».

Мечтатель попытался было утешить ее, но все напрасно. Девушка заявляет, что более не любит этого злого человека, который так подло обманул ее.

В эту минуту юноша чувствует, что « должен наконец говорить, высказать » свои истинные чувства к Настеньке. Он признается ей в любви, и в ответ вместе укоров с удивлением слышит ответное признание Настеньки. Девушка видит, что он гораздо лучше ее жениха, но пока не может ответить ему взаимностью. Она предлагает Мечтателю переехать к ним в опустевший мезонин и, возможно, со временем она сможет полюбить его столь же сильно, как и он ее.

Молодые люди « будто в чаду, в тумане » принимаются мечтать о совместном будущем. Но в этот момент к ним подошел мужчина, и Настенька узнала в нем своего жениха. Она стремительно « порхнула к нему навстречу », оставив Мечтателя, которому ничего не оставалось, как с горечью наблюдать за трогательной встречей влюбленных.

Утро

Утро следующего дня выдалось пасмурным. Пошел дождь, который уныло стучал в окна Мечтателя. У него сильно болела и кружилась голова – это « лихорадка прокрадывалась » к незадачливому влюбленному.

Герой получил восторженное письмо от Настеньки, в котором она просила ее простить и признавалась, что его любовь к ней « напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения ». Также она сообщила, что через неделю выходит замуж и очень хотела бы, чтобы Мечтатель и ее жених познакомились и подружились.

Герой долго перечитывал это письмо. Перед глазами его промелькнула « неприветно и грустно вся перспектива » его безрадостной жизни, которая и через пятнадцать лет вряд ли изменится к лучшему.

Однако Мечтатель не укоряет Настеньку. Напротив, он благодарен ей « за минуту блаженства и счастия », память о которой он пронесет через всю свою жизнь.

Заключение

Достоевский определил жанр своего произведения как сентиментальный роман, тем самым сделав акцент на душевных переживаниях героев, их эмоций и чувств. Но, несмотря на легкость и кажущуюся простоту повести, в ней затрагиваются важные философские вопросы о любви и счастье.

Краткий пересказ «Белые ночи» будет особенно полезен для читательского дневника. После ознакомления с ним рекомендуем прочесть повесть Достоевского в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 654.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!