Где в России святые источники? Святые источники России: фото и отзывы туристов. Святые источники: история почитания и гонений

Кроме этих ценностей, наши края богаты на места, куда стремиться попасть душа верующего христианина. К ним никогда не зарастет тропа, здесь чувствуется удивительная атмосфера, которая способна зарядить человека энергии, дать ему силу, стремление, укрепить его дух и открыть для него множество новых познаний.

К таким местам ведет лишь одна дорога – Вера.

Что такое паломничество

Если сказать обобщенно, то паломничество - это поездка по святым местам. Однако это не весь глубинный смысл, который заложен в этом слове. На самом деле это дорога к Богу. У каждого она своя, кто-то хочет поблагодарить за чудо, для кого это последний оплот надежды. Ведь зачастую дорога к Богу идет через муки, страдания, безнадежность, отчаянность. Люди приходят ко святым местам в поисках чуда и получают его. Здесь не судят по одежде, уму, на святой земле все мы равные.

Четвертый Удел Божьей Матери на земле — Дивеево

В Нижегородской области расположено старинное село, основанное в 1559 году – Дивеево.

Как добраться

Из Москвы можно доехать до Нижегородской области на поезде. Несколько раз в неделю с Казанского вокзала отходит состав, идущий до станции «Арзамас-2». Недалеко от станции расположен автовокзал. С него каждые 1,5 часа идут автобусы до села. Время в пути примерно 1,5 часа. Также можно доехать до места назначения на такси либо на маршрутке.

Владельцы собственного автомобиля смогут добраться самостоятельно, по трассе Е-22/М-7. Дорога займет в среднем до 7 часов.

Чем славится местность

Монастырь Дивеево среди верующих является последним уделом Божьей Матери. На его территории хранятся мощи Серафима Саровского. Святой старец при жизни исцелял заблудшие души людей, открывая им дорогу к Богу. Многие приезжают сюда, чтобы поклониться святым мощам.

Обязательным местом посещения для паломников является канавка. Она была вырыта Серафимом Саровским в 1829 году. Согласно легенде если пройти по ней, и 150 раз прочитать молитву Богородице, то она будет услышана.

Примерно в 20 минутах ходьбы от храма расположены святые источники, ели в них окунуться три раза, то можно получить душевное и физическое исцеление.

Оптина пустынь

Одним из духовных центров России является мужской монастырь Оптина пустынь, основанный в начале XVI века, он расположен в Калужской области. Оптинские старцы на протяжении веков отличались своей мудростью. Они были готовы поддержать ослабевшего, поднять оступившегося и помочь обрести покой заблудшей душе.

Как добраться

Каждый день из Москвы со станции «Юго-западная» отходит автобус, рейсом до Козельска, оттуда до места можно будет добраться на автобусе, либо на такси. Примерное расстояние 3 км. Золотистые купола храмов видны издали, поэтому проехать нужную остановку невозможно.

В чем сила

История Оптиной до сих пор покрыта тайной, по некоторым данным она была основана в начале XV века. Старцы были наделены особой силой, по слухам они управляли людьми из различных сословий. Частыми гостями в ските были Достоевский, Гоголь, Толстой.

На территории монастыря работают семь храмов. Главным комплексом является Введенский собор. В нем хранятся мощи, а также одна из почитаемых икон – Казанская икона Божией Матери.

Нило-Столобенская пустынь

Живописный остров Селигер славится не только живописной природой, но и местами Силы. Одним из них является монастырь Нилова пустыня. Он был построен отшельниками-молитвенниками. Уединенное место пропитано верой, помогает найти мир с самим собой.

Как добраться

Со станции «Тушинская» из Москвы до Осташкова отходят автобусы. Время в пути 6 часов. Добравшись по села, нужно будет пересесть на автобус, идущий до Светлицы. Следует учесть, что транспорт по данным направлениям ходит по пятницам и воскресеньям. Если вы приехали в другой день, то можете воспользоваться услугами такси.

Святыни монастыря

Главной святыней храма являются мощи святого Нила Столобенского. Паломники приходят сюда, чтобы помолиться о здравии близких и попросить о душевном очищении.

Шедевр зодчества – Кижи

Кижи – уникальное место, где царит атмосфера удивительного спокойствия. Многие паломники приезжают сюда, чтобы набраться сил, укрепить дух и веру. Местная природа, архитектурные сокровища и святая земля всячески этому способствуют.

Как добраться

До Петрозаводска из крупных городов России регулярно осуществляются рейсы. Оттуда до Кижи можно добраться на метеоре или комете.

Главные святыни

Кижи – это не только храм, это шедевр деревянного зодчества. Главным храмом является Кижский погост и храм Преображения Господня. При его строительстве не было использовано не единого гвоздя. Во время паломничества можно посетить весь ансамбль, а также увидеть старинный иконостас. Несмотря на ветхость времени, эта несравненная сказка куполов дошла до нас, сохранив в себе все волшебство. После экскурсии вы сможете почувствовать неземную легкость и силу.

Ореол святости – Соловецкий монастырь

Одним из культурных наследий Соловецких островах является одноименный монастырь.

Как добраться

Из аэропорта Шереметьево несколько раз в неделю осуществляются рейсы в Архангельск. Оттуда до острова можно добраться на теплоходе, остановка пристань «Набережная бухты Благополучия».

Главные святыни

Этот центр духовной жизни является ярким примером образа града небесного Иерусалима на нашей земле. Земная красота символизирует красоту духовную. Еще во времена язычества древние саамы считали здешние земли святыми. Монастырь был построен в XV веке, и практически сразу стал крупнейшим духовным центром. Несмотря на годы лихолетья, здесь сохранилась особая атмосфера. Во время паломничества вы сможете посетить Сергиевский скит, Троицкий скит, Андреевскую пустынь, а также Каменные лабиринты.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра – духовный центр России

Троице-Сергиева Лавра – находится на территории Сергиевского посада. Комплекс был основан в XIV веке, за всю свою историю он был свидетелем не одно масштабного события. В настоящее время в обители проживают около 200 монахов. Благодаря своему архитектурному облику, монастырь вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться

Добраться до места можно на электричке, которая отходит с Ярославского вокзала. Вам нужно будет доехать до станции Сергиев Посад. От вокзала до монастыря расстояние небольшое, можно пешком дойти примерно за 5 минут.

Кроме этого со станции метро «ВДНХ» до Сергиева Посада идет автобус под номером 388. Время в пути займет в среднем 1,20 минут.

Главные святыни

Совершив паломничество в это благодатное место, обязательно посетите Троицкий собор, Успенский собор, а также Колокольня Троице-Сергиевой Лавры. История монастыря тесно связана с самой историей Руси. Именно здесь Дмитрий Донской получил благословение на Куликовскую битву, также здесь принимал присягу бояр будущий царь Петр I. За всю историю здесь смогли сохраниться различные иконы, старинные рукописи все это можно будет увидеть во время экскурсии.

Древнее место силы – Псково-Печерский монастырь

Одним из старинных монастырей России является Псково-Печерский. Он был основан в 1473 году и по сей день является местом, куда приходят за помощью многочисленные паломники со всей России.

Как добраться

Обитель находится в 50 км от города Псков. Поэтому удобнее всего добраться до автовокзала Пскова, а затем сесть на 207 автобус и на нем доехать до Печоры.

В чем святость

Монастырь является древнейшим на территории России. В 1473 году здесь была освещена церковь Успения, с этого события и началась история святой обители. Паломничество сюда дадут возможность посетить различные памятники, носящие в себе христианское значение. Главной особенностью является то, что, несмотря на всю свою долгую жизнь, монастырь ни разу не был закрыт.

Кирилло-Белозерский монастырь – священная крепость

Самый большой монастырь на территории Европы – Кирилло-Белозерская обитель. Многочисленные паломники сов сей страны приезжают сюда, чтобы насладиться величием, преклониться перед могущественностью и набраться душевных сил.

Как добраться

Лучше всего посещать монастырь во время речных круизов. С пристани Горицы отходит автобус до Кириллова. Также можно сначала добраться до Вологды, а уже отсюда на любом транспорте до самого места.

В чем святость

Кирилло-Белозерская обитель является одной из значимых на территории нашей страны. Государь Иван Грозный вкладывал в монастырь немалые средства. Во время посещения, вы сможете здесь ощутить странную энергетику, и полное умиротворение. Недалеко от комплекса расположено еще две святые жемчужины: Ферапонтов монастырь, который славится древними фресками, а также Горицкий монастырь, который был основан монахинями из знатных родов.

Верхотурье – величайший собор Российской империи

На реке Туре расположено удивительное место. Где сконцентрировано множество святых мест – Верхотурье. Здесь вы сможете окунуться в полную тишину, которая изредка нарушается колокольным звоном. Говорят, после паломничество в эти края сам Григорий Распутин стал «старцем».

Как добраться

Добраться до святого места легче всего на автомобиле из Екатеринбурга. В этом случае вы должны следовать по Серовскому тракту, до указателя «Верхотурье», и еще проехать 30 км. Общее время в пути займет около 4 часов.

С обоих вокзалов Екатеринбурга отходят автобусы до самого места. Время в пути составит 5 часов.

Кроме этого из Екатеринбурга несколько раз в день ходят электрички до станции Верхотурье.

В чем святость

Многочисленные купола, переливающиеся при лучах солнца, шпили колоколен, прорезывающие синеву неба, вызывают трепет у любого посетителя. Первым делом, следует посетить самый маленький Кремль, расположенный на территории России. Именно Троицкий собор стал главным образом при возведении храмов Сибири.

Третьим по величине храмом в России является Свято-Николаевский монастырь в его стенах хранятся мощи святого Симеона Верхотурского, покровителя рыбаков.

Кроме этого во время поездки вы сможете посетить здешний музей, и несколько других построек.

Валаам – монашеская республика

В число 10 святых мест России входит удивительный Валаам. В этом уголке нашей необъятной родины, чувствуется особая атмосфера. Здесь вы сможете обрести равновесие между мыслями, душой, и телом.

Как добраться

Из крупных городов ходят поезда до Сортавала. Оттуда нужно пересесть на теплоход либо на метеор и добраться до Валаама.

Особенности места

Первые упоминания о монастыре датированы XVI веком. Несмотря на такой временной рубеж, здесь сохранились монашеские традиции, устои. Во время паломничества можно посетить различные церковные постройки, увидеть редкие иконы и иконостасы. На территории храма хранятся мощи основателей святых преподобных отцов Германа и Сергия Валаамских. Кроме этого вы сможете приклониться перед чудотворной иконой Божией Матери Валаамской. Многие паломники просят икону святой праведной Анны исцелить бесплодие.

Пустозерск – истоки Крайнего Севера

Первым русским городом, который был основан за Полярным Севером, является Пустозерск. Он расположено в 20 км от города Нарьян-Мар.

Как добраться

Добраться до него не составит труда. В летнее время до места ходят многочисленные лодки, а зимой можно воспользоваться снегоходом.

Особенность места

На огромной Крайнем Севере этот кусочек суши является крупнейшим памятником русской истории. Он был основан в 1499 году по приказу Ивана III. В историю он вошел как место, куда был направлен в ссылку протопоп Аввакум. Сидя 15 лет в земляной яме он создал «Житие протопопа Аввакума, им сами написанное», который является первым русским романом. Поэтому это место не только Староверческая Голгофа, но и родина русской литературы. Этом место обладает целительной силой. Ежегодно сюда приезжают множество людей, чтобы совершить старообрядческое паломничество.

Рогожская слобода – духовный центр русского старообрядчества

Еще одним духовным центром, где сохранились традиции старообрядчества, является Рогожская слобода.


Как добраться

Рогожская Слобода расположена в Москве. От станции «Площадь Ильича» отходит маршрутка с надписью «Торговый центр «Город». Возле центра не нужно выходить, нужно проехать еще немного, и сразу же станет видна высокая колокольня.

Святость места

В 1771 году здесь было основано Рогожское кладбище, а также построена больница, карантин и небольшая часовня. В начале XIX века были воздвигнуты два собора: Рождественский и Никольский. Со временем были построены и другие места, в числе которых, часовня, богадельни, кельи и т.д. на протяжении двух столетий собор был самым большим на территории столицы, он мог одновременно вмещать более 7 000 верующих. Многие приходят сюда, чтобы совершить паломничество. Это место, затерянное во времени обладает особой силой, которое дает прихожанам спокойствие и умиротворенность. Каждое слово, произнесенное в храме, будет услышано, и мольбы выполнены.

Великие Булгары – руины на Святой земле

Старинный город Булгары расположен на берегу Волги, он притягивает внимание отдыхающих своей красотой и великолепием. Кроме этого здесь расположено большое количество мусульманских святынь, и это место является священным.

Как добраться

С центрального автовокзала и автовокзала «Южный» города Казань отходят автобусы до Болгар. Время отбытия и стоимость проезда нужно уточнить на месте.

В чем особенность

Средневековый город Булгар является одним из популярных мест для паломничества мусульман. На территории города сохранились некоторые постройки и древние руины. Одним из центральных объектов является Северный и Восточный мавзолеи, а также Белая мечеть. Совершая прогулку по этим местам, можно ощутить присутствие Духа. Уединенность и тишина позволяет остаться наедине с самим собой.

Источник Аулия – целебная сила в Вере

Одним из живописных мест России, которое обладает целебными свойствами, является источник Аулия. Он расположен на горе Ауштау в Башкирии.

Как добраться

Самый простой способ это ехать со стороны Верхнеуральска или Белорецка по направлению в Миасс, не доезжая до Куурама свернуть налево на Поляково и Старобалбуково.

В чем особенность

Название источника с башкирского переводится как «Святой». По мнению многих, здешняя вода обладает животворящей силой. Многие паломники приезжают сюда, чтобы избавиться от своих недугов. Кроме этого во время поездки вы сможете посетить могилы трех исламских миссионеров, а также почувствовать удивительную атмосферу этого древнего места.

Мавзолей Хусейн-Бека – творение Тамерлана

Одним из уникальных мест Башкирии является мавзолей Хусейн-Бека, который был построен в честь первого имама в XIV веке по приказу Тамерлана.

Как добраться

От Уфы следует отправиться до поселка Чишмы, он расположен примерно в 2-х километров от столицы. Далее нужно проехать еще примерно 1 километр в сторону кладбища Акзират.

В чем святыня

Во время паломничества вы сможете увидеть несколько уникальных надгробий, на которых сохранились надписи на арабском языке. Вас ждет экскурсия по главному мавзолею, а также возможность посетить древний комплекс – могилу Турухана. По некоторым данным он является прямым потомком Чингисхана.

Паломничество по местам России позволит познать неизведанные миры, и понять истины обычной жизни. У каждого паломника своя дорога к Богу, но начало у всех одно – Вера.

А на каких святых местах бывали вы?

Для наших читателей: сообщение о святом человеке с подробным описанием из различных источников.

Святой Николай родился в городе Патари в Малой Азии в 280 году в семье благочестивых родителей Феофана и Нонны. Хотя он сам с детства не знал бедности, но не был равнодушен к нуждающимся и голодным.

Николай очень огорчался, когда видел бедность, чужую беду Поэтому весь день усердно молился Богу, просил добра и справедли­вости для всех, а ночью тайно носил к дверям домов нищих подарки - одежду, еду, лакомства. Особенно щедрым Николай был по отноше­нию к тем, у кого были маленькие дети.

Дядя мальчика был епископом в городе Патари. Следуя его приме­ру, Николай еще с детства посвятил себя служению Богу. Потеряв ро­дителей, он продал дом, раздал деньги бедным и пошел в Палестину паломником. На родину Николай вернулся уже священником. За свою веру он познал гонения, был даже арестован. Но от своих убеждений не отрекся, оставаясь верным службе священника, а на склоне лет стал монахом. Материал с сайта

Славу угодника Божьего и чудотворца Николай приобрел еще при жизни. Однажды пламенная молитва Николая спасла его и других па­ломников, которые плыли по морю, от смерти - он успокоил шторм. Святыми молитвами Николай исцелял калек, слепых, больных, спасал приговоренных к казни. Он искренне любил людей, верил в них, осо­бенно заботился о детях.

На этой странице материал по темам:

  • Рассказы о добродетели

  • Рассказ про святого николая для детей

  • Краткое сообщение о жизни святых

  • Доклад о добродетели

  • Доклад о жизни святого

Вопросы по этому материалу:

  • Назовите добро­детели, характеризующие Николая.

  • Докажите на примере поступков Святого Николая, что наивысшей добродетелью является добро.

Кто: Николай Угодник.

За что почитают: Он побил Ария за ереси, это произошло во время Вселенского cобора, и по правилам его тут же низложили за драку. Однако в эту же ночь Пресвятая Богородица явилась всем участникам Вселенского собора во сне и в категоричной форме распорядилась, чтобы его вернули. Николай Угодник был пламенный, неистово верующий человек, был добр, спас очень многих людей от несправедливых судебных тяжб. Больше всего он известен тем, что раздаривает на Рождество подарки. А дело было так: его сосед разорился и собрался выдать своих дочерей замуж за нелюбимых, старых, но богатых. Когда Николай Угодник узнал об этой несправедливости, то решил отдать соседу все золото церкви, в которой был епископом. Узнал он об этом как раз под Рождество. Николай Угодник пошел в храм, собрал золото, но его было много, в руках не унести, и тогда он решил насыпать все в носок, а носок перекинул соседу. Сосед смог расплатиться с кредиторами, и девчата его не пострадали, а традиция дарить рождественские подарки в носках сохранилась до сих пор.

Стоит отметить, что Николай Угодник - бесконечно почитаемый русским народом святой. В петровские времена основным аргументом в нежелании обрезать бороды был следующий: «Как же я без бороды предстану перед Николаем Угодником!» Он был очень понятен русскому человеку. Для меня это очень теплый святой, объяснить и мотивировать я это не могу, но сердцем очень сильно ощущаю.

Кто: Спиридон Тримифунтский.

За что почитают: Он отличился на том же Вселенском соборе, что и Николай Угодник, доказывая двоичную природу Христа. Он сжал кирпич в руке и получил песок и воду, доказав таким образом, что может быть два естества в одном. Но гораздо интереснее другой случай, связанный с этим святым. Известно, что Гоголь окончательно укрепился в православной вере после своего посещения Корфу. Гоголь и его друг-англичанин попали на вынесение нетленных мощей Спиридона Тримифунтского. Во время этого хода мощи святого несут на специальных носилках, в хрустальной раке. Наблюдая за шествием, англичанин сказал Гоголю, что это мумификация, а швов не видно, потому что они на спине и прикрыты одеянием. И в этот момент мощи Спиридона Тримифунтского шевельнулись, он повернулся к ним спиной и сбросил накинутые на плечи одеяния, демонстрируя совершенно чистую спину. После этого события Гоголь окончательно ударился в религию, а англичанин принял православие и, по неподтвержденным данным, стал со временем епископом.

Кто: Ксения Петербуржская.

За что почитают: История ее всем известна. Она была супругой регента царского хора. Горячо любила своего мужа, и когда он умер, то выходила в его одеждах на улицу и говорила, что это Ксения умерла, а не Иван Федорович. Многие принимали ее за сумасшедшую. Позже все изменилось, чудотворения она совершала еще при жизни. Купцы считали за большую честь, если она заходила к ним в лавку - потому что тогда торговля шла значительно лучше.

Неоднократно ощущал в своей жизни ее помощь. Всякий раз, когда я приезжаю в Санкт-Петербург, основной целью моей поездки становится не посещение Эрмитажа или других музеев и храмов, а посещение именно часовни Ксении Петербуржской и храма, где она молилась.

Кто: Василий Блаженный.

За что почитают: В свое время Василий Блаженный был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который решался говорить Ивану Грозному правду, не думая о том, как может в дальнейшем сложиться его судьба. Обладал даром чудотворения.

Правда, лично меня с ним ничего не соприкоснуло, кроме видов собора Василия Блаженного, но я сердцем чувствую, что это великий святой, близок он мне очень.

Кто: Прасковья Пятница.

За что почитают: Ей молятся о детях. Как-то я был в Югославии, ездил туда на Пасху, как раз американцы тогда только начинали бомбить эти территории. Я посетил монастырь Прасковьи Пятницы и помолился о детях, коих у меня множество. Там мне дали самую простую ее иконку, такую обычную, картонную. Я привез ее в Москву. Решил принести в храм показать, ее нес мой друг в своей сумке, так как мне ее положить было некуда. А вход в храм был через ворота с надвратной колокольней. Я решил подняться на колокольню, а друг пошел дальше. Тут я вспомнил, что забыл у него забрать икону Прасковьи Пятницы, и окликнул его. Друг сделал шаг навстречу ко мне, а в это же мгновение с колокольни на место, где только что стоял мой друг, упал молоток. Упал с такой силой, что пробил асфальт и вошел в него по самую ручку. Вот так Прасковья Пятница уберегла моего друга.

Кто: Иоанн Воин.

За что почитают: Ему молятся, чтобы он защитил от воровства. Сам я насчет защиты от воровства ему не молился, но это просто мой святой. Это военный. Был в свое время крупным римским военачальником. Принял христианство, переоформил все имущество на зарождающуюся церковь, тем самым дал сильный импульс становлению христианства. Его не решились казнить, потому что он был героем, а просто сослали его в ссылку.

Кто: Преподобный Кукша Одесский.

За что почитают: Любимый святой одесситов. Практически наш современник, умер в декабре 1964 года. Его настолько почитали, что в день его смерти властями был дан запрет принимать сообщения об этом на телеграфах, дабы не спровоцировать поток верующих в Одессу. Преподобный Кукша был бесконечно добр, светел и весел. Он не был мучеником, но мог своими словами успокоить и унять любую душевную травму. Исцелял людей и до своей смерти, и после. Преподобный Кукша Одесский очень близок моему сердцу.

Кто: Александр Свирский.

За что почитают: Известен тем, что, когда Пресвятая Богородица явилась ему и распорядилась, чтобы он отправился через озеро строить Свирский монастырь, он встал на камень и на камне переплыл озеро. Мне этот поэтический образ очень симпатичен. И вот сердцем я чувствую, что он может мне помочь и не оставит меня в молитве.

Кто: Серафим Саровский.

За что почитают: История его известна всем. Он наряду с Николаем Угодником очень близкий и понятный сердцу русского человека святой.

Кто: 40 Севастийских мучеников.

За что почитают: Расскажу их историю современным языком. Это были 40 контрактников, непобедимая когорта, воины-ветераны, много лет верно служившие императору, но принявшие христианство. В те времена отношение к христианам было крайне противоречивое. И местным чиновникам сей факт показался крайне подозрительным. Они зимой загнали их в озеро, чтобы воины охладили свои горячие умы, одумались и отказались от христианства. Военные от своих убеждений отказываться не пожелали, остались стоять в озере, пока все не погибли. Один из них смалодушничал, вышел из воды и пошел греться в баню, которая топилась на берегу, и там умер из-за резкого температурного перепада и отсутствия Божьей протекции. А банщик, увидев мужество солдат, почел за честь разделить их убеждения и смерть. Мне в этой истории очень нравится сам дух коллективного чувства.

Кто: Феодор Ушаков.

За что почитают: Это всем известный адмирал Ушаков. Ушаков был православным человеком и идеальным военным, который разделял со своими солдатами все невзгоды. Благодаря его мужеству, его вере в силу Христову он одержал множество побед. Святым он признан в том числе и в Греции.

Кто: Даниил Московский.

За что почитают : Даниил Московский из тех людей, кто в кровавые для Руси времена все решал миром. Не участвовал в междоусобицах. При дележе отцовского наследства ему досталась довольно-таки никчемная территория Московского княжества. Он умудрился за годы своего правления не вступать в интриги, не посягать на чужие территории, а когда его собственный брат пошел на него с войной, он малым войском его разбил, а потом впустил к себе. И этот старший брат, усмиренный благородством и миролюбием Даниила Московского, когда умирал, завещал ему свое княжество, и в итоге Даниил Московский стал самым мощным князем. При всем своем смирении.

Кто: Святой Вонифатий.

За что почитают: Он был рабом при дворе одной богатой христианки. Жил со своей хозяйкой в гражданском браке и вел крайне разгульный образ жизни. Тогда считалось очень почетным иметь у себя в домашней церкви мощевик. В то время, а это был уже закат Римской империи, еще казнили довольно много христиан. Вот он и отправился по приказу своей хозяйки искать мощи мучеников. Он долго ходил, ничего не нашел, но попал на казнь христиан и во время этой казни принял решение объявить себя христианином и пожертвовать собой для своей хозяйки. Потом его мощи передали этой женщине. А она через какое-то время покинула мирскую жизнь и посвятила себя Богу. Такая вот история.

Сообщение о Святом Краткое сообщение о любом Святом

  1. СЕРГИЙ Радонежский (в миру Варфоломей) (1314 или 1322, село Варницы, близ Ростова 25 сентября 1392, Троице-Сергиев монастырь), русский церковный деятель, святой (преподобный), игумен Троицкого монастыря (впоследствии Троице-Сергиева лавра), реформатор монашеского общежития. Родился боярской семье, его отца звали Кириллом, мать Марией. В семилетнем возрасте мальчика отдали в школу, которая была в попечении ростовского епископа Прохора. По легенде, сначала грамота давалась с трудом, но затем Варфоломей увлекся учебой и показал отличные способности. Позднее, его семья, страдавшая от татарских поборов и княжеских усобиц, переселилась в Московское княжество и получила земли недалеко от города Радонежа. В конце жизни Кирилл и Мария постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотькове.
    После кончины родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном, стремясь к иноческой жизни, удалились в Маковец пустынное место в окрестностях Радонежа. Здесь они срубили келью и небольшую церковь, посвященную Троице. Позднее Стефан, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Варфоломей же был пострижен в 1337 году священником Митрофаном в монашество с именем Сергий.
    Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря относят к 1330-1340-м годам. Сергий стал его вторым игуменом (около 1353) и оставался на этом посту до конца жизни. В новом монастыре строго сохранялся порядок повседневного богослужения, иноки совершали непрестанную молитву. С глубоким смирением Сергий сам служил братии строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду. Кроме Троицкого монастыря, Сергий основал Благовещенскую обитель на Киржаче, Борисоглебский монастырь близ Ростова, его ученики учредили около 40 новых монастырей. Константинопольский патриарх Филофей в 1372 году прислал Сергию свое благословение. С благословения митрополита Алексия Сергий ввел в своем монастыре общежитийный устав, принятый позднее во многих русских монастырях. Этот устав отменял принятое до того раздельное жительство монахов. Принятие общежитийного устава и его распространение при поддержке великокняжеской власти, русского митрополита и константинопольского патриарха на другие монастыри Северо-Восточной Руси явилось важной церковной реформой, способствовавшей превращению монастырей в крупные корпоративные организации. Сергий пользовался большим уважением митрополита Алексия, который просил его занять митрополичью кафедру после своей смерти, но Сергий решительно отказался.
    Сергий пользовался высоким авторитетом у русских князей, нередко гасил княжеские усобицы. Тесные связи он поддерживал с семьей московского великого князя Дмитрия Донского, был крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. В 1380 году Сергий благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле, дал ему в помощь двух иноков Александра (Пересвета) и Родиона (Ослябю), хотя этот факт оспаривается некоторыми историками.
    В 1385 году Сергий уладил конфликт московского князя с рязанским князем Олегом Ивановичем. Сергий был похоронен в основанном им монастыре. Через 30 лет после смерти, 5 июля 1422 года, состоялось обретение его мощей, в 1452 году он был канонизирован Русской православной церковью; память 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля. Древнейшее Житие Сергия Ражлнежского написано Епифанием Премудрым.
  2. поже помогите
  3. Родился 27 апреля 1877 года в Керчи, в семье Феликса Станиславовича Войно, ревностного католика, происходившего из польского дворянского рода. Увлекался живописью, но стремление стать врачом пересилило, и в 1898 году он поступил на медицинский факультет Киевского университета. Находясь под влиянием православной матери, будущий святитель становится осознано православным, порвав с кратким увлечением идеями Л. Н. Толстого. В годы Русско-японской войны работал хирургом в Чите, где женился на Анне Васильевне Ланской. Однако брак оказался недолгим в октябре 1919 года она скончалась.

    В условиях нехватки духовенства он принимает 15 февраля 1921 года диаконскую хиротонию, а через неделю становится священником. При этом он продолжает врачебную и преподавательскую практику. В мае 1923 года он принимает тайный постриг и рукополагается во епископа, а через неделю его арестовывают.

    Первая ссылка закончилась в 1926 году, вторая продолжалась с 1930 по 1933. В следующем году он издает Очерки гнойной хирургии, принесшие ему мировую известность как хирург. С 1934 по 1937 год совмещает священнослужение с работой в Институте неотложной помощи города Ташкента.

    Третий арест произошел 24 июля 1937 года, но даже в ссылке оказывает врачебную помощь. Осенью 1942 года становится архиепископом Красноярским. Помимо работ по хирургии пишет апологетическую книгу Дух, душа и тело.

    С мая 1946 года возглавляет Крымскую епархию. До последних дней жизни продолжал служение, несмотря на серьезное заболевание глаз. Скончался 11 июня 1961 года в воскресенье.

    В нашем храме есть ковчег с частицей мощей святителя Луки.

    Молитва Луке Крымскому об исцелении, перед операцией, о здравии и выздоровлении болящего

    В наше время люди по ряду причин страдают от разных болезней. Некоторые из них можно вылечить медикаментозно, а другие, сделав операцию. Но, к сожалению, есть и неизлечимые. Но даже в случае постановления неутешительного диагноза, нельзя опускать руки. Необходимо бороться всеми возможными способами и верить в чудеса. Они на самом деле могут случаться.

    Молитва Святому Луке Крымскому Преподобный Лука один из наиболее почитаемых Святых среди верующих. Его просят: О здравии родственников и близких друзей, знакомых; Об исцелении ребенка; Об успешном зачатии малыша; Об исцелении от рака и других смертельных недугов. Когда болеют родные люди на это просто невыносимо смотреть. В такой ситуации мы пытаемся сделать все возможное и невозможное, чтобы спасти жизнь любимого человека. Ведь главное не бездействовать, когда каждая минута дорога. Следует искать любые способы решения проблемы лучшие клиники, опытных специалистов. Кроме того, всегда нужно помнить, что Бог видит вс и всех. Он обязательно поможет, стоит только попросить о помощи. Лука Крымский это Святой, заживший славы еще при жизни. Он был очень талантливым хирургом. Сам Господь даровал ему талант спасать жизни людские. Лука делал очень сложные операции, этим самым излечивал безнадежно больных. Он целиком посвятил свою жизнь спасению людей, их исцелению, он даровал им самое ценное, что может быть жизнь. Вот и после смерти своей, он помогает каждому человеку, который нуждается в его поддержке. А вот, как звучит сам молебен о здравии болящего.

Родники всегда воспринимались как источники не только чистой и вкусной, но и целебной воды, чудесным образом воздействующей на человеческий организм. Даже при современном уровне развития медицины количество поклонников родниковой воды с каждым годом увеличивается. Корни этой веры восходят к языческим временам, когда природа была объектом поклонения. О «живой» и «мертвой» воде повествуют русские сказки и былины. На территории Центральной России немало святых источников.

Согласно православным преданиям, целебные источники появляются там, где в разное время происходили различные богоугодные и знаменательные события. Часто такие источники носят имена подвижников Русской православной церкви, они освящены и оберегаются русским народом как целебные. Многие из них благоустраиваются и преображаются силами верующих, на некоторых строят купальни и часовни. К таким источникам идут и идут паломники. В последние годы возле новых и возвращенных церкви храмов и монастырей появилось немало родников, в том числе «оживших». В памятные дни около них служатся водосвятные молебны, совершаются крестные ходы.

В Центральной России известно несколько тысяч источников. Особенно много их в местах, где у поверхности залегают известняки, через трещины которых подземные воды выходят на поверхность. Наиболее почитаемые источники, как правило, расположены на территории или в окрестностях знаменитых православных монастырей и храмов, некоторые объявлены памятниками природы.

В Московской области самые известные источники находятся в Сергиевом Посаде и Звенигороде, городах с богатой культурной традицией.

Источник Гремячий ключ, уникальный памятник природы Подмосковья, расположен в 13 км от Сергиева Посада, в окрестностях деревни Взгляднево, на крутом правом берегу реки Вондиги. От автомобильной стоянки к роднику и всем постройкам комплекса проложены широкие деревянные мостки. В самом низу склона размещены купальни, куда сверху плотной струей по деревянным лоткам спадает вода. Вверх к источнику ведет лестница с несколькими площадками для отдыха. У самой верхней из крутого известнякового склона бьют сильные струи. Три самых мощных из них выведены в лотки, напоминающие головы сказочного Змея Горыныча. Потокам приписывают лечебные свойства: правый – «от сердца», средний – «от головы», левый – «от женских болезней». Эти струи дают начало ручью длиной 25 м, который спадает вниз по склону к Вондиге. В 3 м левее от основных струй находятся еще три родниковых выхода непосредственно из земли, они объединяются в один поток, выведенный в купальню. Вода источника слегка минерализована, ее состав близок к кисловодскому нарзану, но концентрация солей в несколько десятков раз ниже. В воде присутствует радон, составляющий характерную для любой подземной воды «фоновую» величину, что и породило слухи о «радоновом источнике».

На берегу Вондиги в 2002 году построен деревянный храм Преподобного Сергия Радонежского, а в 300 м от него стоит часовня.

Гремячий ключ в любую погоду привлекает большое число богомольцев и туристов. Особенно многолюдно здесь бывает на Крещение – 19 января, когда, несмотря на трескучие морозы, многие совершают омовение.

К этому важному дню дорогу к источнику расчищают от снега, чтобы удобнее было подъехать на машине. Летом грунтовая дорога, ведущая через поле к источнику, после малейшего дождя становится труднопроходимой для автотранспорта.

Святой источник у Преображенской церкви в селе Радонеж расположен на юго-западной окраине села, у крутого левого берега реки Пажи. Вода струится из двух труб, в которые убран источник. Перед храмом установлен памятник Сергию Радонежскому. Территория источника благоустроена, от церкви к нему ведет узкая бетонная дорожка, рядом, на Паже, установлена деревянная купальня.

В Звенигороде наиболее известны Святой источник у Городка и родник Преподобного Саввы.

Святой источник у Городка (бывшее село на окраине) сейчас находится в составе Звенигорода, справа от шоссе Звенигород – Саввинская Слобода. Родник, заведенный в металлическую трубу, широкой струей изливается в середине крутого склона левого берега Москвы-реки. От шоссе к нему ведут два ряда широких бетонных ступенек. Здесь служат молебны монахи Саввино-Сторожевского монастыря. Там же находится Успенский собор на Городке (1399 – 1400 годы) К храму можно подняться по тем же ступенькам.

Источник Преподобного Саввы Звенигородского, ученика Сергия Радонежского, находится недалеко от западных стен Саввино-Сторожевского монастыря на холме Сторожа у впадения реки Сторожки в Москву-реку. К источнику ведут деревянные ступени, начинающиеся недалеко от Житной башни монастыря. У родника возведена небольшая часовенка.

Источник Святого Тихона находится в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни – мужском монастыре, основанном в XV веке преподобным Тихоном Медынским на правом берегу реки Выпрейки. Разоренный во время Смуты, монастырь был восстановлен при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче усердием игуменов Герасима и Феодосия. Здесь несколько действующих храмов: Успенский собор, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», храм Св. Николая, храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Источник целебной воды имеет несколько выходов. Территория его благоустроена: оборудованы часовня и купальня, к которым ведут дорожки. По физико-химическому составу вода гидрокарбонатно-кальциевая. Это место паломничества, известное уже более 500 лет.

Самый известный источник Орловской области – Святой колодец – находится на территории национального парка «Орловское Полесье».

Вода этого мощного лесного родника считается не только самой чистой в Орловской области, но и целебной. Она способна излечивать разные недуги, давать силы немощным. Просто выпить воды из Святого колодца нельзя: существует несколько специальных обрядов, которым необходимо следовать.

С незапамятных времен на лесную поляну приходят жители Орловской, Калужской и Брянской областей, хотя этот источник известен и за их пределами. Посетителей можно встретить здесь в любой день, но особым для этих мест считается праздник явления образа Казанской Божией Матери. В этот день народные гулянья на поляне собирают тысячи людей со всей России. Начинается праздник торжественным богослужением возле часовни с образом Казанской Божией Матери. Затем батюшка освящает воду, и лишь после этого люди ее набирают и пьют. По окончании службы наступает время народных гуляний. Целый день приехавшие на праздник веселятся. Каждый человек может показать свою удаль и похвастать редким умением. Родник, обычно спокойный, в этот день становится бурным, слой песка на его дне бурлит от сильных водяных потоков.

Святой колодец Сергия Радонежского расположен на территории Троице-Сергиевой лавры в Надкладезной часовне, возведенной над источником в конце XVII века Часовня и сень, в которую летом поступает вода из колодца, расположены рядом с Успенским собором (1559 – 1589 годы). Часовня представляет собой миниатюрный четырехъярусный храм, увенчанный куполом и крестом, и, как другие постройки монастыря конца XVII века, богато украшена резьбой. Строгие белые стены величественного Успенского собора подчеркивают праздничность декора часовни. Роспись внутри и иконы относятся к XIX веку. Первым, благодаря воде из источника, исцелился и прозрел слепой инок Пафнутий.

По преданию, 600 лет назад Сергий Радонежский со своим учеником преподобным Романом шли из Троицы в Киржач. Им понравилось уединенное место у излучины реки, и они прожили здесь долгое время. В то время Русь была под татарами. Преподобный Сергий молился «о даровании порабощенному русскому народу силы к обретению воли и разума». В знак того, что молитва была услышана, «из недр горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников».

Святой источник преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского) находится в 160 м от стен монастыря, на правом берегу ручья, у автомобильного моста на стыке улиц Пролетарской и Суворова. Над источником устроена купальня, температура воды в ней примерно 2 С. Мужчины и женщины купаются в источнике по очереди. Священнослужителей пропускают первыми. Рядом стоит небольшая часовня, где желающие могут поставить свечи и купить иконы.

Пафнутьевский источник расположен у стен мужского монастыря Свято-Введенская Оптина пустынь в районе города Козельска на берегу реки Жиздры. Монастырь был основан в конце XIV – начале XV века покаявшимся разбойником Оптой, в монашестве – Макарием, поэтому обитель называют еще и Макарьевской. В главном ее храме – Введенском соборе (1750 – 1771 годы) – хранятся святые мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптинских. В храме Казанской иконы Божией Матери (1811 год), самом большом в пустыни, проводятся воскресные и праздничные богослужения. В нем покоятся мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия I. Самый известный из трех крупных источников монастыря расположен в 400 м от обители, выше по течению реки. Вода очень мягкая и обладает целебными свойствами.

Святой колодец – место, окруженное легендами. По преданию, 300 лет назад во время грозы здесь загорелся лес. Когда крестьяне из деревни Старой прибежали его тушить, то обнаружили бьющий из земли источник.

Свято-Введенская Оптина пустынь

Монастырь Оптина пустынь оставил удивительный след в отечественных истории и культуре. Его посещали члены императорской фамилии: великий князь К. К. Романов с сыновьями, великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1878 год к преподобному Амвросию приезжал Ф. М. Достоевский; здесь бывали Н. ВЕК Гоголь, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, М. Погодин, Вл. Соловьев, С. Шевырев, А. Жемчужников, А. Апухтин. После продолжительной беседы со Львом Толстым старец Амвросий с печалью отозвался о мятежном состоянии души писателя.

О Святых источниках

Говоря о Святом источнике и Святой воде не лишним будет благочестивому читателю напомнить, а для кого-то и впервые узнать хотя бы кратко о чем вообще идет речь. Да не повредит дополнительное просвещение в этом вопросе желающим посетить Святой источник, или размышляющим на эту тему.

Священное писание, содержащее Божественное Откровение о вере в Бога и почитании Его, православные нередко называют святым источником. В нем люди черпают духовные силы, из Священного писания утоляется жажда богопознания. А святая вода, к которой припадают люди, так же благодатна, как и Слово Божие. Почему же именно в воде люди находят очищающую и животворящую силу? Почему у святых источников так часто происходят чудесные исцеления? Что такое «святой источник»? Как, наконец, наука относится к святой воде»?

Возвращая первозданную чистоту

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников, но первый пример подан был Самим Господом, когда он погрузился в Иордан и освятил естество воды. Почему именно в воде мы находим такую мощную исцеляющую силу? Святой Кирилл Иерусалимский объяснял это так: «Начало мира - есть вода, и начало Евангелия - Иордан». От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился сверху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени (то есть со времени Крещения) Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Крещением Своим Иисус Христос «потопил в водах Иордана грехи всего мира», освятил водное естество…».

Правда, не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда на земле все было свято и чисто. Воду на Земле Бог создал до света, до создания тверди земной, до растительности, даже до времени. Бог создал воду в первый день творения. «И увидел Бог, что все, что Он создал, - говорится в книге Бытия, - хорошо весьма». Живя в созданном Богом гармоничном мире, человек должен был быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотворил». Но дальше было грехопадение, и Дух Божий отступил от нечистого создания. «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть». После этого все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха. Стихии, прежде служившие человеку, изменились. И вода, сделавшись стоком нечистот, стала опасной, стала выступать орудием наказания нечестивых. Правда, и тогда люди не были вовсе лишены святой воды.

Изведенный Моисеем из скалы источник струил, скорее всего, не-простую воду. Понятие о святой воде встречается уже в Ветхом завете: «…И возьмет священник святой воды в глиняный сосуд», говорится в книге Чисел. В 4 книге Царств сказано еще определеннее: «Пойди и омойся в Иордане, и твое тело исцелится, и ты сам очистишься!». Но история с крещением Иисуса Христа в реке Иордан - особенная.

При Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел Дух Божий и послышался голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благословение». Так после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды.

Кто-то спросит: зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она уже освящена Крещением Самого Сына Божия? Увы, люди, хоть и обновленные благодатью Божьей, до смерти носят в себе семя первородного греха. Грешим и снова вносим в мир тление и нечистоту. Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое животворящее слово, даровал право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви, чтобы Церковь вопреки неоскудеваемому в человеке греху, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первозданную чистоту и святость. Освященная вода есть образ благодати Божьей: она очищает верующих людей от духовных скверн.

Святая вода и открытия ученых

История хранит великое множество примеров исцеления святой водой. Согласитесь, не могут же все эти случаи быть результатом некоего «психологического воздействия на верующих», на которое так любили ссылаться лет 30 - 40 назад приверженцы атеизма. Сегодня наука располагает удивительными данными о качествах святой воды и о том, как самая обычная вода «реагирует» на крестное знамение.

Известно, что вода может воздействовать на человеческий организм различными способами. Например, механически, как, скажем, душ, массирующий тело. Вода может воздействовать своим химическим составом, что очень ярко проявляется при употреблении минеральной воды. Может вода воздействовать электромагнитным излучением или полем. Тут уместно вспомнить эффект так называемой «магнитной воды». Так к какому же из этих типов надо отнести воздействие святой воды. Или, может быть, это вовсе неизвестный нам пока феномен?

Ответ могут дать опыты, проведенные сотрудниками Московского института информационно-волновых технологий (МИИВТ). Эти исследования показали, что у разных образцов святой воды одинаковое электромагнитное излучение (ЭМИ). Оно очень сильно отличается от излучения простой воды и даже от так называемой «серебряной воды». Надо пояснить, что длительное время считали, будто бы святая вода обладает всего лишь одним свойством - обеззараживающим. И объясняли это присутствием в воде серебра. Но, согласитесь, это никак не объясняло, почему святая вода совершает чудесные исцеления. Опыты в МИИВТе дали ответ на многовековую загадку.

Оказалось, кривая на экранах приборов, регистрировавших электромагнитное излучение святой воды, полностью совпадает с ломаной линией, которая появляется при диагностике совершенно здорового органа. Тот же результат был получен при исследованиях простой воды, в которую добавили святую. Стало ясно, что святая вода на самом деле чудо, природа которого совершенно непонятна и которое предстоит еще долго изучать. Она передает человеческому организму здоровое электромагнитное излучение, как бы исправляя больные частоты нездоровых органов и таким образом их излечивает.

Опыты показали, что если в емкость объемом 60 литров добавить одну ложку святой воды, то обычная вода начинает излучать такие же ЭМИ, как и святая. Еще более сенсационные результаты были получены физиками одного из санкт-петербургских НИИ. Ученые экспериментально доказали, что крестное знамение убивает микробов и изменяет оптические свойства воды. «Мы подтвердили, что идущий с древности обычай крестить пищу и питье имеет глубокий смысл, - рассказывает физик Ангелина Малаховская. - Еда очищается буквально за мгновение. Это великое чудо, которое происходит каждый день».

Исследования проводились по благословению Церкви почти 10 лет. Огромная серия экспериментов многократно перепроверялась, перед тем как обнародовать результаты. Сами эти результаты поистине феноменальны. Были выявлены уникальные бактерицидные свойства, появляющиеся в воде от ее освящения православной молитвой и крестным знамением. Открыто новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего - преобразовывать структуру воды, значительно повышая ее оптическую плотность в короткой ультрафиолетовой области спектра.

Ученые проверили действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы воды из различных водоемов - колодцев, рек, озер. Во всех пробах содержалась кишечная палочка, золотистый стафилококк. Оказалось, если прочитать «Отче наш» и осенить пробы крестным знамением, то количество вредных бактерий может уменьшиться в семь, 10, 100 и даже более чем в тысячу раз! По условиям эксперимента молитву читали и верующие, и неверующие, однако число патогенных бактерий в разных средах (с различным набором бактерий) все равно уменьшалось по сравнению с контрольными образцами.

Было доказано благотворное влияние молитвы и крестного знамения и на человека - у всех испытуемых стабилизировалось давление, улучшались показатели крови. Удивительно, но факт, что показатели менялись в точно требуемом для исцеления направлении. У гипотоников давление повышалось, у гипертоников - понижалось. При этом было отмечено, что если крестное знамение человек накладывал на себя небрежно, то положительный результат воздействия был намного ниже или вообще отсутствовал.

Ученые измерили оптическую плотность воды до и после наложения на нее крестного знамения и освящения. Выяснилось, что оптическая плотность воды после освящения повышается. Вода как бы насыщается светом. Человек увидеть эти целительные изменения уловить не может, но спектрограф показывает это совершенно объективно. Крестное знамение изменяет оптическую плотность воды практически мгновенно. При этом оптическая плотность водопроводной воды, над которой совершает крестное знамение обычный верующий, мирянин, повышается почти в 1,5 раза. А при освящении священником - почти в 2,5 раза! Интересен результат освящения воды крещеным, но неверующим человеком. Оказалось, вода «различает» даже степени веры - оптическая плотность изменялась только на 10 процентов.

Простая и загадочная вода

Вообще вода -одно из самых удивительных веществ в природе. Например, ее теплоемкость почти вдвое превышает таковую растительных масел, ацетона, фенола, глицерина, спирта, парафина.

Ученые до сих пор не могут прийти к согласию по проблеме 37-градусной температуры в животном мире. Как известно, при нагревании любого вещества его теплоемкость возрастает. Любого, кроме воды. При ее нагревании от 0 до 37 градусов теплоемкость падает и лишь при дальнейшем нагревании начинает возрастать. Этот факт означает, что при 36 - 37 градусах для повышения температуры некоторого объема воды необходимо минимальное количество тепла. Похоже, именно это свойство воды является главным фактором эволюции при выработке теплокровности на уровне 37 градусов по Цельсию.

Вода очень плохо испаряется. Если бы не это обстоятельство, многие озера и реки полностью бы пересыхали. Плотность воды тоже удивительна. При охлаждении она увеличивается только до температуры плюс четыре градуса, а далее вновь уменьшается. Это означает, что самая тяжелая вода именно при плюс четырех градусах, и она опускается на дно, а из более холодной формируется ледяной покров, но на поверхности!

Вода как бы создана для того, чтобы в ней находилась жизнь. Даже при температуре ниже нуля замерзание никогда не начинается со дна, а только с поверхности. В организме взрослого человека содержится около 65 процентов воды. Чем моложе организм, тем он богаче водою. Месячный эмбрион состоит из воды на 97 процентов, новорожденный - на 75-80 процентов. У пожилых людей содержание воды составляет 57 и менее процентов.

О воде много говорится, но мало сказано. Как ни странно, она до сих пор остается наименее изученным веществом природы. Объяснить это очень просто - вокруг нас масса воды, она под нами, в нас. Что же тут особенно изучать…

О тех, кто не может принять святой воды

Если и обычная вода практически не изучена, то что тут говорить про святую воду! Даже те ученые, которые безо всяких сомнений принимают святую воду, мало что могут объяснить. Вот как в книге, вышедшей в начале ХХ столетия, один из профессоров психиатрии рассказывал о разделении им душевнобольных на одержимых (или бесноватых) и больных с повреждениями органов нервной системы.

Первых он определял очень просто. Он давал им выпить святой воды. И никто не мог заставить одержимого выпить святую воду! В книге В. Артемова и Н. Суханина «Святые источники» приводится случай уже из современной жизни, подтверждающий такую особенность.

Одна из паломниц посетила матушку Е., очень старую монахиню высокой духовной жизни. К ней приезжали со всей страны за духовной помощью. Матушка принимала по утрам, выслушивала, молилась, отвечала на вопросы и давала святой воды. От такой воды, по свидетельству многих, исцелялись даже от неизлечимых болезней.

Как рассказывала паломница, она пришла, когда матушка уже закончила прием. Послушница сказала: «Найдите себе в деревне ночлег. Матушка примет вас завтра».

Я знаю одну старушку, которая пускает к себе на ночь, - сказала одна из приехавших к матушке женщин.

А разве вы не пойдете с нами? - спросили у нее.

Меня старушка к себе не пустит, - уверенно сказала женщина.

Паломники не поверили и уговорили ее отправиться вместе. Старушка встретила их приветливо, но когда заметила женщину, указавшую место ночлега, замахала на нее руками:

А ты иди, иди…

Не понимая, в чем дело, паломники стали упрашивать старушку пустить переночевать и ту женщину.

Вы ее не знаете, - сказала старушка, - ведь она никогда не пьет матушкиной воды, а в лесу ее выливает.

Чтобы уверить нас в этом, старушка достала из-под образов бутылочку, налила в стакан святой воды и дала той женщине, которую не хотела пускать.

На, вот, пей, тогда я тебя пущу.

Женщина взяла в руки стакан, подержала его в руке. По ее лицу было видно, что в ее душе происходит какая-то борьба. Наконец она вернула стакан, даже не попытавшись сделать из него глоток

Не могу пить, - сказала она.

Другую историю рассказал один из нынешних священников. В день Богоявления он в храме наливал в сосуды богомольцев только что освященную воду. Подходит женщина и протягивает ему бутылку. Едва священник начал наливать в нее святую воду, как в его руках бутылка лопнула и разлетелась на мелкие осколки. Изумленный священник спросил у женщины:

Что это за бутылка? Не было в ней чего-нибудь?

Смущенная женщина отвечает:

Батюшка, я хотела, чтобы один парень женился на моей дочери. Чтобы приворожить его, я достала у одной старушки наговоренной воды, но побоялась дать ее дочери. Для верности я хотела, чтобы к той воде добавили еще и крещенской…

«Если вера есть теплая…»

На территории России огромное количество святых источников. Есть знаменитые на всю страну, такие, как возникшие в местах обитания величайшего православного святого Сергия Радонежского. Есть «скромные», открывшиеся относительно недавно, как Святой ключ, забивший в местечке Ложок Искитимского района Новосибирской области. Здесь с 1929 по 1955 годы находился один из самых страшных лагерей ГУЛАГа - ОЛП-4 - лагерь особо строгого назначения. Многие страдали в этом лагере за веру.

Почитаться святыми могут собственно источники и родники, колодцы и даже целые озера. Обстоятельства возникновения святых источников бывают самыми разными. Источник может появиться на месте обнаружения той или иной чудотворной иконы. Например, Колочский источник у Успенского Колоцкого монастыря в Московской области забил на месте явления Колочской иконы Богоматери. Источник Коренной пустыни в Курской области - на месте явления иконы «Знамение».

Возникновение святых источников связано со случаем явления Богоматери. Таков, например, источник Стопы Божией Матери в Почаевской лавре на Украине. По преданию, он возник в XIV веке в углублении камня, которое верующие почитают как след от стопы Богородицы. Перед тем как источник был обнаружен, монах, живший неподалеку в пещере, видел Божию Матерь, стоявшую на камне на вершине горы.

Источник может появиться после молитвы того или иного святого (Михаила Клопского, Савватия Тверского, Сергия Радонежского, Давида Гареджийского и других). Так, один из источников преподобного Сергия Радонежского, согласно житию, забил на сухом месте, там, где преподобный ударил посохом о землю. А случается, что святые колодцы выкапываются святыми собственноручно и носят, как правило, их имя.

Освящение вод в озере Антониево-Дымского монастыря

Нередко источники находятся на месте (или неподалеку от него) подвижничества того или иного православного святого, старца или чтимого в данной местности подвижника. Часто источник и называют по имени этого святого. Скажем, источник преподобного Николая Пустынножителя в Псковской области или источник схимонахини Анисии в Татарстане. А вот некоторые озера почитаются святыми после массового крещения в их водах.

Нередко со святыми источниками связано предание, что на их месте существовал когда-то православный храм, который ушел под землю и колокольный звон с которого можно услышать и сейчас. Таково святое озеро в селе Косино под Москвой, святое озеро под Шатурой в Московской области, святой источник в селе Ижеславль Рязанской области.

Порой со святыми источниками связаны рассказы о сверхъестественных событиях. Например, когда патриарх Никон, отслужив молебен, опустил на дно Валдайского озера крест и Евангелие, присутствовавшие при богослужении увидели огненный столп, уходящий в небо. А с источником Скорыж в Брянской области связано явление Пресвятой Троицы в начале XX века.

Святой источник может быть оформлен часовней, беседкой, завершающейся главкой с крестом, просто крестом. В редких случаях источник может находиться внутри храма. Доступ к большинству источников открыт постоянно. Есть источники, для посещения которых следует по-просить ключи у церковнослужителей из ближайшего монастыря или храма.

В святом источнике разрешается набирать воду, обливаться, купаться. Для последнего возле источников специально устраиваются купальни, иногда раздельные для мужчин и женщин. Окунаться в воду следует с молитвой, обращенной к Богу или к тому святому, именем которого назван источник.

Вода любого святого источника, без сомнений, целительна от всякого недуга. Однако существуют источники, которые Премудрость Божия наделила особой благодатью помогать в той или иной болезни. Так, рядом с Псковско-Печерским монастырем расположен источник св. Иоанна Предтечи, вода из которого особенно помогает при головных болях. Около Старого Изборска есть источник, вода которого исцеляет глазные болезни. В Киево-Печерской Лавре есть храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Каждый день здесь совершаются молебны о здравии, освящается вода, принимая которую десятки тысяч людей получают исцеление.

Разумеется, не у всякого верующего есть возможность посетить святые источники. Этим верующим православный врач и священник о. Вадим предлагает помолиться иконе Божией Матери «Живоносный источник», перед которой молятся страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все, обращающиеся к Ней с верой, получают исцеление. Вот слова молитвы пред иконой Божией Матери «Живоносный источник»:

Царице моя преблагая, Надежде моя Богородице, прибежище сирых и странных Представительнице, скорбящих радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши; яко не имам иныя помощи разве Тебя, ни иныя Представительницы, ни Благая Утешительницы, токмо Тебя, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Для рассказа обо всех святых источниках на Руси не хватит не то что газетных страниц, не хватит даже толстого тома. И уж точно никакие книги не вместят перечня тех чудесных исцелений, которые случались и случаются! - при посещении больными святых источников. Мы не будем даже пытаться пересказывать хотя бы малую часть таких историй. Расскажем о другом: о том, что бессмысленно уповать на помощь святых источников, если в сердце нет истинной веры в Бога. Нелишне тут вспомнить и наставление святого Феофана Затворника.

«Сходить в какое-либо святое место, в чаянии исцелиться, хорошо, - наставлял Феофан Затворник. - Но не по своему гаданию, а когда будет такое указание. На колодезь отца Серафима Саровского хорошо добраться… но если вера есть теплая». Святитель говорит нам, что посещать святые источники куда полезнее с благословения старца или приходского священника. А самовольные «купания» часто не дают ожидаемого результата.

Во оставление грехов моих…

Освященная вода очищает верующих людей, укрепляет их подвиг спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в святую воду при крещении, и святая вода в этом таинстве омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно используется при освящении храмов и всех предметов, употребляемых в богослужении. Без святой воды невозможно освящение домов, автомашин, любого обиходного предмета. Нас окропляют святой водой при крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный несет домой сосуд со святой водой и хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и при всякой немощи.

Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается православными только натощак. Она, принимаемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему святой водой окропляют жилище и всякую вещь.

Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленной воды. Преподобный Амвросий послал смертельно больному бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, - нет.

Чтобы святая вода принесла пользу, надо заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и дел. И при каждом прикосновении к святой воде возносить - в уме и в сердце - молитву. Слова молитвы на принятие Просфоры и Святой Воды просты и всем понятны.

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святыя Твоя во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Сататья Александра ОКОНИШНИКОВА, перепечатано из газеты «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Посмотрите фильм "Великая тайна воды"

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!