Финансы. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»

В воскресенье перед началом Великого Поста в церкви будем слышать отрывок из Евангелия от Матфея: « Е сли вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » (Мф. 6,14-21).

Уже пророк Исаия сочетает настоящий смысл поста с прощением: «„ Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?” – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей, и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо ; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся » (Ис.58,3-7).

Поэтому перед началом Великого Поста Иисус подчеркивает нам суть прощения: « Е сли не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ». Это единственный комментарий к молитве «Отче наш» прощать.

Кто-то сделает нам зло, очернит нас, что-то украдет или сделает нам подлость и с этого зла возникнет ранение – по вине ближнего. Он мог сделать это сознательно или несознательно. Наша реакция на то, что нас обидели, является плохой ненависть или жалость к себе. Когда примем эту политику, которую «ветхий человек» (наша нарушенная природа) принимает автоматически, наступает соединение с этим злом и мы запутываемся дальше и дальше, как в сети паука. Какие мы глупые! Наша реакция должна быть такой: «Хорошо, этот человек причинил мне боль. Это сделал или несознательно (а это часто случается и мне – сколько раз я сам хотел добра, а причинил зло) тогда я ему прощаю. Или сделал сознательно, и даже если это было действительно сознательно, Бог это допустил как некое очищение для меня. Поэтому за это благодарю и прощаю этому человеку». Конечно, надо быть осторожным, а не сразу же с преувеличением выявлять это ближнему. Я должен иметь внутреннюю позицию прощения, чтобы быть свободным: «Бог это допустил, я осознаю также свою вину и принимаю это за то, и за то, и за то...». Если ближний сделал это даже со злобой и с полным осознанием, то я понимаю, что дьявол его обманул, потому что он слушал его уже раньше, и теперь на таком этапе, когда сознательно делает зло. Бог это допустил, что он причинил мне страдания, но и его душа в глубине стремится найти помощь, потому что она находится на пути к гибели. Поэтому я ему прощаю и знаю, что страдание, которое он мне причиняет, есть для меня шансом к святости и героизму.

Однако человек вместо прощения и благодарности часто питает ненависть, обиду и месть. Если в этом остается, дьявол смеется, потому что в этом состоянии на него действует проклятие.

Но вернемся к прощению. Условие прощения заключается в том, что человек сам идет к свету, выходит из ненависти, эгоизма, эгоцентризма и делает шаг веры, осознавая: «Источником зла является не тот человек, который мне причинил боль, он была лишь медиумом зла, и я также часто был инструментом зла, произвола и различных других грехов. Если Бог мне прощает, то и я должен простить, чтобы Бог простил мне и в будущем!» А это главная вещь в нашем отношении к Иисусу и настоящая мудрость, потому что мы молимся: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

« К огда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою » (Мт.6,16)

«Ветхий человек», то есть наша нарушенная природа, стремится к признанию. Чего я хочу? Ведь Бог меня видит! Играть святого, чтобы кто-то меня уважал и поклонялся как святому? Хорошо, но стань святым! Тогда не будешь вынужден его играть. Будь им, но в скрытости, Бог это видит. Для чего это делать перед людьми? «Уже получили свою награду». Какую я хочу награду? Награду от людей, которые будут меня в глаза хвалить, а за спиной будут оговаривать, и еще добавят то, что не является правдой? Когда человек заботится о человеческой похвале, закончит в депрессии.

« С обирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » (Мф. 6,20-21).

Мы должны иметь свое сокровище в небе, а нашим самым большим сокровищем должен быть сам Иисус. Если это так, то мы действительно ставим Его на первое место в своей жизни. Он является самым ценным сокровищем, в Нем – все наши сокровища. В Нем есть полнота мудрости и знания, как говорит слово Божие. В Нем есть жизнь вечная. «Имеющий Сына – имеет жизнь вечную; не имеющий Сына Божия – не имеет жизни» . А где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Подведи итог

Поэтому полезно подвести итог: Где твое сокровище и что является твоим сокровищем? Что или кто? Или это твое «эго», вокруг которого ты крутишься и предаешь Христа, или это какое-то мечтание, стремление? Что является твоим сокровищем? Если не знаешь, что является твоим сокровищем, то где тогда твое сердце? Что для тебя имеет наибольшую ценность? Что или кто это? Или это какая-то вещь, мечта, человек, или это Иисус? Если это Он, то тогда в Нем получишь все. Если это суета, которая пройдет, то все потеряешь. В конце концов, что такое человеческая жизнь? Каждый из нас когда-то был на похоронах. Что из этого всего останется? Два метра земли. Все здесь, на земле, есть суета сует, ни копейки не заберем в вечность. Какие запасы хотим накапливать? Какие мы глупые!

Что главное в жизни? Чтобы мы спасли свою душу и собирали себе сокровища в небе. Сколько до сих пор я имею там этих сокровищ? Мы не можем быть ленивыми, но надо собирать себе сокровища там, где никто их от нас не отнимет. А как? Что является теми сокровищами в небе? Это шаги нашей веры.

Десятина времени

Как хорошо использовать время Великого Поста – это драгоценное время, которое является центром всего года? Что делать, чтобы в нас произошло изменение? Давать Богу десятину времени. Если кто-то не может это реализовать каждый день, то хотя бы в среду и пятницу дать Богу десятину времени. Что это значит? «Войди в свою комнату, закрой за собой дверь и говори со своим Небесным Отцом» (Мф. 6,6). Во время Великого Поста мы должны размышлять, прежде всего, о страданиях Иисуса. Можете молиться «Крестный путь» или «7 последних слов Иисуса с креста». Во время Великого Поста Бог зовет нас под крест, чтобы мы смотрели Иисусу в лицо, посмотрели Ему в глаза – это университет любви. Свой взгляд мы должны направить на Иисуса распятого. Опять осознать, что Он есть Бог, Он умер за мои грехи! Что Он за меня вытерпел, что Он для меня сделал! А что я делаю для Него? Он сделал максимум, а я так мало! Осознаю, как Его бичевали, венчали терном, распинали. Это все было ради меня. Так возлюбил Бог мир – меня, что отдал Сына Своего Единородного...

Десятину времени для Бога надо использовать для внутренней молитвы, где полностью открываемся перед Иисусом, и где одновременно отдаем Ему все свое богатство и так становимся нищими духом. Когда наш дух нищий и свободный от всего богатства, это помогает нам жить по вере. Только тот, кто бедный, может жить в зависимости от Иисуса, жить Его жизнью послушания и зависимости от Небесного Отца.

Десятину времени можем использовать на изучение слова Божия, или на миссии – свидетельствовать об Иисусе. Но и во время миссии надо хотя бы один час в день проводить в молитве с Иисусом. Он Сам говорит: «Не могли вы один час бодрствовать со Мною?». И в молитве необходимо реализовать слово – «отвергнись себя самого». Когда человек ленив и не победит внутреннее рассеяние, то может и целый час на молитве мечтать, но это не имеет смысла. Каждая молитва является борьбой с рассеянием, с собой, борьбой с духами, которые не хотят, чтобы человек получил опыт с живым Богом, чтобы испытал настоящую свободу и настоящее счастье, чтобы полностью отдался Богу. На молитве нужно не только произносить Его имя, но и соединяться с Иисусом, полностью Ему отдаваться, и каждый день сознательно, хотя бы одну минуту, в молитве по-настоящему любить Его. Посмотри на свою жизнь взглядом покаяния и в смирении стань перед Богом.

Пост

Итак, мы начинаем этап Великого Поста, во время которого хотим сделать нашу христианскую жизнь более интенсивной. Это не означает, что 40 дней не будем ничего есть. Конечно, хорошо было бы сделать что-то с едой и сладостями. Мы должны поститься. Иисус также постился. Но люди иногда думают, что святость заключается в том, что человек выглядит как труп – сама кожа и кости. Но это не означает, что такой человек святой. И язычники, йоги, постятся, но чтобы открыться духу темноты. Пост, который является в согласии с Божьей волей, побуждает к более глубокой духовной чуткости. Хорошо, если при этом человек имеет время на молитву и размышляет над Божьим словом. Постные «подвиги» очень опасны. Лучше, если человек постоянно постится в среду и пятницу, или по возможности и в понедельник, и научится дисциплины в пище, чтобы не быть капризным, привередливым, но есть здоровую пищу, скромную, а не какие-то дорогие деликатесы. Это лучше, чем какие-то экстремы. В Божьем слове ясно написано, что Царство Божие не в еде и питье. Полезно поститься, но надо иметь в этом определенный порядок. Когда вы находитесь в психологическом стрессе или во время физической перегрузки, нет смысла делать постные подвиги. Это закончилось бы взрывом во взаимных отношениях. Вы или поссорились бы со своей женой (мужем) или кричали бы на детей. Для поста необходимы определенные условия, мы должны сочетать его с размышлениями об основных истинах веры. Традиция Церкви такова, что в среду и пятницу люди постятся в течение целого года. Во время Великого Поста каждый пытается сделать дополнительное постановление. Уже несколько лет мы имеем опыт с ритмом поста, который человек может продолжать в течение всего года. Речь идет о посте три с половиной дня в неделю (ср. Откр. 11). Во время такого поста человек ничего не ест, только пьет воду. Постится с вечера воскресенья до вечера понедельника – 24 часа; от вечера вторника до вечера среды – 24 часа; с вечера четверга до утра субботы – 36 часов. Вместе это составляет 3,5 дня поста в неделю. Воскресенье является днем Христова воскресения, поэтому согласно древней традиции в воскресенье не постятся.

Кроме физического поста, есть и пост духовный : полезно поститься от бесполезных и даже вредных информаций. Это требует дисциплины глаз и дисциплины мышления. На наше мышление влияют СМИ, билборды , разговоры с людьми, которые думают только о земных и бесполезных вещах, а о самых важных вещах, таких как смерть не говорят, и даже не думают. Божий суд и вечность. Есть люди, которые во время поста выключают телевизор и все это время его не смотрят.

Дети, когда начинался период Великого Поста, делали себе на целый пост программу под названием «Цветная жизнь». За каждый выполненный пункт ежедневно раскрасили одну клетку. Когда задачу не выполнили, клетка оставалась пустой.

1) Борьба с ленью – когда мама будит, надо победить лень и встать.

2) Борьба с лакомством – отказаться от конфеты или оставить себе ее, например, на воскресенье.

3) Бороться с интересом – во время поста не смотреть телевизор, ограничить использование мобильных телефонов, интернета...

4) Ежедневно сделать доброе дело, кому-то помочь.

5) Молитва – в течение дня помолиться остановки (9:00, 12:00, 15:00, 18:00, 21:00), Святой час, четки...

6) Извиняться, если кому-то сказал плохое слово...

Ежедневно сделать что-то для Иисуса

Такое постановление может сделать каждый. Оно служит для того, чтобы человек тренировал свою волю. Делать для Иисуса хотя бы какие-то конкретные маленькие шаги, как дети. Дать себе конкретное постановление, или обновить свои добрые привычки. Каждый день можем приносить Господу малые усмирения, извиниться (даже если человеку этого не хочется), быть терпеливым, делать небольшие жертвы, победить некое чувство, жалость к себе, горечь, гнев, желание кого-то поругать... Тренироваться в практической любви к ближнему, то есть сносить недостатки ближних, бороться с критическими и гордыми мыслями, а также учиться на молитве принимать ближнего в повиновении – так, как молимся в молитве св. Ефрема: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего (сестру)». «Ветхий человек» в нас имеет особую норму: виноватым является кто-то другой, а я – никогда. Имеет и свои законы: «Бревно есть в глазу ближнего, а в моем – никогда». Такая система есть в нас, а человек ее не распознает, пока не начнет предпринимать конкретные шаги против этой системы зла, которая держит ближнего и меня. «Ветхий человек» постоянно хочет, чтобы ближний уже наконец поучился и чтобы уже был хорошим (ведь ему уже столько раз об этом говорилось!), но он до сих пор таковым не является... Но я должен начать от себя, а не хотеть, чтобы начал ближний.

Часто мы делаем себе хорошие постановления, сделаем себе план на весь период поста, с рвением начнем, а на второй день – конец. Поэтому полезно сделать себе план на одну неделю, а потом его продолжать на следующей неделе, или изменить его, дополнить. Можете сделать себе табличку на время Великого Поста, как дети, и обозначать себе: «Господи, это я сделал(а) во время этого поста из любви к Тебе. Хотя бы мелочь, но для Тебя».

Каждый день одно самоотречение

Теперь очень важное время. Что можем делать в этой борьбе? Можем молиться и приносить Господу ежедневно маленькие жертвы. Иисус говорит: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» . Отвергнись себя – такое постановление можем сделать себе все. В конкретной ситуации остановиться: «Господи, теперь я отрекаюсь себя». Например, хочу куда-то посмотреть – «Стоп, это любопытство, это вредит! Мне этого не нужно!» Как надо уметь отречься себя! Это момент, когда человек что-то хочет, но вместо этого сделает шаг веры – самоотречение. А в этом самоотречении кроется победа. Это момент, когда есть шанс победить свою волю, а тогда радуюсь, что победил себя, а также имею из этого пользу. Человек, который не научится побеждать себя, имеет одни проблемы, жалости к себе и депрессии.

Когда придет какое-то уныние, снова надо применить Иисусово слово: «Отвергнись себя», отдай Господу эту проблему, не оставайся в ней!

Н аступил уже час пробудиться от сна, ибо ныне ближе к нам спасение !

« Н аступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света » (Рим. 13,11-12).

За св. Августина его мать Моника молилась много лет. Говорила ему, чтобы каялся, но грех был сильнее. Хотя он читал Писание, Жития святых и все теоретически знал, но был не в силах сделать этот решающий шаг обращения. Его мать не могла ничего сделать до тех пор, пока Бог не дал ему этой благодати. Однажды он ходил по саду, держа Писание, и услышал голос: «Возьми и читай!». Он открыл и начал читать: «Н аступил уже час пробудиться нам от сна, ибо ныне ближе к нам спасение ...». Он воскликнул: «Но я не могу!» Вдруг услышал голос: «Могли мужчины, могли женщины, почему б не ты, Августин?» . Тогда из всей души он вскрикнул: «Господи!» , и сделал шаг веры. Это был тот момент самоотречения. Поэтому во время поста мы должны учиться делать самоотречения в мелочах. А за эти малые самоотречения Бог дает великую милость.

Перед нами 40-дневной постный марафон. Полезно сделать себе постановления: делать малые вещи, которые бы вели нас к тому, чтобы с новым духом мы могли пережить на себе силу Христова воскресения в нашей жизни. Получить опыт, что Он жив! Живет во мне Христос! Осознать, что вместе с Ним мы воскресли, и чтобы получить личный опыт, что Дух Того, Кто воскресил Иисуса, живет в нас.

Собирай сокровища в небе – и не только для себя. Веди борьбу за весь народ. Ежедневно сделай хотя бы одно малое самоотречение из любви к Иисусу и для спасения своей души и душ ближних.

Евангелие от Матфея. Глава 6, с 14 по 21 стих.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15, А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17, А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18 Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20, Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Мф, 6, 14-21)

В сегодняшнем евангельском отрывке Господь научает учеников своих, что внимание человека должно быть направлено внутрь сердца. Грехопадение подвергло человека мутации — рассудок находится в рассеянности по миру. Если Вы начнете молиться, читать утреннее, вечернее правило или Евангелие, увидите, как мысли начинают разлетаться по впечатлениям и памятным событиям. Человек, живущий внешней жизнью, не может не жить рефлекторно, не реагировать на внешнее. Сила ума тратится на это. Но внимание должно быть направлено внутрь нас, об этом учат нас святые отцы. Господь говорит: «Человек, пусть внимание твое не будет сосредоточено на вещах внешних». Он говорил о тайном творении милостыни: «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Нельзя молиться напоказ. Это не значит, что нужно специально прятаться от людей, но не нужно искать их внимания. Если человек углубляется в Богообщение — самая главная ценность для него появляется внутри. Если сравнить: Бог, Божественная слава — и земные вещи, временные, ограниченные. Если спросить: «Что лучше?» Любой человек скажет: «Бог». Все, что с Ним связано — вечно, бесценно. Но это происходит только, когда происходит перенастройка человека.

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Что отделяет нас от Бога и делает неспособными к восприятию Божественной благодати, с помощью которой мы можем общаться с Ним? Грехи, которые убивают человека. Неверные — выбор ума, сочувствие сердца, направление воли приводят человека к ошибке, искажают его и повреждают. Для всякого человека, желающего снова быть с Богом, самой главной проблемой становится: «Как бы мне избавиться от грехов, выздороветь и научиться не ошибаться». Без Бога абсолютно точно не получится. Но есть условие: если ты желаешь, чтобы общение с Богом было живым и плодотворным, живи с ближними в мире, чтобы не было обид, раздражения и зла. Все это ожесточает человека, делает его грубым, он становится иным, неспособным к принятию Божественной благодати. Каждый из нас знает, как тяжело на душе после ссоры, сильного гнева, как обиды мучают и жгут сердце, мешают нам любить и жить. Все Божии призывы говорят о принципах, после жизни по которым которых нас ждет Царство Небесное. В этих словах мы можем увидеть удивительную любовь к людям и отеческую заботу: Господу нас жалко, Он не хочет, чтобы мы мучились в скандалах, ссорах, внутренней тяжести и помрачении. Христианство говорит не о будущем — о настоящем. Царство Божие может быть в твоем сердце уже сейчас, а не когда-то потом. Хочешь, чтобы в твоем сердце была радость — прости людей, будь с ними в единодушии. Тогда твое сердце будет способно к радости, и Бог будет рядом с тобой. Ты сам себя делаешь живым или мертвым, а Бог лишь напоминает об этой правде.

Далее Господь говорит о посте, который очень важен. Пост не является лишь воздержанием от пищи, но воздержанием от того, что мне мешает жить правильно. Правильная жизнь — это жизнь, которая делает нас живыми, когда внутри легко, хорошо и мирно, на душе покой, ты со всеми в согласии, тебе хочется жить, трудиться и молиться. В молитве ты исполняешься счастья от встречи с Богом. Такая должна быть наша жизнь. Пост необходим, чтобы убрать то, что тебя делает тяжелым, мрачным, озлобленным, зависимым. Если говорить в двух словах: пост нужен ради встречи с Богом. А если постишься ради похвалы людской, ты — безумец. Твоя диета ничего тебе не даст, только ослабит тебя, утомит, а если ставишь ее как способ похвастаться, то утомишься от поиска человеческой славы. Ты, несчастный, выбрал свою награду: похвалили тебя — и тебе хорошо две минуты.

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Постись ради Бога, чтобы быть с Ним. Но мы привыкли к вниманию, оценке, мы с детства так воспитаны: «Посмотри, как на тебя люди смотрят, что они о тебе подумают». Радости наши все вовне нас, от этого все мы глубоко несчастны. Сколько лет не проживи — всегда недостаток чего-то, постоянный страх, неуверенность, неудовлетворенность в том или ином, ожидание, что все наладится само собой, а это время никак не наступает. Но по-другому не может быть: человек — духовное существо, для Бога сотворенное. В Боге только человек может найти полнейшее удовлетворение, а все остальное — моль, ржа и воры, которые крадут твои богатство. Пусть твое сокровище будет не вне, а внутри, только не в себе самом, а в Боге. Начни искать Его в сердце своем — и Господь не замедлит тебя поддержать и вести дальше по пути спасения. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

Расшифровка: Наталья Маслова

) . Эти слова нужно понимать следующим образом. Если человек полюбил земные сокровища, богатства, предметы роскоши, земные блага и удовольствия, то такой человек уже не думает о приобретении сокровищ небесных, которые дадут ему возможность войти в Царство Небесное. Это произойдет потому, что такой человек ложно будет считать, что наивысшие блага для него находятся на земле и сердце его будет порабощено земными благами, страстями и удовольствиями. У такого человека стремление к земному богатству и наживе превращается в неуемную страсть, подчиняющую алчности всю жизнь человека.

Ненасытная жадность и стяжательство вытесняет из души такого человека все благородные чувства, все мысли, в том числе и о Боге, как ненужные. Сердце такого человека становится неотзывчивым к нуждам ближних, а ум одурманен страстью накопительства. Для приобретения земных сокровищ такой человек может не побрезговать и преступлением и стать на путь греха, что приводит, в конечном счете, к гибели его души. Сердце его сковано мыслями о бренном и земном. И только в земном богатстве он ошибочно видит смысл своей жизни, так как собирает сокровища земные.

В данных словах Иисуса Христа под сердцем понимается стремление души человека к тому, что ей мило. Человек, созерцая весь окружающий мир, останавливает взгляд свой на том, что приятно его душе. У скаредного, алчного человека все помыслы души и сердца связаны только с богатством, с земными сокровищами.

Потому и опечалился юноша при разговоре с Иисусом Христом о жизни вечной, что сердце его было привязано к сокровищам земным – его большому имению. «Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (). Привязанность юноши к своему богатому имению (сокровищам земным) и мешала ему приблизиться к Богу и стать совершенным. Иисус же сказал ученикам Своим: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» () .

Согласно христианскому учению, Господь человека делает богатым для того, чтобы этот человек использовал данные Богом богатства на благо людей, то есть своих ближних. Богатый человек должен использовать свои богатства не только для удовлетворения своих собственных, необходимых потребностей (без излишеств), но и на совершение добрых дел – подавать нищим милостыню, жертвовать на храмы, участвовать в благотворительных делах и прочих бескорыстных поступках. «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» (). Вот в таком случае богатый человек земные богатства, данные ему Богом, сделает инструментом служения Богу и людям. И только такое отношение к богатству является по-христиански правильным и разумным. То есть богатый человек земное сокровище должен потратить на приобретение сокровищ небесных. «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» (). «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (). «Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого» ().

Наряду с этим человек, стремящийся приобрести себе нетленные истинные сокровища небесные, всю свою жизнь подчиняет служению Богу, живет и трудится по Божьим законам добра и справедливости, прощает и любит врагов своих, стремится принести людям пользу, не останавливаясь даже перед самопожертвованием. Такой человек, делающий добро людям, и сам соприкасается с добром, и имеет добро в своей жизни от Бога. Так как согласно Закону Божьему «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» () . Человек, просвещающий себя и других людей учением Христовым, сам становится ближе к этому учению, и просвещается ещё сильнее от него. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» () .

Если человек искренне учит других людей посту и молитве, то и сам будет их выполнять добросовестно и прилежно. Если человек искренне удерживает других людей от зла, гордыни и эгоизма, то и сам будет проявлять смирение и кротость и делать добро. Если человек других людей искренне приводит к пути покаяния и исправления, то и сам будет стремиться исправиться и улучшить свою жизнь по Законам Божьим.

Это произойдет потому, что человек, искренне и бескорыстно делающий добро, ещё в большей мере будет стремиться служить Богу и совершать в жизни как можно больше добрых дел и идти праведным путем. И только этот путь, собирания сокровищ небесных, в конечном счете, открывает перед человеком двери в Царство Небесное и дает ему возможность получить вечное блаженство. Поэтому приучайте себя делать добро, воздерживайтесь от зла, чтобы ваше сердце лежало к совершению добрых поступков. И «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» () .

Если вы серьезно задумаетесь над вопросом о том, что всего более нужно и полезно человеку, то поймете, что каждому человеку необходима более всего Милость Божья, Долготерпение Божие, которое продолжается в отношении человека, не наказание за грехи и предоставление времени на покаяние и их исправление, прощение грехов человека и в конечном счете помилование человека на Страшном суде Божием. Поэтому во время ведения службы, церковь от имени людей многократно провозглашает: «Господи помилуй!».

Каждый человек грешен перед Богом в той или другой степени. В Библии сказано: «нет праведного ни одного» () . Хорошо, когда человек осознает себя величайшим грешником перед Богом, понимает мерзость и нелепость своих грехов. Такое признание своей греховности приводит человека к борьбе с грехами, их искуплению и их недопущению. Одним из действенных способов искупления грехов, в которых раскаивается человек, состоит в совершении милостыни и проявлении милости по отношению к ближним нашим. Потому что Сам Господь, говорил о том, что «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» () .

Человеку выгодно и полезно совершать милостыню и оказывать милость людям по следующим причинам:

за милость к ближним своим человек получает милость от Бога.

за милость временную человек получит для себя милость вечную.

за милость, проявленную к ближним своим, человек получит помилование самого себя Богом, отпущение и прощение своих грехов.

И в конечном счете человек получит вечное блаженство. Милость к ближним может совершать каждый человек, независимо от того положения, которое он занимает в обществе, независимо от его состояния и звания.

Христианская классификация духовной и телесной милости дает исчерпывающее пояснение в отношении того, какие поступки должен совершать человек (что нужно делать) для исполнения и проявления дел милосердия.

Вот главные дела милости телесной, обязательные для всех христиан. Эти дела может исполнить и совершить любой человек без учета его положения в обществе и его состояния. Возможность совершения этих дел будет предоставлена Богом каждому христианину многократно в течение всей его жизни. И каждый желающий спастись должен использовать эти возможности для совершения дел милосердия.

Итак к делам милости телесной относятся следующие поступки.

Алчущего напитать. То есть дать голодному пишу, голодного накормить.

Жаждущего напоить. То есть помочь утолить жажду.

Одеть нагого, то есть дать человеку необходимую одежду.

Посетить находящегося в темнице. То есть побывать у людей заключенных в тюрьме с благотворительной целью оказания им помощи и облегчения их страданий.

Посетить находящегося в больнице. То есть побывать в больничном заведении и поспособствовать выздоровлению больных. Если больной выздороветь не может, то помочь ему по-христиански подготовиться к кончине. Для этого своевременно вызвать священника для проведения исповеди и для приобщения такого человека к таинствам Христовым.

Странника принять в дом и успокоить. То есть странствующему человеку, паломнику, посещающему святыни, предоставить в своем доме приют и проявить к нему заботу, участие и внимание.

Погребать умерших в бедности. То есть на свои деньги или на собранное подаяние оказывать погребальные услуги людям, скончавшимся в нищете.

О совершении всех этих дел милости кроме последнего, добавленного церковью, говорит Сам Господь при описании последнего страшного суда.

Вот дословно слова Самого Иисуса Христа о необходимости совершения дел милосердия.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и оставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» ().

К делам милости духовной относятся следующие поступки.

При помощи увещевания отвратить грешника от заблуждения. То есть путем уговоров и разъяснений (увещеваний) неверующего или иноверца, раскольника, пьяницу, блудодея или расточителя и тому подобное, наставить на путь истинной и честной жизни. «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» ().

Невежду научить истине и совершению добра. То есть не умеющего молиться научить молиться Богу, незнающего заповедей Божиих, научить этим заповедям и их исполнению и так далее. «А кто не знает, тех учите» (). А также несведущего человека научить отличать добро от зла, научить видеть в людях и в жизненных ситуациях истину, научить человека совершать добро и жить по законам совести, почитая Бога и Его заповеди. «Но наставляйте друг друга каждый день... чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» ().

Подать ближнему добрый своевременный совет. То есть когда ближний будет находиться в затруднительном положении, помочь ему добрым и нужным советом. Например, показать опасность, которая угрожает ближнему, и рассказать, как нужно её избежать. Если ближний злоумышляет на чье-либо благосостояние или жизнь, отвратить его от этого, если ближний болен,а вы знаете как ему помочь, то дать ему нужный совет для излечения. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» ().

Молиться за всех Господу Богу нашему, Иисусу Христу, то есть в своих молитвах просить Бога о прощении грехов ближних, о наставлении их на путь истинный. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ().

Утешать печальных, то есть уметь поддержать ближнего, когда он находится в унынии, в грусти, в растерянности. В трудной жизненной ситуации «утешайте малодушных» () .

Нельзя воздавать или мстить ближним за причиненное ими зло. То есть не совершать ответного зла или мести злодеям за то зло, которое они причинили человеку, а предоставить совершать воздаяние Богу. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (). «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию.» (). «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.» ().

Искренне и чистосердечно прощать обиды, причиненные человеку его ближними. То есть не гневаться на обидчика и прощать ему его обидные слова и действия по следующим причинам:

так как обижающий других людей, прежде всего, обижает самого себя, потому что своим злым поступком навлекает на себя гнев Божий;

так как обижающий человека, совершает этот злой поступок по наущению злой вражьей силы;

так как ничего не происходит случайно в мире и человек заслужил свою обиду своими предыдущими грехами;

Из всего вышесказанного становится очевидно то, как необходимо для каждого человека проявление христианского милосердия и совершение милости и добрых дел.

Дела милости необходимо совершать потому:

1 что без них человек не сможет попасть в Царство Небесное, уготованное Богом для добрых людей. «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» () ;

3 милость, которую мы оказываем нашим ближним, мы оказываем Самому Иисусу Христу. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» () ;

4 по христианским воззрениям все люди братья, а христиане – члены Церкви Христовой. Поэтому, оказывая милость ближним нашим, мы оказываем её Господу нашему. А Сам Господь проявит к нам Свою милость, помилует нас, и окажет Свою заботу и помощь за наши добрые дела. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ().

Спрашивает Михаил
Отвечает Александра Ланц, 18.11.2010


Мир вам, брат Михаил!

"ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" ()

Каковы сокровища государства сатаны?

Вот такие два совершенно противоположные друг другу государства.

Когда Иисус говорит: «собирайте себе сокровище на небесах» , Он тем самым утверждает, что мы должны всё более и более уподобляться гражданам Его государства, т.е. становиться такими, для кого святость, милосердие, правда, любовь, вечная жизнь... являются главными. Мы должны вкладывать данные нам силы, возможности, способности в то, что ценится в Государстве Бога.

Ваше сердце, т.е. ваши мысли и чувства , всегда сосредоточены только на том, что для вас важнее всего, поэтому ваше сердце всегда будет там, где ваши основные привязанности, с тем, к чему вы привязаны.

Если вы привязаны к мирскому, то ваши мысли и чувства будут с «сокровищами» земными. Если вы привязаны к Небесному, то ваши мысли и чувства будут с сокровищами Небесными. А где сердце – там и весь человек, потому что именно сердце (=наши мысли и чувства) определяют наши действия и нашу судьбу "...потому что, каковы мысли в душе его, таков и он..." ( ; ).

Почему, например, вы всё ещё грешите? Потому что ваше сердце считает сокровищем то, что предлагает этот мир, и вашу плоть, которой хочется того-то и того-то. Вот ваше сердце и вязнет в этом сокровище. Как только оно начнёт считать сокровищами то, что сосредоточено в Небесном Государстве, то вы перестанете вкладывать свои силы, время и способности в свою плоть и в похоти этого мира... поменяете Банк... и перестанете грешить.

С любовью во Спасителе,

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!