Факты, о которых не все знают…. Малоизвестные факты о жизни и творчестве фаины раневской

Василиса Иванова — Люблю моду и историю. Пишу интересные тексты про людей, их биографии.

А А

О советской актрисе, именуемой одной из величайших актрис 20-го века, известно немало даже тем, кто не смотрел ни одного фильма с ее участием. Яркие изречения Фаины Георгиевны Раневской до сих живут в народе, и о «королеве второго плана» нередко вспоминают не только, как об умной женщине, умевшей зажечь сердца колкой фразой, но и как о сильной личности.

Фаина Раневская прошла сложный путь к известности — и, несмотря на второстепенные роли, стала знаменитой, благодаря своему характеру и потрясающему чувству юмора.

Детство, отрочество, юность

Рожденная в Таганроге в 1896-м году Фанни Гиршевна Фельдман, сегодня известная всем, как Фаина Раневская, не знала тяжелого детства. Она стала четвертым ребенком у своих родителей, Мильки и Гирша, считавшегося весьма зажиточным человеком.

Во владении отца Фанни были доходные дома, пароход и фабрика: он уверенно приумножал богатство, пока супруга следила за хозяйством, поддерживая идеальный порядок в доме.

Фаина Раневская в детстве; на фото справа — с братом

С ранних лет Фаина Раневская проявляла свой упрямый и необузданный нрав, ссорясь с братьями, игнорируя сестру, не испытывая особого интереса к учебе. Но все-таки она всегда добиваясь желаемого, вопреки своим комплексам (девочке с детства внушали мысль, что она – дурнушка).

Уже в возрасте 5 лет Фанни проявляла актерские способности (по воспоминаниям актрисы), когда любовалась в зеркале своими страданиями по умершему младшему брату.

Желание стать актрисой вросло в девочку корнями после спектакля «Вишневый сад» и кинокартины «Ромео и Джульетта».

Считается, что именно Чеховский Вишневый сад подарил Фаине Раневской ее псевдоним.

Видео: Фаина Раневская — Великая и Ужасная


Как все начиналось: первые шаги к мечте

Раневской было всего 17, когда грезившая о сцене МХАТа девочка заявила отцу о своих намерениях. Папа был непреклонен и потребовал забыть о глупостях, пообещав выгнать дочь из дома.

Раневская не сдавалась: вопреки воле отца, она убыла в Москву. Увы, взять студию МХАТа «нахрапом» не удалось, но Раневская не собиралась сдаваться.

Неизвестно, как бы сложилась судьба Фанни, если б не судьбоносная встреча: тоскующую у колонны девушку заметила балерина Екатерина Гельцер, которая решила приложить свою руку к судьбе несчастной нескладной девушки. Именно она познакомила Фаину с нужными людьми и договорилась о театре в Малаховке.

Как закалялась сталь…

Именно провинциальный театр стал первой ступенькой Раневской к славе и началом ее длинного пути служения искусству. Новой актрисе в труппе давали лишь крохотные роли, но и они дарили надежду на будущее. В выходные дни на выступления дачной труппы стекалась московская искушенная публика, и постепенно Фаина обрастала связями и знакомыми.

Отыграв сезон в провинциальном театре, Раневская отправилась в Крым: здесь, в Керчи, сезон был практически потерян – пустые залы вынудили актрису перебраться в Феодосию. Но и там Фаину ждали сплошные разочарования – ей даже не заплатили денег, попросту обманув.

Расстроенная и уставшая девушка бросила Крым и отправилась в Ростов. Она уже была готова вернуться домой и представляла, как будут насмехаться над «краткой биографией бездарности». Правда, и возвращаться-то уже было некуда! Семья девушки на тот момент уже покинула Россию, и начинающая актриса осталась в полном одиночестве.

Здесь-то и поджидало ее второе в жизни чудо: встреча с Павлой Вульф, которая взяла над Фаиной шефство и даже поселила ее у себя дома. Актриса до последних дней вспоминала Павлу с неизменной нежностью и благодарностью за строгость и жесткую науку.

Именно у Вульф Фаина постепенно училась превращать в истинные шедевры даже крохотные и ничего не значащие роли, за которые и сегодня боготворят Раневскую поклонники.

Голодающий Крым

Раздираемая на части страна стонала от Гражданской войны. Раневская и Вульф перебираются в Феодосию, которая уже совсем не похожа на курорт: в старинной Кафе царят хаос, тиф и лютый голод. Девушки берутся за любую работу, чтобы выжить.

Именно в те времена состоялось знакомство Фаины с Волошиным, который подкармливал их коктебельской рыбкой, чтобы актрисы не протянули ноги от голода.

Раневская на всю жизнь запомнила ужас тех лет, царивший на российском полуострове. Но она не оставляла свою месту и верила, что однажды еще сыграет свою главную роль.

Воля к жизни, чувство юмора, адекватная оценка реальности и упорство помогали Раневской на протяжении всей ее жизни.


Камера, мотор, начали: первый фильм и начало карьеры киноактрисы

Впервые Фаина Георгиевна снялась в кино лишь в 38 лет. И популярность ее росла, как снежный ком, что тревожило — и даже пугало актрису, которая боялась лишний раз выйти на улицу.

Более всего раздражало ее фраза «Муля, не нервируй меня», которую ей бросали вслед. Не менее обаятельной и запоминающейся стала Раневская в сказке «Золушка» (), а популярность немого кино «Пышка», ставшего ее кинодебютом, даже вышла за пределы страны. Всего актриса сыграла около 30-ти ролей в кино, из которых лишь одна стала главной – это была картина «Мечта».

Фаина Раневская в кинофильме «Весна»

В главных ролях Раневской нередко отказывали и из-за «семитской» внешности, но актриса относилась даже к этому факту с юмором. Чем тяжелее ситуации подкидывала жизнь, тем более искрометно и неподражаемо играла Раневская: сложности лишь закаляли и раззадоривали ее, немало способствуя раскрытию ее таланта.

Раневская запоминалась в любой роли, вне зависимости – была ли она врачом в Небесном тихоходе, или Лялей в Подкидыше.

1961-й год был ознаменован получением Раневской звания Народной артистки страны.




Немного о личной жизни…

Несмотря на достижения в кинокарьере и интеллектуальный блеск, Раневская сильно мучилась жгучей самокритикой: неуверенность в себе поедала ее изнутри. Вместе с одиночеством, от которого актриса страдала не менее сильно.

Ни мужа, ни детишек: обаятельнейшая актриса оставалась одинокой, продолжая считать себя «гадким утенком». Редкие увлечения Раневской не приводили к серьезным романам или замужеству, что сама актриса объясняла тошнотой даже от вида «этих мерзавцев»: все любовные истории превращались в анекдоты, и уже никто не скажет точно – были ли они на самом деле, или рождены сарафанным радио как обычные байки.

Впрочем, случались в ее жизни и серьезные увлечения, среди которых оказались (согласно свидетельствам очевидцев) Федор Толбухин в 1947-м году и Георгий Отс.

В целом, семейная жизнь не сложилась, и единственной любовью Раневской в старости стал бездомный пес Мальчик – именно ему она подарила всю свою заботу и любовь.

Факты, о которых не все знают…

  • Раневская ненавидела фразу про Мулю, и даже Брежнева пожурила, когда тот попытался пошутить на эту тему, как дразнящиеся пионеры.
  • Актриса была талантлива не только в игре на сцене, но и в рисовании пейзажей и натюрмортов, которые она ласково называла, рисуя очередной этюд или портрет — «натур и морды».
  • Раневская дружила с вдовой Булгакова и Анной Ахматовой, опекала молодого Высоцкого и обожала творчество Александра Сергеевича, даже врачам на вопрос «чем вы дышите?» отвечая – «Пушкиным!».
  • Раневская никогда не стыдилась своего возраста и была убежденной вегетарианкой (есть мясо, «которое любило и смотрело» актриса была не в силах).
  • В роли мачехи, которую Раневская сыграла в «Золушке», Шварц предоставил ей полную свободу – актриса могла по собственному желанию менять реплики и даже свое поведение в кадре.
  • Близкие друзья обращались к актрисе не иначе, как Фуфа Великолепная.
  • Именно благодаря Раневской, засияла на кинематографическом небосклоне звезда Любови Орловой, которая согласилась на свою первую роль с легкой руки Раневской.

Отдавшая всю свою жизнь театру и кино, актриса играла на сцене до 86-ти лет, когда она сыграла свой последний спектакль — и объявила всем, что больше не в силах «симулировать здоровье» по причине сильных болей.

Почитатели ее таланта и сильного характера по-прежнему оставляют цветы на могиле Фанни на Новом Донском кладбище.

Видео: Фаина Георгиевна Раневская. Последнее и единственное интервью

    [ Мягко сказано ]

    Говорят, что этот спектакль не имеет успеха у зрителей?
    - Ну это еще мягко сказано, - заметила Раневская. - Я вчера позвонила в кассу, и спросила, когда начало представления.
    - И что?
    - Мне ответили: "А когда вам будет удобно?"

    [ Мальчик обязан! ]

    Находясь уже в возрасте преклонном, Раневская тем не менее умела заставить людей подчиняться и выполнять ее требования. Однажды перед Московской олимпиадой Раневская набрала номер директора театра и официальным тоном сообщила, что ей срочно нужна машина. Директор попробовал отказать, сославшись на то, что машина занята, но Раневская сурово перебила:
    - Вы что же, не понимаете? Я должна объехать Москву и показать мальчику олимпийские объекты. Он хочет убедиться, что все в порядке...
    Директор вынужден был отправить машину Раневской, хоть и не знал, какой такой еще мальчик желает проверить готовность объектов. А Мальчик - была кличка любимой собачки Фаины Георгиевны.

    [ Я - это она! ]

    Во время гастрольной поездки в Одессу Раневская пользовалась огромной популярностью и любовью зрителей. Местные газеты выразились таким образом: "Одесса делает Раневской апофеоз!"
    Однажды актриса прогуливалась по городу, а за ней долго следовала толстая гражданка, то обгоняя, то заходя сбоку, то отставая, пока на-конец не решилась заговорить.
    - Я не понимаю, не могу понять, вы - это она?
    - Да, да, да, - басом ответила Раневская. - Я - это она!

    [ Как идет продажа? ]

    В свое время именно Эйзенштейн дал застенчивой, заикающейся дебютантке, только появившейся на "Мосфильме", совет, который оказал значительное влияние на ее жизнь. -- Фаина, -- сказал Эйзенштейн, -- ты погибнешь, если не научишься требовать к себе внимания, заставлять людей подчиняться твоей воле. Ты погибнешь, и актриса из тебя не получится! Вскоре Раневская продемонстрировала наставнику, что кое-чему научилась. Узнав, что ее не утвердили на роль в "Иване Грозном", она пришла в негодование и на чей-то вопрос о съемках этого фильма крикнула: -Лучше я буду продовать кожу с жопы, чем сниматься у Эйзенштейна! Автору "Броненосца" незамедлительно донесли, и он отбил из Алма-Аты восторженную телеграмму: "Как идет продажа?"

    [ Закон Архимеда. ]

    Раневская, как и очень многие женщины, абсолютно не разбиралась в физике, и однажды вдруг заинтересовалась, почему железные корабли не тонут.
    - Как же это так? - допытывалась она у одной своей знакомой, инженера по профессии. - Железо ведь тяжелее воды, отчего же тогда корабли из железа не тонут?
    - Тут все очень просто, - ответила та. - Вы ведь учили физику в школе?
    - Не помню.
    - Ну, хорошо, был в древности такой ученый по имени Архимед. Он открыл закон, по которому на тело, погруженное в воду, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной воды...
    - Не понимаю, - развела руками Фаина Георгиевна.
    - Ну вот, к примеру, вы садитесь в наполненную до краев ванну, что происходит? Вода вытесняется и льется на пол... Отчего она льется?
    - Оттого, что у меня большая ж...! - догадалась Раневская, начиная постигать закон Архимеда.

Биография человека состоит из моментов, случаев и событий. Биография Фаины Раневской - из ярких моментов, незаурядных случаев и интересных событий. Жизнь великой актрисы была наполнена множеством колоритных фактов, поэтому уместить их все в краткую биографию тяжело. Но мы попробуем, рассказав также несколько интересных случаев из жизни актрисы.

Раневская родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в еврейской семье. Помимо Фаины в семье было три сына и дочь. Сама же семья была богатой: отец Раневской владел фабрикой красок, несколькими домами, магазином стройматериалов и пароходом. Театром Раневская увлеклась с 14 лет, бывая на всех постановках в театре в родном Таганроге, а в 1915 году, увидев на сцене Московского Художественного театра пьесу "Вишневый сад" Антона Чехова, Фаина твердо решила стать актрисой. Отец этого решения не одобрил, но Раневская все равно переехала в Москву и устроилась в частную театральную школу, однако средств на оплату занятий не хватало и учебу пришлось оставить.

Настоящая фамилия Раневской – Фельдман. В особенно трудный момент она обратилась за помощью к приятелю своего отца. Тот ей ответил: Дать дочери Фельдмана мало - я не могу, а много – у меня уже нет...

Но Раневской все же удалось устроиться в подмосковный летний Малаховский театр. В этот период и родился ее псевдоним.

Получив очередной денежный перевод от мамы, Фаина вышла из банка, но порыв ветра вырвал у нее из рук купюры и стал уносить. Она посмотрела на все это и сказала: "Грустно, жалко. Но как же красиво они улетают". Проходивший мимо мужчина остановился, проговорив: "Да вы прямо как Раневская из "Вишневого сада". Вот так вместо Фельдман появилась Раневская.

В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, а Фаина осталась в России и переехала в Ростов-на-Дону. После Раневская играла во множестве театров в самых разных городах: Керчь, Феодосия, Кисловодск, Баку, Сталинград, Архангельск, Смоленск. Утвердиться на московской сцене актрисе удалось только в 1931 году - до войны Фаина Георгиевна работала в Камерном театре и в Центральном театре Красной Армии.

В 19 лет Раневская поступила в провинциальную труппу и сразу же влюбилась в первого героя-любовника. Молодая актриса глаз с него не спускала, старалась все время находится поближе, но актер ее попросту не замечал. А однажды вдруг подошел и сказал: "Деточка, вы ведь возле театра комнату снимаете? Так ждите сегодня вечером, буду к вам в семь часов". Раневская взяла денег в счет жалования, купила вина и еды, приоделась, накрасилась и ждет. В семь часов актера нет, в восемь нет, в девятом часу приходит… Пьяный и с любовницей! "Деточка, - говорит, - погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя!"

В военные годы Раневская была эвакуирована в Ташкент. Вернувшись из эвакуации, работала в Московском театре драмы, в Театре имени Александра Пушкина и в Театре имени Моссовета, в котором и выходила на сцену до самой смерти. В кино появилась в 1934 году, сыграв роль госпожи Луазо в фильме "Пышка". После него Фаину Георгиевну приглашали в разные картины. Но настоящую популярность актрисе принесла комедия "Подкидыш", где она сыграла самоуверенную, командующую мужем женщину.

Авторство крылатой фразы "Муля, не нервируй меня!" точно не известно. В эфире телепрограммы "Кинопанорама" 1964 года Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендовала Рина Зеленая, будучи соавтором сценария фильма.

Тем не менее "Муля" преследовал Раневскую всю жизнь: так кричали мальчишки при виде ее на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней, и даже Леонид Брежнев не смог удержаться от упоминания "Мули" при встрече с Фаиной Георгиевной.

Брежнев, вручая в Кремле Раневской орден Ленина, выпалил:
- Муля, не нервируй меня!
- Леонид Ильич, - обиженно сказала Раневская, - так ко мне обращаются только мальчишки или хулиганы.
Генсек смутился и пролепетал, оправдываясь:
- Простите, но я вас очень люблю.

Самой лучшей ролью в кино по мнению самой актрисы, была Мачеха в "Золушке". Всего Раневская снялась в 25 кинолентах.

В Кремле после просмотра одного из фильмов с Раневской Иосиф Сталин сказал: - Вот товарищ Жаров хороший актер, понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду, и все равно видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная.

Принимала участие в озвучивании мультфильмов. В частности, ее неподражаемым голосом разговаривает Фрекен Бок в "Карлсон вернулся". Кстати, озвучивать Фрекен Бок, которую, как Раневской казалось, нарисовали некрасивой, актриса не хотела. Потом ее все же уговорили: сказали, что детям такой персонаж должен понравиться. Так оно и случилось.

На гастролях с Раневской всегда случалось непредвиденное. Так, в Ленинграде в 1950 году ей был предложен роскошный номер в "Европейской" с видом на Русский музей, сквер, площадь Искусств. Раневская охотно заняла его и несколько дней в хорошем расположении духа принимала своих ленинградских друзей, рассказывала анекдоты, обменивалась новостями, ругала власть и чиновников. Через неделю к ней пришел администратор и очень вежливо предложил переехать в такой же номер на другой этаж. - Почему? - возмутилась Фаина Георгиевна. - Номеров много, а Раневская у вас одна. - Да, да, - лепетал администратор,- но мы очень вас просим переехать, там вам будет удобнее. - Мне и здесь хорошо,- отказалась Фаина Георгиевна. Пришел директор "Европейской" и, включив воду в ванной, объяснил, что ждет на днях высокое лицо, этот номер в гостинице единственный, оборудованный прослушивающим устройством. После этого Фаина Георгиевна моментально переехала и не спала на новом месте оставшиеся ночи и вспоминая свои высказывания в прежнем номере и размышляя о том, что с ней теперь будет.

Фаину Георгиевну любили и стар, и млад.

На гастролях в Одессе какая-то дама долго бежала по улице за Раневской, потом спросила:
- Ой, вы – это она?
Фаина Георгиевна спокойно ответила своим басовитым голосом:
- Да, я – это она.

Раневская всю свою жизнь посвятила театру и кино, она не была замужем, не родила детей. Очень тяжело она переживала одиночество, особенно когда начали умирать ее друзья и ровесники.

Ольга Аросева рассказывала, что, уже будучи в преклонном возрасте, актриса шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит на тротуаре и кричит своим неподражаемым голосом:
- Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!

В 60-ых годах из эмиграции к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Раневская выделила ей комнату в своей квартире. Однако после этого Изабелла Георгиевна прожила всего лишь четыре года.

Однажды Раневская потребовала у Тани Щегловой -инженера по профессии - объяснить ей, почему железные корабли не тонут. Таня попыталась напомнить Фаине Георгиевне закон Архимеда.
- Что вы, дорогая, у меня была двойка, - отрешенно сетовала Раневская.
- Почему, когда вы садитесь в ванну, вода вытесняется и льется на пол? - наседала Таня.
- Потому что у меня большая ж...па,- грустно отвечала великая актриса.

Раневская дружила со многими знаменитыми людьми, в частности - Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой.

Однажды, получив в театре деньги, Фаина Георгиевна поехала к вернувшейся из эмиграции Марине Цветаевой. Зарплата была выдана пачкой, Раневская думала, что сейчас она ее разделит, а Марина Ивановна, не поняв, взяла всю пачку и сказала: «Спасибо, Фаина! Я тебе очень благодарна, мы сможем жить на эти деньги целый месяц». Тогда Раневская пошла и продала свое колечко. Вспоминая об этом, Фаина Георгиевна говорила: «Как я счастлива, что не успела тогда поделить пачку!»...

Справляться с бытом актриса самостоятельно не могла - в силу рассеянности или невозможности считать "эти дурацкие деньги", поэтому постоянно нанимала домохозяек.

Иногда Фаина Георгиевна садилась на вегетарианскую диету и тогда становилась особенно чувствительна. В эти мучительные дни она спросила свою домработницу: "Лизочка, мне кажется, в этом борще чего-то не хватает? Лиза ответила: "Правильно, Фаина Георгиевна, не хватает мяса".

За свои творческие заслуги Раневская была награждена Орденами Знак Почёта, Ленина, Трудового Красного Знамени. С 1937 года – Заслуженная артистка РСФСР, а в 1961 году ей присвоили звание Народной артистки Советского Союза.

Окна квартиры Раневской в высотке на Котельнической набережной выходили в каменный внутренний двор. А там - выход из кинотеатра и место, где разгружали хлебные фургоны. Фаина Георгиевна с ненавистью слушала крепкие выражения грузчиков, громко звучавшие под ее окнами, а вечером наблюдала шумные толпы уходящих домой кинозрителей из "Иллюзиона". - Я живу над хлебом и зрелищем,- жаловалась она.

Раневская перестала играть на сцене всего за год до своей смерти. Скончалась она 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии, не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века. Помимо кино и театра, запомнилась, благодаря своему чувству юмора.

Фаина Раневская однажды заметила композитору, лауреату двух Сталинских премий Вано Мурадели:
- А ведь вы, Вано, не композитор.
Мурадели обиделся:
- Это почему же я не композитор?
- Так ведь у вас фамилия такая. Вместо «ми» у вас «му», вместо «ре» - «ра», вместо «до» - «де», а вместо «ля» - «ли». Вы же, Вано, в ноты не попадаете.

Фаина Раневская является одной из самых известных советских актрис. Зрителю она запомнилась не только, как гениальная артистка, но и как человек, обладающий острым умом и прекрасным чувством юмора.

Однако на самом деле, с каждым днем Раневская все больше и больше влюблялась в .

Однажды придя домой, она сообщила родителям, что собирается стать актрисой. Эта новость повергла отца в ярость. Начался серьезный скандал, но Фаина продолжала стоять на своем.

В конечном счете, это привело к разрыву отношений с родителями, а особенно с отцом, с которым она потом не общалась на протяжении долгих лет.

В 19 лет, будущая актриса уехала в .


Особые приметы Фаины Раневской

Творческая биография

По приезду в столицу Раневская испытывала материальные трудности, поскольку отец наотрез отказался давать дочери какие-либо .

И хотя мать также была против ее отъезда, она все-таки передала ей небольшую сумму тайком от мужа.

В Москве Фаина начала снимать маленькую комнату на Большой Никитской. Это жилье было далеко не таким роскошным, как в Таганроге, но она была счастлива от того, что теперь ей наконец-то никто не помешает стать актрисой.

С этого момента в биографии Раневской произошло много знаковых событий. Ей удалось познакомиться с такими известными поэтами, как , и .

Когда же она увидела актера Василия Качалова, его игра на сцене поразила ее до глубины души. Судя по воспоминаниям Раневской, она была в него по-настоящему влюблена.

Наконец настало время поступления в театральное училище. Девушка днями и ночами готовилась к экзаменам, не думая ни о чем другом.

Однако когда начали объявлять списки поступивших в училище, ее фамилии там не оказалось. И хотя Раневская очень этому огорчилась, она не опустила рук.

В скором времени она устроилась в частную школу, но денег на оплату ее труда не было. В этот момент, Фаине протянула руку помощи известная артистка Гельцер, которая позаботилась о том, чтобы Раневскую взяли в один из театров.

Начав работать в Малаховском летнем театре, ей удалось изучить игру многих известных актеров. В то время Раневской не доверяли никаких ролей, поэтому ей приходилось довольствоваться массовками.

В 1917 г., после прихода к власти большевиков во главе , в биографии Раневской произошло 2 важных перемены.

Печальной новостью стало то, что ее родители эмигрировали, так и не захотев встретиться с дочерью.

Но была и хорошая новость: девушку приняли в московский Театр актера. Наконец-то ее талант был по достоинству оценен.

Первым спектаклем в биографии Раневской был «Роман», в котором она сыграла роль Маргариты. С каждым годом ее игра становилась все лучше и ярче, благодаря чему ей начали доверять более значимые роли.

В 1931 г. Раневскую пригласили работать в Камерный театр, в котором она выступала в течение 4 лет. После этого она начинает работать в театре Красной Армии.

Фаина по-прежнему продолжает демонстрировать великолепную актерскую игру, и получает симпатии зрителей.

В то время ей удалось мастерски сыграть главную роль в спектакле «Вассы Железновой», передав нелегкую судьбу своей героини.

В начале 50-х, когда Раневская была уже популярной актрисой, она перешла в Театр им. Моссовета. Там она часто конфликтовала с режиссерами, поскольку имела свое видение на обыгрывание тех или иных сцен.

Известен случай, когда Фаина Георгиевна полностью переписала свою роль в постановке «Шторм», и сыграла ее так, как ей казалось более правильным.

Кроме этого, Раневская позволяла себе спорить и с авторитетными артистами, говоря им правду в лицо.

Из-за стычек с коллегами и режиссерами, из ее уст часто рождались крылатые фразы и афоризмы. Несмотря на это, именно в театре Моссовета Раневская проработала более 30 лет, сыграв там свои самые известные роли.

На закате творческой деятельности она недолго поработала в Камерном, с которого когда-то начиналась ее театральная биография.

Фильмы Раневской

Первой кинолентой, в которой снялась Фаина Раневская, была «Пышка» (1934 г.). Справедливо заметить, что за свою жизнь она сыграла не так уж много ролей в кинематографе, отдавая предпочтение театральной деятельности.

Однако каждое ее появление в фильмах, не могло оставаться незамеченным.

В 30-х годах она снялась в 3-х картинах: «Человеке в футляре», «Ошибке инженера Кочина» и в «Подкидыше». Последний фильм принес ей ошеломительную популярность во всем Советском Союзе.

Раневской удалось великолепно передать характер главной героини. Именно в этой ленте она произнесла знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня».

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Встреча с сестрой из Парижа.

Эту историю о Фаине Раневской рассказал кинорежиссёр Яков Сегель. Он обожал знаменитую актрису, часто бывал у неё дома и потом, переполненный впечатлениями, делился ими.

В конце пятидесятых Фаину Георгиевну отыскали родственники и она смогла выехать в Румынию и повидалась с матерью, с которой рассталась сорок лет назад.

Сестра Изабелла жила в Париже. После смерти мужа её материальное положение ухудшилось и она решила переехать к знаменитой сестре, которая, как она предполагала, при всех её званиях и регалиях, купается в роскоши.

Обрадованная, что в её жизни появится первый родной человек, Раневская развила бурную деятельность и добилась разрешения для сестры вернуться в СССР.

Счастливая, она встретила её, обняла, расцеловала и повезла домой. Они подъехали к высотному дому на Котельнической набережной.

Это мой дом, - с гордостью сообщила Фаина Георгиевна сестре.

Изабелла не удивилась: именно в таком доме должна жить её знаменитая сестра. Только поинтересовалась:

У тебя здесь апартаменты или целый этаж?

Когда Раневская завела её в свою малогабаритную двухкомнатную квартирку, сестра удивлённо спросила:

Фаиночка, почему ты живёшь в мастерской, а не на вилле?

Находчивая Фаина Георгиевна объяснила:

Моя вилла ремонтируется.

Но парижскую гостью это не успокоило.

Почему мастерская такая маленькая? Сколько в ней «жилых» метров?

Целых двадцать семь, - гордо сообщила Раневская.

Но это же тесно! - запричитала Изабелла. - Это же нищета!

Это не нищета! –разозлилась Раневская, – У нас это считается хорошо. Этот дом - элитный. В нём живут самые известные люди: артисты, режиссёры, писатели. Здесь живет сама Уланова!

Фамилия Уланова подействовала: вздохнув, Изабелла стала распаковывать свои чемоданы в предоставленной ей комнатушке. Но она так и не смогла понять, почему этот дом называется элитным: внизу кинотеатр и хлебный магазин, ранним утром грузчики выгружали товар, перекрикивались, шумели, устраивали всем жильцам «побудку». А вечерами, в десять, в одиннадцать, в двенадцать оканчивались сеансы и толпы зрителей вываливались из кинозала, громко обсуждая просмотренный фильм. «Я живу над «хлебом и зрелищами», - пыталась отшучиваться Фаина Георгиевна, но на сестру это не действовало.

За что тебя приговорили жить в такой камере?.. Ты, наверное, в чём-то провинилась.

В первый же день приезда, несмотря на летнюю жару, Изабелла натянула фильдеперсовые чулки, надела шёлковое пальто, перчатки, шляпку, побрызгала себя «Шанелью», и сообщила сестре:

Фаиночка, - я иду в мясную лавку, куплю бон-филе и приготовлю ужин.

Не надо! - в ужасе воскликнула Раневская. В стране царили процветающий дефицит и вечные очереди - она понимала, как это подействует на неподготовленную жительницу Парижа.

Не надо, я сама куплю.

Фаиночка, бон-филе надо уметь выбирать, а я это умею, - с гордостью заявила Изабелла и направилась к входной двери. Раневская, как панфиловец на танк, бросилась ей наперерез.

Я пойду с тобой!

Один фунт мяса выбирать вдвоём - это нонсенс! - заявила сестра и вышла из квартиры.

Раневская сделала последнюю попытку спасти сестру от шока советской действительности.

Но ты же не знаешь, где наши магазины!

Та обернулась и со снисходительной улыбкой упрекнула:

Ты думаешь, я не смогу найти мясную лавку?

И скрылась в лифте.

Раневская рухнула в кресло, представляя себе последствия первой встречи иностранки-сестры с развитым советским социализмом. Но говорят же, что Бог помогает юродивым и блаженным: буквально через квартал Изабелла Георгиевна наткнулась на маленький магазинчик, вывеска над которым обещала «Мясные изделия». Она заглянула во внутрь: у прилавка толпилась и гудела очередь, потный мясник бросал на весы отрубленные им хрящи и жилы, именуя их мясом, а в кассовом окошке толстая кассирша с башней крашенных волос на голове, как собака из будки, периодически облаивала покупателей.

Бочком, бочком Изабелла пробралась к прилавку и обратилась к продавцу:

Добрый день, месье! Как вы себя чувствуете?

Покупатели поняли, что это цирк, причём, бесплатный, и, как в стоп-кадре, все замерли и затихли. Даже потный мясник не донёс до весов очередную порцию «мясных изделий». А бывшая парижанка продолжала:

Как вы спите, месье?.. Если вас мучает бессонница, попробуйте перед сном принять две столовых ложки коньячка, желательно «Хеннесси»… А как ваши дети, месье? Вы их не наказываете?.. Нельзя наказывать детей - можно потерять духовную связь с ними. Вы со мной согласны, месье?

Да, - наконец, выдавил из себя оторопевший мясник и в подтверждение кивнул.

Я и не сомневалась. Вы похожи на моего учителя словесности: у вас на лице проступает интеллект.

Не очень понимая, что именно проступает у него на лице, мясник, на всякий случай, смахнул с лица пот.

Месье, - перешла к делу Изабелла Георгиевна, - мне нужно полтора фунта бон-филе. Надеюсь, у вас есть?

Да, - кивнул месье мясник и нырнул в кладовку. Его долго не было, очевидно, он ловил телёнка, поймал его, зарезал и приготовлял бон-филе. Вернулся уже со взвешенной и завёрнутой в бумагу порцией мяса.

Да, - в третий раз кивнул мясник.

Расплачиваясь в кассе, Изабелла Георгиевна порадовала толстую кассиршу, указав на её обесцвеченные перекисью волосы, закрученные на голове в тяжёлую башню:

У вас очень модный цвет волос, мадам, в Париже все женщины тоже красятся в блондинок. Но вам лучше распустить волосы, чтобы кудри лежали на плечах: распущенные волосы, мадам, украсят ваше приветливое лицо.

Польщённая кассирша всунула два указательных пальца себе за обе щеки и стала с силой растягивать их, пытаясь улыбнуться.

Когда, вернувшись домой, Изабелла развернула пакет, Фаина Георгиевна ахнула: такого свежайшего мяса она давно не видела, очевидно, мясник отрезал его из своих личных запасов.

Бон-филе надо уметь выбирать! - гордо заявила Изабелла.

С тех пор каждый вторник и каждую пятницу она посещала «Мясные изделия». В эти дни, ровно в четыре часа, мясник отпускал кассиршу, закрывал магазин, вешал на дверь табличку «Переучёт», ставил рядом с прилавком большое старинное кресло, купленное в антикварном магазине, усаживал в него свою дорогую гостью, и она часами рассказывала ему о парижской жизни, о Лувре, об Эйфелевой башне, о Елисейских полях… А он, подперев голову ладонью, всё слушал её, слушал, слушал… И на лице его вдруг появлялась неожиданная, наивная, детская улыбка...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!