Эрмитаж схема расположения залов. Карта эрмитажа

Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина Великая приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца Гоцковского.

Сегодня государственный музей Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей около 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В нее входит живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки.

За целый день осмотреть все экспозиции музея можно только очень беглым шагом. Рекомендуем разбить визит в Эрмитаж на 2 дня, а если приехали в Петербург на несколько дней, то продолжить изучение музея в следующий визит.

Делимся полезной информацией, чтобы посещение Эрмитажа прошло максимально просто и интересно.

Не пропустите:

Режим работы

Музей открыт для посетителей:

  • вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10.30 – 18.00 (кассы работают до 17.00)
  • среда, пятница: 10.30 – 21.00 (кассы работают ДО 20.00)

Когда вход в Эрмитаж бесплатный

Бесплатное посещение для всех категорий посетителей: третий четверг каждого месяца, 8 марта, 18 мая и 7 декабря.

В Эрмитаж на вход всегда есть очередь. В музей запускают партиями. В обычные дни очередь где-то на час-полтора. Но в дни бесплатного посещения очередь на вход может стоять от Александровской колонны в центре Дворцовой площади. Если хотите сэкономить на билете, приходите пораньше и будьте готовы простоять 2-3 часа.

Стоимость билетов

Билет дает право на однократное посещение музея в один день. Нельзя выйти из музея, погулять по городу и вернуться обратно.

Есть несколько типов билетов, ознакомьтесь с ними, чтобы не растеряться возле кассы.

  • 400 рублей – комплексный входной билет для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь.

Скорее всего, если вы не иностранец, вам нужен этот билет. Включает в себя посещение Главного музейного комплекса, а также Главного штаба и Зимнего дворца Петра I. Но еще раз хотим предупредить, что за один день посмотреть все нереально. Мало кто доходит до выставок в Главном штабе и наша редакция не знает никого, кто был в один день в трех местах сразу.

  • 300 рублей – входной билет в один из обособленных объектов Эрмитажа: Главный штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода.

Вот это тот случай, когда в Главном музейном комплексе уже побывали и хотите сходить в Главный штаб.

При покупке билетов необходимо предъявить паспорт . Это обязательно, потому что для граждан других государств, стоимость билетов уже выше.

  • 700 рублей – комплексный входной билет для всех, кроме граждан РФ и Республики Беларусь.
  • Бесплатные билеты — пенсионеры (только граждане России ), дети дошкольного и школьного возраста (вне зависимости от гражданства), студенты (вне зависимости от гражданства), аспиранты, курсанты, инвалиды I и II гр.

Чтобы пройти бесплатно в музей, все равно необходимо стоять в очереди на вход, а затем в очереди в кассу. В кассе при предъявлении документа, дающего право на льготу, вам выдадут бесплатный билет.

Где покупать билеты в Эрмитаж

Билеты в Эрмитаж можно купить: в кассе, в электронном киоске, онлайн.

Билеты в кассе Эрмитажа

Отстояв очередь и зайдя в здание музея, вы сразу оказываетесь перед еще одной очередью — в кассу. Не бойтесь, она движется очень быстро. Потратите минут 10-30, не больше. К оплате принимают карты и наличные.

Билеты в электронном киоске

Во дворе Эрмитажа, там где стоят очереди есть несколько киосков в которых можно самостоятельно купить билет, но только за полную стоимость. Поэтому там покупают только пара иностранцев, которые потом все равно встают в очередь в музей.

Электронные билеты и вход без очереди

Только на официальном сайте Эрмитажа можно купить электронный билет без комиссии , который дает право на вход в Музей без очереди ! В остальных местах вам продадут тот же билет, но с комиссией. Например, вот , где в том числе есть ваучеры в Эрмитаж.

Как понимаете, за вход без очереди надо платить. Поэтому электронный билет стоит дороже обычного и у Эрмитажа есть 2 предложения:

  • 730 рублей — бесплатный вход в Эрмитаж на 1 день,
  • 1020 рублей — исследуйте Эрмитаж 2 дня.

Льготы для пенсионеров и детей сохраняются. Купленный билет (ваучер) действителен в течение 180 дней с момента покупки, поэтому можете приобрести его заранее.

Где вход в Эрмитаж

Если купили электронный билет , который дает право на вход без очереди, то вам в отдельный вход — через Шуваловский проезд (с Миллионной улицы или с Дворцовой набережной – между зданиями Малого Эрмитажа и Нового Эрмитажа).

Для всех остальных : напротив Александровской колонны находятся ворота, через которые попадаем в Большой двор Зимнего дворца. Стоят две очереди. Можете становиться туда, где больше нравится.

Для тех, кто хочет посмотреть экспозиции, расположенные в Главном штабе, необходимо выйти из Большого двора и пройти в противоположном направлении. Если стоять лицом к арке Главного штаба, то в 100 метрах слева будет практически неприметный вход в музей.

Как посмотреть Эрмитаж

После покупки билета, можете оставить личные вещи в гардеробе. Верхнюю одежду обязательно. Не поверите, но там скорее всего тоже будет очередь. Есть камеры автоматические камеры хранения, их мало и они всегда заняты. После этого билетный контроль. Жидкости проносить нельзя.

После контроля можете взять аудиогид и схему Эрмитажа. Схема бесплатная, а аудиогид стоит 350 рублей на русском языке и 500 на иностранном. Залог 2000 рублей или документ (кроме паспорта!).

Схему возьмите обязательно! Иначе будет не понятно куда идти. В каждом зале есть свои смотрители. Они следят за порядком и помогают сориентироваться в музее. Это не гиды или экскурсоводы. Смотрители могут только подсказать — как пройти в зал с фламандцами или где находятся часы «Павлин».

Можете скачать официальный аудиогид для смартфона от Эрмитажа . Правда там только несколько экскурсий по залам бесплатные, остальные необходимо купить.

Лучший вариант для первого раза — в компании с искусствоведом.

По Эрмитажу можно ходить очень долго. Чтобы посмотреть все экспонаты, которые есть в коллекции Эрмитажа, уделяя каждому не больше 1 минуты, понадобится 8 лет. Но вы рассчитывайте на 3-5 часов. И весь день ходить тяжело. Делайте небольшие перерывы — на первом этаже, недалеко от Иорданской лестницы, есть кафе.

Главный музей Эрмитажа ‒ это совокупность пяти зданий, построенных в разное время разными зодчими для разных целей, и соединенных последовательно между собой.

В Эрмитаже 305 залов, но их число может меняться в зависимости от временных выставок. Если ограничены по времени, вот вам самые красивые залы и жемчужины Эрмитажа:

1. Иорданская лестница.

Именно отсюда начнется знакомство с Эрмитажем.

2. Лоджии Рафаэля.

Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески. Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому.

3. Гербовый зал Зимнего дворца.

Один из самых роскошных залов.

4. Александровский зал.

Просторный зал, сочетающий элементы готики и неоклассицизма.

5. Малахитовая гостиная.

Из-за отделки интерьеров драгоценными камнями — это самое ценное помещение в корпусе.

6. Золотая гостиная Марии Александровны.

Парадная комната императрицы Марии Александровны. Атмосфера полностью соответствует названию — все блистает.

7. Концертный зал.

8. Белый зал.

9. Залы Древнего Египта.

Скульптуры, саркофаги, мумии, тексты из Книги мертвых, древние амулеты, статуя Аменемхета Третьего, скульптура богини Сехмет. Пропустить нельзя.

10. Залы Древнего Рима и Древней Греции.

Культура античности в огромном количестве помещений.

11. Павильонный зал.

Самый драгоценный экспонат этого зала — механические часы «Павлин».

12. Зал Леонардо Да Винчи.

13. Нидерландская живопись.

14. Зал Рембрандта.

Мимо этого зала вы не сможете пройти. Возле картины «Блудный сын» всегда стоит огромнейшая толпа, не меньше, чем перед Джокондой в Лувре.

Кстати, Эрмитаж обладает второй коллекцией полотен Рембрандта. Соперничает с ним только музей Рембрандта в Амстердаме.

Культовый художественный музей Санкт-Петербурга располагает огромными галереями с парадными интерьерами, уникальными экспозициями и редкими произведениями искусства. Поэтому Эрмитаж входит в список самых популярных художественных музеев в мире, а также признан одной из главных гордостей России.

Музейный комплекс включает 5 филиалов, расположенных на Дворцовой набережной. Это Зимний дворец, Эрмитажный театр, здания Большого, Малого и Нового Эрмитажа. Все перечисленные объекты признаны памятниками русской архитектуры 18-19 века. В них вы найдете более 3 миллионов картин, скульптур, предметов прикладного искусства и археологических находок.

Разумеется, одного посещения, чтобы увидеть все достояния музея, не хватит. Поэтому .

Сколько залов в Эрмитаже

Официально в Эрмитаже насчитывается 365 помещений с экспозициями. Однако их количество может меняться после реставрации или перенесения временных выставок.

Список самых красивых и известных залов Малого Эрмитажа

Павильонный зал

В этом помещении вы не найдете точеных статуй и полотен, однако его интерьер впечатляет своей роскошью и изяществом. Создал такую красоту архитектор Андрей Штакеншнейдер в 19 веке. В оформлении пространства сочетаются античная, мавританская и ренессансная стилистики. Белоснежные колонны, ажурные позолоченные решетки, арки, огромные хрустальные люстры создают здесь атмосферу восточного дворца.

Каждый уголок и элемент Павильонного зала представляет собой отдельную экспозицию. Здесь вы увидите искусно выполненные фонтаны-раковины, копии Бахчисарайского фонтана слез в Крыму, медальоны с расписными вставками. Прогуливаясь по выставке, не забудьте посмотреть вниз. Пол покоев украшен мозаикой, которая была найдена в Риме. На нем изображена голова медузы Горгоны и разные сцены из греческой мифологии. Подчеркивают красоту помещения мраморные статуи и столешницы, задекорированные мозаикой, – творения мастеров 19 века.

Самый драгоценный экспонат Павильонного зала - механические часы «Павлин». Их в свое время князь Потемкин подарил Екатерине Второй. Они изготовлены в виде скульптурной композиции, состоящей из ствола дерева с циферблатом и сидящих на ветвях животных и птиц. Раз в неделю в музее заводят часы, и в это время посетители могут увидеть их в действии.

Лоджии Рафаэля

Великолепный ансамбль, в котором сочетается тонкость архитектуры, богатство живописи и скульптуры. Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески.

Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому. Благодаря последовательности мастеров вы сможете насладиться красотой картин и прочитать главные библейские мотивы, начинающиеся с истории Адама и Евы. Отдельные рельефы галереи оформлены диковинными рисунками животных и людей, выполненных стиле гротеск.

Основные залы Зимнего дворца

Гербовый зал

Один из самых просторных и величественных залов. Холл был оформлен по задумке Василия Стасова в 1839 году для проведения для торжественных вечеров. Об этом свидетельствуют огромные люстры, золотистые колонны и арочные окна, украшающие покои. Сегодня здесь размещается собрание западно-европейского серебра, в частности работы мастеров Франции, датируемые 18 веком. Наиболее интересным образцом стал сервис Тома Жермена, принадлежавший императрице Елизавете Петровне. В витринах выставки также можно увидеть немецкую посуду из серебра.

Александровский зал

Этот просторный холл посвящен памяти Александра Первого и комбинирует в себе элементы готики с классицизмом. Высокие белоснежно-голубые потолки, арки, украшенные лепниной, люстры, массивные колонны вместе напоминают атмосферу храма. В северной части покоев вы увидите величественный портрет императора.

На стенах Александровского зала размещаются 24 медальона, рассказывающих о важных этапах Отечественной войны. В темно-синих витринах представлена экспозиция западноевропейского серебра, датируемого 17-18 веком.

Малахитовая гостиная

Еще одно творение Александра Брюллова, созданное в 1837 году на месте Яшмовой гостиной. Благодаря оформлению из драгоценных камней это небольшое помещение признано самым ценным в корпусе.

Основные акценты в оформлении принадлежат малахитовым колоннам, пилястрам и двум каминам. Из камня также выполнены многие другие экспонаты: столешницы, тумбочки, вазы. Стены отделаны мрамором, потолок украшен позолоченным узором, который копирует рисунок на полу. Контраста и торжественности залу придают малиновые шторы, а также ткань на стульях. Среди экспонатов самыми старинными считаются высокий вазон из малахита и мебель, сохранившаяся после пожара.

Гостиная Марии Александровны

Совсем небольшая по площади комната отличается роскошью убранства. Ее оформление было спроектировано архитектором Гаральдом Боссе, а стиль определяется как рококо. Отличительной чертой покоев являются тонкие витиеватые орнаменты. Они украшают каждый уголок пространства. Они выполнены из позолоченного резного дерева и металла, а их обилие и тонкость изгибов делают пространство живым и очень нарядным. Особой торжественности придает шелковая отделка красного цвета, украшающая стены, стулья, окна и двери. Зеркала на стенах и потолке создают необычную световую игру. А завершают роскошную композицию скульптурные элементы и картины.

Гостиная Марии Александровны

Этот холл занимает первые места в списке самых роскошных уголков музея. Еще одно название помещения - личная гостиная Марии Александровны, жены императора Александра Второго. Его интерьер создавал известный архитектор Александр Брюллов.

Атмосфера комнаты полностью соответствует своему названию. Стены, пол и поток буквально блистают позолотой. По периметру покоев располагаются небольшие витрины в форме пирамид. Здесь можно посмотреть французские и итальянские ювелирные изделия. Стены и потолок холла украшены тонкой узорчатой резьбой и расписными орнаментами. Дополняют композицию тяжелые шторы, хрустальные люстры и золотистые двери.

От экскурсовода вы узнаете, что Золотая гостиная стала местом, где император Александр Третий впервые принял важные решения о государственных реформах.

Концертный зал

За историю существования он был трижды изменен и свой окончательный вид приобрел в 1837 году. В богатстве скульптурной отделки этому залу нет равных. Вторые ярусы его стен украшены статуями богинь и античных муз. Скульптурные композиции плавно соединяются с потолком, что придает пространству дополнительного объема. Кроме роскошного оформления здесь можно увидеть богатую коллекцию русского серебра 17 – 20 века. Самым ценным экспонатом считается серебряная рака Александра Невского, изготовленная из 1, 5 тонн благородного металла.

Белый зал

Располагается в юго-западной части Зимнего дворца. Холл был создан из трех гостиных и должен был стать местом празднования свадьбы Александра Второго. Своим оформлением зал ничуть не расходится с названием. Его белые стены задекорированы колоннами, которые венчают скульптуры женских фигур. Они символизируют различные виды искусства. Ампирную стилистику зала подчеркивают барельефные фигуры, изображающие богов Олимпа, а также изящные арочные проемы.

Сегодня в Белом зале выставлена экспозиция французской живописи 18 века, коллекция фарфора и предметы мебели в стиле классицизма.

Залы Нового Эрмитажа

Залы, посвященные Древнему Египту

Любителям египетской культуры точно , а также посетить холл № 100, расположенный на первом этаже Нового Эрмитажа. Именно здесь вы найдете экспонаты, принадлежащее разным историческим периодам Древнего Египта.

На экспозиции вы увидите, как развивалась культура в Египте от возникновения до исчезновения Среднего царства. В одном помещении собрана крупная коллекция скульптуры, саркофагов и предметов быта. В другом вы найдете папирусы, тексты из Книги Мертвых, амулеты со скарабеями, украшения, различные произведения художественного ремесла.

В список самых ценных предметов Египетских залов входит статуя Аменемхета Третьего, изображающая сидящего на троне фараона. Еще один великолепный экспонат - скульптура богини Сехмет. Это гранитная фигура женщины с львиной головой, являющаяся одним их самых древних египетских памятников.

Вокруг гранитной статуи Сехмет не один год ходят поверья. Работники музея сообщают, что время от времени на ее коленях видно кровь, а точнее красно-оранжевый влажный налет. Чаще всего он появляется перед катастрофами или трагическими событиями.

Залы с памятниками Греции и Рима

Огромная часть Нового Эрмитажа, 100-131 помещения, посвящена культуре античности. Здесь вы увидите не только экспонаты, принадлежащие римской и греческой культуре, но и стильный античный интерьер, добавляющий яркости атмосфере.

Каждое помещение заслуживает отдельного просмотра и представляет художественную коллекцию, принадлежащую к конкретному периоду истории. Например, в холле № 128 вы увидите большую Колыванскую вазу, достигающую 5 метров в высоту и 3 метров в ширину. Выставка № 130 впечатляет посетителей огромными росписями в греческо-египетском стиле, собранием амфор, ваз, статуй.

В помещениях № 107- 110 располагается собрание скульптур богов и атлантов. Самыми грандиозными считаются огромная статуя Юпитера, «Венера Таврическая», «Амур и Психея», «гибель Адониса», скульптура «Муза трагедии». 109 холл посвящен богу вина Дионису. Его стены окрашены в виноградные тона, контрастно подчеркивающие белоснежные скульптуры. Также рекомендуем посетить помещения № 111 – 114. В них размещаются античные вазы всевозможных форм и размеров. Доминантой выставки считается статуя «Отдыхающего Сатира» - копия известного шедевра Праксителя. Еще одно интересное помещение - № 121, где находится коллекция камней.

Рыцарский зал

Располагает огромной коллекцией оружия, охватывающей более 15 тысяч предметов. Здесь можно увидеть турнирные доспехи, мечи, шпаги, охотничье, а также огнестрельное вооружение.

Главным украшением зала считается выставка фигур рыцарей в доспехах на конях. Эффектность экспонатов подчеркнута огромными картинами с изображением военных действий.

Малый и Большой Итальянский просветы

Галерея Малого просвета охватывает 29 залов, в которых выставляются картины итальянских художников с 13 по 18 век. В Большом просвете основной акцент сделан на предметах мебели и декора. Здесь вы увидите малахитовые вазы, стулья, фойе. Все комнаты с произведениями искусства задекорированы лепниной и позолоченной росписью.

Залы Большого Эрмитажа

Зал Тициана

Находится помещение, которое предназначалось для знатных императорских гостей, на втором этаже. Его роскошный интерьер дополнен работами Тициана, известного творца эпохи Возрождения. Среди самых известных картин вы найдете «Святой Себастьян», «Кающаяся Магдалина» и «Даная».

Зал Леонардо да Винчи

Одно из самых популярных мест Большого Эрмитажа. Здесь вы найдете два легендарных шедевра знаменитого художника. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Лита». Значимость произведений искусства подчеркнута яшмовыми колоннами, вставками из лазурита, живописными панно и плафонами.

Заблудиться в Петербургском центре сложно. :)Эрмитаж находится в историческом городском центре, на Дворцовой площади.

Ближе всего - метро «Адмиралтейская» (270 м). Выйдя, сразу поверните налево, и через пару шагов окажетесь на улице Малой Морской. Там сверните направо, и через несколько метров выйдете на Невский проспект. Затем по нему налево - шагайте до Дворцовой площади, где увидите вход в музей. Для посетителей с интернет-билетами вход отдельный: со стороны ул. Миллионная, в Малом Эрмитаже.

При хорошей погоде, можно прогуляться по Невскому в музей Эрмитаж и подольше: от метро «Гостиный Двор» (переход на станцию Невский проспект) - около 600 м.

Как купить билет в Эрмитаж Санкт-Петербурга?

Какой билет предпочесть: электронный или обычный? Удобнее всего купить электронный билет. От души советуем это сделать: вы оградите себя от очереди в кассу. Длинными очередями музей Эрмитаж известен - особенно в туристические сезоны и школьные каникулы. Но и в другое время, к сожалению, они нередки. Очень обидно, если придется простоять пару часиков, а потом в гардеробе закончатся места для одежды, и объявят, что прием посетителей временно прекращен. Это больше относится к осенне-зимнему времени, когда гардеробная быстро переполняется. Мы в такую ситуацию не попадали, но на форумах люди нередко жалуются.

Сколько стоит билет в Эрмитаж?

Они разнятся в зависимости от сезона, но ненамного. (Обратите внимание: это не касается электронных билетов, на них цены постоянны в течение года). Можно купить электронные билеты на выбор - действительные в течение одного либо двух дней. Разница в цене не очень большая: 680 и 1020 руб. Если располагаете временем, рекомендуем выбрать двухдневный. Он включает в себя большее количество зданий - объектов музейного комплекса.

Где находятся кассы Эрмитажа?

Важный момент: помимо основных кассовых окошек, есть еще кассы Эрмитажа находятся в здании Главного штаба (через площадь от Зимнего дворца). Там очереди обычно значительно меньше.

Эрмитаж бесплатное посещение

Запомните дни, когда все индивидуальные посетители могут пройти бесплатно: это 1-й четверг каждого месяца плюс 7 декабря. Но как раз в эти дни посещения лучше избегать, если не хотите толкаться в толпе. Если возможно, не отправляйтесь в Эрмитаж также во вторник, особенно в первую половину дня. Каждый понедельник - выходной, после которого логично скопление народа.

Бесплатное посещение Ежедневно для следующих групп граждан: Детей, студентов, пенсионеров РФ, а также посетителей некоторых других категорий. Полный список смотрите на официальном сайте.

Как попасть в Эрмитаж без очереди?

В какой период года наименьшая вероятность очередей? В марте мы стояли на улице не больше 15 минут. Столько же ждали друзья в ноябре. Рекомендую пошерстить отзывы на форумах по этой теме. Избегать дни посещения для льготных категорий и летний период, если это возможно

Государственный Эрмитаж, расположенный в Санкт-Петербурге у реки Невы, без преувеличения известен во всём мире. Это музей, который богат огромным количеством экспонатов, помогающих изучить развитие мировой художественной культуры и истории. Нужно отметить, что Эрмитаж как музей играет огромную роль и не уступает другим музеям, расположенным за рубежом.

Уникальность Эрмитажа

Богатая история этого музея началась во времена правления Екатерины II. Как гласит история, сначала императрица приняла некоторые картины у немецкого торговца, который отдал полотна, чтобы погасить свою задолженность. Картины очаровали Екатерину, и она создала свою коллекцию, которая постепенно становилась все больше и больше. Императрица специально нанимала людей, которые ездили в Европу, чтобы приобрести новые полотна. Когда коллекция стала очень большой, было принято решение открыть публичный музей, для которого было построено отдельное здание.

Сколько комнат и этажей в Эрмитаже

Зимний дворец – трёхэтажное здание, в котором насчитывается 1084 комнаты. Среди самых известных можно выделить:

Обратите внимание! Всего в музее есть около 365 залов. Среди них Малая столовая, Малахитовая гостиная, покои Марии Александровны. Сориентироваться туристу во всех этих помещениях поможет схема залов Эрмитажа с названиями.

Эрмитаж: план залов

Эрмитаж представляет собой целый комплекс, в состав которого входит 5 зданий, построенных в разные годы.

Зимний дворец

Это центральное здание, построенное известнейшим архитектором Б. Ф. Растрелли во второй половине 18 века в стиле барокко. Нужно отдать должное и тем мастерам, которые восстанавливали здание после пожаров.

На заметку. Сейчас внутри Зимнего Дворца, который ранее выступал в качестве императорского дворца, располагается основная экспозиция Эрмитажа. Здание построено в форме четырёхугольника, внутри которого находится внутренний двор.

Малый Эрмитаж

Был построен чуть позже Зимнего дворца. Его архитекторы: Ю. М. Фельтен и Ж. Б. Валлен-Деламот. Был так назван потому, что Екатерина 2 проводила здесь увеселительные вечера, которые называли малыми эрмитажами. Здание включает в себя 2 павильона – Северный, в котором располагался зимний сад, и Южный. Ещё одна составляющая Малого Эрмитажа – висячий сад с живописными композициями.

Большой Эрмитаж

Он был построен после Малого Эрмитажа, а так как превосходил его по размерам, то и получил такое название. Хотя это здание выполнено в более строгих формах, оно отлично вписывается в ансамбль и, более того, дополняет его. Интерьеры отделаны дорогими породами дерева, позолотой и лепниной. Архитектор – Юрий Фельтен.

На втором этаже Большого Эрмитажа располагаются залы итальянской живописи, где можно увидеть работы выдающихся художников: Леонардо да Винчи, Тициана или Рафаэля. Копии фресок последнего художника украшают так называемые лоджии Рафаэля – галерею, находящуюся в Большом Эрмитаже.

Обратите внимание! Множество арок галереи делит её на несколько отсеков. Стены украшены копиями фресок. За основу был взят Апостольский дворец в Ватикане.

Новый Эрмитаж

Главный фасад этого здания известен своим крыльцом. Это портик, который ранее служил входом. Отличается тем, что на нём расположены гранитные статуи атлантов, держащих балкон. Работа над ними заняла целых 2 года. Всё остальное выполнено из известняка. Скульптуры поражают тонкой работой и изящностью выполнения, придают зданию возвышенный и благородный вид. Само здание построено в стиле неогрек.

Эрмитажный театр

Архитектор – Дж. Кваренги, стиль – классицизм. Театр соединяется с остальными зданиями комплекса аркой-переходом, где была открыта галерея. Многие талантливые артисты выступали на этой сцене, здесь часто проводились балы. Нужно заметить, что театр сыграл большую роль в развитии культурной жизни. В фойе сохранились перекрытия с 18 века. Вдохновением для театрального зала стал итальянский театр Олимпико.

Где можно получить Эрмитаж путеводитель

Чтобы не заблудиться в огромных залах Эрмитажа, рядом с кассами у главного входа бесплатно предлагается план Эрмитажа. На нём указана схема Эрмитажа со всеми доступными для посещения залами, их названиями и номерами.

Карта Эрмитажа

Экспонаты музея

Сколько экспонатов в Эрмитаже? Их количество превышает 3 миллиона! Это, безусловно, огромная цифра. Что есть в Эрмитаже? Среди самых уникальных экспонатов с интересной историей можно выделить следующие:

  • часы «Павлин» в Эрмитаже. Они были привезены по заказу Потемкина. Мастером является Д. Кокс из Англии. Чтобы доставить часы в сохранности, их пришлось разобрать. Но вот последующая сборка оказалась довольно трудной из-за утери или поломки деталей. И только к концу 18 века часы снова заработали, благодаря стараниям умелого русского мастера. Этот экспонат поражает своей красотой и роскошью: клетка с совой вращается, а павлин даже распускает хвост;
  • Феодосийские серьги. Техника, которая была применена для их изготовления, – зернь. Это небольшие золотые или серебряные шарики, которые напаивают на ювелирное украшение. На этих серьгах изображена композиция, показывающая состязания в Афинах. Хотя многие ювелиры пытались повторить этот шедевр, им это не удалось, так как способ создания феодосийских серег неизвестен;
  • фигура Петра 1, выполненная из воска. Для её создания пригласили иностранных мастеров. Фигура в красном облачении величественно восседает на троне.

В качестве отдельного экспоната, ради которого тоже стоит посетить этот музей, можно назвать его интерьеры. Внутри Эрмитажа можно увидеть довольно величественные, где-то утончённые, украшенные самыми разными элементами залы. Гулять по ним одно удовольствие.

Часы «Павлин»

Сколько в Эрмитаже картин

Всего в Эрмитаже находятся около 15 тысяч самых разных картин, вышедших из-под пера художников 13-20 века. Сейчас такие картины представляют огромный интерес и культурную ценность.

Коллекция Эрмитажа началась с 225 картин, отданных немецким торговцем. Во второй половине 18 века из Германии были привезены полотна, коллекционируемые графом Брюлем, и куплены полотна из коллекции французского барона Кроза. Так, в музее появились работы таких художников, как Рембрандт, Рафаэль, Ван Дейк и другие.

1774 год – памятная дата, когда был издан первый музейный каталог. В нём насчитывалось уже более 2 тысяч картин. Чуть позже собрание пополнилось 198 работами из коллекции Р. Уолпола и 119 картин от графа Бодуэна.

На заметку. Не стоит забывать, что на тот момент в музее хранились не только картины, но и множество памятных предметов, как статуэтки, каменные изделия, монеты.

Переломным моментом стал пожар 1837 года, в результате которого интерьеры Зимнего дворца не уцелели. Однако, благодаря быстрой работе мастеров, уже через год здание было восстановлено. Картины успели вынести, благодаря чему шедевры мирового искусства не пострадали.

Тем, кто хочет посетить Эрмитаж, нужно обязательно увидеть следующие полотна:

  • Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (произведение эпохи Возрождения). В мире есть 19 картин этого знаменитого художника, из которых 2 хранятся именно в Эрмитаже. Данное полотно было привезено из Италии в 19 веке. Второе полотно этого художника – «Мадонна Бенуа», написанное масляными красками;
  • Рембрандт «Возвращение блудного сына». Полотно написано по мотивам Евангелия от Луки. В центре изображен вернувшийся сын, приклонивший колени перед своим отцом, который милосердно его принимает. Этот шедевр был приобретён еще в 18 веке;
  • В. В. Кандинский «Композиция 6». Полотно этого известного авангардиста занимает почётное место в музее. Для его работ даже отведён отдельный зал. Эта картина поражает зрителей буйством красок;
  • Т. Гейнсборо «Дама в голубом». Считается, что это портрет графини Елизаветы Бофорт. Её образ очень лёгкий и естественный. Утончённость и воздушность достигается с помощью лёгких мазков, тёмного фона и светлых красок для изображения девушки;
  • Караваджо «Лютнист». Детали на этой картине проработаны до мелочей. Изображены и трещина на лютне, и ноты. В середине полотна – играющий юноша. Его лицо выражает множество сложных эмоций, которые автор смог умело изобразить.

Картины из коллекции Эрмитажа

Более подробную информацию с описанием того, что находится в Эрмитаже можно найти на его официальном сайте .

Эрмитаж можно назвать одним из самых главных культурных центров, который имеет огромное значение для всего мира, ведь здесь собраны шедевры самых разных художников самых разных времён. Это одна из богатейших и значимых коллекций в мире.

Детище двух императриц Российского государства Елизаветы и Екатерины – Зимний дворец и Эрмитажи уже более 250 лет выставляют в своих стенах сокровища мирового искусства. План Эрмитажа впечатляет количеством зданий, протяженностью музейных залов, с названиями которых связаны этапы развития мирового искусства.

Великолепное творение Бартоломео Растрелли, Зимний дворец, украшает архитектурный ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

В 1762 г. грандиозное строительство Зимнего дворца, шедшее в течение 7 лет, завершилось. Кладку стен одновременно производили 2500 каменщиков, на остекление окон ушло 23 тыс. штук стекла. Более 460 комнат дворца были оформлены по-царски, в стиле великолепного барокко, подчеркивая величественность особы, ради которой строился дворец.

Значение французского слова «эрмитаж» говорит об уединенном месте, которое так хотела получить в центре Петербурга Великая Екатерина. Ее правление увековечилось строительством Эрмитажа — Малого, Старого, где разместились картины музея, собранные императрицей, а также Эрмитажный театр. При правлении Николая I, позже возведен Новый Эрмитаж.

В наше время Эрмитаж — это комплекс зданий и музеев:

  • Зимний дворец:
  1. залы Большой анфилады;
  2. залы Невской анфилады;
  3. покои императрицы;
  4. мемориальный зал Александра I;
  5. малахитовая гостиная;
  6. белая столовая;
  7. ротонда.
  • Малый Эрмитаж:
  1. павильонный зал;
  2. искусство Нидерландов;
  3. западноевропейское средневековье.
  • Старый (Большой) Эрмитаж:
  1. искусство Италии.
  • Эрмитажный театр.
  • Новый Эрмитаж:

  • Меншиковский дворец.
  • Восточное крыло здания Главного штаба:
  1. модерн;
  2. ампир;
  3. импрессионисты и неоимпрессионисты.
  • Музей Императорского фарфорового завода.
  • Здание Биржи.

История Эрмитажа

Годом создания Эрмитажа, как собрания культурных и художественных творений, можно назвать 1764 год. Екатерина Великая приобрела коллекцию картин из Германии, и заложила основу будущего музея. Являясь одним из крупных музеев мира, Эрмитаж, занимает 66 842 кв.м. помещений из общей площади музейного комплекса – 230 тыс. кв.м.

Старейшее собрание хранит в запасниках более 3 млн. экспонатов живописного и декоративного искусства, скульптур. Нумизматические памятники составляют более 1 миллиона, 800 тыс. — археологические находки, 14 тыс. – оружие, 200 тыс. — разные экспонаты. Обширна и временная эпоха, представленная экспонатами от каменного века до наших дней.

Строительство Зимнего дворца пришлось на закат царствования Елизаветы Петровны. В сентябре 1762 г. Екатерина Великая была коронована во царство, и вернулась из Москвы в Зимний дворец, почти достроенному и готовому к сдаче. Но императрица решила внести изменения в стиле классицизма, внеся коррективы в план архитектора Растрелли.

И рядом с царской резиденцией с 1764 по 1766г. возвели двухэтажный флигель, прозванный Малым Эрмитажем. Архитектор Юрий Фельтен соединил во внешнем виде присущие барокко и классицизму, черты. Получилось красивое, уточенное и изящное здание, под стать молодой императрице.

Коллекция Екатерины Великой

План Эрмитажа с названиями залов выводит туристов к Малому Эрмитажу, ставшему пристанищем первого большого собрания картин императрицы. Прибывшие в 1764г. картины, принадлежали прусскому купцу Гоцковскому, который расплатился картинами за недопоставленный товар.

В 1768 г. пополнили хранилище Екатерины 5 тыс. графических работ, присланных из Брюсселя. Среди них рисунок, французского художника XV в. Жана Фуке.

В 1769 г. с большим размахом скупаются картины (600 штук) в Дрездене у первого министра Саксонского курфюрста и польского короля. Живопись представляли полотна художников Италии, Франции, Голландии и Фландрии. Ярко выделялись работы кисти Тициана и Белотто.

В 1771 г. началось строительство Большого Эрмитажа. Прямое назначение дворца – размещение художественных ценностей. Автор творения — Юрий Фельтен. 1787г. — завершилось строительство 3-этажного здания в стиле классицизма, гармонирующее с ранними постройками.

В 1772 г. взор императрицы пал на собрание картин знаменитого парижского галериста, П. Кроза. В этот раз приобретаются картины художников–современников (18 в.) и старых мастеров (16-17вв.) европейских стран. Появляется новое видение будущего музея.

В 1781 г. покупаются 119 полотен, из которых 9 принадлежат Рембрандту. 6 полотен кисти ван Дейка. Приобретаются предметы античного искусства, среди них работа Микеланджело.

С 1783 по 1787 гг. построено здание Эрмитажного театра, отличающееся гармоничным и сбалансированным фасадом. Стиль театра представляет классицизм. Здесь устраивались праздники и спектакли императорского двора.

За 34-летнее царствование, Екатерина Великая, просвещенная и образованная женщина, накопила достаточное количество бесценных творений западных художников разных эпох.

За золото, на которое не скупилась щедрая императрица, массово приобретались частные коллекции европейского дворянства, продававшего величайшие образцы западноевропейской культуры и искусства.

Сокровищница пополняется:

  • резными камнями от герцога Орлеанского;
  • библиотеками просветителей Дидро и Вольтера;
  • мебелью на заказ;
  • картинами именитых художников-современников;
  • миниатюрами.

К 1792 г. количество фондов достигает почти 4 тыс. В пристрое Большого Эрмитажа, построенном Кваренги, с разрешения Папы Римского, оформляются Лоджии Рафаэля, копия галерей Ватиканского дворца понтифика.

Первая половина XIX века

Копилка пополнялась новыми сокровищами, которые были доступны только гостям и избранной публике.

Внуки Екатерины Великой, продолжили дело, начатое бабушкой – Александр I и Николай I. На аукционных распродажах приобретаются работы художников XVII века. При этом старались покупать работы тех художников, которые не числились в запасниках уже большого музея – полотна кисти испанских художников.

Конец XIX и начало XX веков

Николай I, сменивший на троне своего брата, после его неожиданной смерти, открыл доступ всем желающим в частное собрание картин и предметов прикладного искусства. При Николае расширение фонда будущего музея шло с успехом.

Приобретались картины художников Ренессанса, голландских, фламандских авторов, знаменитые работы Тициана, Рафаэля, ван Эйка и других. Потребовалось новое здание, и построен Новый Эрмитаж, по проекту Лео фон Кленце, немецкого архитектора.

Строительство было доверено уникальному архитектору «русского стиля» Василию Стасову, помогал ему «золотой медалист» Академии искусств, Николай Ефимов. После смерти Стасова в 1848 г. Николай Ефимов единолично руководил строительством дворца, завершенного в 1851 г.

Весомое участие в развитии Эрмитажа принимал А.И. Сомов, старший хранитель с 1886г. по 1909 г. Член добровольного общества Академии художеств Императорского двора, основоположник каталогизации работ русских художников. Благодаря его деятельности было положено начало русскому искусствознанию XIX и начала ХХ веков. Музей начинает сбор работ русских художников.

К 1895 г. часть фондов Эрмитажа была передана Императорскому Русскому музею. Для открывшегося отдела этнографии передаются археологические экспонаты и памятники.

Составление каталогов полотен, экспонатов, хранившихся в Эрмитаже, приводит к осмыслению собрания живописи с научной точки зрения. Музей становится учреждением, который развивает течение в российской науке – искусствознание.

Открытие публичного музея

В 1852 г. Эрмитаж его Императорского дома открыт народу для демонстрации многовекового художественного творчества и искусства. В те годы фонды музея активно пополнили работы отличившихся выпускников академии художеств. Собраны уникальные памятники культуры – восточная, египетская, античная, европейская, российская.

После революции

В 1917 г. советская власть пополнила музей произведениями искусства из частных коллекций дворянства и богатого купечества, которые не по своей воле расставались с бесценными произведениями. С 1918 г. часть из них была потеряна безвозвратно, распроданная на аукционах.

Молодому государству для развития понадобилась валюта. В период с 1929 по 1934 утеряны безвозвратно 48 картин, распроданные западным собирателям шедевров мирового искусства.

Во время Великой Отечественной войны Эрмитаж не прекращал работу. Сотрудники, несмотря на большие трудности, вели научную и исследовательскую работу, производили восстановительные работы разрушенных бомбардировками залов и помещений. В подвалах устроили для населения убежища от бомб врага.

В конце 40-х, после войны, работа продолжалась в прежнем режиме. Эрмитаж принимал любителей искусства. Эвакуированные предметы были возвращены на свои места. Активная работа пополнила коллекцию предметами и экспонатами из Европы (конец XIX и начало XX вв.).

Знамена, собранные в музее Артиллерии были также переданы. Бесценным и хрупким даром стали фарфоровые памятники из завода им. Ломоносова.

Работы импрессионистов, модернистов пополнили фонды в послевоенное время. В 1957 г. открыт 3 этаж Эрмитажа для выставления работ современного искусства. Часть трофейных памятников, вывезенных из Берлина, возвращены обратно в 1958 г.

С открытием границ СССР, трофейные работы художников-импрессионистов стали достоянием гласности. В мировой музейной практике они считались утерянными. В 2002 г. также возвращены в Германию трофейные витражи XIV века из Франкфурта. Все эти годы Эрмитаж вел работу по сбору памятников, картин авторов ХХ века.

В 2006 г. объявлена программа, способствующая пополнению фондов современным искусством.

Основные залы Зимнего дворца

План Эрмитажа с названиями залов подсказывает , что Зимний дворец, который с 1754 по 1904 гг. оставался резиденцией императорской семьи, дома Романовых, имел богатую историю.

В 1915-1917 гг. располагались медицинские покои Красного Креста. Госпиталю дали имя Алексея Цесаревича. Советское правительство с января 1920 г. до 1941 г. разместило здесь Музей революции, соседом государственного музея Эрмитаж.

Здесь хранятся уникальные экспонаты со всех концов евразийского континента – коллекции картин, предметы декоративно-прикладного искусства, экземпляры монументального искусства, археологические находки.

Жестокий пожар 1837г. испепелил почти все, что было создано Бартоломео Растрелли. Но последующие талантливые реставрационные работы, совершенные Василием Стасовым, Александром Брюлловым, сделали из Зимнего дворца величественное и неповторимое сооружение, дожившее до нас, и передающее все замыслы великого Растрелли.

Главная парадная анфилада. Начинается с Иорданской лестницы, которая не сохранилась в первозданном виде, каким задумал ее Растрелли.

Мемориальный Петровский зал. Портрет Петра I над тронным местом обрамляют две яшмовые колонны, подчеркивая величие императора, который изображен воином. Рядом стоит Минерва, богиня мудрости. Создатель зала О. Монферран (1833).

Гербовый зал , предназначенный для проведения церемониальных торжеств. Впечатляет великолепием золотых колонн. В декоре и оформлении золоченых люстр присутствуют изображения Российских губернских гербов. Автор проекта В. Стасов. До пожара здесь был приемный зал и проводились большие балы.

Военная галерея 1812 года возвеличивает героев войны с Наполеоном. Ровными рядами глядят с портретов бравые генералы. Галерея дань памяти их героизму и подвигу.

Имена 13 генералов остались без портретов, так как к моменту создания галереи они были уже в ином мире, а парадных портретов не сохранилось. Венчает галерею портрет главного воина, приведшего армию к победе, Александра I, на фоне Парижа.

Георгиевский зал поражает великолепием и громадой, золотым и беломраморным сиянием. Зеркально повторяют узоры медные своды и наборный паркетный пол. Величественное тронное место собрал воедино символы самодержавия и государства. Над тронным местом изображение покровителя России, Георгия Победоносца, выполненное из белоснежного мрамора.

Большая церковь. Храм Спаса Нерукотворного образа. Здесь проходили таинства крещения и венчания. Просветленность и одухотворенность стиля, богатая и витиеватая золоченая лепнина, поражает. Плафон «Воскресения Господа» подчеркивает красоту оформления.

Пикетный зал , посвященный военному искусству, завершает парадную анфиладу. Василий Стасов в полной мере использовал здесь, подчеркивая тему, барельефы и рельефы с изображениями доспехов, щитов, шлемов, копий, знамен. В советское время помещение было закрыто для просмотра, храня фонды отдела Востока. С 2004 г. открыт для посетителей.

Аванзал. Главным украшением зала является плафон «Жертвоприношение Ифигении», уцелевший от страшного пожара 1837 г. Здесь установлена монументальная ротонда из малахита, сделанная по заказу Демидовых, владельцев горных рудников на Урале. Ротонда была подарена Николаю I, но долго хранилась в другом месте.

Николаевский зал. Величественный, призванный возвеличивать и прославлять Николая I. Здесь проходили значимые торжественные мероприятия, балы, церемонии. Архитектор Стасов сохранил пропорции, восстановил былую стройность и красоту оформления залы.

Концертный зал. В нем проводились, музыкальные вечера, концерты и балы для узкого круга людей. Интерьер и декор созвучны основной тематике – музыке, что подчеркивают скульптуры, изображающие древнегреческих богинь, покровительниц искусства.

Несомненным украшением громоздится серебряная пирамида — гробница Александра Невского, сделанная по велению Елизаветы Петровны.

План Эрмитажа с названиями залов приводит туристов к очень интересным и богатым комнатам Дворца.

Покои императрицы Марии Александровны. Супруга Александра II проводила много времени во дворце, и по своему усмотрению распорядилась изменить некоторые части жилых апартаментов в 50-е и 60-е годы XIX в.

Шикарный зал для танцев (Белый) поражает многообразным стилем, который объединяет богатый лепной декор с скульптурами воинов, древнегреческих богинь и богов. Тяжелые бронзовые люстры переплетены узорами с военными трофеями. Автор А. Брюллов закончил работу в 1841 г. к свадьбе великого князя Александра, будущего императора.

Богатую позолотой залу (Золотая гостиная) украшает камин с мощным основанием из яшмы, который поддерживают кариатиды. Полка отделана рельефами с купидонами. Верхнюю часть украшает мозаичное панно в технике римской мозаики. Эти детали придают камину монументальность архитектурного сооружения. Архитектор — Александр Брюллов.

Оформление интерьера и мебели были сделаны позднее, в 1863 году, Штакеншнейдером. Зал является историческим местом для судьбы Российского государства, где Александр III, после убийства Александра II, принимал решение о продолжении реформ, которые начал его отец.

Малиновый кабинет. Соответствуя названию, стены кабинета обтянуты тканью малинового оттенка. Обстановка и мебель сделаны в тон стенам и общему стилю, который создан А. Штакеншнейдером. В лепнине использованы медальоны с изображением инструментов музыкантов, художников, скульпторов.

Интерьер украшают выставка образцов декоративно-прикладного искусства. Фарфоровая посуда и утварь. Роялю XIX в., расписного и золоченого, уготована роль главного экспоната кабинета. Императрица проводила здесь встречи с родственниками, созывала салоны в узком кругу.

Будуар. Построил Александр Брюллов. Полностью перестроен в 1853г. в стиле «второго рококо», модного в то время стиля, похожего на стиль рококо XVIII века. Золоченые детали, люстры интерьера перекликаются с 7 зеркалами разной формы, в сложных рамах.

Мебель также витиеватая, резная, обтянутая тканью бордового цвета, перекликающаяся с цветом драпировок алькова, штор и портьер. Интерьер всех комнат императрицы напоминает волшебную сказку, роскошным видом, изяществом и позолотой. Из будуара ведет лестница в комнату детей.

Синяя спальня оформлена в синем цвете сапфирового оттенка. В сочетании с позолотой и белым потолком выглядела роскошно и благородно. Временно не работает.

Мемориальный зал Александра I. Парадная комната в юго-восточной части дворца задумана А. Брюлловым. Мощные колонны поддерживают византийские своды. Портрет царя в драпировке из парчи бархата должен был украшать зал, и стать настоящей памятью императору. Но время сыграло против. Здесь находится экспозиция серебра XVII-XVIII вв.

Малахитовая гостиная. Парадная гостиная супруги Николая I, Марии Федоровны. Декорирован малахитом. В 30-е годы XIX началась активная добыча малахита на Урале, что было использовано для украшения колонн, камина залы. Позолота дверей и сводов, великолепно сочетаются с зеленым цветом колонн, пилястр.

Белая столовая. К свадьбе великого князя Николая Александровича переделывались несколько помещений Дворца. Так, Малая или Белая столовая комната, соединяя детали разных стилей, приобрела благородный и уютный вид. Паркетный пол, нарядные шпалеры, белая мебель и стены создавали атмосферу спокойствия. В 1894 г. отделку произвел А. Красовский.

Ротонда. Зал идеально круглой формы, соединяющий две части дворца. Был задуман и сделан Монферраном в 30-е годы XIX в. После пожара А. Брюллов на древнеримский манер повысил купол ротонды, что сделало его привлекательнее и «возвышеннее».

Малый Эрмитаж

«Уединенный уголок» Екатерины Великой, позднее названный Малым Эрмитажем, пристроен со стороны улицы Миллионной. Годы постройки 1764-1766гг. Со стороны реки (1767-1769) строится маленькое здание, соединенное с Малым Эрмитажем (Южное здание) висячими садами.

В Галереях, с двух сторон закрывающих сады, выставляют первые коллекции картин императрицы. В светлом и ярком павильоне расположились часы Павлин, которые неизменно собирают посетителей на зрелищное «выступление». В Галереях представлено искусство западноевропейского средневековья, Нидерландов.

Большой Эрмитаж

Просвещенная Екатерина хотела видеть рядом со своим Малым Эрмитажем здание для размещения библиотеки и растущей коллекции. Фельтен в 1771-17-87 гг. построил очередное здание.

Названное Большим Эрмитажем, в Галереях которого, представлены:

  • искусство Италии с XIII–XVI вв. (эпоха Возрождения);
  • полотна художников XV–XVI века;
  • предметы декоративно-прикладного искусства;
  • работы мастеров школы живописи Венеции, Флоренции (XV–XVI вв.).

Здесь можно увидеть знаменитые картины: Тициана, Леонардо да Винчи.

Новый Эрмитаж

Здание, построенное специально под музей художественной живописи, Новый Эрмитаж, открылось в 1852 г. Архитектор Кленце учел все потребности музея живописи, предоставив второй этаж здания для размещения Картинной галереи. Просветы – позволяли потоку света рассмотреть все нюансы шедевров искусства.

Первый этаж предоставлен под античное и древнее искусство, архитектуру, скульптуру. Внушительное зрелище в виде 20 колонн из гранита в зале древней Италии вызывает большой восторг и удивление.

Второй этаж – 6 залов представляют искусство Голландии. Здесь выставлены работы Рембрандта и его учеников. 2 комнаты занимает искусство Испании, 3 больших помещения – искусство Фландрии, разделенные на творчество трех великих художников — Рубенса, ван Дейка, Снейдерса.

В Рыцарском зале экспозиция западноевропейского оружия. Остальные 9 залов, посвящены искусству Италии.

С 1792 г. пристрой — галерея к Большому Эрмитажу, построенная Дж. Кваренги, превращена в Рафаэлевские лоджии. Работы шли 11 лет, рисунки были скопированы и тщательно перенесены на стены и своды лоджии. Галерея удачно вписалась в план Нового Эрмитажа, как лоджии Рафаэля, но не указана в буклетах с названиями залов и экспозиций.

Эрмитажный театр

В 1783г. архитектор Кваренги по заказу и поручению Екатерины Великой приступил к строительству театра для камерных спектаклей, концертов и развлечений двора, приближенных императрицы. Завершено здание в 1787 г. Великолепно смотрится и вписывается в общий ансамбль с другими зданиями, построенными ранее и позднее.

Лаконичный стиль русского классицизма был выдержан строго и красиво. Амфитеатр зрительного зала с 6 рядами скамей, перекликается с внешним видом и внутренним убранством здания. Сцена отделена своеобразными партерными рядами мест и балюстрадой.

Есть боковые ложи. Всего 280 мест говорят о камерности театра. Расположение зрительных мест и оркестровой ямы создают прекрасную акустику. Глубина сцены позволяет ставить балетные спектакли.

Меншиковский дворец

Первый губернатор Петербурга, Александр Меншиков, соратник и друг Петра I, строит дворец на Васильевском острове с 1710 по 1714 гг. Приглашенные иностранные архитекторы Г. Фонтан и Г. Шедель составляют проект здания. Строительство ведут русские мастера. Задача у зодчих была одна – построить дворец, который будет и домом, и работой.

Смешение разных подходов, новые методы строительства, сделали здание уникальным в своем роде, и первым каменным дворцом в Петербурге. Внутреннее убранство комнат, декор выполнены из мрамора. Интерьер оживляют живопись, скульптуры и книги. Приемы и торжества, проводимые во дворце, дали повод названию — Посольский дом.

После изгнания хозяина в ссылку, строение пришло в упадок, сады и оранжереи зачахли. Много раз в нем бывали пожары, уничтожившие подлинные вещи Меншикова. Дворец много раз перестраивался, достраивался. Здесь располагался кадетский корпус.

Реликвии Меншиковского дворца — портрет императора Петра Первого. Зеркало, обрамленное янтарем, подарок прусского короля Петру I в 1709 г.

Восточное крыло Главного штаба

Часть полукружия громады Главного штаба с восточной стороны, с 1988 г. переданная музею Эрмитаж, в 2014 г. открыла новые анфилады экспозиций для посетителей. Пять дворов здания оформлены в своеобразные атриумы, которые используются под культурные и различные мероприятия музея.

Импрессионисты обосновались на 4 этаже. На двух этажах разместились постоянные экспозиции искусства XIX в. стран Европы.

Музей Императорского фарфорового завода

Фарфоровое производство в России началось в 1744 г. Через 100 лет, Николай I распорядился о создании музея образцов фарфорового искусства. Более 30 тыс. неповторимых и бесценных экспонатов собрано в музее фарфорового завода.

Библиотека музея собрала редчайшие экземпляры книг по производству и технике изготовления фарфора, с рисунками и эскизами.

Здание биржи на Васильевском острове

Биржа в каменном варианте была задумана в 1781 г. Строительство началось в 1784г. архитектором Джакомо Кваренги. С 1788 по 1803 г. здание стояло недостроенным, его пытались продать. В 1805г.нашлись средства для строительства Биржи по новому замыслу.

Открытие биржи состоялось только в 1816 г. Монолитная Биржа выглядит неприступно. Фундамент из гранита. Мощные колонны на нем утяжеляют вид. Площадь внутреннего помещения 900 кв. м, высота потолка 25 м.

С 2013 г. принято решение о создании в здании Биржи музея геральдики и наград, для чего его передали Государственному Эрмитажу.

Расписание работы

День недели Открытие музея и кассы Закрытие Закрытие кассы
Вторник 10:30 18:00 17:00
Среда 10:30 21:00 20:00
Четверг 10:30 18:00 17:00
Пятница 10:30 21:00 20:00
Суббота 10:30 18:00 17:00
Воскресенье 10:30 18:00 17:00
Понедельник, Выходной

Как добраться

Общественным транспортом до Эрмитажа:

  • фиолетовая ветка метро до Адмиралтейской;
  • синяя ветка метро до Невского проспекта;
  • зеленая ветка метро до Гостиного двора.

Общественным наземным транспортом до Дворцовой площади можно доехать:

  • троллейбусами 1, 7, 10, 11;
  • автобусами 7, 10, 24, 191.

Быть в Санкт-Петербурге и посетить Зимний дворец с его уникальной коллекцией, это первая задача туриста. Нет большего удовольствия, чем держать в руках план Эрмитажа, и сверяясь с названиями выставок, экспозиций и залов, окунуться в атмосферу прошлого, увидеть своими глазами то, что видели столетия и годы, простые люди и императоры.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео об Эрмитаже

Секреты Эрмитажа:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!