Энциклопедия технологий и методик. Рояль как музыкальный инструмент

Если вы начинающий пианист, то вам будет полезно узнать о своем инструменте немножко больше, чем знают те, кто с фортепиано дела не имеет. Сейчас здесь будет рассказано том, как устроено фортепиано и что происходит, когда мы нажимаем на клавиши. Получив эти знания, быть может, вы еще и не сумеете настроить пианино самостоятельно, но, по крайней мере, будете иметь представление о том, как устранить мелкие неполадки фортепиано и продолжить занятия до прихода настройщика.

Что мы обычно видим снаружи, когда смотрим на пианино? Как правило, это некий «черный ящик» с зубками-клавишами да ножками-педалями, главный секрет которого скрыт внутри. А что же внутри этого «черного ящика»? Здесь мне бы хотелось остановиться на мгновение и процитировать строки известного стихотворения для детей Осипа Мандельштама:

Мы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной,
Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,
Всюду мягкие суконца,
Что ни улица – струна
В этом городе видна.

В каждом пианино и рояле внутри таинственного «черного ящика» скрывается такой «городок». Вот, что мы увидим, приоткрыв крышку пианино:

Теперь-то понятно, откуда берутся звуки: они рождаются в тот момент, когда молоточки ударяют по струнам. Давайте рассмотрим внешнее и внутреннее устройство пианино поподробнее. Каждое фортепиано состоит из трёх основных частей: корпуса, акустического (звукового) блока и ударно-клавишного механизма (механики) .

По существу, самая массивная часть пианино – его корпус , скрывающий все, что происходит внутри и защищающий все механизмы инструмента от пыли, воды, нечаянных поломок, проникновения внутрь домашних кошек и прочего безобразия. Кроме того, корпус выполняет важную роль несущего основания, которое не дает упасть на пол 200-килограммовой конструкции (примерно столько весит среднее пианино).

Акустический блок пианино или рояля образуют те детали, которые отвечают за то, чтобы инструмент издавал музыкальные звуки. Сюда мы отнесем струны (это то, что звучит), чугунную раму (на которую крепятся струны), а также резонансную деку (это большое полотно, склеенное из сосновых дощечек, которое отражает слабый звук струны, усиливая и выращивая его до концертной силы).

И, наконец, механика фортепиано – это целая система механизмов и рычагов, которые нужны для того чтобы клавиши ударяемые пианистом отзывались нужными звуками, и для того чтобы в нужный момент звучание, по желанию играющего музыканта, незамедлительно прерывалось. Здесь мы должны назвать сами клавиши, молоточки, демпферы и другие детали инструмента, сюда же можно отнести и педали.

Как же все это работает?

Звуки возникают от того, что молоточки ударяют по струнам. На клавиатуре фортепиано всего 88 клавиш (из них 52 – белые, а черные – 36). На некоторых старых фортепиано всего 85 клавиш. Это значит, что на пианино можно сыграть в общей сложности 88 нот, для этого внутри этого инструмента должно находиться 88 молоточков, которые будут ударять по струнам. А вот струн, по которым ударяют молоточки, оказывается, гораздо больше – их 220. Почему так? Дело в том, что каждой клавише изнутри отвечают от 1 до 3 струн.

Для низких громогласных звуков достаточно одной-двух струн, так как они длинные и толстые (даже имеют медную обмотку). Высокие звуки же рождаются благодаря коротким и тонким струнам. Как правило, громкость их не слишком сильна, поэтому усиливается добавлением ещё двух точно таких же. Вот и получается, что один молоточек ударяет не одну струну, а сразу три, настроенные в унисон (то есть на один и тот же звук). Группу из таких трех струн, которые издают один и тот же звук вместе, принято называть хором струн.

Все струны крепятся на специальной раме, которую отливают из чугуна. Она очень крепкая, так как должна выдерживать большую силу натяжения струн. Винты, с помощью которых достигается и фиксируется нужное натяжение струн, называются колками (или вирбелями ). Вирбелей внутри фортепиано столько же, сколько и струн – 220, они расположены в верхней части большими группами и все вместе образуют вирбельбанк (банк вирбелей). Вкручиваются колки не в саму раму, а в мощный деревянный брус, который закреплен позади неё.

Можно ли настроить пианино самому?

Не советую, если вы не профессиональный настройщик, но кое-что поправить вы всё-таки сможете. Когда происходит настройка фортепиано, то каждый из колков подкручивается специальным ключом так, чтобы струна зазвучала нужной высотой. Что делать, если какая-либо из струн ослабла и один их хоров выдает грязь? Вообще, нужно пригласить настройщика, если вы не делаете этого регулярно. Но до его прихода, эту проблему вполне можно разрешить самостоятельно, немного подтянув нужную струну.

Для этого сначала нужно определить, какая именно из струн хора расстроилась – это легко сделать, нужно посмотреть по какому хору ударяет молоточек, затем поочередно прослушать каждую из трех струн отдельно. После этого нужно будет просто немного повернуть колок этой струны по часовой стрелке, следя за тем, чтобы струна приобрела тот же строй, что и «здоровые» струны.

Где взять ключ для настройки фортепиано?

Как и чем настроить фортепиано, если нет специального ключа? Ни в коем случае не пытайтесь поворачивать колки плоскогубцами: во-первых, это не эффективно, во-вторых, вы можете пораниться. Для того чтобы подтянуть струну, можно использовать обычные шестигранники – такой инструмент есть в арсенале любого автовладельца:

Если дома нет шестигранников, рекомендую купить – стоят они совсем недорого (в пределах 100 рублей), продаются обычно наборами. Из набора выбираем шестигранник с диаметром в 8 мм и соответствующую головку, полученным инструментом можно легко отрегулировать положение любого из колков пианино.

Как видите, все довольно просто. Только, предупреждаю, что таким методом вы можете решить проблему на время. Не стоит, однако, увлекаться «подтягиванием колков» и отказываться от услуг настройщика: во-первых, увлёкшись, вы можете подпортить общий строй, во-вторых, это далеко не единственная необходимая операция для вашего инструмента.

Что делать, если порвалась струна?

Иногда на фортепиано лопаются (или ломаются, в общем, обрываются) струны. Что делать в такой ситуации до прихода настройщика? Зная устройство пианино, вы можете извлечь испорченную струну (снять ее с «крючка» внизу и с «колка» сверху). Но это еще не все…. Дело в том, что когда обрывается дискантовая струна, то вместе с ней теряет свой строй («расслабляется») одна из соседних (слева или справа). Её также придется убрать, либо закрепить внизу на «крючке», сделав узел, а затем подстроив уже знакомым способом до нужной высоты.

Что происходит при нажатии на клавиши фортепиано?

Теперь разберемся в том, как работает механика пианино. Вот рисунок-схема принципа работы фортепианной механики:

Здесь вы видите, что клавиша сама по себе никак не соединяется с источником звука, то есть со струной, а лишь служит своеобразным рычагом, который приводит в действие внутренние механизмы. В результате воздействия клавиши (та часть, которая видна на рисунке, скрыта, если смотреть снаружи), специальные механизмы передают энергию удара молоточку, и он ударяет по струне.

Одновременно с молоточком движется демпфер (подушечка-глушитель, которая лежит на струне), он отрывается от струны, чтобы не препятствовать её свободным колебаниям. Молоточек также после удара мгновенно отскакивает назад. Пока на клавиатуре нажата клавиша, продолжаются колебания струн, как только клавиша будет отпущена, демпфер опустится на струны, погасив их колебания, и звук прекратится.

Для чего фортепиано нужны педали?

Обычно у пианино или рояля бывает две педали, иногда три. Педали нужны для того, чтобы разнообразить, разукрасить звучание. Правая педаль отрывает от струн сразу все демпферы, в результате чего после отпускания клавиши звук не пропадает. С ее помощью мы можем добиться звучания в одновременности большего числа звуков, чем мы смогли бы сыграть только лишь одними пальцами.

Среди неискушённых людей распространено мнение о том, что если нажать правую педаль, то звук фортепиано станет громче. В некоторой степени это действительно верно. Музыканты же склонны оценивают не столько громкость, сколько обогащение тембра. При воздействии на струну при открытых демпферах, этой струне начинают отзываться многие другие, которые связаны с ней по акустико-физическим законам. В результате звук насыщается обертонами, делая его более полным, сочным и полётным.

Левая педаль также используется для создания особого рода красочности звучания. Своим действием она приглушает звук. На пианино и роялях левая педаль действует различными способами. Например, на пианино при нажатой (правильнее выразиться – взятой) левой педали молоточки приближаются к струнам, вследствие этого сила их удара снижается и соответственно уменьшается громкость. На рояле же, левая педаль при помощи особых механизмов так смещает всю механику относительно струн, что молоточек вместо трех струн ударяет всего одну, и это создает потрясающий эффект отдалённости или глубины звучания.

У фортепиано бывает ещё и третья педаль , которая располагается между правой педалью и левой. Функции этой педали могут быть различными. В одном случае это педаль-sostenuto , нужная для удержания отдельных басовых звуков, в другом – модератор , который сильно уменьшает звучность инструмента (например, для ночных занятий), в третьем случае средняя педаль подключает какую-нибудь дополнительную функцию. Например, опускает между молоточками и струнами планку с металлическими пластинками, и таким образом изменяет привычный тембр пианино на какую-либо «экзотическую» окраску.

Подведем итоги…

Мы с вами узнали устройство пианино и получили представление о том, как настраивают фортепиано, научились устранять мелкие недостатки в работе инструмента до прихода настройщика. Предлагаю вам также посмотреть видео по теме статьи – вы сможете подсмотреть за производством музыкальных инструментов на фабрике пианино Yamaha.

Если у вас остались вопросы, оставьте их в комментариях. Для того чтобы отправить статью своим друзьям. Используйте кнопки социальных сетей внизу данной страницы.

Все о пианино:

Пиани́но (итал. pianino — маленькое фортепиано) — струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль.

Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него пианино также сконструировал австриец М. Мюллер — чуть позже, в январе 1801. Но современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов).

Теперь пианино всё больше вытесняется MIDI-клавиатурами и синтезаторами, ввиду большей универсальности и лучшей эргономичности последних.

Наиболее распространённые кабине́тные пиани́но имеют ширину корпуса по клавиатуре 1450—1500 мм и высоту около 1250—1400 мм; диапазон составляет 7 октав. У пианино есть цо́кольный пол — это узел итовой конструкции, соединяющийся с корпусом пианино снизу и необходимый для крепления педального механизма. Вертикальная стойка корпуса, соединяющаяся с балкой и ножкой пианино, называется ко́нсоль.

Возможно вам также будет интересно узнать об истории создания фортепиано .

Размещение инструмента: не ставьте пианино или рояль там, где они подвержены изменениям температуры и влажности воздуха (батарея, окно), а также прямому солнечному свету! Резкое изменение температуры и влажности в помещении не только вредит деревянным деталям и корпусу, но и металлическим частям, работе механики и общей стабильности инструмента. Нормальной температурой для эксплуатации пианино считается +12…+25 градусов при относительной влажности 50-60%.

Инструмент ставьте на расстоянии 10 см от стены, все контактные плоскости (ножки) должны касаться пола. Картины на стенах и разные предметы, расположенные вокруг инструмента, могут создавать нежелательные побочные звуки, звук же самого пианино, установленного на мягком основании (ковре), является более тихим, чем на твердом основании (паркет, линолеум).

Настройка : настраивать инструмент желательно после включения/выключения отопления, периодичность настройки зависит от интенсивности его использования, но в любом случае не реже одного раза в год, а для нового инструмента — двух раз в год. Если не делать этого слишком долго, то впоследствии инструмент невозможно будет сразу настроить, это связано с ослаблением натяжения струн и постепенной деформацией рамы инструмента. Причем строй опустится неравномерно, и инструмент станет звучать фальшиво, настройщик будет вынужден либо настроить пианино ниже, чем полагается, либо ему придется через короткое время настраивать его повторно.

Когда Вы будете принимать качество выполненной работы, обращайте внимание на точность настройки, на ход педалей (нет ли скрипа, гула, все ли ноты играют при нажатии), не слышны ли посторонние звуки, все ли молоточки возвращаются на место.

Уход : пианино, особенно лакированное, как и любая мебель нуждается в постоянном уходе. Такой музыкальный инструмент при должном внимании и заботе может стать семейной реликвией, передаваться от поколения к поколению и жить несколько столетий. Уход за внешней поверхностью инструмента производить очень просто. Кусок чистой ткани, слегка смоченный водой, является самым безопасным для полированной поверхности, и сухой — для матированной. Так же можно использовать специальные средства по уходу за мебелью, применяя их в соответствии с инструкцией.

Некоторые части пианино и роялей привлекательны для моли, поэтому, попросите Вашего настройщика положить внутрь инструмента средство от насекомых. Не реже одного раза в год производите удаление пыли внутри корпуса с помощью щетки и пылесоса.

Конечно же самой важной частью пианино является его звучание. Систематически вызывайте настройщика (раз в 1-2 месяца, в зависимости от частоты использования инструмента), и непременно следуйте его рекомендациям.

Для придания внешнему вида пианино свежий вид используют полировальную жидкость и натуральную олифу высокого качества. При проведении процедуры пользуйтесь перчатками, лучше всего медицинскими, они лучше облегают руки и Вам будет удобнее.

Тампон для полирования делают из чистой шерстяной ткани. Её сворачивают так, чтобы удобно было держать, а затем на него надевают приготовленный заранее льняной чехол (или оборачивают льняной тканью).

На тампон наливают немного полировальной жидкости и, после того как она впиталась, наливают несколько капель олифы.

Полировочный состав наносят на пианино круговыми и прямыми движениями. При этом жидкость постепенно просачивается через ткань (эффект как у краски жидкой крем-краски для обуви). Спирт, содержащийся в полировальной жидкости, быстро улетучивается, оставляя на поверхности очень тонкую блестящую плёнку. Как только тампон начнёт прилипать к поверхности, добавьте несколько капель олифы. Нельзя лить много олифы, т.к. её избыток снижает блеск полировки. Время от времени тампон смачивают в полировальной жидкости (обязательно давайте её впитаться в тампон).

Необходимо постоянно двигать тампон, в противном случае образуются пятна, которые очень трудно удалить.

Не бойтесь обновлять облицовку пианино именно таким способом. Олифа оберегает поверхность от трещин, рассыхания и вредного воздействия. Полироль придаёт пианино и любой другой мебели блестящий вид.

Жёлтые пятна на клавишах пианино появляются от жира пальцев (немытых рук). Выводить такие жёлтые пятна нужно химически чистым спиртом или эфиром. Если клавиши Вашего пианино сделаны из слоновой кости, то их можно почистить смесью из 1 части скипидара и 3-х частей денатурированного спирта. После чистки, не смывая состав, клавиши должны быть на свету.

Во избежание попадания пыли на клавиши покрывайте их специальной тканью и только после этого закрывайте крышку.

Для сохранения инструментальных качеств в помещении, где находится пианино необходимо поддерживать определённую влажность воздуха. Если воздух слишком сухой, то по поверхности могут пойти трещины, особенно это касается лаковых покрытий. Если же воздух слишком влажный, то инструмент будет быстро выходить из строя.

Фортепиано - один из самых распространенных музыкальных инструментов, имеет две разновидности - пианино и рояль. Это сложный клавишно-струнный механизм, состоящий из акустического аппарата, клавишного механизма и опорных конструкций. Он обладает широким диапазоном звуков от «тихо» до «громко». В пианино струны расположены вертикально, в рояле - горизонтально.

Предшественники фортепиано

История возникновения фортепиано уходит корнями в далекий XVI век. Изобретателем этого великолепного инструмента считается Бартоломео Кристофори - итальянский мастер, который придумывал молоточковые механизмы для клавесина. Инструмент имел очень простую конструкцию, на тот момент у фортепиано еще не было ни педалей, ни демпферов. Оно состояло из клавиш, молоточка и возвращателя. Предшественниками фортепиано были клавикорд и клавесин.

Бартоломео Кристофори

Клавикорд был первым клавишно-струнным инструментом. Его конструкция очень схожа с современным пианино, но размером он был намного меньше и не мог выдавать громких звуков. Это был музыкальный инструмент для домашнего пользования. В отличие от фортепиано, у которого на одну клавишу может приходиться до трех струн, в клавикорде одной клавише соответствовала только одна струна. Время изобретения инструмента точно неизвестно, свое широкое распространение он получил в .


Фортепиано Кристофори

Клавесин появился в XV веке. Его размеры превосходили клавикорд, а строение было более схожим с современным роялем. Звук производился при помощи пера или кусочка кожи, но также не был достаточно громким для публичных выступлений.

Значение инструмента в мировой истории

Конструкция фортепиано менялась еще несколько раз. Различные мастера Италии, Германии, Англии совершенствовали концепцию инструмента еще на протяжении целого столетия. Основной вклад в создание новых характеристик фортепиано, благодаря которым мы можем наслаждаться современным его звучанием, внесли мастера Зильбеpманн, Шрётер, Цумпе, Штайн.

Появление фортепиано вызвало настоящий переворот в мире музыки. Наконец-то появился новый инструмент для звучания в концертных залах, по широте диапазона позволяющий вести главные роли в музыкальных творениях. Популярность фортепиано возросла очень быстро. В эпохах классицизма и последующего романтизма стали появляться , писавшие произведения специально для этого инструмента, впоследствии ставшие шедеврами классической музыки. Но фортепиано не было только аккомпанементом для концертных выступлений, очень многие дворянские подданные предпочитали иметь дома этот великолепно звучащий инструмент.

В России фортепианное дело также было поставлено на высоком уровне. Известно несколько сотен имен мастеров мирового уровня, занимавшихся разработкой и поставкой инструмента. Изначально фортепиано в России появился, конечно же, в Петербурге.

Уже к концу XX столетия стали появляться новые разновидности музыкальных инструментов, в основе которых лежит фортепиано. Это электронные пианино и .

Отличия пианино и рояля известны каждому, кто имеет хотя бы малейшее представление о музыке и музыкальных инструментах. Однако, большинству непонятно, чем же так существенно они различаются. И чтобы понять, насколько различны эти инструменты, следует разобраться, что из себя представляет каждый из них.

Что такое рояль

Рояль – это музыкальный инструмент, входящий в семейство клавишных и струнных. Своё название он приобрёл от французского слова «royal», которое на русский язык переводится как «королевский». Рояль выступает одной из разновидностей фортепиано, так же, как и пианино. Тем не менее, инструменты рознятся по некоторым существенным признакам.

Инструмент имеет большой корпус, длина которого варьируется от 160 до 310 см и зависит от типа рояля. Вес рояля так же может быть разным: от 250 до 500 кг.

Существует несколько видов рояля, разница которых сводится к габаритам и назначению. К примеру, есть мини-рояли, предназначенные преимущественно для детей и их комнат, кабинетные рояли, которые размещают в музыкальных учебных заведениях, а также концертные рояли, стоять которым положено в залах театра.

Все рояли, независимо от их размера, имеют одинаковую форму. Они состоят из корпуса, внутри которых содержатся все механизмы инструмента, а также клавиш, расположенных на передней части корпуса. Вся конструкция держится на трёх колёсных ножках, одна из которых поддерживает заднюю часть корпуса, а две остальные являются симметричной опорой для клавиш.

Второстепенными частями конструкции рояля выступают педали и крышка корпуса. Крышка корпуса держит рояль в неполном открытом состоянии. Все рояли выпускаются с тремя педалями, отвечающими за разные функции.

Струнные механизмы рояля расположены в горизонтальной ориентации, что позволяет усилить звук клавиш. Потому основное назначение роялей – это концертные выступления. Клавиатура рояля насчитывает 88 клавиш , из которых 52 имеют белый окрас, а 36 — чёрный. Чёрные клавиши меньше белых по размеру и расположены над ними.

Что такое пианино

Пианино, наряду с роялем, относится к разряду струнных клавишных инструментов, а также попадает под общее определение с роялем. Оба инструмента входят в категорию фортепиано, однако, всё же имеют различия. Пианино обладает корпусом среднего размера. Вес инструмента равен от 250 до 400 кг, а высота в см – от 120 до 150.


У пианино есть одно прямое назначение, потому и не существует большого количества разновидностей этого инструмента. Габариты пианино могут изменяться только в зависимости от того, какая фирма выступила его производителем. Пианино устанавливают в квартирах для домашнего музицирования, в кабинетах музыкальных учебных заведений, а также в небольших концертных залах.

Корпус пианино имеет форму прямоугольного параллелепипеда, а внутри него находятся ключевые механизмы инструмента. Клавиатура расположена посередине передней части корпуса и поддерживается на двух ножках. Ножки могут быть как на колёсах, так и без. Большая часть выпускаемых инструментов не имеет три педали, а ограничивается двумя. Количество клавиш на пианино составляет 88 штук.

Струны, расположенные внутри пианино, имеют вертикальную ориентацию, а крышка инструмента держится в закрытом положении. Это не позволяет пианино издавать громкие звонкие звуки, оттого оно и предназначено для игры в небольших помещениях.

Общие черты рояля и пианино

Наряду с различиями, инструменты имеют немного общего.

  1. Классификация . И рояль, и пианино, относятся к семейству струнных клавишных инструментов, также их можно объединить под общую категорию фортепиано (форте – громко, пиано – тихо).
  2. Количество клавиш . Рояли и пианино, несмотря на разницу в габаритах, имеют общее количество клавиш и октав. А именно, 88 клавиш, 2 неполных и 7 полных октав.

На этом существенные общие черты инструментов заканчиваются, потому как рояль и пианино действительно различны.

Отличия пианино и рояля

Подробно изучив строение и сущность инструментов, можно вывести их основные различия.

Внешний вид. По описанию рояля своей формой сверху он напоминает крыло, а пианино обладает обычной прямоугольной крышкой. Пианино имеет две колёсных или обычных ножки, которые поддерживают только клавиатуру. Ножки рояля всегда на колёсах, а также являются опорой для всего инструмента. Также инструменты отличаются габаритами: рояль всегда крупнее пианино, если только речь не идёт о его миниатюрной разновидности.

Ориентация струн . Струнные механизмы рояля и пианино рознятся по своему расположению. Это различие инструментов является ключевым, так как именно оно определяет их назначения. Так, горизонтальное расположение струн у рояля позволяет ему издавать более громкие, чёткие и чистые звуки, оттого его прямое назначение к игр в крупных концертных залах. Пианино же имеет вертикально расположенные струны и играет более тихо.

Количество педалей . Все рояли выпускаются с набором из трёх педалей, каждая из которых отвечает за определённую функцию:

  1. Удерживание звуков.
  2. Ослабление звуков.
  3. Удерживание лишь части звуков клавиатуры.

Пианино же не всегда оснащены тремя педалями, чаще всего они дают возможность лишь удерживать и ослаблять звуки.

Так, можно прийти к выводу, что рояль и пианино нельзя назвать одинаковыми инструментами. Хотя они и попадают под общую классификацию.

Рояль — инструмент с уникальной историей создания, прародителями, композиторами и исполнителями.

Прародители современного рояля

В Средние века музыканты играли на клавишных, в их числе был орган, у которого вместо струн много труб. Клавикорд – первый инструмент, где на каждую клавишу приходилось по струне. У современного фортепиано их бывает до трех. Рождение звука происходит так: музыкант нажимает на клавишу, небольшой медный квадрат ударяет струну. Звучание мягкое и тихое, предназначено для небольшого количества людей.
Другой прародитель фортепиано – клавесин. Струны расположены горизонтально, как у современного рояля. Звук образуется при касании птичьего перышка или небольшого кусочка кожи по струне. И у этого инструмента звук слабый. Старинные инструменты – клавесины и клавикорды были дорого декорированы и подходили для украшения дома, как красивая мебель.

Кто изобрел фортепиано

Итальянец Бартоломео Кристофори был придворным мастером. Он давно пытался решить задачу: как клавесину изменить уровень громкости. Музыканты того времени ощущали необходимость появления нового инструмента, с хорошим звучанием со сцены. Однажды прогуливаясь по городу, Бартоломео увидел уличных цимбалистов и обратил внимание, что выразительный звук получается, если по струнам ударять мягкими колотушками. Вот оно решение задачи. Кристофори изменил клавесин, создав новый аналогичный механизм. В результате в процессе игры удалось менять силу звука. Так появился инструмент, который мастер называл – Большой клавесин с тихим и громким звучанием, первое фортепиано. Благодаря Бартоломео Кристофори в механизме инструмента появились – шпиллер, фенгер, молоточек, шультер, демпфер. Это произошло в 1709 году во Флоренции. Инструмент имел крыловидную форму, был прост, у него отсутствовали педали и демпферы.

Король родился

На протяжении многих десятилетий мастера продолжали усовершенствовать инструмент. Начало XIX века ознаменовано изобретением цельнолитой чугунной рамы и перекрестным расположением струн. Вследствие этого звук стал совершенного качества, родился рояль, от французского слова – королевский. С 1850 года фабрики Германии, Америки и России начинают производство инструмента. Рояль приобретает современную форму: цельнолитую панцирную чугунную раму, деревянный корпус, механизм двойной репетиции. Усовершенствовали рояль в разное время И.А. Зильберманн, И.А. Штрейхер, К.Г. Шретер, Ю. Блютнер, С. Эрар и многие другие. Самыми лучшими производителями роялей называют – Ямаху, Кавай, Стейнвей, Бехштейн, Безендорфер.

Клавишный струнный инструмент – фортепиано изготавливается в двух видах: рояль с горизонтальным, пианино с вертикальным расположением струн.

Роль рояля в мире музыки

Значение рояля в мире музыки невозможно переоценить. Широта диапазона звучания позволила ему играть сольные роли множества произведений. За триста лет, прошедших с рождения инструмента, знаменитые композиторы и музыканты, такие как Ф. Шопен, Э. Григ, Ф.А. Моцарт, Сергей Рахманинов стали известны благодаря именно роялю и его необыкновенной конструкции и механизмам.
И сейчас фортепиано самый распространенный музыкальный инструмент. В ХХ веке на базе фортепиано появились современные музыкальные инструменты: синтезаторы и электронные пианино.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!