Эмоциональная зрелость женщины. Эмоциональная зрелость как достижение

Вконтакте

Эмоциональная зрелость определяется способностью контролировать свои эмоции и брать на себя полную ответственность за свою жизнь вместе с ее возможностями и проблемами. Эмоциональная зрелость отражается на способности справляться адекватно с гневом, разочарованием, чувством вины, обидами, страхами, ревностью, разочарованиями, печалью, неуверенностью и множеством других чувств. Незрелость приводит к тому, что человек застревает в этих негативных эмоциях, не может переработать их.

Эмоциональная зрелость это также способность видеть жизнь реалистично и справляться с ежедневными задачами, которые жизнь ставит перед человеком. Он должен жить своей жизнью в настоящем, а не в прошлом или будущем, и, безусловно, оставаться самим собой, не пытаться быть похожим на других.

С эмоционально незрелыми людьми сложно иметь дело, потому что их способность интерпретировать и реагировать на разнообразные жизненные проблемы нарушена. Они, как правило, пытаются контролировать свой микромир в угоду своему идеальному образу и своему удовольствию или страхам, вместо того, чтобы принимать его таким, какой он есть, и работать над собой.

Это стремление является индикатором эгоцентризма или нарциссизма. Эгоцентризм и чувство собственной важности, как правило, характерны для детей. Эгоцентрическое мышление направлено не столько на приспособление к действительности, сколько на удовлетворение желаний, такое мышление говорит об эгоцентризме мысли, неспособности скоординировать различные точки зрения (пример: «я так думаю, значит так думают все», или «они не могут так поступать и так жить, потому что так неправильно, я так считаю», «Этого нет, потому что я этого не понимаю или потому что это невозможно» и т.д.). Восприятие мира при таком мышлении не дифференцировано как единое целое, и существует без анализа – все не связано друг с другом. Получается, что человек может переходить от частного к частному, минимальна способность к обобщению. И присутствует нечувствительность к противоречиям – то есть человек может говорить о противоречивых вещах, не понимая (не замечая) этого. Часто такие люди непроницаемы для опыта – это когда что бы человеку ни показали, он все равно будете стоять на своем. Такое мышление подчинено принципу удовольствия, но не принципу реальности.

При эгоцентричном мышлении не существует реальное, объективное суждение. Над эгоцентриком властвует идея защиты своего образа «Я». Поэтому он может чувствовать опасность, исходящую от других людей, и такую же опасность в тех ситуациях, когда события развиваются не так, как хотелось бы ему. В итоге проблемы эгоцентрируются и не решаются, превращаясь в личный конфликт.

Такое мышление это нормальный этап развития ребенка, но когда эти характеристики хронически проявляются у взрослого, это признаки того, что он на самом деле незрелый и психологически не является взрослым, он реагирует, опираясь на свой центр детского самоуправления. В результате мы видим взрослого, который выглядит как взрослый, имеет много взрослых обязанностей, но эмоционально он все еще ребенок.

Эмоционально незрелые люди идут по жизни, вынося вину в своих проблемах вовне, всегда виноваты другие, ситуации и обстоятельства. Они обвиняют других в своих отрицательных эмоциональных переживаниях, реакциях, вместо того чтобы взять на себя ответственность за то, что и как они чувствуют. Они пытаются контролировать других, когда не могут контролировать свою жизнь. Они стремятся найти причины, чтобы оправдать свои чувства и часто умело манипулируют другими людьми. Они одержимы тем, как заставить других думать так же, как они, и для этого использует нездоровые методы, поведение, чтобы добиться своего. Но жизнь и люди разнообразны и должны меняться. Для эмоционально здоровых и зрелых взрослых этот факт принят и интегрирован в психику, что позволяет им быть гибкими, толерантными и как следствие более эффективными в жизни.

Когда мы учимся принимать потребности и желания других людей вокруг нас, несмотря на свои желания, мы учимся предотвращать ненужные конфликты, проблемы. Быть взрослым означает, что мы принимаем то, что мы просто не можем изменить или получить. Людям нужна свобода и в отношениях в том числе, в общении. К сожалению, эмоционально незрелый человек видит это пространство свободы как угрозу для самого себя, потому что это то, в чем он не имеет никакого контроля, и поэтому он чувствует себя беспомощным. Он должен контролировать, и это отсутствие контроля заставляет его действовать. Он возмущается, грубит, истерит, плачет, манипулируют, все время полагая, что он имеет право так себя вести. Такое поведение разрушительно влияет на личные отношения с другими.

Процесс зрелости это в том числе то, что мы учимся в ситуациях, которые мы не можем контролировать, особенно когда они связаны с другими людьми. Люди имеют право жить своей жизнью, как они считают нужным, не так, как мы. Они имеют право выйти из отношений, говорить плохо о нас или даже ненавидеть нас. И вообще быть другими. Эмоционально зрелый человек принимает эти факты без необходимости изменить то, что другой человек чувствует, без реванша и без страха, что контроль потерян. Настоящий контроль приходит тогда, когда человек принимает разнообразие мира, людей и себя как часть, а не как центральную единицу.

Зрелость предполагает чувство эмоциональной безопасности – то есть когда у нас развита способность переносить разочарования и способность выдерживать проблемы и страхи в повседневной жизни. Мы признаем реальность, реалистичны в своих суждениях о людях и ситуациях, и находимся в контакте с реальностью. Мы можем оценивать себя непредвзято. Мы понимаем себя и можем шутить, смеяться над собой без потери самоуважения. Зрелый человек знает, что на большинство вопросов есть более чем один ответ. Зрелый человек знает, что у него нет ответов на все вопросы. Зрелый человек заботится о своих обязательствах и не обещает больше, чем может. Он принимает возрастные изменения и течение жизни, что ее нельзя остановить. Знает, что жизнь имеет свои взлеты и падения, принимает это и знает, что жизнь это не всегда что-то веселое, надежное и приятное. Зрелый человек творчески и гибко ищет способы справиться с проблемами в жизни и научился принимать людей, какие они есть. Зрелый человек не бежит от проблем.

Одним из следствий воспитания в дисфункциональной семье является эмоциональная незрелость. Эмоционально-незрелые люди – это неуверенные в себе личности, которым для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужны «костыли». Они не могут переживать жизненные неурядицы и самые обычные проблемы. В качестве решения эмоционально-незрелые люди предпочитают «спрятаться в домик», убежать от ответственности . Роль «костылей» играют алкоголь, наркотики, казино, беспорядочные сексуальные связи, сектантские учения и т.д.

Признаки эмоционально-незрелого человека

Нежелание брать ответственность

Не желая мириться с реальностью, эмоционально-незрелые люди пытаются контролировать все вокруг. На первом этапе употребления наркотиков или алкоголя они находятся в иллюзии, что им это удается. Вещества, изменяющие сознание, позволяют чувствовать себя увереннее и могущественнее, чем есть на самом деле . Таким людям всегда нужна «инструкция» к жизни. Многие избегают личной ответственности путем ухода в секты или жесткие религиозные учения. Они похожи на маленьких детей, которые не представляют своего существования без руководства извне.

Неумение выражать собственные чувства

Еще одна проблема, с которой сталкиваются эмоционально незрелые личности – неумение выражать свои чувства. Они не представляют, что можно открыто заявлять как о своих достоинствах, так и о слабостях. Все эти люди не имеют представления, зачем проживать чувства , поэтому они заталкивают в себя обиды, злость и любой другой негатив. Из-за низкой самооценки им постоянно необходимо самоутверждаться , показывать собственную значимость за счет внешних проявлений. Чувство собственной ущербности они «глушат» веществами, изменяющими сознание.

Уход в крайности во всех сферах жизни

Еще один признак эмоционально-незрелых людей – крайности. Если речь идет о любви – то до одержимости, если работа – то трудоголизм, если религия – то слепой фанатизм и экстремизм. Все, что появляется в жизни эмоционально-незрелого человека, превращается в средство ухода от реальности. Причина – внутренняя пустота, которую срочно нужно заполнить чем-то извне . Наедине с самими собой, со своими чувствами, таким людям находиться невыносимо. Это основная причина, по которой столь часто происходят срывы после прохождения лечения наркомании в специализированных центрах.

Неумение планировать

Люди с эмоциональной незрелостью не умеют строить планы. Скорее они склонны мечтать, при этом ничего не делая. Во всех своих неудачах они обвиняют окружающих и обстоятельства (не с теми людьми связался, не в той стране родился, неудачно женился и т.д.). Они даже не допускают мысли, что проблема не во внешнем окружении, а в них самих . А все эти «если бы» – это всего лишь оправдание, чтобы предаться мечтам, которым не суждено сбыться при бездействии. Это порождает еще большее чувство собственной неполноценности, и вновь толкает на изменение сознания.

Эмоциональная незрелость – проблема, с которой сталкиваются тысячи взрослых людей. Наркотики, алкоголь и другие средства изменения сознания играют роль своеобразного обезболивающего. Но со временем и это перестает работать. Решением становится посещение психотерапевта и проработка детских травм. Однако не все способны предпринять этот шаг. Многие остаются в эмоциональной незрелости. Наркоманы и алкоголики умирают от зависимости, так и не предприняв попытки изменить свою жизнь. Люди с нехимической зависимостью продолжают жить в постоянном страхе, даже не осознавая этого…

Зависимость. Семейная болезнь Москаленко Валентина Дмитриевна

Эмоциональная незрелость

Эмоциональная незрелость

Когда индивид начинает пить (употреблять наркотики), он останавливается в своем взрослении и духовном росте. Я давно уже работаю с зависимыми больными. И постоянно наблюдаю одно и то же. Внешне человек может выглядеть как 40-летний мужчина, но когда спрашиваю, как его зовут, он отвечает "Саша". Все они Гена, Васек, Юрок, независимо от возраста. Солидности ни на грош. Они хотят оставаться невзрослыми, в их поведении видна детскость.

По паспорту им может быть 30, 40, 50 лет, а по эмоциям они все как 17-летние. Когда алкоголик хочет выпить, он ведет себя как ребенок, желающий лакомства. Дайте ему желанное лакомство немедленно. Откладывать на потом удовлетворение желаний могут взрослые, но не дети. Противостоять неприятностям, боли могут взрослые, но не дети.

Жена алкоголика, врач по профессии, рассказывает: "Когда мужу требуется помощь стоматолога, я договариваюсь с врачом об общем наркозе. Только так, под общим наркозом, он может позволить что-нибудь делать с его зубом. Нет, не вырвать зуб, а просто полечить кариес. Он очень боится боли".

Точно так же больные алкоголизмом не могут выдерживать любые жизненные трудности.

В норме мы, люди, духовно растем, эмоционально взрослеем, когда преодолеваем трудности, боль, неприятности, когда решаем проблемы. Больные зависимостью избегали этого, благо рядом всегда были люди, готовые взять на себя решение их проблем. Так больные остались эмоционально незрелыми. Так они превратились в "ребенка № 1" в той семье, которую сами создали.

Счастливые времена, беззаботные времена – это не время роста и взросления. Счастливые времена питают нас чем-то важным, что потом всю жизнь будет составлять наш эмоциональный ресурс. Но беззаботное время не побуждает нас к переменам. А эмоциональный рост – это изменение.

Вспоминаю эпизод из кинофильма "В моей смерти прошу винить Клаву К." Герой фильма, ученик 3-го класса, влюбился в Клаву из своего класса. Он не мог добиться, чтобы она обратила на него внимание. И тогда он все рассказал отцу. Между отцом и сыном состоялся очень серьезный разговор.

– Что же мне делать, отец?

– Страдать.

Так ответил любящий и заботливый отец. Через страдание достигается эмоциональная зрелость.

Недавно прочитала в одной книжке, что к жестокому обращению с ребенком относится и такое, когда родители не позволяют ему пережить боль, трудности. Интересно, не правда ли? Действительно, разве это не жестоко, не дать ребенку повзрослеть?

Больные зависимостью умеют анестезировать свою боль. Недаром их болезни относятся к области наркологии. В основе названия области медицины лежит то же слово, что и в основе обезболивания – наркоз.

Низкая толерантность к фрустрации

Толерантность – это способность переносить, терпимость. Фрустрация происходит от латинского frustratio – обман, неудача, тщетная надежда. Фрустрация – это такое психическое состояние, которое возникает в результате крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей. Обычно фрустрация сопровождается подавленным настроением, напряжением, тревогой. Нормальная жизнь обязательно сталкивает нас с многочисленными фрустрациями. Приходится их переносить.

Алкоголик не может терпеть даже незначительные неудачи, он не может сколько-нибудь долго находиться в состоянии фрустраици. У алкоголика короткий фитиль. Он быстро зажигается, быстро взрывается. И никогда не знаешь, что его вывело из равновесия. Он может прийти в ярость, если жена не подала наглаженную рубашку, если сын не завинтил трубочку с зубной пастой. Одна женщина, дочь алкоголика, рассказала, как отец поднял скандал из-за того, что она "не по центру поставила кастрюлю на плиту".

На похоронах обычно алкоголики напиваются, даже если длительное время находились в ремиссии. Они используют это событие для оправдания возможности выпить, а также потому что не могут переносить горе без обезболивания.

Ежедневные мелкие неудобства невыносимы для алкоголика. Он либо взрывается гневом и яростью либо прибегает к выпивке. Члены семьи стараются его не раздражать, в прямом и переносном смысле ходят на цыпочках, чтобы не беспокоить своего близкого, Но он все равно найдет, к чему придраться.

Жена старается обходить острые углы, утихомирить детей: "Дети, уходите гулять, дайте отцу отдохнуть, он устал". Но ей не избежать придирок. Иногда ей кажется, что она действительно виновата.

Из книги Как правильно воспитать своего мужа автора Леонов Владимир

Эмоциональная близость Мир правильной супружеской любви - это мир тонких, возвышенных эмоций. Эмоций всепоглощающей радости и блаженства. Нет-нет, не путайте это с наслаждением от соития двух тел, от оргазма. Мы говорим о другом, про чувства нежности, томления и

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

6.1.1. Эмоциональная экспрессия Повторение в рядахУчастники встают в две шеренги; пары напротив друг друга.A: «Я хочу это».B: «Ты не можешь это получить».A: «Я это на самом деле хочу, будьте добры».B: «Ты не можешь это получить». A (просительно): «Я хочу это…» B (мягко): «Мне очень

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§56. Эмоциональная память Эмоциональная память выражается в запоминании и воспроизведении чувств.Вспоминая прошлые события нашей жизни, мы не только воспроизводим зрительные образы людей и обстановки, слова, произносившиеся нашими собеседниками, мысли, вызванные в нас

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Эмоциональная зрелость Лидеры спокойны, хладнокровны и сдержаны перед лицом проблем, трудностей и неприятностей.Эмоциональная зрелость требует от лидера, во-первых, жить в мире с самим собой и, во-вторых, сохранять спокойствие перед лицом неприятностей и трудностей.

Из книги Мысленным взором автора Лазарус Арнольд

Эмоциональная инвентаризация Основная мысль, которую мне хотелось бы довести до читателя в следующем примере, заключается в том, что с эмоциональной точки зрения нам полезно время от времени проводить «инвентаризацию» своей жизни. Необходимо оценивать как свое

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Эмоциональная отстраненность Будучи богом солнца, Аполлон взирает на землю с некоторой дистанции -- он "выше всего этого". Один из способов, каким Аполлон сохраняет дистанцию от окружающих, -- уклонение от проблемных ситуаций. Когда возникает острый эмоциональный

Из книги Секрет абсолютно женственности автора де Анджелис Барбара

Эмоциональная страсть Интимные отношения не могут строиться долгое время исключительно на физической страсти. Должна существовать прочная связь и между сердцами партнеров. Эта связь не исчерпывается только сексуальным влечением. Это и эмоциональная страсть между вами

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Замаскированная эмоциональная грамотность Поскольку курс обучения уже перегружен из-за постоянного увеличения количества новых тем и насущных проблем, некоторые учителя, вполне понятно ощущающие перегрузку, не соглашаются брать дополнительное время для еще одного

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ Так же, как мужчина, Анима которого приняла облик Артемиды, боится приблизиться к девушке, так и сама женщина, подобная Артемиде, стремится сохранить дистанцию, физическую и (или) эмоциональную даже с любимым и дорогим человеком. Легче быть

Из книги Дитя удачи, или Антикарма. Практическое руководство по модели везения автора Григорчук Тимофей

Эмоциональная насыщенность В процессе нашей работы выяснилось, что эмоциональная насыщенность при загадывании желания, в принципе, не нужна. Оказывается, можно работать без неё. Халява мира отдельно, а эмоции отдельно. Они между собой связаны лишь очень опосредованно.

Из книги Как прекратить грузить свой мозг и начать жить автора Леушкин Дмитрий

Эмоциональная зажатость Подобно предыдущему кластеру, люди в этом кластере подавляют свои эмоции, что приводит их к эмоциональной зажатости и отсутствию чувств.УБЕЖДЕНИЯ КЛАСТЕРА– Я не могу потерять контроль!– Моя злость может стать искаженной и слишком сильной – и я

Из книги Развитие памяти [Секретные методики спецслужб] автора Ли Маркус

1.3. Эмоциональная память Эмоциональной называется память на чувства и переживания. Мы можем запомнить и воспроизвести практически любые наши эмоции и переживания. А благодаря эмоциям возрастает прочность запоминания. Подумайте: если тот или иной человек вам понравился

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Эмоциональная связь Когда мы достигаем целей, мы радуемся, и именно поэтому надежду можно назвать эмоциональным процессом. Эта эмоция очень важна, так как подкрепляет мышление, направленное на достижение новых целей. Когда мы терпим неудачу, мы переживаем, плохо себя

Из книги Сон - тайны и парадоксы автора Вейн Александр Моисеевич

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Эмоциональная зона Очень важным участком мозга, вовлеченным в принятие решений, является островковая кора. Она принимает самое активное участие в эмоциональных переживаниях, которые трансформируются в осознанные чувства, снабжая вас ценной информацией, помогающей

Любая эмоция возникает в ответ на удовлетворение-неудовлетворение какой-либо ценности, потребности, желания и т.д. Когда происходит удовлетворение – возникают положительные эмоции, при неудовлетворении – отрицательные. А так как большинство этих самых потребностей могут быть удовлетворенны только с помощью чего-то извне, отсюда вытекает важнейшая роль эмоций в жизни человека. Именно через эмоциональную сферу происходит «связка» внутренней системы ценностей-потребностей (что, как утверждают академические психологи, является ядром личности человека) с внешним миром.

Именно эмоции сигнализируют о том, какая потребность удовлетворена, а какая нет (оценочная и сигнальная функция эмоций). Именно эмоции дают «психологическую энергию» для деятельности (мобилизующая и регулирующая деятельность функция эмоций). Именно с помощью эмоций происходит закрепление положительного и отрицательного опыта (адаптивная и следообразующая функция эмоций). Наверное, следует назвать еще одну функцию эмоций, не упоминающуюся в академических учебниках – именно эмоции дают человеку ощущение жизни, бытийности, ее наполненности. Человек, не испытывающий эмоций, как бы и не живет.

Часто всю психику человека делят на две сферы – рациональную и эмоциональную. Обе эти сферы одинаково важны, это как две ноги, на которых «стоит» личность. Если одна из них не будет достаточно развита, то личность будет хромать. К сожалению, наша западная цивилизацию сильно обесценила важность эмоции в сравнении с мышлением, что не могло не сказать на сегодняшнем уровне психологического здоровья.

Итак, эмоциональное развитие не менее важно в жизни человека, чем интеллектуальное развитие. Поэтому, уровень эмоциональной зрелости человека является важной характеристикой его способности полноценно жить эту жизнь.

К сожалению, область эмоциональной зрелости личности человека на сегодня практически не подвергалась подробному изучению и теорий эмоциональной зрелости не так много. Приведу одну из них, на мой взгляд, наиболее достойную внимания, модель Клода Штайнера (одного из основателей транзактного анализа). Предупреждаю сразу, в сравнении с оригиналом, немного изменены названия каждого уровня зрелости (у Штайнера это называется уровнями эмоциональной грамотности).

1. Эмоциональный блок. Уровень развития эмоций, когда сами эмоции не чувствуются. То, что эмоции все-таки присутствуют, можно определить, по возникновению побуждения на одни действия, и сопротивление на другие. Эти эмоции могут блокировать или заставлять совершать какие-либо поступки, но не осознается (или правильнее сказать, не чувствуется) само эмоциональное побуждение. Просто невозможно что-то делать, или наоборот, невозможно остановить какое либо действие, происходящее вопреки сознательному решению. Со стороны можно сказать, что человек что-то чувствует по его интонациям, мимике, поведению, при этом самим человеком не чувствуется ничего из того, что он мог бы назвать эмоциями. Также это состояние он мог бы описать как пустоту, оцепенение или замороженность. Бывает, что такие «неощущаемые» эмоции бесконтрольно накапливаются, и приводят к эмоциональным всплескам и взрывам, после чего происходит возврат в «бесчувственное» состояние до нового такого взрыва.

Самопомощь: обучение распознанию телесных ощущений (болей, зажимов, напряжений, непроизвольных движений и т.д.) во время эмоциональных блоков. Может помочь форма дневника:

Эмоциональный блоки (что-то заставляет действовать/бездействовать без ощущения эмоций)

Какими телесными ощущениями, мышечными зажимами и т.д. сопровождается?

В каких ситуациях возникают?

Какая эмоция может, скорее всего, переживаться?

Помогают занятия танцами, музыкой, лепкой и т.д., в общем все то, что поощряет телесную экспрессию и переход на следующий уровень эмоциональной зрелости – телесный.


2. Телесные ощущения. Эмоции переживаются как телесные ощущения (к примеру страх – как сердцебиение или потливость, депрессия – как сжатие в груди, гнев – как неприятные ощущения в желудке и т.д.). Эмоция как сама эмоция при этом не ощущается

Самопомощь: Словарь «эмоциональных» телесных ощущений

Помогают мышечные релаксации, йога и другие практики, помогающие расслабить тело и установить с ним контакт.


3. Хаотические переживания. Эмоции чувствуются как некий уровень диффузной эмоциональной энергии, но при этом невозможно определить, какая эмоция переживается, различить эмоции, вербализировать. В общем, переживается вместо конкретных эмоций ощущение эмоциональной массы и напряжения.

Самопомощь: Составление словаря эмоций

Дневник эмоций – во время анализа дня записать свои основные чувства, которые испытывал в течении каждого часа или получаса (можно записывать на протяжении дня.). Обучение вербальному выражению эмоций (определять, что чувствую и называть это), рисование эмоций (или другое художественное их выражение).

4. Различение эмоций. На этом уровне происходит опознавание эмоций и их различение, определение вызвавших их событий, сопровождающих мышления и желаний. Человек может одновременно переживать несколько различных эмоций, при этом осознавая и различая эти эмоции. Но на этом уровне эмоциональной зрелости сильные эмоции искажают рациональную оценку, влиять на совершаемые действия и т.д.

Самопомощь: Обучение различным способам управления и переживания эмоций (этих способов настолько много и они настолько часто описывают, что тут я воздержусь даже от примерного их перечисления).

5. Ответственность за свои эмоции. Внутренний локус контроля эмоций: ощущение, что это не события заставляют меня чувствовать, а что это я чувствую в ответ на события. Эмоции не влияют на рациональную оценку ситуации или совершаемые действия. Для сегодняшнего времени это вполне высокий уровень эмоциональной зрелости. Человеку тут следует учиться не только переживать свои эмоции, но и понимать чужие – эмпатии.

6. Эмпатия. «Чувствование» того, что переживают другие люди, при этом четкое разделение «своих» и «чужих» эмоций, не переживание чужих эмоций вместо своих, а именно чувствовать их. Очень высокий уровень эмоциональной зрелости, соответствующий уровню опытного практического психолога. Для дальнейшего эмоционального развития стоит учиться «обмениваться» эмоциями с другими людьми

7. Эмоциональное взаимодействие. Человек способен не только чувствовать чужие эмоции, но и осознанно полноценно взаимодействовать с другими на эмоциональном уровне. Есть ли дальнейшее эмоциональное развитие, ни Штайнеру, ни тем более мне неизвестно.)))


Напоследок, хотелось бы привести краткие характеристики эмоциональной зрелости:

Эмоциональная зрелость по отношению к себе:

1.) способность осознавать, различать, называть и выражать свои эмоции;

2.) способность брать ответственность за свои эмоции на себя;

3.) способность регулировать свое эмоциональное состояние;

4.) стремление к дальнейшему эмоциональному развитию.

Эмоциональная зрелость по отношению к другим:

1.) способность «чувствовать» эмоции других людей, разделяя при этом свои и чужие эмоции;

2.) способность осознавать влияние чужих эмоций на себя и своих эмоций на других;

3.) умение сочувствовать другим;

4.) способность к эмоциональному взаимодействию с другими.

Большинство из того, что делает человек на самом деле направленно на то, чтобы хорошо себя чувствовать. А лучший способ достичь хорошего самочувствия – напрямую заниматься своим эмоциональным развитием.)))))

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!