Довлатов о счастье. Сергей довлатов — лучшие цитаты

Его житейские истории, основанные на собственных наблюдениях, заставляют читателя и плакать, и смеяться.

Будучи по натуре свободолюбивым человеком, он не смог прижиться в СССР и вынужден был эмигрировать в США, где его талант оценили по достоинству.

Довлатов – один из лучших писателей-минималистов. Комическое и трагическое, ирония и юмор, смешное и абсурдное тесно переплетены в его маленьких рассказах, анекдотах, бытовых зарисовках. Жизненные истории писателя – это смех сквозь слезы.

Автор «Заповедника» и «Зоны» вошел в русскую литературу своим неподражаемым легким слогом. Стиль Сергея Довлатова не только полюбился читателям, но и стал своего рода антитезой громоздкой советской риторике. Он писал о живом человеке в фальшивом мире. Поэтому его проза смешна и трагична одновременно.

Сергей Довлатов — лучшие цитаты

…Завистники считают, что женщин привлекают в богачах их деньги. Или то, что можно на эти деньги приобрести. Не деньги привлекают женщин. Не автомобили и драгоценности. Не рестораны и дорогая одежда. Не могущество, богатство и элегантность. А то, что сделало человека могущественным, богатым и элегантным. Сила, которой наделены одни и полностью лишены другие.

Семья- это если по звуку угадываешь, кто именно моется в душе.

Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов?

Ужасней смерти - трусость, малодушие и неминуемое вслед за этим - рабство.

Либо это временно, либо справедливо…

Выбирая между дураком и негодяем, поневоле задумаешься. Задумаешься и предпочтешь негодяя. В поступках негодяя есть своеобразный эгоистический резон. Есть корыстная и низменная логика. Наличествует здравый смысл. Его деяния предсказуемы. То есть с негодяем можно и нужно бороться… С дураком всё иначе. Его действия непредсказуемы, сумбурны, алогичны. Дураки обитают в туманном, клубящемся хаосе. Они не подлежат законам гравитации. У них своя биология, своя арифметика. Им всё нипочем. Они бессмертны…

Бездарность с лихвой уравновешивается послушанием.

Помню, Иосиф Бродский высказался следующим образом:
- Ирония есть нисходящая метафора.
Я удивился:
- Что это значит - нисходящая метафора?
- Объясняю, - сказал Иосиф, - вот послушайте. «Её глаза как бирюза» - это восходящая метафора. А «её глаза как тормоза» - это нисходящая метафора.

Собственнический инстинкт выражается по-разному. Это может быть любовь к собственному добру. А может быть и ненависть к чужому.

Желание командовать в посторонней для себя области есть тирания.

Окружающие любят не честных, а добрых. Не смелых, а чутких. Не принципиальных, а снисходительных. Иначе говоря - беспринципных.

Благородство - это готовность действовать наперекор собственным интересам.

Судят за черты характера. Осуждают за свойства натуры.

Есть люди настоящего, прошлого и будущего. В зависимости от фокуса жизни.

Хорошо бы начать свою пьесу так. Ведущий произносит:
- Был ясный, теплый, солнечный…
Пауза.
- Предпоследний день…
И наконец, отчетливо:
- Помпеи!

… Тигры, например, уважают львов, слонов и гиппопотамов. Мандавошки - никого!!!

Это безумие - жить с мужчиной, который не уходит только потому, что ленится…

Существуют внеземные цивилизации?
- Существуют.
- Разумные?
- Очень даже разумные.
- Почему же они молчат? Почему контактов не устанавливают?
- Вот потому и не устанавливают, что разумные. На хрена мы им сдались?!

Я совершенно убежден, что можно покорить любую женщину, без конца фотографируя ее.

Пушкин волочился за женщинами… Достоевский предавался азартным играм… Есенин кутил и дрался в ресторанах… Пороки были свойственны гениальным людям в такой же мере, как и добродетели…
- Значит, ты наполовину гений, - соглашалась моя жена, - ибо пороков у тебя достаточно…

Мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда.

Я люблю быть один, но рядом с кем-то.

Беседа переросла в дискуссию с оттенком мордобоя.

Юмор - украшение нации… Пока мы способны шутить, мы остаемся великим народом!

В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса…

Об авторе:

Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе. Набор его первой книги был уничтожен по распоряжению КГБ. Публиковался в самиздате. В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал из СССР, поселился в районе Форест-Хилс в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». В России его проза («Соло на ундервуде», «Компромисс», «Зона», «Заповедник» и др.) официально начала издаваться уже после смерти писателя. За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».

Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен на еврейском кладбище «Маунт-Хеброн» в нью-йоркском районе Куинс.

В память о Довлатове

В России первая улица имени Сергея Довлатова появилась в г. Ухта Республика Коми.

В честь Сергея Довлатова названа литературная Довлатовская премия, вручаемая журналом «Звезда».

3 сентября 2003 года в Таллине в честь Сергея Довлатова была установлена мемориальная доска на стене дома № 41 по улице Вабрику (до начала 1990-х - ул. И. В. Рабчинского), где в квартире № 4 писатель проживал почти три года (1972-1975).

3 сентября 2007 года в 15:00 в Санкт-Петербурге, на улице Рубинштейна, дом 23, состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски писателю. Автором мемориальной доски является Алексей Архипов, член Союза художников России.

Довлатов эмигрировал в возрасте 37 лет, а уже в 49 его не стало, умер от сердечной недостаточности вдали от родины. Он не раз говорил, что уехал, для того, чтобы стать писателем, в СССР его не публиковали.

Лучшая биография Довлатова написана им самим: "Я родился в не очень-то дружной семье. Посредственно учился в школе. Был отчислен из университета. Служил три года в лагерной охране. Писал рассказы, которые не мог опубликовать. Был вынужден покинуть родину. В Америке я так и не стал богатым или преуспевающим человеком. Мои дети неохотно говорят по-русски. Я неохотно говорю по-английски. В моем родном Ленинграде построили дамбу. В моем любимом Таллине происходит непонятно что. Жизнь коротка. Человек одинок. Надеюсь, все это достаточно грустно, чтобы я мог продолжать заниматься литературой…“

В эмиграции он издавал газету «Новый американец», за 12 лет опубликовал 12 книг, в числе которых циклы рассказов «Че­модан», «Компромисс», повести «Заповедник», «Иностранка». Он стал вторым русским писателем, после Набокова , который печатался в солидном New-Yorker. Современники говорили, что его книги – это анекдотическая сага об ушедшем времени, многие его цитаты, кстати, потом и рассказывали как анекдоты. Сегодня вспоминаем самые известные высказывания Сергея Донатовича.

О людях…

Долги - единственное, что по-настоящему связывает тебя с людьми.

Наша память избирательна, как урна...

У Бога добавки не просят.

Трудно выбрать между дураком и подлецом, особенно если подлец - еще и дурак.

Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь.

Не надо быть как все, потому что мы и есть как все...

Непоправима только смерть.

Ужасней смерти - трусость, малодушие и неминуемое вслед за этим - рабство.

Женщина, как таковая, является чудом.

Рожденный ползать летать... не хочет.

Я предпочитаю быть один, но рядом с кем-то...

Нет географической провинции, есть провинция духовная.

Можно, рассуждая о гидатопироморфизме, быть при этом круглым дураком. И наоборот, разглогольствуя о жареных грибах, быть весьма умным человеком.

Кто страдает, тот не грешит.

Истинное мужество состоит в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду.

Порядочный человек тот, кто делает гадости без удовольствия.

Я болел три дня, и это прекрасно отразилось на моем здоровье.

Семья - это если по звуку угадываешь, кто именно моется в душе.

В любой ситуации необходима какая-то доля абсурда.

Юмор - украшение нации... Пока мы способны шутить, мы остаемся великим народом!

Ирония - любимое, а главное, единственное оружие беззащитных.

О политике и свободе…

Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов?

После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов.

Какое это счастье - говорить, что думаешь! Какая это мука - думать, что говоришь!

Двое - это больше, чем Ты и Я. Двое - это Мы...

Скудность мысли порождает легионы единомышленников.

Что такое демократия? Может быть, диалог человека с государством?

О деньгах…

Деньги - это свобода, пространство, капризы... Имея деньги, так легко переносить нищету...

Деньги у меня, скажем, быстро кончаются, одиночество - никогда.

О творчестве…

Я не интересуюсь, что пишут обо мне. Я обижаюсь, когда не пишут.

Талант - это как похоть. Трудно утаить. Еще труднее симулировать.

На чужом языке мы теряем восемьдесят процентов своей личности. Мы утрачиваем способность шутить, иронизировать.

Если дать творческую свободу петуху, он все равно будет кукарекать.

Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и даже одним почерком.

Любая подпись хочет, чтобы ее считали автографом.

Комплексы есть у всех нормальных людей, их нет только у дегенератов и лыжников.

Об алкоголе…

Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить... читать.

О вреде спиртного написаны десятки книг. О пользе его - ни единой брошюры. Мне кажется зря...

Алкоголизм - излечим, пьянство - нет.

Если мы сейчас остановимся, это будет искусственно. Мы пили, когда не было денег. Глупо не пить теперь, когда они есть...

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат писателя Сергея Довлатова (1941 - 1990).

Живые и разнообразные высказывания , без характерной для многих русских писателей склонности учить нас жить.

Цитаты сведены по темам: человеческие проявления, писатели, о себе, женщины и мужчины, жизненная этика, любовь, алкоголь и курение, люди, литература, семья, дураки, ирония и юмор, язык, одиночество, жизнь, деньги, комплекс неполноценности, Россия.

О человеческих проявлениях

Человек человеку - всё, что угодно… В зависимости от стечения обстоятельств.

Окружающие любят не честных, а добрых. Не смелых, а чутких. Не принципиальных, а снисходительных. Иначе говоря - беспринципных.

Мне стало противно, и я ушел. Вернее, остался.

Нормально идти в гости, когда зовут. Ужасно идти в гости, когда не зовут. Однако самое лучшее - это когда зовут, а ты не идешь.

Порядочный человек – это тот, кто делает гадости без удовольствия.

Кто страдает, тот не грешит.

Чем безнадежнее цель, тем глубже эмоции.

Я не буду менять линолеум. Я передумал, ибо мир обречён.

Когда храбрый молчит, трусливый помалкивает…

К страху привыкают лишь трусы.

Рожденный ползать летать… не хочет.

Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство - это всегда «сверху вниз».

Редактор был человеком добродушным. Разумеется, до той минуты, пока не становился жестоким и злым.

О писателях

Иосиф Бродский - единственный влиятельный русский на Западе, который явно, много и результативно помогает людям.

Мне кажется, Бродский успешно выволакивает русскую словесность из провинциального болота. Рядом с Чеховым даже Толстой кажется провинциалом.

Лимонов - талантливый человек, современный русский нигилист. Эдичка Лимонова - прямой базаровский отпрыск. Порождение бескрылого, хамского, удушающего материализма.

Белов, Лихоносов, Астафьев, Распутин - талантливые, яркие писатели. Тем не менее в основе их творчества - уклончивый вялый мотив. Писатели голову ломают: «Где ты, Русь? Куда девалась? Кто тебя загубил?»…Кто, кто… Да любой семиклассник знает - кто! Однако эта трагическая истина не для советских писателей. Пусть даже и весьма талантливых…

К чему же пришел Валентин Катаев на склоне лет? Все материальные льготы, которые он вырвал у режима ценою бесконечных унижений, измен и предательства, доступны в западном мире любому добросовестному водопроводчику! И наверное, все чаще рвется из глубины души этого старого, умного, талантливого, циничного и беспринципного человека отчаянный вопль: - За что боролись?! За что ЧУЖУЮ кровь проливали?! И гробовая тишина - в ответ.

Хемингуэй был нашим кумиром, его не только любили как писателя, но и старались жить по его образцам, и потому разочарование в нём было особенно сильным, ведь по-настоящему презирать и ненавидеть человек способен лишь собственные слабости и грехи.

Однажды я спросил Воннегута, который живёт между Лексингтон и Третьей:
- Вас, наверное, тут каждый знает?
Воннегут ответил:
- Десять лет я гуляю здесь с моим терьером. И хоть бы один человек закричал мне: «Ты Воннегут?!»

О себе

После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов.

Я не интересуюсь, что пишут обо мне. Я обижаюсь, когда не пишут.

Живется мне сейчас вполне сносно, я ни черта не делаю, читаю и толстею. Но иногда бывает так скверно на душе, что хочется самому себе набить морду.

В Америке нас поразило многое. Супермаркеты, негры, копировальные машины, улыбающиеся почтовые работники…

Лично я писал главным образом для моей бывшей жены. Пытаясь доказать ей, какого сокровища она лишилась.

Главная моя цель - писать не быстрее, а медленнее. Лучше всего было бы высекать слова на камне - не чтобы навечно, а чтобы не торопясь.

Не думайте, что я кокетничаю, но я не уверен, что считаю себя писателем. Я хотел бы считать себя рассказчиком. Это не одно и то же. Писатель занят серьезными проблемами - он пишет о том, во имя чего живут люди, как должны жить люди. А рассказчик пишет о том, КАК живут люди.

Всю жизнь я дул в подзорную трубу и удивлялся, что нету музыки. А потом внимательно глядел в тромбон и удивлялся, что ни хрена не видно.

Пьянство мое затихло, но приступы депрессии учащаются. Просто я всю жизнь чего-то ждал: аттестата зрелости, потери девственности, женитьбы, ребенка, первой книжки, минимальных денег, а сейчас всё произошло, ждать больше нечего, источников радости нет. Главная моя ошибка - в надежде, что легализовавшись как писатель, я стану весёлым и счастливым. Этого не случилось.

О женщинах и мужчинах

Не деньги привлекают женщин. Не автомобили и не драгоценности. Не рестораны и дорогая одежда. Не могущество, богатство и элегантность. А то, что сделало человека могущественным, богатым и элегантным. Сила, которой наделены одни и полностью лишены другие.

Нет большей трагедии для мужчины, чем полное отсутствие характера!

«Главное в книге и в женщине - не форма, а содержание.» Даже теперь, после бесчисленных жизненных разочарований, эта установка кажется мне скучноватой. И мне по-прежнему нравятся только красивые женщины.

В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса.

У хорошего человека отношения с женщинами всегда складываются трудно. От хорошего человека ждут соответствующего поведения. К нему предъявляют высокие требования. Он тащит на себе ежедневный мучительный груз благородства, ума, прилежания, совести, юмора. А затем его бросают ради какого-нибудь отъявленного подонка. И этому подонку рассказывают, смеясь, о нудных добродетелях хорошего человека.

Целый год между нами происходило что-то вроде интеллектуальной близости. С оттенком вражды и разврата.

О жизненной этике

Человек привык себя спрашивать: кто я? Там ученый, американец, шофер, еврей, иммигрант… А надо бы всё время себя спрашивать: не говно ли я?

Истинное мужество состоит в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду.

Не надо быть как все, потому что мы и есть как все…

Я давно уже не разделяю людей на положительных и отрицательных. А литературных героев - тем более. Кроме того, я не уверен, что в жизни за преступлением неизбежно следует раскаяние, а за подвигом - блаженство. Мы есть то, чем себя ощущаем.

Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд.

В любой ситуации необходима какая-то доля абсурда.

Легко не красть. Тем более - не убивать… Куда труднее - не судить… Подумаешь - не суди! А между тем «не суди» - это целая философия.

Ужасней смерти - трусость, малодушие и неминуемое вслед за этим - рабство.

Лучший способ побороть врожденную неуверенность - это держаться как можно увереннее.

О любви

Я думаю, у любви вообще нет размеров. Есть только - да или нет.

Собственно говоря, я даже не знаю, что такое любовь. Критерии отсутствуют полностью. Несчастная любовь - это я еще понимаю. А если все нормально? По-моему, это настораживает.

Противоположность любви - не отвращение и даже не равнодушие, а ложь.

Любить публично - это скотство.

Когда человека бросают одного и при этом называют самым любимым, делается тошно.

Ты утверждаешь - значит, не было любви. Любовь была. Любовь ушла вперед, а ты отстал.

Любовь - это для молодежи. Для военнослужащих и спортсменов… А тут все гораздо сложнее. Тут уже не любовь, а судьба.

Об алкоголе и курении

Я закуриваю, только когда выпью. А выпиваю я беспрерывно. Поэтому многие ошибочно думают, что я курю.

Алкоголизм - излечим, пьянство - нет.

Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать.

О вреде спиртного написаны десятки книг. О пользе его - ни единой брошюры. Мне кажется зря…

Да я выпил! Да, я несколько раскрепощен. Взволнован обществом прекрасной дамы. Но идейно я трезв!

Если мы сейчас остановимся, это будет искусственно. Мы пили, когда не было денег. Глупо не пить теперь, когда они есть…

О людях

Большинство людей считает неразрешимыми те проблемы, решение которых мало их устраивает.

Всех людей можно разделить на две категории. На две группы. Первая группа - это те, которые спрашивают. Вторая группа - те, что отвечают. Человека, который задает вопросы, я могу узнать на расстоянии километра. Его личность ассоциируется у меня с понятием - неудачник.

Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов?

Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь.

Наша память избирательна, как урна…

О литературе

Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и даже одним почерком.

Талант - это как похоть. Трудно утаить. Еще труднее симулировать.

Россия - единственная в мире страна, где литератору платят за объем написанного. Не за количество проданных экземпляров. И тем более - не за качество. А за объем. В этом тайная, бессознательная причина нашего катастрофического российского многословья. Допустим, автор хочет вычеркнуть какую-нибудь фразу. А внутренний голос ему подсказывает: "Ненормальный! Это же пять рублей! Кило говядины на рынке..."

Долгие годы американская славистика простодушно ориентировалась на советские литературоведческие источники, и потому история нашей культуры представлялась искажённой.

О семье

Семья - это если по звуку угадываешь, кто именно моется в душе.

Двое - это больше, чем Ты и Я. Двое - это Мы…

Семья - не ячейка государства. Семья - это государство и есть. Борьба за власть, экономические, творческие и культурные проблемы. Эксплуатация, мечты о свободе, революционные настроения. И тому подобное. Вот это и есть семья.

Это безумие - жить с мужчиной, который не уходит только потому, что ленится…

О дураках

Что с дураком поделаешь? Дурак вездесущ и активен. Через ОВИР прорвался. Через океан перелетел. И давит почище Андропова.

Скудность мысли порождает легионы единомышленников.

Можно, рассуждая о гидатопироморфизме, быть при этом круглым дураком. И наоборот, разглогольствуя о жареных грибах, быть весьма умным человеком.

Об иронии и юморе

Ирония - любимое, а главное, единственное оружие беззащитных.

Юмор - инструмент познания жизни: если ты исследуешь какое-то явление, то найди, что в нём смешного, и явление раскроется тебе во всей полноте. Ничего общего с профессиональной юмористикой и желанием развлечь читающую публику всё это не имеет.

О языке

Язык не может быть плохим или хорошим… Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять.

На чужом языке мы теряем восемьдесят процентов своей личности. Мы утрачиваем способность шутить, иронизировать.

Об одиночестве

Чего другого, а вот одиночества хватает. Деньги, скажем, у меня быстро кончаются, одиночество - никогда…

Я предпочитаю быть один, но рядом с кем-то…

О жизни

Знаешь, что главное в жизни? Главное то, что жизнь одна. Прошла минута, и конец. Другой не будет…

«Жизнь прекрасна и удивительна!» - как восклицал товарищ Маяковский накануне самоубийства.

О деньгах

Деньги - это свобода, пространство, капризы… Имея деньги, так легко переносить нищету…

Деньги я пересчитал, не вынимая руку из кармана.

О комплексе неполноценности

Комплекс неполноценности - огромная сила. Вот только неясно - разрушительная или созидательная…

Комплексы есть у всех нормальных людей, их нет только у дегенератов и лыжников.

О России

В царской России человека на дно уводили пороки. В Советской России - достоинства…

Кошмар сталинизма даже не в том, что погибли миллионы. Кошмар сталинизма в том, что была развращена целая нация. Жены предавали мужей. Дети проклинали родителей.

О разном

Бескорыстное вранье - это не ложь, это поэзия.

О некоторых высказываниях я сожалею. Иные готов вытатуировать у себя на груди…

Я оглядел пустой чемодан. На дне - Карл Маркс. На крышке - Бродский. А между ними пропащая, бесценная, единственная жизнь.

Какое это счастье - говорить, что думаешь! Какая это мука - думать, что говоришь!

У Бога добавки не просят.

Антисемитизм - лишь частный случай зла, я ни разу в жизни не встречал человека, который был бы антисемитом, а во всём остальном не отличался бы от нормальных людей.

Джаз - это мы сами в лучшие наши часы. То есть когда в нас соседствуют душевный подъём, бесстрашие и откровенность…

Я болел три дня, и это прекрасно отразилось на моем здоровье.

Туризм – жизнедеятельность праздных.

Любая подпись хочет, чтобы ее считали автографом.

Довлатова нет уже почти тридцать лет, но его продолжают читать. Наверное потому, что это похоже на разговор с хорошим человеком . А ведь непросто в наше время поговорить с хорошим человеком, особенно - с писателем.

Цитаты про Довлатова

  • И. Бродский: Рассказы его держатся более всего на ритме фразы; на каденции авторской речи. Они написаны как стихотворения: сюжет в них имеет значение второстепенное, он только повод для речи. Это скорее пение, чем повествование.
  • А. Генис: Избыток мастерства есть и у Довлатова. В его предложении слова крутятся до тех пор, пока они с почти слышным щелчком не встают на свое место. Зато их потом оттуда уже не вытрясешь.
  • П. Вайль: Сергей очень желал массового читателя и понимал, что тому нужен именно всхлип рядом со смешком. Тут, пожалуй, единственная точка, где Довлатов поступался вкусом. В остальном он был целен и практически неуязвим.
  • П. Вайль, А. Генис: Довлатов - как червонец: всем нравится.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!