Дети которые не учатся в школе. Ребенок не хочет учиться в школе

Школа – первый этап подготовки ребенка к взрослой жизни. Это не только обучение основным предметам и дисциплинам, которые необходимо знать, чтобы быть интеллигентным человеком, но и стартовая площадка для поступления в высшие учебные заведения. Многие родители ломают голову, почему их ребенок плохо учится? Низкие оценки, отрицательные отзывы учителей – все это заставляет родителя задуматься о том, почему же так?

7 причин, почему ребенок не хочет учиться

Все дети разные, каждый из них уникален, и однозначного ответа почему ваше чадо не тянется к знаниям — нет, но есть ряд основных причин, среди которых с вероятностью в 95% будет и ваша.

  • Конфликты с одноклассниками. Многие дети и подростки не могут нормально учиться из-за того, что в школе на уроках и переменах они находятся в постоянном стрессе. Конфликт может иметь множество поводов, некоторые совершенно непонятны для взрослого человека – такие как «не модная» еда, которую родители дали на завтрак в школу, цвет одежды или хобби. Детей, которые отличаются от общей массы школьного социума, начинают задирать одноклассники, что сильно мешает учебному процессу. В данном случае родителю необходимо провести с ребенком разговор, научить его занимать место в среде одноклассников, и возможно изменить некоторые собственные действия в отношении ребенка.
  • Несамостоятельность. Это одна из бед ребенка, который является единственным в семье. Если о ребенке много заботились в детстве, и он получал все готовое, он просто может не представлять, что значит «учиться». Родителям необходимо научить его учиться, показать, что нужно делать и помочь получить начальные знания по сложным предметам.
  • Отставание в развитии. Все дети индивидуальны. Не любой ребенок в том возрасте, в котором его отдали на обучение в школу, способен усвоить программу на необходимом уровне. Серьезные задержки в развитии необходимо развивать с помощью специалиста, но небольшое отставание можно преодолеть и дома, если родители помогут малышу освоить то, что он не понял.
  • Отсутствие интереса. Многим детям становится неинтересно банально зазубривать уроки, учить и выполнять однотипные задания. Методы силового воздействия, наказания только усугубляют ситуацию, и ребенок еще больше начинает ненавидеть предметы, которые ему не даются. В этом случае необходимо действовать мягко. Родители должны объяснить ученику, что выполнять задания – его обязанность, и даже если это делать не хочется, выполнять их все-таки надо. Если родители обладают достаточным временем, они могут показать ребенку, в чем интерес каждого из предметов с помощью интересных фактов, необычных опытов, посещения специальных выставок и развития слабых навыков в виде игр на ресурсе https://сайт/.
  • Трудные предметы. Многие сложные предметы, такие как точные и естественные науки необходимо осваивать последовательно, пошагово. Если ребенок пропустил часть материала по болезни или просто не понял, ему будет очень сложно усвоить следующий материал. Из-за этого школьник перестает делать вообще что-либо, так как ему кажется, что выучить весь объем информации просто невозможно. Ребенку необходима помощь родителей или репетитора, которые помогут понять то, что непонятно и вернуться к хорошей успеваемости.
  • Беда в семье. Не стоит забывать, что дети и подростки – тоже люди и у них, как и у любого взрослого, могут быть проблемы. Многие дети не способны учиться из-за проблем в семье. Конфликты между родителями, смерть родственника, ссоры с братьями-сестрами или даже с лучшими друзьями могут повлиять на ребенка сильнее, чем кажется. Важно учитывать, что часто дети, а тем более подростки, не показывают, что именно их тревожит, изображая безразличие к происходящему. Важно понять, когда ребенок испытывает стресс, потому что он может отразиться не только на успеваемости, но и на здоровье.
  • Особенности характера. Проблема ребенка может заключаться в стеснительности или неумении выражать свои мысли. Школьник может быть очень умным, но иметь плохую успеваемость из-за боязни вовремя высказаться. Необходимо учить ребенка высказывать и отстаивать свое мнение.

Самое главное – понимать, что плохая успеваемость не всегда объясняется банальной ленью и нежеланием работать. В большинстве случаев это не так. Зачастую дети не столько не хотят учиться, сколько не могут, и им нужна помощь взрослых и старших.

Глава 1 - «Единая проблема психологов»

К психологам часто приходят семьи с детьми школьного возраста. И едва ли не самой частой причиной обращения к психологу является успеваемость их детей. А еще точнее, проблема, выражаемая практически всегда одной и той же фразой: «Понимаете, он (она) совершенно не хочет учиться!»

Реальные проблемы школьной успеваемости - подросток не понимает объяснений учителя, не может выучить материал, решить задачи, обобщить, выделить главное и т. д., меркнут по сравнению с этой трудноразрешимой задачей. Особенно, это, относится к ученикам средней и старшей школы. Родители, как правило, уверены, что если бы он вот прямо сейчас "захотел", "взялся", "не ленился" и т. д., то все с учебой было бы нормально или даже очень хорошо. Удивительно, но и учителя, судя по всему, массово поддерживают это странное родительское мнение. То есть получается, что ребенку надо просто что-то такое сказать или объяснить, и он захочет учиться? Конечно же, нет!

Очень часто психологи от родителей (да и мы сами) слышат фразу: «Да они все сейчас такие (ссылаясь, плюс к этому на компьютер, телевизор и нынешнюю культуру, которые якобы испортили их детей)!» Как же это глупо звучит. Тогда зачем в школах изучают информатику, если компьютер портит детей; зачем вы покупаете им дорогие телефоны, почему вы разрешаете им смотреть телевизор долго, если сами на него же и ссылаетесь. Много еще много приводить таких подобных примеров. Не в этом дело.

Если ребенок не хочет учиться, а ценность образования представляется родителям безусловной, значит, его нужно просто заставить. Есть проверенная веками система поощрений и наказаний: если применять ее творчески, можно добиться неплохих результатов в управлении процессом. Потом ребенок повзрослеет, разберется, что к чему и еще будет нам благодарен за то, что не обращали внимания на его капризы.

Ничего не бывает просто так. У "нехотения" всегда есть конкретная причина. Возможно, ребенку не подходит эта программа, эта школа, эти учителя. Он не может и не хочет усваивать знания в одной форме, но, вполне вероятно, захочет, если форму поменять. По-настоящему заинтересованные в качественном образовании ребенка родители должны искать, пока не найдут "нужное", и интерес ребенка к учебе не восстановится.

Не нужно заставлять и давить на ребенка, а также экспериментировать на нем и перетаскивать его из школы в школу. Он личность, а не объект приложения наших амбиций. Вспомните, как вы сами любили русский язык, математику, химию, физику, биологию... Школьное образование - это еще не все. Пусть занимается тем, что ему нравится, и ищет себя. Со временем он сам во всем разберется.

Но помогают ли эти способы? Во множествах случаев нет. Даже в некоторых случаях они не верны.

Поэтому психологи применяют креативность, и например, дают такие советы ученикам: учить уроки, катаясь на велосипеде читать учебники, только вися вниз головой на турнике… Действительно, помогает, но таких советов для каждого не хватит. Образуется так называемый "дефицит рецептов".

Несмотря на обширную практику в этом столь важном для родителей вопросе, у психологов так и не появилось никакого внятного, постоянного и общего решения. Так если проблемы "не хотящих учиться" детей у сотен семей похожи, может быть, существует и какое-то "верное" решение этой задачи? И мы решили найти это решение.

Глава 2 - «Анкетирование учащихся»

Мы решили провести анкетирование учащихся с целью - узнать их мнения. Это конечно нам значительно помогло. Мы даже и не догадывались, сколько проблем возникает у учеников в процессе учебы. Это анкетирование мы проводили у учащихся 7 «А» класса.

Были такие вопросы:

№1 - Часто ли вы не хотите идти в школу?

№2 - Хотите ли вы, вообще, учиться?

№3 - Как вы считаете, каков процент учеников, которые не хотят учиться?

№4 - Назовите основные причины нежелания учиться.

№5 - Что должны делать учителя, чтобы проявить интерес к своему предмету?

Ответы на первый вопрос (Часто ли вы хотите идти в школу?) такие:

«НЕТ» - ответило 10 человек из 27;

«ИНОГДА» - ответило 6 человек из 27.

Итак, мы видим, что почти половина (даже больше на одного человека) хочет ходить в школу. Но зачем? Только для того что бы общаться и дружить что ли?

Ответы на второй вопрос (Хотите ли вы, вообще, учиться?) получились такие:

«ДА» - ответило 17 человек из 27;

«НЕТ» - ответило 7 человек из 27;

«ИНОГДА» - ответило 3 человека из 27.

Значит, все-таки большинство хочет учиться. Но почему тогда не хочет? Потому что просто учащимся неинтересно!

Средний процент учеников, которые не хотят учиться составил - 76,7% учеников. И только всего лишь 23,3% составляют ученики, которые хотят учиться.

Ответы на четвертый вопрос (Назовите основные причины нежелания учиться) были очень разнообразны. Вот такие слова там встретились:

домашнее задание (сказали 3 человек из 27);

скучно (сказали 6 человек из 27);

не хочу (сказали 2 человек из 27);

проблемы с учителями (сказали 2 человек из 27);

сложно (сказали 5 человек из 27);

рано вставать (сказали 5 человек из 27);

личная жизнь (сказали 4 человек из 27);

лень (сказали 17 человек из 27).

Если действительно столько проблем у учеников в школе, то почему их нельзя как-то решить?

) «Плохое воспитание и простая человеческая глупость» - это объясняет то, что каждый родитель в раннем детстве ребенка должен был его приучить к работе.

) «Очень большая нагрузка, ведь получается детей, лишают детства! Если он хочет погулять, наверняка не сможет это сделать! Например, я сижу до двух-трех часов ночи за уроками!» - это объясняет то, что учителя думают только о своих предметах, и догадываются, что и другие учителя много задают.

) «Нет интереса к предметам» - эта фраза поясняет, как скучно сидеть на уроках.

Эти три фразы навели меня на мысль - ученики понимают, что им это нужно, но некоторые не успевают справляться с таким объемом домашнего задания, некоторые из-за огромного объема домашнего задания просто специально начинают не выполнять домашнюю работу, в надежде, что учителя поймут это, и станут меньше задавать, а некоторым просто скучно.

Последний вопрос №5 (Что должны делать учителя, чтобы проявить интерес к своему предмету?) был довольно творческий и ответы казалось бы должны были бы быть разнообразны, но нет. Ответы получились такие:

Делать уроки надо более интересными (ответило 5 человек из 19);

Делать уроки надо легче и доступней преподносить материал (ответило 5 человек из 19);

Делать уроки надо более технологичней (т.е. больше использовать компьютер, делать презентации) (ответило 2 человека из 19);

Делать уроки надо не загруженными до предела (ответило 3 человека из 19);

Делать уроки надо разнообразными (ответило 4 человека из 19);

Делать уроки надо с шутками (как утверждал наш класс очень интересно сидеть на уроке - физика; преподаватель Полянский Сергей Евгеньевич) (ответило 6 человек из 19);

Делать уроки надо с более мягкой оценкой (ответил 1 человек из 19);

Все устраивает (ответило 3 человека из 19).

Учителя, прислушайтесь, пожалуйста, к мнению учащихся. Постарайтесь, пожалуйста, проводить уроки такими, какими хочется нам - ученикам.

Глава 3 - «Опрос преподавателей»

Если некоторые учащиеся ссылаются на вину преподавателей, то почему бы не узнать мнение самих преподавателей. Мы решили провести опрос преподавателей.

Первый вопрос был таким - «Согласны ли вы с утверждением - Многие ученики 21 века не хотят учиться». Ответы получились такие:

«Да» - ответило 1 из 5 педагогов;

«Нет» - ответило 3 из 5 педагогов;

«50*50» (т.е. частично, а почти половина) - ответил 1 из 5 педагогов.

Большая нагрузка (с этим утверждением согласились 4 из 5 учителей);

Домашнее задание (с этим утверждением никто из учителей не согласились);

Скучно (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);

Не хочу (с этим утверждением согласились 1 из 5 учителей);

Проблемы с учителями (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);

Сложно (с этим утверждением согласились 3 из 5 учителей);

Рано вставать (с этим утверждением никто из учителей не согласились, говоря мне в ответ, что это просто распорядок дня);

Личная жизнь (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);

Лень (с этим утверждением все 5 учителей были согласны).

Следовательно, мы храбро может сказать, что главной причиной как по мнению учителей так и по мнению учеников, является простая лень.

Но к ответу о главной причине из-за чего многие ученики 21 века не хотят учиться является - лень можно только добавить, что лень не появляется сама по себе. Лень - это такое явление, появляющееся из-за какой-то причины. Так мы видим и с учащимся. Но из-за чего эта лень?

Глава 4 - «Польза или вред»

Как утверждают многие, и даже почти все родители учащихся вред их учебе приносит современная техника. В основном родители склоняются к телевизору и компьютеру. Многие дети могут подолгу просиживать за игровыми приставками, выпрашивая у родителей или выменивая у приятелей все новые и новые картриджи. Счастливые обладатели "настоящих" компьютеров (которых, заметим, становится все больше и больше) имеют еще большие возможности для времяпрепровождения, включая работу, обучение или развлечения в сети Интернет. Как относиться к этому? Держать и не пускать или, наоборот, предоставить событиям развиваться своим чередом, ссылаясь на то, что у каждого поколения свои вкусы?

Вот несколько советов для того, чтобы ребенок меньше сидел за телевизором и компьютером, и больше занимался уроками:

)Ограничивайте время, которое ребенок проводит перед экраном телевизора и компьютера. Обоснованно безопасными считаются следующие сроки.

Для ребенка 7-10 лет. Телевизор - не больше двух часов в день с обязательными перерывами. Компьютер - не больше полутора часов в день, с обязательными перерывами после каждых 20 минут обучения или игры.

Для ребенка старше 10 лет. Телевизор - не больше трех часов в день с обязательными перерывами после каждого часа. Компьютер - не больше двух часов ежедневно, с обязательными перерывами каждые полчаса.

) Не пренебрегайте общеизвестными правилами безопасности. Смотреть современный цветной телевизор можно с расстояния не меньше полутора метров. Для старых телевизоров это расстояние не должно быть меньше двух метров. Если на вашем компьютере не слишком современный монитор, обязательно приобретите дополнительный защитный экран. В просмотре телевизионных передач и работе на компьютере каждые 30-40 минут обязательно надо делать перерывы.

3) Если ребенок страдает невропатией <#"justify">1)Чаще говорите ребенку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает.

Постоянно приводите примеры людей, которые всю свою школьную жизнь ненавидели школу, а потом добились больших успехов благодаря полученным там знаниям.

) Чаще говорите ребенку о его недостатках, по возможности реже упоминая о достоинствах. Не ограничивайтесь общими определениями типа "лентяй", "негодяй", "безмозглый", "безрукий". Если у ребенка плохая память, недостаточно развито внимание или плохо с абстрактным мышлением, не забудьте об этом упомянуть. Необходимо также почаще говорить ребенку о том, что все эти качества останутся с ним навсегда, так как он "абсолютно не работает над собой".

) Обязательно скажите ребенку о том, что с таким, как с ним (глупым, малообразованным, нечитающим, физически слабым, трусливым и т. д.), никто никогда не будет дружить. Если ребенок возразит вам в том духе, что с ним уже дружат Катя и Вася, презрительно поднимите брови и патетически воскликните: "Разве это дружба?! Вот в наше время..." Договаривать фразу не надо, чтобы идеальную картину дружбы в "ваше время" ребенок мог достроить сам. Хотя обязательно надо упомянуть о том, что в ваше время заболевшим одноклассникам всегда приносили на дом уроки (у теперешних детей это почему-то не принято). Пусть ребенок, которому приходится узнавать уроки по телефону, осознает неполноценность собственных отношений с одноклассниками.

) Часто и со вкусом рассказывайте ребенку, какая ужасная судьба его ждет, если он не будет хорошо учиться. Обязательно упоминайте о криминальных "шестерках", проститутках, алкоголиках, продавцах с лотков и "дубоголовых" охранниках. Попробуйте рассказать ему о том, что Борис Ельцин, Борис Немцов и Борис Березовский хорошо учились в школе. Чаще приводите в пример родителей, то есть себя. Если вы преуспели в жизни, то это только потому, что десять лет смотрели в рот учительнице. Если же вы или ваш супруг (супруга) считаете себя неудачниками, то поясните ребенку, что, учись вы в школе чуть получше, - давно бы уже стали космонавтами или банкирами (в зависимости от ваших пристрастий и идеалов). А можно (для гармонии) так: папа - космонавтом, а мама - банкиром. Честное слово, ваш ребенок получит истинное удовольствие.

Глава 5 - «Как пробудить интерес к учебе»

Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока. Однако пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Мы нередко не задумываемся над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих учеников. А ведь в этом состоит главное!

Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих учеников, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не даёт остановиться в своём развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при выполнении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Чем интересуется сегодняшние школьники больше всего? Кем мечтают стать? Какое влияние оказывает на них современная жизнь общества? Что помогает лучше учиться, проявить свою творческую индивидуальность? Какую роль играет школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически всё мировое сообщество. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, - а ведь именно это и нужно в жизни.

«Ученик способный. А учиться не хочет!»

Мы продолжаем обсуждение трудных историй из школьной и внешкольной жизни в нашей педагогической консультации. Сегодня предметом разговора стало письмо из Екатеринбурга, посвященное одной из самых острых для современной школы тем – теме подростка, сбегающего из школы в интернет. Консультационный прием ведут доктор психологических наук Александр ЛОБОК и психолог Ирина ХРИСТОСЕНКО.
Мы ждем ваших историй. Адрес, по которому любой желающий может обратиться со своими вопросами и своими историями:
http://www.lvolab.msk.ru/lvo/forum/index.php?f=117/

История, о которой я хочу рассказать, достаточно типична для современных подростков. Ученик 10 класса, назовем его Роман, не хочет учиться. Он ходит в школу, присутствует на уроках, не конфликтует с учителями и при этом не успевает по многим предметам. Учителя пробовали разные методы решения проблемы: одни твердо требовали пересдавать материал после уроков, оставляли, пока не выучит, потом отстали, потому что решили, что от него все равно ничего не добьешься. Другие действовали через родителей, приглашали в школу, требовали принять срочные меры. Но родители не могут повлиять на ситуацию, у них хорошие отношения с ребенком, они стремятся объяснить ему, что учится он для себя, для того, чтобы быть успешным в будущем. …Роман, конечно, развивается и делает это с большим желанием и интересом, осваивает новые интернет-технологии, сервисы. Но при этом не думает связывать с этим свою будущую профессию. Сейчас ему интересны друзья, общение в интернете, компьютер. В играх он достаточно успешен, рассказывает об этом с большим желанием. А будущая жизнь представляется ему достаточно туманно. На вопрос, почему он не учится, Роман отвечает, что приготовление уроков отнимает слишком много времени, больше ни на что не хватает. Лучше вообще их не делать. Все равно результат один. Посоветуйте, где выход в этой ситуации? Как повысить учебную мотивацию у подростков?

Татьяна Келеева г. Екатеринбург

Александр Лобок :
Давайте, во-первых, разберемся: что значит «не хочет учиться».
«Друзья, общение в интернете, компьютер» – это те зоны, в которых Роману интересно. А это значит, что в перечисленных зонах его образование все-таки происходит. Он изменяется, растет, развивается в этих зонах. Он учится, наконец! Правда, учится не тому, что от него требует школа. И именно в этом видят главную проблему учителя и родители. Не в том, что Роман «не образовывается», а в том, что он «образовывается не туда» – не туда, куда требуют учебные программы.
Но так ли уж это плохо? Нельзя сказать однозначно. Если Роман по-настоящему увлечен компьютером, если он не зависает на всякого рода примитиве, а активно развивается в компьютерной среде, надо этому только радоваться. Почему мы думаем, что компьютер – это только «уход от реальных проблем»? Почему мы считаем, что генеральное направление образовательного развития ребенка – это приготовление уроков?
Вот если бы у Романа вообще не было никаких образовательных интересов, если бы он находился в состоянии глубокой образовательной депрессии (что, увы, случается у наших детей), это было бы по-настоящему печально. Но у Романа совсем другая ситуация! И мудрая позиция взрослых может заключаться в том, чтобы научиться взаимодействовать с Романом на его образовательной территории.
И первый вектор возможной работы (как для родителей, так и для учителей) – это начать с Романом совместную исследовательскую деятельность по поводу того, насколько расширяется, усиливается день ото дня его образовательный ресурс в процессе этого общения, игр и путешествий по интернету.
Что толку в очередной раз задавать вопрос: «Почему ты сегодня опять не выучил биологию?» А вот вопрос: «Чему ты научился благодаря интернету?» – может оказаться весьма и весьма конструктивным.
Иными словами, надо исходить из тех естественных мотивов, которые есть у Романа. Ведь он не топчется на месте. И если взрослому миру (родителям и учителям) станет интересно это реальное продвижение Романа в интернет-сфере, это будет площадка для диалога и взаимного обогащения. Только нужно понимать: это потребует от учителей и родителей определенных временных и душевных затрат. Но закон прост: если у нас нет ресурсов на то, чтобы разобраться в интересах взрослеющего подростка (в том, что нужно ему), у него заведомо не будет ресурсов разбираться в наших интересах (в том, что нужно нам).
Когда мы говорим: «Ребенка интересуют только общение, компьютер и интернет» – это слишком общие слова. Миллионы детей сутками сидят в интернете, но у всех этих детей совершенно разные интересы. И чем больше будем мы, взрослые, заинтересованы в том, что именно и в какой мере интересует ребенка в интернете, чем более серьезно и дифференцированно будем входить в структуру его реальных интересов, тем больше у нас будет шансов на взаимодействие и взаимопонимание с этим ребенком. Тем больше у нас будет шансов на то, чтобы помочь ему строить проект индивидуальной образовательной деятельности как в интернете, так и в школе.
Конечно, если мы на самом деле хотим помочь ребенку, а не оттолкнуть его от себя. И это прежде всего задача родителей, которые заведомо ближе к Роману. Но и возможная задача учителей – если учителей будущая судьба Романа по-настоящему волнует.
Второй вектор работы связан уже с позицией и возможностями школьных учителей.
Когда Роман говорит: «Приготовление уроков отнимает слишком много времени, больше ни на что не хватает. Лучше вообще их не делать. Все равно результат один» – это ведь не только про Романа.
Смотрите: «выпавший» из учебного процесса ребенок в какой-то момент начинает стараться, но… учитель этого не замечает. Учитель не готов обрадоваться тому, что ребенок совершил хоть какое-то усилие навстречу школьному процессу, и не готов это отметить положительной оценкой (не обязательно в журнале – хотя бы словами эмоциональной поддержки). А ведь любому ребенку хочется, чтобы его хоть чуть-чуть поддержали в его стараниях. Он же совершает маленький подвиг – отрывается от своего интереса и искренне пытается сделать то, чего хотят от него взрослые. Но учитель не готов это заметить. Он не готов поддержать одно только старание – ему требуется некий видимый результат. Но для видимого результата требуется время. И порыв подростка угасает. Кто виноват? Увы, не подросток. А тот, кто взял на себя обязательство быть педагогом.
К сожалению, это великая беда нашей школы: для учителей оценка – это способ сравнения детей друг с другом, а не способ помочь ребенку увидеть эффективность своего движения.
Но если мы хотим по-настоящему помогать таким детям, как Роман, нам нужно научиться выходить из привычного залога, когда оценка – это способ ранжирования сидящих в классе детей. Нужно научиться оценивать не количество допущенных ошибок, а количество приложенных усилий. Научиться оценивать сам факт старания. Как если бы мы имели дело с ребенком, у которого есть какие-то органические нарушения: «Ура! Ты сделал первый шажок! Это огромная победа, и мы готовы тебя в этом поддержать!!!» И я уверяю: на такую поддержку ребенок откликнется. Только надо понимать, что при этом требуется огромное терпение. И от родителей, и от учителей.

Ирина Христосенко :
«Ребенок не хочет учиться!» Так видят ситуацию родители, так видят ситуацию учителя. И оттого с ребенком проводятся душеспасительные беседы о будущем, которые, по замыслу, должны заставить его одуматься и активизировать свою учебную деятельность. И к психологу с тем же вопросом – про повышение учебной мотивации. И суть вопроса проста: как заставить ребенка занять учебную позицию в том мире школьных знаний, которые представляются сверхважными во взрослом мире?
Проще всего посоветовать оставить Романа в покое – мол, сам разберется, что для него является действительно важным, а что несущественным. Тем более что образовательные интересы у него отнюдь не потеряны – просто школьные знания не попадают в их сферу.
Но все-таки хочется помочь родителям и учителям и попробовать ответить на вопрос, что же случилось с Романом – почему он выпал из учебного процесса. Тем более что ситуация эта достаточно типичная – в ней оказываются тысячи подростков.
И первое предположение, которое возникает: может, дело вовсе не в том, что Роман не хочет учиться, а в том, что он не может учиться? Точнее, не может учиться так, как от него ждут окружающие? И, не справляясь с предъявляемыми ожиданиями, все больше и больше уходит в тот мир, в котором он по-настоящему успешен?
Смотрите, как фиксирует проблему сам подросток. Он пробовал себя мобилизовать на учебу, но у него все равно ничего не получилось. Его усилий не заметили. Не оценили. И никто не откликнулся, никто не попробовал помочь. Как будто взрослые и не предполагают, что Роману может быть трудно, что ему может быть нужна реальная помощь. Мол, дело исключительно в том, что Роман «не хочет». Ведь там, где он «хочет» – в компьютерных программах, в интернете, – у него получается все.
Похоже, что учителей в оценке ситуации подводит то, что Роман является безусловно способным мальчиком с выраженной склонностью к интеллектуальному лидерству. И наверняка еще совсем недавно он был весьма и весьма успешным учеником и учеба давалась ему легко. Но вот наступила подростковость, и сломалось что-то в хорошо отлаженном механизме взаимодействия мальчика со школой, а учителя и родители, привыкшие к послушному и успешному ученику, все готовы списать на пресловутое «падение учебной мотивации» и злостный интернет. Мол, все дело в отсутствии у Романа настроенности на учебу и волевых усилий. И даже когда Роман прямым текстом говорит: «Я пытаюсь, но у меня не получается!» – его не слышат. Инерция восприятия сильнее.
Но давайте попробуем реконструировать, что происходит со склонным к лидерству учеником при вступлении его в подростковый возраст.
Доминанта подростковости – уважение среди сверстников, а одно из условий для достижения высокого статуса в современной подростковой среде – конечно же, стать докой в компьютерных делах. А это требует ой-ой-ой каких усилий!
Правда, у взрослых существует иллюзия, что современным детям легко осваивать компьютер, что это для взрослых трудно, а от детей не требует никаких особенных затрат. На самом деле это, конечно, не так. Просто для детей этот мир сверхценен, и они готовы прилагать к его освоению огромные усилия. А родители часто даже не подозревают, сколько времени требуется ребенку для того, чтобы освоить те или иные компьютерные ресурсы. И что в какой-то момент он объективно вынужден пожертвовать школой, чтобы совершить свой компьютерный рывок. У ребенка не хватает ресурса на то, чтобы быть успешным сразу на двух фронтах. И естественно, что он жертвует линией школьного фронта, полагая, что придет время и он нагонит школьную программу.
Но когда время приходит и он совершает-таки усилие навстречу школе, оказывается, что его собственного ресурса уже недостаточно. Нужен запрос на взрослую помощь. Но ребенок привык к лидерству, да и взрослые уверены в том, что ему «все легко». И не готовы оценить прилагаемые ребенком старания в силу завышенной планки ожиданий.
И тогда вчерашний успешный ученик предпочитает занять позицию школьного разгильдяя: старайся не старайся – результат один! Роль неудачника невыносима – уж лучше роль сознательного разгильдяя. Мол, не потому не учусь, что не могу, а потому, что «забил» на вашу учебу!
Но взрослые-то должны понимать, что это чисто защитная позиция!
И что если в течение хотя бы полугода начать оказывать такому ребенку систематическую содержательную помощь, он сумеет вынырнуть из учебного провала и сможет совместить свою компьютерную успешность с успешностью в учебе. И тогда маска разгильдяя уже не потребуется – ведь Роман явно способный ребенок с высоким интеллектуальным потенциалом.

Приветствую, с вами снова Оксана Манойло со злободневной темой - что делать если ребёнок не хочет учиться. Пожалуй, никогда так часто в отчаянии родители не заваливали интернет-поисковики вопросами на тему «почему ребёнок не хочет учиться », как в наши дни. Чем дальше, тем чаще и безысходнее.

Расскажу в этой статье секреты из своего опыта. Как сохранить здоровье физическое и психическое. Свое, и своего ребенка. Как сохранить мир в семье и в школе.

Ребенок не хочет учиться в школе или война миров!

У большинства из нас, родителей, сладкая иллюзорная картинка, где любимый уже подросший малыш дарит букет цветов первой учительнице, потом с жаром тянет руку на уроках, а дома старательно выводит буквы в домашнем задании. Но все это разбивается о реальность, в которой любимое чадо буквально с первых дней заявляет: «Я туда больше не пойду и делать ничего не буду!»

Не, ну не то, чтоб мы не ожидали того, что будет не всегда гладко. Но «не всегда» и «полностью не гладко» это вполне себе ощутимые по различию вещи.

И что делать? Как быть? Мы спокойно упорствуем ровно до того момента, пока не приходит холодное понимание, что он не шутит, он не ленится, ему просто тупо плохо там.

Тогда мы в начинающейся лёгкой внутренней панике бежим выяснять, всё ли нормально в адаптации, в отношениях с учителем, в отношениях с одноклассниками. И впадаем ещё в больший ступор, потому как в подавляющем большинстве случаев по этим пунктам всё приемлемо. А что тогда?


И вот тогда картина маслом: понятно, что вообще ничего не понятно. Но горячо любимый человек вдруг превращается в существо, готовое чуть ли не войной отстаивать своё право ничего «школьного» не делать, а то и вообще туда не идти.

Кто-то из детей уходит в «теневую оборону». И раз за разом обостряя или чуть ли не еженедельно сваливаясь с пресловутыми ОРЗ-ОРВИ, чтобы остаться дома - в войне все средства хороши.

Кто-то воюет открыто, саботируя, игнорируя, провоцируя, в целом демонстрируя уверенность в своей правоте и отстаивая своё право… Право на что?

Мы знаем, что наши дети вовсе не глупы, мы знаем их сильные и слабые стороны. Но вот такое небывалое сопротивление не может не навести нас на о том, что и вправду что-то не так. Вот о том, что именно не так, как с этим «не так» взаимодействовать, чего ждать и так далее, мы сегодня и поговорим.

Почему ребенок не хочет учиться? - страшная правда!

Давайте будем честны сами с собой. Единицы из нас безоговорочно любили школу и обожали учиться. На глаза как-то попались воспоминания о школьном детстве людей, которых считали видными умами времён советского социализма. Среди них и учёные-физики и крупные специалисты в области строительства электростанций, и другие не менее выдающиеся личности уже в почтенном возрасте.

Одни вспоминали, как учитель запирал их в кабинете для того, чтоб выполнялось домашнее задание. А они при помощи друзей вылезали через форточку и бежали играть в футбол или лапту. Не смотря на то, что знали о неминуемом жёстком наказании потом.

Другие с теплотой и смехом вспоминали, как тёмным утром проворачивали аферу с лампочками, вставляя в патроны освещения мокрые бумажки. Бумажки постепенно высыхали, контакт прерывался. Лампочки прекращали гореть и урок, особенно пасмурными зимними днями, проводить было невозможно.

Поэтому очевидно, что если вы думаете, что процесс обучения в школе может быть обожаемым, то вы себе врёте! И старательно забыли о том, как это было у вас. Хорошо, не нравится, но что же делать?

Что делать, если ребёнок не хочет учиться? Обязанность получить аттестат о среднем образовании закреплена нынче за каждым гражданином государства. И именно родителю будет административное «а-та-та», если его ребёнок аттестат не получит. А с другой стороны – не тащить же волоком?


Один против всех!

Сейчас коснёмся того момента почему раньше случаи противоборства школьной системе были единичны. А сейчас носят массовый характер. Ответ прост. Мы растим уже совершенно других детей. Они тотально и безоговорочно не похожи уже даже на нас – их родителей. Что уж говорить о предыдущем поколении, о наших родителях.

Для бабушек-дедушек этот феномен и вовсе несовместим с понятием нормальной реальности. Таким образом, порождается страшная ситуация. Когда все – родители, бабушки, дедушки, школа находятся на одной стороне баррикад. А ребёнок - один против всех – на другой. Отчаянный, но не сломленный. Пока.

Особенность новых детей заключается в их обострённом чувстве собственного достоинства, в качественной самооценке и в нежелании кривить Душой. Интересно, что как раз «провокаторы» не те дети, которым в школе страшно, может быть унизительно, нет.

Многие родители выражают опасения, мол, это бесхарактерность даёт такую реакцию на даже небольшое давление. Куда там! Сломаться и плыть по течению куда проще, чем противостоять! Тем более, когда ты маленький, а система большая и, кажется, все против тебя.


Почти всегда бунтари - это яркие, активные ребята. Эрудированные, разносторонние в общении, возможно непризнанные во дворе, либо независимые одиночки. Специалисты характеризуют их как «умный, но учиться не хочет.»

Эти дети рубят правду с плеча, не заискивают перед авторитетами, задают неуместные И делают выводы о действительности по тем фактам, которые сами видят и чувствуют, а не по тому, что им пытаются «всучить».

Что школа фактически запрещает ставить собственные и достигать их, навязывая свои. Что школа крадёт время у по-настоящему интересного, и так далее. Вы всё ещё удивляетесь тому, что ребёнок не хочет учиться ?

И если раньше мы воспринимали это как данность, как необходимость «просто пережить», потому, что все так живут. То современные наделены хорошим таким здоровым эгоизмом, который запрещает им врать прежде всего самим себе.


Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться в школе? Родителю, если он желает разобраться в этой ситуации и хоть как-то выплыть в «нейтральные воды» во взаимодействии с собственным ребёнком и с этим вопросом, необходимо тоже перестать себе врать! Врать про то, что у ребёнка должно присутствовать неминуемое стремление ходить в школу, чтобы в ней учиться. Дети туда хотеть ходить из-за этого не могут, поймите и примите уже как-нибудь.

Социализация – да, возможно. Некоторые психологи вполне лояльные к школе всё равно сходятся во мнении, что первые два-три школьных года только для адаптации и социализации и пригодны. И серьёзно научать чему-либо детей в это время не имеет большого смысла. Но и то, что для социализации школа просто необходима – это миф.

Просто признайте, лучше вслух, что вы понимаете чувства своего ребенка! А дальше уже можно садиться и сообща думать вместе что именно делать дальше.

Что же все-таки делать, если ребенок не хочет учиться в школе? - мой главный секрет

Для начала нужно для тех, кто не в курсе, просто знать, что есть альтернативы . Экстернат, домашнее или семейное обучение, вальдорф. Все они отлично себя зарекомендовали. Исчерпывающую информацию об особенностях и нюансах той или иной альтернативной системы образования можно легко найти в интернете. А так же связаться с «бывалыми», кто уже «плавал-знает». Мои дети, например, учатся на семейном образовании дома.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Многих из тех, кто вроде бы и согласен на альтернативу смущает больше не тот факт, что нужно будет более прицельно уделять время учёбе ребёнка. (Хотя сведущие говорят, что по факту и ничуть не более прицельно, кто как воспринимает). А то, что ужасно то, что у ребёнка появится тонна свободного времени!


Между тем, это нормально при домашнем обучении. И сюрпризом для таких ужасающихся родителей может стать то, что вообще-то ценным моментом в развитии личности ребёнка могут стать и сложные компьютерные игры и ощутимо длинные телефонные разговоры. И многочасовое слушание музыки и даже «не те» друзья.

Это опыт, представьте себе. И ребёнок имеет на него право. Что делать, если ребенок не хочет учиться? Что бы ни было, основополагающим всегда будет пример родителей! Именно глядя на то, ребёнок сделает правильные выводы обо всём, но жить и пробовать он должен сам.

Миф о «ничего-не-делании»

Второй момент, который обычно непреодолимым контраргументом вываливается супротив альтернативному образованию, звучит как практически истеричное: «Но он же ничего не будет делать!».

Это очередной миф, засевший в головах поколения, пережившего насилие традиционным образованием и мечтавшего в детстве: «Эх, скорее б вырасти и ничегошеньки не делать из этой надоевшей учёбы!»

Между тем, жажда познания – мощнейшая природная сила, заложенная на генетическом уровне. В детском возрасте она особенно ярко проявлена. Что же делать, если ребенок не хочет учиться? И вот парадокс заключается в том, что если на ребёнка не давить, объяснять перспективы, мотивировать, давать выбор и позволять нести ответственность, он будет охотно познавать новое.

Поначалу, возможно, он и будет проявлять и ничегонеделание. Если к тому моменту немало обжёгся на традиционной школьной диктатуре, но только для того, чтоб заручиться спокойствием, что нет. Что теперь действительно всё по-другому. Но потом, расслабившись и сняв оборону, непременно начнёт учиться, познавать. Он просто не сможет этого не сделать.

Что делать если альтернативное обучение неприемлемо?

Если по каким-то причинам альтернативное образование для сейчас неприемлемо, то нужно разработать тактику и концепции, без этого никак, ведь вы теперь уже заодно.


Что делать, если ребенок не хочет учиться? Во-первых, все ведущие психологи на сегодняшний день, говорят о том, что если делать неукоснительно все современные школьные задания, можно заработать проблемы с психикой.

И грустно и смешно от того, что в крупных успешных компаниях от сотрудников требуют, наоборот, из общей массы дел выделить важные, актуальные на данный момент, основополагающие и неотложные, «забив» на всё остальное. Это именуется оптимизацией и креативностью. Школа же учит ровно противоположному.

Если ребенок не хочет учиться, что делать? - советы бывалых

Успешны не те, кто всё знает, а те, кто знает, где искать и как соответствовать. Успешен психически стабильный человек, жизнерадостный и самообучаемый. И вот именно понятие успешности как раз и нужно качественно разъяснить ребёнку. Нужно объяснить ребёнку выгоду успешности, сделать её мотивацией.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Обязательно знать, что для того, чтобы быть успешным в классе, нужно с пониманием относиться к труду учителя.

Важен момент именно чувствования, что человек тоже может быть несчастен, заложником обстоятельств, раз выражает недовольство. Но ни в коем случае это не должно перетекать в заискивание или не попирание своих интересов.


Просто иногда для поддержания хорошего «имиджа» нужно поднапрячься и сделать хорошую объёмную работу, чтобы успокоить неусыпный учительский контроль. Нужно прочесть хотя бы на перемене параграф и вовремя поднять руку. Поусердствовать на контрольной, между делом выполнить (да даже если и списать!) домашнее задание.

И вот реально таким образом по крайней мере в средних классах можно учиться не наматывая ни себе ни педагогам нервы на кулак. Это не иллюзия образования, это тот самый баланс, когда не пересекаются ничьи границы. И это, в общем-то, неплохой вариант, чтоб всем участникам школьной эпопеи сохранить себя.

Оставьте свои страхи при себе!

Тем, кого не устроил предыдущий абзац, предлагаю задать себе вопрос, а чего вы, собственно, боитесь? Вырастить невежду? Обнаружить свою непримиримость к тройкам? Боитесь то, что будете мямлить, пытаясь смягчить пилюлю «несоответствия» вашего ребёнка школьным идеалам в разговоре с другими людьми?

Так будьте честны и не прикрывайте в виде внутричерепных тараканов разговорами о важности школьного образования для дальнейшего жизненного успеха ребёнка.

Ребенок-подросток не хочет учиться - может это здорово?

Будьте честны с ребёнком и с самим собой. Держите для собственного самообладания в памяти суровые примеры реальности. Где отличники и «заучки» работают официантами в «МакДоналдс». А свободолюбивые независимые «троечники» благодаря своей нешаблонности, создают новые бизнес-ниши. И неплохо , радуясь жизни.


Образование не гарантирует успешность и правда именно в этом. Ищите с ребёнком компромиссы. Может быть в виде договорённости. Например, что он выбирает направление, которое ему интересно и в котором он сам качественно будет заниматься. А за это вы поможете ему «проскочить» в других.

Что еще делать, если ребенок не хочет учиться? Всем нам очень важно сейчас учиться у наших детей этому самому здоровому эгоизму. Обретать навык перекладывать на них часть ответственности за их же жизнь. Верьте в своего ребёнка. Любите своего ребёнка. Каждую минуту помните о том, что школа – это не сама жизнь, а только лишь маленькая её часть.

Они не только справятся, но и превзойдут нас во всём, не сомневайтесь! Ведь новый, добрый, яркий мир, который рождается сейчас буквально на наших глазах – их мир, и они знают как лучше. И если ребенок не хочет учиться, то только потому, что эти «знания» не соответствуют его новому миру. Что делать если ребёнок не хочет учиться? Помочь ему!

Друзья, если вам понравилась статья, что делать, если ребенок не хочет учиться, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Я, Манойло Оксана - практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на "отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

"Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. "Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями", — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

"Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится", — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому", — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете", — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

"Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании", — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе", — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. "Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил Кузнецов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!