Что такое Ретрит? Как женщина становится желанной? Что такое ретрит в буддизме.

Как можно понять истину вне слов,
Если болтать и рассуждать
не имея собственного опыта?

В этой статье мы поговорим на тему ретрита (затворничества).

Рассмотрим следующие темы:

  • что такое ретрит?
  • три вида страданий (страдания боли, страдания перемен, всепроникающее страдание);
  • значение слова ретрит;
  • причины для ухода в ретрит;
  • какие трудности могут возникнуть в ретрите;
  • основные советы по поведению во время ретита;
  • результаты и эффекты по завершении ретрита.

Состояние счастья, радости, уравновешенности и полноценности не может проявиться, пока умом владеет привязанность или стремление достичь каких-то материальных благ. Сколько бы вы не следовали за желаниями, цепляющимися за эту жизнь, за мыслями о материальном или об удовольствиях – конца этому не будет. Желания будут возникать снова и снова. Работа на желания бесконечна. Приходится переживать постоянное беспокойство, депрессию и множество других проблем.

Материальные наслаждения мира людей и богов (другое название «сансарные» наслаждения) по своей природе являются страданиями. Человеческий ум заблуждается, считая их наслаждениями и настоящим счастьем.

Видео о ретрите, который проводит наш клуб йоги:

Записаться на ретрит можно на .

Более того, не осознавая всех разновидностей собственного страдания, мы не сможем понять страдания других живых существ и соответственно развить истинное сострадание. Для того, чтобы понять страдания других, прежде необходимо разобраться со своими собственными.

В нашем мире страдания разделяются на 3 вида : страдания боли (иногда его называют страдание страдания), страдания перемен и всепроникающее страдание.

Страдание боли (страдания) - это все физические и умственные переживания, рассматриваемые как неприятные, в том числе связанные со старостью, болезнью и смертью. Сюда относится страдание рождения, старения, болезни и смерти; страдание, причиняемое разлукой с любимыми, встречей с нелюбимыми; страдание, возникающее из-за невозможности достичь желаемое и необходимости защищать накопленное или достигнутое.

Страдание перемены - вторая форма страдания, более тонкая. Понять её можно лишь с помощью верного аналитического мышления. Страданием перемены принято называть те мимолётные удовольствия, которые нам доводится испытывать.

Например, если сегодня мы испытываем меньше боли, чем вчера, мы говорим, что чувствуем себя хорошо, однако это вовсе не означает, что боль прошла полностью, просто её интенсивность уменьшилась.

Если сидеть слишком долго, мы почувствуем боль и усталость. Встав, после долгого сидения, мы ощущаем улучшение состояния (которое можем назвать удовольствие, особенно, если сидели несколько часов), но через некоторое время чувствуем усталость от нахождения в положении стоя. И тут важно попытаться понять очень важную деталь, которая дает понимание этого типа страдания: мы говорим, что чувствуем себя лучше, когда наша боль уменьшается, в действительности мы именуем "удовольствием" то, что на самом деле является страданием.

Как только мы встали, стояние начинает аккумулировать в нас неудобство от стояния. Хотя дискомфорт стояния появляется, как только мы встаём, поначалу он настолько слаб, что мы его попросту не замечаем. Однако, по мере того как мы продолжаем стоять, он становится всё сильнее и очевиднее. По прошествии некоторого времени, когда неудобство от стояния становится достаточно интенсивным, мы замечаем его. В этот момент оно становится страданием боли.

Люди часто радуются переменам, воспринимая такие жизненные ситуации как интересные и динамичные. Но с того момента, как человек пытается удержать приятные впечатления, его страдание запрограммировано. Ничто не может длиться вечно. Поэтому, учение Будды обращает внимание на то, каким болезненным может быть ожидание длительного счастья от изменчивых, преходящих вещей.

Всепроникающее страдание – это наша сансара - соединение наших тела и ума, находящееся под контролем кармы и тревожащих мыслей, и осквернённый или отравленный семенами этих омрачённых состояний ум. Поскольку семена тревожащих мыслей продолжают отравлять поток нашего сознания, как только мы встречаемся с привлекательным, отвратительным или нейтральным объектом, тревожащие мысли-омрачения рождаются в нашем уме и закладывают основу для появления следующего обусловленного тела. Если мы удалим семена омрачений из потока нашего сознания, в нашем уме перестанут возникать тревожащие мысли, а при их отсутствии ничто не подвигнет нас на совершение негативных действий. Прекратив неблагие деяния тела, речи и ума, мы прекратим закладывать в собственное сознание отпечатки, создающие нашу будущую сансару.

Размышления о страданиях, а тем более (одном из основных учений Будды Шакьямуни) зарождает уверенность, что со всем этим возможно справиться и помогает утвердиться на выбранном вами пути.

Повседневная жизнь полна отвлечений, предрассудков и иллюзий. Ретрит является уходом от пагубных мыслей путем оставления привязанностей.

Почему человек решает отправиться в затворничество, уходит от других людей, решает побыть в одиночестве – совершить ретрит? Может причина в том, что все это связано с желанием немного успокоиться или отдохнуть от бытовой жизни, окружения, семейных тяжб?

В первую очередь, это желание или даже потребность в развитии базовых человеческих качеств: любви и сострадания. Далее возможность на практике развить те учения, которые человек получает от наставника. Не менее важна возможность изоляции от суеты повседневной жизни. Именно в ретрите у нас появляется возможность находиться без отвлечений, и только тогда мы вынуждены столкнуться с самим собой, заглянуть внутрь себя.

Ретрит помогает увести наше сознание от иллюзии к реальности. Обнаружить наше естественное внутреннее состояние, нашу природу. Только осознав иллюзии, которыми захвачен наш ум, и научившись отличать истинное от ложного, возможно изменить нашу жизнь к лучшему.

Ретрит важен потому, что он уводит нас от неведения, неудовлетворенного ума, полного привязанностей и от себялюбивых мыслей, а это и есть самые главные силы, от власти которых мы должны освободиться.

В освобождении от них заключается истинный смысл медитации. Трансформация ума в источник добродетели, освобождение себя от страданий и их причин - вот в чем сущностное значение практики Дхармы.

До тех пор, пока мы считаем, что причины счастья и страдания лежат вне нас самих, всегда будут присутствовать проблемы и неудовлетворенность. Но опыт нашей жизни - а также всеведущий ум - говорят нам, что источник счастья находится в нашем собственном уме. Поэтому ретрит и практика медитации являются универсальным решением любой нашей проблемы.

Ретрит – это уход от недобродетельного, от причины страданий. С английского «ретрит» переводится как «уход, отступление, отказ, уединение, удаление».

В Тибете для обозначения понятия ретрита и затворничества используют слово «цам», оно переводится как «проведение границы».

Принимая решение пройти ретрит или уйти в ретрит, мы проводим определенную границу на внешнем и внутреннем уровне. Внешний аспект означает, что никому не разрешается пересекать территориальную границу и вторгаться в место ретрита. Особенно это касается социальных людей или тех, кто далек от практик самопознания и не испытывает к ним интереса. Тот, кто находится в затворничестве, также не может покидать территории ретрита. В зависимости от строгости ретрита допустимы встречи с Учителем или единомышленниками, для прояснения каких-либо вопросов или неясностей в области практики.

Граница на внутреннем уровне означает полное прекращение всех мирских активностей тела, речи и ума, то есть обыденных дел, бытовых разговоров и мирских мыслей. Будда Шакьямуни провел шесть лет в ретрите в районе Бодхгаи (в пещере, которую сейчас местные жители и паломники называют пещера Махакала).

Наша практика, как медитативная, так и повседневная, страдает от различных отвлечений. Даже если у вас есть определенные достижения в практике, вам необходимо провести много времени в ретрите для того, чтобы достичь стабильности в этих осознаниях.

Смысл затворничества состоит в устранении отвлечений и получении возможности целиком и полностью посвятить свои тело, речь и ум достижению определенной реализации или цели, которую практик ставит перед собой в начале ретрита.

Разговоры – это основная форма обмена информацией в этом мире. Прекратив разговаривать, вы устраняете главный источник отвлечения. Вот почему практика молчания используется , как индивидуальных, так и коллективных.

В сансаре нет вечного счастья. Вы окажетесь вне страданий только тогда, когда достигните стабильности в осознании и обретете опыт понимания того, что цепляющиеся мысли производят сансару. Если вы, в самом деле, обретете это переживание, вам будет ясно видна бессмысленность всей сансары.

Люди проводят всю жизнь, чередуя пристрастия к приятным вещам с отвержением неприятных, присваивая что-то и избегая чего-то, пребывая в надеждах и опасениях. Понаблюдайте за собой, прислушайтесь к разговорам знакомых: какие темы в большей части обсуждаются? Что заботит и тревожит людей? Зачастую это одни и те же вопросы о неопределенности, неудовлетворенности, непредсказуемости, несправедливости каких-то внешних или внутренних обстоятельств. Люди, постоянно находятся в ожидании чего-то, что изменит их жизнь к лучшему. И вот тогда, они смогут быть спокойны и счастливы.

Есть интересная йогическая поговорка:

«Реалистично взгляни на настоящее, узрев его, ты полностью освободишься».

Важно прикладывать усилия к тому, чтобы сделать свой ум чистым, отпуская желания. Если во время ретрита вы не уделяете должное внимание этому, возникает нарушение равновесия внутреннего элемента ветра в человеке (в Тибете это называют «лунг»). В груди возникает напряжение, стеснение, боль. Начинается борьба: вы не получаете того, чего желает ваша привязанность, ваше тело находится в ретрите, в изоляции, будто в тюрьме. Вам становится очень трудно заниматься, вы не можете начитывать нужное количество мантр и теряете способность медитировать. У вас возникает гнев по отношению к тем, кто вас окружает, например, к тем, кто мешает вам сосредоточиться своими разговорами или шумом. Важно вовремя осознать, что корень проблемы в том, что вы не очистили ум от пагубных мыслей.

Если ваш ретрит предполагает чтение литературы – хорошо . Чтение таких текстов развивает преданность и способствует глубине практики.

Важно быть честным с самим собой, проверять свою мотивацию, намерения и действия. Если вы только рассуждаете о Дхарме и учении, думая о каких-то выгодах в этой или будущих жизнях, это будет малоэффективно. Дхарму в первую очередь нужно практиковать вам самим.

Во время интенсивных практик и особенно ретритов силой глубоких наставлений активизируется накопленная негативная карма. Поэтому могут возникать препятствия в практике. Например:

  • в месте вашей практики могу проявляться различные сансарные божества
  • они могут давать вам пророчества
  • разнообразные ужасающие видения будут происходить в ваших снах и переживаниях
  • на вас могут напасть или ограбить другие люди
  • вы можете заболеть
  • в своем уме вы можете горевать без особой причины, а также впадать в депрессию до слез
  • вас будут одолевать бурные эмоции
  • ваша преданность и сострадание будут уменьшаться
  • ваши мысли восстанут вас, доводя вас до сумасшествия
  • вы будете превратно понимать полезные советы
  • вам надоест находиться в ретрите и захочется нарушить свой обет
  • у вас будут появляться ошибочные мысли об Учителе
  • вас будут одолевать сомнения по поводу Дхармы
  • о вас могут злословить
  • ваши друзья могу обернуться вашими врагами

Нужно быть готовым воспринимать эти препятствия как определенный тест. Это тот самый рубеж, на котором вы либо выиграете, либо проиграете. Если вы справитесь с этими препятствиями, то они превратятся в ваши достижения. Если же вы попадете под их влияние, то они станут непреодолимой преградой для прогресса в вашей практике.

Есть мнение, что гораздо легче проходить испытания неблагоприятными обстоятельствами. Гораздо сложнее пройти тест приятными условиями. Тут есть опасность, что человек может вообразить себя великим высокореализованным практиком и увлечься различными пристрастиями. Важно понимать, что этот рубеж разделяет движение вверх и вниз. И развивать скромность и преданность, следить за своим умом.

Чтобы справиться с возникающими трудностями как во время ретрита, так и в регулярной практике в обычной жизни, важно научиться не бороться с ними, а использовать как путь и как благоприятные условия для практики добродетели. По вечерам, перед отходом ко сну, желательно выполнять небольшие сессии аналитических медитаций, в которых вы совершаете обзор всего дня и исследуете свою мотивацию в течение дня. Выполнять практику покаяния в отношении тех действий, которые не соответствовали Дхарме, нужно искренне признавать свои ошибки и порождать глубокое сожаление. Если вы совершили за день много благих деяний, важно зародить решимость делать то же и завтра. Обязательно следует посвящать заслуги в конце дня и всех практик.

Самый главный враг – это привязанность к своему Я. Если не избавиться от него, он создаст гораздо больше страданий и неприятностей, чем все остальные неприятели. Под воздействием этого эгоистического заблуждения и одержимости своими эмоциями человек постоянно совершает недобродетельные поступки.

У вас постоянно появляются мысли о еде, удовольствиях, славе и духовных свершениях даже во время практики, не так ли? Важно осознать, что эти и подобные мысли держат нас в сансаре. Не допустимо идти у них на поводу.

Как только вы осознаете насколько непереносима сансара, хаотичные мысли, вызванные привязанностью, станут меньше отвлекать вас. Беспокойство в уме уменьшится. Чем больше вы будете отказываться от омрачений и исполненной страданиями природы сансары, тем более удовлетворенным и спокойным будет становиться ум.

Преодолевайте омрачения каждый день. Каждый раз, когда вы побеждаете свои омрачения, пусть это происходит даже не так часто как хотелось бы – вы становитесь величайшим победителем.

Как гласит буддийская мудрость:

"Победи себя
И ты выиграешь тысячу битв".

В том, чтобы быть только ученым в Дхарме, нет никакой пользы.

Самое важное это полное разочарование в сансаре, развитие альтруистичного ума, устремленного к Пробуждению и совершенное воззрение. Вам следует обрести понимание путем слушания наставника. Затем размышлять над сутью того, что вы услышали и медитировать. Медитация – это средство преобразовать ваш ум в соответствии с тем, что вы услышали.

Как говорят буддийские Учителя: недостаточно знать Дхарму – вы должны подтвердить теорию практикой.

С глубокой преданностью Гуру, Буддам и Бодхисаттвам! На благо всех живых существ!

Используемая литература:

  • Откровения тибетских отшельников.
  • Руководство по ретриту (Миларепа, Ригдзин Джигме Лингпа, Тульку Урьгьен Ринпоче, Дуджом Ринпоче, Карма Чагме Ринпоче, Тенга Ринпоче, Джамгон Конгтрул Ринпоче, Джамьянг Кхьенце Вангпо)
  • Сердечные советы по ретриту (Лама Сопа Ринпоче, Побонка Дечен Ньингпо)

Снова приветствуем вас, любознательные читатели.

Сегодня вы узнаете, что такое ретрит в буддизме. Это слово имеет множество переводов с английского, из которых в данном контексте нам интересны будут «отшельничество, затворничество, уединение, удаление от общества».

Для чего это нужно

С какой целью буддисты прибегают к этому методу? Повседневная жизнь настолько переполнена суетой, что мы порой не успеваем осознать, что на самом деле она очень скоротечна. В таких условиях совершенно невозможно уделить себе время, остановиться и задуматься над тем, кто мы и для чего пришли в этот мир? Мы не можем осознать природу нашего ума, встретиться с самим собой.

Поэтому адепты буддизма, да и не только этой религии, стремятся уйти в уединённое место на какое-то время, чтобы посвятить себя духовной практике. Такие оазисы тишины бывают в горах, у рек, за городом. Можно этим заниматься и дома.

В наше время существуют специальные ретритные центры, к ним относятся и монастыри. Например, «Сад Дао», расположенный в Тайланде, окружён великолепными садами площадью в сорок гектаров, где можно предаться выбранной практике – йоге, медитации, выполнению системы дыхательных упражнений. Его шестнадцать домов и два кондоминиума могут укрыть от шумного мира около двухсот гостей.

Пребывая в саду, можно заняться и цигун – специальной системой медитативных упражнений, которую составили почти пять тысяч лет назад даосские монахи. Она помогает управлять энергией внутри тела и эффективно его укрепляет, как и дух человека.

Випассана, древняя индийская практика, способствующая тому, чтобы увидеть вещи в истинном свете, поможет очистить сознание в процессе наблюдения за самим собой.

Длительность медитации может исчисляться днями, неделями, месяцами и даже годами. Существует мнение, что для того, чтобы стать ламой, нужно медитировать три года непрерывно. Ну а основал ретритную традицию, как известно, — Гаутама Шакьямуни.

Немного истории

Большинство исследователей буддизма считают, что его основатель — реально существовавший человек, который родился в богатой семье главы племени шакьев в северо-восточной Индии.

Наслаждаясь беззаботной жизнью, купаясь в роскоши и не зная ни в чём нужды, этот молодой человек, по имени Сиддхартха Гаутама, однажды ощутил острую необходимость пообщаться с мудрецами, чтобы узнать, как избавиться от страданий и череды перевоплощений в жизни.

Он оставил родной дом и странствовал семь лет, чтобы найти ответ на волнующий его вопрос. В один день, когда молодой человек метидировал под деревом, на него снизошло озарение.


Просветлённый, Будда осмысливал полученный ответ несколько дней, а затем вернулся к людям и проповедовал около сорока лет.

Таким образом, мы можем считать, что это и было первым ретритом, проведённым Буддой интуитивно. В то время его последователи проводили жизнь, скитаясь и странствуя. Гаутамой был закреплён обычай Вассы (с санскрита «дождь»), трёхмесячного ретрита, который предполагал, что монахи в течение периода дождей длиной в три месяца, с июля до октября, каждый год будут вести оседлый образ жизни, занимаясь медитационной практикой.

Такой шаг был предпринят в соответствии с буддийским принципом непричинения вреда ближнему, в данном случае – жителям окрестных общин, так как монахи, обходя затопленные дороги по полям, вытаптывали бы им пшеницу.

Это и послужило толчком для образования монастырей. Интересно, что срок, проведённый здесь монахами с того момента, как они получили посвящение, исчислялся в вассах.

Какими бывают ретриты

Рассмотрим виды уединения, а также как себя вести во время осознания своего предназначения. Различают довольно много аспектов ухода от мирской суеты:

  • внешний, внутренний и тайный;
  • индивидуальный и групповой;
  • открытый и закрытый;
  • в полном молчании и в живом общении;
  • в постоянной медитации и в праздничной атмосфере;
  • в уединённых уголках природы и в полном мраке помещения (тёмный ретрит).


Тулку (форма проявления Будды в обычном мире) Ургьен Ринпоче пояснял, что слово «цам», соответствующее «затворничеству», в переводе с тибетского значит «граница». Соответственно, послушнику предписывалось отсекать себя определёнными границами от внешнего мира.

Внешние границы не позволяют посторонним присутствовать при осуществлении ретрита, а практикующему — покидать место проведения; внутренние предписывают полностью ограничить активность тела, речи и ума, то есть нужно ничего не делать, ни о чём не разговаривать и изгнать из головы все посторонние мысли; а тайные – не отвлекаться от внутреннего самопознания.

Главное во время этого действа – глубоко осознать непостоянство сансары, то есть бесконечной череды страданий и перерождений, своё временное пребывание в этой жизни в этом воплощении, и возможность в любую минуту умереть. И, в связи с этим, непроизвольно решиться навсегда отречься от привязанности к сансарным хлопотам, как к бессмысленным и бесполезным.

Индивидуальные удаления от общества позволяют максимально сосредоточиться на поставленной цели, но опытные учителя предостерегают слишком интровертированных людей от рассмотрения такого способа как возможности спрятаться от вызовов, которые им бросает жизнь.

Это ещё больше ослабит таких практикующих. Все нерешённые проблемы вернутся к ним «по возвращении», так как от нелегко избавиться.


Коллективные затворничества, напротив, позволяют почувствовать общую связь и важность усилий каждого для достижения общей цели. Если делиться радостью познания и вдохновением с другими, то можно совместно создать положительную карму.

Уединения бывают открытыми, когда какие-то контакты с окружающими всё же осуществляются, но при этом очень нежелательно отвлекаться; и закрытыми, когда связь с миром полностью исключается.

Молчанию во время исполнения ретритов придаётся первостепенное значение, так как, перестав разговаривать, послушник отсекает главный источник отвлечения.

Ретриты могут проходить в суровой строгости непрерывной медитации, но можно создать и торжественную, радостную атмосферу в процессе изготовления различными способами , во время проведения разнообразных буддийских мастер-классов.


И, наконец, одним подходит слияние с первозданной природой во время отшельничества, а другие предпочтут практику в полностью затемнённом помещении, так называемый тёмный ретрит, чтоб ничто не могло их отвлечь от главного занятия.

Великие учителя буддизма считают, что достичь просветления за одну жизнь, не практикуя ретрит – невозможно.

Основы правильного проведения

Какую бы форму ухода от действительности не выбрал для себя послушник, некоторые общие правила всё же существуют:

  1. Соблюдение намеченного расписания.
  2. Правильное питание, преимущественно вегетарианское.
  3. Помощь опытного наставника.

Заключение

Известно, что восемь – это сакральное число в буддийской теоретической мысли. И не случайно, что регулярная практика ретрита избавит медитирующего от восьми мирских привязанностей: желания получить похвалу, прославиться, испытать сомнительные удовольствия, стремления к потребительству, опасения быть несчастным, поруганным, не добившимся славы, боязни испытать чувство потери.

Остаётся.

Наверное, пришло время остановиться и задуматься: возможно, стоит изменить ожидания или наше отношение к тому, что уже имеем.

Ретрит: определение термина

Ретрит, или ритрит (по-английски retreat), дословно обозначает затворничество, отшельничество, убежище. Другими словами, ретрит в переводе с английского характеризует время, отведённое для размышлений о себе, отключаясь от внешнего мира ( , мужа или жены, друзей, телевизора, ).

Человек так устроен, что постоянно чем-то озабочен: , школьной успеваемостью , поиском второй половинки, глупым шефом, своей и своими личными , чужой внешностью и чужими личными проблемами и так далее. Это не позволяет почувствовать себя счастливым и понять, что нужно для и удовлетворения . Погрузившись в себя, вы можете понять, как это преодолеть.

Ретриты бывают:

  1. Тёмные , для которых нужно тёмное помещение без доступа .
  2. Тихие , которые проводятся в полной тишине.
  3. Общительные , на которых участники разговаривают между собой.
  4. Политические (термин появился в последнее время), для которых характерно общение политиков в узком кругу за кулисами больших международных встреч.
  5. Уединённые .
  6. Коллективные .

Уединенный

Уединённый ретрит проводится в одиночестве. Наедине с самим собой человек может остаться дома, уехать в или , на . Главное, чтобы рядом не было других людей (взрослых и детей), включенных , телевизоров и . Можно посвятить этому несколько часов, а можно все выходные или .

Коллективный

На коллективный ретрит собираются люди в неограниченном количестве. Они могут общаться между собой или находиться в тишине. Иногда они проводятся в форме лекции о том, как правильно уходить в себя. Организовать такую медитацию могут ретритные центры.

Значения ретрита в йоге

Мы расцениваем перемену как радостную, пытаясь акцентировать внимание на приятном, а неприятные ощущения от болезни не замечаем. То есть, ожидая счастья (выздоровления), мы воспринимаем за счастье переменчивую ситуацию нормализации температуры, а в реальности пребываем в мучениях.
Будда учит, что предвкушение будущего удовольствия сопровождается болью от жизненных перемен. Мы постоянно стремимся к переменам - новая должность, новое жильё, новый любимый человек - и продолжаем страдать.

Всепроникающее страдание связано с постоянно возникающими . Всё, что нас окружает, на самом деле, нейтрально - ни плохо, ни хорошо.

Своими мыслями мы окрашиваем события в положительное или отрицательное. Мы видим объект и вследствие нашего предыдущего опыта составляем о нём мнение, которое может не соответствовать реальности. Соответственно своему мнению мы совершаем определённый поступок (положительный или отрицательный), который формирует нашу (судьбу).

Например, ребёнок не вернулся вовремя домой. Наше рисует страшную картину того, что могло бы с ним случиться. Мы звоним кому-нибудь близкому, чтобы рассеять сомнения, но в ответ слышим ужасающую историю о соседском ребёнке. Мы включаем телевизор, а там - передача о том, сколько детей ежегодно уходит из дома и не возвращается. Мы переживаем и волнуемся, воображение рисует ваши ощущения от того, что ребёнок не вернётся, хотя это ещё не случилось. Позже, когда ребёнок всё-таки возвращается, мы злимся на него за свои же тревожные мысли, кричим, наказываем.
То есть тревожные мысли проникают в мозг и побуждают совершать отрицательные поступки. Наши поступки накладывают отпечаток на наших детей, отражаясь на их поведении, они в будущем будут и поступать так же. Это значит, что тревожные мысли проникли и в наше потомство. Если мы перестанем действовать под влиянием тревожных мыслей, мы избавим от отрицательных поступков, и будущее поколение станет свободным от такой кармы.

Причины ухода в ретрит

Если преодолеть страдания боли и перемен удаётся, то последнее страдание под силу не каждому. Ретрит - это такой способ, который сможет помочь избавиться от тревожных мыслей, отравляющих эту жизнь и будущую, что, несомненно, скажется на ее качестве.
В ретрит уходят по следующим причинам:

  1. Перемена окружающих условий, с которыми мы сталкиваемся постоянно, позволит оторвать мысли от условий. Это общепризнанный метод, позволяющий снять напряжение и отдохнуть. Переключаясь, мы набираемся сил для новых свершений.
  2. Часто заботы, постоянно окружающие нас, не дают возможности полностью погрузиться в размышления и отвлечься от . Уйдя от них, можно сосредоточиться на и повысить результативность .
  3. Возможность , не отвлекаясь на хлопнувшую в подъезде дверь, на улице, работника ЖЭКа, что-то там проверяющего, запах жареного мяса у соседей.
  4. Это дисциплинирует. Уход в ретрит требует соблюдения жёсткого графика, всё расписано по минутам. Привычка жить по расписанию переносится потом в жизнь и облегчает её.
  5. Возможность вести . Чтобы почувствовать настоящую лёгкость тела и мыслей, необходимо поменять , сменить шумного города на чистый и свежий, делать . Сделать это легче вдали от привычной обстановки.
  6. Возможность сосредоточиться на себе и своих ощущениях. Согласно , причины недовольствия кроются в нас самих, в нашем мозге, а не в окружающих нас людях и обстоятельствах. Чтобы понять это, нужен ретрит.

Основные правила уединения

У ретрита есть свои правила, и, чтобы он был по-настоящему эффективен, их надо строго соблюдать.

Время и место

Для эффективного ретрита нужно ограничить воздействие окружающего мира, поэтому правильный выбор места и имеет большое значение. Лучше всего заранее составить план.

Пример расписания может выглядеть так:

  • 5:45 – 6:00 Подъём, гигиенические процедуры.
  • 6:00 – 6:45 Медитация.
  • 6:45 – 7:15 Прогулка.
  • 7:15 – 8:15 Физические упражнения йоги.
  • 8:15 – 9:00 Завтрак.
  • 9:00 – 12:00 Сидячая медитация с перерывами на хождение.
  • 12:00 – 13:00 Обед.
  • 13:00 – 13:45 Прочтение специализированной литературы.
  • 13:45 – 14:00 Отдых.
  • 14:00 – 14:45 Записи в дневнике.
  • 14:45 – 15:15 Прогулка.
  • 15:15 – 16:00 Полдник.
  • 16:00 – 18:00 Сидячая медитация с перерывами на хождение, физические упражнения йоги.
  • 18:00 – 19:00 Ужин.
  • 19:00 – 21:00 Медитация сидя или лёжа.
  • 21:00 – 22:00 Расслабляющая ванна.
  • 22:00 Отбой.

Четкие ограничения

Чтобы ретрит был правильным, существуют некоторые ограничения:

  1. Отказ от мяса, и
  2. Лучше всего, если вас будет направлять наставник.
  3. Нельзя покидать место ретрита до его окончания.
  4. Нельзя впускать непосвящённых, разрешаются только встречи с наставником и другими практикующими.
  5. Придерживаться расписания.
  6. Не отвлекаться, особенно на разговоры.
  7. Не обращать внимания на препятствия, преодолевая их (болезнь, непонимание друзей и родственников, сопротивление мыслей, сомнения, чувство досады).

Лучшие места для уединения души

Выездной ретрит поможет лучше разобраться в своих мыслях, так как вы будете изъяты из привычной среды. Организовать поездку могут специальные проекты, которые собирают желающих на ретрит, или вы можете заняться этим самостоятельно.

Доверяясь организаторам, поинтересуйтесь программой мероприятия и видом , чтобы с вами были единомышленники.

Важно! Не доверяйте людям, требующим больших пожертвований, устанавливающим запреты на общение с различными наставниками, другими группами йоги, утверждающим, что только их наставления единственно верные и истинные.

Что такое Ретрит?

В отличие от семинаров, ретрит в основном посвящён сугубо практическим занятиям.Ретрит - это английское слово (retreat), в переводе на русский язык обозначающее «уединение», «отдаление от общества». В тибетском же языке существует большое количество слов, означающих понятие «ретрит». Так или иначе, ретрит это всегда проведение некоторой черты между нами и внешним миром, между сансарой и нирваной, медитацией и суетностью и так далее. Все без исключения мастера прошлого и настоящего проводят долгое время в ретритах. Ретриты бывают различные по продолжительности - от нескольких дней до нескольких лет. Ретриты бывают уединённые, а бывают ретриты коллективные. Некоторые ретриты общие, а некоторые - посвящены конкретным практикам. Некоторые проводятся неподалёку от места проживания, а некоторые - высоко в горах. И так далее. Поэтому в тибетском языке так много слов, описывающих понятие «ретрит».

В любом случае, мы отправляемся в ретрит для того, чтобы уединиться; для того, чтобы оставить за чертой все суетные мысли и полностью посвятить себя медитации, сосредоточению или другому виду духовной практики. Важной частью обстановки при этом является место, в котором проводится ритрит. Как правило, ретритные центры устраиваются в местах живописных, на вершинах холмов, на склонах гор, вдалеке от «суеты городов и потоков машин». При этом учитель или наставник обычно устанавливает различные нормы поведения, свойственные конкретному ретриту. Например, большинство подобных мероприятий предусматривает сохранение полного молчания на протяжении всего ретрита. Кроме того, назначается определённый режим дня, подразумевающий лекции учителя, сессии медитации, время приёмов пищи и так далее.

Хочется стать хозяйкой каждого своего дня. Чтобы в нем все было гармонично, учтены разные сферы жизни: саморазвитие, семья, друзья, работа, рукоделие. В реальности же, получается, много суеты, а внимание направляю в какую-то одну из сфер. Остальные оказываются заброшенными, забытыми. От этого появляется чувство вины и ощущение потери времени. С чего начать выстраивать свой день? Какие вопросы задать самой себе, чтобы научиться расставлять приоритеты дня?

Марина, Новосибирск

Жизнь многогранна, в ней есть и семья, и работа, и рукоделие… Но важно понять, что для вас важно сейчас. Для этого в свой день нужно в первую очередь включить не рукоделие, а саморазвитие. Очистите сознание и оно подскажет, как расставить приоритеты. Сделать это можно эволюционным и революционным способами.

Эволюционный - это ежедневная практика, а в качестве революционного предлагаю ретрит - глубокое погружение в практику для того, чтобы ум вышел за рамки привычного мира.

Через три дня вам захочется сбежать обратно в город. Через пять - начнет казаться, что все уже ясно и теперь точно можно возвращаться, но вы посидите еще - дальше будут приходить все более глубокие ответы.
Что произойдет во время ретрита? Вы увидите свой ум, он будет говорить вам: «Зачем ты здесь, пошли обратно в город, у нас там столько дел»… Но нужно четко понимать: сейчас идет практика и нужно противостоять попыткам ума вернуть вас в привычный мир.

Все ответы придут из вашего высшего Я, когда вы выйдите за пределы привычной жизненной концепции. Возьмите ручку и бумагу, потому что вы устанете записывать то, что вам надо сделать. Разум подскажет, что отпустить, а что внедрить, где избавиться от гнева, а где - попросить прощения.

Получив решение, определите одно главное правило и с первых дней своего возвращения вводите его в жизнь. Написать можете хоть пятьдесят, но выберите одно и делайте. За счет этого будут разворачиваться и все остальные.

Начните стабильно практиковать, пусть сначала это будет занимать 5–10 минут в день. Благодаря этому вы сможете поддерживать сознание в чистоте, а «генеральную уборку» делайте с помощью ретрита каждые три-шесть месяцев или раз в год. Со временем вы почувствуете, что духовная практика - это необходимость, такая же как чистить зубы, принимать душ, вы увидите, что ваша жизнь изменилась.

Еще, как правило, нужен жесткий график. Например, я встаю в 6 утра, в течение часа делаю зарядку, медитирую, потом иду в душ, завтракаю, затем определенное время трачу на работу, рукоделие, но ровно в 19.00 откладываю все дела и посвящаю время семье. Спланируйте свою жизнь, внедрив в нее инструменты саморазвития. Займитесь собой - это самая выгодная инвестиция.

Около года назад у меня пропал интерес к жизни. Ни с того, ни с сего. Никаких трагедий и потрясений не происходило. Просто не хочется ничего: ни развлечений, ни путешествий, ни общения. Даже на работу хожу через силу, хотя дело свое очень люблю. Постоянное ощущение усталости, удрученности, обреченности. Объективно в жизни все хорошо, придраться не к чему. Но как выйти из этого тупика?

Виктор, Новосибирск

Усталость, обреченность, удрученность - все это состояния ума. Но вы - не ум, вам нужно выйти за его пределы и стать самим собой. Для этого советую пройти пяти-семидневный ретрит.

Лучше отправиться к мастеру йоги и медитации, который поможет найти выход из этого тупика. Можете поехать на ретрит, который мы организуем каждые полгода.

Но можно попробовать и самому. Для этого отправляйтесь в сильное природное уединенное место - например, на Алтай. Туда, где нет телевизора, радио, газет, людей. Оставьте дома телефон и побудьте наедине с самим собой.

Просыпайтесь рано утром, принимайте душ, делайте зарядку, медитируйте, молитесь, гуляйте, затем возвращайтесь и снова молитесь и медитируйте. Ни с кем не разговаривайте, при встрече с людьми старайтесь не смотреть им в глаза. Перейдите на легкое и минимальное питание, откажитесь от мяса и другой тяжелой пищи, от алкоголя. Благодаря этому внимание из внешнего мира уйдет во внутренний, вы увидите себя и свою жизнь со стороны и выйдите из тупика, в который вас загнал ум.

После первого ретрита ум сольет много энергии, после второго - меньше, после третьего - еще меньше. Постепенно, распробовав вкус тишины и покоя, вы начнете менять свой образ жизни: все меньше будете находиться вовне и все больше станете накапливать в себе энергии. Но самая главная практика заключается в том, чтобы научиться контролировать эту энергию - накапливать и отдавать тем, кому это действительно нужно. Это приходит с опытом.

Задать вопрос Андрею Алексееву можно в разделе .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!