Что такое размер и метр в музыке? Как считать музыкальный ритм.

Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

АКЦЕНТ. МЕТР. РАЗМЕР. ТАКТ.
ТАКТОВАЯ ЧЕРТА. ЗАТАКТ.

В музыке звуки, как Вы сами понимаете, организованы во времени. В связи с этим речь идет о двух терминах, довольно близких по применению, но имеющих все же фундаментальное различие. Это ритм и метр , с которыми мы уже встретились на предыдущем уроке. Повторим на всякий случай: ритм - это соотношение длительностей, или, вернее, моментов взятия звуков в музыке. То есть, некий "рисунок" или "узор", который разворачивается во времени. Сравним это с понятием "метра". Метр - в теории музыки означает абстрактную пульсацию, которая всегда подразумевается в музыке, хотя и может не воплощаться в реальных звуках. Ритм - это рисунок, а метр - это координатная сетка. Одно понятие воплощается нотами, а другое - абстрактно.

Отдельные щелчки воображаемого метронома называются "долями". Из долей складывается каждый такт произведения. Количество долей в такте может быть разным, но главное, на что нужно сейчас обратить внимание - эти доли неравнозначны между собой. Независимо от жанра и других параметров музыки, всегда первая доля (первый метрический удар) каждого такта имеет бо льшую смысловую нагрузку, больший вес, чем все остальные доли. Поэтому первая доля такта называется сильной долей - это тоже устоявшийся термин. Собственно, тактом и называется промежуток между двумя соседними сильными долями. А то невольное ударение, которое Вы делаете на сильной доле при исполнении музыки, называется акцентом . Впрочем, акцент Вы можете сделать на любой ноте, если это требуется характером мелодии. Просто, чтобы Вы не путались: сильная доля - вещь нерушимая, а акцент - всего лишь манера исполнения.

Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.

Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется метром - тот же смысл, но другими словами.

Доля метра может быть выражена различной длительностью: метр (или, если угодно, единица измерения времени) в музыкальной пьесе может выражаться целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями. В принципе, любыми длительностями, но лично я не встречал ни разу произведений с метром более мелким, чем шестнадцатые.

Пойдем дальше и познакомимся с понятием размера . Говоря языком программистов, указание размера для музыкальной пьесы аналогично загрузке файла инициализации - это похоже на предварительную настройку параметров перед стартом. Размер принято изображать простой дробью, то есть двумя числами, одно над другим. Эти цифры пишутся сразу после ключа (и ключевых знаков, если они имеются) так, чтобы средняя линия нотоносца служила для них разделителем дроби. В числителе пишется количество долей, то есть, сколько ударов метронома должно прозвучать в каждом такте. В знаменателе - длительность, которая будет служить единицей измерения. Например:

В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.

Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом . В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью.

В конце, а иногда и по окончании части произведения, ставится двойная тактовая черта.

В большинстве случаев произведения или отдельные части их, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт. Это - традиция. Это делается даже тогда, когда для создания заключительного неполного такта уже не остается собственно нотного материала - просто неполный такт "дописывается" с помощью пауз.

ПРОСТЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ГРУППИРОВКА
ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ ПРОСТЫХ РАЗМЕРОВ

Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным .

Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным .

Двухдольные и трехдольные метры, имеющие один акцент, называются простыми. Все размеры их, выражающие то же, называются простыми размерами. К простым размерам относятся:
а) двухдольные размеры -
размер называется также alla breve и имеет другое обозначение: .
б) Трехдольные размеры - , реже встречается

Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой длительностей .

При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта (метрические доли) должны быть отделены друг от друга. Например:

В порядке группировки длительностей в простых размерах допускаются следующие исключения:

1) Объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковые. Например:

В размере 3/8 ввиду мелких долей такта допускается следующая группировка:

2) Звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги.

3) В том случае, когда у ноты, начинающей собой метрическую долю, стоит точка, например:


СЛОЖНЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ОТНОСИТЕЛЬНО СИЛЬНЫЕ ДОЛИ. ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ

При слиянии простых однородных метров образуются сложные метры .

Сложный метр может состоять из двух или более простых метров. Благодаря этому сложный метр может иметь несколько сильных долей. Количество сильных долей в сложном метре соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.

Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной , а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.

Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются сложными размерами. Поэтому сказанное выше о составе сложных метров в одинаковой мере относится и к сложным размерам.

Наиболее употребительными размерами, выражающими сложный метр, являются следующие сложные размеры:

а) четырехдольные размеры: 4/4, 4/8, реже встречается 4/2

б) шестидольные размеры: 6/4, 6/8, реже встречается 6/16

в) девятидольные размеры: 9/8, очень редко встречаются 9/4 и 9/16

г) двенадцатидольные размеры: 12/8 , реже встречается 12/16

Вы можете использовать и другие размеры, поскольку принципиальных запретов тому не существует. Вам придется учитывать все-таки, что "воспринимаемость" Вашей музыки будет сильно ухудшаться по мере усложнения размера. Все размеры, как видно из объяснений выше, так или иначе восходят двух- или трехдольности, или, иными словами, к жанрам марша или вальса. Эти, самые простые, танцевальные и привычные движения в два или три шага, воспринимаются слушателем наиболее естественно, благодаря чему такая музыка легко запоминается, вызывает больше эмоционального отклика. Размеры же, которые не имеют родственной связи с двух- и трехдольными, например 5/4, 11/4, 7/8 и т.п., воспринимаются на слух как очень необычные, экзотические, трудные. Вам потребуется немалая одаренность, талант внушения и личное обаяние, чтобы придать музыке в таких метрических условиях настоящую естественность и запоминаемость...

Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры, составляющие их, не объединяются в общие ритмические группы, а группируются отдельно, образуя самоcтоятельные группы; как бы скрытые такты, не выделенные тактовыми чертами. Звук, длительность которого занимает весь сложный такт, пишется в виде общей длительности (одной ноты), но иногда также - нотами, связанными лигой, длительность которых равна простым тактам. Этот последний прием более соответcтвует закономерностям группировки в сложных размерах.

СМЕШАННЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ГРУППИРОВКА
ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СМЕШАННЫХ РАЗМЕРОВ

Как мы уже знаем, простые метры могут объединяться в сложные. От слияния двух или нескольких простых разнородных метров образуются сложные смешанные метры. Для большей простоты их называют смешанными метрами, а размеры, их выражающие, - смешанными размерами.

Смешанные размеры встречаются в музыке значительно реже простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них пятидольные и семидольные: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.

Изредка встречаются и другие смешанные размеры, например 11/4. Например, в финале оперы "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова есть большой торжественный хоровой номер в размере 11/4 - звучит очень свежо. Еще, большинство из Вас, наверняка, слышало мелодию "Take Five" в размере 5/4, которую неизменно используют для своих импровизаций джазовые исполнители.

Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:

1) строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров, их составляющих, что влияет на чередование сильных и относительно сильных долей такта;

2) чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.

Например:

а). Пятидольные размеры:


Обратите внимание на "зависимость" сильных долей (под нотой сильная доля выделена "птичкой на боку" - знак акцента) от размера, указанного при ключе.

В первом случае акценты приходятся на первую и третью доли, во втором случае - на первую и четвертую доли такта.

б) Семидольные размеры: 7/4 (3/4+2/4+2/4) и 7/4 (2/4+2/4+3/4). Попробуйте определить самостоятельно сильные и относительно сильные доли, пользуясь примером выше.

Здесь в первом случае акценты приходятся на первую, четвертую и шестую доли такта, во втором случае - на первую, третью и пятую доли такта.

Строение такта - 7/4 (2/4+3/4+2/4) в музыке почти не встречается.

Бывают случаи, когда в одном и том же музыкальном произведении меняется порядок чередования простых размеров, составляющих смешанный размер.

Для удобства чтения нот в смешанном размере, иногда рядом с основным обозначением размера пишут в скобках вспомогательное обозначение в виде чередования простых размеров в такте, как мы уже только что видели.

Встречаются также переменные размеры. Допустим, один такт имеет три чеверти, а следующий - четыре. В этом случае новый размер выставляется в начале такта.

СИНКОПА

Ритмическая фигура, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов, называется синкопой. В музыке синкопы встречаются часто, они возникают в тех случаях, например, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле. В результате происходит перемещение акцента на эту слабую метрическую долю.

То же самое наблюдается и в тех случаях, когда звук слабого времени любой метрической доли сохраняется на сильном времени следующей метрической доли. Например:

Чаще встречаются следующие формы синкоп, они считаются основными:

а) междутактовые синкопы двухдольные и трехдольные;

б) внутритактовые синкопы двухдольные и трехдольные.

Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю. В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от правила группировки длительностей. Так, например, внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но иногда пишут и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правила группировки. Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.

ГРУППИРОВКА В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ

В музыке для голоса с текстом группировка длительностей связана с слоговым составом речи. Отдельная длительность, приходящаяся на слог, не объединяется в группу с соседними длительностями. Если один слог распевается несколькими звуками, то их длительности объединяются в группы согласно общему правилу. Не буду приводить лишних примеров. Эта тема совсем не сложная, поэтому для закрепления, если Вам необходимо, посмотрите на любую песню "Битлз" или в "Вокальных произведениях" библиотеки нашего сайта, и Вам все станет ясно.

ТЕМП

Скорость движения называется темпом . В музыке темп как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения (или, скорее, наоборот: содержание зависит от темпа). Темпы подразделяются на три основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом итальянские обозначения. За последнее время в российских изданиях стали применяться обозначения темпов на русском языке. В джазовых же нотах традиционно применяются англоязычные термины. Ниже приводится перечень основных обозначений темпов.

Медленные темпы: Largo - широко, Lento - протяжно, Adagio - медленно, Grave - тяжело.

Умеренные темпы: Andante - спокойно, не спеша, Andantino - подвижнее, чем анданте , Moderate - умеренно Sostenuto - сдержанно, Allegretto - оживленно, Allegro moderato - умеренно скоро.

Быстрые темпы: Allegro - скоро, Vivo - живо, Vivace - живо, Presto - быстро Prestissimo - очень быстро.

Для уточнения оттенков движения при отклонении от его основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения: molto - очень, assai - весьма, con moto - с движением, commodo - удобно, non troppo - не слишком, non tanto - не столь, sempre - все время, meno mosso - менее подвижно, piu mosso - более подвижно, tranquillo - спокойно.

Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения нередко применяются постепенные ускорения или замедления общего движения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами:

а) Для замедления: ritenuto - сдерживая, ritardando - запаздывая, allargando - расширяя, rallentando - замедляя

б) Для ускорения: accelerando - ускоряя, animando - воодушевляя, stringendo - ускоряя, stretto - сжато, сжимая

Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения: a tempo - в темпе, tempo primo - первоначальный темп, tempo I° - первоначальный темп, l"istesso tempo - тот же темп.

Все темпы, применяемые в музыке соответственно словесным обозначениям, приблизительны или, как говорят, условны. Для установления более точного темпа применяется метроном. Наиболее распространен метроном изобретателя Мельцеля - в виде четырехгранной пирамиды с маятником. Поэтому метроном сокращенно обозначается - М. М., что значит "Метроном Мельцеля". Метроном отсчитывает посредством маятника нужное количество ударов в минуту. Скорость регулируется передвижной гирькой. Маятник метронома приводится в движение заводным механизмом. Каждый удар принимается за единицу времени - долю данного метра и соответственно размеру считается как длительность, равная половинной, или четверти, или восьмой и т. п. Композитор выставляет обозначение темпа по метроному после словесного обозначения. Например: Allegro М. М. = 18.

Допускаемые исполнителем незначительные отклонения от указанных автором темпов зависят от его художественной индивидуальности и его личного понимания исполняемой музыки.

ПРИЕМЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ

Под дирижированием, в широком смысле этого слова, подразумевается управление исполнением музыкального произведения хором, оркестром или другими крупными ансамблями.

В применении к пению или сольфеджио под дирижированием подразумевается средство: во-первых, счета, то есть указания времени продолжительности и смены долей такта; во-вторых, установления темпа для данного произведения. Как это ни может показаться странным, но можно дирижировать даже для самого себя, когда Вы читаете незнакомые ноты, поете или записываете мелодию по памяти. В этих случаях дирижирование себе не только сильно облегчает Вам ориентирование в метре - и всю Вашу работу, но и неожиданно сильно ускоряет процесс обучения, привыкания, развития и т.п. Дирижируйте себе - и практически все новые понятия из курса теории музыки усвоятся Вами вдвое скорее и прочнее.

Основой современной ритмической системы является метроритм. Для понимания этой системы большое значение имеют такие понятия как метр, такт и размер.

Метром называется закономерное чередование равных по длительности тяжелых и легких (сильных и слабых) долей.

Самый простой способ понять метр это произносить какое-либо слово . Например, если произносить слово музыка – музыка, то можно услышать, что акценты повторяются через равные промежутки времени. В данном слове этот промежуток равен трем слогам му-зы-ка_ му-зы-ка. В музыке это будет эквивалентно трехстопному размеру.

Если произносить слово рука, то акценты будут повторяться через один слог и образуется двустопный метр.

Акцент, приходящийся на первый слог, называется в музыке сильной долей, а остальные слабые.

Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. Подобно тому, как доли метра, подразделяясь на сильные и слабые, образуют такт, в свою очередь такты, благодаря равномерному чередованию тяжелых и легких тактов, могут объединяться в группы.

Метр, тактовая пульсация как единообразная система временного счета находится в постоянном противоречии с фразировкой, артикуляцией, включающей ладо-гармоническую, линеарную стороны, ритмический и , и это противоречие является нормой в музыке XVII-XX вв.

Вне метрической организации не может возникнуть ритмическая четкость. Роль метра в ритмическом движении можно уподобить роли лада в высотной организации: сильные доли соответствуют опорным, устойчивым звукам лада, а слабые доли и различные длительности ритмического рисунка - неустойчивым.

Подобно тому, как на основе лада развивается , на основе метра развивается ритмический рисунок. Таким образом, метр и в музыке практически неотделимы друг от друга.


Верхняя строчка метр, нижняя .

Очень близко понятию метра понятие размера . Если метр определяет лишь двухдольность или трехдольность (об этом я уже писал ), то размер представляет собой конкретизацию метра, то есть связывает метр с определенной длительностью долей. Так, метрическая основа может быть одинаковой, а продолжительность долей разной: они могут быть выражены половинными, четвертями, восьмыми и другими длительностями.

Размер обозначается двумя арабскими цифрами, расположенными вертикально. Верхняя цифра показателя размера указывает количество метрических долей, а нижняя - кратность каждой доли.

Размеры подразделяются на простые, сложные однородные и сложные смешанные .

Простые размеры состоят из одной ритмической стопы, т.е. могут быть только двух или трех дольными. Наиболее распространённые размеры 2/4,3/4,2/2,3/2 и т.д. В простых размерах одна сильная доля – это их основное отличительное свойство. Размер 2/4 характерен для , а ¾ для Вальса, также Вальс может быть записан в размере 3/8 при более медленном темпе.

Сложные однородные размеры – образуются путем склеивания двух, трех или более одинаковых простых размеров. Таким образом, мы получаем размеры 4/4,6/4,6/8.

Обратите внимание, что в сложных размерах две и более ритмических стопы, т.е. кроме сильной основной доли образуется еще одна в месте соединения размеров – это доля называется относительно сильной. Например, в размере 4/4 третья доля это место склейки 2/4 размера и следовательно она относительна сильная. В размере 6/4 относительно сильной будет 4 четверть.

Важное замечание касается размеров 6/4 и 6/8. Иногда путают эти размеры с простыми, поскольку внешне они выглядят одинаково:


В первом такте представлена не правильная группировка акцентов, поскольку ее можно свести к простому размеру со счетной долей равной половинной. Такая группировка говорит нам о размере 3/2,который является простым. То есть, для правильного определения размера также важна счетная доля, которая определяется периодичность смены ритмических стоп внутри сложного размера. Также это можно проиллюстрировать размерами 6/8 и 3/4:


Обратите внимание на разную ритмическую запись (группировка) – она объясняется наличием в первом размере относительно сильной доли и отсутствием таковой во втором.

Сложные смешанные размеры, как Вы уже, наверное, догадались, образуются от смешивания неодинаковых простых. Например, ¾ + 2/4 образуют размер 5/4.Но также и размер 2/4+3/4 образуют 5/4.

Эта двойственность характерная черта сложных неоднородных размеров, которая очень часто обыгрывается современными . Как определить, какие размеры смешаны? По акцентам и группировке. Например, известная тема Take Five записывается так:


Из записи видно, что это сочетание ¾ + 2/4. Если развернуть зеркально, то получим обратное смешение.

Также образуются размеры 7/8, 11/8 и прочие. Отличительная черта таких размеров неравномерное чередование ритмических стоп.

Кроме описанных выше, в музыке встречаются также и переменные размеры. Переменным называется размер с изменяющимся количеством счетных долей.

Если чередование (смена) определенных размеров в произведении производится строго систематически, то такой переменный размер называется периодическим. В этом случае в начале пьесы сразу выставляются обозначения обоих (или нескольких) размеров в соответствии с порядком их чередования.

Если же смена различных размеров будет происходить лишь эпизодически, то есть без определенной системы, то данный размер называется непериодическим переменным размером . В таком случае внутри пьесы всякий раз выставляется обозначение вновь наступившего размера.

Система переменных размеров характерная для свободного метра музыки XX века, в противовес строго классическому метру предыдущих трех столетий.

Также стоить упомянуть об организации метра без тактовых черт и без размера. Как правило, в такой музыке метр является свободно изменяемой величиной практически неотделимой от . И хотя соотношения длительностей сохраняются такие понятия как сильная и слабая доля не имеют значения, что свойственно уже рассматриваемым мной .

Теория такта в XX в. пополнилась нетрадиционной разновидностью - понятием неравнодольный такт.

Пришло оно из Болгарии, где в таких тактах стали записывать образцы народных песен и танцев. В неравнодольном такте одна доля длиннее другой в полтора раза и записывается как нота с точкой («хромающий» ). Для адекватной звучанию нотной записи подобных смешанных тактов, болгарскими музыковедами предлагаются даже числа с дробями, например, вместо 5/16, 7/16 - обозначения:2 ½ /8 или 3 ½ /8.

Новые, нетактовые формы организации появились в XX в., наряду со свободным тактовым метром. К числу новейших форм относятся, в частности, ритмические прогрессии и серии, основанные на принципе временной нерегулярности, апериодичности, в противоположность принципам тактометричности.

Каждый человек, обучающийся музыке, в обязательном порядке проходит изучение и сольфеджио. И одной из основополагающих тем являются размеры в музыке. Далее будут рассмотрены их основные разновидности, способы определения и некоторые наиболее часто встречающиеся комбинации.

Понятие музыкального метра

Прежде чем давать определение того, что представляет собой музыкальный размер, нужно иметь представление о понятии, называемом музыкальным метром.

Принято считать, что вся музыка основана на так называемой пульсации - чередовании равных по длительности долей, которые могут быть сильными и слабыми. Сильная доля всегда находится на первом месте в такте. Но нельзя путать сильные доли с акцентом, поскольку такое выделение может приходиться и на слабые доли.

В современной музыке чаще всего можно встретить метры, состоящие из двух или трех долей. В простом выражении двухдольный метр состоит из одной сильной и одной слабой доли (раз-два), а трехдольный - из одной сильной и двух слабых (раз-два-три). Таким образом, музыкальный метр можно представить как процесс счета таких чередований или даже как некую временную сетку с указанной в ней последовательностью долей.

Виды долей и их разновидности

Понимание того, что представляет собой музыкальный размер, невозможно без знания разновидностей долей. Как уже было сказано, они в самом простом случае делятся на сильные и слабые.

Однако некоторые могут возразить, мол, а как же наиболее распространенный размер 4/4? В музыке считается, что в нем первая доля является сильной, вторая и четвертая - слабые, а вот третья - относительно сильная. Сам размер относится к сложным, поскольку состоит из двух простых. Но об этом будет сказано отдельно.

Такт в музыке

Теперь несколько слов о понимании такта. Если говорить простым языком, такт в музыке - это промежуток звучания от одной до другой сильной доли.

Сколько бы ни было указано в музыкальном размере долей суммарно, в такте может присутствовать только одна сильная доля и сколько угодно относительно сильных и слабых. Счет в такте всегда начинается на «раз». В зависимости от размера, доли могут считаться как «раз-два» («раз-два-три»), «раз-и-два-и» («раз-и-два-и-три-и») и т. д.

Тактовый размер в музыке: основные разновидности

Наконец, переходим к понятию размера. Размеры в музыке иногда называют числовым выражением метра с указанием на относительную длительность долей и их суммарное количество в одном такте.

Почему используется понятие относительной длительности? Да только потому, что доли можно разбить на составляющие, чего музыкальный метр не предусматривает. Например, размер 4/4 в музыке, обозначаемый еще латинской литерой «C», предусматривает наличие одного такта, состоящего из четырех четвертных нот в сумме.

Но ведь каждую четвертную ноту можно представить и виде комбинаций восьмых, шестнадцатых, тридцать вторых или даже шестьдесят четвертых нот! Как именно они будут комбинироваться между собой, решает уже сам композитор. Главное - чтобы их сумма не превышала общей длительности звучания, соответствующей четырем четвертям. Но это уже основы музыкальной грамоты.

Что касается основных разновидностей, тактовые размеры в музыке подразделяются на простые и сложные. Сложные размеры включают в себя еще и категории смешанных, несимметричных и переменных размеров.

Простые музыкальные размеры

Исходя из понимания метра, можно описать размеры, в музыке называемые простыми. В них различают двухдольные и трехдольные размеры. В первом случае повторение сильных долей происходить через одну слабую, а во втором - через две.

Самыми распространенными двухдольными размерами считаются 2/8, 2/4 и 2/2 (размер 2/2 в музыке, равно как и 2/8, встречается крайне редко, и рассматривается исключительно в рамках теоретических сведений). Из трехдольных размеров таковыми являются 3/4, 3/8 и 3/2. Опять же, размеры 3/2 или 3/8 практически не используются, а размер «три четверти» является самым распространенным (например, он использован практически для всех вальсов).

Сложные музыкальные размеры

Сложные размеры в самом простом случае нужно понимать, как объединение двух и более простых. При этом именно первая доля первого размера является сильной, а вроде бы сильная доля из второго автоматически переходит в разряд относительно сильных.

В сложных размерах самыми простыми для понимания являются размеры вроде 4/4, 4/2, 6/4, 6/2, 6/8, 12/8, 8/4, 8/8. Как видим, такие размеры сопоставимы между собой, например, 8/8 - это то же самое, что и 4/4.

Смешанные и несимметричные музыкальные размеры

Другое дело - смешанные размеры. В музыке чаще всего встречаются пяти-, семи-, девяти- и одиннадцатидольные комбинации. И последовательность долей, соответственно, может выглядеть совершенно по-разному. В качестве примера рассмотрим 5/4.

При создании такого размера используются простые составляющие: 2/4 и 3/4. Но комбинация может иметь вид и «2+3», и «3+2». Таким образом, происходит смещение относительно сильной доли.

Самой, пожалуй, яркой и известной композицией, написанной в этом размере с комбинацией «3+2» можно назвать «Арию Марии Магдалины» из рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос - Суперзвезда».

Что же касается других размерностей, в них комбинаций может быть больше. Так, например, музыкальный размер 7/8 может состоять из последовательностей «2+2+3», «2+3+2» или «3+2+2». В девяти- и одиннадцатидольных размерностях таких вариаций, соответственно, больше. Но при создании музыки с применением таких размеров стоит помнить, что рядовой слушатель на слух такую мелодию будет воспринимать с трудом, да и сыграть ее сможет далеко не каждый.

Хотя, если посмотреть на группы, играющие thrash metal, они справляются с этим просто великолепно и достаточно часто совмещают «рваные» риффы с обычными простыми или сложными размерностями.

Например, та же группа Xentrix очень удачно чередует размерности 3/4 с триолями восьмых на каждую долю и 7/8, иногда добавляя 9/8. Естественно, неподготовленному слушателю определить размер на слух с первого раза будет не так уж и просто, но звучит это очень и очень интересно. В общем, классика жанра.

Переменные музыкальные размеры

Такого типа размеры в музыке встречаются крайне редко, причем в основном в народном музыкальном фольклоре. Болгарские народные песни - яркий пример.

Само понятие этого термина подразумевает только то, что на протяжении одной композиции основной размер может меняться по нескольку раз, например, с использованием нескольких обычных сложных и нескольких несимметричных размеров.

Методика определения размера

При определении размера слушатель полагается исключительно на свой слух и Только так можно различить, где именно звучит сильная доля, от которой и нужно отталкиваться.

Однако практически во всех музыкальных школах на уроках сольфеджио ученики применяют специальную технику дирижирования. Например, размер 4/4 представлен как взмахи кисти руки сначала вниз, затем - влево, затем - вправо и снова вверх (обычно под углом 45 градусов).

Три четверти - взмахи вниз, вправо и вверх. Шесть восьмых - взмахи вниз, влево, вправо, снова вверх, и наверху две отмашки вправо (или в другой комбинации). Впрочем, на первых порах при определении размерностей на слух и написании диктантов преподаватели, чтобы развить у учеников чувство ритма, намеренно выделяют сильную долю каждого такта. Именно такая методика позволяет добиться того, что в дальнейшем человек сможет определить любой тип размерности (даже с учетом их чередования) самостоятельно и без всяких акцентов или подсказок.

Заключение

Если подвести черту, можно отметить, что музыкальные размеры очень тесно связаны с пониманием музыкального метра, долей и тактов. Поэтому, чтобы научиться четко определять, какая именно размерность звучит в каком-либо музыкальном произведении, без основ музыкальной грамоты и сольфеджио не обойтись.

Правда, многие учащиеся, по крайней мере на первых порах, сольфеджио, мягко говоря, недолюбливают, считая его ненужным и сложным для понимания. Однако именно он является той самой основой, которая дает благодатную почву для становления человека как музыканта самого высокого профессионального уровня. Ведь еще гитарист с мировым именем, игравший в таких известных группах, как Deep Purple и Rainbow, утверждал, что быстрота передвижения пальцев по грифу - это еще не техника. Без знания основ и классических канонов музыки стать профессионалом наивысшего уровня просто невозможно.

Так что начинающим музыкантам можно посоветовать запастись терпением и усидчивостью и изучить эти предметы досконально. В музыкальном образовании, если можно так выразиться, это - как «Отче наш».

Здравствуйте уважаемые читатели блога . Сегодня мы начинаем второй этап подготовки к игре на . Сейчас я хочу рассказать вам о такте и его размере.

Что такое такт, размер такта и длительности нот?

Такт — это такая единице в музыке, которая начинается с сильной доли, (то есть удар ногой, кивок головой), далее идёт слабая доля. Так происходит чередование. Следующий такт опять же начинается с сильной доли. В нотной граммоте такт — это совокупность написания нот и пауз.

Каждый такт отделяется тактовыми вертикальными чертами.

Длительности нот

Размер такта — это отношение долей в такте к, непосредственно, длительностям этих долей.

Вообще сам по себе размер такта- это абстрактная величина, которую нужно почувствовать. Ошибочно, когда размер такта называют ритмом. Когда вы слышите музыку, вы непроизвольно начинаете кивать головой, притопывать ногой, хлопать в ладоши. Всё это выделение сильных долей, то есть размер такта.

Вот к примеру самые распространённые тактовые размеры:

Рассмотрим первый случай: 4/4. Произносится это как четыре четверти. Значит в такте четыре доли, длительностью четверти. Считать при игре лучше как

1-и-2-и-3-и-4-и

То есть там, где произносятся цифры — сильные доли.

Со временем сложилось, что к каждому размеру такта можно сразу подобрать музыку. Например к размеру три четверти (3\4), мы сразу же вспоинаем вальс. При игре будет следующий счёт:

Раз два три

Первая доля сильная, вторая и третья слабые.

******Задание*******

Определить размеры тактов:

Темп

Кроме самих нот и ритма, существует множество других нюансов, о которых композитор стремится сообщить исполнителю, чтобы тот максимально точно воплотил в музыке и донес до слушателей его замыслы.

Примерами таких «подсказок» композиторов могут служить обозначения динамики и использование терминов «rit» и «rall». Общая же скорость, с которой должно исполняться музыкальное произведение (его темп), и описание его характера в целом обычно указываются на партитуре с помощью определенных итальянских терминов.

Вот наиболее часто встречаемые из них:

Presto (Престо) - быстро
Allegro (Аллегро) - бодро, или весело
Vivace (Виваче) -живо, оживленно
Andante (Анданте) - свободно, легко, плавно
Moderato (Модерато) -умеренно, подобно анданте
Lagro (Ларго) - медленно, широко, величаво
Adagio(Адажио) -тихо, медленно (быстрее, чем ларго)
Lento (Ленто) - медленно
Grave (Граве) - медленно и торжественно

Существуют и некоторые вариации этих терминов, усиливающие или ослабляющие их значения:

Adagissimo (Адажиссимо) - чрезвычайно медленно
Prestissimo (Престиссимо) - очень быстро
Allegretto (Аллегретто) - довольно бодро, но в меньшей степени, чем аллегро
Larghetto (Ларгетто) - медленно, но не настолько, как ларго.

С изобретением метронома (Мельцелем, современником Бетховена) темп стал часто обозначаться конкретным числом, соответствующим количеству счетов в минуту.
Например, 60 (60 четвертных нот в минуту) соответствует темпу с одним счетом в секунду: Этот вид указания темпа называется метрономным значком и иногда записывается так: ММ = 60. ММ - это сокращение от «Метроном Мельцеля».

Нотный стан

Ноты размещаются на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом . Линейки нотоносца считаются всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка - первая, следующая за ней - вторая и т.д.

Ноты на нотном стане располагаются на линиях или между ними. Нижняя линия нотного стана – Ми.
Любая нота, располагающаяся на этой линии играется как Ми, пока нет понижающих или повышающих знаков.
Следующая нота (между линейками) это нота Фа и т.д.

Ноты могут также распространятся за пределами нотного стана и записываются на добавочных линейках. Добавочные линейки над нотоносцем называются верхними добавочными линейками и считаются снизу вверх от нотоносца.
На этих добавочных линейках записываются высокие звуки. Низкие звуки записываются под нотоносцем и называются нижними добавочными линейками, а считаются сверху вниз от нотного стана.

Ключи

В начале нотоносца всегда выставляется ключ, определяющий в звукоряде высоту одного из звуков, от которого ведется отсчет высоты остальных звуков.

Скрипичный ключ (или ключ соль) определяет на нотоносце положение звука соль первой октавы, который пишется на второй линейке.

Басовый ключ (или ключ фа) определяет положение на нотоносце звука фа малой октавы, который записывается на четвертой линейке.

Такт и размер такта. Слильные и слабые доли.

Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты .
Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.

Первая нота каждого такта имеет ударение - акцент.

Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте.

Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.

После ключа выставляется размер такта.

Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д.
Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета – четверть, половинная, и т.д.).

(Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности.)

Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются.
При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых.

В двухдольном такте (2/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая.
В трехдольном такте (3/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая, третья ("три") – слабая.

Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) - сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент - на наиболее сильной доле такта, а второй - на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.

Знаки альтерации

Для того, чтобы указать на тональность ноты, перед нотой могут ставиться знаки бемоля , диеза , дубль-бемоля , дубль-диеза и бекара .

Такие знаки называются знаками альтерации.

Если перед нотой стоит диез, то нота поднимается на половину тона, дубль-диез – на тон. Если бемоль, то нота понижается на полтона и если дубль-диез – на тон. Понижающие и повышающие знаки появившись один раз применяются ко всей партитуре, пока не отменятся другим знаком.

Существует специальный знак, отменяющий понижение или повышение ноты и возвращающий ей натуральную высоту – это бекар. Дубль-бемоль и дубль-диез используются редко.

Знаки альтерации применяются, в основном, в двух случаях: как ключевые и как случайные.

Ключевые знаки располагаются справа от ключа в определенном порядке: фа – до – соль – ре – ля – ми - си для диезов , для бемолей – си – ми – ля – ре – соль – до - фа .

Если в каком-либо такте насколько раз встречается одна и та же нота с диезом или бемолем, то бемоль или диез ставится только один раз и сохраняет свое действие на протяжении всего такта. Такие диезы и бемоли называются случайными.

Длительность нот и пауз

Заштрихована нота или нет, а также палочки, приставленные к ним, т.е. штили, указывают на длительность ноты. Основными длительностями нот являются целая (1) и обозначается незаштрихованной головкой без штиля, а также ее половинные деления: половина (2), четверть (3), восьмая (4), шестнадцатая (5) и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная: она зависит от текущего темпа произведения.

Еще к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незаштрихованным прямоугольником со штрихами возле углов.

Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертой и ни одна из них (кроме, может быть, первой) не приходится на сильную долю, то они записываются под общим ребром или вязкой - палочкой, соединяющей концы штилей.

При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые - двойное и т. д. В наше время встречается объединение нот из разных тактов, а также нот, идущих не подряд.

Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: если на время звучания ноты приходится сильная доля, то берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига - дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот.

Если же сильная доля осталась в стороне, то для продления ноты на половину ее звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых - это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.

Наконец, бывает необходимым поделить какую-либо длительность не на две половины, а на три, пять или другое количество равных частей, не кратное двум. В этом случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи

.

Перерыв в звучании называется паузой . Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот). Целая пауза (8) равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца. Половинная пауза (9) равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца. Четверная пауза (10) равна по длительности четвертой ноте и обозначается ломанной линией по центру. Восьмая (11), шестнадцатая (12) и тридцать вторая (13) паузы равны по длительности восьмой, шестнадцатой и тридцать второй ноте соответственно и обозначаются косой чертой с одним, двумя или тремя маленькими флажками.

Точка справа у ноты или паузы увеличивает ее длительность на половину. Две точки у ноты или у паузы увеличивают длительность наполовину и еще на четверть.

Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше.

Лига (дуга, выгнутая вверх или вниз) связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность. Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато.

Фермата - знак, указывающий исполнителю, на то, что он должен увеличить длительность ноты или паузы на свое усмотрение.

Знаки повторений

При исполнении пьесы часто приходится повторять ее фрагмент или всю пьесу целиком. Для этого в нотной записи применяются знаки повторения – репризы. Музыка, изложенная между этими знаками, должна повторяться. Иногда при повторении бывают разные окончания. В этом случае в конце повторения применяются скобки – вольты. Это значит, что в первый раз играются такты окончания, заключенные в первую вольту, а при повторении – такты первой вольты пропускаются и вместо них играются такты второй вольты.

(Реприза)

Темп

В нотной записи также указывается темп композиции. Темп - это та или иная скорость исполнения музыкального произведения.

Различаются три основных скорости исполнения: медленная, умеренная и быстрая.

Основной темп указывается обычно в самом начале произведения. Существует пять основных обозначений этих темпов:

Медленно – адажио (Adagio),
Не спеша, спокойно – анданте (Andante),
Умеренно – модерато (Moderato),
Скоро – аллегро (Allegro),
Быстро – престо (Presto).
Средний из названных темпов – модерато – соответствует скорости спокойного шага.

Нередко при исполнении музыкального произведения приходится ускорять или замедлять его основной темп.
Эти изменения темпа чаще всего обозначаются словами:
Accelerando, сокращенно accel. (аччелерандо) – ускоряя,
Ritenuto, (ритэнуто) сокращенно rit. – замедляя,
а tempo (а темпо) – в прежнем темпе (восстановить прежний темп после предшествовавшего ускорения или замедления).

Громкость

При исполнении музыкального произведения следует помимо темпа учитывать и необходимую громкость (силу) звучания. Все, что связано с громкостью звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки выставляются в нотах обычно между нотоносцами.
Наиболее употребительными обозначениями силы звука являются следующие:
pp (пианиссимо) - очень тихо,
p(пиано) – тихо,
mf (меццо-фортэ) - со средней силой,
f(форте) – громко,
ff (фортиссимо) - очень громко.
А также знаки:
< (крещендо) - постепенно усиливая звук
> (диминуэндо) - постепенно ослабляя звук.

Наряду с приведенными выше обозначениями темпов, в нотах часто встречаются слова, указывающие на характер исполнения музыки произведения, например: певуче, нежно, подвижно, шутливо, с блеском, решительно и т.д.

Знаки мелизмов

Знаки мелизмов не меняют темп или ритмический рисунок мелодии, а лишь украшают ее. Существуют следующие виды мелизмов:

Звукоряд и октава

Музыкальные звуки образуют музыкальный звуковой ряд, который начинается от самых низких звуков до самых высоких. Всего основных звуков звукоряда семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!