Что собой представляет древнегреческая богиня Ника? Скульптуры и храмы. Кто такая богиня Ника в мифологии

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами . Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов . В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Бог Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

Олимпийская богиня Артемида. Статуя в Лувре

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Венера (Афродита) Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Эрот Земной и Небесный. Художник Дж. Бальоне, 1602

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями .

– дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве . Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.

Амфитрита – жена Посейдона, одна из Нереид

Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.

Эйрена – богиня мира, стоящая у трона Зевса на Олимпе. В Древнем Риме - богиня Пакс.

Ника – богиня победы. Постоянная спутница Зевса. В римской мифологии – Виктория

Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману

Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна

Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса

Плутос – бог богатства

Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса

Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву. В Древнем Риме – Беллона

Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время. у римлян - Сатурн), Океан (отец всех рек), Гиперион , Кей , Крий , Япет . Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба .

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров .

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Гекатонхейры – «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона , отомстить отцу, Урану, оскопив его .

Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эриний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.

Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), богинь насильственной смерти Кер , Гипнос (Сон-Кошмар), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.

Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий. От брака Океана с его сестрой Тефидой (Водой) были рождены все земные реки и водяные нимфы-Океаниды. Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). От них родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря). От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей (северный ветер), Нот (южный ветер), Зефир (западный ветер) и Эвр (восточный ветер). Титаны Кей (Небесная Ось?) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов). Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс.

Титан Крий женился на дочери Понта Эврибии, а титан Япет – на океаниде Климене, которая родила от него титанов Атланта (он держит на своих плечах небо), надменного Менетия, хитроумного Прометея («мыслящий прежде, предвидящий») и слабоумного Эпиметея («думающий после»).

От этих титанов произошли другие:

Геспер – бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды , которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом

Оры – богини частей дня, времён года и периодов человеческой жизни.

Хариты – богини изящества, веселья и радости жизни. Их три – Аглая («Ликование»), Ефросина («Радость») и Талия («Изобилие»). У ряда греческих писателей хариты носят иные имена. В Древнем Риме им соответствовали грации

Ника (мифология) Ника (мифология)

Являясь приспешницей победы, она сопровождает Афину Парфенос , представительницу высшей мировой всепобеждающей силы. В римской мифологии ей соответствует богиня Виктория .

Как символ успешного результата, счастливого исхода, Ника участвует во всех военных предприятиях, в гимнастических и музыкальных состязаниях, во всех религиозных торжествах, совершаемых по случаю успеха. Она всегда изображается крылатой или в позе быстрого движения над землёй; атрибуты её - повязка и венок , позднее также пальма ; далее - оружие и трофей . У скульпторов Ника или участвует на празднике при жертвоприношении, или является вестницей победы, с атрибутом Гермеса - посохом . Она то ласково кивает головой победителю, то парит над ним, увенчивая его голову, то ведёт его колесницу , то закалывает жертвенное животное, то складывает из неприятельского оружия трофей (на балюстраде храма Афины Ники в Афинах). Изваяние Ники сопровождало статуи Зевса Олимпийского и Афины Парфенос .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ника (мифология)"

Примечания

Ссылки

  • // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.

Отрывок, характеризующий Ника (мифология)

– Отдай это графине… ежели ты увидишь ее.
– Она очень больна, – сказал Пьер.
– Так она здесь еще? – сказал князь Андрей. – А князь Курагин? – спросил он быстро.
– Он давно уехал. Она была при смерти…
– Очень сожалею об ее болезни, – сказал князь Андрей. – Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся.
– Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? – сказал князь Андрей. Он фыркнул носом несколько раз.
– Он не мог жениться, потому что он был женат, – сказал Пьер.
Князь Андрей неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца.
– А где же он теперь находится, ваш шурин, могу ли я узнать? – сказал он.
– Он уехал в Петер…. впрочем я не знаю, – сказал Пьер.
– Ну да это всё равно, – сказал князь Андрей. – Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего.
Пьер взял в руки связку бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что нибудь или ожидая, не скажет ли чего нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него.
– Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, помните о…
– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.
– Разве можно это сравнивать?… – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:
– Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisees de monsieur [итти по стопам этого господина]. – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь…
Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье.
Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея.
За обедом речь зашла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. Князь Андрей не умолкая говорил и спорил то с отцом, то с Десалем, швейцарцем воспитателем, и казался оживленнее обыкновенного, тем оживлением, которого нравственную причину так хорошо знал Пьер.

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.
– Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она.
– Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна.
– Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.
Марья Дмитриевна только пожала плечами.

женское имя: (греческое) имя богини победы

Альтернативные описания

Женское имя (греч. победительница)

В древнегреческой мифологии богиня победы

В греческой мифологии богиня, персонификация победы, дочь океаниды Стикс и Палланта

Народное восстание в Константинополе в 532 г.

Наника, наничье, изнанка, тыл, испод, исподинка, выворот, выворотная сторона [Даль]

Самофракийская

Турбина

Аптерос

Богиня на Поклонной горе

Богиня нашего кино

Богиня победы

Богиня российского кино

Богиня с крыльями

Бунт в истории Византии

В Древнем Риме - Виктория, а в Древней Греции

В греческой мифологии богиня победы в сражениях и состязаниях

В честь какой богини названа столица Кипра

Виктория

Высшая кинопремия Россия

Высшея кинопремия России

Героиня Людмилы Гурченко в фильме "Двадцать дней без войны"

Греческая Виктория

Греческая богиня победы

Детский вариант имени Вероника

Детское имя Вероники

Древнегреческая богиня победы

Дружеская форма имени Вероника

Дружеское произношение имени Вероника

Женское имя

Заветный российский киноприз

Известная статуя... Пеония

Имя поэтессы Турбиной

Имя телеведущей Ганич

Какую богиню изваял Архерм

Кинопремия

Кинопремия России

Кинопремия в России

Киноприз в России

Крылатая богиня

Крылатая богиня победы

Крылатая кинопремия

Крылатая сестра "Оскара"

Летящая богиня

Награда "9 роте"

Награда кинематографистов

Награда российского кино

Наш приз "9 роте"

Ничка ж. ничей, ничек м. ничье ср. наника, наничье, изнанка, тыл, испод, исподинка, выворот, выворотная сторона; противопол. лицо, лицевая, личная сторона. Обернуть ткань никой, ничкою, ничком, ничьем, нанику, наничь, взничь, исподом кверху, изнанкою наружу, лицом вниз, навыворот. игре в бабки, хребтик ее жох, испод ничка, бок плоцка, бока. орлянке, ника, решето, изнанка монеты; лицо, копье, орел. бабк. и орл. говорят и никон. Ниц, ничком, ником нареч., о человеке, лицом к земле, затылком кверху, противопол. вник, взничь, навзник, навзничь. Ты на нику, наникою, ничкою пришила, изнанкою; он пал ниц перед иконою, пал на лицо свое: он поскользнулся и упал ничком, вперед, носом в землю. Он подошел, подкрался ничком, симб. пенз. согнувшись, опустив голову, тихо, робко; украдкою, втихомолку, нечаянно. Это знач. ничком может быть нишком, от нишнуть, и одно я то же с малорусским. нищечком, тайком, втихомолку. Ползком перед ним да ничком. Не то пьяный, что ничком падает, а то пьяный, что навзничь. Ник м. (общее с немецк. Genick) затылок, загривок, задняя сторона шеи. Ударить по нику, по шее. От этого никать, употребл. с предлогом и никнуть, нагибаться, склоняться долу; хилеть, упадать, вянуть, блекнуть, погибать; изводиться. засуху все прозябенье никнет. Цветы от недогляда никнуть. Дух никнет, упадает. На меня возникло подозренье. Побитый хлеб взник опять. Надо вникать в смысл дела. Новые острова выникают из моря. Доникли ветви до земли. Лед изник весь. Вербы наникли на пруд. Колос поник. Весь хлеб переник. Приник ко мне головою. Дождь проникает насквозь. Никлый, пониклый; вялый, блеклый. Ниций зап. низкий, низменный, преклонный. Ницая скула, нарыв на скуле. Ницые лозы, или ницелоз, Salix repens, сочиненное, ерник, стланец таловатый, ветловый, ракитовый,

Обрусевший "Оскар"

Один из высших российских призов в области кинематографии

Победоносная богиня греков

Поэтесса Тубрина

Поэтесса Турбина

Премия Рязанова в 1991 году

Премия актеру кино

Премия российского кино

Престижная кинопремия

Приз актерам в России

Приз российского кино

Российск. аналог америк. "Оскара"

Российская кинопремия

Российская киностатуэтка

Российская поп-певица

Российская телепремия

Российский "Оскар"

Российский аналог "Оскара"

Символ победы

Сокращенная Вероника

Союзница Зевса в борьбе с титанами

Телеведущая Ганич

Телекомпания в городе Петрозаводске

Укороченная Вероника

Уменьшенная Вероника

Уменьшенное от имени Вероника

Упрощенная Вероника

Эстрадная певица

Юная тезка Вероники

В Древней Греции персонификация победы

Высшая отечественная кинопремия

Греческая богиня

Богиня победы в древнегреческой мифологии

Востание в Константинополе в 532 году

Футбольный клуб из Москвы

Премия российских кинематографистов

Профессиональная награда российских кинематографистов

Рос. киностатуэтка

Киноприз и богиня

Кинобогиня

Приз "9 роте"

Богиня, умевшая летать

Российский киноприз

. "оскар" по-российски

Киноприз

Спутница Афины Паллады

Богиня победы у греков

Крылатая богиня победы у греков

Российс. аналог америк. "Оскара"

Др. Рим - Виктория, а в Древ. Греции

Анаграмма к слову "инка"

Анаграмма к слову "каин"

Виктория, римская богиня победы и олицетворение победы

Виктория, лат., греч. Нике - римская богиня победы и олицетворение победы. На фото: Позолоченная фигура Виктории - Богини Победы на вершине Колонны Победы, именуемой в народе Золотая Эльза (Goldelse).

В древнейшие времена римляне считали ее божественной силой, способствующей победе (особенно в войне). Позже ее возвели в сан богини и дарительницы победы - по образцу греческой Нике. Храм в ее честь был сооружен лишь в начале 3 в. до н. э. на Палатине. Особый размах культ Виктории приобрел при Империи, когда богиня была провозглашена неразлучной спутницей императоров. Кроме нее римляне почитали еще двух древних богинь победы: одна из них называлась Пеллония (Обращающая в бегство [врага]), другая - Вика Пота (Могучая Победительница).

Картина Рубенса «Триумф Виктории».

До нас дошло меньше статуй Виктории, чем сообщений о римских победах. За немногими исключениями это посредственные работы без особых художественных притязаний. К редким исключениям относятся ее статуи в музее Брешии и в парижском Лувре, а также рельеф арки императора Диоклетиана во Флоренции. Одна из ее статуй стояла в римском сенате со времен Августа до 394 г. (была ненадолго удалена оттуда только при императоре Грациане). В 394 г. она была публично разбита как языческий идол. Случайное, но глубоко символичное совпадение: спустя год Римская империя разделилась, и до самого конца истории Древнего Рима в нем уже не праздновали военных побед.

На фотографиях: Бранденбургские ворота в Берлине в колесницей богини Виктории.

Триумфальная колонна (Siegessäule) или колонна Победы - памятник истории Германии и достопримечательность Берлина в центре парка Тиргартен на площади Большая Звезда. Фото 1900 года.

Ника, Нике — в греческой мифологии персонификация победы, дочь океаниды Стикс и Палланта, сына титана Крия (Гесиод, Теогония, 383). Во времена титаномахии она покинула своего отца и вместе с матерью примкнула к олимпийским богам. Как крылатая богиня победы, Ника сопровождала Зевса в его борьбе с титанами и гигантами; она же сопровождает Палладу Афину, представительницу высшей мировой всепобеждающей силы. Как символ успешного результата, счастливого исхода, Нике участвует во всех военных предприятиях, в гимнастических и музыкальных состязаниях, во всех религиозных торжествах, совершаемых по случаю успеха.

Она всегда изображается крылатой или в позе быстрого движения над землей; атрибуты ее - повязка и венок, позднее также пальма; далее - оружие и трофей. У скульпторов Нике или участвует на празднике при жертвоприношении, или является вестницей победы, с атрибутом Гермеса - посохом. Она то ласково кивает головой победителю, то парит над ним, увенчивая его голову, то ведет его колесницу, то закалывает жертвенное животное, то складывает из неприятельского оружия трофей (на балюстраде храма Афины Ники в Афинах).

Скульптура, изображающая Нику, была вывезена в Рим и получила латинское имя Виктория. Золотая статуя, захваченная римлянами, принадлежала ранее греческому царю Пирру. По приказу императора Октавиана Августа она поставлена в здании Сената. Нику изобразили стоящей на шаре, что символизировал Землю. В правой руке, которую девушка держит вытянутой, находится венок, левая рук занята пальмовой ветвью.

На протяжении 4 столетий сенаторы перед заседанием подходили к алтарю, стоявшему у статуи, и приносили жертвоприношения вином и пахучими маслами. Скульптура чудесным образом сохранилась от пожара, устроенного императором Нероном. Римляне считали ее хранительницей империи, она воплощала могущество с судьбу римской империи. По приказу христианских императоров статуя языческой богини была вынесена из сената. Верные традициям, римляне жалели об этом и увидели знамение неизбежной погибели Рима.

В античные времена была традиция украшения носа кораблей изображением Ники. Эта традиция сохранилась и позже.

Выдающийся античный скульптор Фидий вложил громовержцу в правую руку статуэтку богини. В качестве материала для ее изготовления использовали золото и слоновую кость. Ножки трона украшены изображением Ники. Не вызывает удивления, что даже главные божества Олимпа в определенной степени были зависимы от Ники и старались заручиться ее поддержкой.

Особым почитанием пользовалась богиня у Александра Македонского, полководец сооружал ей жертвенники, совершая свои победоносные походы на разных этапах. Позднейшим царям также пришлось по душе украшать свои памятники этой чудесной крылатой девушкой.

Святилище Ники Аптерос было сооружено в Афинах. Богиню изобразили бескрылой. В соответствии с историческим повествованием Павсания, афиняне намеренно сделали изменчивую победу без крыльев, чтобы она поселилась в их городе на постоянное жительство. Храм, посвященный Нике, создал архитектор Калликрат после победы в греко-персидских войнах. Она изображалась в руке Зевса или Афины.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!