Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества. Общество как сложная динамичная система

Изначально, будучи всего лишь собранием сведений и эмпирических наблюдений за игрой в кости, теория вероятности стала основательной наукой. Первыми, кто придал ей математический каркас, были Ферма и Паскаль.

От размышлений о вечном до теории вероятностей

Две личности, которым теория вероятностей обязана многими фундаментальными формулами, Блез Паскаль и Томас Байес, известны как глубоко верующие люди, последний был пресвитерианским священником. Видимо, стремление этих двух ученых доказать ошибочность мнения о некой Фортуне, дарующей удачу своим любимчикам, дало толчок к исследованиям в этой области. Ведь на самом деле любая азартная игра с ее выигрышами и проигрышами — это всего лишь симфония математических принципов.

Благодаря азарту кавалера де Мере, который в равной степени был игроком и человеком небезразличным к науке, Паскаль вынужден был найти способ расчета вероятности. Де Мере интересовал такой вопрос: "Сколько раз нужно выбрасывать попарно две кости, чтобы вероятность получить 12 очков превышала 50%?". Второй вопрос, крайне интересовавший кавалера: "Как разделить ставку между участниками незаконченной игры?" Разумеется, Паскаль успешно ответил на оба вопроса де Мере, который стал невольным зачинателем развития теории вероятностей. Интересно, что персона де Мере так и осталась известна в данной области, а не в литературе.

Ранее ни один математик еще не делал попыток вычислять вероятности событий, поскольку считалось, что это лишь гадательное решение. Блез Паскаль дал первое определение вероятности события и показал, что это конкретная цифра, которую можно обосновать математическим путем. Теория вероятностей стала основой для статистики и широко применяется в современной науке.

Что такое случайность

Если рассматривать испытание, которое можно повторить бесконечное число раз, тогда можно дать определение случайному событию. Это один из вероятных исходов опыта.

Опытом является осуществление конкретных действий в неизменных условиях.

Чтобы можно было работать с результатами опыта, события обычно обозначают буквами А, B, C, D, Е…

Вероятность случайного события

Чтобы можно было приступить к математической части вероятности, нужно дать определения всем ее составляющим.

Вероятность события - это выраженная в числовой форме мера возможности появления некоторого события (А или B) в результате опыта. Обозначается вероятность как P(A) или P(B).

В теории вероятностей отличают:

  • достоверное событие гарантированно происходит в результате опыта Р(Ω) = 1;
  • невозможное событие никогда не может произойти Р(Ø) = 0;
  • случайное событие лежит между достоверным и невозможным, то есть вероятность его появления возможна, но не гарантирована (вероятность случайного события всегда в пределах 0≤Р(А)≤ 1).

Отношения между событиями

Рассматривают как одно, так и сумму событий А+В, когда событие засчитывается при осуществлении хотя бы одного из составляющих, А или В, или обоих - А и В.

По отношению друг к другу события могут быть:

  • Равновозможными.
  • Совместимыми.
  • Несовместимыми.
  • Противоположными (взаимоисключающими).
  • Зависимыми.

Если два события могут произойти с равной вероятностью, то они равновозможные .

Если появление события А не сводит к нулю вероятность появление события B, то они совместимые.

Если события А и В никогда не происходят одновременно в одном и том же опыте, то их называют несовместимыми . Бросание монеты - хороший пример: появление решки - это автоматически непоявление орла.

Вероятность для суммы таких несовместимых событий состоит из суммы вероятностей каждого из событий:

Р(А+В)=Р(А)+Р(В)

Если наступление одного события делает невозможным наступление другого, то их называют противоположными. Тогда одно из них обозначают как А, а другое - Ā (читается как «не А»). Появление события А означает, что Ā не произошло. Эти два события формируют полную группу с суммой вероятностей, равной 1.

Зависящие события имеют взаимное влияние, уменьшая или увеличивая вероятность друг друга.

Отношения между событиями. Примеры

На примерах гораздо проще понять принципы теории вероятностей и комбинации событий.

Опыт, который будет проводиться, заключается в вытаскивании шариков из ящика, а результата каждого опыта - элементарный исход.

Событие - это один из возможных исходов опыта - красный шар, синий шар, шар с номером шесть и т. д.

Испытание №1. Участвуют 6 шаров, три из которых окрашены в синий цвет, на них нанесены нечетные цифры, а три других - красные с четными цифрами.

Испытание №2. Участвуют 6 шаров синего цвета с цифрами от одного до шести.

Исходя из этого примера, можно назвать комбинации:

  • Достоверное событие. В исп. №2 событие «достать синий шар» достоверное, поскольку вероятность его появления равна 1, так как все шары синие и промаха быть не может. Тогда как событие «достать шар с цифрой 1» - случайное.
  • Невозможное событие. В исп. №1 с синими и красными шарами событие «достать фиолетовый шар» невозможное, поскольку вероятность его появления равна 0.
  • Равновозможные события. В исп. №1 события «достать шар с цифрой 2» и «достать шар с цифрой 3» равновозможные, а события «достать шар с четным числом» и «достать шар с цифрой 2» имеют разную вероятность.
  • Совместимые события. Два раза подряд получить шестерку в процессе бросания игральной кости - это совместимые события.
  • Несовместимые события. В том же исп. №1 события «достать красный шар» и «достать шар с нечетным числом» не могут быть совмещены в одном и том же опыте.
  • Противоположные события. Наиболее яркий пример этого - подбрасывание монет, когда вытягивание орла равносильно невытягиванию решки, а сумма их вероятностей - это всегда 1 (полная группа).
  • Зависимые события . Так, в исп. №1 можно задаться целью извлечь два раза подряд красный шар. Его извлечение или неизвлечение в первый раз влияет на вероятность извлечения во второй раз.

Видно, что первое событие существенно влияет на вероятность второго (40% и 60%).

Формула вероятности события

Переход от гадательных размышлений к точным данным происходит посредством перевода темы в математическую плоскость. То есть суждения о случайном событии вроде "большая вероятность" или "минимальная вероятность" можно перевести к конкретным числовым данным. Такой материал уже допустимо оценивать, сравнивать и вводить в более сложные расчеты.

С точки зрения расчета, определение вероятности события - это отношение количества элементарных положительных исходов к количеству всех возможных исходов опыта относительно определенного события. Обозначается вероятность через Р(А), где Р означает слово «probabilite», что с французского переводится как «вероятность».

Итак, формула вероятности события:

Где m - количество благоприятных исходов для события А, n - сумма всех исходов, возможных для этого опыта. При этом вероятность события всегда лежит между 0 и 1:

0 ≤ Р(А)≤ 1.

Расчет вероятности события. Пример

Возьмем исп. №1 с шарами, которое описано ранее: 3 синих шара с цифрами 1/3/5 и 3 красных с цифрами 2/4/6.

На основании этого испытания можно рассматривать несколько разных задач:

  • A - выпадение красного шара. Красных шаров 3, а всего вариантов 6. Это простейший пример, в котором вероятность события равна Р(А)=3/6=0,5.
  • B - выпадение четного числа. Всего четных чисел 3 (2,4,6), а общее количество возможных числовых вариантов - 6. Вероятность этого события равна Р(B)=3/6=0,5.
  • C - выпадение числа, большего, чем 2. Всего таких вариантов 4 (3,4,5,6) из общего количества возможных исходов 6. Вероятность события С равна Р(С)=4/6=0,67.

Как видно из расчетов, событие С имеет большую вероятность, поскольку количество вероятных положительных исходов выше, чем в А и В.

Несовместные события

Такие события не могут одновременно появиться в одном и том же опыте. Как в исп. №1 невозможно одновременно достать синий и красный шар. То есть можно достать либо синий, либо красный шар. Точно так же в игральной кости не могут одновременно появиться четное и нечетное число.

Вероятность двух событий рассматривается как вероятность их суммы или произведения. Суммой таких событий А+В считается такое событие, которое состоит в появлении события А или В, а произведение их АВ - в появлении обоих. Например, появление двух шестерок сразу на гранях двух кубиков в одном броске.

Сумма нескольких событий являет собой событие, предполагающее появление, по крайней мере, одного из них. Произведение нескольких событий - это совместное появление их всех.

В теории вероятности, как правило, употребление союза "и" обозначает сумму, союза "или" - умножение. Формулы с примерами помогут понять логику сложения и умножения в теории вероятностей.

Вероятность суммы несовместных событий

Если рассматривается вероятность несовместных событий, то вероятность суммы событий равна сложению их вероятностей:

Р(А+В)=Р(А)+Р(В)

Например: вычислим вероятность того, что в исп. №1 с синими и красными шарами выпадет число между 1 и 4. Рассчитаем не в одно действие, а суммой вероятностей элементарных составляющих. Итак, в таком опыте всего 6 шаров или 6 всех возможных исходов. Цифры, которые удовлетворяют условие, - 2 и 3. Вероятность выпадения цифры 2 составляет 1/6, вероятность цифра 3 также 1/6. Вероятность того, что выпадет цифра между 1 и 4 равна:

Вероятность суммы несовместимых событий полной группы равна 1.

Так, если в опыте с кубиком сложить вероятности выпадения всех цифр, то в результате получим единицу.

Также это справедливо для противоположных событий, например в опыте с монетой, где одна ее сторона - это событие А, а другая - противоположное событие Ā, как известно,

Р(А) + Р(Ā) = 1

Вероятность произведения несовместных событий

Умножение вероятностей применяют, когда рассматривают появление двух и более несовместных событий в одном наблюдении. Вероятность того, что в нем появятся события A и B одновременно, равна произведению их вероятностей, или:

Р(А*В)=Р(А)*Р(В)

Например, вероятность того, что в исп. №1 в результате двух попыток два раза появится синий шар, равна

То есть вероятность наступления события, когда в результате двух попыток с извлечением шаров будет извлечены только синие шары, равна 25%. Очень легко проделать практические эксперименты этой задачи и увидеть, так ли это на самом деле.

Совместные события

События считаются совместными, когда появление одного из них может совпасть с появлением другого. Несмотря на то что они совместные, рассматривается вероятность независимых событий. К примеру, бросание двух игральных костей может дать результат, когда на обеих из них выпадает цифра 6. Хотя события совпали и появились одновременно, они независимы друг от друга - могла выпасть всего одна шестерка, вторая кость на нее влияния не имеет.

Вероятность совместных событий рассматривают как вероятность их суммы.

Вероятность суммы совместных событий. Пример

Вероятность суммы событий А и В, которые по отношению к друг другу совместные, равняется сумме вероятностей события за вычетом вероятности их произведения (то есть их совместного осуществления):

Р совместн. (А+В)=Р(А)+Р(В)- Р(АВ)

Допустим, что вероятность попадания в мишень одним выстрелом равна 0,4. Тогда событие А - попадание в мишень в первой попытке, В - во второй. Эти события совместные, поскольку не исключено, что можно поразить мишень и с первого, и со второго выстрела. Но события не являются зависимыми. Какова вероятность наступления события поражения мишени с двух выстрелов (хотя бы с одного)? Согласно формуле:

0,4+0,4-0,4*0,4=0,64

Ответ на вопрос следующий: "Вероятность попасть в цель с двух выстрелов равна 64%".

Эта формула вероятности события может быть применима и к несовместным событиям, где вероятность совместно появления события Р(АВ) = 0. Это значит, что вероятность суммы несовместных событий можно считать частным случаем предложенной формулы.

Геометрия вероятности для наглядности

Интересно, что вероятность суммы совместных событий может быть представлена в виде двух областей А и В, которые пересекаются между собой. Как видно из картинки, площадь их объединения равна общей площади за минусом области их пересечения. Это геометрическое пояснения делают более понятной нелогичную на первый взгляд формулу. Отметим, что геометрические решения - не редкость в теории вероятностей.

Определение вероятности суммы множества (больше двух) совместных событий довольно громоздкое. Чтобы вычислить ее, нужно воспользоваться формулами, которые предусмотрены для этих случаев.

Зависимые события

Зависимыми события называются в случае, если наступление одного (А) из них влияет на вероятность наступления другого (В). Причем учитывается влияние как появления события А, так и его непоявление. Хотя события и называются зависимыми по определению, но зависимо лишь одно из них (В). Обычная вероятность обозначалась как Р(В) или вероятность независимых событий. В случае с зависимыми вводится новое понятие - условная вероятность Р A (В) , которая является вероятностью зависимого события В при условии произошедшего события А (гипотезы), от которого оно зависит.

Но ведь событие А тоже случайно, поэтому у него также есть вероятность, которую нужно и можно учитывать в осуществляемых расчетах. Далее на примере будет показано, как работать с зависимыми событиями и гипотезой.

Пример расчета вероятности зависимых событий

Хорошим примером для расчета зависимых событий может стать стандартная колода карт.

На примере колоды в 36 карт рассмотрим зависимые события. Нужно определить вероятность того, что вторая карта, извлеченная из колоды, будет бубновой масти, если первая извлеченная:

  1. Бубновая.
  2. Другой масти.

Очевидно, что вероятность второго события В зависит от первого А. Так, если справедлив первый вариант, что в колоде стало на 1 карту (35) и на 1 бубну (8) меньше, вероятность события В:

Р A (В) =8/35=0,23

Если же справедлив второй вариант, то в колоде стало 35 карт, и по-прежнему сохранилось полное число бубен (9), тогда вероятность следующего события В:

Р A (В) =9/35=0,26.

Видно, что если событие А условлено в том, что первая карта - бубна, то вероятность события В уменьшается, и наоборот.

Умножение зависимых событий

Руководствуясь предыдущей главой, мы принимаем первое событие (А) как факт, но если говорить по сути, оно имеет случайный характер. Вероятность этого события, а именно извлечение бубны из колоды карт, равна:

Р(А) = 9/36=1/4

Поскольку теория не существует сама по себе, а призвана служить в практических целях, то справедливо отметить, что чаще всего нужна вероятность произведения зависимых событий.

Согласно теореме о произведении вероятностей зависимых событий, вероятность появления совместно зависимых событий А и В равна вероятности одного события А, умноженная на условную вероятность события В (зависимого от А):

Р(АВ) = Р (А) *Р A (В)

Тогда в примере с колодой вероятность извлечения двух карт с мастью бубны равна:

9/36*8/35=0,0571, или 5,7%

И вероятность извлечения вначале не бубны, а потом бубны, равна:

27/36*9/35=0,19, или 19%

Видно, что вероятность появления события В больше при условии, что первой извлекается карта масти, отличной от бубны. Такой результат вполне логичный и понятный.

Полная вероятность события

Когда задача с условными вероятностями становится многогранной, то обычными методами ее вычислить нельзя. Когда гипотез больше двух, а именно А1,А2,…,А n , ..образует полную группу событий при условии:

  • P(A i)>0, i=1,2,…
  • A i ∩ A j =Ø,i≠j.
  • Σ k A k =Ω.

Итак, формула полной вероятности для события В при полной группе случайных событий А1,А2,…,А n равна:

Взгляд в будущее

Вероятность случайного события крайне необходима во многих сферах науки: эконометрике, статистике, в физике и т. д. Поскольку некоторые процессы невозможно описать детерминировано, так как они сами имеют вероятностный характер, необходимы особые методы работы. Теория вероятности события может быть использована в любой технологичной сфере как способ определить возможность ошибки или неисправности.

Можно сказать, что, узнавая вероятность, мы некоторым образом делаем теоретический шаг в будущее, разглядывая его через призму формул.

Существуют ли в нашей Вселенной случайные события или все предопределено заранее? Все совпадения в нашей жизни это случайность или закономерность? Предлагаю попробовать разобраться с этими вопросами. Сразу оговорюсь, что статья никак не претендует на звание научной и является всего лишь попыткой осмысления реальности с использованием математического аппарата. Кому интересно, читаем дальше.

Если рассматривать Вселенную как нелинейную динамическую систему, состояние которой в момент времени t может быть описано множеством происходящих событий, и предположить наличие причинно-следственных связей между событиями момента времени t и событиями момента времени t-1 (другими словами наличие зависимости между текущим и предыдущим состояниями системы), то мы вынуждены будем прийти к выводу о том, что какое-то событие (или множество одновременных событий, что по сути можно рассматривать как единое событие, определяющее начальное состояние системы) послужило началом и причиной бытия. Как следствие оно породило множество других событий, каждое из которых множество следующих и так далее до текущего момента.

Таким образом Вселенную можно представить в виде системы нелинейных дифференциальных уравнений. Чем большее число параметров будет учтено, тем большее число уравнений она будет содержать и тем ближе такая математическая модель будет к реальной. То есть при увеличении числа параметров и уравнений системы до бесконечности получим полную математическую модель Вселенной. Даже простые нелинейные динамические системы с тремя параметрами демонстрируют очень сложное поведение, которое практически не отличимо от случайного. Можно представить как будет вести себя система с числом параметров, стремящимся к бесконечности.

Википедия определяет случайность как проявление внешних неустойчивых связей в действительности, проявление результата пересечения (совпадения) независимых процессов или событий. В противоположность ей определена необходимость как характеристика явления, однозначно определённого некоторой областью действительности, предсказуемого в рамках знания о ней. Мне думается, что термин выбран не очень удачно, поэтому вместо него я буду использовать предопределенность.

Теперь можно попробовать разобраться с вопросом существования случайных процессов и событий в нашей Вселенной. Процесс есть ни что иное как последовательность событий, поэтому случайным процессом будем называть последовательность случайных событий (либо случайную последовательность событий, суть от этого не меняется). Но, как видно из вышеприведенного определения, случайность возможна только при наличии независимых процессов или событий, а это противоречит нашей модели, в которой все события и процессы являются взаимозависимыми. Взаимозависимость обусловлена начальным состоянием системы, поскольку в нелинейных динамических системах даже малое изменение начального состояния приводит к непредсказуемому поведению системы в целом и каждого из параметров в отдельности. Стало быть нет возможности изменить только один из параметров, не затронув при этом остальные, следовательно все последующие состояния системы зависят от предыдущих. Таким образом приходим к выводу о невозможности существования независимых событий в нашей модели. А это значит, что в ней не существует случайности. А что же существует? Система состоит из огромного количества нелинейных элементов, каждый из которых обладает свободой выбора и с определенной вероятностью оказывает положительное либо отрицательное влияние на систему (другими словами способствует росту либо энтропии, либо негэнтропии). Таким образом мы можем говорить лишь о вероятности того или иного события, исходя из цепочки предшествующих причинно-следственных связей. И здравствуй квантовая физика и термодинамика.

Для чего все это было написано? Настоящий текст является попыткой осмысления жизненного опыта в свете существующих научных теорий. А опыт, как и вышеприведенные рассуждения, приводят к выводу о том, что в жизни ничего не происходит случайно. И верить в его величество случай так же нелепо, как и поклоняться каменным истуканам.

Ну и чтобы закончить весьма пространные рассуждения показательным примером рассмотрим следующую ситуацию. Всем известно число Пи. Оно вычисляется по четким и определенным правилам, а значит последовательность десятичных цифр в нем не может считаться случайной. Но какова вероятность того, что следующей вычисленной десятичной цифрой в этой последовательности окажется 9? А какова вероятность того, что вы из десяти предложенных цифр выберете 9? А какова вероятность того, что вы угадаете следующую цифру числа Пи? Если кому-то интересно, то он может попытаться самостоятельно найти ответы на эти вопросы, потому что у меня их нет.

Спасибо за внимание.

Урок № 2-3

Обществознание, 10

Структура общества.

Общество как динамичная система

Д.З.: § 2, ??, задания (с. 27)

Ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с основными компонентами общества как социальной системы;
  • охарактеризовать главные социальные институты;
  • выявить основные черты социального института

Изучение нового материала

  • Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы. Основные сферы общественной жизни. Социальные институты.
  • Общее понятие системы.
  • Характерные черты общества как системы.
  • Основные сферы общественной жизни.
  • Социальные институты.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ

  • Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?
  • Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества?

Общее понятие системы.

  • Понятие «система» относится к

сложным объектам и механическим , и

биологическим, и социальным. Все они

включают в себя разнородные элементы.

  • Все эти элементы, части системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. Система функционирует лишь благодаря этому взаимодействию.
  • Свойства системы принадлежат не её отдельным частям, а только системе в целом.

Характерные черты общества как системы

  • Сложный характер общественной системы: множество уровней, подсистем элементов
  • Общество как система включает в себя разнокачествен-ные элементы – материальные (классы) и идеальные (добрые люди)
  • Человек включен в каждую из социальных систем
  • Общество отличает динамичность, незавершенность, альтернативность развития, т.к. человек ставит цели…
  • Интегративное качество системы как целого: способность создавать условия для своего существования
  • Социальная система - самоуправляема, самодостаточна
  • Средой общества определённой страны как системы является природа, мировое сообщество
  • Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца, интеграция

Общество является динамической саморазвивающейся системой, т.к.

мировоззрение,

социальные ценности,

трудовые процессы,

экономические и политические задачи,

религиозные и нравственные установки

  • создаются самими людьми
  • развиваются в ходе истории
  • могут различаться между собой в разные исторические эпохи

Основные сферы общественной жизни (подсистемы).

Экономическая сфера (базис) регулирует вопросы производства собственности, распределения и потребления материальных и духовных благ. Включает:

  • Отношения человека к средствам производства (владеть, пользоваться, распоряжаться)
  • Место человека в системе общественного производства (отношения господства или подчинения)
  • Способ и размер получения доли общественного богатства.
  • Характер деятельности в системе производства (умственный, физический, управления…)

Политическая сфера – управленческая надстройка общества, которая включает в себя

  • политику
  • государство
  • право

и их соотношение и функционирование.


Основные сферы общественной жизни (подсистемы).

Социальная сфера – определенный способ взаимодействия людей, занимающих определенный статус и выполняющих свои роли в соответствии с принятыми в данной социальной системе нормами и ценностями.

Структурные образования:

  • классы
  • социальные слои
  • нации

в их взаимоотношении и

взаимодействии.


Основные сферы общественной жизни (подсистемы).

Культурная или духовная сфера – отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.


Основания для разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека

Базовые потребности человека

Основные сферы общественной жизни

  • Материальные потребности
  • Потребности в контактах, общении
  • Потребность в организованности, мире, законе и порядке
  • Потребность в самореализации, в возрастании добра, в нравственном совершенствовании
  • Экономическая
  • Социальная
  • Политическая
  • Духовная

Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

  • потребность в воспроизводстве рода;
  • потребность в безопасности и социальном порядке;
  • потребность в средствах существования;
  • потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;
  • потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
  • Каково соотношение основных сфер общественной жизни?
  • Каковы приоритеты?

прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и т.д., человек должен есть, пить и иметь жилище…

Экономика

Политика

Социальные

отношения

Духовная

жизнь


Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практической деятельности… Общественным переменам предшествуют изменения в сознании людей.

Духовная

Политика

Экономика

Социальные

отношения


Компромиссный подход каждая сфера общественной жизни может стать определяющей в различные периоды общественной жизни.

Экономика

Духовная

Социальные

отношения

Политика


Социальные институты

Социальные институты

это общественные образования

  • учреждения,
  • нормы,
  • культурные образцы
  • способы поведения

служащие для упорядочивания и регуляции отношений между людьми.


Социальные институты

  • институт семьи и брака;
  • политические институты, особенно государство;
  • экономические институты, в первую очередь производство;
  • институты образования, науки и культуры;
  • институт религии.

Социальные институты

Потребность в воспроизводстве рода

Семейно-бытовая деятельность

Институт семьи и брака,

институты родства


Социальные институты

Потребность в безопасности и социальном порядке

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Политические институты (государство, партии…)


Социальные институты

Потребность в средствах существования

Экономическая деятельность

Экономические институты

(собственности, разделения труда,

заработной платы…)


Социальные институты

Потребность в получении знаний

социализации, подготовке кадров

Научная, воспитательная,

образовательная деятельность

Институты науки,

образования и культуры


Социальные институты

Потребность в решении духовных

проблем смысла жизни

Религиозная деятельность

Институт религии


Социальный институт

  • возникает на основе совместной деятельности больших масс людей
  • деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества
  • представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности
  • сложились исторически, регулируются нормами, традициями, обычаями.

Функции социального института скрытые, явные

  • Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов
  • Включают систему санкций
  • Упорядочивают, координируют действия
  • Обеспечивают стандартное поведение

Практические выводы

  • Общество – сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания.
  • Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

Практические выводы

  • В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.
  • В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Контрольные вопросы

  • Что означает понятие «система»?
  • Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
  • В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
  • Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
  • Что такое социальный институт?
  • Охарактеризуйте главные социальные институты.
  • Каковы основные черты социального института?
  • В чём значение институциализации?

Судьба - это способ психологической защиты. Это некое абстрактное, непроверяемое понятие, созданное для того, чтобы с его помощью можно было сгладить любые трагичные события, списать любые свои ошибки и неудачи и тем самым обезопасив себя от депрессии, суицидальных мыслей. Сел пьяным за руль и разбил машину - блин, это же судьба так распорядилась, так оно и должно быть, всё к лучшему. Сильно заболел, потому что выходил на мороз и курил - это судьба, так тому и быть. Потерял любимого человека, потому что не ценил его - это судьба его отвела от меня, значит не мой человек был.

Любое событие влечет за собой цепочку других событий, а те события влекут за собой следующие и так далее. И человек извлекает из этих событий либо пользу либо вред. Создается иллюзия, что это специально так произошло, чтобы человеку принести пользу или вред в зависимости от его заслуг.

Если с точки зрения причинно-следственной связанности, то судьба ваша свернута фактически в одно событие. Это момент соединения сперматозоида и яйцеклетки, а именно - комбинация генов получившаяся в результате этого слияния. Наверное, только это НЕ предопределено никакими внешними причинами, но определяет целиком и полностью то, кем и каким вы будете.

Все остальное, это уже та цепь событий в которую вы попадаете уже в виде организма и находитесь в постоянном взаимодействии с внешним миром. Вы, как бы, в какой-то момент встраиваетесь в эту цепь, наподобие того, как заскакивают в едущий поезд.

Хотя, возможно, и то КАКОЙ сперматозоид достигнет своей цели, это тоже абсолютно рандомное событие, и, видимо, тоже является частью вашей судьбы. Но этот момент смело можно объединить с моментом создания комбинации генов.

То есть вывод - ваша судьба это только то, каким/какой вы получились в физиологическом смысле. Все остальное - эффект бабочки.

НО, на самом деле, рассуждать с точки зрения причинно-следственной связанности ВСЕХ событий, это не более, чем чисто теоретическое упражнение, поскольку отследить цепь событий в масштабе далее шагов восьми-десяти не способен никто, в том числе и супер компьютеры итд. Тем более, что цепь событий, это всегда события произошедшие в прошлом в которое у нас нет доступа без заблаговременной подготовки (установленное заранее отслеживание). Но для того, чтобы заблаговременно подготовиться к событиям, которые только произойдут, нужно иметь доступ к будущему, которого у нас тоже нет. Поэтому, ПСС, это не более чем абстрактная сущность такая же, как, например, бесконечность с которой, точно так же невозможно работать практически.

Человеку выгоднее думать, что все зависит от него самого и его поступков. Это дает столь ценное ощущение свободы и мотивирует на многие свершения.

Если подходить строго с точки зрения формальной логики, то существует то, наличие чего доказано. Обязанность доказывания лежит на том, кто выдвигает тезис. В данном случае, как я понимаю, выдвинут тезис: "Развитие человеческой жизни идёт по некоему плану, называемому "судьбой"", то есть мы не обсуждаем существование слова "судьба", что очевидно. План может быть заранее разработанный, известный, неизвестный, божественный и т.д. - эпитеты не важны в данном случае. Доказан ли кем-либо этот тезис в любом варианте? Очевидно, нет, иначе мы бы наверняка знали об этом. Доказательства опровержение данного тезиса не требуется, так как "отрицательное доказательство" - это в принципе логическая ошибка. Хотя в ряде случаев можно найти аргументы, которые входят в противоречие с тезисом, и один из таких ниже. Но такие аргументы всё-таки не могут опровергнуть тезис в целом.
С точки зрения причинно-следственных связей судить вообще не возможно, так как они или есть, или нет: ПСС может рассматриваться только применительно к конкретным событиям и фактам, причём произошедшим с некой разницей во времени. Но найти связь между абсолютно всеми событиями не представляется возможным: к примеру, положение снежинки в Антарктиде никак не связано с моим сегодняшним чихом.
Чисто теоретически, как некоторые считают, зная абсолютно всё, можно неким теоретическим суперкомпьютером (или божественным разумом) просчитать грядущие события (или они уже просчитаны божеством). Следует ли из этого, что судьба всё-таки есть? Мы никак не можем это проверить, и доказать это умозаключение невозможно, во всяком случае пока. К тому же против этого выступает квантовая механика: на сегодняшний день практически доказан факт, что многие события микромира носят вероятностный характер, то есть, вопреки мнению Эйнштейна, бог в кости таки играет. А значит "знать всё" на самом деле даже теоретически невозможно.
С точки зрения биологии наше поведение может быть обусловлено генетически, и даже, что хуже для нас, живущими в нас микроорганизмами. Это они могут, например, вирус бешенства провоцирует агрессию инфицируемого ради продолжения своего рода. Возможно, другие паразиты действуют более тонко. Но ведь действия паразитов и симбиозных организмов тоже носят во многом вероятностный характер.
Современная психология показывает (и практика тоже), что люди способны меняться просто кардинально и таким образом воздействовать на свою судьбу. Существуют упражнения и тренировки, помогающие скорректировать своё поведение и даже характер в целом, что также не стыкуется с наличием судьбы. А элементарное НЕпренебрежение техникой безопасности резко повышает ваши шансы на выживание.
Таким образом, я бы сделал такой вывод. Отрицать влияние на жизнь человека некоторых генетических, биологических, географических и др. факторов невозможно, но и говорить о полной обусловленности жизни человека, то есть наличии "судьбы" нельзя. Во многом наша жизнь в наших руках.

Библиотека
материалов

    Сообщение темы и цели урока.

    Активизация учебной деятельности.

Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества?

    Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Особенности социальной системы

Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы – способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого – общества как системы.

Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции – способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

Социальные институты

Слово «институт» в переводе с латинского instituto означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме того, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. §1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

    потребность в воспроизводстве рода;

    потребность в безопасности и социальном порядке;

    потребность в средствах существования;

    потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

    потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

    институт семьи и брака;

    политические институты, особенно государство;

    экономические институты, в первую очередь производство;

    институты образования, науки и культуры;

    институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определённой цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт – это, прежде всего, совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Далее, институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

Ещё одна характерная черта социального института – наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институциализации.

    Практические выводы.

    Общество – сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания.

    Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

    В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

    В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

    1. Документ.

Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

…Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

    Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

    Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

    1. Вопросы для самопроверки.

    Что означает понятие «система»?

    Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

    В чём заключается главное качество общества как целостной системы?

    Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

    Что такое социальный институт?

    Охарактеризуйте главные социальные институты.

    Каковы основные черты социального института?

    В чём значение институциализации?

    1. Задания.

    Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XX в.

    Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

    В коллективной работе российских социологов говорится: «…общество существует и функционирует в многообразных формах… Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями – леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

    1. Мысли мудрых.

В. С. Соловьёв (1853-1900), русский философ

Оценивание ответов учащихся.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Урок по обществознанию на тему «Общество как сложная динамичная система»

Цель: 1.познакомиться с основными компонентами общества как социальной системы

2.охарактеризовать главные социальные институты

3.выявить основные черты социального института.

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Активизация учебной деятельности.

Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества?

III. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Во второй части определения понятия «общество», приведенного в §1, подчёркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Новое понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между её частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Особенности социальной системы

Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности – материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов – государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далёкого прошлого человечества позволило учёным сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племён в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода – больных детей, стариков – и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обречённость на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы – способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого – общества как системы.

Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции – способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

Социальные институты

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Слово «институт» в переводе с латинского instituto означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме того, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. §1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

− потребность в воспроизводстве рода;

− потребность в безопасности и социальном порядке;

− потребность в средствах существования;

− потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

− потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

− институт семьи и брака;

− политические институты, особенно государство;

− экономические институты, в первую очередь производство;

− институты образования, науки и культуры;

− институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определённой цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт – это, прежде всего, совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Далее, институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

Ещё одна характерная черта социального института – наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

Рассмотрим основные признаки социального института на примере такого важного института общества, как семья. Прежде всего, каждая семья – это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети). Потребность в создании семьи – одна из фундаментальных, т. е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многое другое. Каждый член семьи занимает в ней своё особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.

Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными – институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

Наличие социальных институтов надёжно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надёжными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие – это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институциализации.

В России в результате реформ конца XX в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, соответствующих законах.

Таким же образом происходила институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Отсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, нового содержания образовательных программ.

Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чём заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

III. Практические выводы.

1. Общество – сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания.

2. Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

3. В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

4. В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

IV. Документ.

Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, - причём все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, - которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определённый статус или занимает определённое положение, чем всем остальным.

…Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

1) Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

2) Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

3) Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

V. Вопросы для самопроверки.

1. Что означает понятие «система»?

2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?

4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

5. Что такое социальный институт?

6. Охарактеризуйте главные социальные институты.

7. Каковы основные черты социального института?

8. В чём значение институциализации?

VI. Задания.

1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XX в.

2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

3. В коллективной работе российских социологов говорится: «…общество существует и функционирует в многообразных формах… Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями – леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

VII. Мысли мудрых.

«Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».

В. С. Соловьёв (1853-1900), русский философ

Оценивание ответов учащихся.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на дистанционно Диплом государственного образца с востребованной специальностью

Низкая стоимость обучения

Бессрочное зачисление

Быстрое поступление

Не требуется ЕГЭ

Узнать подробнее

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!