Братья стругацкие биография личная жизнь. Братья стругацкие, биография


Видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. - 321 книжное издание в 27 странах); классики современной НФ, влияние которых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить.

Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец - искусствовед, мать - учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем - в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил - единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне - Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности - переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Госполитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года - профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ - в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 - за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Живет в Санкт-Петербурге.

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых НФ рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) НФ и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров - «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960) и других; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего - первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской НФ. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато большее внимание было уделено созданию «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику - один из самых значительных миров НФ в отечественной литературе.

1 1 0

Директор НИИЧАВО. Един в двух лицах. Администратор, медленно становящийся большим ученым. Имеет обыкновение начинать разговор со слова: "Так".

0 0 0

Киномеханик НИИЧАВО.

4 4 0

1938 года рождения, русский, член ВЛКСМ. Носит очки. При первом знакомстве одет в серую гэдээровскую курточку, джинсы, исполосованные «молниями». Курит. Водит автомобиль. В НИИЧАВО занимает должность заведующего вычислительной лабораторией. Проживает в общежитии института. Делит комнату с Виктором Корнеевым. Уже работая в институте отрастил бороду. На момент описываемых событий не женат.

0 3 0

Специалист по транспортным машинам с ядерным приводом, много лет проработавший в пустыне Гоби. Получает предложение участвовать в планируемой экспедиции на Венеру, соглашается и становится членом экипажа экспериментального фотонного планетолёта «Хиус-2». После экспедиции возвращается на Землю и поступает в Высшую школу космогации. Проходит путь от специалиста-транспортника до прославленного капитана межпланетных кораблей. Один из главных героев повести "Страна багровых туч" и других произведений "предполуденного" цикла.

0 0 0

Подпольщик, бывший профессор-психиатр, бывший заключенный, репрессированный режимом.

0 0 0

Полномочный агент Бюро эмиграции. Агитировал хармонтцев уехать из окрестностей Зоны.

0 0 0

Вольноотпущенный вурдалак. Смотритель вивария НИИЧАВО.

0 0 0

Секретарша и любовница А.М. Воронина.

1 0 0

Доктор наук, профессор. Научный консультант Тройки. Волосы стрижет под горшок, чтобы никто не видел его ушей.

0 0 0

"Невысокий стройный человек, очень бледный и совершенно седой, хотя по лицу его, тонкому, с четкими, правильными чертами, ему нельзя было бы дать больше тридцати пяти лет". Командир планетолета "Хиус" и начальник первой экспедиции на Венеру в поисках "Урановой Голконды".

0 0 0

Мусорщик, полицейский, редактор, сенатор, участник операции «Зигзаг»; в реальной жизни - звездный астроном.

1 0 0

Школьная подруга Антона и Пашки.

0 1 0

Революционер и профессиональный бунтовщик, предводитель множества восстаний. Ранее был спасён Руматой при помощи вертолёта. Один из немногих, кто в курсе настоящей личности Антона.

1 0 1

Сын Стервятника Барбриджа. Был «выпрошен» папашей у Золотого Шара.

2 1 0

Друг дона Руматы. Полное имя Пампа дон Бау-но-Суруга-но-Гатта-но-Арканара. Богатый аристократ из провинции.

0 0 0

Работник в бардачке Ричарда Г. Нунана.

1 2 0

Один из героев повести "Страна багровых туч".

Пилот, один из лучших в мире космонавтов. Участник первых экспедиций в пояс астероидов.

0 0 0

Глава всех преступных сил Запроливья. Сотрудничал как с доном Руматой, так и с доном Рэбой.

0 0 0

Дворник в Городе.

3 3 0

Сотрудник отдела Универсальных Превращений. Магистр. "Здоровенный детина". "Грубый". Проживает в общежитии института. Делит комнату с Александром Приваловым.

1 2 0

Сотрудник отдела Недоступных Проблем. Работает в лаборатории Романа Ойры-Ойры. Магистр. Уроженец города Мурманск. Рыжебородый, безусый. Курит.

2 6 0

"Замечательный геолог и опытный межпланетный путешественник". Герой произведений "предполуденного" цикла. Планетолог. Друг Быкова.

0 0 0

Старший бригады испытателей нуль-транспорта.

0 1 0

Главный герой повести братьев Стругацких «Парень из преисподней», житель планеты Гиганда, курсант III курса «Школы Бойцовых Котов» - расположенного в столице Алайского герцогства военного училища, готовящего бойцов спецназа.

5 1 0

Один из героев повести "Обитаемый остров".

Рядовой Боевой Гвардии на Саракше.

0 0 0

Родился в 2104 году. Во время учебы в Анъюдинской школе-интернате в 2118 году задумал полёт на Венеру вместе со своими друзьями: Михаилом Сидоровым (Атосом), Полем Гнедых и Александром Костылиным (Лином), - однако Учитель Тенин вовремя раскрыл их замысел. Получил степень доктора наук в области ксенопсихологии. В 2133 был начальником экспедиции на Леониду, установившую первый контакт с Леонидянами. Однако, обнаружив на планете первые признаки разумной жизни, Комов принял решение немедленно покинуть планету и предоставил возможность устанавливать контакт работникам КОМКОНа. Примерно в 2162 стал главой КОМКОНа, лично координировал проект «Голованы в космосе». Участвовал в «Большом откровении». В 2199 вместе с Леонидом Горбовским представлял людей на переговорах с люденами.

0 0 0

Профессиональный боксер в реальной жизни, советник Президента Стеклянного Дома.

0 0 0

Настоящее имя - Дигга. Старший наставник, офицер. Командир подразделения, в котором служит Гаг. Фигурирует в повести "Парень из преисподней".

0 0 0

Клоп. Обитатель Колонии Необъясненных Явлений при НИИЧАВО.

0 0 0

Один из героев повести "Обитаемый остров".

Один из высших чиновников режима Неизвестных Отцов, глава системы юстиции, плетущий интриги против Странника.

0 2 0

Один из героев повести "Страна багровых туч".

Друг Быкова, геолог, работал ранее в экспедициях вместе с Быковым, участник первого полета на Венеру в поисках полумифической "Урановой Голконды".

0 0 0

Встречается в повести "Стажеры".

Сын Алексея Быкова.

0 3 0

Жена Рэда Шухарта и объект его постоянной заботы.

0 0 0

Негр, друг Рэда, координатор общества Воинствующих Ангелов.

0 0 0

Денщик полковника Сент-Джеймса, участник операции «Зигзаг».

0 0 0

Юноша с Гиганды, увлекается математикой. Гражданский. Пацифист. Герой повести "Парень из преисподней".

Братья Стругацкие, книги которых знают и любят не только в нашей стране, но и по всему миру, - советские писатели, создавшие лучшие образцы русской научной фантастики. Множество их романов было экранизировано. На них равнялось целое поколение авторов, работающих в жанре фантастики и фэнтези. На сегодняшний день они не теряют своей популярности. Если вы хотите прикоснуться к истории становления данного жанра в России, то стоит познакомиться с такими писателями, как братья Стругацкие, книги, список которых вы можете найти на сайте и ставшие почти легендой, обязательны к прочтению.

Братья Стругацкие: биография творческого дуэта

Братья Стругацкие, биография которых не менее интересна, чем их книги, родились в Москве и Ленинграде. Первые литературные опыты А.Н. Стругацкого были предприняты еще до войны, однако его рассказы не сохранились из-за блокады Ленинграда. Поэтому первой работой считается рассказ "Как погиб Кант", принадлежащий перу Аркадия. Борис начал сочинять свои истории несколько позже - в шестидесятых годах. Совместная книга братьев вышла в 1959 году и называлась "Страна багровых туч".

Творчество этих писателей всегда отражало их постоянно меняющееся мировоззрение. Вероятно, поэтому их произведения настолько разноплановы. Рисуя миры будущего, они наполняли их лучшими людьми. Оптимизм и вера в прогресс - одна из отличительных черт ранних произведений Стругацких. Их романы вполне соответствовали требованиям соцреализма, однако авторы избегали типичных героев и клишированных сюжетов. В центре их романов - гуманисты и интеллигенты, ответственные и преданные науке люди. По большому счету, романы братьев изобиловали оригинальными поворотами сюжета и смелыми приемами, что выгодно отличало их от других писателей подобного жанра того времени. Также они не пренебрегали возможностью обличить пороки общества. Среди их произведений - немало сатирических романов, которые высмеивали проблемы советской жизни.

Братья Стругацкие: книги на сайте "КнигоПоиск"

Если вас заинтересовали братья Стругацкие, лучшие книги вы можете найти в этом разделе. Данный рейтинг составлен на основе отзывов наших пользователей, поэтому вы легко можете выбрать для себя роман, с которого начнете свое знакомство с творчеством знаменитых писателей. Читайте с удовольствием!

Имена братьев Стругацких – Аркадий и Борис. Родились 28 августа 1925 года и 15 апреля 1933 года соответственно. Братья являются российскими и советскими писателями, которые также пробовали себя в роли сценаристов и соавторов с другими писателями. Стругацкие считаются классиками современной социально-научной фантастики в мире литературы.

Семья

Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении. Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе. После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену. В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».

Первые попытки

Свои первые фантастические миры братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Говоря точнее, первым перо попробовал Аркадий. По словам Бориса, это было прозаическое произведение «Находка майора Ковалева», которое, к сожалению, было утрачено в ходе блокады Ленинграда. Первым дошедшем до наших дней рассказом Аркадия был «Как погиб Канг». В 50-е годы он продолжил свои писательские попытки, и вскоре появилась повесть «Четвертое царство». Первой реальной публикацией Аркадия Натановича стала повесть «Пепел Бикини», которую он создал в соавторстве со Львом Петровым в ходе служения в армии. Ее автор посвятил печальным событиям в ходе испытаний водородной бомбы на атолле Бикини.

Борис стал пробовать писать с начала 50-х. Братья не теряли контакт и делились идеями произведений в письменных переписках и при личных встречах во время отпусков Аркадия с военной службы.

Первое совместное творчество


Первым общим творением двух братьев Стругацких стал научно-фантастический рассказ «Извне», который они позднее переработали в повесть. Этот рассказ опубликовало издание «Техника – молодежи» в 1958 году.

В 1959 году братья выпустили свою первую книгу – «Страна багровых туч». По слухам, это произведение было создано на спор с супругой Аркадия – Еленой Ильиничной. К 1957 году был подготовлен черновик произведения, но редакция надолго отложила публикацию. С этим произведением связаны общими персонажами другие произведения: «Путь на Амльтею», «Стажеры» и рассказы из дебютного совместного сборника братьев Стругацких «Шесть спичек». Так начался длинный цикл о фантастическом мире будущего, который получил название Мира Полудня. По признаниям авторов, они бы сами желали жить в этой вселенной.

Много десятилетий братья Стругацкие были лучшими авторами советской литературной фантастики. Их многогранные творения отражали постепенное становление писательского мастерства и мировоззрения авторов. Каждое написанное произведение братьев инициировало новые споры и длительные дискуссии. Не раз критики сравнивали мир Стругацких с фантастическим миром будущего Ивана Ефремова, который он описывал в его знаменитом произведении «Туманность Андромеды».

Расцвет


Первые произведения братьев соответствовали всем рамкам соцреализма, но в то же время они сохраняли свои неповторимые особенности: их герои не были «схематичными» - они были наделены индивидуальными чертами и характером, и при этом оставались гуманистами, интеллигентами и отважными исследователями, преследующими идеи развития мира и научно-технического прогресса. Кроме того, их героев выделяет свой индивидуальный язык – этот нехитрый, но выразительный прием делал героев живыми и близкими читателю. Такие персонажи весьма удачно пришлись на период «оттепели» в СССР, тем самым отразив отчаянную надежду на лучшее будущее и технологический прогресс в науке, а также на потепление в межполитических отношениях.

Особенно значимой книгой в те времена стала повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век», успешно изобразившая оптимистичную перспективу будущего человеческой расы, в котором живут просветленные и счастливые люди, интеллектуальные и храбрые исследователи космического пространства, творческие личности, вдохновленные жизнью.

Но уже в «Далекой Радуге» начинают звучать напряженные мотивы: катастрофа на отдаленной планете, произошедшая вследствие экспериментов ученых, подняла вопрос о нравственном выборе человека, находящегося в тяжелой ситуации. Это выбор между двумя плохими исходами, один из которых еще хуже второго. В этом же произведении братья Стругацкие поднимают и другую проблему: как будут жить в Мире Полудня те, кто не умеет мыслить творчески?

Встретиться с собственным прошлым и подумать, возможно ли избавиться от «палеолита в сознании», пришлось персонажам повести «Попытка к бегству», а после авторы озадачили этой проблемой и работников Института экспериментальной истории в произведении «Трудно быть богом». Также братья затрагивают актуальные вопросы современности, рисуя гротескную картину футуристического потребительского социума в повести «Хищные вещи века». Это произведение стало первой в русской литературе антиутопией в утопии, что стало весьма специфично для советской литературы.

В 60-х братья пишут и другие неординарные произведения. К примеру, искрящееся добродушным, но злободневным юмором произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» так понравилось читателям, что вскоре они написали продолжение, которое назвали «Сказка о Тройке», где юмор уже уступил место прямой сатире. Это произведение оказалось таким скандальным, что вскоре альманах «Ангара», где была опубликована «Сказка», перестал выпускаться, а сам рассказ надолго оказался недоступен для читателей. Такую же судьбу ожидала и повесть «Улитка на склоне», в которой действие происходит в Лесу и в Управлении по делам Леса: вся ситуация, описанная в книге, сильно напоминала бюрократическую ситуацию в Управлении. Советская критика не разглядела куда более важные мысли о надвигающемся прогрессе, который сносит с пути все, что мешает ему мчаться еще быстрее.

«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию. Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества. Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.

Подведение итогов


С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Советская цензура внимательно следила за творчеством братьев. При подготовке к печати «Обитаемого острова» им пришлось внести более 900 правок, прежде чем в 1991 году сочинение было напечатано. В 70-х братья практически не выпускали книг.

Знаменитая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была напечатана в журнале, после чего целых 8 лет не появлялась в книжных изданиях. В повести была озвучена тема Зоны – территории, где после Посещения пришельцев стали случаться таинственные события, и сталкеров – храбрецов, тайно залезающих на эту Зону. Она получила свое развитие в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят в 1979 году по сценарию Стругацких. Лишь после реально случившейся Чернобыльской катастрофы история нашла отражение в игре S.T.A.L.K.E.R., а также в многочисленных произведений по ее мотивам. Только в 1980 году «Пикник на обочине» братья Стругацкие включили в сборник «Неназначенные встречи», но в сокращенном формате. Строгая цензура того времени не давала свободно вздохнуть молодым авторам.

Главной темой творчества братьев Стругацких стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность. Тогда же братья пишут роман «Град обреченный», где авторы предпринимают попытки создать динамическую модель сознания, типичного для широких слоев общества, а также проследить его судьбу на фоне изменяющихся социальных реалий, исследуя его изменения. Герои этого романа, как и герои романа «Хромая судьба», наделены автобиографическими деталями.

Пик творческой мысли

Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких. По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией. Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».

Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.

Раздельные произведения


Аркадий параллельно с общим творчеством писал и самостоятельно под псевдонимом С. Ярославцев. Среди таких произведений рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова», бурлескная сказка «Экспедиция в преисподнюю», повесть «Дьявол среди людей». В каждом произведении Аркадия звучит тема невозможности изменить мир к лучшему.

После смерти Аркадия в 1991 году Борис продолжает литературное творчество. Он берет псевдоним С. Витицкий и выпускает романы «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Этими книгами он продолжает исследовать явления будущего и изучает идеи влияния на окружающую реальность.

Прочая деятельность


Помимо написания книг братья Стругацкие также пробовали себя в сценариях. По их произведениям и с их редакцией было поставлено несколько кинофильмов.

Также братья занимались переводами с английского романов Хола Клемента, а также Андре Нортона и Джона Уиндема. Для переводческой деятельности они брали псевдонимы С. Победин, С. Бережков, С. Витин. Кроме того, Аркадий Стругацкий переводил рассказы Акутагавы Рюноскэ с японского языка, а также Нома Хироси, Кобо Абэ, Санъютэя Энте и Нацумэ Сосэки. Не обошел стороной перевод и средневековый роман «Сказание о Есицунэ».

Борис не отставал от брата, также ведя бурную деятельность: для полного собрания их совместных сочинений он подготовил обширные «Комментарии к пройденному», которые позднее были изданы отдельной книгой. На официальном сайте Стругацких даже было опубликовано видеоинтервью, в котором Борис отвечает на более чем 7000 вопросов читателей и критиков. Братья были открыты для диалога со своим читателем.


  • Поклонники нередко используют аббревиатуру «АБС», которая обозначаем имена Аркадия и Бориса Стругацких. Оно используется не только в устных упоминаниях братьев, но даже и в печатных изданиях.
  • На Соцконе в 1989 году была выпущена купюра под названием «Два Стругацких». Незадолго до гибели Аркадия на Волгаконе был представлен «Один Стругль».
  • В Санкт-Петербурге в 2014 году площади в Московском районе было дано имя Братьев Стругацких.
  • Могил Стругацких нет, поскольку по завещанию их прах после кремации было велено развеять над точно указанными местами: Аркадий пожелал, чтобы его прах развеяли над Рязанским шоссе, а Борис пожелал остаться над Пулковской обсерваторией.
  • В 2015 году энтузиасты планировали создать музей в петербургской квартире братьев, но дискуссии на тот счет с властями Московского района все еще ведутся.
  • Братья Стругацкие - единственные российские писатели, чьи произведения называют по аббревиатурам: например, "Страна багровых туч" - СБТ.
  • Выражение "и ежу понятно" стало известно именно благодаря Стругацким, хотя его создателем был В. Маяковский. Распространение выражение получило после повести "Страна багровых туч", а позднее - в советских интернатах, в которых набирали детей в классы А, Б, В, Г, Д - тех, кому учиться два года, и Е, Ж, И - тех, кому один.

Так выглядит краткая биография братьев Стругацких. Вклад братьев в фантастическую литературу Советского Союза и России безмерен: почти все свое свободное время они посвящали творчеству и размышлениям. Каждое их произведение пронизано тонкой мыслью и глубокими исследованиями не только технологических новинок, но и душевных перипетий человека.

Братья Стругацкие, биографии которых были достаточно разными, являются талантливыми писателями-фантастами, которые сумели рассказать читателям то, про что в советском Союзе не принято было говорить. Их биография началась ещё в первой половине двадцатого века. Тогда Стругацкие жили в Ленинграде. Братья имеют восемь лет разницы. Но, не смотря на это, Стругацкие всегда были дружной семьей. Братья, которых разлучала жизнь, неизменно вновь возвращались назад. Итак, какая же биография этих чудесных драматургов, прозаиков, настоящих гениев советской научной фантастики? Как они творили книги, чтобы стать самыми известными российскими фантастами, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье? Почему их называют практически отцами научной Фантастики, особенно советской и, в последствии, российской? Почему их труды трудно переоценить, а ещё сложнее представить мир научной фантастики без братьев Стругацких.

Старший брат - Аркадий Натанович Стругацкий. Он появился на свет 28 августа 1925 года в городе Батуми. Вскоре его родители переехали в Ленинград, где и оставались до конца жизни. Родители у братьев Стругацких были образованными и интеллигентными людьми. Отец был по профессии искусствоведом, а мама - учительницей. Когда началась война, Аркадий уже был подростком, поэтому работал на строительстве укреплений, которые должны были защитить город от немецких захватчиков. Потом парень отдавал долг Родине в гранатной мастерской. В 1942 году, когда Ленинград был в блокаде, Аркадию удалось эвакуироваться вместе с отцом, но в вагон попал разряд и он единственный выжил среди всех, кто там находился. Конечно же, для парня это был удар, но в то время некогда было долго плакать и переживать. Он похоронил отца в городе Вологде. Потом поехал в Чкалов (современный Оренбург), а затем оказался в Ташле. Там он работал на пункте приёма молока, а в 1943 году был призван в армию. Аркадий закончил Актюбинское артучилище, но на фронт так и не попал. Парню очень повезло, поскольку вместо того, чтобы воевать, весной 1943 года его откомандировали в Москву, где он должен был учиться в военном институте иностранных языков. Это учебное заведение парень закончил в 1949 году. Он являлся переводчиком с английского и японского языков. Затем попал преподавателем в Каннскую школу военных переводчиков. Благодаря своей специальности, старшему из братьев Стругацких приходилось много путешествовать. Он успел отслужить военным переводчиком на Дальнем Востоке и демобилизировался лишь в 1955 году. С того времени аркадий занялся писательской деятельностью. Помимо созданий романов и повестей, в соавторстве со своим братом, он также работал в «Рефератном журнале», а затем стал редактором в Детгизе и Госполитиздате. К сожалению, аркадий Стругацкий прожил лишь шестьдесят шесть лет. Для такого талантливого писателя это достаточно маленький срок, за который невозможно воплотить в жизнь все те идеи и темы, которые приходят в голову. Конечно же, Аркадий, вместе со своим братом, создали множество уникальных рассказов, которыми зачитывается уже несколько поколений. Но, всё же, стоит отметить, что мы имели бы ещё больше прекрасных примеров научной фантастики, если бы жизнь Аркадия Натановича Стругацкого не оборвалась 12 октября 1991 года.

А вот его младший брат, Борис Натанович Стругацкий, живёт и здравствует по сегодняшний день. Борис родился 15 апреля 1933 года. Родители братьев на то время уже жили в Ленинграде, поэтому Борис мог считать себя коренным жителем этого города. Он также, как и брат, был эвакуирован из блокадного Ленинграда, но только другим поездом, вместе с мамой. Будучи ребенком, он успел увидеть самую страшную зиму блокадного Ленинграда. После того, как война закончилась, вернулся в родной город. Там он поступил в ЛГУ на механико-математический факультет и получил диплом астронома. В своё время Борис работал в Пулковской обсерватории. Но, после того, как брат вернулся с Дальнего Востока, Стругацкие отправили на задний план свои карьеры и начали активно заниматься творчеством. Поэтому, уже в 1960 году, Борис был членом Союза Писателей. Кстати, братья не только писали свои рассказы и романы, но и переводили американскую научную фантастику. Вот только под переводами они подписывались не как Стругацкие, а как С. Победин и С. Витин . На сегодняшний день Борис Стругацкий является руководителем семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Он передаёт молодому поколению свои знания и умения в этой области литературы, чтобы и современные фантасты могли создавать настолько же сильные и интересные произведения, как в совё время создавали они со страшим братом.

Кстати, успех к Стругацким пришёл довольно быстро. Уже в 1960 году были отмечены такие произведения, как «Шесть спичек» (1959 год), «Испытание СКР» (1960 год), «Частные предположения» (1960 год) . Особенностью Стругацких являлся глубокий психологизм персонажей. Ранее советские фантасты не особо-то задумывались над тем, чтобы создавать полноценных персонажей со своими проблемами и переживаниями. А Стругацкие наделили их чувствами и эмоциями, дали возможность объяснять, почему именно они так поступают и что им нравится или не нравится в их мире. Кроме того, Стругацкие стали прогнозировать мир будущего, о котором также не задумывались советские фантасты, в отличие от зарубежных. Они написали такие шедевры, как «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров». Эти несколько антиутопичные книги можно смело называть шедеврами. А братья Стругацкие по праву зовутся королями научной фантастики.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!