Борис: «Эх, кабы сила!» (о пьесе «Гроза» А. Н

» персонажей можно условно поделить на представителей «тёмного царства» и на его жертв. К представителям относят Дикого и Кабаниху, а вот в числе жертв называют Катерину, Тихона и Бориса. Однако можно ли с уверенностью говорить, что последний из перечисленных действительно является жертвой «тёмного царства»? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Характеристика Бориса в пьесе «Гроза» может уместиться в одном предложении: слабовольный приезжий юноша, готовый поступиться своими моральными принципами ради получения денег. И это действительно так. Но делает ли его это жертвой?

О внешности Бориса из пьесы «Гроза» сказано немного. Это молодой человек, приехавший из Москвы. Одет он иначе, чем жители Калинова, по-столичному, на заграничный лад. Борис отличается от калиновцев восприятием мира, но сам он будто кичится этим. Безусловно, долю снобизма добавляет то, что Борис получил образование. Но здесь, в Калинове, это никого не интересует. Гораздо важнее и показательнее становятся его мотивы приезда в город, действия в жизненных ситуациях и отношение к другим.

Борис Григорьевич, племянник Дикого, приехал в город вовсе не потому, что соскучился по родственнику. Борису, как, собственно, и остальным в городе, просто нужны деньги. Дикой, будучи скупым и алчным человеком, не хочет отдавать наследство, которое полагается его племяннику. А Борис, понимая, что законным путём денег не получишь, решает «наладить отношения» с дядей, чтобы тот подобрел и отдал сумму. Но ни у племянника, ни у Дикого нет родственных чувств. Савл Прокофьевич оскорбляет и ругает Бориса, а тот не хочет больше оставаться в Калинове, но переступает через свои принципы ради денег.

Образ Бориса в пьесе «Гроза» Островского связан с любовной линией. Борис влюбляется в Катерину, по крайней мере, он сам так считает. Но с приездом Тихона проходит несколько дней их тайных встреч с Катей, и здесь открывается настоящее лицо Бориса, трусливое и мелочное. Катерина была полна решимости признаться в своих чувствах всей семье только за тем, чтобы честно жить с Борисом, но вот Борис считал иначе. Он очень боялся, что Катя расскажет об их прогулках, пытался уговорить девушку молчать. Юноша сокрушался о том, что уже все кончено в тот момент, когда Катерина ещё не сказала ничего мужу и свекрови. То есть он отказался брать на себя ответственность за девушку и за свои чувства, Борису легче сбежать от проблемы и жалеть о потерянном. К сожалению, ни он, ни Тихон не сумели и не смогли бы никогда защитить Катерину от царства лжи и обмана. Особенно показателен в этом отношении последний разговор Бориса и Кати. Борис понимает, что с девушкой что-то не так, но не спрашивает о её состоянии. Вместо этого Борис усугубляет положение: ему нужно уехать в Сибирь, надолго, Катю брать он не хочет. Подобными словами он даёт понять девушке, что на самом деле никаких глубоких чувств Борис на самом деле не испытывал.
Пока ему было хорошо и легко - он был с Катей. Как только начались проблемы - он ушёл.

Приведенная характеристика образа Бориса пригодится учащимся 10 классов во время сбора материала для сочинения на тему «Характеристика Бориса в пьесе «Гроза» Островского».

Характеристика Бориса из пьесы «Гроза» Островского, сочинение по теме образа героя |

Известный критик Аполлон Григо-рьев считал, что главный худо-жественный недостаток «Грозы» — «это безличность Бориса... Во что тут было влю-биться? — невольно спрашивал себя каждый, но, вероятно, никто из добросовестно мыслящих людей не сомневался в том, что Катерина должна была, по роковой необходимости своей обстановки, влюбиться в кого-нибудь».

Да, было в любви Катерины что-то от роковой необходимости, но влюбиться она должна была не в кого-нибудь, а именно в Бориса. Немало в Калинове было молодых парней — да хоть того же Кудряша можно вспомнить или его товарища Шапкина. И все-таки мы понимаем, что Катерине как героине трагического плана нужен был другой избранник, не похожий ни на кого из калиновцев и — по ин-стинктивному ее прозрению — чем-то похожий на нее. Чем? Да той же странностью, необычностью, тем одиночеством, даже неприкаянностью, что могло не броситься в глаза Катерине.

В городе Борис всем чужой, и Островский под-черкивает это с самого начала в авторском предуве-домлении: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-рус-ски». Он один ходит в непривычном для Калинова европейском костюме. Нравы, обычаи провинциаль-ного городка ему совершенно не знакомы: что-то его пугает, но что-то кажется поэтическим и прек-расным. Он восторгается красотой ночи, радостью любовных свиданий. «Это так ново для меня, так хорошо, так весело!»

Но обратили ли вы внимание, что во время первого свидания с Катериной Борис, несмотря на самые клятвенные уверения («я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!»), думает преж-де всего об удовольствиях, которые сулят ему встре-чи с молодой и красивой женщиной? Он не хочет вначале даже думать о том, к чему могут привести эти свидания, чем грозят они той, которую он, по его же словам, так пламенно любит.

«...Не печаль меня, — обращается он к Катерине, которая говорит ему о своих трагических предчувст-виях. — ...Ну, что об этом думать, благо нам те-перь-то хорошо!» А узнав, что Тихон уехал на две недели, Борис с нескрываемым удовлетворением во-склицает: «О, так мы погуляем! Время-то довольно».

Так еще раз возникает в пьесе тема времени. За пределы двух недель Борис просто не желает загля-дывать. Для него и этого времени вполне довольно. А ведь в этом небольшом временном промежутке (на самом деле Тихон вернулся даже раньше) реши-лась судьба и Катерины, и его самого. Но понял это он (как и Тихон) лишь тогда, когда Катерину потерял.

Не кажется ли вам странным, что Тихон, уже переживший мучительный внутренний кризис, видит в Борисе не только врага (что вполне объяснимо), ио и глубоко страдающего человека, даже испы-тывает до определенной степени сочувствие и жа-лость к нему? Вспомните или же перечитайте нача-ло пятого действия, разговор Тихона с Кулигиным. Сцена эта много дает для понимания молодого Кабанова, его нового образа мыслей. Но она же заставляет по-другому взглянуть и на Бориса, о котором Кулигин с участием спрашивает: «Ну, что же он, сударь?» Тихон отвечает: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали — молчит. Точно дикий какой сде-лался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет». Справедливый Кулигин делает вывод: «Хороший он человек, сударь».

Надо быть всегда внимательным к тексту. Поче-му при характеристике Бориса мы часто стара-тельно обходим этот разговор? Потому, что он не соответствует устоявшейся точке зрения? А между тем сцены из пятого действия свидетельствуют о том, что Борис тоже изменился — и изменился в лучшую сторону. Теперь-то он уже не о себе ду-мает, а о Катерине, не о своих удовольствиях, а о ее судьбе. Ему самому можно бы и не поверить, но об этом говорит Тихон, объективность которого сом-нений не вызывает. Материал с сайта

Первое и последнее свидания Бориса и Катерины очень различны. Обратите, в част-ности, внимание на тональность речей Бориса. Теперь его слова проникнуты грустью и болью: «Ну, вот и поплакали вместе, привел Бог». И реплику его: «Не застали б нас здесь», — которую часто цитируют в укор Борису, необходимо рассматривать в общем кон-тексте разговора. Он же не о себе, а о ней беспо-коится. И в минуту острейшего душевного волнения прорываются у него такие народные, почти деревен-ские слова: «Измучусь я дорогой-то, думавши о тебе».

Не такой уж безличный Борис, как казалось некогда А. Григорьеву. В конце пьесы в нем стано-вятся заметны проблески искреннего чувства, спо-собность к глубоким переживаниям. В этом он до некоторой степени схож с Тихоном, хотя, как нам кажется, Тихон все же в большей степени прояв-ляет в сложнейшей психологической ситуации ду-шевный такт, благородство и человечность.

И все же не быть Борису «вольной птицей», как он сам себя называет. Увы, сидит он в тесной клетке, откуда ему никогда не вырваться. Судя по всему, не вырваться и Тихону. В пьесе это удалось только Катерине — но ценой жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • цитаты варвары гроза
  • борис в грозе островского
  • характеристика бориса в пьесе гроза цитаты
  • островскийгрозаобраз бориса
  • островский гроза характеристика бориса

Одним из второстепенных персонажей произведения является молодой человек, приехавший на некоторое время в провинциальный городок из столицы, по имени Борис.

Борис представляется писателем как хорошо образованный, начитанный мужчина, отличающийся модным стилем одежды и современным столичным нравом с оттенками снобизма. Местные жители считают Бориса по тону общения и манере одеваться заграничным франтом.

Его приезд в губернию вызван меркантильными мотивами получения денежного наследства от родного дяди Дикого. Правда, дядюшка вовсе не намерен расставаться со своим богатством ради племянника и пытается в силу грубого и жестокого характера всячески высмеять и оскорбить Бориса в надежде, что он покинет его дом. Однако Борис стойко переносит и терпит издевательства жадного купца, поскольку богатство для него составляет главный смысл жизни, хотя он четко понимает, что наследства, видимо, никогда не получит. В силу своей слабохарактерности и слабоволия мужчина постоянно унижается и заискивает перед неуправляемым дядюшкой, будучи не в состоянии осуществить самостоятельные действия.

Писатель вводит образ Бориса в произведении для иллюстрации глубины и трагизма личности главной героини пьесы Катерины, которая влюбляется в Бориса.

В этой любовной связи проявляются основные отрицательные качества героя – трусость и мелочность. Девушка полна смелости и решимости открыть правду об их взаимоотношениях своей семье, но Борис ощущает страх и не желает, чтобы их тайна открылась. Ему только кажется, что он влюблен в Катерину, но на самом деле юноше нет до нее никакого дела. Борис не в состоянии взять на себя ответственность и защитить влюбленную в него Катерину, при этом он не забывает каяться и сожалеть о случившемся. По своей натуре – это эгоистичный человек, продолжающий даже в самые трагические моменты мыслить только о себе, а не о душевном состоянии Катерины.

После гибели Катерины забыв о моральных, нравственных принципах и человеческих чувствах Борис решает покинуть город. Он мог бы ранее увезти девушку вместе с собой, поддерживая ее выбор, но боится гнева родных.

Писатель акцентирует внимание читателя на том, что одной из причин, толкнувших к самоубийству Катерину, является именно малодушие Бориса, готового покорно принимать сложившуюся ситуацию, неспособного к принятию решения и жертвенные поступки ради настоящего чувства.

Вариант 2

Персонажи в пьесе Островского «Гроза» делятся на две категории: герои, представляющие «темное царство» и герои, которые являются жертвами этого царства. К первой относятся Дикой, Кабаниха, ко второй – Катерина, Тихон, Борис. Но можно ли с полной уверенностью сказать, что Борис является жертвой?

Образ Бориса можно раскрыть всего лишь несколькими строчками: это малодушный, бесхарактерный молодой человек, который недавно приезжает в Калинов и желает получить большие деньги, ради которых он готов пожертвовать всеми нравственными устоями.

Внешность Бориса тоже требует мало слов. Он приехал из Москвы, одет лучше, чем местные жители, по типу зарубежного человека. У Бориса другое мировоззрение и, в отличие от калиновцев, он им гордится и постоянно выставляет напоказ. Также герой думает, что он лучше калиновцев, потому что имеет хорошее образование. Но жители деревни привыкли оценивать людей не по таким меркам, как образование, одежда или мировоззрение, а по таким, как благородство, отношение к другим людям, чистота и искренность мотивов и так далее.

Борис является племянником Дикого, но он приехал в Калинов не для того, чтобы повидать родственника, которого давно не видел, а для того, чтобы больше подзаработать. Дикой – скупой и аморальный человек, который ни за что на свете не отдаст наследство Борису. Герой, понимая, что честным путем Дикого не победить, решает взять его хитростью, а именно раздобрить дядю, пробудить в нем лукавством родственную любовь. Но на фронтах родственной любви все голо, как у Бориса, так и у Дикого.

Борис ненавидит Калинов, не желает больше там находиться, но желание наживы перебарывает его.

Также через образ Бориса проходит и любовная линия. Он влюбляется в Катерину. Во всяком случае, ему так думается. Но приезжает Тихон и тайные встречи с Катериной прекращаются. Тут-то и открывается читателю истинное лицо персонажа, подлое и жалкое. Катерина безумно полюбила Бориса, хотела всем, включая родственников, рассказать о своем счастье, о том, что хочет выйти замуж за Бориса и жить с ним счастливо всю жизнь. Но у Бориса было другое мнение на этот счет. Он боялся одной только мысли, что их тайна раскроется, о прогулках узнает муж, и поэтому всячески уговаривал девушку не говорить о подобных вещах.

Сочинение Борис в рассказе Гроза

Пьеса «Гроза» великого русского драматурга А.Н. Островского была написана в конце девятнадцатого века. События, описанные в сюжете произведения, происходят в провинциальном городке на берегу великой реки Волги.

Один из центральных персонажей пьесы – Борис, племянник купца Дикого. Островский скупо описывает внешность Бориса. Известно лишь, что молодой человек приехал в город Калинов из самой Москвы. Внешний вид его сильно контрастирует с внешним видом местных жителей. Герой одет в добротные костюмы, сшитые по модному покрою. Как человек, получивший образование, он стоит выше калиновцев по уровню своего развития. Разница в образовании и сложившемся мировоззрении даёт ему повод гордиться собой.

Но жителей Калинова образованием не удивишь. Оно им без надобности. Здесь, среди обывателей и мещан, в почёте только те, кто владеет внушительным состоянием. А вот как раз состояния у Бориса Григорьевича и не было. Он, собственно и приехал сюда, к своему дяде Дикому, чтобы получить причитающееся ему наследство. После смерти своих родителей герой пьесы остался без средств существования. А по завещанию Дикой должен был отдать племяннику деньги, если Борис будет почтительно относиться к нему.

Не желая расставаться с деньгами, Дикой ведёт себя непростительно грубо. И Борис, переступая через себя и свою гордость, пытается угодить своему скупому и непорядочному родственнику. Ни любви, ни уважения к своему дядьке герой не испытывает. Его интересует только вопрос получения наследства.

Встретив случайно Катерину, Борис заинтересовался ею. Она выделялась чем-то среди местных жителей и поэтому была ему ближе всех остальных. Молодая женщина тоже отвечает герою взаимностью. Она даже готова признаться мужу в измене. Но Борис не готов к решительным действиям и не готов нести ответственность. Отчасти его слабоволие и нерешительность подтолкнули Катерину к самоубийству. При всём своём внешнем благополучии, Борис оказался никудышным человеком.

Также читают:

Популярные сегодня темы

    Дисциплина, пожалуй, одно из тех слов, которые так часто могут употреблять учителя в разговорах со своими учениками, напоминая им о том, как надо себя вести, или родители, когда говорят

    Кто такой человек? Вроде бы всем понятно. Живое существо, которое растет, питается, оставляет потомство и умирает. Но всё-таки отличается от других существ, тем что способно мыслить.

Островский в драме “Гроза” изобразил плачевное положение молодежи, за которой оставлено право лишь соглашаться со старшими во всем. Одним из основных качеств детей является любознательность, то есть стремление к познанию чего-то нового, которое впоследствии переходит в антиконсерватизм, то есть стремление к внедрению этого нового в жизнь. Любознательности нет места в городе Калинове, ведь сведения об окружающем мире попадают сюда через странниц типа Феклуши, фанатично убеждающих всех и вся, что “у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом”. Дикой называет Кулигина “татарином” за попытку объяснить, что такое гроза. В атмосфере всеобщего убеждения в том, что “гроза-то нам в наказанье посылается”, молодежь верит всему: и рассказам о людях с песьими головами, и рассказам Дикого о своем праве распоряжаться людьми. Усваивая с детства, что надо бояться старших и беспрекословно подчиняться им, молодежь лишается способности к критической оценке действительности и вынуждена принимать как неизменную данность и домостроевские порядки, и право стариков, “тузов” этого мира, на подкрепленную лишь авторитетом денег власть. Воспитание в домостроевских традициях, когда родители в буквальном смысле “сокрушают ребра” своим детям, либо подавляет и ломает детский характер, либо заставляет ребенка приспосабливаться и учиться хитростями избегать наказания за преступления против навязываемой морали.
Примером первого типа молодых людей являются Тихон Кабанов и Борис Григорьевич. Лучше всего их характеризуют слова Тихона: “Нет.. . своего-то ума. И, значит, живи век чужим”. Всю жизнь они находятся под пятой своих родственников и не могут изменить такого положения, а способны лишь жалеть себя. Они не способны совершить сколько-нибудь значимый поступок: Тихон завидует смерти Катерины, но сам не может решиться на самоубийство; Борис подчиняется дяде, даже когда тот велит ему бросить Катерину и уезжать в Сибирь. Эти люди не могут по-настоящему сильно любить: Тихон относится к Катерине как к одной из составных частей своей “неволи”: “Недели две никакой грозы надо мною не будет, кандалов этих на ногах нет, так дожены ли мне? ” Борис на слова Катерины о том, что муж уехал на две недели, говорит: “О, так мы погуляем! Время-то довольно”.
Борис на слова Катерины о том, что муж уехал на две недели, говорит: “О, так мы погуляем! Время-то довольно”. Расставаясь с Катериной, он просит Бога, “чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! ” Борис и Тихон - марионетки в руках “темного царства”, безвольные куклы, неспособные ни на поступок, ни на истинное чувство.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!