А.Грин «Пропавшее солнце. Александр Грин «Пропавшее солнце

Александр Степанович Грин

Пропавшее солнце

Страшное употребление, какое дал своим бесчисленным богатствам Авель Хоггей, долго еще будет жить в памяти всех, кто знал этого человека без сердца. Не раз его злодейства - так как деяния Хоггея были безмерными, утонченными злодействами - грозили, сломав гроб купленного молчания, пасть на его голову, но золото вывозило, и он продолжал играть с живыми людьми самым различным образом; неистощимый на выдумку, Хоггей не преследовал иных целей, кроме забавы. Это был мистификатор и палач вместе. В основе его забав, опытов, экспериментов и игр лежал скучный вопрос: «Что выйдет, если я сделаю так?»

Четырнадцать лет назад вдова Эльгрев, застигнутая родами в момент безвыходной нищеты, отдала новорожденного малютку-сына неизвестному человеку, вручившему ей крупную сумму денег. Он сказал, что состоятельный аноним - бездетная и детолюбивая семья - хочет усыновить мальчика. Мать не должна была стараться увидеть или искать сына.

На этом сделка была покончена. Утешаясь тем, что ее Роберт вырастет богачом и счастливцем, обезумевшая от нужды женщина вручила свое дитя неизвестному, и он скрылся во тьме ночи, унес крошечное сердце, которому были суждены страдание и победа.

Купив человека, Авель Хоггей приказал содержать ребенка в особо устроенном помещении, где не было окон. Комнаты освещались только электричеством. Слуги и учитель Роберта должны были на все его вопросы отвечать, что его жизнь - именно такова, какой живут все другие люди. Специально для него были заказаны и отпечатаны книги того рода, из каких обычно познает человек жизнь и мир, с той лишь разницей, что в них совершенно не упоминалось о солнце . Всем, кто говорил с мальчиком или по роду своих обязанностей вступал с ним в какое бы ни было общение, строго было запрещено Хоггеем употреблять это слово.

Роберт рос. Он был хил и задумчив. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, Хоггей среди иных сложных забав, еще во многом не раскрытых данных, вспомнив о Роберте, решил, что можно, наконец, посмеяться. И он велел привести Роберта.

Хоггей сидел на блестящей, огромной террасе среди тех, кому мог довериться в этой запрещенной игре. То были люди с богатым, запертым на замок прошлым, с лицами, бесстрастно эмалированными развратом и скукой. Кроме Фергюсона, здесь сидели и пили Харт - поставщик публичных домов Южной Америки, и Блюм - содержатель одиннадцати игорных домов.

Был полдень. В безоблачном небе стояло пламенным белым железом вечное Солнце. По саду, окруженному высокой стеной, бродил трогательный и прелестный свет. За садом сияли леса и снежные цепи отрогов Ахуан-Скапа.

Мальчик вошел с повязкой на глазах. Левую руку он бессознательно держал у сильно бьющегося сердца, а правая нервно шевелилась в кармане бархатной куртки. Его вел глухонемой негр, послушное животное в руках Хоггея. Немного погодя вышел Фергюсон.

Что, доктор? - сказал Хоггей.

Сердце в порядке, - ответил Фергюсон по-французски, - нервы истощены и вялы.

Это и есть Монте-Кристо? - спросил Харт.

Пари, - сказал Блюм, знавший, в чем дело.

Ну? - протянул Хоггей.

Пари, что он помешается с наступлением тьмы.

Э, пустяки, - возразил Хоггей. - Я говорю, что придет проситься обратно с единственной верой в лампочку Эдисона.

Есть. Сто миллионов.

Ну, хорошо. - сказал Хоггей. - Что, Харт?

Та же сумма на смерть, - сказал Харт. - Он умрет.

Принимаю. Начнем. Фергюсон, говорите, что надо сказать.

Роберт Эльгрев не понял ни одной фразы. Он стоял и ждал, волнуясь безмерно. Его привели без объяснений, крепко завязав глаза, и он мог думать что угодно.

Роберт, - сказал Фергюсон, придвигая мальчика за плечо к себе, - сейчас ты увидишь солнце - солнце, которое есть жизнь и свет мира. Сегодня последний день, как оно светит. Это утверждает наука. Тебе не говорили о солнце потому, что оно не было до сих пор в опасности, но так как сегодня последний день его света, жестоко было бы лишать тебя этого зрелища. Не рви платок, я сниму сам. Смотри.

Швырнув платок, Фергюсон внимательно стал приглядываться к побледневшему, ослепленному лицу. И как над микроскопом согнулся над ним Хоггей.

Наступило молчание, во время которого Роберт Эльгрев увидел необычайное зрелище и ухватился за Фергюсона, чувствуя, что пол исчез, и он валится в сверкающую зеленую пропасть с голубым дном. Обычное зрелище дня - солнечное пространство - было для него потрясением, превосходящим все человеческие слова. Не умея овладеть громадной перспективой, он содрогался среди взметнувшихся весьма близких к нему стен из полей и лесов, но наконец пространство стало на свое место.

Подняв голову, он почувствовал, что лицо горит. Почти прямо над ним, над самыми, казалось, его глазами, пылал величественный и прекрасный огонь. Он вскрикнул. Вся жизнь всколыхнулась в нем, зазвучав вихрем, и догадка, что до сих пор от него было отнято все, в первый раз громовым ядом схватила его, стукнувшись по шее и виску, сердце. В этот момент переливающийся раскаленный круг вошел из центра небесного пожара в остановившиеся зрачки, по глазам как бы хлестнуло резиной, и мальчик упал в судорогах.

Он ослеп, - сказал Харт. - Или умер.

Фергюсон расстегнул куртку, взял пульс и помолчал с значительным видом.

Жив? - сказал, улыбаясь и довольно откидываясь в кресле, Хоггей.

Тогда решено было посмотреть, как поразит Роберта тьма, которую, ничего не зная и не имея причины подозревать обман, он должен был считать вечной. Все скрылись в укромный уголок, с окном в

Современный урок невозможен без создания ситуации познавательной деятельности. Современный урок предполагает ситуцию успеха, постановку и принятие учебной задачи, самостоятельное ее решение с помощью алгоритма деятельности, презентацию учебного продукта и рефлексию. Только такой урок,на котором присутствует дух познания, открытия собственных возможностей, элемент конкуренции, собственная оценка познательной деятельности приносит удовлетворение и Учителю,и у Учащемуся.

Пример такого творческого подхода в организации позвательной деятельности на уроке литературы Вы увидите в представленной разработке урока, итогом которого является учебный проект.

Цели урока:

Воспитание способности анализировать жизненные ситуации на основе литературного текста;

Знакомство с творчеством А.Грина. Рассказ «Пропавшее солнце»;

Развитие навыков проблемно – психологического анализа текста; развитие речи и творческой фантазии детей; активизировать интерес к творчеству А.Грина.

Тема урока: Усвоение знаний и формирование умений и навыков.

Методы обучения: ролевая игра – мини - театр (инсценировка отрывка из повести «Алые паруса»); беседа; анализ текста; дискуссия; ключевые слова; рефлексивный анализ.

Оборудование: текст рассказа, портрет и выставка книг А.Грина, вырезанные из цветного картона солнце, лучи слайды.

Актуализация

Проверка домашнего задания (ролевая игра – инсценировка отрывка из повести «Алые паруса»). Цель – показать, что вера в чудо и добро всегда побеждают зло. Инсценировка заканчивается словами А.Грина: «Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай это чудо, если ты в состоянии». (Ученик говорит, высвечивается слайд набранными словами).

Из кого произведения этот отрывок?

Что вы знаете об А.Грине?

Какие произведения А.Грина вы читали?

Краткое сообщение ученика (представлено в слайдах).

Формирование новых понятий и способов действия

Слово учителя:

Сегодня, ребята, мы познакомимся с рассказом А.Грина «Пропавшее солнце». Цель нашего урока – анализируя текст, выяснить, в чем заключается человеческое счастье. Каждый из Вас сможет высказать свое мнение, принять участие в дискуссии.

Предлагают Вам для работы с текстом следующие ключевые слова:

Человек без сердца

Мистификатор и палач вместе

Люди – игрушки

Покупка мальчика

Чудовищный эксперимент

Пропавшее солнце

Раскрывшийся обман

Выскажите в течение 5 минут предположение в парах, о чем пойдет речь в тексте.

Слушаем предположения учащихся о содержании текста (1 – 2 пары) проблемно – психологический анализ текста

1) Заполнение таблицы в парах

2) На лучах, выданных заранее, выписать из текста мудрые мысли А.Грина

3) Беседа по тексту

Почему Авель Хоггей был человеком без сердца, мистификатором и палачом вместе?

Какой эксперимент он провел над Робертом, сколько лет он длился?

Кем были партнеры Авеля Хоггея? Почему именно эти люди принимали участие в эксперименте?

Выжил ли мальчик после эксперимента? Что помогло ему раскрыть обман Хоггея?

4) Закрепите лучи вокруг солнца на доске, читая, что вы на них написали.

Возможные варианты:

Злодейства сломают гроб купленного молчания

Злодейства падут на голову злодея.

Крошечное сердце, которому суждены страдание и победа

Богатое, запертое на замок прошлое

Вечное солнце

Солнце есть жизнь и свет мира

Дискуссия

Почему А.Грин назвал свой рассказ «пропавшее солнце»?

Что хотел сказать нам писатель своим рассказом?

Как вы понимаете эпиграф нашего урока?

Применение

Самостоятельная творческая работа

Запишите свои мысли по уроку в творческую тетрадь

Слово учителя

Ребята! Грин – писатель светлой мечты, сумевший освободиться от темноты в сердце, нашедший свое пропавшее солнце. Помните о том, что каждый человек делает свой выбор сам. Мальчик раскрыл обман Хоггея при помощи чистой, теплой, живой природы.

Вы - часть мира, единое с ним целое, не забывайте об этом никогда.

Домашнее задание

Творческая работа-фантазия.

Представьте будущую жизнь Роберта Эльгрева. Станет ли он человеком с полноценными чувствами?

Рефлексивный анализ

Высвечивается слайд со словами А. Грина: «Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово.

Владеть этим- значит владеть всем». На следующем слайде солнце, а вокруг него лучи- мудрые мысли А. Грина.

Все ученики выходят к доске и говорят, прикладывая руки от сердца в направлении друг к другу и к гостям: «Мы желаем себе и Вам быть людьми с чистым сердцем, быть частичкой солнца, на живом теле Земли»!

Страшное употребление, какое дал своим бесчисленным богатствам Авель Хоггей, долго еще будет жить в памяти всех, кто знал этого человека без сердца. Не раз его злодейства - так как деяния Хоггея были безмерными, утонченными злодействами - грозили, сломав гроб купленного молчания, пасть на его голову, но золото вывозило, и он продолжал играть с живыми людьми самым различным образом; неистощимый на выдумку, Хоггей не преследовал иных целей, кроме забавы. Это был мистификатор и палач вместе. В основе его забав, опытов, экспериментов и игр лежал скучный вопрос: "Что выйдет, если я сделаю так?"
Четырнадцать лет назад вдова Эльгрев, застигнутая родами в момент безвыходной нищеты, отдала новорожденного малютку-сына неизвестному человеку, вручившему ей крупную сумму денег. Он сказал, что состоятельный аноним - бездетная и детолюбивая семья - хочет усыновить мальчика. Мать не должна была стараться увидеть или искать сына.
На этом сделка была покончена. Утешаясь тем, что ее Роберт вырастет богачом и счастливцем, обезумевшая от нужды женщина вручила свое дитя неизвестному, и он скрылся во тьме ночи, унес крошечное сердце, которому были суждены страдание и победа.

Купив человека, Авель Хоггей приказал содержать ребенка в особо устроенном помещении, где не было окон. Комнаты освещались только электричеством. Слуги и учитель Роберта должны были на все его вопросы отвечать, что его жизнь - именно такова, какой живут все другие люди. Специально для него были заказаны и отпечатаны книги того рода, из каких обычно познает человек жизнь и мир, с той лишь разницей, что в них совершенно не упоминалось о солнце*. Всем, кто говорил с мальчиком или по роду своих обязанностей вступал с ним в какое бы ни было общение, строго было запрещено Хоггеем употреблять это слово.
______________
* Равным образом, ни о чем светящемся в небе - луне, звездах. Фергюсон - правая рука Хоггея, - чаще других навещавший Роберта, приучил его думать, что люди сами не желают многого в этом роде. А.Г.

Роберт рос. Он был хил и задумчив. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, Хоггей среди иных сложных забав, еще во многом не раскрытых данных, вспомнив о Роберте, решил, что можно, наконец, посмеяться. И он велел привести Роберта.

Хоггей сидел на блестящей, огромной террасе среди тех, кому мог довериться в этой запрещенной игре. То были люди с богатым, запертым на замок прошлым, с лицами, бесстрастно эмалированными развратом и скукой. Кроме Фергюсона, здесь сидели и пили Харт - поставщик публичных домов Южной Америки, и Блюм - содержатель одиннадцати игорных домов.
Был полдень. В безоблачном небе стояло пламенным белым железом вечное Солнце. По саду, окруженному высокой стеной, бродил трогательный и прелестный свет. За садом сияли леса и снежные цепи отрогов Ахуан-Скапа.
Мальчик вошел с повязкой на глазах. Левую руку он бессознательно держал у сильно бьющегося сердца, а правая нервно шевелилась в кармане бархатной куртки. Его вел глухонемой негр, послушное животное в руках Хоггея. Немного погодя вышел Фергюсон.
- Что, доктор? - сказал Хоггей.
- Сердце в порядке, - ответил Фергюсон по-французски, - нервы истощены и вялы.
- Это и есть Монте-Кристо? - спросил Харт.
- Пари, - сказал Блюм, знавший, в чем дело.
- Ну? - протянул Хоггей.
- Пари, что он помешается с наступлением тьмы.
- Э, пустяки, - возразил Хоггей. - Я говорю, что придет проситься обратно с единственной верой в лампочку Эдисона.
- Есть. Сто миллионов.
- Ну, хорошо. - сказал Хоггей. - Что, Харт?
- Та же сумма на смерть, - сказал Харт. - Он умрет.
- Принимаю. Начнем. Фергюсон, говорите, что надо сказать.
Роберт Эльгрев не понял ни одной фразы. Он стоял и ждал, волнуясь безмерно. Его привели без объяснений, крепко завязав глаза, и он мог думать что угодно.
- Роберт, - сказал Фергюсон, придвигая мальчика за плечо к себе, - сейчас ты увидишь солнце - солнце, которое есть жизнь и свет мира. Сегодня последний день, как оно светит. Это утверждает наука. Тебе не говорили о солнце потому, что оно не было до сих пор в опасности, но так как сегодня последний день его света, жестоко было бы лишать тебя этого зрелища. Не рви платок, я сниму сам. Смотри.
Швырнув платок, Фергюсон внимательно стал приглядываться к побледневшему, ослепленному лицу. И как над микроскопом согнулся над ним Хоггей.

Наступило молчание, во время которого Роберт Эльгрев увидел необычайное зрелище и ухватился за Фергюсона, чувствуя, что пол исчез, и он валится в сверкающую зеленую пропасть с голубым дном. Обычное зрелище дня - солнечное пространство - было для него потрясением, превосходящим все человеческие слова. Не умея овладеть громадной перспективой, он содрогался среди взметнувшихся весьма близких к нему стен из полей и лесов, но наконец пространство стало на свое место.
Подняв голову, он почувствовал, что лицо горит. Почти прямо над ним, над самыми, казалось, его глазами, пылал величественный и прекрасный огонь. Он вскрикнул. Вся жизнь всколыхнулась в нем, зазвучав вихрем, и догадка, что до сих пор от него было отнято все, в первый раз громовым ядом схватила его, стукнувшись по шее и виску, сердце. В этот момент переливающийся раскаленный круг вошел из центра небесного пожара в остановившиеся зрачки, по глазам как бы хлестнуло резиной, и мальчик упал в судорогах.
- Он ослеп, - сказал Харт. - Или умер.
Фергюсон расстегнул куртку, взял пульс и помолчал с значительным видом.
- Жив? - сказал, улыбаясь и довольно откидываясь в кресле, Хоггей.
- Жив.

Тогда решено было посмотреть, как поразит Роберта тьма, которую, ничего не зная и не имея причины подозревать обман, он должен был считать вечной. Все скрылись в укромный уголок, с окном в сад, откуда среди чинной, но жестокой попойки наблюдали за мальчиком. Воспользовавшись обмороком, Фергюсон поддержал бесчувственное состояние до той минуты, когда лишь половина солнца виднелась над горизонтом. Затем он ушел, а Роберт открыл глаза.
"Я спал или был болен", - но память не изменила ему; сев рядом, она ласково рассказала о грустном и же стоком восторге. Воспрянув, заметил он, что темно, тихо и никого нет, но, почти не беспокоясь об одиночестве, резко устремил взгляд на запад, где угасал, проваливаясь, круг цвета розовой меди. Заметно было, как тускнут и исчезают лучи. Круг стал как бы горкой углей. Еще немного, - еще, - последний сноп искр озарил белый снег гор - и умер, - навсегда! навсегда! навсегда!
Лег и уснул мрак. Направо горели огни третьего этажа.
- Свалилось! Свалилось! - закричал мальчик. Он сбежал в сад, ища и зовя людей, так как думал, что наступит невыразимо страшное. Но никто не отозвался на его крик. Он проник в чащу померанцевых и тюльпанных деревьев, где журчание искусственных ручьев сливалось с шелестом крон.
Сад рос и жил; цвела и жила невидимая земля, и подземные силы расстилали веера токов своих в дышащую теплом почву. В это время Хоггей сказал Харту и Блюму: "Сад заперт, стены высоки; там найдем, что найдем, - утром. Игрушка довольно пресная; не все выходит так интересно, как думаешь".
Что касается мальчика, то в напряжении его, в волнении, в безумной остроте чувств все перешло в страх. Он стоял среди кустов, стволов и цветов. Он слышал их запах. Вокруг все звучало насыщенной жизнью. Трепет струй, ход соков в стволах, дыхание трав и земли, голоса лопающихся бутонов, шум листьев, возня сонных птиц и шаги насекомых, - сливалось в ощущение спокойного, непобедимого рокота, летящего от земли к небу. Мальчику казалось, что он стоит на живом, теплом теле, заснувшем в некой твердой уверенности, недоступной никакому отчаянию. Это было так заразительно, что Роберт понемногу стал дышать легче и тише. Обман открылся ему внутри.
- Оно вернется, - сказал он. - Не может быть. Они надули меня.

За несколько минут до рассвета Фергюсон разыскал жертву среди островков бассейна и привел ее в кабинет. Между тем в просветлевшей тьме за окном чей-то пристальный, горячий взгляд уперся в затылок мальчика, он обернулся и увидел красный сегмент, пылающий за равниной.
- Вот! - сказал он, вздрогнув, но сжав торжество, чтобы не разрыдаться. - Оно возвращается оттуда же, куда провалилось! Видели? Все видели?
Так как мальчик спутал стороны горизонта, то это был единственный - для одного человека - случай, когда солнце поднялось с запада.
- Мы тоже рады. Наука ошиблась, - сказал Фергюсон.
Авель Хоггей сидел, низко согнувшись, в кресле, соединив колено, локоть и ладонь с подбородком, смотря и тоскуя в ужасной игре нам непостижимой мечты на хилого подростка, который прямо смотрел в его тусклые глаза тигра взглядом испуга и торжества. Наконец, бьющий по непривычным глазам свет ослепил Роберта, заставил его прижать руки к глазам; сквозь пальцы потекли слезы.
Проморгавшись, мальчик спросил:
- Я должен стоять еще или идти?
- Выгнать его, - мрачно сказал Хоггей, - я вижу, что затея не удалась. А жаль Фергюсон, ликвидируйте этот материал. И уберите остатки прочь.

ПРИМЕЧАНИЯ

Тема: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»
(по рассказу А.Грина «Пропавшее солнце»).

Цели: - познакомить учащихся с содержанием рассказа;
- обсудить проблему тех, кто оказался жертвой обстоятельств или
произвола других людей;
- совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, умение
работать с текстом художественного произведения.

Эпиграф урока:
А если день погас?
К.Д.Бальмонт

Урок – исследование.

Технологическая карта урока.

1.Стадия вызова
Деятельность
учащихся
2.Стадия осмысления
Деятельность
учащихся
3.Стадия
рефлексии
Деятельность
учащихся

Стратегия «Свободное плавание»
Высказывание
мыслей по поводу предложенной учителем проблемы;
составление ассоциативного ряда.
Стратегия
«Идеал»
1. Определение проблемы.
2. Решение проблемы через обращение к тексту, чтение с остановками, анализ,
«толстые» и тонкие» вопросы.
3. Составление
кластера.

Издание
(устное представление
творческой
работы)
Устное сочинение – миниатюра или
сенквейн.

Стадия вызова.

1). Слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит встреча с удивительным писателем – А.Грином, которого поэт В.Саянов назвал «сказочником странным с извечной, как солнце, мечтой о добре».
Но начать наш разговор я хотела бы с предания о том, что, когда на небе загорается звезда, в мир приходит новый человек.
А как вы считаете, зачем Человек приходит в этот Мир?

/Версии детей: - чтобы жить; чтобы любить; совершать полезные поступки и т. д./
А вот как об этом говорит известный русский поэт К.Д.Бальмонт.

2). Чтение учителем стихотворения К.Д.Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце».

3). Составление ассоциативного ряда:

СОЛНЦЕ – ЖИЗНЬ; ЧЕЛОВЕК - ВЛАСТЕЛИН

Учитель: Слово «солнце» есть и в названии рассказа А.Грина, но оно имеет определение «пропавшее». Почему? К ответу на этот вопрос мы ещё вернёмся. А сейчас представим, что однажды на небе вспыхнула яркая звёздочка, и в мир пришёл мальчик по имени Роберт Эльгрев.

Скажите, в какой мир он пришёл?
- Мир нужды, безысходной нищеты, страданий.

Что суждено было испытать Роберту?
- «Крошечному сердцу» были «суждены страдания и победа».
- Он был лишён Солнца, а значит и Жизни.
- Стал игрушкой в руках «человека без сердца»

Стадия осмысления. (Стратегия «идеал»).

1). Чтение с остановками.
- Проследите по тексту, как автор «лепит» образ Авеля Хоггея. Какие слова подбирает А.Грин, характеризуя «властелина»?
- Обратите внимание на имя Авель. Вспомните, какая библейская легенда связана с этим именем?
/Хоггей скорее Каин, убивающий беззащитного человека/
- Как вы думаете, можно ли Хоггея назвать не только палачом, но и жертвой? /Да. Жертвой своего палачества/
- Что рассказывает Грин о приятелях Хоггея?
- Как вы думаете, что позволяет этим «людям» играть жизнью и судьбами обездоленных, более слабых?
- Почему «ужасная игра» Хоггея сорвалась?
/Мальчик понял, что его пытались обмануть, пытались отнять всё, т.е. жизнь. Осознание этого придаёт ему силы. Он осознал, что жизнь не умирает с заходом солнца, что Солнце вернётся, его надо только дождаться, а тёмный ночной сад полон жизни и тайны.
2). Анализ фрагмента.
- Прочитайте фрагмент из главы 5, в котором дано описание сада.
- Какие средства художественной выразительности использует автор?
- Что помогает нам понять пейзаж?
- Что, по- вашему, значат последние слова Хоггея: «Ликвидируйте этот материал и уберите остатки прочь»?
- Автор ещё до «эксперимента» предсказал герою «страдание и победу».
Какой эпилог можно было бы придумать к этому рассказу?

3). Составление кластера.

Проследите, как Грин постоянно подчёркивает, что Хоггей живёт в ложном, искусственном мире, мире кривых зеркал, поэтому жизнь и заставляет его потерпеть фиаско.

Составьте кластер:

«Мир» Хоггея Мир - Жизнь
Терраса Сад
трогательный, прелестный свет
Железное солнце – золото трепет струй, дыхание трав
«Сад заперт, стены высоки» голоса бутонов
Разговоры о смерти, игра в смерть ощущение жизни, возвращение к ней
Бессердечие сердце

Жизнь убить нельзя. Человек, пытающийся убить жизнь, сам превращается в мертвеца, холодного, злобного. Для того же, кто верит в жизнь, Солнце однажды всходит и на западе.

Стадия рефлексии.

Для кого же Солнце оказалось пропавшим?

Домашнее задание: Создайте сочинение – миниатюру по впечатлениям о
прочитанном.

МАОУ СОШ № 56

Калининград, 2016 г.

«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»
Урок внеклассного чтения по рассказу А. Грина «Пропавшее солнце»
6 класс

Давыденко Н.Н.,
учитель высшей категории


Приложенные файлы

Урок внеклассного чтения по рассказу А. Грина «Пропавшее солнце»

6 класс

Давыденко Н.Н.,

учитель высшей категории

МАОУ СОШ № 56

Калининград, 2016 г.


Тема: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…»

(по рассказу А.Грина «Пропавшее солнце»).

Цели: - познакомить учащихся с содержанием рассказа;

Обсудить проблему тех, кто оказался жертвой обстоятельств или

произвола других людей;

Совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, умение

работать с текстом художественного произведения.

Эпиграф урока:

А если день погас?

К.Д.Бальмонт

Урок – исследование.

Технологическая карта урока.

Деятельность

учащихся

2.Стадия осмысления

Деятельность

учащихся

3.Стадия

рефлексии

Деятельность

учащихся

Стратегия «Свободное плавание»

Высказывание

мыслей по поводу предложенной учителем проблемы;

составление ассоциативного ряда.

Стратегия

«Идеал»

1. Определение проблемы.

2. Решение проблемы через обращение к тексту, чтение с остановками, анализ,

«толстые» и тонкие» вопросы.

3. Составление

кластера.

Издание

(устное представление

творческой

работы)

Устное сочинение – миниатюра или

сенквейн.

    Стадия вызова.

1) . Слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит встреча с удивительным писателем – А.Грином, которого поэт В.Саянов назвал «сказочником странным… с извечной, как солнце, мечтой о добре».

Но начать наш разговор я хотела бы с предания о том, что, когда на небе загорается звезда, в мир приходит новый человек.

А как вы считаете, зачем Человек приходит в этот Мир?

/Версии детей: - чтобы жить; чтобы любить; совершать полезные поступки и т. д./

А вот как об этом говорит известный русский поэт К.Д.Бальмонт.

2). Чтение учителем стихотворения К.Д.Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…».

3). Составление ассоциативного ряда:

СОЛНЦЕ – ЖИЗНЬ; ЧЕЛОВЕК - ВЛАСТЕЛИН

Учитель : Слово «солнце» есть и в названии рассказа А.Грина, но оно имеет определение «пропавшее». Почему? К ответу на этот вопрос мы ещё вернёмся. А сейчас представим, что однажды на небе вспыхнула яркая звёздочка, и в мир пришёл мальчик по имени Роберт Эльгрев.

- Скажите, в какой мир он пришёл?

- Мир нужды, безысходной нищеты, страданий.

- Что суждено было испытать Роберту?

- «Крошечному сердцу» были «суждены страдания и победа».

- Он был лишён Солнца, а значит и Жизни.

- Стал игрушкой в руках «человека без сердца»

    Стадия осмысления. (Стратегия «идеал»).

- В чём же главный вопрос, на который автор ищет ответ?

/ Версии детей/

Учитель: Ответ на этот вопрос даёт ответ текст. Обратимся к нему.

1). Чтение с остановками.

Обратите внимание на имя Авель. Вспомните, какая библейская легенда связана с этим именем?

/Хоггей скорее Каин, убивающий беззащитного человека/

Как вы думаете, можно ли Хоггея назвать не только палачом, но и жертвой? / Да. Жертвой своего палачества/

Что рассказывает Грин о приятелях Хоггея?

Как вы думаете, что позволяет этим «людям» играть жизнью и судьбами обездоленных, более слабых?

Почему «ужасная игра» Хоггея сорвалась?

/Мальчик понял, что его пытались обмануть, пытались отнять всё, т.е. жизнь. Осознание этого придаёт ему силы. Он осознал, что жизнь не умирает с заходом солнца, что Солнце вернётся, его надо только дождаться, а тёмный ночной сад полон жизни и тайны.

2). Анализ фрагмента.

Прочитайте фрагмент из главы 5, в котором дано описание сада.

Какие средства художественной выразительности использует автор?

Что помогает нам понять пейзаж?

Что, по- вашему, значат последние слова Хоггея: «Ликвидируйте этот материал и уберите остатки прочь»?

Какой эпилог можно было бы придумать к этому рассказу?

3). Составление кластера.

Проследите, как Грин постоянно подчёркивает, что Хоггей живёт в ложном, искусственном мире, мире кривых зеркал, поэтому жизнь и заставляет его потерпеть фиаско.

Составьте кластер:

«Мир» Хоггея Мир - Жизнь

Терраса Сад

трогательный, прелестный свет

Железное солнце – золото трепет струй, дыхание трав

Разговоры о смерти, игра в смерть ощущение жизни, возвращение к ней

Бессердечие сердце

Выводы.

Жизнь убить нельзя. Человек, пытающийся убить жизнь, сам превращается в мертвеца, холодного, злобного. Для того же, кто верит в жизнь, Солнце однажды всходит и на западе.

    Стадия рефлексии.

Для кого же Солнце оказалось пропавшим?

Домашнее задание: Создайте сочинение – миниатюру по впечатлениям о

прочитанном.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!