Пропорции лица человека при рисовании портрета: схема. Идеальные пропорции лица

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

Несомненно, одна из наиболее затрагиваемых тем среди начинающих художников – это рисунок лица человека в профиль. Изначально, это кажется трудным, хотя на деле вся сложность заключается лишь в незнании человеческого скелета и мускулатуры.
Потому стоит изучить основные правила, чтобы суметь создать действительно хороший портрет.

Изображение лица сбоку начинается с визуального определения ширины головы, соотношения её частей друг к другу, формы носа и расположения глаз.
Далее приступим к главным этапам.

Нарисуем границы. Для этого чертим квадрат, высота которого на 1/8 больше ширины и делим его на четыре равные части. Намечаем горизонтальную линию, которая делит квадрат пополам – линию глаз, а также три других: роста волос, бровей и носа. Определяем точку подбородка.

От линии носа до верхней части головы вписываем наклонённый овал, который покажет форму головы и лба.

1. От верхней крайней точки овала начинаем проводить линию до уровня бровей. Таким образом получаем надбровные дуги.
2. Показываем переносицу. От центральной оси глаз рисуем нос, кончик которого должен выступать за пределы ранее намеченного квадрата.
3. Теперь приступаем к челюсти. Её форма должна быть вогнута внутрь квадрата (вспомните, как выглядит ваше лицо в профиль).
4. Подбородок же, напротив, выдаётся вперёд.
5. Далее намечаем линию рта, прорисовываем верхнюю и нижнюю губы(они также выдаются немного вперёд)

Четвёртый.

1. Намечаем линию глаза и брови.
2. На центральной вертикальной оси намечаем ухо. Размер его будет от линии глаз до уровня носа.
3. Намечаем очертания шеи.

1. Теперь можем стереть разметку. Начинаем прорисовывать черты лица.
2. Обводим глаз, добавляем зрачок и веки.
3. Прорисовываем форму губ, отмечаем тень под нижней губой.
4. Прорисовываем ухо и показываем рельеф челюсти под ухом.

Шестой.
Теперь правила создаются вашим воображением! Остались последние штрихи.
Добавляем причёску, детализируем черты лица, форму глаз, губ и носа. Не забудьте выделить тени и нарисовать ресницы.

Несколько советов:

— В профиль глаз напоминает наконечник стрелы, с намёком на верхнее и нижнее века. Не забудьте, что радужка должна быть частично спрятана под внешним веком (но если человек смотрит вниз, то она будет слегка касаться нижнего).
— Детальная, до мелочей, прорисовка глаза не всегда будет хорошо сказываться на красивом результате.
— При взгляде человека вниз все линии лица сдвигаются вверх. Нос же выдаётся из общей линии лица, кончиком приближаясь ко рту. Верхнее веко покрывает большую часть глазного яблока.
— При взгляде человека вверх все линии лица сдвигаются вниз. Нижнее века начинает немного закругляться вниз. Нижняя часть носа с ноздрями становится очень хорошо видна.

И, конечно, стоит добавить эмоции. Без них любой портрет останется неестественной и неживой картинкой. Самые разные: отвращение, злость, испуг, радость, горе, печаль. Каждая из них даст герою портрета некую изюминку.

Не забудем и про этнические особенности:
Для азиатского типа лица характерны высокие скулы, узкий разрез глаз и широкий нос. Лицо обрамляют прямые волосы.
Для афро-американского – широкий нос и полные губы. Глаза широко раскрытые и выпуклые. Волосы кудрявые.
Для европеоидной расы – слегка прикрытые глаза, тонкие губы и прямой нос. Волосы могут быть волнистыми или прямыми.

Теперь, после того, как мы тщательно разобрали основы, вы сможете создать свой собственный портрет.
Все получится!

В данном уроке мы узнаем как рисовать мягкую иллюстрацию с помощью механического простого карандаша и цветных карандашей. Всего в несколько шагов вы сможете завершить чудесный рисунок девушки в профиль. Давайте начнем!

Конечный результат будет выглядеть так:

Детали урока:

  • Инструменты: Механический карандаш, цветные карандаши, ластик, бумага
  • Сложность: Продвинутый
  • Предполагаемое время выполнения: 2 часа

Инструменты

  • Механический простой карандаш
  • Цветные карандаши Faber Castell Classic Color Pencils . Номера: 370 – Лайм, 330 – Телесный цвет, 309 – Королевский желтый, 361 – Бирюзовый, 353 – Королевский синий, 362 – Темно зеленый
  • Ластик
  • Тип бумаги: Double A

1. Рисуем профиль девушки

Шаг 1

Рисуем эллипс для головы. Разделим эллипс пополам. Не нажимайте карандашом слишком сильно, мягкие линии позже будет легче стереть.

Шаг 2

Нарисуйте прямую линию сверху вниз, разделяя эллипс на 4 части.

Начинаем рисовать профиль по краям эллипса. Горизонтальная линия является местом, где мы будем рисовать глаза. Подбородок в левом нижнем участке эллипса.

Шаг 3

Начинаем рисовать глаз и ухо.

Шаг 4

Добавляем детали глазному яблоку и уху.

Шаг 5

Начинаем добавлять мелкие детали, такие как ресницы (ресницы необходимо нарисовать и для другого глаза также — это единственное, что будет видно со второй половины головы).

Шаг 6

Делаем лицо более выразительным.

Шаг 7

Начинаем рисовать волосы. Используем крутящиеся локоны. Один локон заведите за ухо, чтобы придать мягкости рисунку. Придаем общую форму волосам.

Шаг 8

Добавим аксессуаров к ее волосам, иначе картина будет выглядеть неполно.

Шаг 9

Добавляем еще локоны волос, чтобы придать объема прическе.

Шаг 10

Сотрите исходные линии эллипса и добавьте больше деталей.

Шаг 11

Дорисовываем детали аксессуаров и волосы на лбу.

Шаг 12

Чем детальнее будут прорисованы волосы, тем лучше мы сможем обозначить тени.

2. Добавление цвета

Шаг 1

Цвет No: 330 – Телесный цвет

Начинаем с добавления цвета на лицо. Нанесите цвет везде, где будут тени: на глаз, нос, губы, шею, на некоторые части лба, под волосами в области уха.

Нажимайте на карандаш слегка. Если хотите, чтобы цвет был темнее, просто добавьте еще слой цвета.

Шаг 2

Используем немного этот цвет на лбу и под губами. Больше — для глаз и вокруг глаз.

Шаг 3

Добавляем синего цвета на волосы, как показано на изображении ниже. В основном это идет обозначение теней, где идет сгиб прядей волос.

Шаг 4

Голова выглядит немного широкой, поэтому добавим еще один штрих для того, чтобы вытянуть голову вверх.

Шаг 5

Цвет No: 361 – Бирюзовый

Добавляем этот цвет почти по всем волосам, за исключением верхней части головы.

Также добавим этого цвета к глазам.

Шаг 6

Цвет No: 330 – Телесный цвет

Усилим немного те участки, которые мы разукрашивали данным цветом ранее: глаза, ресницы, ухо, нос, губы и подбородок.

Шаг 7

Цвет No: 361 – Бирюзовый

Добавляем бирюзового цвета на внутренние круги аксессуаров.

Шаг 8

Цвет No: 309 – Королевский желтый

Покрываем этим цветом остальную часть волос и некоторые части аксессуаров. Волосы с задней части необходимо сделать более выразительней, поэтому окрашиваем в два слоя.

Шаг 9

Цвет No: 370 – Лайм

Добавляем этот цвет к кончикам глаз и украшениям для волос.

Шаг 10

Цвет No: 361 – Бирюзовый

Добавляем тень, используя данный цвет, для нижней части волос и украшений.

Шаг 11

Цвет No: 370 – Лайм

Используйте этот цвет для создания плавного перехода от желтого к синему.

Шаг 12

Волосы выглядят немного пустыми, поэтому добавим немного деталей.

Шаг 13

Цвет No: 362 – Темно зеленый

Используем этот цвет, чтобы заполнить форму жемчужин.

Шаг 14

Цвет No: 362 – Темно зеленый

Продолжаем добавлять этот цвет, чтобы выделить и добавить контраста для глаз и волос.

Используем механический карандаш для добавления темных линий для глаз.

Шаг 15

Цвет No: 353 – Королевский синий

Добавляем больше контраста нашему изображению. Рисуем волосы на лбу, ресницы, некоторые участки волос и аксессуары.

Шаг 16

Цвет No: 362 – Темно зеленый или No: 361 – Бирюзовый

Вы можете использовать один или оба этих цветов для добавления деталей на аксессуары и волосы.

Шаг 17

Наконец, используйте карандаши, чтобы добавить больше глубины для: глаз, брови и губ.

Вот и все! Мы закончили!

Надеемся, что вам понравился это простой и быстрый урок!

Перевод — Дежурка.

Мы можем теперь тщательно присмотреться к деталям. И начнём мы с лица. Лицо человека – первое, на что мы обращаем внимание в любой ситуации, и это тоже определённым образом применимо к искусству: наблюдатель в первую очередь будет рассматривать лицо с вашими характерными особенностями. Перенесение лица на бумагу, особенно рисование живых экспрессивных выражений, несомненно, стоит приложенных усилий.

В этом уроке мы познакомимся с основными компонентами рисования лица – пропорциями, чертами и ракурсом , а в следующих уроках уже подробнее разберем разнообразные выражения лиц.

1. Пропорции лица

Анфас:

В этом положении череп будет плоской окружностью, к которой добавляются очертания челюсти, что в целом образует форму яйца, заострённое внизу. Две перпендикулярные по центру линии делят «яйцо» на четыре части. Чтобы распределить черты лица:

— Отметьте середины левой и правой половин горизонтальной линии. В этих точках будут глаза.

— Разделите вертикальную нижнюю линию на пять равных частей. Кончик носа будет на второй точке от центра. Губная складка будет на третьей точке от центра, на одну току ниже от кончика носа.

— Разделите верхнюю половину головы на четыре равные части: линия роста волос (если у человека нет залысин) будет располагаться между второй и третье й точкой от центра. Ухо будет располагаться между верхним веком и кончиком носа (в том случае, если лицо на одном уровне). Когда человек смотрит вверх или вниз, положение ушей меняется.

Полезно знать, что ширина лица – это ширина пяти глаз или чуть меньше. Расстояние между глазами равняется ширине одного глаза. Для людей нехарактерно иметь широко поставленные или слишком близко расположенные глаза, но это всегда заметно (широко поставленные глаза придают человеку невинное детское выражение, а узко поставленные по какой-то причине возбуждают в нас подозрительность). Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется ширине одного глаза.

Еще одним критерием меры является длина указательного пальца над большим пальцем. В схеме ниже все длины размечены в соответствии с этим критерием: высота уха, расстояние между уровнем роста волос и уровнем бровей, расстояние от бровей до носа, расстояние от носа до подбородка, расстояние между зрачками.

Профиль:

Со стороны форма головы также напоминает яйцо, но заостренное в сторону. Центральные линии теперь делят голову на переднюю (лицо) и заднюю (череп) части.

Со стороны черепа:

— Ухо располагается прямо за центральной линией. По своим размерам и расположению оно также находится между верхним веком и кончиком носа.
— Глубина черепа варьируется между двумя разделёнными точками линиями (как показано в Шаге 4).

Со стороны лица:

— Черты лица располагаются так же, как в анфас.

— Углубление переносицы либо совпадает с центральной линией, либо расположена чуть выше.

— Самой выдающейся точкой будет уровень брови (1 точка от центра).

2. Черты лица

Глаза и Брови

Глаз строится из двух простых дуг, по форме напоминающие миндаль. Здесь нет строгих правил, так как формы глаз может быть совершенно разными, но есть и общие рекомендации :

— Внешний уголок глаз выше внутреннего, а не наоборот.

— Если сравнивать глаз с миндалём, округленная часть зрачка будет со стороны внутреннего уголка, уменьшается по направлению к внешнему уголку.

Детали Глаза

— Радужка глаза частично спрятана за верхним веком. Она пересекает нижнее веко только в том случае, если человек смотрит вниз или щурится (поднимается нижнее веко).

— Ресницы изгибаются наружу, и они короче на нижнем веке (на самом деле, необязательно прорисовывать их каждый раз).

— Если вы хотите изобразить овал слёзного канала во внутреннем уголке глаза, а также показать толщину нижнего века, это полностью зависит от ваших предпочтений; избыток деталей не всегда выглядит уместно. Добавление таких деталей пропорционально сложности рисования.

— То же самое может быть применимо к рисованию складки века – это добавляет выразительности и делает взгляд менее встревоженным. Я думаю, что лучше не добавлять складку, если вы выполняете стилизованных рисунок или ваш рисунок слишком маленький.

Глаз в профиль напоминает по форме кончик стрелы (стороны могут быть вогнутыми и выпуклыми), с небольшим обозначением верхнего века и, выборочно, нижнего. В жизни мы не видим радужку в профиль, но мы видим белок глаза. Когда я работала над уроком, многие говорили, что «это выглядит странно», поэтому радужку нужно всё-таки обозначить.

Что касается бровей, проще всего рисовать их после глаз, чтобы повторить изгиб верхнего века. Большая часть длины брови смотрит внутрь, а её кончик всегда немного короче.

В профиль форма брови меняется – она становится похожей на запятую. Эта «запятая» продолжает уровень ресниц (там, где они изгибаются). Иногда бровь кажется одним целым с ресницами, поэтому вы тоже можете нарисовать одну кривую для верхней части глаза и границей брови.

Нос обычно клинообразной формы – её проще визуализировать и придать трёхмерность, прежде чем дополнять деталями.

Перегородка и боковые стороны носа плоские, что будет заметно на готовом рисунке, однако уже на этапе наброска необходимо обозначить их, чтобы впоследствии правильно распределить детали. В нашем клине нижняя плоская часть – усечённый треугольник, соединяющий крылья и кончик носа. Крылья изгибаются по направлению к перегородке, образуя ноздри – обратите внимание, что, если смотреть снизу, линии, образующие боковые стороны перегородки, находятся на переднем плане, параллельно лицу. Перегородка выступает ниже, чем крылья (если смотреть прямо), что означает, что при ракурсе ¾ дальняя ноздря не будет видна соответственно.

Самым сложным моментом при рисовании носа может быть принятие решения, какие части носа лучше не изображать для естественно выглядящего результата. Вам не всегда придется полностью прорисовывать крылья носа (там, где они соединяются с лицом), и в большинстве случаев рисунок выглядит лучше, если вы просто нарисуете нижнюю часть носа. То же самое касается четырёх линий перегородки носа, в том месте, где они соединяются с лицом – в большинстве случаев будет лучше, если вы нарисуете только нижнюю часть носа (крылья, ноздри, перегородка) – можете поочередно закрывать пальцем линии, чтобы в этом убедиться. Если голова повернута на ¾, появляется необходимость дорисовать линии переносицы. Вам потребуется много наблюдать, методом проб и ошибок распознавать уникальные черты носа. Этой особенностью обладают карикатуристы – нужно внимательно рассматривать очертания носов, чтобы понять, почему они изображены именно так. Мы снова вернемся к этому вопросу в следующих уроках.

Губы

Советы по изображению рта и губ:

— Сначала нужно нарисовать губную складку, так как это наиболее линная и тёмная из трёх почти параллельных линий, которые образуют рот. На самом деле, это не сплошная прямая – она состоит из нескольких неявных кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть гиперболизированные примеры движения линии рта – обратите внимание, что они повторяют линию верхней губы. Эту линию можно «смягчить» несколькими способами: впадинка над губой может быть уже (для различения уголков) или настолько широкой, что она становится незаметной. Может быть и наоборот – нижняя губа настолько полная, что создает ощущение надутых губ. Если вам сложно придерживаться симметричности на этом этапе, попробуйте начать от центра и рисуйте по одной линии с каждой стороны.

— Верхние уголки губ более заметны, но вы можете смягчить их, изобразив двумя широкими кривыми, или смягчить настолько, что они перестанут быть заметными.

— Нижняя губа, безусловно, напоминает обычную кривую, но и она может быть почти плоской или довольно округленной. Мой совет – обозначать нижняя губу хотя бы обычной черточкой под нижней границей.

— Верхняя губа почти всегда уже нижней, и она меньше выдаётся вперёд. Если ее контур обведён, он должен быть ярче выражен, так как нижняя губа и так выделяется своей тенью (по размеру не должна превышать размеры губы).

— В профиль губы напоминают по форме наконечник стрелы, и выступ верхней губы становится очевидным. По форме губы также разные – верхняя плоская и расположена диагонально, а нижняя более округлая.

— Губная складка в профиль отклоняется вниз, начиная с пересечения губ. Даже если человек улыбается, линия спускается ниже и вновь поднимается в области уголков. Никогда не поднимайте уровень линии, если рисуете в профиль.

Уши

Основная часть уха (если она нарисована правильно) имеет форму буквы С с внешней стороны и форму перевернутой буквы U с внутренней стороны (граница верхнего хряща уха). Часто рисуют меньшую U над мочкой уха (вы можете приложить палец к своему уху), которая переходит дальше в меньшую букву С . Детали уха изображают вокруг самого ушного отверстия (но не всегда), и их формы могут быть совершенно разнообразными у разных людей. Рисунок может быть стилизованным – например, на рисунке внизу ухо в своем общем виде напоминает вытянутые символы «@».

Когда лицо повернуто в анфас, уши изображают в профиль соответственно:

— Мочка, прежде обозначенная в форме перевёрнутой буквы U теперь видна отдельно – то же самое, когда вы наблюдаете за тарелкой сбоку и затем видите ее дно, как если бы оно было ближе к вам.

— По форме ушное отверстие напоминает каплю и выделяется на общем фоне уха.

— Толщина уха с этого ракурса зависит от близости к голове, это еще один индивидуальный фактор. Тем не менее, ухо всегда выдаётся вперед – так сложилось в ходе эволюции.

Если смотреть сзади, ухо кажется отдельным от тела, в основном это мочка, соединённая с головой с помощи канала. Не преуменьшайте размеры канала – его функция в том, чтобы уши выступали вперёд. В этом ракурсе канал весомее мочки.

3. Ракурсы

Так как в основе головы лежит круг, где контурами обозначены черты лица, изменять ракурс головы проще, чем это кажется на первый взгляд. Тем не менее, еще важнее наблюдать за положением голов людей в разных ракурсах в жизни, чтобы запомнить все выступы и впадины, накладывающиеся друг на друга самым неожиданным образом. Нос, несомненно, значительно отступает от головы (также выступают брови, скулы, центр губ и подбородок); в то же время глазницы и боковые стороны рта образуют некоторые впадины на нашем «круге».

Когда мы с вами рисовали лицо в анфас и в профиль, мы упростили задачу до двухмерного изображения, где все линии были плоскими. Для всех остальных ракурсов нам понадобится перестроить наше мышление в трёхмерный мир и осознать, что форма яйца – это на самом деле яйцо, а линии, которыми мы пользовались раньше, чтобы расположить черты лица, пересекают это яйцо подобно экватору и меридианам на глобусе: при малейшем изменении положения головы мы увидим, что они округлые. Расположение черт лица – это всего лишь рисование пересекающихся линий под определенным углом – теперь их три. Мы можем снова делить голову на верхнюю и нижнюю части, «разрезая» наше «яйцо», но теперь нужно иметь в виду: самые ближние к нам компоненты выглядят толще. То же самое относится к рисованию лица в поднятом или опущенном состоянии.

Человек смотрит вниз

— Все черты изгибаются по направлению вверх, а уши «поднимаются».

— Так как нос выдаётся вперёд, его кончик опускается ниже первоначальной отметки, поэтому кажется, что он теперь ближе к губам, а если человек опустит голову еще ниже, то ном частично закроет губы. С этого ракурса не нужно рисовать дополнительные детали носа – достаточно будет переносицы и крыльев.

— Дуги бровей достаточно плоские, но могут снова быть изогнутыми, если слишком сильно наклонить голову.

— Верхнее веко глаз становится более выразительным, и достаточно лишь немного изменить положение головы, чтобы они полностью скрыли орбиты глаз.

— Верхняя губа практически невидима, а нижняя увеличивается.

Человек смотрит вверх

— Все линии черт лица стремятся вниз; уши также перемещаются вниз.

— Верхняя губа видна в полном объёме (чего не случается в анфас). Теперь губы кажутся надутыми.

— Брови изгибаются сильнее, а нижнее веко поднимается, из-за чего глаза кажутся сощуренными.

— Нижняя часть носа теперь полностью видна, обе ноздри явно отображены.

Человек поворачивается

  1. Когда мы видим человека почти полностью отвернувшимся, из видимых черт остаются надбровные дуги и скулы. Линия шеи накладывается на линию подбородка и находится рядом с ухом. Когда человек поворачивается, мы также видим ресницы.
  2. Также при повороте мы можем видеть часть линии брови и выступ нижнего века; также появляется кончик носа прямо из-за щеки.
  3. Когда человек поворачивается почти в профиль, появляются глазные яблоки и губы (хотя складка между губами небольшая), а линия шеи сливается с линией подбородка. Мы все еще видим часть щеки, закрывающую крыло носа.

Пора практиковаться

Пользуйтесь методом быстрого наброска, накидывая на бумагу выражения лиц, которые вы замечаете вокруг себя в кофейне или на улице.

Не старайтесь детализировать все черты и не бойтесь ошибиться, главное — передать черты из разных углов.

Если вам сложно рисовать в объёме, возьмите настоящее яйцо (можете сварить его, на всякий случай). Нарисуйте три линии по центру и добавьте разделяющие линии. Понаблюдайте и зарисуйте яйцо контурными линиями с разных сторон – таким образом вы прочувствуете, как будут вести себя линии и расстояния между ними в разных ракурсах. Можете наметить черты лиц на поверхности яйца по основным линиям и проследить как они меняются в размере при вращении яйца.


Сейчас мы будем учиться рисовать лицо девушки в фотошопе. За основу взяты изображения замечательного автора mannequin-atelier.

Рисуем основной свет и тени. Не обязательно их детализировать на этом этапе – этим мы займемся чуть позже. Здесь нам важно обозначить общую композицию и определить основные источники света. На этом рисунке у нас их будет несколько.

Более светлыми и яркими оттенками начинаем рисовать общую текстуру волос. Кстати, если вы не знаете, как правильно рисовать волосы, то я настоятельно рекомендую вам изучить два наших урока по рисованию волос – и .

На этом этапе добавляем деталей лицу, разбавляем плавные переходы резкими, чтобы лицо не выглядело «мыльным». Кроме того, нам нужно осветлить слой с базовым рисунком, чтобы создавалось впечатление освещения волос источником света, который находится позади девушки.

Продолжаем детализировать наш рисунок. Делаем пряди волос еще более четкими, добавляем отдельные выбившиеся волоски. Прорисовываем глаза и губы, придавая лицу девушки выразительности, не забываем про руки. Помните, что от каждого объекта должны падать тени, если требуется, поэтому обязательно рисуем тень от пряди, обрамляющей лицо девушки.

Работаем над самыми мелкими и незаметными на первый взгляд деталями – складкой между носом и губами, ресницами, мелкими бликами. По желанию можно проработать текстуру кожи. Все это придаст рисунку целостный и законченный вид.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!