Как рисовать предметы в перспективе. Как произвести впечатление глубины

Для того, чтобы грамотно и реалистично создать рисунок, нужно знать некоторые законы перспективы и уметь работать с ними. Перспектива – это целое направление в искусстве рисунка, которое помогает нам определить размеры различных объектов, изменяющихся в зависимости от их расположения и удалённости от нас — это могут быть дома, другие объекты, вообщем всё. Перспектива так же служит для того, что бы сделать наш рисунок объёмным. Теперь разберёмся подробнее, что же такое перспектива для художников.

Перспектива в рисунке учитывает точку, с которой мы смотрим на происходящее, что мы видим с этой точки, под каким углом мы видим объекты на рисунке. Большинство законов этой области были разработаны ещё в эпоху Возрождения. С тех пор художники умеют изображать картины с любой точки зрения, и делать их объёмными. В основе законов стоят прямые, которые при определённых правилах их наложения точно нам укажут размеры объектов по мере их удаления. Когда мы начинаем рисунок, то стараемся переложить трёхмерную сцену на холст или бумагу, так как же это сделать?

Параллельные линии, которые идут к горизонту, будут стремиться в одну точку и на горизонте сойдутся в неё. Так же сходятся в одной точке на горизонте или на уровне глаз воображаемые линии, которые продолжают линии объекта. Чем ближе к вам объект, тем более искажённую форму он будет принимать. Например, спичечный коробок рядом с вами будет искажаться (уменьшаться угол схода) намного больше, чем большой дом вдалеке от вас. Более близкие предметы или планы кажутся крупнее, чем удаленные. Если вы рисуете с натуры, то измеряйте все размеры карандашом.

Пространство, которое вы рисуете, можно разделить на три условных плана. Дальний план – то, что в самой дали или у самого горизонта, средний план и ближний план – то, что находиться непосредственно перед вами. Предметы по мере удаления становятся всё мельче и мельче. Для точных определений этих размеров применяются прямые, которые стремятся от края поверхности самых передних объектов к горизонту и сходятся в точку. Таким образом, можно выстроить правильную перспективу.

Очень важная составляющая в перспективе – это точка зрения или уровень взгляда, уровень глаз, можно назвать по-разному. Уровень взгляда и горизонт – это одно и то же! Если вы встанете перед рельсами на железнодорожном полотне, то вы увидите, что рельсы убегают вдаль, становятся всё мельче и прилегают теснее друг к другу, пока не сходятся в точку, которая находится ровно на уровне глаз. Если вы присядете, то уровень глаз понизится, площадь над уровнем глаз заметно увеличится, а ниже — уменьшится. Если мы взлетим на самолёте, то и уровень глаз и горизонт взлетит вверх, а не будет где-то внизу. Таким образом, мы выяснили и запомним, что горизонт и уровень глаз всегда находятся на одной и той же точке перед нами.

Если вы стоите перед зданием, у самого подножия, то вы никак не увидите его крыши. Это применяется и для более мелких объектов. Например, на этом рисунке ваш уровень зрения находится на уровне середины лестницы. Таким образом, вы видите верхнюю часть ступеней ниже вашего уровня зрения, но как только ступени преодолевают уровень зрения, то поверхность не только не будет видна, но ступени постепенно будут стремиться всё больше и больше закрыть его. Подобные, как бы казалось, элементарные мелочи, нужно помнить и применять во всём, изначально разделив плоскость вашего рисунка на две части, которые разделяют уровень взгляда. Если линии перспективы находятся выше вашего уровня взгляда, то они, естественно, стремятся вниз – к горизонту, если эти линии находятся ниже уровня взгляда, то они будут стремиться верх.

С первого раза вроде бы всё понятно и элементарно. Но эти законы нужно вспоминать всегда, когда вы начинаете рисовать. Таким образом, вы сможете изобразить полноценные трёхмерные объекты, начиная с домов и заканчивая коробками , и трёхмерное пространство.

На следующем примере мы видим, как линии могут помочь в рисовании здания и различных объектов на этом здании. В итоге все воображаемые линии, показывающие нам сужающуюся перспективу, сходятся в одной точке, которая находится точно на уровне нашего взгляда.

Урок рисования. Одноточечная, двухточечная и трёхточечная перспектива.

Одноточечная перспектива в рисунке . Здесь присутствует только одна точка схода. Это может быть тоннель, где наш взгляд устремлён только в одну точку схода или мы смотрим вверх — на вершину небоскрёба. Такая перспектива с одной точкой, где сходятся все прямые, затягивает зрителя, создаётся ощущение полёта вдаль. Однако, многие художники стараются не применять одноточечную перспективу, так как считают её довольно скучной и однообразной. Такой вид перспективы лучше применять, когда вы точно знаете, что в данном рисунке применима только она.

Двухточечная перспектива.

Двухточечная перспектива встречается гораздо чаще и приветствуется художниками. Это может быть сцена на улице или в помещении, где зрителя окружают различные предметы, стены. Сцена в таких случаях простирается в нескольких направлениях, все из которых стремятся сойтись в точках на горизонте. Обычно в двухточечной перспективе существует левая и правая точка схода на горизонте, куда стремятся предметы. Часть стремится к левой точке, часть — к правой. Так же встречается эта перспектива с верхней и нижней точкой схода прямых. Последняя не совсем понятна, но я объясню, что это такое. Это может быть случай, когда человек идёт вперёд и смотрит вверх, либо он идёт вперёд по улице с небоскрёбами. В таких случаях, когда человек смотрит вверх, создаются две точки схода – одна ниже его взгляда, туда уходит дорога и низы зданий, и верх, где будут сходиться вертикальные прямые, подчёркивая высоту зданий.

Трёхточечная перспектива.

Эту перспективу строить гораздо сложнее, но тем и интереснее. Она применяется тогда, когда художник хочет показать, что он смотрит снизу или сверху, а не прямо. В этом случае нужно поставить точки схода по горизонтальным двум точкам: точка одной из сторон и точка схода впереди на горизонте, точка схода слева и точка схода справа + точка схода по вертикальным линиям. Если вы смотрите сверху, тогда здания и другие высокие предметы будут сужаться книзу, если вы смотрите снизу, тогда, соответственно, здания и предметы будут сужаться кверху.

В перспективе размеры всех объектов рассчитываются на первый взгляд сложно. Но теперь, когда вы знакомы с её законами, то вам нужно правильно изобразить лишь один предмет на рисунке, определить границу, уровень взгляда, и тогда остальные предметы можно определить только лишь продолжая линии от основного предмета, к примеру, здания. Например, здание с перспективой уходящей вдаль и два человека следом идущие друг за другом. Человек сзади будет ниже предыдущего, но как же нам определить насколько он будет ниже? Это довольно просто. Рисуем линию, параллельную линии крыши дома, только теперь не от крыши, а от макушки первого человек. Эта линия будет наглядно указывать, какого роста будет следом идущий человек.

На этом урок по рисованию и построению перспективы закончен. Если у вас остались какие-то вопросы – задавайте их в комментариях. Следите за выпусками сайта, чтобы быть в курсе следующих уроков по рисованию. Желаю удачи!

Рисование перспективы считается самым сложным аспектом в искусстве. Тем не менее, ошибки, допускаемые молодыми художниками, чаще всего одни и те же, и их можно избежать приложив немного усилий.

  • Линии не достигают точки схода.

Рисунок 1.1

Подобные ошибки возникают в результате невнимательности или не понимания основ перспективы. Прежде чем приступать к рисованию объектов в перспективе, я настоятельно рекомендую прочитать учебник или статью «основы перспективы» на нашем сайте.

Есть два основных аспекта при работе с перспективой:

  • ВСЕГДА «отправляйте» ваши линии к правильной точке схода, иначе ваш рисунок будет выглядеть неуклюже. Проверьте свою работу дважды, если это необходимо.
  • ВСЕГДА используйте линейку. Даже если ваш стиль подразумевает не абсолютно ровные линии, все равно используйте линейку и карандаш как основу, а затем видоизменяйте свои линии как вам угодно, по крайней мере у вас будут верные ориентиры.

Рисунок 1.2

Если вам больше нравится рисовать на компьютере, то современные программные обеспечения для рисования, такие как Clip Studio Paint или Manga Studio 4EX или 5, в значительной степени облегчат вам задачу. Эти программы имеют «перспективные инструменты», которые автоматически привязывают ваши линии к сходной точке.

Рисунок 1.3

Аналогичная ошибка появляется, если несколько линий не сходятся на отправной точке.

Рисунок 1.4

Если одна линия плоскости выходит из правильной точке, а другая - нет, то рисунок будет выглядеть неуклюже. Нужно помнить, что сходная точка ВСЕГДА находится на горизонте.

Рисунок 1.5

Правильная перспектива показана на рисунке 1.6:

Рисунок 1.6

  • Глубина

Любой объект имеют глубину. Однако, она не всегда такая, как вы ее себе представляете.

Рисунок 2.1

Правильная глубина оказана на рисунке 2.2:

Рисунок 2.2

Так выглядит правильно нарисованный куб.

В самом начале обучения, молодые художники рисуют глубину, гораздо длиннее, чем она должна быть. Эту ошибку можно исправить лишь практикой и перепроверкой.

Рисунок 2.3

Стол изображенный в левой части рисунка огромен.

Более того, чем ближе вы к линии горизонта, тем «тоньше» должна быть глубина объектов.

Рисунок 2.4

Если вы пройдете вдоль этих зданий, они окажутся длинной в километр!

Правильное изображение глубины объектов выглядит так:

Рисунок 2.5

Будьте внимательны с пейзажем на горизонте. Не рисуйте здания длинной в десятки км. Если это центральная перспектива, то вы можете легко обойтись и без глубины.

Рисунок 2.6

  • Повторяющаяся глубина

При рисовании повторяющихся деталей, например колонн держащих здание, уличных фонарей и т.п., тоже возникает много ошибок. Это в основном от того что многие пытаются сделать это по наитию. Однако, тут тоже нужно воспользоваться линейкой.

Рисунок 3.1

Нарисуйте первую область(Рисунок 3.2):

Рисунок 3.2

Начертите три линии в перспективе (Рисунок 3.3):

Рисунок 3.3

Нарисуйте диагональ(Рисунок 3.4):

Рисунок 3.4

Нарисуйте следующую линию от диагонали(Рисунок 3.5):

Рисунок 3.5

Продолжайте рисовать диагонали и линии как показано на рисунке 3.6:

Рисунок 3.6

Теперь используйте базовый набросок, Что бы закончить картину:

Рисунок 3.7

  • Поверхности параллельные линии горизонта

Само по себе это не является ошибкой. Однако для красоты картинки, всегда можно внести некоторые коррективы. Например немного повернуть стол или уменьшить высоту. Таким образом Вы добьетесь лучшего вида.

Рисунок 4.1

Рисунок 4.2

Когда поверхности пересекаются с линией горизонта или друг с другом, это выглядит фальшиво и не выигрышно с точки зрения композиции.

Рисунок 4.3

Картина Ваша и Вы решаете что с ней делать, Вас не заставляют поместить стол именно в это место, просто перенесите стол.

  • Линии без изменения ширины

Еще одна вещь помогает в изображении глубины - ширина линий. Все просто. Чем ближе линия тем она толще, чем дальше тем тоньше.

Рисунок 5.1

Рисунок 5.2

  • Детали уходящие в бесконечность

Линии становятся тоньше по мере удаления. Вам не за чем рисовать их до бесконечности.

Рисунок 5.3

Лишние линии на рисунке очень отвлекают зрителя от главного, основного объекта. Эта ошибка так же часто встречается при рисовании однотипных объектов, например кирпичной стены. В определенный момент прорисовка каждой отдельной детали может навредить рисунку, поэтому следует остановиться. Самый лучший вариант, это занижать уровень прорисовки по мере удаления.

Рисунок 5.4

Также по мере приближения объекта к линии горизонта, стоит уменьшать детализацию разрешения. На примере окон (Рисунок 5.5 - слишком много деталей на заднем плане)

Рисунок 5.5

Рисунок 6.1

И не забываем делать линии тоньше.

  • Объекты без глубины и законченности

Еще одна ошибка, которая отвратительно выглядит на иллюстрации - не законченные объекты без глубины.

Рисунок 7.1

Это окно выглядит как наклейка на стене.

Прорисовка глубины - скучный процесс, однако нельзя делать что-то наполовину. Один из способов исправить ситуацию - посмотреть фотографию.

Рисунок 7.2

Конечно, многие люди имеют свой собственный стиль, но даже самый простой вид рисования должен основываться на реальности. Такая подготовка никогда не навредит.

  • Преувеличение центральной перспективы.
    • Ошибка в размещении точек схода и преувеличение перспективы.
    • Персонаж не в перспективе.
    • Точкой схода называется точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета. Каждая отдельная группа параллельных линий имеет свою точку схода. В зависимости от направления линий точки схода располагаются в различных местах изображения. Различают главную, центральную, воздушную, земную, точки расстояния, а также недоступную точку схода.
    • F1 - для горизонтальных линий главного фасада предмета;
    • F2 - для горизонтальных линий бокового фасада, образующих с первыми прямой угол;
    • F3 и F4 - для диагоналей квадратов;
    • F5 - для восходящих линий главного главного фасада;
    • F6 - для нисходящих линий;
    • F7 - для восходящих линий бокового фасада;
    • F8 - для нисходящих линий бокового фасада;
    • S - точка схода лучей солнца, когда оно позади зрителя.
    • Перспектива - отдел начертательной геометрии - один из методов изображения пространственных тел на плоскости или какой-либо поверхности так, как мы их видим при непосредственном рассматривании с какого либо одного места - метод проецирования лучами, исходящими из одной точки - центральное проецирование.
    • плоскостная - изображение на плоскости;
    • панорамная - на внутренней поверхности цилиндра;
    • плафонная - на внутренней поверхности перекрытия над каким-либо помещением;
    • театральная - на ряде отдельных поверхностей;
    • рельефная - перспектива, в которой изображение имеет пространственные формы;
    • диорамная - сочетание картины, написанной с обеих сторон на просвечивающем материале или стекле с объемными предметами;
    • архитектурная - в которой изображаются здания, улицы и прочее;
    • стереоскопическая - в которой на плоскости выполняются по правилам линейной перспективы два изображения предмета.
  • Центральная перспектива имеет ограничения - если Вы поместите объекты слишком далеко, то это будет выглядеть странно.

    Рисунок 8.1

    Голубой объект - это куб. Красный… нет.

    Не смотря на то что некоторые мастера целенаправленно изменяют перспективу, у них получается сногсшибательный результат. Стоит заметить, что эти люди глубоко понимают все правила рисования. Если Вы только в начале своего пути, старайтесь избегать подобного. Не размещайте точки схода ЗА рисунок:

    Рисунок 9.1

    Не размещайте точки схода внутри рисунка:

    Рисунок 9.2

    Опять же, Вы не обязаны прорисовывать все. Если Вы замечается, что к краю картины, перспектива становится странной, обрежьте рисунок.

    Рисунок 9.3

    Рисунок 9.4

    Рисунок 10.1

    Персонажи также должны вписываться в интерьер. У Вас не может быть маленьких людей рядом с огромной дверью.

    Рисунок 10.2

    Будьте осторожны с пропорциями.

    Также будьте осторожны в соотношении между персонажами.

    Рисунок 10.3

    Рисунок 10.4

    Точек схода при построении линейной перспективы может быть очень много, но основные из них следующие девять:

    Недоступная точка схода - точка схода, находящаяся за пределами картины, что не позволяет ею воспользоваться при перспективных построениях. Существуют приемы, которые дают возможность строить перспективы линий, проходящие своим продолжением через эту точку, не пользуясь ею.

    1. линейная перспектива - рассматривает правила и способы изображения контуров предметов, а ровно границ собственных и падающих теней и построения отражений;

    2. перспектива воздушная - рассматривает видимое зрителем освещение предметов в отношении силы света и теней, цвета и изменяемости окраски в зависимости от расстояния предметов до зрителя, влияния отраженных лучей и прочее;

    3. аналитическая перспектива занимается определением положения точек изображения вычислениями;

    4. геометрическая - определением формы изображения геометрическими построениями.

    Кроме того, отдельными видами перспективы являются:

    Перспективные построения являются по существу построениями конических проекций, причем с геометрической точки зрения, ортогональная проекция и линейная проекция одно и то же. Ортогональная проекция есть проекция при условии, что точка зрения удалена в бесконечность. Однако не каждая коническая проекция есть перспектива.

Существует еще и такое понятие, как воздушная перспектива. Без линейной перспективы, глубины не изобразить. Законы линейной перспективы необходимо держать в голове, начиная любой рисунок, а рисунок — царь изобразительного искусства.

Линейная — это наука геометрия, это построение, это прямые линии, окружности и эллипсы, точки и отрезоки, и т. д.

Воздушную перспективу легче увидеть в живописи, в пейзажах, чем в рисунках. Хотя в рисунке она так же обязательна. Если коротко, то все что мы видим дальше от нас, менее ярко, менее четко, меньше в размерах, меньше видимых деталей... То есть дальний план, мы видим как бы в «дымке», через слой воздуха.

Не открою секрет, воздух тоже имеет плотность, цвет, и чем больше между нами и предметом расстояние, то и количества воздуха (атмосферы) будет больше, и цвет менее сочный. Если же присутствуют примеси в воздухе: пыль, туман, дым, дождь, то и размытость больше. Поэтому изображаемый предмет, на заднем плане, будет обобщен.

Первым из художников описавшим воздушную перспективу был Леонардо Давинчи. Он и придумал этот термин.

Средствами рисунка (графика) мы также можем создать ИЛЛЮЗОРНОСТЬ пространства.

Если взять наш урок с кубом, то это будет выглядеть примерно так:

Примеры воздушной перспективы в живописи смотрим ниже:


А. Адамов

На картинах можно заметить один общий закон, дальний план не насыщен цветом и тоном. Обычно он рисуется с добавлением белил и с добавлением серого, серо-голубого оттенка. Таким образом, второй и третий планы становятся более блеклые, чем основной, первый план. Но это все индивидуально, и зависит от поставленной задачи.

Например если картина в красных оранжевых цветах (закат, в кузне, военная тематика...), то и второй план будет в теплых оттенках (красные, оранжевые, желтые), а не в голубых. Однако тон вторых планов, так же должен быть мягче, чем на переднем плане.


Булыгин Николай

Рекомендуется ближний план изображать в теплых красках, а дальние в более холодных цветах. Впереди необходимо сделать контрастные, яркие пятна, прорисованные предметы, четкий рисунок и темные тени. Это можно заметить в фотографии ниже


P. M. Monsted

Изображая туман, или снегопад эффект воздушной перспективы должен быть усилен. То есть, чем больше примесей в воздухе между планами, тем размытость больше, и цвет дальних планов становится более однородным.

Но лучше воздушную перспективу увидеть на улице, а еще лучше в сельской местности. Так теория приобретет практику.

Вторые планы менее четкие по прорисовке. Детали не обозначают, делают их обобщенными. Так же и тени от предметов менее насыщены. Это ярко наблюдается в горной местности. Фото внизу.


Ivars Jansons

На призентации этих шедевров мы можем представить работу воздушной перспективы. Использованы картины таких художников как: Гармаш, Булыгин Николай, P. M. Monsted, Ivars Jansons.

Я надеюсь вы все поняли и теперь без труда сможете применять знания на практике. Создавать картины и стать у вас шансов стало больше.
Удачи...

Видео для настроения:

Это вводный урок по перспективе в рисовании.
Урок рисования перспектива, поможет новичкам освоить закономерности перспективы.

Задача видеоурока: Узнать что такое перспектива в рисовании, зачем она нужна, на какие виды делится. Узнать, что такое фронтальная и угловая перспектива. Освоить основные правила линейной и воздушной перспективы, без которых невозможно грамотное рисование.

Этот урок и статья - рисование перспективы, знакомит зрителей и читателей с законами перспективы.


Основные правила перспективы.

Само слово перспектива переводится с латыни как «Смотреть насквозь». Перспектива - это наука об изображении предметов так, как их видит человеческий глаз. То есть, с кажущимися изменениями в пространстве (линейными, световыми, цветовыми, тоновыми, контрастными). Перспектива нам нужна для того чтобы изображать предметы реалистически.

Перспектива делится на линейную и воздушную. Линейная перспектива – это кажущиеся размерные изменения в пространстве по контурам предметов, которые можно изобразить линией.

Воздушная перспектива – это кажущиеся световые изменения в пространстве, которые передают тоном и цветом. У воздушной перспективы есть свои законы и у линейной перспективы есть свои законы, мы их и рассмотрим.

Законы линейной перспективы я дам на уровне хорошего рисовальщика, но не отличного. Потому что перспектива в серьёзном рисовании, представляет собой симбиоз геометрии и черчения, но немного в другом ракурсе, хотя и с теми же законами. В этом Вы можете убедиться, взяв учебное пособие В. М. Ратничин «Перспектива».

А чтобы начать разбираться хотя бы немного в перспективе, то есть освоить начальный этап, Вам поможет книга Ернеста Норлинга «Объёмный рисунок и перспектива». В ней очень доступно для новичков даются такие основные понятия, как линия горизонта, точка схода, и есть много поясняющих рисунков. Вы можете скачать эту книгу на этой странице.

Перспективу делят на два вида: фронтальную и угловую. Фронтальная перспектива – это, например, если Вы взяли куб, поднесли его к уровню глаз и видите его как четырёхугольник без плоскостей, как клеточку в тетради. А угловая, это – если вы смотрите, например, на тот же куб сверху или снизу или сбоку, то есть когда Вы смотрите на него под углом.

Угловая перспектива - это когда предмет по отношению к вам располагается под углом и вы можете видеть его грани, ребра, плоскости.

Фронтальная перспектива - когда предмет расположен фронтально по отношению к вам и вы видите только одну его сторону.

Все нижеприведенные законы я объясняю в уроке.

Рассмотрим законы линейной перспективы.

Рассмотрим законы линейной перспективы.

1. Для того чтобы изобразить глубину пространства, нужно частично ближним предметом перекрывать дальний. То есть сделать плановость в рисунке. В учебном рисунке обычно делают около трёх планов.

2. Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний, если они одинаковые по высоте в реальности.

3. Чем ближе расположен к Вам рисуемый предмет, тем ниже его основание к краю листа. Чем дальше он, тем выше его основание от края листа. Если есть другой предмет, который расположен в реальности дальше от Вас, при рисовании тем выше его основание по отношению к предмету, который ближе к Вам.

4. Все вертикальные линии изображаются всегда вертикально, без изменений, кроме тех случаев когда предмет очень высокий и мы смотрим на него с верха или с низа, например смотрим и рисуем многоэтажку. Или же например Вы стоите около деревьев с поднятой головой вверх.

5. Горизонтальные рёбра в угловом повороте (угловая перспектива), нужно изображать наклонно.

6. Горизонтальные рёбра в угловом положении нужно изображать короче, чем во фронтальном (фронтальная перспектива).
7. Фронтальная перспектива изображается без перспективных изменений линейно. А в угловой – нужно изображать линейные перспективные изменения. Изображаем так как видим - горизонтальные линии, например, будут короче, чем такие же под длине вертикальные. Рисуем также перспективные сокращения предметов в пространстве (линейное уменьшение размеров предметов в пространстве, по отношению к Вам.) Направление горизонтальных рёбер предметов нужно также уметь видеть.

8. Чем ближе горизонтальные линии предметов к линии горизонта, тем больше они сокращаются. То есть, чем они ближе к линии горизонта, тем они короче по длине. Плоскость, расположенная на линии горизонта изображается ровной линией.

9.Если повернуть плоскость круглой формы по отношению к глазам фронтально, (фронтальная перспектива) то рисуем круг. А если повернуть под углом, (угловая перспектива), то рисуем эллипс. В зависимости от того провернули эллипс - по горизонтали или по вертикали, он будет расположен или вертикально или горизонтально.

Рассмотрим законы воздушной перспективы.

Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства.

1. Изображаем так как видим, все ближние предметы видим подробно. А удалённые обобщённо. Так и рисуем.

2. Все ближние предметы воспринимаются чётко, а дальние неопределённо. Соответственно для передачи пространства контуры ближних предметов нужно делать резче, а дальних мягче.

3. Чем дальше находится предмет тем кажется светлее, чем ближе, тем темнее так и изображаем. На большом расстоянии (пейзаж например) светлые предметы кажутся темнее, а тёмные предметы светлее ближних. Так и рисуем.

4. Чем ближе предмет, тем он кажется объёмней. Это происходит из–за ярко выраженной светотени, когда предмет находится близко. Чем дальше находится предмет, тем он кажется более плоским. Для передачи пространства ближние предметы светотенью изображаем более объёмно, а дальние более плоско.

5. Все удалённые предметы покрываются воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой, беловатый. Для передачи пространства ближние предметы нужно изображать яркими, а удалённые - бледными.

6. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые – одноцветными; то есть для передачи пространства все ближние предметы нужно изображать разными по цвету красками, а удалённые – одинаковыми.

К этому уроку я порекомендую Вам отличную книгу, которая даёт азы перспективы. Она хорошо подойдёт новичкам в рисовании перспективы. В ней грамотно и толково рассказаны и показаны правила перспективы. Если начинать изучать перспективу, то лучше с неё.

Маргарита Макарова "Перспектива "
Это хорошая книга по перспективе, она для учащихся вузов, училищ по художественному направлению. Тут показаны изображение интерьеров в перспективе и рисование архитектурных сооружений в перспективе. Это не поверхностная книга, поэтому, рекомендую покупать только тем, кому действительно нужна перспектива с углублёнными знаниями.

В мире искусства перспектива по-прежнему связана с вашим мнением и отношениями объектов друг к другу. Когда вы учитесь рисовать, то узнаете важность перспективы. Все зависит от того, как вы смотрите на мир, и это именно то, чему учит Патрик Коннорс в своем видеоролике «Руководство художника по перспективам».

В Руководстве по Перспективе, часть 1, Коннорс делится основными уроками перспективы и показывает, как можно научиться рисовать, видя объекты по-другому. В Части 2 Коннорс расширяет эти уроки рисования, демонстрируя, как сделать одно- и двухточечную перспективу; затем он применяет эти методы рисования, чтобы поэтапно завершить натюрморт.

Почему перспектива и восприятие идут рука об руку?

Хотя основы перспективного рисования кажутся довольно прямолинейными, возможности того, как вы можете применить перспективу в своем искусстве, огромны. На самом деле, перспектива почти синонимична восприятию.

Я имею в виду, что вы можете использовать принципы этой техники, чтобы создать свое собственное восприятие окружающего мира через искусство. У вас есть сила иллюзии, способность заставить зрителя видеть то, что вы хотите. Вы можете изменить восприятие вашего искусства, - всего лишь путем завоевания основ рисования перспективы.

Как научиться рисовать в перспективе? Ну, для начала, давайте рассмотрим несколько ключевых терминов, которые вы должны знать, прежде чем вникать в перспективный рисунок, извлеченный из книги, Перспектива для Абсолютного Новичка, Марк и Мэри Уилленбринк.

Линейная перспектива

Визуальная глубина выражается через линейную и атмосферную перспективу, а также использование цвета. С линейной перспективой глубина достигается по линиям, размерам и расположению форм. И хотя композиции могут различаться по сложности, основные термины и определения, описанные в этом разделе, присущи линейным перспективным чертежам.

Горизонт (horizon) - линия, на которой небо встречается с землей или водой. Высота горизонта будет влиять на размещение точки схода, а также уровня обозрения сцены.

Точка исчезновения, точка схода (vanishing point) - место, где параллельные линии появляются вместе на расстоянии. На рисунке ниже вы можете увидеть, как параллельные линии дороги отступают и визуально сливаются, чтобы создать единую точку схода на горизонте. Сцена может иметь неограниченное количество исчезающих точек.

Плоскость земли (ground plane) - горизонтальная поверхность ниже горизонта. Это может быть земля или вода. На изображении ниже плоскость заземления находится на уровне. Если он был наклонным или холмистым, точка схода, созданная параллельными линиями пути, может не опираться на горизонт и может казаться, будто она находится на наклонной плоскости.

Ортогональные линии (orthogonal lines) - это линии, которые направлены в точку схода; например, параллельные линии железнодорожных путей. Слово «ортогональный» на самом деле означает прямой угол. Он относится к прямым углам, образованным линиями, такими как угол куба, показанный в перспективе.

Преимущественной точкой (vantage point) , которую нельзя путать с точкой схода, является место, из которого просматривается сцена. На точку зрения влияет размещение горизонта и точек схода.


Одноточечная перспектива (One-Point Perspective) . Линейная перспектива с одной точкой схода - одноточечная. Точка исчезновения, как правило, появляется в центральной части сцены.


С этой точки зрения вы смотрите на плоскость земли к горизонту на расстоянии. Параллельные линии железнодорожных путей сходятся в точке схода на горизонте. Если бы линии коробки были отведены назад к горизонту, они сходились бы в той же точке схода, что и железнодорожные пути, потому что линии ящика параллельны железнодорожным путям. Обратите внимание, что все линии в этой сцене либо сходятся в точке схода, либо вертикальны (перпендикулярно к плоскости заземления) или горизонтали (параллельно горизонту).

Двухточечная перспектива (Two-Point Perspective) . Линейная перспектива, использующая две точки сбрасывания, называется двухточечной перспективой. Сцены в двухточечной перспективе обычно имеют точки схода, расположенные в крайнем левом и правом углу.


Вот двухточечная перспектива, смотрящая через плоскость земли к горизонту на расстоянии. Параллельные линии железнодорожных путей и ящика сходятся в точке схода в крайнем правом углу. Другие линии коробки, которые параллельны железнодорожным путям, имеют одну и ту же точку схода в крайнем левом углу. Все линии этой сцены сходятся либо в левой, либо в правой точке схода или вертикальные линии (перпендикулярно плоскости земли).

Многоточечная перспектива (Multi-Point Perspective). Линейная перспектива не должна ограничиваться одной или двумя точками исчезновения. Сцена может иметь несколько точек исчезновения в зависимости от сложности предмета. Например, трехточечная перспектива похожа на двухточечную перспективу; она имеет левое и правое исчезающие точки на горизонте. Кроме того, есть третий пункт исчезновения ни ниже, ни выше горизонта.

Помимо наличия точек слева и справа, эта сцена имеет дополнительную точку исчезновения ниже объекта. С этим рисунком горизонт находится над предметом. Каждая строка объекта является ортогональной линией и переходит в одну из трех точек сбрасывания.

С двухточечной перспективой эти вертикальные линии остаются прямо вверх и вниз перпендикулярно плоскости заземления. С точки зрения трех точек зрения, точка обзора либо смотрит вниз, либо вверх на объект. Вместо вертикальных линий она имеет третий набор ортогональных линий, которые сходятся в третьей точке исчезновения.


Peters Cartridge Factory, акварель на бумаге, 8" x 11". Точки исчезновения этой трехточечной перспективной сцены можно расположить, продолжая линии зданий и окон за периметром сцены до трех мест конвергенции.

Атмосферная перспектива

Атмосферная перспектива , также называемая воздушной перспективой, передает глубину через вариации значений (свет и тьма), цвета и ясность элементов. Элементы переднего плана в композиции имеют более ценные контрасты, более интенсивные цвета и большее определение деталей. На расстоянии значения и цвета становятся нейтральными, детали менее определены, а элементы приобретают тусклый сине-серый вид.

Атмосферная перспектива возникает, потому что частицы в воздухе, такие как водяной пар и смог, влияют на то, что видно. Формы, просматриваемые с расстояния, не так определены и имеют меньший контраст, поскольку в атмосфере между формами и зрителем больше частиц. Аналогично, на длину волны цвета влияет расстояние. Блюз отскакивает, в то время как более длинные цветные длины волн не влияют на частицы одинаковым образом. В результате блюз остается более заметным, чем другие цвета в спектре.

Значения (values) - это светлые и темные оттенки композиции. Значения могут влиять на впечатление глубины в сцене. Высококонтрастные значения, как правило, проявляются в направлении значений с небольшой контрастностью.

Освещение сцены (lighting) влияет на тени и значения форм. Это также может повлиять на восприятие этих форм.

При рисовании глубина может быть выражена как в линейной, так и в атмосферной перспективе, а также путем использования цвета. Объединение всех трех будет давать оптимальные результаты.


Утолщение с расстоянием: ставя атмосферную перспективу, формы на переднем плане будут иметь большую ясность, чем фоновые формы. Туманный сине-серый вид дерева справа, с его скучными цветами и ценностями, показывает, что он является самым далеким из трех деревьев.

Создание внутреннего блока

Теперь, когда основы пройдены, вот забавная пошаговая демонстрация на перспективном рисунке, которая играет с силой иллюзии. Этот урок включает в себя эскизные квадраты с линиями, которые отступают до одной точки схода. Глубина в готовом чертеже передается с помощью линейной перспективы и использования значений.


Внутренние блоки, графитовый карандаш на чертежной бумаге, 8" x 8"

Материалы, необходимые для завершения этой демонстрации:

  • Бумага: бумага для рисования средней текстуры 8" x 8"; 8" x 8" среднеструктурная эскизная бумага
  • Карандаши: 2B и 4B
  • Мягкий ластик
  • Лайтбокс или переносная бумага
  • Линейка
  • Треугольник
  • Т-образная линейка

Шаг 1: Нарисуйте квадраты


На кусочке эскизной бумаги используйте карандаш 2B, чтобы сформировать большой квадрат размером 8" x 8" (20 x 20 см). Нарисуйте маленькие квадраты внутри большого квадрата с помощью линейки, чтобы отметить линии. Измерения должны быть одинаковыми как сверху вниз, так и слева направо: 1,3 см, 5 см, 1,3 см, 5 см, 1,3 см, 5 см. Нарисуйте линии, используя Т-образную линейку и треугольник, чтобы убедиться, что они прямые и точные.

Шаг 2: Добавьте точку исчезновения и ортогональные линии


Поместите точку в центре бумаги для точки схода. Начните добавлять ортогональные линии от углов квадратов к точке схода. Избегайте рисования линий над передней поверхностью, которые должны оставаться белыми.

Шаг 3: Добавьте больше ортогональных линий


Продолжайте добавлять линии, которые сходятся в точке схода.

Шаг 4: Отслеживание или передача изображения


Используйте карандаш 2B для легкого отслеживания или переноса структурного эскиза на лист 8" x 8" (20 см x 20 см) чертежной бумаги. Оставьте ненужные строки.

Шаг 5: Добавьте световые значения


Добавьте более светлые значения карандашом 2B. Сделайте значения темнее, когда внутренние формы отступают.

Шаг 6: Добавьте внутренние значения


Добавьте средние значения. Продолжайте затемнять туннельные формы, когда они уходят вдаль.

Шаг 7: Добавьте темные значения


Добавьте темные и детали с карандашами 2B и 4B. При необходимости осветите любые области с помощью мягкого ластика.

Не забудьте подписать свою работу! Потому что ваше произведение является уникальным выражением себя. Это даст вам чувство выполненного долга, а также поможет отслеживать развитие художественных навыков.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!