Произведения и периодизация древнерусской литературы. Памятники древнерусской литературы


П оявление древнерусской литературы неразрывно связано с возникновением первого русского государства – Киевской Руси, созданием славянской азбуки и языка в 863 году и принятием Русью христианства в 988. Эти исторические события оказали определяющее влияние на формирование идеологических потребностей и духовных запросов древнерусского общества, которые и выразились в литературе.
Дошедшие до нас первые памятники ДРЛ – Остромирово Евангелие (1056-1057гг.), изборники и патерики – свидетельствуют, что ранняя древнерусская литература выполняла прежде всего церковно-служебную, правово-деловую и просветительскую функции. Художественная составляющая не носила определяющего характера, её значение росло по мере становления литературы как компонента духовной жизни. В процессе выполнения утилитарных, прикладных задач и удовлетворения соответствующих потребностей в обществе начинают складываться художественные интересы и возникают стилевые запросы. Человек начинает осознавать свое духовное начало и культурное предназначение: быть творцом, создающим миры и стирающим грань между субъектом и объектом – идеальным, воображаемым и реальным бытием (а где это более возможно, если не в искусстве, не в художественном творчестве, в том числе и литературном?).
Уже в 30–е гг. в Киевской Руси работают многочисленные писцы, которые переписывают и переводят греческие книги на старославянский язык («словеньское письмо»). А во второй половине XI-XII веков древнерусская литература (а именно, киевская – общий источник русской, украинской и белорусской литератур) переживает настоящий расцвет. В этот период создаётся множество оригинальных произведений. Но определяющее влияние на последующий литературный процесс оказала повесть «Повесть временных лет» – выдающийся исторический литературный памятник второй половины X1-X11 вв., дошедший до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них – Лаврентьевская, Ипатьевская и Первая Новгородская летописи (Х1V в.).
«Повесть» рассказывает о формировании государства, как был основан Киев, о создании славянской азбуки, путешествии (хождении) апостола Андрея по Русской земле, о взятии князем Олегом Царьграда и его смерти, о княжении Игоря и мести Ольги за его смерть, о военных походах Святослава, о крещении Владимира, о завещании Ярослава Мудрого сыновьям, а также о многих других событиях, отражающих историческую судьбу нашей Родины от V–V1 веков до начала Х11 века – начала периода феодальной раздробленности, что повлекло за собой формирование областных литератур . Практически все областные летописные своды содержат «Повесть временных лет», дополненную историей городов, где они были созданы. И хотя летописцы последующих времен стилистически перерабатывали, редактировали и интерпретировали древние тексты, произведения более позднего времени так или иначе продолжают сюжетные линии и основные темы «Повести» - патриотическую и христианско-нравоучительную темы.
Сюжеты «Повести» вдохновляли поэтов XV111–X1X вв.: Сумарокова – на создание трагедий «Синав и Трувор» и «Хорев», Княжнина (автора драмы «Вадим Новгородский»), Рылеева, размышлявшего о русский истории в поэтических «Думах», и, конечно, А.С. Пушкина, прославившего «преданьe старины глубокой» в «Песне о вещем Олеге».
В литературе Киевской Руси сформировались основные темы и жанры ДРЛ: предание, сказание, военные и нравоучительные повести, житие, хождение, а также торжественные слова, проповеди и поучения.
Уже на раннем этапе ДРЛ определяется её характер и тематической направленность, выраженная в патриотизме и христианском дидактизме - об этом свидетельствует не только «Повесть временных лет», но и другие произведения X1-X11 вв.
В памятники киевской литературы XI-XII вв. присутствуют и поэтический вымысел, и поэтизация реальных исторических событий, и аллегоризм, и образная выразительность речей героев – всё это свидетельство присутствия художественного компонента уже на раннем этапе нашей литературы

На последующих этапах ДРЛ все вышеперечисленные жанры продолжали функционировать и развиваться. Их взаимовлияние, а также взаимодействие с фольклором и литературами других стран, рождало новые жанровые разновидности. Многие произведения достаточно трудно уложить в прокрустово ложе какого-либо жанра – элементы и жития, и военной, и нравоучительной повести могут присутствовать в одном и том же произведении древнерусской литературы.
Естественно, ни в одном лекционном курсе или учебнике по истории культуры, литературы, искусства не может быть обойдено вниманием «Слово о полку Игореве» – памятник киево-черниговской литературы, созданный анонимным автором между 1185-1187 гг. (т.е. в период феодальной раздробленности русского государства). Но именно по причине огромного количества информации об этом произведении, я в своих лекциях скажу только о некоторых аспектах «Слова» – художественном и историософском (которые, впрочем, неразделимы).
Автор «Слова» неизвестен, повествование ведется от лица сказителя Баяна, имя которого стало нарицательным и являет собой собирательный образ поэтов-песенников. Памятник дошел до нас в 2–х редакциях: в составе Лаврентьевской и Игнатьевской летописи. Автором последней был или непосредственный участник событий, или один из приближенных князя Игоря – человек, по–видимому, образованный и хорошо знакомый с утной народной традицией и творчеством. По мнению выдающигося историка, исследователя древнерусской культуры, Б.А.Рыбакова, «Слово» представляет собой и поэтический памятник, и историческое исследование, и политический трактат, т.е. повествование имеет сложную многоуровневую структуру. В «Слове о полку Игореве» через художественное, поэтическое выражено историософское содержание, что также обусловило сложную повествовательную структуру этого произведения.
Стиль «Слова» вобрал в себя опыт книжной культуры и фольклорные традиции своего народа – это общие черты, характерные для средневековых эпосов. В библиотеке всемирной литературы «Слово о полку Игореве» занимает почетное место в одном ряду с «Песнью о Роланде», «Песнью о нибелунгах», «Песнью о моём Сиде», «Витязем в барсовой шкуре» и другими ранними произведениями, оказавшими влияние не только на литературный процесс, но и на культуру в целом.
«Слово о полку Игореве» вдохновляло Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя и многих других русских писателей и поэтов, обращавшихся к сюжету и поэтическим образам бессмертного памятника. Композитор Х1Х века Бородин написал оперу «Князь Игорь» – шедевр мирового оперного искусства.

В Х11 – первой половине Х111 в. Киев утрачивает свои политические и культурные позиции. Выдвигаются новые культурные центры: Новгород, Смоленск, Чернигов, Галич, Владимир.
В Новгороде, в конце Х11 – нач. Х111в., создается первоеагиографическое произведение – житие Варлаама Хутынского, получает распространение жанр хождений: «Сказание о Софии в Царьграде», «Книга паломник», «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (крестоносцами).
В Смоленске работают летописцы-книжники: Ефрем, написавший «Житие Авраамия Смоленского» и Климент Смолятич, прославившейся своим посланием священнику Фоме («Послание, написано митрополитом рускым, Фоме прозвитеру»), составленное в форме вопросов и ответов по поводу толкования псалтыри, спорят собеседники и о Платоне с Аристотелем.
Широкое распространение получают также торжественное «слова» Кирилла Туровского (8 «слов»: на двунадесятые праздники и на воскресные дни первого круга недель церковного года, включенные в сборники «Златоуст» и «Торжественники»). «Слова» Кирилла Туровского четко композиционно организованы и содержат три части: вступление, изложение и заключение. Метафоричность, образные сравнения и аллегории позволяют автору органично соединять свои «слова» с церковными песнопениями и живописью, передавать чувства душевного волнения и восторга, переносить действие далекого прошлого в настоящее, отчего торжественные проповеди приобретают характер то победной песни, то лирического стихотворения. Перу Кирилла Туровского также принадлежат: «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце и мнишьстве», «Сказание о черноризском чине», 30 молитв и 2 канона.
Из литературных памятников южной и юго-западной Руси (Чернигов, Владимир Волынский, Галич, Переяславль Южный, Холм) до нашего времени дошла Галицко-Волынская летопись (в составе Ипатьевской летописи), состоящая из 2–х частей: Галицкой летописи, повествующей событиях 1205-1264гг., и Волынской, охватывающая период с 1264 по1292 год.
Галицкая летопись носит более светский характер – её характеризует стиль дружинного эпоса и книжная риторика, в повествовании практически отсутствуют религиозно–моралистическая дидактика и выдержки из священного писания. В части, посвященной князьям, поэтика летописи тяготеет к жанру похвалы. Похвалы князьям Галицким – Даниилу и Роману – содержат ряд образных сравнений, придающих стилю летописи яркость, выразительность и поэтичность («Устремил бо ся бяше на поганыя, яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше, яко и крокодил, и прехожаше землю их, яко и орёл...»).
В Галицкой летописи подробно рассказывается о взятии Киева Батыем, о мужестве защитников Киева, которое восхищало даже врагов.
Волынская летопись повествует княжению Владимира Васильковича и, в отличие от Галицкой, написана в традиционным церковно-книжном стиле.
На северо-востоке Руси среди политических и культурных центров Х11-Х111вв. выдвигается столица Суздальской земли – Владимир. Выдающимися памятниками владимиро–суздальской литературы являются «Слово» и «Моление» Даниила Заточника.
В «Слове», адресованном Ярославу Владимировичу – князю Новгородскому, Даниил Заточник поднимает важные социальные проблемы, обращаясь к образам мудрого и справедливого князя и простого человека (хотя и дворянина, но не вельможи, боярина или правителя).
Большое внимание Даниил уделяет важнейшему социальному институту – семье. Семейное счастье, по его мнению, полностью зависит от женщины. Даниил Заточник обличает «злых жен» и в них видит источник всяческих пороков (в том числе и мужских), бед и несчастий.
Тема мудрости, как необходимого правителю качества, продолжена и усилена в «Молении», в котором панегирическое прославление князя подчеркивается цитатами из «Песни песней Соломона. В «Молении» очевидно осуждение боярства и монашества, продолжает, хотя и в меньшей степени, продолжает обличать Даниил и злых жен, сосредоточившись на старых и злонравных («злообразных»).
..... «Слово» и «Моление» наполнены философско-нравственным содержанием, что позволяет отнести их к дидактической публицистике.

Большое значение в культурной жизни Руси имел Киево-Печерский монастырь, из стен которого вышли знаменитые деятели христианского просвещения – Леонтий и Исая Ростовские, митрополит Илларион, Новгородские епископы Герман и Нифонт, Ефрем Суздальский. Эти и другие имена (всего 50) перечисляет Епископ Суздаля Симон, переписка которого с монахом Киево–Печерского монастыря Поликарпом сотавила основу Киево-Печерского патерика – памятника, который начал формироваться в первой половине Х111 века. Первая редакция патерика содержала также «Сказание о святых черноризцах печерских» Симона и одиннадцать рассказов Поликарпа о подвигах тридцати монахов. Впоследствии, к 1406 году, эти сказания и рассказы епископ тверской Арсений дополнил «Житием Феодосия Печерского» Нестора, «Скзанием о черноризцах печорских», входящим в «Повесть временных лет» от 1074г. Эта редакция патерика вошла в историю под названием Арсеньевской, а в 1460 и 1462 году под руководством игумена Кассиана были созданы более полные редакции, получившие название «Патерик Печерский».
Одна из важнейших тем ДРЛ – татаро-монгольское нашествие. Ей посвящены «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о приходе Батыя на Рязань», «Слова» Серапиона Владимирского, «Слово о погибели русской земли» и др. памятники Х111в., дошедшие до нас преимущественно в списках ХV–ХV1 вв., а также произведения московской литературы (конца Х111–ХV вв.): «Летописная повесть о Куликовской битве», «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище», «Повесть о взятии от царя Тохтомыша»; создавались произведения, повествующие о битвах с монголами и в ХV1–ХV11 вв.
В московской литературе конца Х1V – нач. ХV века получает развитие риторико–панегирический стиль, что особенно очевидно в агиографической литературе этого периода. Возрождение традиций торжественных слов Кирилла Туровского прослеживаются в «Житии Петра митрополита Киприана», «Слове о житии преставлении Дмитрия Ивановича», в произведениях Епифания Премудрого («Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского») и Пахомия Логофета («Сказание о Михаиле Черниговском», «Житие Сергия Радонежского» – переработанное «житие» Епифания). Жития превращаются в торжественные слова – панегирики русским святым. Переживает изменения и композиция жития: становится обязательным небольшое вступление, центральная биографическая часть сводится к минимуму, приобретают характер вставных произведений «плач» по умершему святому и, особенно, «похвала» ему, которой и отводится главное место в структуре повествования.
Таким образом, в московской литературе утверждается эмоционально-экспрессивный стиль. Через агиографию он проникает и в другие жанры, в историческом повествовании и публицистике все большую роль играет художественная составляющая – аллегорическое описание чувств и художественный вымысел
С Х1V в. все большее политическое значение приобретала Москва, но крупным политическим и культурным центром Руси оставался Новгород, поднимались также Псков и Тверь, развивались литературы этих городов и соответствующих областей.
Одним из популярнейших сюжетов средневековой литературы – борьба праведника с бесом. Этот сюжет присутствовал и в более ранних памятниках ДРЛ, например, уже в первых редакциях Киево–печерского патерика, но в них доминировал мотив мученического преодоления бесовского искушения. В памятнике же новгородской литературы ХV века присутствуют элементы авантюрного повествования, народной сказки, ирония и юмор – таким образом, традиционное для церковной литературы, нравоучитильное содержание обретает черты светского литературного произведения.
Среди других памятников новгородской литературы конца Х1V в. – «Повесть о новгородском белом клобуке», в которой рассказывается о разделении церкви на католическую и православную. Событие это – историческое, объяснение жe ему – вымысел, миф, сказочная легенда, сюжетная линия которой завершаются в Новгородской земле, куда, после путешествия из Рима в Иерусалим, в конце концов попадает священный белый клобук (высокий монашеский головной убор), символизирующий Православие. «Повесть о новгородском белом клобуке» отражает важнейшую идеологическую проблему – взаимоотношения церкви и светской государственной власти, однозначно решая её в пользу «священства», а не «царства», – носит провиденциалистский характер и свидетельствует о претензиях Новгорода не только быть «вольным городом», но и на роль «третьего Рима», которым стала Москва.
Эта повесть была очень популярна и распространялась не менее чем в 250 списках ХV–X1X вв.
..... Высокоразвитая книжная культура Новгорода позволила в ХV1 в. начать Макарию Новгородскому работу над собранием и объединением всех святых книг, «которые в Русской земле обретаются» в «Великие Четьи–Минеи», которая была продолжена и завершена в Москве в 1554 г. Этому знаменательному событию предшествовал тяжелый период борьбы с татаро–монгольским игом, завершившийся в 1460 г., противостояния церковных группировок (), в результате которой утвердилась идея превосходства «священства» над «царством», что на тот момент способствовало укреплению Руси как централизованного государства. Христианская вера и единая церковь идейно объединяли народ. Центр духовный, т.е. церковь, утвердился в Москве. Это способствовало политическому утверждению Москвы, её экономическому росту и укреплению военного могущества. Что касается литературы – областные объединяются в общерусскую, идеологически закрепляющую объединение русских земель вокруг Москвы.
С историческим периодом централизованного русского государства и формирующийся русской нации (конца ХV–XV11 вв.) связана деятельность религиозных подвижников, писателей–публицистов, поэтов и философов: Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Максима Грека, Ермолая Прегрешного, Ивана Пересветова, Андрея Курбского, Зиновия Отенского, Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева и многих других.
..... Памятники литературы этого времени – «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», «Повесть о Иверской царице Динаре», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, «Сказание о Магомете Салтане» и др. – свидетельствуют о ломке традиционной жанровой структуры ДРЛ, в первую очередь, об эволюции агиографической литературы и жанров исторического повествования. И хотя их тематика осталась традиционной, выражающей черты русской народности и характера – стойкость, мужество, героизм, терпение, волю к победе, ответственность за судьбу Отечества – в литературу все более проникает эмоционально-экспрессивный стиль, очевиден интерес к мирским (вплоть до бытовых) сюжетам, к миру чувств; повествование становится все более увлекательным – историческая документальность уступает место занимательности и вымыслу. Уже при Иване 111 (еще более при Иване Грозном и в Смутное время) литература, как и культура в целом, становится все более открытой для Европы, влияние которой очевидно особенно в ХV1–ХV11 вв., когда утверждается барочный стиль, а также появляются новые лиро-поэтические жанры и драматургия.

Слово «Памятник» происходит от слова «память». Чаще всего памятниками называют сооружения или бюсты, устроенные в честь и славу какого-либо человека. Например, создано много памятников Александру Сергеевичу Пушкину. Чтобы увековечить память великого поэта, его благодарные почитатели воздвигали ему памятники. Особенно дороги нам памятники в тех местах, где поэт жил и писал свои произведения. Они хранят память о пребывании поэта в этих местах. Памятниками архитектуры называют древние храмы и вообще старинные строения, потому что они также хранят память о прошедших веках родной истории. www.tracetransport.ru

Для того, чтобы какое-то сочинение было признано литературным памятником, должно пройти время. Древнерусский писатель, составлявший летопись, повесть или жизнеописания святых, наверное, не думал, что он создает памятники. Но спустя какое-то время потомки оценивают сочинение как памятник, если видят в нем что-то выдающееся или характерное для той эпохи, когда он был создан.

В чем же ценность памятников литературы, архитектуры и вообще памятников культуры? Памятник - это свидетель своего времени.

К числу выдающихся памятников древнерусской литературы относятся «Повесть временных лет» Нестора-летописца, «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве», «Житие Сергия Радонежского», «Летописная повесть о Куликовской битве» и другие героические произведения Древней Руси. Один из самых замечательных памятников древнерусской литературы - это «Поучение своим детям Владимира Мономаха», извлеченное из Лаврентьевской летописи. Ко всем этим памятникам древнерусской литературы не могут не обращаться те, кто изучает родную историю и русскую литературу. Будем к ним обращаться и мы, потому что все они несут нам живое свидетельство о прошлом нашего Отечества.

Литература – часть действительности, он занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности. В период IX-начала XIII вв. служит цели объединения, выражает народное самосознание единства. Она – хранительница истории и преданий, а эти последние были своего рода средствам освоения пространства, отмечали святость или значимость того или иного места: урочища, кургана, селения и пр. Исторически предания сообщали и стране историческую глубину, были тем «четвертым измерением», в рамках которого воспринималась и становилась обозримой вся обширная русская земля. Ту же роль играли летописи и жития святых, исторические повести и рассказы об основании монастырей. Вся русская литература отличалась глубоким историзмом. Литература была одним из способов освоения окружающего мира.

Чему же учила древняя русская литература? Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотичной. Она учила деятельной любви к родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.

В сущности, все памятники древней русской литературы благодаря своим историческим темам гораздо теснее связаны между собой, чем в настоящее время. Их можно расположить в порядке хронологии, а все в целом они излагают одну историю: русскую и мировую. Древняя литература по характеру своего бытования и создания стоит к фольклору, чем к личностному творчеству нового времени. Произведение, раз созданное автором, затем в многочисленных переписываниях изменялось писцами, переделывалось, в различной среде приобретало различные идеологические окраски, дополнялось, обрастало новыми эпизодами, и т.д.: поэтому почти каждое произведение, дошедшее до нас в нескольких списках, известно нам в различных редакциях, видах и изводах.

Первые русские произведения полны восхищения перед мудростью вселенной, но мудростью не замкнутой в себе, а служащей человеку. На пути такого антропоцентрического восприятия мироздания менялись и отношения между художником и объектом искусства. И это новое отношение уводило человека от канонически признанного церковью.

Обращенность искусства к его создателям и ко всем людям стало стилеформирующей доминантой всего монументального искусства и всей литературы домонгольского периода. Именно отсюда идет импозантность, торжественность, церемониальность всех форм искусства и литературы этого времени.


«Повесть о Савве Грудцыне». Проблема воспитания молодого поколения. Тема двойничества
"Повесть о Савве Грудцыне" - произведение, созданное неизвестным автором в 60-х гг. XVII в. В произведении отразились исторические события первой половины столетия и многие бытовые черты того времени. Сочетание в "Повести" романической темы с подробными описаниями быта и нравов Руси XVII в. дало основание ряду иссле...

Нет будущего без прошлого. Сравнение «Жизни Арсеньева» и «Окаянных дней»
«Жизнь Арсеньева», так же, как и «Окаянные дни», – это размышление о России, ее особой исторической судьбе. «Окаянные дни» – это дневник, в котором отражена действительность, окружавшая писателя в его последние годы жизни на родине. Повествование в дневнике ведется, естественно, от первого лица. Записи датированы, у Бунина они идут в п...

Введение.
Писатель Чингиз Айтматов заметил, что Чехов – это своеобразный «код общения»: «Если я встречаю человека и узнаю, что он любит Чехова, значит, я нашел друга» Произведения Чехова живут в нашем сознании, и уже одно это свидетельствует об их непреходящей ценности. Писатель помогает найти ответы на вопросы, которые не перестают волновать на...

Введение 3
1. Памятники древнерусской литературы 4
2. Памятники древнерусской истории 7
3. Наследие древнерусской философии 12
Заключение 15
Список литературы 16

Введение

В конце X века, возникла литература Древней Руси, литература, на основе которой развилась литература трёх братских народов – русская, украинская и белорусская. Древнерусская литература возникла вместе с принятием христианства и первоначально была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства, воспитывать общества в духе христианства. Этими задачами определялась и жанровая система литературы, и особенности её развития.
Актуальность работы заключается в рассмотрении того, что принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.
Цель работы состоит в изучении памятников древнерусской литературы.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть памятники древнерусской литературы;
2) охарактеризовать памятники древнерусской истории;
3) изучить наследие древнерусской философии.
Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры. Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.

1. Памятники древнерусской литературы

Письменность в Древней Руси возникла задолго до христианства и поэтому появление письменности не могло быть результатом заимствования извне. С появлением государственности и развитием торговли потребовалась письменность. Некоторое время славяне использовали греческий алфавит. Происхождение славянской азбуки связана с братьями Кириллом и Мефодием (около 815-885 г). Славянская письменность имела два алфавита: глаголицу и кириллицу. Наука предполагает, что сначала Кириллом была создана глаголица, «глаголить» ― говорить . Позднее элементы глаголицы и греческого алфавита составили новую азбуку ― кириллицу.
Кирилл и Мефодий переводили с греческого на славянский язык многие книги, некоторые сохранившиеся говорят о почтительном отношении к грамоте и книжности. Но не только книжники на Руси обладали грамотой. К сожалению, древнерусских книг сохранилось слишком мало (в одних книгах указано 130 в других 150), поскольку многочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожили значительные библиотеки. Даже малая доля сохранившегося позволяет представить себе содержимое библиотек. Самым древним считается Остромирово евангелие 1056-1057 гг., написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная с Пасхи.
Составлялись различные «Изборники», в которых содержались мудрые размышления на все случаи жизни не только религиозного, но и советского содержания. Особенности литературы Древней Руси было в соединении произведений религиозного, исторического, военного, поучительного содержания. Ранняя русская литература имела одну важную отличительную черту: она была не просто повествовательной, а поучающей.
Интересно «Поучение» Владимира Мономаха, обращенное к князьям и детям своим. От изложения принципов он переходит к описанию собственной жизни как образца для подражания. В «Поучении» говорится, что с 13 лет Владимир трудился, бывал в походах, всего перечислено 69 походов. Главное место в «Поучении» отводится моральным качествам правителя, он должен быть милосердным, верным в своих клятвах.
В результате расширения экономических и политических связей Древней Руси с Западом и Востоком в древнерусской литературе возникает жанр ― описание путешествий. В древнерусской литературе существовал жанр записок путешественника, например «Житие и хождение Данила, руськыя земли игумена». Автор описывает природу Палестины, устои и обычаи Иерусалима, вставляет в повествование легенды и сказания, излагает свои думы о земли русской. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина XV века ― «первое в европейской литературе описание Индии, сделанное с большей наблюдательностью» .
После Куликовской битвы 1380 г. начинается национальный подъём, новое отношение к человеку, вера в разум. Начинается этап ― жития святых в произведениях Епифания Премудрого, изображающего сложное разнообразие человеческих чувств, психологические побуждения и переживания. Иван Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя ― против неравенства по рождению.
Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности и грамотности. Первые грамотеи, переписчики формировались в школах, которые открывались при церквях, а позднее при монастырях. Cуществовали не только школы для мальчиков, но была и школа для девиц в Киеве при Андреевском монастыре, где девиц обучали письму и женским ремеслам. С древних времён школы на Руси были духовными – для подготовки священнослужителей, где обучали не только чтению, письму и богословию, но и изучали грамматику и риторику. Грамотность была распространена в городской среде, в кругу богатых. Грамоте учили не только мальчиков, но и девочек.
Христианская литература «знакомила русских людей с новыми нормами морали и нравственности, расширяла умственный кругозор и сообщала многие сведения исторического, географического характера» .
Система жанров в Древней Руси находилась в зависимости от нужд церкви вплоть до XVII века, за исключением летописей, за исключением «Поучения» Владимира Мономаха, «Слова о полку Игореве», за исключением «Моления Даниила Заточника», весь остальной запас книг имеет узкокультовое назначение.
Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников ― писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.

5. Памятники древнерусской литературы Памятники древнерусской литературы 6. Живые свидетельства о прошлом Живые свидетельства о прошлом 1. Древнерусская летописная книга Древнерусская летописная книга 2. Первые русские библиотеки Первые русские библиотеки 3. Книга – свидетель истории Книга – свидетель истории 4. Как сохранилась «Повесть временных лет»?Как сохранилась «Повесть временных лет»? План Тесты


Древнерусская рукописная книга Рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад гг. Остромирово Евангелие




Затем книги стали писать и на Руси. В «Повести временных лет» говорится, что великий князь Ярослав Мудрый собрал книгописцев многих, которые переводили с греческого на славянский язык, и написали они множество книг. «Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал». Миниатюра Радзивилловской летописи


Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад г. Апостол Ивана Федорова и Петра Мстиславца





Многие древние рукописные книги погибли во время монголо-татарского нашествия на Русь и по разным причинам в последующие столетия. Очень много старинных книг утрачено уже в нынешнем столетии. Оборона Рязани от монголо-татарских полчищ хана Батыя в декабре 1237 г.




От XI века, когда жили великие князья Владимир Красное Солнышко и Ярослав Мудрый, сохранилось чуть более двух десятков книг. Среди дошедших до нас книг Евангелия, несколько богослужебных книг, жизнеописания святых и сочинения церковных писателей. Книга свидетель истории гг. Остромирово Евангелие


Всего от XI–XIII веков до нашего времени осталось около пятисот рукописей. Большинство из них книги для совершения церковных служб. Почти все они написаны не на бумаге, а на пергаменте. Миниатюра из Мирославова Евангелия гг.Изборник Святослава


Остромилово Евангелие, запись диакона Григория в конце книги На книгах часто делались записи и пометки, по которым можно определить автора сочинения или переписчика, или владельца книги, время написания и даже узнать о событиях, не относящихся к содержанию книги.


Книга, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории русского народа, его языка, литературы и искусства.


Нестор не был первым по времени летописцем Древней Руси. Но он был первым, кто составил столь подробное и стройное повествование о древнейшей русской истории. Расселение восточных славян во второй половине 9 века Как сохранилась «Повесть временных лет»?


Первым летописью Древней Руси был Киевский летописный свод годов. Позднее, в годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме Святой Софии по повелению князя Ярослава Мудрого. Первоначальный вид Софийского собора в Киеве 1034 г. (реконструкция) Ярослав Мудрый


Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево- Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться "Повестью временных лет". Киево-Печерская обитель в XII--XIII веках. Графическая карта-реконструкция


Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу князя Святополка II Изяславича. Великий князь Святополк II Изяславович Преподобный Нестор Летописец


Рукопись «Повести временных лет», начертанная рукой самого Нестора-летописца, к сожалению, не сохранилась, как и почти все списки рукописных летописей XI–XIII веков. «Асколд же и Дир ростеста в граде сем... и начаста княжити...». Миниатюра Радзивилловской летописи


Но из Киева летопись Нестора через переписывание стала распространяться по другим городам Руси, где по желанию князей или по благословению епископов русское летописание продолжалось. Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра Радзивилловской летописи




В 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция "Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича. Великий князь Мстислав I Церковь Спаса Преображения в Переславле-Залесском


Только Новгородская летопись сохранила до наших дней более или менее цельный текст первой редакции "Повести" в составе свода 1118 года, с поправками Добрыни Ядрейковича годов. Древний план Новгородского кремля


В 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст "Повести временных лет" и его сохранил нам Ипатьевский летописный свод. Приход Владимира Мономаха на княжение


Солнечное затмение 1236 г. В процессе многократных переписок текст Васильевой редакции "Повести временных лет" вошел в состав Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377 г.




В те далекие времена летопись, переписанная монахом Лаврентием, наверное, не была явлением исключительным. Подобные летописи велись и в других больших древнерусских городах. Но у рукописи монаха Лаврентия оказалось особое предназначение. Именно она сохранилась до наших дней, тогда как другие летописные своды того времени не сохранились. Страница из Лаврентьевской летописи











Древнерусский писатель, составлявший летопись, повесть или жизнеописания святых, наверное, не думал, что он создает памятники. Но потомки спустя какое-то время оценивают сочинение как памятник, если видят в нем что-то выдающееся или характерное для той эпохи, когда был создан этот памятник. Сказание «О письменах» черноризца Храбра, список 1348 г.




К числу выдающихся памятников древнерусской литературы относятся «Повесть временных лет» Нестора-летописца, «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве», «Житие Сергия Радонежского», «Сказание о Мамаевом побоище», «Летописная повесть о Куликовской битве» и другие героические произведения Древней Руси. «Сказание о Мамаевом побоище». Список XVII века






Вопрос: C каким событием связано появление рукописных книг на Руси? 4. Со строительством собора Святой Софии в Киеве. Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 2. С крещением Руси святым князем Владимиром. 3. С созданием азбуки святыми братьями Кириллом и Мефодием. 1. С началом работы первой государственной типографии по напечатанию книг.


Вопрос: В каком году святыми Кириллом и Мефодием была создана азбука? г. Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ г г г.




Вопрос: Ученые достоверно установили, что в княжеских и церковных библиотеках находились сотни и тысячи рукописных книг. Сколько рукописей и их фрагментов сохранилось до нашего времени от XI-XIII веков? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 3. около 100 рукописей 2. около 500 рукописей и фрагментов рукописей


Вопрос: В виде чего дошла до нас «Повесть временных лет»? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 3. В виде списка во Владимирском летописном своде 1305 года. 4. В виде списка в составе летописного свода 1377 года, который переписал монах Лаврентий. 1. В виде рукописи, написанной преподобным Нестором-летописцем в 1113 году. 2. В виде списка, который переписал монах Сильвестр в 1116 году.


Вопрос: Где находится сохранившийся список «Повести временных лет»? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 3. В Новосибирске, в Государственной публичной научно-технической библиотеке. 1. В С.-Петербурге, в Государственной Национальной Библиотеке. 2. В Москве, в Государственной Российской Библиотеке.


Вопрос: Какие из приведенных ниже объектов являются письменными историческими источниками? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы 3. страница из «Сказания о Мамаевом побоище» 2. шапка Мономаха 1. страница из «Радзивиловской летописи» 4. деревянная посуда 5. оружие воина-золотоордынца


Вопрос: Какие из приведенных ниже объектов являются вещественными историческими источниками? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы 5. шапка Мономаха 3. оружие воина-золотоордынца 4. страница из «Радзивиловской летописи» 2. деревянная посуда 1. страница из «Сказания о Мамаевом побоище»


Глава 1. Как изучают родную историю? Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы прошлого Глава 2. На заре русской истории. Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга Глава 3. Просвещение Руси. Урок 9. Святой равноапостольный князь Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17. Слово о полку Игореве Глава 5. Расширение Руси. Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси Глава 6. Щит и слава Руси. Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков Глава 7. Испытания земли Русской. Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской ордой Урок 26. Батыево нашествие Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси Урок 28. Святой князь Александр Невский Урок 29. Москва и Московское княжество Урок 30. Куликовская битва Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский Глава 8. Возрожденная Русь Россия. Урок 32. Свержение ордынского ига Урок 33. Объединение русских земель вокруг Москвы Урок 34. Единство России

Волнует сегодня всех тех, кто интересуется историей и культурой нашей страны. Постараемся дать на него исчерпывающий ответ.

Древнерусской литературой принято называть памятники книжности Киевской Руси, которые появились на этапе создания государства восточных славян, именуемого Киевской Русью. Древнерусский период в истории отечественной словесности, по мнению одних литературоведов, заканчивается в 1237 году (во время разорительного татарского нашествия), по мнению других литературоведов, он продолжается еще около 400 лет и постепенно завершается в эпоху возрождения Московского государства после Смутного времени.

Однако более предпочтительной является первая версия, которая отчасти объясняет нам, когда и почему возникла древнерусская литература.

В любом случае данный факт говорит о том, что наши предки подошли к такой ступени общественного развития, когда их перестали удовлетворять фольклорные произведения и потребовались новые жанры - житийной литературы, поучений, изборников и «слов».

Когда возникла древнерусская литература: история и основные факторы возникновения

Точной даты написания первого древнерусского произведения в истории нет, однако начало книжности на Руси традиционно связывают с двумя событиями. Первое - появление в нашей стране православных монахов - Мефодия и Кирилла, создавших азбуку глаголицу, а позже приложивших свои усилия к созданию кириллицы. Это дало возможность переводить богослужебные и христианские тексты Византийской империи на старославянский язык.

Вторым ключевым событием стала собственно христианизация Руси, которая позволила нашему государству тесно общаться с греками - носителями тогдашней мудрости и знаний.

Следует отметить, что на вопрос о том, в каком году возникла древнерусская литература, невозможно ответить еще и потому, что огромное количество памятников древнерусской книжности были утрачены вследствие разорительного ордынского ига, большинство из них сгорели в многочисленных пожарах, которые принесли в нашу страну кровожадные кочевники.

Самые известные памятники книжности Древней Руси

Отвечая на вопрос о том, когда возникла древнерусская литература, нельзя забывать о том, что произведения этого периода являют собой достаточно высокий уровень литературного мастерства. Одно знаменитое «Слово» о походе князя Игоря на половцев чего только стоит.

Несмотря на разорительные исторические обстоятельства, до наших дней сохранились следующие памятники.

Кратко перечислим ключевые из них:

  1. Остромирово евангелие.
  2. Многочисленные учительные сборники.
  3. Сборники житий (например, сборники житий первых русских святых из Киево-Печерской лавры).
  4. "Слово о законе и благодати" Иллариона.
  5. Житие Бориса и Глеба.
  6. Чтение о князьях Борисе и Глебе.
  7. "Повесть временных лет".
  8. "Поучение князя Владимира, прозванного Мономахом".
  9. "Слово о полку Игореве".
  10. "Сказание о гибели русской земли".

Хронология древнерусской книжности

Знаток древнерусской письменной традиции академик Д.С. Лихачев и его коллеги предполагали, что ответ на вопрос о том, когда возникла древнерусская литература, следует искать в первых памятниках русской книжности.

Согласно этим летописным источникам, в нашей стране в 10 веке сначала появились переводные произведения с греческого языка. Параллельно тогда же создавались фольклорные тексты сказаний о подвигах Святослава Игоревича, а также былины о князе Владимире.

В 11 веке благодаря деятельности митрополита Иллариона были написаны литературные произведения. Например, это уже упоминавшееся «Слово о законе и благодати», описание принятия христианства русским народом и другие. В том же веке были созданы тексты первых изборников, а также первые тексты житий погибших в результате княжеской усобицы и позже причисленных к лику святых.

В 12 веке были написаны оригинальные авторские произведения, которые рассказывали о житии Феодосия, игумена Печерского, житии других святых русской земли. Тогда же был создан текст так называемого Галицкого евангелия, талантливым русский оратором написаны притчи и «слова». Этим же веком датируется создание текста «Слова о полку Игореве». Тогда же публикуется и большое количество переводных произведений, пришедших из Византии и несущих в себе основы как христианской, так и эллинской мудрости.

Следовательно, можно со всей объективностью ответить на вопрос о том, в каком веке возникла древнерусская литература, таким образом: это произошло в 10 веке вместе с появлением славянской письменности и созданием Киевской Руси как единого государства.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!