Леонардо да винчи был нетрадиционной ориентации. Леонард Шлейн «Мозг Леонардо

Новости Италии. Продавать высокое искусство становится день ото дня всё труднее. Средний человек еще способен ненадолго, секунды на три-четыре, задержать взгляд на яркой картинке, хотя понять, что на ней, по правде говоря, у него недостает ни времени, ни желания.

Что бы там ни плели о предвечной неубывающей ценности шедевров, они, на самом деле, существуют только в глазах и умах: любой Рембрандт, доведись ему оказаться на оборотной стороне Луны, может творить без роздыху. Ценность этого будет меньше, чем если б голубь опростался.

А раз нужен зритель и слушатель, искусство редуцируется:

книги усыхают до гарриков, кино - до коубов и прочих вайнов; в общем, главное, чтобы на усвоение художества требовалась секунда, не больше.

А с классикой как прикажете быть? С многотомным Толстым или многочасовым Вагнером? Популяризаторы пускаются во все тяжкие: в Италии для этих целей есть даже специальная государственная конторка, начальник которой изобретает фишки, маркетинговые ходы, интригующие извивы сюжетов - сюжетов, в которых точка поставлена лет пятьсот тому. Вот, например, Мону Лизу популяризатор переоткрыл:

Джоконда - она, оказывается, гермафродит.

Сильвано Винчети, глава комитета по пропаганде исторического и культурного наследия:
Исследование было крайне трудоемким: мы совмещали методы исторические с инновационными и, в конце концов, разрешили эту загадку. Много было на этот счет толкований, а, оказывается, Леонардо просто рисовал двух моделей. Первая была Лиза Герардини, о чем известно всем. Она же - Джоконда, понятное дело. А вот вторым натурщиком был Джан-Джакомо Капротти. У нас есть неоспоримые этому доказательства, в частности, съемка картины в инфракрасном диапазоне, то есть послойное изучение полотна.

Винчети уверяет, что писать двоих Да Винчи был вынужден. Натуральная, из плоти и крови

Джоконда была мрачна и выдавить улыбку из себя не могла физически:

муж ее, как будто, шутов нанимал, чтобы во время портретирования смешили - всё тщетно. Но вдобавок, объясняет верховный итальянский популяризатор, сам Леонардо был… как бы это сказать… крайне сексуально демократичен, отчего

ему были милы ни мужчины, ни женщины, но андрогины.

Господин Винчети ответственно относится к своей работе: открытия, что переворачивают историю искусств, он совершает чаще, чем ему жалование выплачивают. Меньше года тому назад он, к примеру, объявил, что нашел бренные косточки Моны Лизы и готовится восстановить в точности ее облик. До этого верховный популяризатор разгадал тайну смерти Караваджо. Тот будто бы свинцовыми своими красками отравился. Сенсация должна быть короткой и громкой, как выстрел: твердо Винчети усвоил этот закон. Пока не поздно, его следует отправлять на повышение, в министры культуры, скажем, иначе он итальянцам всё окончательно переоткроет: останутся, бедняги, с разъясненными на нет кватроченто-чинквеченто. А зритель все равно будет путаться в именах Рафаэля-Уорхолла-Бэнкси.

Хотя Леонардо давно стал жертвой разъяснителей: его уже не спасешь. Он давний и безнадежный герой поп-науки, поп-искусства, поп-культа, да, вдобавок, еще и гей-икона.

Леонардо да Винчи родился в 1452 году в городе Винчи, в провинции Тоскана в Италии. Незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, он воспитывался дедушкой и бабушкой по отцовской линии. Необычайное дарование Леонардо было замечено художником Андреа дель Веррочино, и Леонардо стал в четырнадцать лет его учеником. Спустя десять лет, по-прежнему живя рядом с Веррочино, Леонардо вместе с еще тремя учениками был обвинен в совершении «безбожных поступков» с семнадцатилетним натурщиком по имени Джокобо Салтарелли. Они получили жесткое взыскание.

В 1482 году Леонардо оказался в Милане при дворе Лодовико Сфорца, где он составил свои знаменитые «Записки» и создал такие шедевры, как «Мадонна в пещере» (1483–1486) и в настоящее время в значительной степени утраченную в оригинальном виде фреску «Тайная вечеря» (1495–1498) в соборе Санта Мария делле Граци. Когда в 1499 году французская армия вторглась в Италию, Леонардо вернулся во Флоренцию, став военным инженером у Цезаре Борджиа. Его величественная фреска в честь победы Борджиа над французами так и не была завершена - Леонардо не мог устоять перед своим никогда не ослабевавшим интересом к новаторским экспериментам в области фресковой живописи и переключился на другие работы. В тот флорентийский период он также написал свою знаменитую «Мону Лизу» (1503).

В 1507 году Леонардо поступил на службу к французскому королю Людовику XII, работая сначала в Милане, затем в Риме, где он смог проявить себя и в таких областях науки, как геология, ботаника и механика. В 1515 году французский король Франсуа I предоставил в его распоряжение замок Клу, где ему были созданы условия для научных изысканий.

Леонардо был очень скрытным человеком, окружавшим себя ореолом секретности - все его записи, к примеру, были выполнены шифром. В силу этого нам мало известно о его частной жизни, исключая тот факт, что рядом с ним всегда было немало красивых юношей, которые служили его ассистентами. Это Чезаре де Сесто, Болтраффио, Андреа Са Лаино и молодой аристократ по имени Франческо Мелци, которого Леонардо усыновил и сделал своим наследником. В его окружении был также прелестный десятилетний мальчик, которого звали Капротти. Леонардо прозвал его «маленьким чертенком» за то, что он постоянно норовил стащить что-нибудь у Леонардо. Все эти пропажи Леонардо методично, но с ироничными и великодушными комментариями фиксировал в своих дневниках. Образ этого мальчика встречается в рисунках и набросках Леонардо, относящихся почти к двадцатилетнему периоду его творчества.

Леонардо творил не спеша, и концовка работ всегда затягивалась (одна только итоговая доработка «Моны Лизы» заняла четыре года). Многие из его современников считали, что он распыляет свой талант и отпущенное ему время. Как пишет историк Вазари, на смертном одре Леонардо сокрушался, что обидел Бога и людей, не успев выполнить свой долг в искусстве.

Леонардо скончался в замке Клу в 1519 году.

Франческо Мелци был рядом с ним до последних минут. Всеобъемлющий вселенский гений, Леонардо был необычайно выразительным и своеобразным художником, многосторонним мыслителем, новатором и ученым с широчайшим кругозором. Он оставил нам более восьми тысяч страниц дневниковых записей, содержащих научные проекты, изобретения, архитектурные проекты и зарисовки.

После выхода в свет знаменитого эссе Зигмунда Фрейда «Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве» (1910), этот мастер эпохи Возрождения стал рассматриваться в качестве человека, оказывающего чрезвычайно сильное влияние на современную гей-психологию. В этом эссе, написанном в то время, когда он анализировал свои чувства к своему бывшему интимному другу Вильгельму Флиссу, Фрейд впервые разработал основы своей теории причин гомосексуальности. Эссе Фрейда посвящено анализу воспоминаний Леонардо о своем детстве, отображенных в дневниках: «Пожалуй, самым ранним моим воспоминанием является видение хищной птицы, севшей на край моей колыбели, открывшей мой рот своим хвостом и начавшей хлестать меня этим хвостом по губам». Как утверждает Фрейд, этот эпизод является на самом деле не воспоминанием детства, а возникшей позднее сексуальной фантазией, перенесенной на подсознательный уровень. Сами же сексуальные фантазии, пишет далее Фрейд, «лишь повторяют в различной форме ситуацию, в которой все мы в раннем детстве чувствовали приятное, - когда мы были на руках у матери и сосали ее грудь».

Из этой предпосылки Фрейд выводит аргумент столь же блестящий, сколь и сомнительный: «Мальчик подавляет свою любовь к матери, он представляет себя в ее качестве, отождествляет себя с ней и принимает свою личность моделью, в рамках схожести с которой впоследствии и выбирает новые объекты для своей любви. Таким образом он превращается в гомосексуала. Это означает, что он фактически переключился на аутоэротизм: в мальчиках, которые ему отныне по мере подрастания нравятся, он подсознательно прежде всего видит самого себя в детстве. Можно сказать, что он ищет объект своей любви на тропе нарциссизма».

Фрейд затем продолжает доказывать, что, «подавляя свою любовь к матери, гомосексуал сохраняет ее на подсознательном уровне и подсознательно же стремится сохранять верность ей. Будучи поклонником мальчиков и влюбляясь в них, он избегает женщин, храня, таким образом, верность матери… Мужчина, который, как кажется, интересуется только мужчинами, на самом деле испытывает влечение к женщинам, как и любой нормальный мужчина; но в каждом случае он спешит перенести возбуждение, полученное от женщины, на мужчину, и эта ситуация воспроизводится раз за разом благодаря приобретенному гомосексуальному устройству его подсознательной психики».

Согласно Фрейду, в таких трансформациях желания и лежит разгадка феномена загадочной улыбки Моны Лизы Джоконды.

Трудно переоценить то огромное влияние (может быть, и положительное, но скорее всего отрицательное), которое это сильное, но весьма спорное фрейдовское прочтение образа Леонардо оказало на судьбы бесчисленного количества геев, прошедших разного рода курсы психотерапии с целью «вылечиться» от гомосексуальности. Объяснение Фрейдом «механизма» приобретения человеком гомосексуальности легло в основу многих чрезмерно упрощенных медицинских и психоаналитических концепций гомосексуальности в нашем веке, и мы только сейчас начинаем избавляться от них. Являясь, пожалуй, самым знаменитым объектом анализа по Фрейду, Леонардо продолжает оказывать большое влияние на современных геев и лесбиянок. Но есть и другое влияние, обусловленное собственно личностью самого Леонардо. Это влияние человека неукротимой созидательной энергии и проницательности, человека, чья гомосексуальность общепризнанно неразрывно связана с его гениальностью. Если сам Леонардо был геем, кто посмеет упрекнуть человека лишь за то, что он гей? Сила такого аргумента непреодолима.

В погоне за мифами.

Сексуальная ориентация художников эпохи Ренессанса.
(Примечание:Часто имена художников, название картин я пишу по английски, потому что английское правописание ближе к оригиналу).

Все знают, все, кто причастен или интересуется искусством знают, что Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти были гомосексуалистами. Но мало кому известно, что не существуют исторических документов, архивных записей, личной переписки, свидетельств очевидцев, проливающий свет на столь щепетильный вопрос.
Боттичелли также не избежал подобных обвинений, по крайней мере, в пору его жизни. Но это меньше знакомо широкой публике.
Тем не менее, эта статья не совсем о сексуальной ориентации наиболее ярких индивидумов, которые несметно обогатили культуру западной цивилизации. Их имена эквивалентны этой культуре. Образы, созданные ими, превратились в символы – иконы нашего общества.

Это попытка проследить, как возникли истории о гомосексуализме этих личностей. Как они появились на свет, на чём обоснованны и чьи имена стоят за столь пикантной информацией. Миф это или истина?
Конечно, тот факт, что ни Леонардо, ни Микеланджело, ни Боттичелли не были женаты и не один из них не оставил потомство, способствовал подобному умозаключению. Но брак не является фактором сексуальных предпочтений человека. Истории известны многие имена художников, писателей, композиторов, учённых, которые умерли холостяки. Их современник, коллега по цеху - Рафаэль, тоже не был женат и не оставил наследников, тем не менее, его бурные, романы с женщинами были известны всему Риму, и дошли до наших дней.

Может быть, Леонардо да Винчи и был гомосексуалистом. Согласно официальной статистике 3-4 человека из ста проявляют нетрадиционную, сексуальную ориентацию, что не так уж и мало. Вероятность довольно высока, как, впрочем, относительно любого другого человека. Каждый из нас, живущий в свободном обществе, наверняка, лично сталкивался с «геями» и лесбиянками. Существует поверье, что люди творческих профессий больше склонны к гомосексуализму. Но может быть, в силу своей популярности детали их жизни более известны, чем какого-то Коли, работающим фрезеровщиком. Никто не сравнивал статистику нетрадиционной сексуальной ориентации между людьми разных профессий, разного социального статуса.

Но давайте вернёмся к нашему расследованию, которое ведёт прямо к Зигмунду Фрейду, основоположнику науки о человеческой психике. Известно, что Зигмунд Фрейд считал эмоциональное состояние личности зависимым от его либидо. Либидо в свою очередь является результатом отношений между родителями, отношениями между ребёнком и его родителям. Это и есть основа психологии и психоанализа - метода терапии, разработанного Фрейдом.
Почему-то личность Леонардо да Винчи возымела какое-то мистическое действие на знаменитого психолога. Не удивительно. Леонардо да Винчи по сегодняшний день поражает человечество своим гигантским интеллектом и бесчисленными талантами.
Но Фрейда интересовала нечто-то другое - сексуальность художника. И он уложил на воображаемую кушетку воображаемого пациента. Вопросы задавал Фрейд, он же на них отвечал, как в игре в шахматы с самим собой.

И так: Леонардо был внебрачным ребёнком. Мать бросила младенца на попечение отца. Отец забрал ребёнка в свой дом, когда тому было 4 года, и вместе со своими братьями занимался его воспитанием. Вернее, им особенно не занимался никто. Мальчик был предоставлен самому себе, в школу не ходил и не получил никакого формального образования, которое считалось нормой во Флоренции той эпохи. Тем не менее, отец обратил внимания на способности сына к живописи и отдал его в подмастерья в цех Верроккьо.

Отсутствие матери в становлении юного Леонардо, Фрейд посчитал основной причиной одержимостью сексом молодого художника.
На самом деле это Фрейд был одержим сексом Леонардо да Винчи. Наверное, и Леонардо, как большинство молодых людей. Не из-за матери или отца. А за высокого уровня тестостерона в организме молодого самца. Так что подобный вывод - факт относительно большинства мужчин в годы становления.

Фрейд внимательно изучил биографию Леонардо да Винчи, - те незначительные детали дошедшие до наших дней. Следствием этого явилась статья «Леонардо да Винчи и память о его детстве».
Главными постулатом этой работы является то, что Леонардо является гомосексуалистом из-за отсутствия женского образа и материнской любви в детстве.

Фрейд сделал и другое шокирующее открытие, что Леонардо идеализировал и желал свою мать.(Этому нет никаких подтверждений: ни признания самого Леонардо, ни свидетельства современников.) Из-за аморальной, недозволенной любви к своей матери, молодой человек не мог полюбить другую женщину, посему влечение к мужчине оставалось его единственной альтернативой. Другого выбора ему, попросту, не было дано.

В случае с Марселем Прустом, ни для кого не была тайной, его сексуальные предпочтения. Ни для кого не было тайной, что у писателя была не в меру властная, доминантная мать, под влиянием которой протекала жизнь писателя, от бытовых мелочей до мировозрения. Привязанность между матерью и сыном превосходила общепринятые нормы.
В психологии считается, что влияние доминантной матери является одной из причин гомосексуальности.

Я не смею возражать Зигмунду Фрейду. Что я понимаю и в психологии и в гомосексуализме? Современные учённые затрудняются определить какие-то конкретные причины этого явления, которое, кстати, распространенно в мире младших братьев наших – животных.

Но, уважаемый Зигмунд Фрейд, позвольте риторический вопрос: как же так, что в случае присутствия и отсутствия материнского начала в жизни мальчика результаты одинаковы – влечение к однополым существам.
Леонардо да Винчи был брошен матерью, Марсель Пруст – чрезмерно обласкан. В результате чего, согласно учению Фрейда, обоих ждала та же участь в личных отношениях.

Неужели клиническая психология похожа на Модернизм в живописи? Любое событие в жизни, и в поведении человека, любой комплекс в его характере, можно интерпретировать так же, как цветовое пятно на холсте абстракциониста. Концепция работы зависит от личности интерпретатора.
Тем не менее, моя статья не о причинах гомосексуализма Леонардо да Винчи и Микеланджело. И не об аргументах, противоречащих выводам Фрейда. Куда уж нам?
Это попытка расследовать источники подобных слухов. Другими словами - откуда ветер веет?

Кстати, Фрейд выразил мнение, что неумение Леонардо завершать работы прямым образом связаны с его проблематичным либидо и с неспособностью удовлетворять интимные нужды.

Здесь я готова возразить Фрейду. Пример собрата по цеху Леонардо – Микеланджело. И он, похоже, тоже не знал особого сексуального удовлетворения. Но все же работы завершал, писал гневные письма своим спонсорам, если отсутствие финансов останавливали проект, как в случае с надгробием семьи Медичи. Гнался за Папой Юлием VII на поле боя за деньгами для продолжения работы над фресками Сикстинской капеллы.

Что же касается Леонардо да Винчи, его мозг переполняли множество идей в разных областях знаний: в ботанике и анатомии, в математике и аэродинамике, и т.д. Он постоянно работал над всевозможными изобретениями от летательного аппарата до пропеллера, который является его детищем. Одному человеку было не по силам одолеть то количество проектов, в которое был погружён с головы до ног гений Леонардо. Ему был необходим научно-исследовательский институт, чтобы разрабатывать и изучать всё то, что его занимало.

Лично Леонардо в перечне своих профессий поставил живопись на одиннадцатое, последнее место. Очевидно, художником он себя не считал.
Что же касается его ориентации…
Быть гомосексуалистом во времена Ренессанса значило быть не просто грешником, а преступником. Карой за содеянное могла быть смертная казнь. Так что, интрижка с юношей могла оказаться для мужчины дорогой на эшафот.

Такие определения как гомосексуализм, лесбиянство ещё не существовали. Соитие двух мужчин называлось "содомизм", уходящий корнями к библейской легенде о Лоте и разрушении Содомы и Гоморры. Всевышний уничтожил эти города из-за того, что их жители занимались извращённой сексуальной деятельностью – гомосексуализмом. С тех пор любовь двух мужчин была заклеймена, как величайший грех. С иудаизма эти суждения перекочевали и в христианство. (Кстати, в античном Риме это считалось нормой. Зрелые мужчины содержали любовников, как правило – юношей. Извращением считался оральный секс).

Грешники предавались анафеме. Их судили, заключали в тюрьмы, а то и казнить могли. Почти до наших дней гомосексуализм в Христианской Европе был преступлением.

Широкой публике известен случай с Оскаром Уайльдом, который был судим в 1895 году, признан виновным в преступных совокуплениях, и осуждён на два года каторжных работ.
Великому русскому композитору- Чайковскому повезло гораздо больше. Несмотря на то, что и в России интимные отношения между двумя мужчинами сурово карались, в каждом конкретном случае это зависело от царя. Царь мог закрыть на это глаза, что и произошло в случае с композитором. Тем не менее, Чайковский не знал покоя. Его мучили страхи разоблачения, угрызения совести, Чайковский был человеком консервативных убеждений. Он страдал депрессией из-за неудачных попыток подавить в себе ненормальное влечение к однополым особям. Согласно его биографам и музыковедам это и привело к ранней смерти композитора.
Случаи гомофобои, насилия, расправы с «голубыми» происходят и сегодня в нашем просвещённом и либеральном обществе.
Так что, само собой разумеется, в те времена, в эпоху средневековья у любого мужчины, который состоял в запретной связи с себе подобным, были серьезные основания скрывать этот факт.
Если Леонардо и был гомосексуалистом, что исключить нельзя, он никогда не признался бы в этом публично. Он не признался бы в этом ни в своих записях, ни в дневниках, ни друзьям и ни родственникам.
С другой стороны, Леонардо был окружён молодыми мужчинами – подмастерьями, ассистентами, учениками. Не потому что он предпочитал окружить себя молодыми мужчинами, просто, в подмастерья и ученики ходили мужчины. Если бы один из них был его любовником, то скрыть подобный факт было бы чрезвычайно сложно. Слухи об этом расползлись по Флоренции, Милану, Риму со скоростью лесного пожара. Если этого не произошло, то он не содержал любовников, или же был выдающимся конспиратором.
Леонардо покрывал записями тысячи страниц. Он оставил после себя целую библиотеку, где ничего невозможно прочитать без помощи зеркала. Он писал наоборот, как бы зеркальное отражение букв и слов. Никому не известно, почему он так делал, но предполагают, что таким образом он прикрывал свои мысли некой завесой тайны.
Тем не менее, тексты давно прочитаны. Поражает отсутствие записей личного характера. Отсутствуют, вообще, размышления об отношениях между людьми, дружбе, верности, любви, романтике, семье, – словно этих аспектов не существовало в человеческой жизни.
Огромный ворох бумаг заполнен чертежами каких-то машин, оружия; расчётами; анатомическими рисунками конечностей и органов тела. Встречаются зарисовки всемирного потопа - Леонардо верил, что мир погибнет под водой и этих мыслей не скрывал. Чертежи чередуются эскизы человеческих голов, лиц, тел, словно он пытался что-то просчитать, открыть тайну устройства человека.
Но даже наброски обнажённых людей, как «Леда и Лебедь» или «Ветрувианский человек», лишены эротизма, чувственности. Словно это иллюстрации к вечному поиску идеальных пропорций.
Из всего этого множества бесценных страниц возникает образ истинного учённого. Каждая строка сквозит постоянной работой мысли.
Леонардо где-то напоминает математика, нашего с вами современника, по имени Григорий Перельман. Перельман живёт в. Сент. Петербурге. Он редко покидает свою квартиру, не выходит на улицу, и не поддерживает связей с внешним миром. Бытом занимается его мать.
В 2000-ом году Перельман отказался от премии размером 1.000.000 долларов за решение какой-то важной для науки задачи, под предлогом, что у него нет применения для таких денег.
Папарацци и журналисты оббивали пороги дома, в котором он живёт, но так и не получили ни какого объяснения его странностям. Также не были замечены женщина или мужчина, посещавшие квартиру Перельмана. Миру ничего неизвестно о его личной жизни и о его ориентации. Пожалуй, у него нет никакой.
Может быть и в случае с Леонардо да Винчи одержимость науками, исследованиями, изобретениями являлись приоритетом, смыслом его существования.
Существуют и другие причины, из-за которых мужчина не способен на интимные отношения – импотенция. Причины импотенции могут быть физиологическими, как болезнь кровеносных сосудов, поражающих нормальный приток крови в губку ткани интимного органа. Психологические проблемы – стресс, депрессия, травматическая жизненная ситуация, (допустим – смерть близкого человека), могут отрицательно влиять на либидо.
Люди сложные существа со своими психозами, синдромами, комплексами, фобиями, фетишами.
Может быть, Леонардо да Винчи страдал каким-то фетишем, например некрофилией. И поэтому под покровом ночи пробирался в анатомический театр. Шутка!
А может, как и Исаак Ньютон он умер девственником. Французский философ Вольтер подтверждал, что на смертном одре Ньютон признался священнику, что не знал интимной близости.
Судьбы Леонардо и Ньютона похожи, словно близнецов-братьев. Оба появились на свет незаконнорожденными. Их матери бросили младенцев, одного на попечение отца, другого- Ньютона, на попечение бабушки. Оба были предоставлены самим себе и не получили формального образования. Обоим было свойственно интеллектуальное любопытство относительно мира вокруг нас. Обоих природа наградила исключительным качеством – разгадывать тайны природы. В конце жизни Ньютон возглавил Академию наук Англии. А Леонардо стал негласным советником французского короля.
Их имена высечены на обелиске истории золотыми буквами и с каждым годом сверкают ярче и ярче.

В силу некого мистического феномена, судьбы величайший мастеров Ренессанса во многом совпадают. Начиная с места и времени рождения: Флоренция, 15-ый век. Хотя к ним можно подключить ещё несколько имён, художников - Рафаэль, Джиорджио, Караваджо, родившихся раньше или позже, в других городах Италии.

Леонардо да Винчи и Боттичелли были соучениками. Они вместе постигали мастерство живописи в цеху у Верроккьо. Хоть Леонардо, Боттичелли и Микеланджело постоянно сталкивались друг с другом, друзьями они не были. Наоборот – соперниками.
Боттичелли - незаконнорожденный ребёнок, брошенный своей матерью. Отец скончался на три года позже. Он рос без матери. Кроме имени -Смеральда, (и это не точно) о ней ничего неизвестно современным историкам искусства.
Мать Микеланджело тяжело заболела после родов. Ребёнка отдали кормилице, которая стала для него няней и приёмной матерью. Семья, куда попал младенец Микеланджело, была каменотёсами, (масонами).
Ни родной отец, ни семья каменотесов не могли предоставить заботливую, любящую атмосферу, необходимую для эмоционально развития ребёнка. Сам Микеланджело шутил, что впитал с молоком матери потребность обтёсывать камни, и поэтому стал скульптором.
Его биографы и критики, задолго до появления науки психологии, констатировали факт, что отсутствие материнской любви повлияла на его отношения с женщинами.

Тем не менее, уже в детстве слава о юном вундеркинде становится достоянием Флоренции. 13-ти летнего мальчика забирает к себе в дом Медичи Великолепный, где к нему относятся, как к сыну. Дети Лоренцо Медичи, становятся сводными братьями и друзьями Микеланджело. В последствии оба по очерёдности возглавляют католическую церковь. Первым становится Папой - Лео Х, потом - незаконнорожденный сын брата Лоренцо - Клементий VII. Так что Микеланджело сохраняет с правителями Католической Христианской церкви родственные отношения.

Медичи Великолепный сразу же отправляет Микеланджело в академию, где он изучает латынь, философию, литературу, и другие предметы, считавшиеся необходимыми в ту пору. Он входит в круги интеллектуальной и творческой элиты, и знакомится с выдающимися поэтами, литераторами, музыкантами. Самое главное он получает неограниченный доступ к сокровищам семьи Медичи, в частности к коллекции античных скульптур. Микеланджело проводит всё свободное время в зарисовках этих бесценных шедевров.
Он родился с «золотой ложкой во рту», ему задан старт, о котором мало кто смеет мечтать.
В академии он знакомится со своим соучеником Д. Васари, который становится его биографом.
Васари старательно ведёт записи событий в жизни Микеланджело. Тем не менее первое упоминания романтического характера появляется, когда художнику уже за 50. Васари пишет, что Микеланджело познакомился с молодым человеком по имени Томмасо де’Кавалиери и посвятил ему многочисленные любовные поэмы.
Значит ли это, что Микеланджело влюбился? Вполне может быть. Но если он и полюбил Томассо, то отношения скорее, оставались платоническими. Де Кавалиери был женат, и произвёл на свет ребёнка ставшего в будущем известным композитором Эмилио де Кавалиери. Если бы всё-таки они состояли в интимной связи, вряд ли любовная поэзия разглашалась бы на весь мир. Это было опасно, даже для Микеланджело с его родственными связями с папским престолом.
Поэзия допускает воображаемые образы. Лирическая поэзия это жанр, особенно средневековая, а предмет страсти воображаемый образ. В этот период Микеланджело посвящал свою поэзию и анонимным особам. Может быть ему хотелось поупражняться в лирической поэзии.
Но может быть, что он был физически близок с Томассо, несмотря на все запреты и брак Томассо. Одно верно, этих людей связывала глубокая дружба и духовная близость до последнего вздоха художника. Именно Томассо до последнего вздоха сидел у постели умирающего друга.
Несколько годами позже после знакомства с Томассо, судьба сводит Микеланджело с талантливой поэтессой по имени Виттория Колона, маркиза Пескари.
Маркиза вдова. Её муж был убит на поле брани, когда Виттории было 25 лет. Все попытки её семьи и друзей сосватать Витторию, найти ей достойную партию наталкивались на непреодолимое сопротивление женщины. Замужество лишило бы её независимости. Только в качестве вдовы женщина могла распоряжаться собственными финансами, недвижимостью и быть хозяйкой своей судьбы. Виттория покровительствовала художникам, музыкантам, поэтам. В её доме собиралась изысканная публика, элита общества и высшего класса, к которому принадлежала эта элегантная, образованная женщина. В любом издании, где упоминаются выдающиеся женщины времён Ренессанса имя Виттории Колоны на первых местах.
Когда они познакомились ему было 61, ей 46.
Микеланджело влюбился. Он проводил всё свободное время в её обществе. Его взгляды, идеи, религиозные убеждения видоизменились под влиянием Виттории. В поэзии появились нотки романтического идеализма, раньше ему не свойственные. Она стала его музой, постоянной темой его лирики и той, которой посвящают каждую строку.
Судя по всему, Витория была единственная любовь его жизни, и единственная женщина с кем у него были серьезные отношения. Существуют то ли свидетельства, то ли слухи, что он несколько раз делал ей предложение. Но она оставалась непоколебима в отношении брака.
В 1547 году в возрасте 57-ми лет Виттория внезапно умерла, буквально, на руках у Микеланджело. Ему было невероятно трудно пережить её смерть, также как Сальвадору Дали смерть Галы.
Он написал сонет на смерть любимой женщины. Это было одно из последних стихотворений. Больше он не писал. Поэт в нём умер вместе с Витторией. Он перестал заниматься живописью и отказывался принимать заказы на скульптуры, ссылаясь на свой преклонный возраст. Ему было 72 года, и, наверное, действительно трудно заниматься ваянием. Он посвятил себя небольшим архитектурным проектам, чтобы не сидеть сложа руки.
Может быть, что в течении жизни в зависимости от обстоятельств он вступал в половые отношения с проститутками, юношами, чем-то вроде «надувных кукол», которых тогда ещё не производили. Но вряд ли он был гомосексуалистом.Гомосексуалист не способен так любить женщину.

Александро ди Мариано ди Ванни Флипепи, известный под псевдонимом Сандро Боттичелли, также не был семьянином. Он никогда не состоял в браке и не произвёл потомство. Его отец был кожевником. Некоторые быографы упоминают имя матери - Смеральда, и тот факт, что она ушла в мир инной, когда Сандро был малышом.
(В отличие от этих Флорентийских художников венецианский мастер - Тициан был официально и не официально женат раз 5. У него родилось где-то 8-9 детей, часть которых умерла в младенчестве. Естественно, никто и никогда не обвинял его в нетрадиционной ориентации).
Не важно как прошло детство Боттичелли, в качестве взрослого мужчины он влюбился безответной любовью в Симонетту Веспучи, которая по мужу состояла в родстве со знаменитым Америнго Веспучи, первооткрывателем Америки, в честь которого и назван этот континент.
Симонетта была музой и моделью Сандро. Кого бы не писал Боттичелли Афродиту или богиню весны в работе «Примавера», Симонетта служила образом его женщин. Симонетта вдохновляла Боттичелли на одни из бесценных произведений в изобразительном искусстве. Не будь Симонетты, может быть не было бы «Рождения Афродиты», и человечество лишилось бы своего наиболее яркого символа красоты и женственности.
Сегодня образ Афродиты мелькает всюду – на плакатах и на обложках, вывесках и упаковках, даже на больничной брошюре о раке груди. Жители стран мира, которое ничего не знают о Боттичелли, Ренессансе и живописи вообще, знакомы с лицом женщины в обрамлении тяжёлых прядей золотых волос.

Боттичелли не подозревал, что Симонетту ожидает бессмертие. Может быть слава той, которая вдохновляет, превосходит славу вдохновлённого. Он был влюблён в неё недозволенной любовью. Она принадлежала к высшему сословию, аристократии, социальному классу, что делало её недоступной для Сандро Боттичелли. К тому же она была замужем. Он мог только предаваться мечтам о Симонетте и оживлять её в своих картинах. Симонетта ушла из жизни слишком рано.
Боттичелли завещал быть похороненным у её ног. Он прожил ещё 34 года. Когда он скончался в 1510 году был похоронен в церкви Огнисанти в ногах своей возлюбленной, как и завещал.
Кое-кто скептически улыбнётся по поводу столь интенсивных чувств и неземной любви, как в сказках, где принц и принцесса живут долго и счастливо и умирают в один день.
Но не нужно забывать, что Боттичелли был художником с необыкновенно развитым воображением. Его жизнь слилась воедино с идиллиями, сказочными мифами, которые он возрождал на холсте. Любовь, по своему, тоже сказочный миф, как и его картины.

Современный историк, который расследовал аспекты сексуальной ориентации Боттичелли в 1938-мом году, наткнулся в флорентийских архивах на обвинение от 2 ноября 1502-ого года, которое звучало просто: «Боттичелли содержит мальчика». Другими словами он анонимно был обвинён в гомосексуализме. Художнику было 58 лет. После продолжительной и изнурительной волокиты все обвинения были сняты.

Я тоже художница. Я тоже никогда не была замужем и не произвела на свет потомство. И если не талантом, то сходством участи принадлежу к группе избранных, которых я идеализирую и преклоняюсь.
В плане сексуальной ориентации откровенно признаюсь в тотальной приверженности к гетеросексуализму и неисчерпаемому влечению к противоположному полу.
К гомосексуалистам я отношусь так же, как к лилипутам, слепым или калекам, пострадавшим в несчастном случае – с колоссальным состраданием. Быть изгоем, презренным в обществе большинства – тяжкая доля. Не верю, что кто-то добровольно, ради эпатажа, обречёт себя на столь тяжёлый крест.
В средневековье наветы, клевета, доносы были явлением распространенным, в частности, анонимные обвинения в содомизме. В одной из энциклопедий Ренессанса я вычитала, что обычно такое преступление каралось штрафом или непродолжительным заключением. Это было общепринятой тактикой отмщения своему врагу, сопернику.
Леонардо да Винчи не удалось избежать подобной участи. Префектура Флоренции получила анонимный донос, что Леонардо занимался греховным сексом с мужчинами. Хочется верить, что это было делом рук завистливого художника или ревнивой женщины.

Так что Фрейд не был первым, кто приписывал Леонарду гомосексуализм.
В 1976 году Леонардо посадили на несколько месяцев. После тщательного расследования, обвинение было снято из-за отсутствия каких-либо доказательств. Он был полностью оправдан и освобождён из-под ареста. Дело было закрыто.
При всём моём уважении к Фрейду, я доверяю больше средневековым детективам-инквизиторам. Если суд Флоренции признал Леонардо да Винчи непричастным к греховным сношениям, значит он не гомосексуалист. История о сексуальной ориентации Леонардо да Винчи этим исчерпана.
Суд объявляется закрытым, присяжные отправляются на отдых до тех пор, пока новые сведения или детальная биография, датированная второй половиной 15-ого столетия, убедит нас в другом.

О творчестве и научных изысканиях великого представителя эпохи Возрождения в биографии Леонардо да Винчи написано немало трудов. Над его феноменом долгие столетия бились и учёные, и историки, и искусствоведы. Долгое время учёные интересовались исключительно его достоянием как художника, скульптора, изобретателя, анатома. В общем-то, сфер, в которых Леонардо да Винчи проявил себя не только как знаток, но и как первооткрыватель, очень много. В связи с этим очень мало свидетельств в его биографии, относящихся к личной жизни Леонардо да Винчи , которую, надо признать Маэстро очень тщательно скрывал. Все его дневники написаны специально созданным для этого шифрованным письмом, над которым до сих пор бьются учёные.

Тем не менее, на сегодняшний день учёные пришли к некоторым выводам о том, каким был великий художник своего времени. По их мнению, Леонардо да Винчи был незаконнорожденным ребёнком знатного сеньора, что, впрочем, не лишило его ни богатства, ни почестей, сопутствующих людям знатного происхождения. Бытует мнение, что знаменитая Мона Лиза — это портрет матери художника Катерины, с которой он был разлучён в возрасте пяти лет. Достоверно известно, что Леонардо да Винчи не был связан любовными узами ни с одной из барышень современниц. Поэтому учёные подозревают, что художник был человеком с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Возможно, к этому мнению они пришли по аналогии с другими художниками — яркими представителями своего времени, которые предпочитали мужчин женщинам. Для нас это признаки нетрадиционной ориентации, а в то время среди знати и творческих личностей это было более чем обычным явлением. Хотя церковные каноники уже и начали войну с такими отношениями, но, как известно, явление это было очень распространено.

На фото — одна из картин, на которой изображён Салаино

Что же касается самого да Винчи, то его пристрастие к мужскому полу подтверждает и то, что всю жизнь он неизменно был окружён красивыми юношами, которые становились его учениками и натурщиками. Среди них наиболее выделяются Салаино (это прозвище, которое дал ученику сам изобретатель, означающее Дьяволёнок), который был спутником Леонардо да Винчи долгие 30 лет, и Франческо Мельци, который был с Маэстро до самой смерти и унаследовал практически всё достояние последнего. Учитывая явное отвращение Леонардо да Винчи к половым отношениям, высказанное в его дневнике, многие склоняются к мнению, что художника с его любимыми учениками связывали не физические, а платонические отношения.

На фото — портрет Франческо Мельци

Что бы там ни говорили или писали о личной жизни Леонардо да Винчи, нам, современникам, конечно, более ценно его творчество, картины, вышедшие из-под его пера. Тем более, что все сведения, дошедшие до нас из работ историков и учёных, нельзя считать полностью достоверными, ведь почерпнуты они из записей, которые до сих пор до конца расшифровать никому не удаётся. К тому же и записи не сохранились до наших дней полностью. Поэтому всё, что нам известно — это личное мнение и оценка исследователей, которые вполне могут отличаться от реальной картины.

Что ж все понятно и в общем-то даже не удивительно. При столь совершенной симметрии обеих полушарий мозга. Хотя, даже среди людей с такой «генетической аномалией» столь виртуозное сознательное разделение деятельности нервных команд правого и левого полушария считается редкостью и особым достоинством.

Глава 11 КУКЛА СУДЬБЫ

Даже и не знаю, можно ли содержание предыдущей главы рассматривать как совокупность доказательств. Уж больно рискованное предположение я выдвинул, чтобы вот так, с ходу, принять даже самые убедительные свидетельства. Придется нам пока временно отложить сенсационные выводы и еще раз все проверить. Только уже под несколько другим углом зрения.
Леонардо мог работать по 24 часа в сутки.
До сих пор мы обсуждали исключительно врожденные качества Леонардо да Винчи. Теперь попробуем положить под увеличительное стекло истины его характер, увлечения и то, что теперь называется «активный отдых». То есть мы, конечно, уже поняли, что этот человек работал как заводной заяц 24 часа в сутки. Но невозможно предположить, что он никогда не отдыхал и не развлекался.
У Леонардо совершенно не было никакой личной жизни.
Есть и еще один покров тайны, который, если его сорвать, значительно упростил бы наше расследование. Правда, весьма косвенным образом. Дело в том, что человек, решивший поинтересоваться, как у Леонардо да Винчи обстояли дела в такой важной части любой человеческой судьбы, как личная жизнь, наличие любимого человека и, наконец, семья и дети (пусть и внебрачные), столкнется с гулкой и почти абсолютной пустотой.
Нелицеприятная история, произошедшая с молодым Леонардо еще на родине в Тоскане и изрядно подмочившая в веках его репутацию, это конечно, весомый довод в пользу политики замалчивания этой части жизни гения, но свидетельства, скажем так, нетрадиционной ориентации полностью скрыть довольно трудно. Каковую доктрину, между прочим, подтверждает все-таки всплывшая история с несостоявшимся судом. А так получается, что это сомнительной достоверности обвинение чуть и не единственное документальное свидетельство хоть какой-то личной жизни да Винчи. Вот это положение вещей и позволило гей-движению в современном мире возвести этого гениального человека в ранг своей иконы. Вот, мол, какие люди «с нами». Смешно, ей-богу.
Современное гей-движение не вполне оправданно возвело Леонардо в ранг своей иконы.
А также было бы неплохо попытаться прояснить и еще один момент, который почему-то очень редко вызывает вопросы у людей, которых интересует наследие личности Леонардо да Винчи, что странно, потому что момент этот очень важен и может пролить изрядно света на столь противоречивую натуру. К тому же в нашем случае он послужит проводником для дальнейшего продвижения по дороге правды. Речь идет о степени религиозности да Винчи, если таковая вообще была ему свойственна. И именно история отношений гения с наиболее «идеологически сильной» организацией того времени и поведет нас за собой в дальнейшем расследовании.
Что касается досуга и развлечений, то тут тоже свидетельств не так и много. Но я начну с того, которое искренне меня порадовало, повеселило и дало при всей своей незначительности весьма яркое представление о том, какое у этого необычного человека было необычное чувство юмора. Уступаю местно на страницах этой книги Джороджо Вазари. Вот у кого с юмором, судя по всему, были проблемы.
Он прикрепил к ящерице, найденной садовником, работавшим в Бельведерском винограднике, и которая имела очень странный вид, крылья, наполненные ртутью. Когда ящерица двигалась, ее крылья на ходу трепетали. Он приделал ей так же глаза, рога и бороду, после чего приручил ее и держал в коробке. Все друзья, которым он показывал ее, пугались и от страха убегали.
Отлично написано. Я очень живо представил себе эту картину! Хохочущий Леонардо и в панике отступающие к дверям почтенные его посетители. С воображением у да Винчи явно все было в порядке. Современные создали фильмов ужасов по сравнению с ним убогие копировщики чужих идей.
Все остальное, что мне удалось раскопать в связи с «досугом» великого человека, уже не так смешно, но весьма и весьма нетривиально. Призовем на помощь Вазари:
В одной комнате он устанавливал кузнечные меха и прикреплял к ним с одного конца кишки животных. Надувая их посредством мехов, он наполнял ими всю комнату, которая была очень велика. Тем людям, которые были в комнате, приходилось при этом забиваться в угол. Он показывал этим людям, как прозрачные и полные воздуха кишки, занимавшие прежде очень мало места, становились огромными, утверждая, что так бывает и с человеческими дарованиями.
…В Риме он приготовлял восковую пасту, из нее он делал во время прогулок крошечных животных, которые наполнялись внутри воздухом. Когда воздух вдувался в них, фигурки взлетали вверх, когда же воздух выходил из них, они падали на землю.
Более поздний биограф Леонардо да Винчи, живший спустя почти двести лет после смерти гения, француз Мишель Треньи достоин всяческого уважения, потому что проделал колоссальную работу, чтобы добыть и потом обработать свидетельства современников о Леонардо, после чего написал небольшую, но состоящую исключительно из достоверных фактов монографию. Так вот, в этой работе французского исследователя приведено очень интересное наблюдение, которое дает представление о характере да Винчи наиболее выпукло.
Желая порадовать и повеселить своих знакомых, Леонардо да Винчи все время придумывал какие-нибудь новые штуки и устройства. Лев, сделанный из дерева, который мог пройти несколько шагов и открывал свою грудь, наполненную лилиями, или стайку железных птичек, которые умели взлетать. Но против ожидаемого им чувства у людей он своими поделками вызывал совсем не веселье, а какое-то почти суеверный испуг у видевших их людей. Не оставляя своих попыток, он стал со временем сначала равнодушен к тому, какие чувства вызывали у людей его поделки, а потом и вовсе забросил их изготовление. При этом на просьбы сделать какую-то игрушку он отвечал, что если делать подобие живого не для веселья, а ради просто любопытства, то это кощунственно и недостойно человека.
Оригинальное высказывание. Что-то подсказывает мне, что за этими бессмысленными на первый взгляд словами стоит какая-то выстраданная и не один раз обдуманная мысль. Так, с отдыхом более или менее все ясно. Пора переходить к вопросу о личной жизни.
Вот тут полный мрак. Ни одного даже самого завалящего любовного послания. Ни одного прямого указания современников и более поздних биографов на наличие хоть какой-то сердечной привязанности. В принципе, почти ничего, кроме догадок и высказанных явно наобум предположений. Ни одной скандальной истории. А ведь этот человек подвизался при дворах самых блестящих европейских правящих династий. Его постоянно окружали красивые и холеные женщины. Да ведь и сам он был очень красивым мужчиной!
Несколько разозленный таким оборотом событий я, преодолев некоторый внутренний барьер, попытался порыскать в Интернете на сайтах, принадлежащих движениям за нетрадиционную половую ориентацию, думая, что, может быть, этим людям так необходимо причислить Леонардо да Винчи к своим единомышленникам, что они готовы проделать серьезную работу в поисках доказательств. Ничего подобного. Все те же притянутые «за уши» предположения и ничего конкретного. Единственное к чему сводилась информация, которую мне удалось более или менее подтвердить, - это постоянное присутствие возле Леонардо молодых людей, чьи таланты и дарования он поддерживал не только финансово, но и занимаясь их непосредственным обучением.
Но такого рода расплывчатые свидетельства способны дать пищу для домыслов, но никак не для серьезных доказательств. Хотя, конечно, на определенные мысли наводят. Тот же Вазари по простоте душевной (или я его недооцениваю?) дает один из таких комментариев.
В Милане Леонардо взял к себе в воспитанники молодого миланца Салаи, которого отличали необыкновенная грация и красота, и прекрасные, вьющиеся волосы, которые очень восхищали Леонардо. Воспитаннику он преподавал многие правила в искусстве и некоторые произведения, приписываемые в Милане Салаи, на самом деле были подправлены рукой Леонардо.
Мне совершенно не хочется скатываться до уровня «желтой прессы», в стиле которой выискивать сомнительные с точки зрения общепринятой морали факты из жизни известных людей просто для того, чтобы опорочить этих людей. Совершив вынужденное признание, что, похоже, слухи о нетрадиционной ориентации Леонардо да Винчи имеют под собой хоть и зыбкую, но все же почву, я хотел бы не заострять внимание читателей именно на этом факте.
Было ли вообще в жизни Леонардо да Винчи такое чувство, как любовь) (не важно, к мужчине или к женщине)?
Занятая мной в этом давнем споре позиция скорее основывается на попытке разгадать совсем другую тайну. Если абстрагироваться от уточнения, с представителями какого пола этот человек вступал (если вообще вступал) в интимные отношения, то главный вопрос все равно остается без ответа: «Было ли в жизни Леонардо да Винчи такое чувство, как любовь (не важно, к мужчине или к женщине)?» Ведь это очень важно для наиболее полного понимания личности любого человека!
Я так загорелся поисками ответа на этот вопрос, что даже отбросил излишнюю щепетильность и начал внимательно вглядываться в отношения Леонардо не только с женщинами, как поступал до этого, но и в его отзывы об окружающих мужчинах. Ничего. То есть совсем ничего. По крайней мере хотя бы отдаленно свидетельствующего о наличии романа, пусть и непродолжительного.
Как же так? Как можно прожить не самую короткую жизнь и ни разу даже серьезно не полюбить? Невольно приходят в голову мысли о существовании каких-то, выражаясь языком современности, «препятствий непреодолимой силы». В чем же могла состоять суть этих препятствий? Возможно, те люди, которые, ну скажем так, активно поучаствовали в процессе «создания гения», специально создавали препоны для возникавшего чувства, искореняя его в зародыше.
С точки зрения здравого смысла, каким бы отвратительным этот смысл не был, такое предположение довольно логично. Ведь если Леонардо да Винчи был центральной частью генетического эксперимента, то совершенно ясно, что после такой «удачи», как рождение столь блестящего гения, организаторы этого эксперимента жаждали его продолжения. А такое неуправляемое чувство, как любовь, могло увести ход «опыта» в совершенно ненужную сторону.
Масонам была выгодна нетрадиционная сексуальная ориентация Леонардо.
Ведь вполне возможно, что результатом любви (а тем более к женщине, а не мужчине) мог быть ребенок. И, о ужас, совершенно случайный ребенок от совершенно случайной женщины!! Но если принять такое объяснение, то напрашивается совсем уж запредельный по степени цинизма вывод. Организации масонов, которая стояла «за кулисами» этого бесчеловечного эксперимента, была выгодна нетрадиционная сексуальная ориентация Леонардо. Еще и потому, что, обладая информацией о столь жестоко караемых в XTV веке наклонностях, можно было совершенно стабильно контролировать человека на протяжении всей жизни. Держать его на очень глубоко всаженном в глотку крючке.
Но тогда непонятно, каким образом организация, контролировавшая и державшая в железном кулаке даже желания Леонардо, надеялась продолжить эксперимент и получить «планируемых» детей? Тех самых, которые должны были бы стать следующими этапами к созданию «совершенного человека». Дурацкий вопрос. Заставить, конечно, можно было бы. Но ведь у Леонардо так и не было детей! Ни одного, даже внебрачного. Или… или они были? Просто широкой общественности об этом совершенно не нужно было знать? Да, пожалуй, такое возможно. Даже женщина, которая волей-неволей более наглядно демонстрирует факт ожидания потомства, и то при большом желании может скрыть факт рождения ребенка, если постарается. Что уж говорить о мужчине, на котором, простите за вульгарность, нигде не написано, что он только что занимался процессом создания этого самого ребенка.
Вот когда я по-настоящему раскаялся в том, что несколько месяцев назад взялся за распутывание такой захватывающей (как мне тогда казалось) тайны личности Леонардо да Винчи. Разве мог я в то время хотя бы отчасти предположить, с какими мерзостями и гнусностями, проявляемыми людьми при достижении своих целей, мне придется столкнуться? Нет, конечно, обычному человеку и вообразить-то такое трудно.
Леонардо да Винчи, который оказался всего-навсего игрушкой в руках» опытных и лишенных души «кукловодов» - масонов.
Но поздно раскаиваться в собственной неосмотрительности. Хотел я этого или не хотел, но остановиться на этом месте своего расследования, я уже не мог. И совсем не потому, что меня двигало вперед банальное любопытство. Я же не уличный зевака, который, не отрываясь, смотрит на раздавленного машиной пешехода. Вовсе нет. Просто я не мог не проникнуться огромным сочувствием к этому великому человеку, которой оказался всего-навсего игрушкой в руках опытных и лишенных души «кукловодов».
Что же должен был чувствовать этот безмерно талантливый и, похоже, так же безмерно несчастный человек, понимая, что ни его жизнь, ни душа не принадлежат ему самому? Ужасно жить так, в полном одиночестве, осененным лишь светом собственного гения.
Я хотел найти доказательства, убедиться, что даже столь чудовищное знание не сломило до конца этого сильного человека. Что даже такая мощная система, как организация масонов, способная задумать и осуществить столь глобальные задачи, не смогла, перемолов его жизнь в мелкий фарш, подорвать его волю к свободе. Вот какие доказательства я хотел найти.
Направление поиска я выбрал следующее - понять, как относился Леонардо да Винчи к самому понятию «свобода», это раз. И проверить, не искал ли он утешения у того единственного, на кого не распространялась властная рука масонов, - у Бога. Это два.
Что касается свободы, то, помните, в предыдущей главе я приводил цитату из книги Ваза-ри, в которой рассказывалось, как Леонардо постоянно приходил на рынок и выкупал у торговцев птиц, чтобы затем выпустить их на волю? Теперь понятно, какие чувства могли подвигнуть его на столь нестандартные поступки. Когда я перечитал некоторые документальные материалы, взглянув на них под новым ракурсом, то увидел то, что все это время лежало на поверхности, - очень многое в жизни Леонардо не состоялось и не случилось из-за его фанатичного стремления к независимости от правителей и любого рода начальства.
Все упреки в его адрес по поводу начатых и незаконченных работ, все его ссоры с работодателями из-за невыполнения взятых на себя обязательств, возможно, были спровоцированы яростным сопротивлением Леонардо к ограничению его личной свободы. И это прекрасно можно понять. Достаточно ему было ощущать постоянное давление чужой власти над самой сущностью его рождения и дальнейшей жизни, чтобы терпеть еще и попытки его контролировать со стороны каких-то людишек, пусть бы и герцогов, кардиналов и даже королей, возомнивших себя обладающими этой самой властью.
Естественно, да Винчи знал, с чем имеет дело. По сравнению с реальными возможностями организации масонов даже «великий и ужасный» герцог Сфорца, даже жестокие и «отмороженные» в своей безнаказанности Медичи были просто заигравшимися во власть неразумными детьми.
Может так быть, что «побочный эффект» генетического программирования сверхчеловека заключается в его неспособности любить?
Но все эти рассуждения касаются исключительно отношения Леонардо да Винчи к свободе или к тому, что он сам вынужден был считать своей свободой. А что же все-таки с тем самым чувством, пусть бы и к мужчине, которое было способно исцелить даже самое израненное сердце? Я говорю сейчас о любви. Почему же хоть бы и среди представителей своего пола да Винчи не попытался найти такое «лекарство для души»? Неужели «побочный эффект» генетического программирования сверхчеловека заключается в отсутствии способности любить? Неужели это может быть расплатой за то, что человек пытается померяться силами с Богом? И ведь совершенно невозможно, вмешавшись в столь великое таинство, как формирование человеческой души, ничем за это не заплатить. Причем, получается, что платит как раз не тот, кто «заказывает музыку», а тот, кто виноват перед Богом лишь самим фактом своего рождения? Очень даже возможно. Вот только это уже нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. И помехой тому отнюдь не пропасть в несколько сотен лет, прошедших с того времени. Просто есть такие тайны мироздания, ответов на которые не стоит и доискиваться. По крайней мере тем людям, которые не ставят своей целью проведение безбожных генетических экспериментов.

Глава 12 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АКТА ТВОРЕНИЯ

Итак, история свидетельствует, что Леонардо да Винчи по неизвестным нам причинам отказался от попыток обратиться за помощью к чувствам человеческим. Но что же помешало ему обратиться к другому целительному источнику для изуродованной души - к вере в Бога? Да и помешало ли? Или все же, несмотря на свои более чем богопротивные проекты, Леонардо не считал себя неверующим, просто под могуществом Господа он подразумевал нечто гораздо большее, чем его весьма ограниченные догмами и суевериями современники? Возможно, но не стоит делать поспешных выводов. Лучше, да и объективнее, будет попробовать провести документальное исследование этого вопроса. Тем более что ответ на него, вполне возможно, приведет нас к окончательному пункту собственно расследования.
Если говорить о документальных свидетельствах на эту тему, то на первый взгляд все они «вопиют» о полном отсутствии у Леонардо да Винчи какой-либо религиозности, по крайней мере в ее классическом понимании. Тот же (старый наш знакомец) Вазари вполне определенно отзывается на эту тему.
И таковы были причудливые линии его ума, что когда он философствовал о явлениях природы, то стремился при этом постигнуть свойства всех трав, продолжая в то же время наблюдения и за движением неба, бегом луны и путями солнца. Вследствие этого у него в уме рождался такой еретический взгляд на вещи, который не был согласен ни с какой религией. Леонардо предпочитал, по-видимому, быть больше философом, а не добрым христианином.
Что же касается отношения с Богом (а не церковниками, прошу не путать), то ярче всего отсутствие или, наоборот, превосходная степень этих отношений проявляется в творчестве да Винчи. Точнее, в той его части, которая распространялась на живопись, скульптуру и архитектуру. Если рассматривать именно эту сторону его жизни, имея в виду сравнительный анализ его публичных высказываний и дневниковых записей, то становиться заметно некоторое глубокое противоречие. Несмотря на всю свою глубину, это противоречие объяснятся очень просто, и оно, между прочим (как и многое в нашем расследовании), является совершенно логичным.
Леонардо да Винчи со своим столь мощным интеллектом верить на слово необразованным и суеверным церковникам, которые, будучи носителями «слова Божьего» сами при этом не понимали в сути и смысле этого «слова» ровно ничего, было бы по меньшей мере странно. Придется мне, видно, сделать небольшое отступление и заняться собственным сравнительным анализом. Но уверяю вас, сделано это будет с вполне практическими целями, имеющими в виду доведение до логического конца наше тематическое расследование.
Институт Церкви во все времена (кроме, может быть, самой зари своего существования), всегда напоминал мне «борьбу нанайских мальчиков». Бессмысленную в самой своей сути - ведь известно, что оба мальчика - это один переодетый человек, такая вот «удачная» клоунада. Сражаясь с «врагами» и тратя на эту борьбу все средства, возможности и способности, Церковь одновременно служила «заводом» для выпуска и сборки этих самых «врагов». Я сейчас не говорю о внешних врагах - представителях других религий. Речь пойдет о так называемых «еретиках» и новой, более современной их формации - атеистах и агностиках, число которых особенно возросло с момента значительного рывка научно-технического прогресса.
Упорство института Церкви в своих догмах, которые сводятся к утверждению, что вера и познание несовместимы, породило своеобразный «водораздел», суть которого сводится к утверждению: «либо ты веришь, либо пытаешься понять». И фанатичность, с которой церковники придерживаются столь радикальной точки зрения, как раз и послужила причиной того, что очень многие люди, которые могли бы составить гордость любой религии и при этом обрести «патентованный» душевный покой и «влиться в лоно Церкви» на совершенно законных основаниях, оказались лишними «винтиками» оставшимися после сборки.
Своими собственными руками Церковь лишила себя личностей, способных не только прославить ее на тысячелетия, но и упрочить ее влияние на путь развития человечества в целом. Зло берет, когда думаешь обо всех этих ограниченных людишках, которые, трактуя и проповедуя каждый пункт Священного Писания буквально, во все времена «выезжали» за счет лицемерия и напыщенности.
Оставим на время темные и смутные времена Средневековья. В конце-концов тогда тотальная необразованность и догматическая (без дополнительных объяснений) вера помогали предотвратить гибель человечества в целом. Хотелось бы думать, что за счет «наглядной морали» десяти заповедей. К сожалению, здравый смысл подсказывает, что боязнь «адских мук» была более эффективным сдерживающим фактором. Но сейчас-то, когда уровень образования даже в самых отсталых странах мира выше самых передовых взглядов, существовавших в Средние века!
Но все это образование отнюдь не в состоянии подержать человека, буквально «раздавленного» знаниями, суть которых, будучи примененной на практике, совершенно не решает главных вопросов. А ведь «постановка нерешенного вопроса» совершенно не изменилась со времен «темных веков» и звучит она так:
«Откуда мы, куда и зачем мы идем?* Можно уже наконец понять, что совокупная мера объективных знаний человечества с течением времени изменяется в сторону количественного увеличения, а вот вопросы, которые волнуют душу остаются неизменными с момента зарождения сознательного человечества. Ну почему же не расставить правильные приоритеты? Что за баранье упрямство?
Замечательно, если человеку достаточно посещать (позевывая) церковную службу раз в год, в месяц, в неделю… С трудом верится при этом, что такой человек, соблюдающий «внешнюю» религиозность, будет пребывать в полном согласии с собственной жизнью и судьбой. Ну пусть имеет место насильственное смирение. Но, что делать, если своей профессией человек, к примеру, избрал ядерную физику и, будучи талантливым, столкнулся в процессе своей работы с вопросами, затрагивающими уже совсем не материальные стороны нашего мира?
А ведь математическая красота творения нашей Вселенной удивительно способствует религиозному трепету. Полагаю, я могу, основываясь на исторических примерах предположить, что в таком случае произойдет. Лишенный минимального сдерживающего фактора, лежащего в моральной области, такой талантливый человек «ничтоже сумняшеся» продаст свои открытия любой группе людей, способных за них заплатить. А ведь этими людьми может по воле судьбы оказаться любая террористическая группировка! Вот вам и догмы. Вот вам и «забота, о каждой заблудшей душе! Так, может быть, вместо того, чтобы вдалбливать более чем образованным людям, что самое главное в вере - смирение и осознание собственной ничтожности, стоит обратить внимание на «увечность души» индивидуумов, одаренных от природы мощным интеллектом как на наиболее «ценный материал»? Между прочим, в XXI веке авторитет Церкви вообще «повис на волоске». Мы можем предполагать, что любой одаренный ученый, «воочию» и гораздо более близко увидевший величественность замысла Творца, может (приди ему такая фантазия) создать собственную и гораздо более актуальную и востребованную религию. Востребованную именно потому, что эта религия будет соответствовать грубой реальности повседневной жизни человека, вынужденного выживать в век господства не души, а техногенных достижений. И для получения ответа на вопрос, что важнее - получение кредита на очередную «материальную ценность» или душевное спокойствие, связанное с отсутствием долгов, увы, современный институт Церкви (православной или католической), совершенно не пригоден.
Леонардо да Винчи очень близко подошел к созерцанию «условного лика творца».
Ну что ж, пора заканчивать лирическое отступление и возвращаться к судьбе человека, стоящего на более высокой ступени познания, чем большинство своих современников. Но, как и обещал, я не буду игнорировать сделанные чуть выше выводы, а, наоборот, приобщу их к поиску. Так какие же предположения мы можем сделать на основании рассуждений, приведенных в этой главе? Как обычно, я для начала выдвину безумную догадку, и только потом на основании документальных фактов мне удастся или опровергнуть ее, или подтвердить.
Леонардо да Винчи, которому было отказано масонами даже в самом минимальном чувстве собственного достоинства, искал справедливости и утешения у Творца.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!