Культура европы 16 17 века кратко. Культура эпохи Возрождения в Европе (XVI-XVII)

Процессы радикальных изменений в культуре, известные как Возрождение, Реформация и Просвещение, подготовили и сделали неизбежным переход общества в Западной Европе к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществился посредством серии буржуазных революций . Они разделяют Средние века и последующую эпоху, завершая развитие средневековья и открывая Новое время.

Революциями эти бурные, часто катастрофические в ряде своих проявлений процессы названы потому, что их результатом стало установление нового общественного строя - буржуазного (капиталистического). Господствующим классом, определяющим всё развитие общества, здесь является буржуазия.

Напомню, что в Новое время буржуа можно определить как людей, работающих не по найму. Такой социальный статус требует особого менталитета. Буржуа, прежде всего, свободны в выборе занятий. Но эта свобода требует активизма, предприимчивости, трудолюбия, расчётливости и экономности. Протестантская трудовая этика добавляет к этому религиозность и честность.

Ведущая роль буржуазии и господство буржуазного менталитета («духа капитализма») привели к коренным радикальным изменениям в жизни людей, во всей культуре - начиная с культуры хозяйственной , где господствующей окончательно стала капиталистическая форма собственности, политической , где власть в обществе перешла в руки буржуазии, до научной , где полностью изменилась парадигма научного познания, и философской , где ведущей доктриной стал рационализм и соответствующий ему позитивизм. Аналогичные изменения произошли и в правовой культуре, и в трансляционной сфере культуры. В политической и правовой сферах культуры определенно стали преобладать тенденции гуманизации и демократизации . Очень заметными оказались изменения в художественной культуре.

Особенно поражает резко возросший динамизм в преодолении феодальных форм хозяйствования, индустриализации производства, активное развитие предпринимательства, необычайно быстрые преобразования и прогресс культуры в целом, всех её специализированных сфер. Фактически облик современного мира и основные тенденции его развития, начиная с массового индустриального производства и завершая наукой, системами коммуникаций (транспортных и связи), массовой культурой, созданы буржуазией. Именно буржуазное общество обеспечило бурное развитие современной промышленной цивилизации, сформировало уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира.

Поэтому начавшийся период стали называть Новым временем. Новое время начинается буржуазными революциями (первая - в Нидерландах в конце XVI в., последующие - в Англии в XVII в. и во Франции в 1789 г.) и продолжается до начала научно-технической революции (середина ХХ века). С этого времени начинается время новейшее .

Конечно, это общество и его культура далеко не идеальны. Дух капитализма, как назвал буржуазный менталитет М. Вебер, несёт серьёзные опасности: индивидуализм может перерождаться в эгоизм, экономность - в скупость, расчётливость - в стяжательство. Очень большая часть искусства, особенно литературы XIX и XX веков, полна обличениями этих часто реализовывавшихся опасностей. Европейцы более трёхсот лет учились жить при демократии и использовать возможности буржуазного строя, прежде чем в первой трети ХХ века в ведущих странах Запада не возникли достаточно достойные человека условия жизни.

Уже в первые века Нового времени самой характерной тенденцией развития хозяйственной культуры стало формирование на капиталистической основе индустриального общества. Начало было положено промышленной, или индустриальной, революцией (промышленным переворотом) .

Промышленная (индустриальная) революция , или промышленный переворот - процесс исторического преобразования общества из традиционного в модернизированное посредством индустриализации экономики. Главное содержание революции - механизация ручных операций и других производственных процессов на крупных мануфактурах, в результате чего они стали фабриками и заводами, то естьвозникновение фабричной системы, крупного машинного производства, вершиной развития которого стало индустриальное массовое производство. Важнейшей отличительной чертой индустриальной техники является необходимость оперативного управления, осуществляемого человеком. Иначе говоря, станки и машины не могут работать сами, без управляющего ими человека (токаря, фрезеровщика, прессовщика, водителя и т.д.).

В это время необычайно быстро развивались многие отрасли промышленности, такие, как химическая, горная, машиностроительная. Это потребовало создания системы образования по техническим специальностям (подготовка техников и инженеров). Результатом стало резкое увеличение производства продукции на душу населения и повышение доступности промышленных товаров для самых широких слоёв граждан.

В новом обществе относительно небольшое количество сельскохозяйственных работников должно обеспечить пропитание большой массы промышленных рабочих. Необходимо было увеличивать производительность сельского хозяйства. Основным результатом промышленной (индустриальной) революции явилось превращение аграрного общества в городское индустриальное, что в сфере обыденной культуры повлекло за собой резкое повышение качества жизни основной массы населения.

Промышленная революция в отдельных странах происходила в разное время. Однако процесс, известный как индустриализация, еще продолжается, особенно в развивающихся странах.

Самая первая промышленная революция произошла в Англии. В континентальной Европе индустриализацию начала в 1820-х годах богатая железом и углем Бельгия. С 1830-х годов началась французская индустриальная революция. Пруссия, еще более богатая наиболее важными полезными ископаемыми, чем Франция, быстро развивалась с 1840-х гг. Ко времени объединения Германии в 1871 году она была уже мощной индустриальной нацией.

Идеальные условия для индустриализации были в американском обществе. Период бума американской индустриализации пришелся на вторую половину XIX века, причем большую роль в этом сыграло быстрое строительство сети железных дорог. В XX столетии возникла новая отрасль промышленности - автомобильная, и США заняли в ней ведущие позиции. Важнейшую роль в этом сыграли революционные нововведения Генри Форда, который применил систему конвейерного производства. Успех Форда повлёк за собой широкое распространение методов массового производства в промышленности.

В первые десятилетия ХХ века начали индустриализироваться другие европейские страны - Италия, Нидерланды, процесс индустриализации распространился в Японию. Быстрая индустриализация сделала небольшой островной народ мировой силой, точно так же, как это произошло в XVIII веке в Британии.

В России индустриальная революция началась задолго до 1914 г., но экономическое развитие было остановлено первой мировой войной и большевистской революцией 1917 года. Когда индустриализация в СССР около 1930 года возобновилась, это был процесс не рыночный, но плановое экономическое развитие большевистского государства. Советская индустриализация основывалась на государственных капиталовложениях. Средства получались за счет прямого порабощения и ограбления деревни, а также принудительного ограничения уровня жизни населения (карточная система).

В 1950-ые годы коммунистический Китай по инициативе Мао Цзэдуна также предпринял запланированную индустриальную революцию («Великий скачок»), пытаясь за десять лет проделать тот путь, который в Англии занял столетия. Результат был плачевным. Положение изменилось в последние десятилетия, когда правители Китая отказались от коммунистических догм в экономике и де-факто перешли к капиталистическим методам хозяйствования.

Следующие главы подробнее рассматривают развитие культуры в рамках отдельных столетий Нового времени в Европе.


Похожая информация.


На конец Средневековья приходится одна из самых ярких страниц европейской культуры - Возрождение (по-французски -Ренессáнс ). Термин означает как бывозрождение традиций античной культуры, в первую очередь - интереса к человеку.

Родиной Возрождения в кон. 13 в. становится Флоренция в Италии, затем в 14 в. культура Возрождения распространяется по всей Италии, а с 15 в.- и в других странах Европы.

Главными чертами Ренессанса являются:

    возрождение и переосмысление наследия античной культуры;

    вера в могущество и красоту человека, который стоял в центре внимания как античных художников и мыслителей (антропоцентризм) , так и деятелей эпохи Возрождения;

    доминирование гуманизма во всех сферах духовной жизни;

    рост светской образованности и науки.

Деятелями Возрождения были: Данте (последний поэт Средневековья и первый - Возрождения), Петрарка, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и др.

Шедеврами Возрождения стали «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Джоконда» и «Тайная вéчеря» Леонардо да Винчи, «Рождение Венеры» Боттичелли, колоннада площади собора Св. Петра в Риме (арх. Бернини), «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо и др.

Гуманистическая культура Возрождения создала базу для реформации католической церкви и развития культуры барокко и классицизма. Без Возрождения не было бы и Просвещения в Европе.

Но эпоха Возрождения озарена кострами инквизиции. Были сожжены Джордано Бруно и многие другие ученые, философы, писатели. Широко распространились суеверия и лженауки: алхимия, астрология, магия.

18. Культура Западной Европы от Реформации до классицизма (16–18 вв.)

Реформация. впервой пол. 16 в. начинаетсяРеформация - широкое религиозно-политическое движение (и эпоха) в Европе с требованием реформ католической церкви и санкционированных ею порядков . Она приводит к расколу католической церкви.

Родиной Реформации была Германия, ее лидером и идеологом - Мартин Лютер . Затем реформационное движение охватило другие страны. Крупными представителями и деятелями реформации были также Ян Гус, Цвингли и Кальвин.

Культура Реформации связана с развитием буржуазных отношений, наступлением светского образования и науки на католицизм. Были созданы условия для развития национальных культур (перевод Библии и проповедь на национальных языках, и др.)

В результате Реформации и раскола католической церкви возник протестантизм и его разновидности: лютеранство, кальвинизм, англиканство, реформатская церковь, баптизм и др.

Барокко (кон. 16 – сер. 18 в.) - это художественно-стилевое направление, которое стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей. характеризуется вычурностью, пышностью, торжественностью и многообразием форм.

В архитектуре - пышные украшения: лепнина, скульптура, яркая окраска стен зданий. В живописи - парадный портрет (Караваджо в Италии; Веласкес, Рибера и Сурбаран - в Испании; Рубенс, Ван Дейк, Снайдерс - мастера фламандского барокко; голландское барокко представлено Рембрандтом).

В музыке эпохи барокко формируется новый жанр - опера (композитор Монтеверди и др.).

к лассицизм (17–18 вв.) отличают обращение к строгой величественности греко-римской античности как к норме и идеальному образцу, идеализация и героизация действительности. Термин восходит к эпохе древнегреческой классики.

Для классицизма в архитектуре характерны строгость линий, симметричность, использование древнегреческих ордеров, лаконичность окраски зданий.

Развивается драматургия . Виднейшие драматурги Франции - Расин, Корнéль, Мольéр.

эпоха классицизм барокко европейский

XVI-XVII вв. принято называть временем рождения буржуазной цивилизации, объясняя тем самым дикости и жестокости этой эпохи необходимостью накопления первичного капитала. На самом же деле формирование этой цивилизации началось гораздо раньше и первоначально несло людям не нищету и рабство, а развитие мануфактур и ремесел, создание университетов и школ и, что особенно важно, рост свободы, проявившейся в образовании различных институтов самоуправления, а также представительных учреждений - парламентов.

XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и положивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя. К середине XVII века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в XVI веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия». Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба». Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, России, Польше и ряде других стран. Однако на европейском континенте феодализм устоял. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим классом.

Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.

В XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе - центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.

Однако в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции - странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В XVIII веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.

Абсолютистская Испания - в XVI веке одно из могущественных государств Европы - в XVII веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века частично утратившая свою национальную независимость.

Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640-1660 гг.) и французской (1789-1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.

Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в каждой стране - Италии, Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Развивая во многом традиции эпохи Возрождения, художники XVII века значительно расширили круг своих интересов и углубили познавательный диапазон искусства.

Стремление к широкому показу действительности привело в 17 столетии к многообразию жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоевывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. Сложные взаимоотношения и борьба социальных сил порождают и разнообразие художественно-идейных течений. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение).

Прорыв Европы был обусловлен изменениями производственных отношений в Нидерландах и Англии благодаря буржуазным революциям, которые совершились здесь значительно раньше, чем в остальных странах.

В 1566 г. вспыхнуло народное восстание, в Нидерландах началась буржуазная революция. Попытки Филиппа II казнями и зверствами пресечь сопротивление нидерландского народа не сломили его волю к борьбе. Основные вехи революционных событий: народное иконоборческое восстание 1566 г. в южных провинциях; всеобщее восстание 1572 г. в северных провинциях; восстание в 1576 г. в южных провинциях; создание Утрехтской унии в 1579 г.

Завершилась Нидерландская буржуазная революция освобождением от испанского господства северных провинций и образованием буржуазной республики Соединенных провинций

Семь провинций объединились в одно государство с общим правительством, казной и армией. Во главе республики Соединенных провинций стала Голландия как наиболее развитая в экономическом отношении провинция.

К середине XVII в. Англия достигла значительных успехов в развитии промышленности и торговли. Основой экономического прогресса страны являлось развитие новых форм производства - капиталистической мануфактуры (главным образом в виде рассеянной мануфактуры).

Одна из важнейших особенностей Английской буржуазной революции - своеобразная идеология, драпировка её классовых и политических целей. Штурм абсолютизма в Англии начался со штурма его идеологии, этики и морали, которые воплотились в доктрине полукатолической государственной англиканской церкви. Английская революция дала мощный толчок процессу первоначального накопления капитала («раскрестьянивание» деревни, превращение крестьян в наёмных рабочих, усиление огораживаний, замена крестьянских держаний крупными фермами капиталистического типа); она обеспечила полную свободу действий восходящему классу буржуазии, проложила дорогу промышленной революции XVIII в. точно так же, как пуританизм взрыхлил почву для английского Просвещения. В области политической революционная борьба народных масс в середине XVII в. обеспечила переход от феодальной монархии средних веков к буржуазной монархии нового времени.

В XVI-XVII вв. европейская наука вышла на новые рубежи. Передовые мыслители, исследовав Вселенную с помощью научных приборов, нарисовали совершенно новую картину мироздания и места человечества в нем. Научная революция стала возможной благодаря динамичному развитию общества, уже достигшего значительного технологического прогресса. Огнестрельное оружие, порох и корабли, способные пересекать океаны, позволили европейцам открыть, исследовать и нанести на карту значительную часть мира, а изобретение книгопечатания означало, что любая задокументированная информация быстро становилась доступной ученым всего континента. Начиная с XVI века, взаимосвязь между обществом, наукой и техникой становилась все более тесной, поскольку прогресс в одной из областей знания подталкивал к развитию других.

В это время интерес к науке проявлялся повсеместно, а научные знания были еще не настолько специализированными, чтобы любой образованный человек не мог совершить открытие.

Создавались научные общества, такие как Лондонское королевское общество (учреждено в 1662) и Французская королевская Академия наук (1666), и издавались научные журналы, ускорившие развитие научного прогресса. В результате этой «революции» в XVI-XVII веках, наука стала одним из ярчайших примеров успешного сотрудничества во благо человека.

Если до недавнего времени историки искусства рассматривали Возрождение как качественно своеобразный тип культуры, противопоставляя его, с одной стороны, средневековой готике, а с другой - семнадцативековому барокко, то А.Ф. Лосев, автор этих строк и ряд других культурологов пришли к выводу, что Возрождение является переходным типом культуры - переходным от феодального ее качества к буржуазному, что объясняет основные его особенности и кладет конец многим малопродуктивным дискуссиям. Однако дальнейшие размышления показали, что этот переход не завершился кризисом Возрождения, но в новых формах продолжался и в ХVII, и даже в ХVIII веках. Действительная победа капитализма была отмечена политически Великой французской революцией, а духовно - самоутверждением Романтизма и Позитивизма, родство и соперничество которых определило всю историю европейской культуры ХIХ столетия и было унаследовано ХХ веком. Таким образом, особенности культуры ХVII века могут быть поняты, если рассматривать его трехступенчатом процессе, в котором она является его средним звеном, осуществляя « переход в переходе» - переход от ренессансной гармоничной уравновешенности противоположных потенциалов культуры: аристократического и демократического, мифологического и светского, чувственного и духовного, эмпирического и рационального, этического и эстетического, традиционалистского и новаторского, классицистического и реалистического и т.д., через их конфронтацию и противоборство в ХVII веке к завоеванию безусловного превосходства одним из этих потенциалов, многообразие проявлений которого в разных областях культуры соответствовало содержанию понятия Просвещение. Поэтому основной эстетической «краской» XVII века стал драматизм, что резко отличило его от лиро-эпического Возрождения и привлекло внимание деятелей культуры ХIХ - ХХ веков (начиная с романтиков) к позднему Шекспиру, Сервантесу, Рембрандту, Рубенсу, Бернини, Калло, к драматическому по своей природе барокко в целом, а в философском наследии этого столетия - к Гоббсу и Паскалю.

Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс Бурин Сергей Николаевич

Глава 4 Культура стран Европы в XVI–XVII веках

Культура стран Европы в XVI–XVII веках

«Культура эпохи Возрождения влечёт за собой не только ряд внешних открытий, её главнейшая заслуга в том, что она впервые раскрывает весь внутренний мир человека и призывает его к новой жизни».

Немецкий учёный Я. Буркхардт

Афинская школа. Фреска. Художник Рафаэль

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

19.2. Дипломатический успех Западной Европы в борьбе с Империей в XVI-XVII веках. Начиная со второй половины XVI века Западная Европа старается выйти из состава «Монгольской» Империи. Вероятно, не в силах добиться этого военным путем, западноевропейские политики основной упор

Из книги Образование и распад Союза Советских Социалистических республик автора Радомысльский Яков Исаакович

Глава 13. Варшавский договор стран социализма Восточной Европы Прежде, чем описывать распад СССР, необходимо вспомнить, что из себя представлял Варшавский договор стран социализма Восточной Европы. После победы во Второй мировой войне Советскому Союзу удалось

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 14. Государство и общество стран Западной Европы в XVI – XVII вв Социально-экономическое развитие Европы в XVI в. Изменения в социально-экономических отношениях, произошедшие в XVI в., позволили Европе подчинить себе почти весь мир. Это стало возможно благодаря переходу к

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 12. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ В XVII–XVIII ВЕКАХ 1) Полученные в ходе наших исследований данные показывают, что господствующий сегодня взгляд на всемирную и российскую историю, утвердившийся в XVII–XVIII веках, в целом неверен. В частности, в принятой сегодня версии российской

Из книги История Франции и Европы автора Эрве Густав

Глава VII Европа в XVI, XVII и XVIII веках Вильям Питт - великий английский оратор XVIII векаЗападная Европа. - 1. Испания. - Испания XVI века, наделенная Колумбом громадным колониальным государством, заключавшим в себе почти всю южную и среднюю Америку с Антильскими островами,

Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы § 1. Салическая правдаФормирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая,

автора Коллектив авторов

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ В XVI–XVII ВЕКАХ В плане повседневной жизни XVI и XVII века представляют собой своеобразный мостик, перекинутый между двумя существенно отличающимися друг от друга цивилизациями. По одну его сторону остается средневековая Европа: пропитанная

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ В XVI–XVII ВЕКАХ Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003. Мюгиембле Р. Очерки по истории Дьявола. ХИ-ХХ вв. М.,

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

18.2. Дипломатический успех западной Европы в борьбе с Империей в XVI–XVII веках Начиная со второй половины XVI века, Западная Европа старается выйти из Империи. Не в силах добиться этого военным путем, западно-европейские политики основной упор сделали на дипломатическую

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Культура Грузии в ХVI – XVII веках XVI–XVII века – один из самых тяжелых периодов в истории Грузии. Страна была раздроблена на части. В результате ирано-турецкой агрессии резко сократилось население, экономика пришла в полный упадок. Все это, естественно, оказало свое

автора Ткаченко Ирина Валерьевна

Глава 7 Новая история стран Европы и Америки 1. По каким критериям проходила периодизация истории Нового времени? Новое время открывает важнейшую историческую эпоху в истории западной цивилизации, когда в ходе сложнейших социально-политических процессов постепенно

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

Глава 9 Новейшая история стран Европы и Америки 1. Как происходило экономическое развитие ведущих стран Европы и Америки в конце ХIХ – начале ХХ вв.? В конце ХIХ в. в Европе и Северной Америке произошли крупные изменения во всех сферах жизни и прежде всего в экономической.

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

9. «Радость освобождения», распространившаяся по некоторым странам западной Европы в XVI–XVII веках Средневековые агитационные листки против римской церкви Итак, Реформация XVI–XVII веков была эпохой мятежа на Западе и раскола Великой = «Монгольской» Империи. Некоторые

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 14. Государство и общество стран Западной Европы в XVI–XVII вв. Социально-экономическое развитие Европы в XVI в.Изменения в социально-экономических отношениях, произошедшие в XVI в., позволили Европе подчинить себе почти весь мир. Это стало возможно благодаря переходу к

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Культура Западной Европы в XV – первой половине XVII в Культуру раннего Нового времени отличали чрезвычайная многослойность и разнообразие, в эту эпоху сосуществовали противоречивые тенденции в духовной жизни и творчестве, уживались разные типы культуры, направления и

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 4 Культура стран Европы в XVI–XVII веках «Культура эпохи Возрождения влечет за собой не только ряд внешних открытий, ее главнейшая заслуга в том, что она впервые раскрывает весь внутренний мир человека и призывает его к новой жизни». Немецкий ученый

Эпоху Возрождения называют еще Ренессансом. Это период развития науки, культуры, нравственности и просвещения. Такой период Средняя Азия переживала в IX - XII и XIV - XV веках.

В странах Западной Европы расцвет эпохи Возрождения приходится в основном на XIV-XVII века. Ученые считают Ренессанс эпохой перехода от средневекового застоя к периоду Нового времени. Эпоха Возрождения в Западной Европе возникла не сама по себе.

Непосредственное влияние на развитие мировой культуры и научной мысли оказал среднеазиатский Восточный Ренессанс. Возрождение возникло в Италии, так как там свойственные капиталистическому обществу особенности возникли раньше. Основными отличительными чертами эпохи Возрождения в Западной Европе являлись:
- отрицание невежества, фанатизма, консерватизма;
- утверждение гуманистического мировоззрения, вера в безграничные возможности человека, его волю и разум;
- обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его, отсюда и название эпохи;
- воспевание в литературе и искусстве красоты земной, а не загробной жизни;
- борьба за свободу и достоинство человека.

Литература эпохи Возрождения.

В литературе и искусстве эпохи Возрождения творили выдающиеся таланты.

Одним из гениев литературы этой эпохи был Вильям Шекспир (1564 1616). Он считал, что «человек - это величайшее чудо природы!». Шекспир был влюблен в театр. Он творил как актер и драматург. Окружающий мир представлялся ему сценой, а люди - актерами. Он глубоко верил, что театр станет для людей школой, которая научит их сопротивляться ударам судьбы, пробудит чувство ненависти к предательству, двуличию, низости. В. Шекспир оставил человечеству такие шедевры как «Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта» и другие произведения.

Мигель де Сервантес (1547 - 1616), испанский писатель, один из крупнейших представителей эпохи Возрождения. Главный герой его знаменитого романа «Дон Кихот» последний из благородных странствующих рыцарей в мире несправедливости. Дон Кихот борется в силу своих возможностей с несправедливостью. Его поступки - отражение его девиза: «За свободу, как за славу, нужно подвергать свою жизнь опасности».

Изобразительное искусство. Еще одним выдающимся представителем эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Он был одновременно и художником, и поэтом, и зодчим, и скульптором, и музыкантом, и изобретателем. Леонардо да Винчи называл живопись «принцессой искусств».

Героями его живописных произведений были не боги и не ангелы,а обыкновенные люди. Такова его картина «Мадонна с младенцем», где мать бережно прижимает к груди младенца. Обнимая его, она глядит с нежной полуулыбкой. Земля же отражает бесконечную материнскую любовь к ребенку. Знаменита настенная роспись Леонардо да Винчи «Тайная вечерня».

Другой великий художник этого периода Рафаэль Санти (1483 - 1520). Он прожил всего 37 лет. Но за этот короткий период успел создать шедевры мировой живописи, одним из которых является «Сикстинская мадонна».

Современники художника оценивали это полотно «как единственное в своем роде». На нем босая Святая Мария будто не стоит на облаках, а парит по ним навстречу своей судьбе.
Взгляд, еще младенца Иисуса, серьезен как у взрослого. Будто он чувствует будущие страдания и неминуемую смерть. Во взгляде матери тоже печаль и беспокойство. Она все знает наперед. Тем не менее, идет навстречу к людям, которым откроется путь истины за счет жизни ее сына.

Самое знаменитое произведение голландского художника Рембрандта (1606 - 1669) - картина «Возвращение блудного сына». Он создал его в самые тяжелые для него годы - после смерти сына. Библейская легенда рассказывает о том, как сын долгие годы блуждал по миру и, истратив все свои богатства, возвращается в отчий дом, где его принимают обратно.
Рембрандт изобразил в своем произведении минуту встречи отца и сына. Заблудший сын стоит на коленях у порога дома. Ветхая одежда и облысевшая голова свидетельствуют о перенесенных горестях жизни. Застывшее движение рук слепого отца выражает светлую радость отчаявшегося человека и его бесконечную любовь.

Искусствоваяния.

Ваятели этого периода считали скульптуру наилучшим видом изобразительного искусства, как ничто другое воспевающее человека и его красоту.

Самым прославившимся среди творцов этого периода был итальянец Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564).
Своими бессмертными произведениями он оставил неизгладимый след в истории.

Вот, что он сказал об искусстве в своем трехстишии:

«Что жизнь, что бытие
Пред вечностью искусства,
Его не победят ни мудрец,
ни время».

Он с наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы эпохи Возрождения. Созданная им статуя Давида утверждает физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Это произведение великого скульптора отражает образ библейского героя, пастуха Давида, сразившегося с мифическим великаном Голиафом. Согласно легенде, Давид убивает в единоборстве Голиафа и становится впоследствии царем. Величие и красота этой скульптуры не знает себе равных.
Собор святого Петра является главным католическим храмом Рима и Европы. Его строительство завершил Микеланджело. Храм строился на протяжении ста лет.

Ренессанс - термин, обозначающий эпоху Возрождения

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!