Какие профессии существуют на телевидении. Творческие профессии на телевидении

«У богатых людей - большая библиотека.

У бедных людей - большой телевизор.»

Дэн Кеннеди

ДЕТЯМ О ПРОФЕССИЯХ. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ

О ЛЮДЯХ РАБОТАЮЩИХ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. КТО РАБОТАЕТ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ?

Ребята! Знаете ли вы, кто делает телевизионные передачи? Я вам расскажу.

Во-первых, для любой передачи нужен автор-сцена­рист . Он сочиняет сюжет, ищет героев, продумывает, что они будут делать, в какой обстановке происходит действие.

Готовый сюжет автор-сценарист показывает режис­серу. Режиссер-постановщик - главное лицо теле­передачи. Вместе с автором он обсуждает сюжет. Ре­жиссер подбирает подходящих артистов, распределяет роли. Каждый актер получает текст роли и указания режиссера.

Послушайте стихотворение.

Моя роль

Хоть я маленький пока,

Дали роль мне старика.

А ведь я совсем иной

Беззаботный, озорной,

Прыгать, бегать я привык,

Ну какой же я старик?

Чтобы лучше роль сыграть,

Стал за дедом наблюдать:

Ходит дедушка, кряхтит,

Опирается на палку,

У него усталый вид.

Мне дедулю очень жалко!

Стал и я ходить, сгибаться

И на палку опираться.

Стал ворчать я на домашних,

Будто в доме самый старший.

Стал я охать: «Ой-ой-ой,

Чувствую в коленке боль».

Все спросили: «Что с тобой?»

Я войти пытаюсь в роль!

Если действие происходит в студии, необходимы декорации. Их создают художники-декораторы.

Осветители налаживают световой режим, а звуко­операторы - звук. Среди сотрудников телевидения немалую роль играют гримеры. Это художники, ко­торые с помощью красок, кремов, специальной кос­метики, накладных волос меняют облик человека, придают ему те черты, которые нужны режиссеру-по­становщику.

Однако актера нужно еще и одеть соответственно его роли. Этим занимаются художники по костюмам и костюмеры, которые следят за одеждой, ее состояни­ем. Швеи шьют одежду, подбирают ткани.

Наконец, огромную роль в создании телепередачи играют оператор ы. Они снимают на камеру происхо­дящее действие. Музыку к телепередачам пишут ком­позитор ы, слова песен - поэт ы.

Кого из работников телевидения мы забыли? Верно! Ведущего . Это специалист, который ведет программу из студии или с места событий.

Профессия телеведущий

Лекторий "Тактики и практики" с участием легендарного ведущего программ "Спокойной ночи, малыши!" и "С добрым утром, малыши!" Хрюшей

Профессия Телеведущий - лекция


Телевизионная студия - это звукоизолированное помещение. Площадь студии может колебаться от не­скольких десятков до тысячи метров! Стены и потол­ки там покрыты звукопоглощающими материалами.

В студии есть система освещения. Для отвода тепла, которое выделяется осветительными приборами, сту­дию оборудуют вентиляцией и кондиционерами.


Ответьте на вопросы

Каких специалистов, работающих на телевидении, вы зна­ете?

Кто продумывает и пишет сюжет телепередачи?

Кто исполняет роли?

Кто налаживает свет?

Кто занимается звукозаписью?

Кто гримирует актеров?

Кто их одевает?

Кто снимает передачу?

Кто ее ведет?

Кто создает декорации?

Кто сочиняет музыку к передаче?

Кто сочиняет слова песен?

Как выглядит телевизионная студия?

Послушайте сказку.

В гримёрной


В телевизионной гримерной работают гримеры. У них есть специальные кисточки, грим, накладные усы, бороды, волосы, особый клей и другие интересные предметы.

Каждого артиста сажают перед большим зеркалом, и гри­мер берется за работу. Из молодого человека он может сде­лать пожилого с морщинами и седыми волосами. А пожилого, наоборот, «омолодить» специальным гримом.

Анастасия Ивановна - очень опытный, умелый гример - как-то принялась гримировать молодую, но уже знаменитую актрису, восходящую звезду. Ее звали Ольгой. Знаменитая-то она знаменитая, но воспитана совсем плохо! Девушка все время делала гримеру замечания: то здесь не так, то щеки не очень розовые, то губы бледные. Анастасия Ивановна старалась, как могла, но угодить актрисе у нее не получалось. Наконец та рез­ко вскочила со стула, нагрубила и убежала на съемку

Когда актриса пробегала по коридору, ее лица коснулась крылом волшебная бабочка. Краски сразу поблекли и осыпа лись с лица, накладная коса растрепалась, ресницы слиплись и в съемочный павильон вошла не юная красавица, а настоящая Баба Яга!

Оленька! Что с тобой? - удивился оператор. - Ты за­болела? Тебе плохо?

Да, мне плохо! Старуха гримерша меня довела! Тут Оля разревелась и стала выглядеть еще хуже.

Старушка гримерша, Анастасия Ивановна, - самая опытная и умелая гримерша. Она не могла так тебя загримировать! - за­метил режиссер. - Здесь что-то не так! - сказал он.

Когда я бежала по коридору, моего лица кто-то коснул­ся, - вспомнила Оля.

Ну тогда все понятно. Ты обидела Анастасию Ивановну, и волшебная бабочка, ее любимица, заступилась за нее. Се­годня сниматься ты не будешь, - сказал режиссер. - Иди и извинись перед гримером.

Оля так и сделала. Анастасия Ивановна простила Олю. Ведь она была добрая и не злопамятная, как все талантливые люди. Она нанесла актрисе новый грим, та стала писаной красавицей и поспешила на съемку. А волшебная бабочка сложила кры­лышки и уселась на цветок фиалки, которая росла в горшочке на окне. Так она стала совсем незаметной.

Спасибо, маленькая подруга! - поблагодарила ее Анаста­сия Ивановна. - Ты защитила меня своим волшебным крылом.


Главный фактор успеха в профессии телеведущего

Ответьте на вопросы

Кто работает в гримерной?

Чем пользуются гримеры?

Как звали самого опытного гримера?

Кого она стала гримировать?

Как была воспитана молодая актриса?

Кто коснулся ее лица крылом?

Что с ним случилось?

Что сказали оператор и режиссер?

Хотелось ли Оле просить прощения у Анастасии Ивановны?

Простила ли ее гример?

Кого она поблагодарила за помощь?

Где спряталась волшебная бабочка?

Высшая Школа Телевидения «Останкино» - лидер в сфере подготовки кадров для телевидения и радио.
Преподаватели будущих телеведущих, тележурналистов, актеров, режиссеров являются действующими профессионалами на телевидении и в медиа-журналистике. Также в школе преподают заслуженные деятели культуры и искусства: Александр Политковский, Татьяна Пушкина, Евгений Гинзбург, Дмитрий Крылов, Лев Новожженов, Алексей Лысенков, Александр Журавский, Алексей Якубов, Юлианна Шахова, Елена Борзова, Дарья Червоненко.
Учащиеся имеют возможность пользоваться профессиональной аудио- и видеотехникой, все студии оснащены необходимым современным оборудованием.
Выпускники школы телевидения по результатам производственной практики находят постоянное место работы на ведущих российских телеканалах: «Первый канал», «Россия», «Культура», «НТВ», «СТС», «ТНТ», «Столица», «Домашний», «ТВЦ» и многие другие.
Высшая Школа Телевидения «Останкино» выдает диплом установленного образца по следующим специальностям:
«Мастерство телерадиоведущего»,
«Имиджмейкер. Искусство стиля и грима»,
«Режиссер телевидения»,
«Режиссер музыкальных видеоклипов»,
«Актёр кино и телевидения»,
«Телеоператор. Фотохудожник»,
«Тележурналистика. Редактура. Связи с общественностью»,
«Режиссер видеомонтажа»,
«Звукорежиссер».
В Высшую Школу Телевидения приглашаются все, кто хочется стать профессионалом в мультимедийной журналистике и в творческой сфере! Вас ждут интересные мастер-классы с известными деятелями культуры и журналистики, яркая студенческая жизнь, и достойный фундамент для будущей профессии.
Московский Институт Телевидения и Радиовещания «Останкино» МИТРО

Источники

Шорыгина Т.А. Беседы о телевидении: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с. (Вместе с детьми).

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

С уважением, О.Г. Гольская.

"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. Профессии. РАБОТНИКИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ").

Выбирая профессию, связанную с телевидением, вы выбираете надежную и стабильную специальность, ведь для каждого понятно, что телевидение и общество - понятия неразделимые. Телевидение для огромного количества населения продолжает оставаться единственным и основным информационным источником, люди привыкли получать всю необходимую и жизненно-важную информацию из телевизионных источников, доверять этой информации и руководствоваться ею.

Желая получить профессию телевизионщика и осваивая курс «Телевидение и общество», вы готовите себя к профессии, которая будут всегда и везде востребована, ведь телевидение не сможет заменить ни интернет, ни другие коммуникационные способы связи еще долгие годы.

Телевидение и общество - понятия неразделимые, так как телевизионный эфир уже давно и прочно незаменимо вошел в повседневную жизнь каждого человека. Благодаря телевидению, людям доступна информация, которая делает жизнь насыщеннее, информационно-грамотнее и познавательнее. Осваивая профессию, связанную с понятием «Телевидение и общество», вы должны быть готовы к тому, что вы сможете доносить до огромного количества заинтересованных людей, находящихся в разных регионах страны, информацию, которая будет создавать их мировоззрение и менять мировосприятие. Каждому, кто планирует связать свою жизнь и будущую профессию и карьеру с телевидением, стоит понимать, что телевидение - это источник информации массового распространения, на котором строится восприятие окружающей действительности огромного количества населения.

Слушатель, познающий курс обучения по специальности «Телевидение и общество», будет познавать следующие дисциплины и предметы:

1. Основные понятия сферы телевизионной деятельности.

Слушатель ознакомится с этапами основания и развития телевидения, осознает важность присутствия телевидения в жизни людей на протяжении разных эпох. Будет рассмотрена хронология развития телевизионного бизнеса, основные этапы и элементы прогрессирования данной сферы деятельности.

2. Разработка идеи передачи изображения на расстоянии.

Здесь каждый обучающийся сможет ознакомиться с историей развития телевидения в самом начале 20 века и в последующие годы. Особое внимание будет уделено прогрессирующему развитию телевидения в период от 60-х годов до 90-х. Поэтапно будут рассмотрены все этапы развития телевидения параллельно с развитием современных технологий, сопутствующих этой сфере деятельности. После освещения данного этапа, будет дано подробное освещение темы развития спутникового и кабельного телевидения, которое продолжает быть актуальным и в наши годы.

3. Воздействие телевидения на общество.

В рамках этой программы вы сможете изучить специфику воздействия информации, передаваемой с помощью телевизионных эфиров пользователям, а также воздействие телевидения на сознание общества. В рамках курса вы изучите основные этапы воздействия телевидения на мировоззрение общественности и силу его воздействия на мировоззрения человека. Телевидение является основной составляющей в процессе формирования общественного мнения огромного количества населения - именно об этом будут осведомлены слушатели дисциплины.

4. Жанры телевизионной деятельности.

В разрезе этой тематики слушатели будут ознакомлены с разновидностями профессии и её специфическими аспектами. Основы литературоведения и искусствоведения необходимы каждому будущему телевизионщику, осведомленность в разнообразии жанров - необходимая составляющая в знаниях успешного телевизионщика. Все эти познания слушатель сможет получить в рамках обучающего курса. Любая информация, преподносимая из телевизионных источников, как правило, относится к определенному жанру - все жанровые спецификации будут рассмотрены. Слушатели ознакомятся с жанром информационного сообщения, выступления или отчета, репортажа или обозрения. В рамках курса также будут освещены методики ведения телевизионной беседы, дискуссии, ток-шоу, пресс-конференции и прямой передачи информации в рамках прямого эфира.

Квалифицированный телевизионщик также должен познать основы телеочерка, телевизионной зарисовки, азы телевизионного эссе и работы в сатирическом жанре. В области телевизионной документалистики вы также получите необходимые познания, которые будут востребованы в повседневной работе каждому, чья профессия связана с телевидением.

5. Познания в области телевизионного рейтинга.

Эти знания также необходимы каждому слушателю, который планирует связать свою профессиональную деятельность с телевидением. В рамках этой дисциплины вы сможете узнать, от чего зависят рейтинги телевизионных программ, эфиров, каким образом можно оказывать влияние на эти показатели и добиваться их повышения. Способы определения телевизионного рейтинга, его важность, разновидности рейтингов, способы измерения - имея познания в этих областях, вы сможете отлично регулировать свою будущую деятельность в телевизионной сфере.

Преподаватель(и) предмета:

Два высших образования. В Телевидении с 2002 года. Начинал как специалист по компоузингу и промоушену телевизионных каналов: ТВ 6 и ТВС - режиссер промоушен-отдела, занимался разработкой и созданием промо-роликов и межпрограммным обеспечением эфира. Канал ТВ-Центр - режиссер оформления эфира, участвовал в ребрендинге канала, занимался...

Изучается на следующих программах обучения:

Доступно онлайн обучение


Срок обучения

Одной из самых востребованных профессий в области телевизионной деятельности по праву считается профессия звукорежиссера. Звукорежиссер - это важнейший человек в телевизионном мире, так как только профессиональный и опытный звукорежиссер сможет донести до зрителя весь спектр разнообразия звукового сопровождения той или иной новости,...

Доступно онлайн обучение


Срок обучения

Специальность «Продюсер телевидения» во все времена была одной из самых уважаемых и востребованных в своей сфере деятельности. Наиболее яркими представителями такой профессии считаются исполнительный и линейный продюсер. Говоря об области, где используются навыки специалиста, прежде всего, необходимо отметить, без работы продюсера...

Среди современные амплуа, в которых журналист предстает перед зрителем, наиболее выделяются следующие основные специализации: обозреватель, репортер, комментатор, интервьюер, редактор и ведущий программы (передачи, ток-шоу, новостей).

Практика отечественного телевидения не всегда дает возможность увидеть ту или иную специальность в “чистом виде”. Сама форма телепередачи «требует от журналиста переключения на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского канала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала» Телевизионная журналистика. Под ред. Г.В. Кузнецова и др. - М., 1998. С. 89. С. 216..

Вместе с тем страдает качество телепередач, когда, например, один из блестящих мастеров обдуманного до последней фразы комментария на международные темы вдруг берется вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседникам на поле или на стадионе репортер, часто не выдерживает студийного монолога. Бывает, что интервьюер-портретист, снискавший славу светскими беседами с деятелями искусства, терпит провал, взявшись за интервью с политиком. А отличный ведущий-информатор оказывается смешон в роли комментатора- аналитика или неловок в ток-шоу.

Это происходит по многим причинам. Среди них: и недостатки профессиональной подготовки журналистов, и неразвитость необходимых личностных свойств, и отсутствие всесторонней практики работы, и инертность мышления, и то, что «пока журналисты по привычке думают в первую очередь не об интеллектуальном импульсе, а о том, что доступно показу, исходя из возможностей техники» Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. - М., 1980. С. 9..

В то же время логика технического развития телевидения и требований к специалистам уже сегодня подсказывают, что тележурналист должен уметь многое, владеть сразу несколькими специальностями.

Корреспондент телевидения завтрашнего дня, как представляется, будет сочетать в себе качества и комментатора, и обозревателя, и интервьера, и ведущего телепрограммы. Несомненно на отечественное телевидение придут и продюсеры, и модераторы, и универсальные редакторы, и шоу-аналитики. В недалеком будущем практика работы в глобальных информационных сетях и острая конкуренция “заставят” тележурналиста стать универсальным работником, способным, не выходя из студии, подготовить и провести любую телепередачу.

Особый акцент будет сделан на обеспечение интеграции высокого технического уровня и художественности материала, выходимого в эфир, компьютерной грамотности, компетентности и редакторской подготовке тележурналиста.

Говоря об особенностях журналистской работы (и в том числе - на телевидении), необходимо иметь ввиду довольно общеизвестное положение, характеризующее суть журналистской профессии в целом. Журналистика - это синтез общественно-политической деятельности и творчества, предполагающий необходимый уровень профессионального мастерства. Первое определяет выбор проблем и тем, понимание социальной значимости журналистского материала и уровень ответственности за возможные социальные последствия. Это как бы суть, содержание профессии. Второе влияет на форму ее реализации - выбор жанра и необходимых изобразительно-выразительных инструментов. Как и в любом другом явлении, содержание и форма диалектически неразрывны. Беспредельно гениальная идея может потерпеть крах, если ее автор не владеет формальной стороной профессии, и, наоборот, безупречное владение техникой профессии вряд ли спасет проект, импотентный в творческом плане.

Редактор. Литературное редактирование как таковое - малая часть функций редактора на телевидении. Телевидение- творчество коллективное, а потому повышается роль людей, владеющих общими принципами телепроизводства. Таковыми являются редактор программы и продюсер. Литературный же редактор на телевидении отличается от редактора в печатной и радиожурналистике, прежде всего тем, что в его ведении появляется в дополнение к слову (в печати), звуку (на радио) еще и изображение. То есть, редактирование на телевидении происходит как бы в трех плоскостях, в трех измерениях. Редактор программы, кроме того, является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели.

Продюсер. Продюсерство как род профессиональной телевизионной деятельности в телекомпаниях стран постсоветского пространства вряд ли можно считать окончательно сформировавшейся профессией со строго регламентированным набором функций. На западном ТВ под продюсером понимается, как правило, тот же редактор, отвечающий еще и за организационные и финансовые аспекты подготовки программ.

Корреспондент (репортер). Репортер или корреспондент - самая массовая и многогранная из "экранных" ТВ. По сути, репортерская работа - основа современного телевидения; без корреспондентских материалов, отражающих реальную жизнь, телевидение представляло бы собой набор студийных передач плюс трансляцию фильмов и других рекреативных программ. Репортерская работа осуществляется в разных плоскостях. Существуют репортеры-универсалы, которые не специализируются на чем-либо, а основой их работы является принцип в необходимой степени полного исследования любой темы, любого предмета. В более крупных телекомпаниях и авторитетных информационных программах очень часто существует специализация. Репортеры специализируются "по горизонтали": в определенной сфере общественной жизни и деятельности (политика, экономика, криминальная тематика, наука, экология и т.д.). В отдельных программах (например, "Вести", РТР) существует даже более узкая специализация: отдельные корреспонденты не просто занимаются сферой политики, но и внутри ее специализируются более конкретно: кто-то отражает деятельность президента и его администрации, кто-то - правительства, парламента, МИДа, министерства обороны и т.д. Специализация "по вертикали" означает работу корреспондента со всеми новостями, но только по одному региону, по одной стране.


Другое разделение корреспондентов основано на специализации по жанрам. Подавляющее большинство работают с оперативной информацией новостных и информационных программ. Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиями, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ.

Понятно, что вся эта дифференциация довольно условна. Никогда не исключено, что оперативный репортер займется более глубоким расследованием по какой-то теме и, наоборот, исследующий репортер не подготовит оперативного репортажа по поводу какого-либо события. В этом смысле можно считать примером имеющее место взаимодействие двух программ Российского ТВ: "Вести" и "Зеркало". Аналитическая программа "Зеркало" имеет своих штатных репортеров, которые, оказавшись на месте какого-то события, не пренебрегают зачастую подготовкой оперативных сюжетов для "Вестей". В то же время, "Зеркало" может заказать подготовку аналитического материала специальному корреспонденту "Вестей", выезжающему в оперативную командировку, или собственному корреспонденту, находящемуся непосредственно на месте события.

Свои положительные и отрицательные стороны имеет любая специализация репортерской работы. "При горизонтальной" специализации это выглядит следующим образом. Корреспондента, специализирующегося исключительно на одной, скажем, экономической, тематике, подстерегает опасность по двум направлениям. Во-первых, его достаточно глубокое проникновение в тему может повлиять на репортаж в смысле его малодоступности для аудитории. Другими словами, "если понятно мне, должно быть понятно и другим". То же относится и к репортеру, специализирующемуся "по вертикали" - глубокое и всестороннее знание предмета может пойти во вред. По большому счету, аудитории информационной программы не нужны все и всяческие подробности о том или ином событии. Другое дело - суметь в минимальном объеме показать событие, если есть необходимость, в его контексте. И показать так, чтобы и контекст и событие оказались доступны для понимания зрителей. При специализации возникает и другая беда - так называемое "замыливание глаза". Постоянно занимаясь предметом, корреспондент может не заметить каких-то явлений, не придать большого значения чему-либо, что на самом деле может быть интересно большой аудитории. Резюмируя эти размышления, можно сказать: хорошо, когда репортер знает ненамного больше о предмете, чем это нужно аудитории. И еще одно подводное течение специализации: она грозит репортеру потерей беспристрастности, объективности. Вольно-невольно, он, глубоко вникая в суть событий и процессов, становится сторонником какой-то точки зрения. Особенно, если речь идет о событии или процессе, содержащих в себе внутренние противоречия. И уж совсем недопустимо подобное в случаях отражения в репортажах социальных или военных конфликтов. (Впрочем, в последних ситуациях различные редакции проводят разную политику. Например, программа "Вести" в отражении войны в Нагорном Карабахе и грузино-абхазского конфликта нашла свой подход: в эфире обязательно рядом присутствовали два сюжета, подготовленные корреспондентами, находящимися по разные линии фронта. При этом каждый из сюжетов мог быть тенденциозен, но в целом картина оказывалась приближенной к объективной. Правда, та же программа в ходе гражданской войны и последующих процессов в Таджикистане не смогла удержаться на высоте положения и давала в эфир, практически без исключений, одну лишь точку зрения - правительственную, игнорируя вторую сторону конфликта - оппозицию. Это, конечно, недопустимая ошибка в политике программы в целом).

Профессиональное мастерство репортера можно свести к четырем элементарным, но принципиально важным, требованиям.

Первое: суметь оказаться в нужное время в нужном месте. Успеть вместе со съемочной группой туда, где происходит общественно-значимое событие. Суметь (во многих случаях - даже без согласования с редакцией) оценить общественную значимость события и принять решение о подготовке материала, либо об отказе от него. Второе: с участием оператора быстро продумать возможную структуру и композицию сюжета, исходя из чего, выбрать и зафиксировать необходимый видеоматериал, записать нужные интервью, при необходимости - stand up. Третье: собрать необходимую информацию о событии, оценить степень необходимых подробностей и подготовить текст. Четвертое: организовать быстрое возвращение съемочной группы (в отдельных случаях - доставку подготовленных видеокассет и текста сюжета) в редакцию к такому времени, чтобы материал был подготовлен к эфиру в нужное время. Условия выполнения первого требования часто зависят не только от репортера, но находчивость и умение преодолеть даже посторонние факторы тоже относятся к характеристикам профессионального мастерства. Довольно простая из возможных в таком случае ситуаций может выглядеть так. (В больших редакциях обычно устанавливается дежурство репортеров. Вы - дежурный. Вам сообщают о месте и времени события, оператор с техникой и машиной ждут у подъезда, известно время выпуска программы, к которому нужен ваш сюжет. Еще проще работать, опираясь на планирование работы редакции. Оно осуществляется на информации о событиях, о которых возможно узнать заранее (пресс-конференции и брифинги, совещания и заседания, визиты и встречи, митинги и демонстрации и т.д.). Планирование происходит за день (а то и более) до события и уже в понедельник вы можете знать следующее: в среду в 8.00 - выезд, в 9.00 - начало заседания; информационная компьютерная служба подготовила для вас всю предварительную информацию и событии; выход в эфир - в выпуске на 17.00.). В реальности же все бывает куда как сложнее. Отсутствие связи с редакцией - серьезнейший из факторов, которые могут помешать, но и он преодолим. Просмотр газет, прослушивание радио, поддержание контактов с пресс-службами и разного рода ньюсмейкерами, способность к анализу и прогнозированию - все это и многое другое вполне может сочетаться в одном-единственном человеке, если он - репортер.

Выполнение второй из стоящих перед репортером задач в значительной степени связано с двумя факторами. Один из них - умение взаимодействовать с оператором. (Об этом см. ниже, в гл.4, посвященной собственно репортажу). Второй фактор - принятие решения о необходимости записи интервью и (или) stand up"а, о наборе необходимых видеокадров - решается, прежде всего, на основе профессиональных навыков (или, как минимум, знаний) репортера, хотя и здесь немаловажное значение приобретает, особенно в ситуациях достаточно экстремальных, взаимопонимание среди участников съемочной группы. Собственная состоятельность корреспондента определяет способность решения задачи написания текста, как и оперативная доставка материала - о находчивости, умении сгруппироваться и преодолеть, казалось бы, непреодолимое, уже говорилось выше.

Одно из репортерских правил: хорошее начало материала вызовет интерес и внимание, хорошая концовка оставит материал в памяти. Другое относится к разряду вечных истин: краткость - сестра таланта. Впрочем, обоснованный, замотивированный сюжет, вышедший за рамки хронометража, рекомендованного редакцией до выезда на съемки, вовсе не говорит о его творческой несостоятельности.

Репортерство - это предельно универсальная из экранных профессий. Это и умение произнести монолог, это и мастерство интервьюера, это работа сценариста и режиссера постановщика, это способность беспристрастно изложить самостоятельно собранную информацию и умение, если необходимо, быть аналитиком, прогнозировать развитие событий. Репортер - посредник между событием и аудиторией. И от того, как он выполняет работу посредника, иногда неблагодарную, во многом зависит дальнейшее развитие самого события. Поэтому репортер - это еще и ответственность. Ну, а собственно репортажу, как телевизионному жанру, посвящен отдельный раздел данного учебного пособия.

Комментатор и обозреватель. "Факт священен, комментарий свободен", - так звучит один из главных законов западной журналистики. Событие неприкосновенно - это догма из тех, с которыми не спорят. Комментарий - это точка зрения на факт, событие, процесс. В роли комментатора выступает, как правило, журналист, имеющий достаточный опыт, владеющий историей вопроса, являющийся специалистом по данной тематике, имеющий, таким образом, моральное право выступать с оценками и прогнозами. Его функция - разъяснить зрителям сложный вопрос, показать его в контексте, изложить существующие точки зрения, аргументировав при необходимости свою и подвергнув аргументированной же критике все иные. В качестве комментатора не всегда обязательно выступает профессиональный журналист. Возможно и приглашение для комментирования кого-то из специалистов, не работающих на телевидении. Правда, при этом автор или продюсер программы должны учитывать способности этого человека: мало того, что он специалист по проблеме, приглашенный в качестве комментатора должен еще и иметь ряд качеств, позволяющих ему выступать в эфире (например, необходима дикция; даже если содержание комментария будет исключительно интересным, неразборчивая речь может свести на нет зрительский интерес, и результат окажется равен нулю. В этом случае лучше использовать данного специалиста в качестве консультанта до эфира, а профессиональному журналисту-комментатору использовать информацию специалиста, по возможности сославшись на его авторитет). Подбирая участника передачи необходимо помнить о так называемом "чувстве камеры" - умении человека общаться с невидимой для него аудиторией. Несмотря на право комментатора иметь свою точку зрения, необходимо помнить: помимо логики и темперамента, аудиторию всегда убеждает еще и определенная дистанцированность комментатора по отношению к материалу передачи. Исключением могут быть рассуждения или выводы, связанные, например, с общечеловеческими моральными ценностями. Отсутствие личных эмоций и точки зрения по поводу действий маньяка, совершившего ряд страшных преступлений, вряд ли будет оценено по достоинству аудиторией, в этом и ему подобных случаях следует вспомнить о таком качестве телеинформации как персонификация.

Важным элементом работы комментатора, длительное время (в отличие от репортера) находящегося в кадре, является "чувство камеры", уже упоминавшееся выше. Один из признаков профессионализма в этом плане - умение видеть вместо камеры живого человека, вместо объектива - глаза внимательного слушателя, собеседника, обращаться к этому человеку, а не в пустоту, представляя за ней абстрактную миллионную аудиторию. (Некоторым журналистам удается представить в роли этого "живого человека" оператора, находящегося за камерой. Другие представляют его более абстрактно, это уже кому что удается). Работа комментатора и обозревателя имеет много общего. Прежде всего, это право и необходимость донести до аудитории взгляды, мнения, суждения, оценки.

Диктор и ведущий новостей. Отличие ведущего новостной программы от диктора не так велико. Диктор зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст, то же самое делает и ведущий. Теоретически диктор не имеет права на импровизацию, у ведущего такое право есть. На практике за очень редкими, буквально единичными исключениями, ведущие новостных программ на телеканалах постсоветских стран этим правом не пользуются. И не потому, что не хочется. Динамика новостной программы такова, что на осознание того или иного факта, выработку в сознании четко выверенных слов и их произнесение просто физически не хватает времени. Другое дело, что ведущему требуется, может быть, больше актерской игры перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Пользуясь определением К.С. Станиславского, писавшего об "излучении", идущем от хорошего актера в зал, можно сказать, что именно такое "излучение" отличает ведущего от диктора. Диктор сообщает зрителям программу передач, сводку погоды. Пожалуй, этим начинается и на этом же заканчивается дикторская функция на современном телевидении. Диктор может зачитать в эфир какое-либо официальное сообщение. Все это может сделать и ведущий, тем более что многие телеканалы уже отказались от дикторских форм сообщения программы передач и сводок погоды. Можно предположить, что собственно дикторская профессия уходит с телеэкрана, оставляя ряд своих черт профессии ведущего. Другое дело, что и ведущий не может претендовать на роль автора программы. Зритель понимает, что ведущий не сам добывал новости из разных точек планеты, но зритель сумеет оценить умелую, уверенную и тактичную подачу этих новостей. У ведущего четкая дикция и выразительные интонации: ни одна запятая из текста ведущего не имеет права остаться непонятой аудиторией.

Шоумен, модератор, интервьюер. В основе профессии лежит способность журналиста общаться с людьми. Это - общее. К объединяющему их качеству относится и воздержание от высказывания собственных мнений, оценок, что отличает названные журналистские специализации от амплуа комментатора или обозревателя. В то же время, каждая их этих журналистских специализаций имеет и ряд принципиальных различий, включая и жанровые. Шоумен - ведущий массовой (обычно студийной) передачи, ток-шоу. Важнейший элемент этого жанра - зрелищность, поэтому шоумен - это массовик-затейник высокого класса. Очень непросто держать большую группу участников передачи в заданном русле общего разговора, создавая из этого общения единое действо, интересное аудитории. Кстати, есть мнение, что шоумен - не столько журналист, сколько драматический актер, и, может быть, в этом мнении немало истины. Модератор - западный термин. В понимании, сложившемся на постсоветском пространстве, это ведущий "круглого стола". И если шоумену необходимы такие качества, как артистизм, динамичность, очень часто - остроумие, находчивость, то ведущий дискуссии на серьезные темы должен вести себя взвешено, предельно важным условием этой работы является по возможности более глубокое знание предмета беседы или дискуссии. Правда, модератора всегда подстерегает и опасность уйти со своими собеседниками в обсуждение каких-то деталей, выходящих за планку зрительского интереса. Имея знания о предмете и собрав за "круглым столом" сторонников разных, порой противоположных, мнений об этом предмете, модератор обязан сохранять нейтральность. Особенно при проведении такой разновидности жанра как теледебаты. Ярким примером являются теледебаты предвыборные: подыгрывание одному из кандидатов в предвыборных теледебатах журналист ставит крест на своей профессиональной карьере. Интервьюер - отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении или комментарии и т.д. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы. Необходимо владеть темой (телевизионщики говорят обычно: "быть в теме") настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Особенно важно последнее, если разговор идет в прямом эфире. Интонации и общая атмосфера большого интервью играют роль порой не меньшую, чем содержание разговора. Преодолеть искусственность, нарочитость атмосферы, в которой на самом деле идет разговор (присутствие камеры, освещения и т.д.) самому, помочь в этом преодолении собеседнику, установить контакт как бы интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами - значит, создать условия для выполнения задачи. Закон большого интервью: если нет контакта глаз, значит, нет и интервью. Другой закон - безусловное внимание и понимание к собеседнику. Пусть вы на множество порядков умнее своего интервьюируемого, во много раз лучше владеете темой разговора - раз уж вы выбрали его для интервью по той или иной причине (может быть, важен социальный статус этого человека и пр.) будьте добры относиться к нему с уважением и ни в коем случае даже намеком не покажите своего превосходства. Для стран постсоветского пространства неким эталоном большого интервью можно считать работу Урмаса Отта - ошибки есть и у него. И одна из них, признанная самим мэтром - "важничанье" перед гостем в студии. В западной журналистике на этот счет есть неписаное правило, достойное быть взятым в арсенал: вопросы, которые неприятны собеседнику, вопросы, которые могут разозлить его - все это оставляется на конец разговора.

Критерии оценки профессиональной деятельности на ТВ. Любое действие, разворачивающееся на экране, является зрелищем. И в этом смысле оценка журналистской работы на телевидении в любом случае начинается с отношения к видеоизображению. Журналистский текст в данном случае попадает в зависимость от картинки. Свойства человеческого восприятия таковы, что изображение воспринимается и осознается раньше, чем звуковое текстуальное наполнение телевизионной передачи. Неинтересная, серая картинка может испортить самый гениальный текст. Если вы подготовили интересный и важный материал, сделайте все возможное, чтобы видеоряд соответствовал тексту: материал в целом от этого станет только лучше.

Зрительское отношение к телепередаче лежит в основе оценки уровня передач: как и на рынке, покупатель, потребитель всегда прав. Исходя из этого, существует несколько формализованных систем оценки телепередач. Школа журналистики Колумбийского университета (США) в этих целях применяется 72-балльная шкала. Шкала оценок, разработанная санкт-петербургским психологом В. Бойко, содержит 74 позиции. Назовем некоторые из критериев, признанных в ряде различных оценочных систем.

Наличие информации, имеющей прикладное, практическое значение для зрителя.

Наличие информации, подтверждающей (или повышающей) социальную самооценку зрителя.

Наличие информации, вызывающей сопереживание зрителя.

Наличие информации, имеющей эстетическую ценность.

Помимо общеинформационной значимости телематериала, различные системы оценок учитывают и чисто профессиональные аспекты. К таковым могут относиться:

Операторская работа (эффектные кадры, съемки со штатива, безукоризненный горизонтальный уровень камеры);

Звуковое сопровождение: хорошее качество звука.

Ряд оценочных критериев относится к системе взаимоотношений журналистов и зрителя: "поиск общего языка", "учет различных зрительских мнений", "отсутствие стремления быть выше, умнее зрителя" и т.д. Оценочная шкала Колумбийского университета содержит и ряд требований конкретно к тексту: структурное оформление, аргументированность выводов, четко выраженная главная идея, правильный язык, использование разговорной стилистики и т.д. Важнейшим и общепринятым критерием является соответствие журналистского материала общей стилистике программы, передачи, канала. Для достижения этого условия необходимо, прежде всего, четкое представление корреспондента о жанрах тележурналистики и свойственной каждому их жанров стилистике, а также знание специфических стилистических требований данной передачи или программы.

Вопросы и задания

1. Возможно ли совмещение работы редактора программы и корреспондента одним человеком. Как вы думаете, в чем плюсы и в чем минусы такого совмещения, что преобладает? А при совмещении работы редактора и ведущего программы?

2. В последние годы частым явлением стал снимающий корреспондент. Проанализируйте работу корреспондента и оператора (см. дополнительно гл. 6 наст. пособия): каковы положительные стороны этого явления? Каковы недостатки? Подумайте и смоделируйте ситуации, когда принципиально невозможно обойтись без оператора.

Киноискусство в последнее время очень прибыльным и популярным. На съемочной площадке происходит много действий, чтобы создать двухчасовой фильм требуются месяцы упорного труда десятков, сотен, а то и тысяч работников. Потому рассмотрим самые востребованные

Профессии, связанные с кино

  • Актер или актриса
  • Гримёр
  • Декоратор
  • Звукорежиссер
  • Костюмер
  • Режиссер-постановщик
  • Сценарист
  • Хореограф
  • Технолог
  • Композитор
  • Художник (постановщик, гримёр)
  • Продюсер

Профессия продюсер кино и телевидения – одна из самых главных в этой сфере, но без других работников было бы невозможно создать красивое кино. Стоит учитывать также множество людей, отвечающих за техническую составляющую, это необходимые профессии в сфере кино.

Профессия актер кино - наиболее яркая, все мечтают стать актерами, ведь они – это лицо фильма, они известны, их лица узнают миллионы, чего не сказать про дублеров, которые исполняют самые опасные трюки вместо них.

Но есть еще одна приносящая славу и мировое признание профессия. Режиссер кино может быть узнаваем, по его имени можно многое судить о предстоящем фильме, чего ожидать, и т.д. Если рассмотреть мир профессий – кино одна из самых ярких площадок для реализации своих творческих возможностей.

Профессии кино и телевидения

Профессия оператор кино – никто не запомнит операторов как звезд мирового уровня, но ведь это они создают сырьё для обработки, это те люди, которые превращают мгновение на площадке для съемок в цифровую или пленочную запись.

Какие профессии в кино еще можно упомянуть? Несомненно, каскадеры заслуживают внимания. Они рискуют жизнью ради красивого кадра, сложно представить себе современный фильм, без активных действий, сложных трюков. Это все благодаря им.

На телевидении роль актеров играют ведущие, но за кулисами остается очень много работников, которые делают картинку такой, какую мы видим по телевизору. Много профессий кино и телевидения идентичны между собой, ведь и там, и там создается качественный видеоматериал.

Профессии театра и кино

В театре нет возможности сделать второй дубль, настоящее искусство сделать все без единой ошибки и повторов. Многие люди ценят это и ходят до сих пор на известные постановки. Все как в кино, только сразу без записи, в качестве операторов сами зрители, но за кулисами проделано очень много работы по подготовке всех декораций, грима, да и сами актеры на уровень выше знают сценарий и свою речь, чем в кино.

Выучить огромный текст, рассказывать его с эмоциями, так, как будто сам становишься частью постановки – это непростое дело. Профессия актер театра и кино является мечтой многих людей из самого детства. В общем, профессии, связанные с кино и театром очень схожие между собой.

Большинство известных голливудских актеров начинали с театра. Их талант продолжал расти, и появлялась возможность сниматься в фильмах. Но актер – не всегда значит мировая известность. Мы видим многих людей в фильме, но главные роли достаются 2-3 человекам, иногда больше. Кому-то приходится умирать первым, кому-то играть злодея, кому-то на 30 секунд побыть в кадре, но это все делает их актерами.

Профессии в анимационном кино значительно отличаются, хотя часто приглашают известных актеров для озвучивания персонажей, актеры здесь являются плодом фантазии художников. Профессия художник кино – вот главная составляющая всех анимационных фильмов. В наше время, некоторые мультфильмы делают до сих пор рисованными, а не на основе трехмерных моделей.

Профессия - снимать кино

Сложно найти что-то более увлекательное, чем создавать отличный видеоконтент, шедевры, которые приносят невероятную прибыль. Профессий много, но прекрасней всех – кино, кассовые сборы тому подтверждение.

Работать над созданием фильма – это мечта многих. Очень важно чтобы человек отдавался своему делу с головой, тот кто работает с искусством делает это как никто другой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!