Георгий Нисский: биография. Нисский, георгий григорьевич - биография Увлекался яхтами и автомобилями

Биография

Выдающийся советский живописец, график, монументалист, иллюстратор. Член Союза художников СССР. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Действительный член Академии художеств СССР (1958). Народный художник РСФСР (1965).

Георгий Григорьевич Нисский родился в семье станционного фельдшера, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля в Белоруссии. Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета имени М. А. Врубеля, учился у А. Я. Быховского. Студийцы с рвением и энтузиазмом молодости рисовали плакаты, писали портреты, создавали панно, выполняли эскизы украшения площадей в дни революционных праздников.

В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923-1930). В 1923 году перешёл на отделение живописи, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин. Параллельно с учёбой работал иллюстратором и в типографии, много внимания уделял спорту, в частности - волейболу.

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой . В это время, под влиянием стилистики ОСТ и прежде всего, творчества своего старшего коллеги - Александра Дейнеки, а также французского художника - Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей.

В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. Море сразу покорило молодого художника грандиозностью и романтикой, он встретился с ним в Новороссийске во время шторма. С тех пор и на всю жизнь Нисский связал свою художественную с морем, оно стало героем многих его картин. Из поездки Нисский привез около двадцати небольших, написанных по впечатлению акварелей и гуашей, которые впервые показал публично на выставке общества «Группа 13». Ни чего кроме молодости, не объединяло Георгия Нисского с этим обществом, творческие установки которого были неясными, а художественная жизнь - скоротечной.

В 1930 году окончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Интернационал на «Жиль-Барте»». Восстание французских моряков в Одессе» (ГТГ), посвящённая черноморскому мятежу. После окончания ВХУТЕМАС работал в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА), оформлял стенгазеты, боевые листки, выполнял плакаты и монументальные панно (1930-1931).

В 1936 году совместно с А. А. Дейнекой, Ф. С. Богородским и Г. Г. Ряжским, ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на военных быстроходных катерах и на подводной лодке. Весной 1937 года совершил поездку на Тихий океан, результатом которой появились такие произведения художника как «Подводная лодка», «Задержание японской шхуны», «Улов на Дальнем Востоке».

В 1938 году участвовал в самой крупной художественной выставке посвящённой Вооруженным Силам - «20 лет РККА и Военно-Морского Флота» картинами «Задержание японской шхуны», «Черноморский флот на маневрах», «Подводная лодка». Его имя упоминается во всех многочисленных критических статьях, посвященных выставке центральной и периферийной прессой.

Участвовал в масштабной тематической выставке «Индустрия социализма», на ней было представлено более тысячи произведений. Они занимали семнадцать залов, группируясь по тематическому признаку. В четвёртом и пятом залах, объединенных темой «Индустрия крепит оборону СССР», висели картины Нисского «Спуск корабля» и «На Дальнем Востоке». Первая картина, пользовалась особой популярностью у посетителей, все, кто писал о этой картине, отмечали смелость и оригинальность её композиционного решения. Нисский трактует это значительное событие как народный праздник - этому отвечает яркий колорит картины, передающий и летнюю синеву моря, и прозрачную синь неба, оттененную розовеющими облаками, и нарядность флагов расцвечивания, которыми набраны слова «Красный флот на удар ответим ударом».

В 1940 - вместе с художником Фёдором Решетниковым, Нисский совершил поездку на Балтийское море. Совершил неоднократные поездки на Баренцево море, где художника застала Великая Отечественная война (1940-1941).

В предвоенные годы Г. Нисский уделял внимание и плакату, создал листы посвящённые обороне СССР: «И если враг с ухваткой вора. Зайдет в советские моря. К орудьям встанут комендоры. Ударят с грохотом линкоры. Подняв литые якоря» (1940).

Во время войны Нисский оставался в Москве. Работал в мастерской оборонного плаката Окна ТАСС; остался верен себе - выполнял плакаты, как правило, на морскую тему: №588 «Во славу Октября!» (1942). В феврале 1942 года вместе со своим другом Дейнекой, Нисский ездил в действующую армию, в район Юхнова. Художник вел фронтовой дневник и много рисовал.

Война вызвала огромный подъём советского искусства. Перед художниками встали благороднейшие задачи: укреплять патриотизм людей, поддерживать их волю к борьбе с захватчиками. Осуществить это можно было в произведениях, захватывающих зрителя глубиной и непосредственностью чувства, убедительностью формы, способных повести за собой.

Именно такие задачи Нисский решал в своём творчестве. Свою веру и волю в победе сумел отлить в чеканные формы таких картин, как «Севастополь», «Бой в Ирбенском проливе» (1942), «Над Баренцовым морем» (1942), «Потопление фашистского транспорта» (1942); свою безграничную любовь к Родине выразить в великолепных пейзажах: «Клязьминское водохранилище», «Мост на канале», «После дождя», «Канал Москва - Волга», «Ночь на канале» и другие, продолжая в суровые военные годы развивать жизнеутверждающую тему красоты и величия родной природы.

Одно из лучших произведений художника этих лет - картина «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе». Она написана вскоре после великого сражения за Москву зимой 1942 года и была экспонирована на выставке «Великая Отечественная война» в 1943 году.

Той же задаче посвящает художник графические работы, к которым он вновь обращается в годы войны. Нисский создаёт отдельные листы «Партизаны в засаде», «Перед боевым вылетом» и циклы рисунков на темы - «Защита Одессы», «Военная Москва», «Защита Севастополя». Один из лучших графических листов художника «Зенитная батарея у «Динамо»» из цикла «Военная Москва» даёт полное представление об особенностях его графики этих лет.

В 1940-1950-е годы Георгий Нисский много работал и создал, пожалуй, лучшие свои картины - полные энергии, света и воздуха. Именно он и Дейнека стали предвестниками сурового стиля. Его сдержанные по цвету, композиционно и тонально выверенные работы являются одними из лучших реалистических произведений искусства этих лет, в СССР.

В 1951 году, за картины «У берегов Дальнего Востока», «Пейзаж с маяком», «Порт Одесса» (все - 1950), художнику присудили Государственную премию. Летом 1953 года совершил путешествие на яхте по Волге, в результате была написана серия лирических волжских пейзажей: «Витенево», «Волга. Вечер», «Волга. Юрьевец», ««Кайра». Дождь прошел», «Мышкин», «На Волге, «Пестово».

Помимо живописи, Нисский много занимался оформлением и иллюстрированием книг, и здесь тоже остаётся верен морской теме, иллюстрирует книги: П. Гаврилова - «По четырем океанам», Бориса Шатилова - «Нур-Эддин и его учителя», К. М. Станюковича - «Человек за бортом», Джека Лондона - «Матрос первой статьи», С. Т. Григорьева - «С мешком за смертью» (все - 1930); А. С. Новикова-Прибоя - «Между жизнью и смертью» (1930), «Цусима» (1934-1935); «Рассказы о победах» (1932), И. Рахилло - «Крылья мечты» (1933), Л. Соболева - «Капитальный ремонт» (1937), «Морская душа» (1943).

Художник участвовал во всех крупнейших всесоюзных и всероссийских художественных выставках (1932-1966). В 1937 году Нисскому была присуждена бронзовая медаль за картину «Встреча» на всемирной парижской выставке. В 1950 году в зале Московского товарищества художников состоялась первая персональная выставка Нисского. В 1960 - в выставочном зале Союза художников СССР состоялась выставка гуашей мастера. В 1961 - открылась персональная выставка гуашей Нисского в залах АХ СССР. В 1963 - персональная выставка к шестидесятилетию со дня рождения художника в залах Академии художеств СССР. В 1966 открылась персональная выставка акварелей и гуашей Г. Нисского в Нижнем Новгороде (Горьком).

После войны Нисский жил в «Городке художников» на улице Верхняя Масловка, его мастерская находилась рядом с мастерскими своих друзей юности - Андрея Гончарова и Константина Вялова . С молодости Георгий Нисский свободное от живописи время отдавал спорту - играл в волейбол, профессионально занимался яхтным спортом, дважды завоёвывал звание чемпиона Москвы по этому виду спорта. По воспоминаниям современников, Георгий Григорьевич имел много друзей и поклонников своего таланта. К сожалению, не всегда мог отказаться от многочисленных предложений посидеть в теплой компании, и тем самым пристрастился к выпивке. Художник не имел семьи, последние двадцать лет тяжело болел и почти не работал, умер в доме престарелых.

Творчество Георгия Нисского - значительное явление в истории советского искусства, ему присущи оптимизм, ясность чувств и мыслей, чуткость ко всему новому в природе и жизни. Своеобразие Нисского заключается не в каком-то «особом» художественном видении, а в умении художника простотой и завершенностью живописных приёмов придать своему личному восприятию природы общедоступность, художественную убедительность.

Всё, над чем всю жизнь трудился мастер, проникнуто острым ощущением современности. Своей основной задачей он считал отражение в искусстве духа эпохи, тех настроений, которые волнуют современного человека. Это одна из привлекательнейших черт живописи художника Нисского.

Произведения Г. Г. Нисского находятся в самых крупных российских и зарубежных музейных собраниях: Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Государственный Русский музей (ГРМ), Астраханская картинная галерея Б. М. Кустодиева, Бурятский музей изобразительных искусств, Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева, Волгоградский художественный музей изобразительных искусств, Воронежский музей изобразительных искусств, Воронежский областной краеведческий музей, Институт русского реалистического искусства (ИРРИ), Музей Вооруженных сил РФ, Иркутский областной музей, Кабардино-Балкарский художественный музей, Калужский областной художественный музей, Картинная галерея Екатеринбурга, Кемеровский областной художественный музей, Кировский областной музей, Курская картинная галерея, Музей пограничных войск, Нижегородский государственный художественный музей, Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник, Пермский художественный музей, Ростовский областной художественный музей, Рязанский областной музей, Севастопольская картинная галерея, Тверская картинная галерея, Тульский художественный музей, Хабаровский Дальневосточный музей, Чувашская республиканская картинная галерея, Центральный музей Военно-морского флота в Санкт-Петербурге, Ярославский художественный музей, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Национальный художественный музей Белоруссии, Казахская государственная художественная галерея, Киевский музей русского искусства, Туркменский государственный музей, Государственный музей Киргизии, Государственный музей искусств Узбекистана, Каунасский художественный музей, Таллиннский государственный художественный музей, Львовская картинная галерея, Художественный музей Вильнюса.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

» Нисский Георгий Григорьевич

Творчество и биография - Нисский Георгий Григорьевич

Нисский Георгий Григорьевич – русский живописец.

Детство художника прошло на маленькой железнодорожной станции близ Гомеля. Местный живописец В. Зорин, увидевший рисунки юноши, посоветовал ему продолжить занятия изобразительным искусством. Вняв совету, Нисский поступил в гомельскую Студию изобразительных искусств имени М. Врубеля. Его способности заметили и в 1921 г. направили в Москву на подготовительные курсы при Высших художественно-технических мастерских В 1923 г. Нисский перешел на живописное отделение, где его учителями были А. Д. Древин и Р. Р. Фальк.

В эти годы художник сблизился с Обществом станковистов. Его представители пропагандировали новые формы живописи, с помощью которых можно было бы создать обобщенный образ современного города.

Художники-станковисты оказали большое влияние на формирование живописного стиля Нисского, именно от них идет лаконичность и динамика его композиций. Художник увлекается морской тематикой, его притягивают бескрайние морские просторы, гладкие и чистые воды каналов, в которых отражаются белые паруса. Многочисленные марины Нисского посвящены героической романтике жизни военных моряков («Маневры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949).

Нисский - замечательный иллюстратор, и в этом жанре он остается верен морской тематике. Он создает прекрасные иллюстрации к произведениям писателей-маринистов (к «Цусиме» Новикова-Прибоя, «Морской душе» Соболева).

Кроме марин, Нисский пишет заснеженные леса, ландшафты, пересеченные железнодорожными линиями и автомагистралями («Осень. Семафоры», 1932, Третьяковская галерея, Москва; «Белорусский пейзаж», 1947, Московский государственный университет; «Подмосковье. Февраль», 1957, Третьяковская галерея, Москва). Прекрасный спормен, ходивший под парусом на подмосковных водохранилищах, он с убедительной достоверностью изображает спортивные состязания. Природа в его картинах преображена деятельностью человека, даже в тех пейзажах, где нет фигур людей, присутствие их незримо ощущается.

Нисский много путешествует по стране, впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств. Пейзажи и марины Нисского отмечены тонким лиризмом («Подводная лодка», 1938; «У берегов Дальнего Востока»; «Порт Одесса»; «Пейзаж с маяком»; «Под Москвой» - все 1950), состояния природы удивительно точно передают чувства и переживания человека. Многие марины Нисского навеяны романтическими мотивами произведений Александра Грина. Прекрасны легкие и воздушные парусники, качающиеся в голубых волнах, величественны скалы, теснящие к водам морского залива белые городские постройки, напоминающие своими силуэтами гриновский Лисе.

Кажущаяся фантастичность образов не мешает им быть реальными и осязаемыми: Нисский пишет современную ему жизнь, далекую от романтических приключений, обыденную и простую. В картинах заметно восхищение художника мощью морской стихии, но его море не безлюдно, в нем чувствуется присутствие воли и энергии человека (триптих «Порт на севере», 1956-1957).

Октябрь 1941 года. Москва.

Танки идут на запад. На них в белых полушубках - солдаты. Коренастые, с суровыми, обветренными лицами. На московских бульварах войска. Горят костры. На площади Свердлова в козлах винтовки. В Колонном зале идут митинги ополченцев. Небо Москвы гудит от разрывов зенитных снарядов. Тревоги следуют одна за другой...

«В памятную тяжелую зиму 1941-1942 года, когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над Ленинградским шоссе; его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня». Отбор впечатлений шел очень строгий. Отбрасывалось все случайное, все комментирующие детали.




1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»

В тяжелые дни обороны Москвы Нисский испытывал доселе неведомую бурю чувств, его сердце поэта было смятено и возбуждено до предела, и вот отдача - эпическое полотно «На защиту Москвы» создано за пятьдесят часов.

Критики часто упрекали художника за «быстроту» писания картин. Им, очевидно, было невдомек, какой глубокий духовный процесс предварял, подготовлял окончательный «творческий залп» мастера.

Зритель видит приготовившийся к боям город. Но не потому, что художник детально изображает атрибуты обороны. Все они сведены к одному срезанному краем картины противотанковому заграждению, сквозь просветы которого вдалеке, как в панораме, видна цепь таких же заграждений. Но этой деталью Нисский символизирует неприступность столицы. И уходящая вдаль заснеженная дорога с голыми деревьями на обочине кажется надежно охраняемой. А танки с солдатами создают ощущение готовности к защите.




1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»


1941 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В мастерской»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Москва. Динамо»

В феврале 1942 года Дейнека и Нисский едут в действующую армию, в район Юхнова. Бесконечная русская заснеженная равнина с рваными черными ранами взрывов, обгоревшие остовы домов, искореженная техника и впаянные в снег трупы. Враг разгромлен, отброшен от Москвы.

Нисский ведет фронтовой дневник. «Только бы верно понять сердцем. На глаза надежды больше. Видят уже правильно <...> Отбирать только главное... Остальное, литературно досказывающее - убирать, убирать уверенно, безжалостно».




1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Когда немцы ушли»
Вернувшись в Москву, Нисский много работает. По заказу Центрального военно-морского музея он пишет серию из тринадцати картин, посвященных подвигам советских солдат и моряков: «Торпедирование вражеского судна подводной лодкой», «Над Баренцевым морем» и другие. Здесь совсем нет внешней героики предвоенных работ.



после 1951 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подводная лодка в Баренцевом море»



1943 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «В море. Военный корабль»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Разгром фашисткого каравана кораблями и авиацией Балтийского флота»
Полотно написано совместно со Штранихом Владимиром Федоровичем (1888–1981)



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской десант»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Черноморский флот»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Атака торпедных катеров»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Залп»


Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Окно ТАСС № 588. Во славу Октября!»
автор текста Василий Лебедев-Кумач



1944 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «У причала»



Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь. Вечер»

За время войны чувство любви к Родине возмужало и наполнилось особой теплотой. За словом «Родина» вставали не только грандиозные масштабы страны, но и маленькие уголки, где человек родился, рос, где воевал. Понятие родины стало более лирическим. В той или иной степени это почувствовал каждый. А художник-пейзажист должен был проникнуться этим даже более других. Особенно художник такого острого и глубокого зрения, каким был Нисский.



1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «Перед вылетом»
гидросамолёт «Каталина»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Утро на аэродроме»


Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подвиг героя Советского Союза П. А. Пологова»

Множество различных эмоциональных оттенков в его пейзажах первых послевоенных лет, но все эти работы полны большой человеческой теплоты и обращаются к сердцу зрителя. Они могут нравиться или нет, но оставить человека равнодушным они не могут.

Один из самых ранних послевоенных пейзажей Нисского «Вечер на Клязьме» (1946). Уже по нему можно судить о том, какой видит теперь родную землю художник. Тихая вода, прорезанная закатной дорожкой. Синяя полоска берега вдали. И красавицы-яхты, столь милые сердцу мастера. Теплая желто-коричневая гамма усиливает едва слышную нотку вечерней элегичности. О росте мастерства говорит и композиция картины, ее четкая построенность, где нет ничего лишнего, ни одной детали нельзя ни убрать, ни переместить. Одновременно ничего внешнего здесь нет. Художник видит проще и глубже.

Страстный яхтсмен, Нисский бесконечно влюблен в воду. Гладь озер и водохранилищ, широкое волжское раздолье, таинственные воды северных рек, бурные морские волны - ко всему этому художник постоянно возвращается в своем творчестве.




1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер на Клязьме»



1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На мостках»



1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В дождик. На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Водный праздник»


1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На взморье»


1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Альботрос»


1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В доке»

Одна из лучших картин этого периода - «Белорусский пейзаж» (1947). Задолго до войны, в 1935 году, в своей родной Белоруссии художник написал этюд, на основе которого спустя двенадцать лет создал эту работу. «Белорусский пейзаж», по существу, широкая панорама родных художнику мест. Панорамность подчеркнута и композиционным построением: железная дорога подходит к самому срезу картины; она словно выходит из-под ног зрителя и ведет его далеко по железнодорожному полотну, мимо семафора, через мост, вдоль широкой лесистой равнины, где деревья с листьями цвета ранней осени подходят к металлическим рельсам. Благодаря низкой линии горизонта, простор кажется необъятным, а дорога - бесконечной. Но, умело вводя почти незаметные на первый взгляд детали - пасущийся скот, путевого обходчика, художник как бы приближает всю огромность пространства к человеку, делает пейзаж более интимным.



1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Белорусский пейзаж»
... Узловую окружал сосновый бор и заросшие лозой болота. По горячим от солнца рельсам, по пыльным путям узловой станции Новобелицы носится ватага босых шумных мальчишек. Один из них, русый, весь в веснушках, Жорка Нисский, сын станционного фельдшера, живет в маленьком домике, всего в ста метрах от железной дороги. В этом домике он родился, рос, и здесь под неуемный грохот и разноголосые крики поездов протекало его детство. Весь мир принадлежал ему - и звонкие лесные ручьи, и ленивая река Сож, и даже таинственное озеро, по которому ходили плоты, - все было в его владениях. Но самым дорогим в его мальчишечьем царстве была железная дорога с паровозами, водокачкой, семафорами.

Жорка ни минуты не сидел дома. Спозаранку убегал в лес, купался с ребятами в речке, потом спешил обратно, на станцию, чтобы успеть забраться на «кукушку» к знакомому машинисту, и под завистливые взоры друзей дать гудок и, замирая от счастья. Вот бы укатить из Новобелиц далеко-далеко... Приходил домой поздно, весь перемазанный мазутом, часто со сбитыми руками, в синяках. И тогда отец молча брал мокрое полотенце, и выдавал ежедневную порцию воспитания.

Каждое утро Жора он надевал красивую фуражку с двумя скрещенными лавровыми ветками и буквами «Г.Г.» - Гомельская гимназия, брал ранец и, благословляемый сияющей матерью, шёл в школу. Пройдя двадцать шагов до изгороди нырял в кусты, и мгновение спустя, перемахнув через забор, оказывался на чердаке родного дома, где его ждали холст, «кисти и купленные на сэкономленные от завтраков деньги краски фирмы «Гюнтер и Вагнер».

Жорка любил рисовать паровозы. Все было хорошо, пока дело не доходило до колес - тут шло криво, косо, и поезда упрямо стояли на месте. Юный художник частенько ревел от досады. Однажды он взял подсвечник с круглой подставкой, обвел ее карандашом, и поезд сразу покатил быстрее ветра. Местный живописец Зорин, однажды увидевший его рисунки, посоветовал продолжить занятия живописью. Вняв совету, Нисский поступил в местную студию.

В 1921 году Георгий Нисский поступил во Вхутемас.

Вхутемас. Сотни страниц исписаны о дерзких и восторженных вхутемасовцах, об их учителях, об удивительном времени дерзаний и чудачеств, о бесконечных спорах и дискуссиях, в жарком горниле которых рождался драгоценный сплав искусства.




1920 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Детский сад» эскиз



1920-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Женщина Востока»



1925 среди студентов Основного отделения Вхутемаса


1929 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Батуми»


1929 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Пейзаж с парусником»

Ребята любили спорт. Они боксировали, занимались легкой атлетикой, играли в волейбол. Волейболисты Вхутемаса держали первенство Москвы. В этой сборной команде одним из лучших был Георгий Нисский. Он недаром с детства слыл озорным и бесстрашным. Кто, как не он, бегал по парапету здания Вхутемаса на высоте восьмого этажа, пугая насмерть старушек, стоящих в очереди в Сандуновские бани. Кто, как не он, первым решил прыгнуть с самолета на парашюте и, когда друзья встретили его как героя, заявил, что «это все чепуха»...



1925 На крыше


1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Прыжок с парашютом»


1927 В физкультурном зале на Рождественке

Желание быть первым, познавать новое, дерзать - во всем этом было огромное влияние Маяковского. Владимир Владимирович часто встречался с молодежью Вхутемаса, а она его боготворила.

Когда Маяковский выступал в Политехническом музее, вхутемасовцы строились у себя во дворе на Рождественке в две колонны и с песнями подходили к дверям музея, безбилетные, сметали контроль и победоносно врывались в зал. Когда все рассаживались где могли, Маяковский улыбаясь говорил: «Ну что ж, можно начинать - Вхутемас пришел». Это была в искусстве пора бури и натиска, пора романтическая, давшая много славных имен...

Год 1930-й. Нисский заканчивает институт. Его дипломной работой была картина «Восстание французских моряков в Одессе».




1930 На выставке последнего выпуска живописного факультета Вхутеина


1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Восстание французских моряков в Одессе. (Восстание на "Жюле Барте")»

...Высокое осеннее небо с легкими перистыми облачками обещает перемену погоды. Но сегодня светит солнце, оно озаряет темную от угля и мазута землю, перечерченную рельсами железной дороги. Черным жуком не спеша ползет по путям паровоз, белым частоколом стоят перед ним семафоры с красными руками. Вот один из них будто нехотя поднял руку - путь свободен. Прохладно. Степной ветер срывает дым с трубы паровоза, поет в стальных проводах телеграфа, ерошит перышки стайки воробьев, зябко прижавшихся друг к другу.

«Осень». На редкость простой мотив, скупой, не богатый живописными аксессуарами, но почему он так волнует? Почему, несмотря на отсутствие традиционных примет золотой осени, вас невольно охватывает очарование? Казалось, как может типичный по атрибутам индустриальный пейзаж (паровоз, семафоры, телеграфные провода) быть глубоко интимным? В чем секрет его обаяния?

Нисский - поэт. Его видение мира глубоко лирично. Взволнованно, прочувствованно, он по-особому, по-своему воспринимает жизнь во всех ее проявлениях. И в громаде событий, и в самых мелких штрихах будней художник осмысливает все остро и точно. Он очень мало пишет с натуры, но зато много видит. Живописец ежедневно, ежеминутно снова открывает мир, мир своей мечты.

Новобелицы. Погожие дни лета 1932 года. Мастер приезжает погостить к родителям, отдохнуть, пописать. Он встает рано утром. Только взошло солнышко, и заискрился, засверкал сад, покрытый росой. Поют птицы, кругом благодать неописуемая. Он уходит в дальний глухой, «нестеровский» бор послушать шум сосен и голоса птиц, потом бредет к речке и долго-долго глядит, как ветер высоко в небе гоняет стаи облаков. Он встречает школьных товарищей, снова ездит на маневровой «кукушке» и снова приходит домой поздно вечером, весь перемазанный, усталый и счастливый. Вскоре Нисский обретает то состояние душевной наполненности, которое так необходимо для творчества поэтам и художникам.

Пейзаж «Осень» он написал дома, сидя на завалинке, по впечатлению, без этюдов. Отец любил сидеть поблизости, молча поглядывая на работу сына. На ко­ленях у него всегда укладывалась старая кошка Машка.

Так родился этот маленький шедевр:




1932-1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Семафоры. Осень»



1932 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Семафоры. Осень»



1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На путях. Май»



1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Бобрики »
с 1961 года город носит название Новомосковск



1935 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Железная дорога»



1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Железнодорожные пути»

В середине тридцатых годов Нисского увлекает тема моря. Он пишет ряд картин, создавших ему известность. Но он ни на один час не бросает поисков. В его мастерской рождаются десятки маленьких эскизов, носящих в себе планы новых картин, новых решений.
Текст из книги Долгополов И.В. «Мастера: Новеллы о художниках» Москва: Воениздат, 1981



1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На рейде»



1936 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской вид. Севастополь. Артиллерийская бухта»



1937 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Маневры Черноморского флота»



1936 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Балаклава. На берегу»


1930


1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Мы моряки»



1932 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Магнолия»


1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На палубе»



1934 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Самолеты в горах»



1937 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Дальнем Востоке. Аэродром»


1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) обложка журнала


1939 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Самолёт "Москва"»

Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета им. М. Врубеля, где под руководством А. Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923-1930). Перешёл на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин . Параллельно с учёбой работал в типографии, много внимания уделял спорту, в частности - волейболу.

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой . В это время, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки и Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей. В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе» (ГТГ).

Конец 1930 и 1931 провел в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно. В 1936 совместно с А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах и на подводной лодке.

Сюжеты первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х годов, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 1940-е годы - морские батальные композиции («Манёвры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остаётся верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).

В послевоенные годы Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах всё чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой), он по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз место моря занимают подмосковные водоёмы.

Нисский много путешествует по стране; впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956-1957).

Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел.

Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «Городке художников» на улице Верхняя Масловка в Москве.

Когда в 1934 году во время своего визита в СССР французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСе вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, ответил, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры». После этого художники говорили, что у Марке вкус «нисский».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!