Фантастическое. Реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос"

Повесть «Собачье сердце», написанная М.А. Булгаковым в 1925 году, является откликом писателя на окружающую его действительность, на результат тех коренных преобразований, что произошли в России в 1917 году.

В произведении воссоздается современная автору жизнь - советская реальность начала 1920-х гг. Однако она передается Булгаковым в «причудливой» форме – в смешении реального и фантастического. Так, с одной стороны, в «Собачьем сердце» до мельчайших подробностей воспроизведены советские реалии20-ых годов 20 века, вплоть до точного указания зарплаты «машинисточки IX разряда» (четыре с половиной червонца) и упоминания о том, что пожарные, «как вам известно, ужинают кашей". С другой же стороны, сюжетная коллизия повести сугубо фантастическая – профессор Преображенский, мировой светила науки, осуществляет небывалую операцию – превращение собаки в человека путем пересадки ей человеческих желез. Но и это еще не все – гений Преображенского позволяет ему совершить и обратную операцию: из человека в конце произведения он вновь «творит» собаку, поняв и испытав на себе угрозу существования Шарикова.

Реальность и фантастика переплетаются в «Собачьем сердце» самым тесным образом, создавая новый вид реальности – гротескный. Казалось бы, сюжет с превращениями пса Шарика невероятен и неправдоподобен. Однако Булгаков настолько мастерски «оплетает» его деталями реальности, обыденной жизни, что мы читаем произведение как повесть о том, что было на самом деле.

Филипп Филиппович Преображенский, интеллигент во многих поколениях, гениальный ученый и врач, задумывает небывалое – он хочет подарить человечеству вечную молодость и прославиться в веках. Для этого герой проводит эксперимент на бездомной собаке, которую подбирает на улице.

Преображенский приводит Шарика к себе в дом, заботится о нем. И вот наступает долгожданный момент: появляется необходимый «человеческий материал» - труп алкоголика Клима Чугункина, зарезанного в пьяной драке. Именно его гипофиз и семенные железы и «получает» Шарик.

Вскоре выясняется, что результатов данного эксперимента не мог предвидеть никто, даже гениальный Филипп Филиппович. Шарик не только выжил и начал быстро выздоравливать. Постепенно с ним начали происходить странные трансформации – пес стал превращаться в человека. Дневник помощника Преображенского, доктора Борменталя, фиксирует основные моменты «эволюции Шарика», в результате которой он превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представителя пролетариата.

Образ Шарикова, как и образы других представителей «господствующего класса» во главе с председателем домкома Швондером, – сугубо сатирические. Безусловно, основа в них реальная – Булгаков описывал реальные черты людей, пришедших к власти после 1917 года. Однако часто эти черты усилены или утрированы – именно так автор выразил свое отношение к этим людям и их поведению, их «политике». Так, например, один из членов домкома - «персиковый юноша в кожаной куртке» - носит фамилию Вяземская и оказывается женщиной (намек писателя на асексуальность советского общества). А сам Шариков периодически забывает, что он уже не собака, и ловит блох у себя под пиджаком или гоняется за кошками.

Но члены домкома не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и с ними не так легко справиться, как это удалось Преображенскому в вопросе об «уплотнении». Этот факт доказывают метаморфозы, под влиянием Швондера произошедшие с Шариковым. Стоило милейшему псу превратиться в Полиграфа Полиграфовича и стать причастным к власть предержащим - «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как он трансформировался в настоящего монстра. Гены Клима Чугункина, человека «из народа», необразованного, невежественного, бескультурного, под влиянием благоприятных факторов, тут же дали о себе знать. Шариков превратился в беспринципного хама и подлеца, «дорвавшегося до власти». Кажется, будто на своем благодетеле Преображенском, да и на все окружающих людях, этот герой вымещает свою злобу, ущемленное самолюбие, чувство неполноценности.

И тут сатирический и вполне добродушный тон повести начинает приобретать зловещие тона - мы понимаем, что профессору Преображенскому и всей его «семье» грозит реальная опасность. Как тут не вспомнить фантастический сюжет из классического романа Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» или сюжет романа М. Шелли «Франкенштейн».

Однако в повести Булгакова все заканчивается благополучно. Когда Преображенский понял, что его «детище» несет в себе опасность для всего окружающего, он вновь превращает Шарикова в собаку. Все стало «на круги своя» – Преображенский, доказав свое невиновность в убийстве Шарикова, на какое-то время освободился от претензий Швондера. Шарик, вновь приобретя свой первозданный вид, боготворит своего благодетеля.

Но финал «Собачьего сердца» не несет успокоения или умиротворения. Остается смутное ощущение тревоги, опасности. В любой момент жизнь Филиппа Филипповича может измениться, в любой момент калабуховский дом с его традициями и устоями может окончательно «кануть в вечность», как и та культура, которую он олицетворяет. Думаю, такое же ощущение нестабильности было и у самого Булгакова в период создания повести.

Писатель считал, что всякая форма насилия над личностью - физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) - не может привести к успеху. Человек - неповторимая индивидуальность, и из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина.

Но в контексте произведения была скрыта еще одна немаловажная мысль: революция тоже своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. Именно она объявила «труженика»-пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Этот эксперимент над целой страной должен был напомнить читателю неудачный эксперимент профессора Преображенского, едва не обернувшийся трагедией для многих людей.

Чтобы более точно и ясно донести свою мысль до людей, Булгаков использует в своей повести такой художественный прием, как смешение реального и фантастического. Часто это осуществляется так мастерски, что очень трудно понять, где заканчивается одно и начинается другое. В результате соединения этих двух реальностей создается третья – гротесковая, которая позволяет писателю не только передать обстановку 20-ых годов 20 века в Советской России, но и выразить свое отношение ко всему происходящему.

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» не была опубликована при жизни автора. Лишь более пятидесяти лет спустя после своего создания она увидела свет. Это объяснялось как формой, так и ее содержанием.
В повести рассказывается о том, как знаменитый ученый, проводя эксперименты по омолаживанию, пересаживает собаке гипофиз человека. Однако основное внимание в произведении уделено тому, что в результате получилось из «очеловечивания» животного.
Подобной расстановкой акцентов и определяется соотношение реального и фантастического в повести. Профессор проводит небывалую операцию, собака превращается в человека, а потом снова в собаку - это фантастика, а вот все, что связано с жизнью этой собаки в облике человека, - безусловно, реальность.
Фантастика для Булгакова служит лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем, тех реалий, которые окружали писателя в середине 20-хгодов.
Для создания нового человека ученый берет гипофиз «пролетария» - алкоголика и тунеядца Клима Чугункина. И вот в результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчетливое слово - «буржуй». А потом - уличные выражения: «не толкайся!», «подлец», «еще парочку», «слезай с подножки» и прочее. В фантастический сюжет с шумом врывается реальность, и повесть приобретает ярко выраженную сатирическую направленность.
Профессор Преображенский и Борменталь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Из культурных развлечений Шарикову нравится только цирк, а театр он считает «контрреволюцией». В ответ на требования Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурно Шариков с иронией замечает, что так люди мучили себя при царском режиме. Фантастики здесь нет и в помине, перед нами во всей неприглядности встает философия «новых хозяев жизни» - пролетариев: «грабь награбленное», «взять все и поделить», а то «один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках пропитание ищет». «Образование» Швондера и его подручных очень быстро приносит плоды: Шариков превращается не просто в тунеядца и хулигана, каким был его «донор» Клим Чугункин, а в «пролетария», вооруженного марксизмом и революционной фразеологией. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Сам «новый» социально-бытовой микропорядок изображается в стиле сатирического памфлета. Булкагов использует прием гротеска (поведение Шарикова, образы членов домкома), комической буффонады (сцена ловли кота). При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п.
Полиграф Полиграфович быстро находит себе место в обществе, живущем по принципу «кто был ничем, тот станет всем». Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Последовательно «развиваясь», он пишет донос на своего создателя - профессора Преображенского. Шарикову чужды совесть и мораль. У него отсутствуют положительные человеческие качества. Впрочем, это свойственно почти всем «товарищам», изображенным в повести. А именно это является, по глубокому убеждению профессора, источником той разрухи, которая царит вокруг. Он считает, что разруха «не в клозетах, а в головах». И эти размышления тоже вполне реальны. Правда, в нашей стране, которая долгое время жила в виртуальном социалистическом «завтра», они стали восприниматься как истина лишь сравнительно недавно, когда люди наконец поняли, что в этих словах «нет никакой контрреволюции, а лишь опытность и здравый смысл».

Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху.

7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше никогда не делал подобных записей. В. Вересаев говорил о Булгакове: «Цензура режет его беспощадно. Недавно зарезала чудесную вещь “Собачье сердце”, и он падает духом. Да и живет почти нищенски».

Свое произведение Булгаков вначале назвал «Собачье счастье. Чудовищная история». Но главным ее героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы Филиппа Филипповича Преображенского.

В повести «Собачье сердце» ярко отражена действительность 1920-х годов. Перед читателем предстают картины нэпа, торжества мещанской психологии, разрухи и голода в стране, жилищного кризиса.

Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека. В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX-XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники. Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.

В повести Булгакова «Собачье сердце» бездомному псу Шарику врачи пересаживают гипофиз, взятый у пролетария Клима Чугункина. В сатирическом ключе изображены писателем духовные и нравственные ценности прошлой жизни. В повести отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Его юмор часто принимал разоблачительный характер, вырастал до философского сарказма. Писателю было свойственно глубокое понимание людей и исторических событий. Он был уверен, что талант ученого в сочетании с непониманием конечных целей могут привести к трагическим и неожиданным последствиям.

В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профессора Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь. Материал с сайта

Большевики не способны были создать нормально функционирующее государство. Их законы находились за гранью здравого смысла. Это побуждало автора переводить повествование в фантастический план, но и не отрываться от реальности. Проза Булгакова рождена временем. Е. Замятин назвал его прозу «фантастикой, корнями врастающей в быт». «Собачье сердце» — шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, показывающая быт и людей с неожиданной стороны. Элементы фантастического были способом выразить тайные мысли писателя. Фантастика настолько близка к реальности, что читатели верят каждому слову. Повесть наполнена грустными размышлениями о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и о страшной силе самодовольного невежества. Эти темы не утратили своего значения и сегодня.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему реальное и фантастические в повести булгакова
  • смысл названия повести булгакова собачье сердце
  • фантастический элемент у булгакова собачье сердце
  • сочинение на тему фантастическое и реальное в повести собачье сердце
  • какие события в повести собачье сердце описаны реалистически а какие фантастически

Средняя общеобразовательная

Школа № 27

г. Ярославля

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

Работа ученика

9 класса "А"

Вершинина

Владислава Олеговича

2006 г.

I. Вступление 3 стр.

О фантастическом и реальном в произведении

Глава 1. Реальное 6 стр.

Глава 2. Фантастическое 10 стр.

III. Заключение 13 стр.

IV. Список литературы 14 стр.

I . Вступление

Михаил Афанасьевич с младенческих лет отдавался чтению и сочинительству. Первый рассказ « Похождения Светланы» был им написан, когда автору исполнилось всего 7 лет. Конечно, этот рассказ не был таким уж талантливым, но, тем не менее, это показывает нам, что любовь к написанию пришла к Михаилу за долго до его приезда в Москву. Маленький Миша рос в довольно тёплой атмосфере. Как пишет Н. А. Булгакова-Земская «... основным методом воспитания детей в семье Булгаковых были шутка, ласка и доброжелательность...». Но в 1907 году от болезни почек умирает отец. «Смерть отца для всей семьи была неожиданным и очень страшным ударом», вспоминает одна из сестёр Михаила. И Варваре Ивановне пришлось одной воспитывать семерых детей. Это была очень умная и дальновидная женщина, и всем своим детям она говорила так: « Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданное или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет,- это образование». И действительно, дети в семье Варвары Ивановны были очень умные: они рисовали, играли на пианино, много читали как русских классиков, так и зарубежных авторов. Вели постоянные споры о Чарльзе Дарвине и о его теории происхождения жизни на земле. Так прошло детство Михаила Афанасьевича.

В1909 году Михаил оканчивает Киевскую гимназию. И поступает в Киевский университет на медицинский факультет. Выбор профессии не случаен, потому что его дядя и отчим были врачами и оказали немалое давление на Булгакова. Именно в институте начинают проявляться качества будущего талантливейшего автора. Как вспоминает один из его сокурсников « Он рассказывал нам необыкновенные истории. В них действительность так тесно переплеталась с выдумкой, что граница между ними начисто исчезала». Кто бы мог подумать в те далёкие годы, что именно за это качество Михаил приобретёт невероятную популярность. Но, получив в 1916 году аттестат в степени лекаря с отличием, Михаил Афанасьевич заканчивает университет. После Университета Булгаков всего лишь один год с 1916-1917 г. работал врачом в Смоленской губернии.

Но, не сумев себя пересилить, Булгаков бросает занятие медициной.

И в 1921 году переезжает в Москву. В то время в Москве полные обороты набирает НЭП и как пишет сам автор « Идёт бешеная борьба за существование и приспособление к новым условиям жизни...». И тут он со свойственной ему энергичностью приступает к работе. Он брался за любую газетную работу. Будущему автору «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты» приходилось даже выступать конферансье в маленьком частном театре. Днём Булгаков писал для газет, а ночью писал для души. Вот именно тогда и начала зреть настоящая булгаковская проза. Это закалило его и в будущем он пишет: « Настоящие вещи пишутся на краешке кухонного стола, а не в роскошно обставленном кабинете». В 1925 году (зимой) Булгаков начинает писать «Собачье сердце» и в этом же 1925 году (весной) он её заканчивает. После «Собачьего сердца» он активно сотрудничает с МХАТом, камерным театром и театром имени Вахтангова, в которых идут его пьесы «Дни Турбинных», «Зойкина квартира» и «Багровый остров».

Эти спектакли, а в особенности «Дни Турбинных» во МХАТе, принесли Булгакову не лёгкую славу. Как на автора, так и на МХАТ обрушилась критика «... чуть ли не каждый день то в одной, то в другой газете появлялись негодующие статьи. Небезызвестный в то время газетный работник Грандов так и сказал с трибуны: « МХАТ – это змея, которую советская власть понапрасну пригрела на своей широкой груди!». Но более всего неистовал видный в Москве журналист Олинский. Он на страницах газет и журналов призывал к походу против булгаковских «Турбинных» В Москве в те времена развернулись широкие диспуты по поводу пьес. 7 мая 1926 года у Булгакова произведён обыск и изъята рукопись «Собачьего сердца». И уже в следующем 1927 году начинаются массовые гонения на Булгакова. Медленно, но верно театры начинают убирать из своего репертуара пьесы Булгакова.

После этого он пишет письмо Сталину, в котором просит выпустить его за границу, « Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу» или «... назначить меня лаборант-режиссёром в первый Художественный Театр. Если меня не назначат режиссёром, я прошусь на штатскую должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены» И в этом же письме он говорит о своём катастрофическом положении. «Если же и это не возможно, я прошу советское правительство поступить со мной, как оно найдёт нужным, потому что у меня, драматурга, написавшего пять пьес, известного как в СССР, так и за границей, на лицо в данный момент - нищета, улица, гибель».

И действительно, через полчаса раздался звонок из МХАТа, и пригласили Булгакова на работу в должности режиссёра-асисстента. Мечта автора сбылась: он ещё долго работал во МХАТе и поставил много замечательных пьес.

Булгаков заслуженно занял своё место в советской литературе. Жизнь этого человека была очень сложна. Но даже у смертного одра он продолжал писать.

Как писал А.С. Пушкин « Я памятник воздвиг нерукотворный», так и Булгаков воздвиг вечный памятник самому себе в своём творчестве.

Я выбрал эту тему, потому что я был ранее знаком с этой повестью, и она увлекла меня своим сочетанием фантастического и реального. В своей работе я поставил перед собой цель: отследить проявление реального и фантастического в произведении.

II .Основная часть

О фантастическом и реальном в повести.

Глава 1 . Реальное.

Москва в произведении описывается глазами бродячего пса – Шарика. Этот грязный, голодный пёс днём и ночью бегает по Москве времён НЭПа в поисках пропитания. Он очень не глуп и по-своему оценивает город тех далёких времён. С развитой в то время мелкой частной торговлей»... по всей Москве развесили зелёно-голубые вывески с надписью МСПО – мясная торговля». Со всей той грязью и на улицах «опилки на полу и гнуснейший дурно пахнущий бакштейн». И грязью в головах «Здесь порой винтом закипали драки, людей били кулаком по морде». Тут же Шарик учится читать: « «А» он выучил в «Главрыбе» на углу Моховой, а потом и «Б» - подбегать ему было удобнее с хвоста слова «рыба», потому что при начале слова стоял милиционер». Это умение он повсеместно применяет в своей жизни, читая таблички с надписью «Сыр» или «неприличными словами не выражаться и на чай не давать». Шарик, которому только, что обварили бок, довольно интересно оценивает людей: «Дворник из всех пролетариев самая гнусная мразь», «Повар попадается разный. Например,- покойный Влас с Пречистенки, скольким жизнь спас».

Шарик сочувствует бедной машинистке, «бегущей в подворотню в любовных фельдперсовых чулках»: «ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл. У неё и верхушка правого лёгкого не в порядке, и женская болезнь на французской почве». Вводя образ машинистки в повесть, Булгаков даёт нам понять, что основное большинство людей того времени ведут вот такой жалкий образ жизни.

И тут Шарик представляет себе её любовника. «Надоела мне моя Матрёна, намучился я с фланелевыми штанами, теперь пришло моё времечко. Я теперь председатель и сколько ни накраду - всё на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Поэтому что наголодался я в молодости, достаточно будет с меня, а загробной жизни не существует».

На мой взгляд, именно в этом монологе и раскрывается суть всех тех людей, которые пришли к власти (в частности Швондера). Люди, которые в молодости натерпелись страданий, встав у «руля» власти, не пытаются помочь стране выйти из кризиса, а заботятся только о себе. И в этом же монологе мы видим, что автор упрекает советскую власть в искусственной поддержке этих людей. Разрушив церкви и пропагандируя атеизм, советская власть «конвейером» создавала людей, которые стремились получить всё именно на земле. Которым не чужды никакие методы для достижения своей цели. И вот этот любовник, говоря «...а загробной жизни не существует…», стремится удовлетворить лишь свои физиологические потребности: «...женское тело на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо», нисколько не заботясь о своих духовных потребностях. Хотя есть ли они у него? Наверное, всё же нет.

Но вернёмся к Шарику. Он, конечно, и жалеет бедную девушку «А самого себя мне ещё больше жаль. Не из эгоизма говорю, о нет, а потому, что мы действительно не в равных условиях. Ей-то хоть дома тепло, ну а мне, а мне... Куда пойду?» - думает пёс под свист метели. Он отчётливо видит свою дальнейшую судьбу «Я очень легко могу получить воспаление лёгких, а, получив его, я, граждане подохну с голоду».

И тут в «столбе метели появляется некий господин. Шарик сразу понимает, что этот гражданин «умственного труда человек». И вот этот незнакомец приводит Шарика в свою квартиру. Тут звучит одна из ведущих сквозных тем в творчестве Булгакова - это тема дома как сосредоточения человеческой жизни. На фоне бурной жизни в Москве квартира выглядит неким «островом спокойствия». Шарика в первую очередь поражает убранство квартиры «Великое множество предметов загромождало богатую передню. Тут же запомнилось зеркало до самого пола, оленьи рога в высоте, бесчисленные шубы и калоши и опаловый тюльпан с электричеством».

На мой взгляд, в образе квартиры Булгаков хочет показать читателю всё то, что теряет Россия после революции. А теряет она старый мир с его устоями и нравами отнюдь не зверскими и жестокими. Хозяином этой квартиры является профессор Преображенский. Он светило мировой науки и занимается вопросами омоложения. Он полностью отдаётся работе: днём принимает пациентов, вечером, а иногда и ночью изучает медицинскую литературу. Не чужд Филипп Филиппович и земных радостей, любит ходить в театр, хорошо поесть, со вкусом одеться. Политикой он не занимается, новая власть раздражает его бескультурьем и хамством. Фамилия у Преображенского говорящая: преобразить профессор собрался нашего Шарика. В образе Преображенского Булгаков показывает нам старую интеллигенцию. И, действительно, автор симпатизирует Филиппу Филипповичу. У Преображенского есть жизненные ценности: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится». «Я сторонник разделения труда. В большом театре пусть поют, я буду оперировать. И никаких разрух...» «Никого драть нельзя, на человека и на животное можно действовать только внушением.» Все эти реплики помогают нам представить лучше хозяина квартиры. Мы понимаем, что перед нами человек образованный, умный, умудрённый опытом жизни.

Помощник Преображенского - доктор Борменталь. Он восхищается своим учителем, его талантом, мастерством. Но в самом Барментале мы не видим такого гуманизма как, у его учителя. Борменталь способен разгневаться и даже применить силу, если нужно.

Этим двум образованнейшим людям в повести Булгаков противопоставляет Швондера. Истории жизненного пути Швондера в повести нет, но мы можем с лёгкостью догадаться, где он учился, какое образование получил. Швондер в сопровождении товарищей является к профессору, что бы отобрать у него лишнюю площадь, то есть отобрать две комнаты. Рисуя образ Швондера, автор указывает нам на наличие в нём таких качеств как агрессивность, уверенность в своей вседозволенности. Образ Швондера и его свиты высмеивается тонкой булгаковской сатирой. «Во-первых,- перебил и его Филипп Филиппович,- вы мужчина или женщина?». Спрашивает Преображенский у одного из пришедших. Автор даёт нам понять, что у власти в стране стоят именно такие люди как Швондер. Конфликт между Швондером и Преображенским это конфликт между аристократией и пролетариатом. «Вы ненавистник пролетариата!- гордо сказала женщина. «Да я не люблю пролетариата, печально согласился Филипп Филиппович». Делая Преображенского победителем в этом конфликте, Булгаков даёт нам понять, что он симпатизирует именно аристократии. С её устоями и сильными качествами, такими как независимость, образованность, гуманность, культурность и верность родине.

Глава 2. Фантастическое.

Но вот под рождество Преображенский решает осуществить свой фантастический эксперимент. Он пытается создать нового человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. Преображенский решает посоревноваться с самой природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. Как неплохой медик Булгаков понимает, что это не возможно, но он решается на внедрение такого приёма для более красочного сравнения перемен, которые потрясают Россию в те времена. И начинается фантастика, которая у Булгакова не лишена и сатиры. Используя принципы «фантастического реализма» и гротеск, мешая реальную действительность нэповской России с оригинальной выдумкой, писатель создаёт увлекательную и зловещую историю. Сюжет её необычен: профессор Преображенский, живущий в старинном Калабуховском доме на Пречистенке, подбирает на улице дворнягу и производит медицинский эксперимент по вживлению в мозг собаки гипофиза человека. Профессор, который занимается омоложением, и его ассистент доктор Борменталь получают неожиданный результат: пёс превращается в человека. Это даёт повод молодому доктору мечтать о создании нового человека, «высокой психической личности». Однако эксперимент принимает совсем другой оборот.

Донором для бедного Шарика послужил Клим Петрович Чугункин двадцати восьми лет, судился три раза. «Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной « После операции у собаки наблюдается полное очеловечивание. В результате чего появляется своеобразное существо. «Рост маленький, голова маленькая, начал курить», «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие... Лоб поражал своею маленькой вышиной. Почти и непосредственно над чёрными ниточками бровей начиналась густая-густая головная щётка». По этим признакам мы видим, что существо полностью унаследовало физический облик своего прародителя.

А только ли физический?

К сожалению, нет. Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчётливое слово – буржуи. А потом и уличные выражения «не толкайся», «слезай с подножки» он гоняется за кошкой Микрушей всё на своём пути, играет уличные песни на балалайке, пристаёт к служанкам.

Жизнь обывателей квартиры, такая тихая и спокойная раньше, превращается в сущий ад. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...» «Окурки на пол не бросать - в самый последний раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте её подкарауливаете. Смотрите!». Вот в таких условиях теперь приходится жить жителям квартиры №5 на обуховском переулке. Но хуже всего то, что Шариков и не понимает, что он делает что-то неправильно. «Что-то вы меня, папаша, больно притесняете, - вдруг плаксиво выговорил он... – Что вы мне жить не даёте?». С его точки зрения, он просто живёт, а ругань, хамство и наглость-это просто нормальная составляющая жизни. У Шарикова появляется даже свой ангел-хранитель. Это так ненавидимый Преображенским Швондер. Он даёт ему читать книжки (вроде переписки Энгельса с Каутским). Но ангел хранитель ли?

Вот, что говорит об этом Преображенский. «Ну сейчас он (Швондер) всячески старается натравить его (Шарикова) на меня, не понимая, что если кто-нибудь, в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.» А между тем Шариков устраивается на работу и его (не без помощи Швондера) сразу возводят в должность заведующего подотделом по очистке города от бродячих животных. Автор, конечно же, преувеличивает возможности Шарикова, вводя гиперболу, но именно в этой гиперболе он как нельзя чётче показывает нам всё несовершенство того общества. Можно было бы подумать, что теперь Шариков образумится, но это не так. Получив власть, он пользуется ею, как хочет. Он приводит в дом машинисточку и говорит: «Я с ней расписываюсь, это наша машинисточка. Борменталя надо будет выселить...» Как потом выяснилось, он её обманул, сочинив про себя множество историй. И даже когда Шарикова разоблачили, он угрожает ей «... попомнишь ты мне ещё... Я тебе устрою сокращение штатов». Получив власть, наш Шарик и так не обременённый гуманностью превращается просто в деспота. А если вспомнить самое начало повести, то можно сравнить его с любовником. Ведь если вспомнить обыкновенного пса с обваренным боком и вспомнить то, как он сочувствовал этой же машинисточке, в нём не было ни капли жестокости, чего не скажешь о человеческом Шарике.

Апогея своей наглости и хамства Шариков достигает, когда пишет донос на своего создателя. Для того времени это был распространённый приём для свержения конкурентов или врагов. Писался просто донос и через два три дня к подъезду подъезжала машина и человека увозили неизвестно куда и никто его больше не видел. Следующим доносом должен был бы быть донос на Швондера, и Шариков был бы уже председателем домкома. Который бы жил в семи комнатах. Но к великому огорчению Шарика, донос не получил хода. И тогда он решается взять дело в свои руки раздобыв пистолет. Я думаю, что его мог дать только Швондер. И зайдя в смотровую, где его «попросили» уйти из квартиры. Но Шариков не был так глуп, чтобы уйти. И, с криком «...что я на вас управы не найду, что ли» пытается убить Борменталя. Но через несколько секунд оказался на операционном столе под общим наркозом. А ещё через несколько дней, он был той - же собакой, которую подобрали на улице. Вот теперь фантастика уступает место реальности.

III . Заключение.

В повести «Собачье сердце» экспериментатору удалось повернуть всё вспять. Но сделать это в жизни не так уж и легко. Автор даёт нам наставление, что экспериментаторы должны сначала просчитать свой эксперимент, а затем переносить его в жизнь. В своей повести Булгаков пытался предостеречь людей от подобных экспериментов. События 1917 года представлялись им не иначе, чем эксперимент огромный по масштабам и более чем опасный. Булгаков в «Собачьем сердце» сопастовляет Преображенского и Маркса. Так же как Преображенский, который осуществляет свой невиданный эксперимент. Так же и на основе теорий Маркса в России произошёл невиданный эксперимент, последствия которого мы продолжаем расхлёбывать даже после более чем 80 лет.

В ходе своей работы мне удалось доказать, что смешение фантастики и реальности делает это произведение более красочным, более наглядным. Если бы Булгаков не ввёл в рассказ элементы фантастики, то он бы не смог показать все те перемены и те последствия, которые ожидают Россию в будущем. Булгаков уверен, что каждый хорош на своем месте: пёс должен оставаться псом, дом принадлежать хозяину. Мир, созданный Творцом, разумен, и у каждого в нём есть своё место.

IV. Список литературы.

1.Булгаков М. «Собачье сердце» выходн. данное

2.Мягков Б. Булгаковская Москва. - М., 1993.

3.Паршин Л. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. – М., 1993.

4.Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М., 1988.

Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху.

7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше никогда не делал подобных записей. В. Вересаев говорил о Булгакове: «Цензура режет его беспощадно. Недавно зарезала чудесную вещь “Собачье сердце”, и он падает духом. Да и живет почти нищенски».

Свое произведение Булгаков вначале назвал «Собачье счастье. Чудовищная история». Но главным ее героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы Филиппа Филипповича Преображенского.

В повести «Собачье сердце» ярко отражена действительность 1920-х годов. Перед читателем предстают картины нэпа, торжества мещанской психологии, разрухи и голода в стране, жилищного кризиса.

Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека. В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX–XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники. Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.

В повести Булгакова «Собачье сердце» бездомному псу Шарику врачи пересаживают гипофиз, взятый у пролетария Клима Чугункина. В сатирическом ключе изображены писателем духовные и нравственные ценности прошлой жизни. В повести отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Его юмор часто принимал разоблачительный характер, вырастал до философского сарказма. Писателю было свойственно глубокое понимание людей и исторических событий. Он был уверен, что талант ученого в сочетании с непониманием конечных целей могут привести к трагическим и неожиданным последствиям.

В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профессора Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь.

Большевики не способны были создать нормально функционирующее государство. Их законы находились за гранью здравого смысла. Это побуждало автора переводить повествование в фантастический план, но и не отрываться от реальности. Проза Булгакова рождена временем. Е. Замятин назвал его прозу «фантастикой, корнями врастающей в быт». «Собачье сердце» – шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, показывающая быт и людей с неожиданной стороны. Элементы фантастического были способом выразить тайные мысли писателя. Фантастика настолько близка к реальности, что читатели верят каждому слову. Повесть наполнена грустными размышлениями о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и о страшной силе самодовольного невежества. Эти темы не утратили своего значения и сегодня.

    • Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира. Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества. Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать […]
    • «...весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе». М. Булгаков Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити­ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать - он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга­кову отвратительны были бюрократические формы управления […]
    • Система образов в повести М. Булгакова «Собачье сердце» - вопрос дискуссионный. По моему мнению, здесь ясно просматривается два противоположных лагеря: профессор Преображенский, доктор Борменталь и Швондер, Шариков. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
    • Булгаков умел талантливо объединять противоречия эпохи в одно целое, подчеркивать их взаимосвязи. Писатель в своей повести «Собачье сердце» показал явления и героев во всей их противоречивости и сложности. Тема повести – человек как существо общественное, над которым тоталитарные общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Личность разрушена, раздавлена, все ее многовековые достижения – духовная культура, вера, […]
    • Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим. В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на […]
    • С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну, распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и понесся вперед к цели – благо, она наметилась, а вернее сказать, открылась – словно звезда в разрыве туч. Путеводный ориентир, на который можно опереться, как на руку надежного провожатого. Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что одной из главных тем романа является тема «любви и милосердия», «любви между мужчиной и женщиной», «истинной […]
    • Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]
    • «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», - писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик […]
    • Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых – яркий портрет. Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи и массовые сцены, архитектура города и пейзажи одинаково талантливо написаны автором. Булгаков делает читателей участниками трагических событий в древнем городе. Тема власти и насилия имеет в романе всеобщий характер. Слова Иешуа Га-Ноцри о […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Лично я читала роман "Мастер и Маргарита" 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы - полный бред... Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил […]
    • В письме к Сталину Булгаков называл себя «мистическим писателем». Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель признавал существование мистического в реальной жизни. Таинственное окружает нас, оно рядом с нами, но не все способны видеть его проявления. Мир природы, рождение человека невозможно объяснить одним разумом, эта тайна пока не разгадана. Образ Воланда представляет собой еще одну оригинальную трактовку писателем сущности дьявола в понимании людей. Воланд Булгакова […]
    • Изображая московскую действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но […]
    • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
    • После крестьянской реформы 1861 года, когда в российских деревнях начались волнения, вызванные грабительским характером реформы, получила хождение прокламация “К барским крестьянам”. Ее авторство власти решили приписать Чернышевскому. Однако не так-то просто было расправиться со знаменитым литературным критиком, статьи которого пропускались царской цензурой и широко печатались в “Современнике” и “Отечественных записках”. Всем было известно о его революционных симпатиях, о близости с Герценом и другими крупными […]
    • Во многих произведениях классической и современной русской и зарубежной литературе писатели выступают в качестве совершенно разных образах. Это абсолютно справедливо, потому что писатель – это, прежде всего, человек. Создавая свои произведения, прорабатывая каждую деталь каждого героя, авторы начинают воспринимать их как живых людей, думают о них, как о реально существующих персонажах, и потому могут проникнуться к ним симпатией или ненавистью, в зависимости от того, какой у персонажа характер. Почти все писатели […]
    • Творчество талантливого русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого началось сразу после революции. Обычно его изучают как поэта советского периода развития русской литературы. Однако не вызывает сомнений, что по яркому дарованию, страсти к поэтическому экспериментаторству, яркости восприятия мира, тонкости вкуса и глубине философской мысли Заболоцкий ближе к блестящей плеяде поэтов Серебряного века. Несмотря на арест и восемь лет заключения, он сумел сохранить живую душу, чистую совесть и так и не научился […]
    • Владимир Набоков, выдающийся русский писатель, получил признание в 1920-х годах в эмиграции и только во второй половине 80-х годов вернулся своими произведениями на родину, в Россию. Его творческая деятельность началась на исходе Серебряного века русской поэзии и продолжалась вплоть до 70-х годов. Так сложилось, что творчество Набокова вписано в историю сразу двух национальных литератур – русской и американской, причем все его романы, написанные по-русски и по-английски, – подлинные литературные шедевры. Набоков […]
  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!