Анализ поэмы Мильтона «Потерянный рай.

Поэт размышляет о причине непослушания первой четы людей, которые нарушили единственный запрет Творца всего сущего и были изгнаны из Эдема. Вразумлённый Духом Святым, поэт называет виновника падения Адама и Евы: это Сатана, явившийся им в облике Змия.

Задолго до сотворения Богом земли и людей Сатана в своей непомерной гордыне восстал против Царя Царей, вовлёк в мятеж часть Ангелов, но был вместе с ними низринут с Небес в Преисподнюю, в область кромешной тьмы и Хаоса. Поверженный, но бессмертный, Сатана не смиряется с поражением и не раскаивается. Он предпочитает быть владыкой Ада, а не слугой Неба. Призывая Вельзевула, своего ближайшего соратника, он убеждает его продолжать борьбу с Вечным Царём и творить лишь Зло вопреки Его державной воле. Сатана рассказывает своим приспешникам, что вскоре Всемогущий создаст новый мир и населит его существами, которых возлюбит наравне с Ангелами. Если действовать хитростью, то можно захватить этот вновь созданный мир. В Пандемониуме собираются на общий Совет вожди воинства Сатаны.

Мнения вождей разделяются: одни выступают за войну, другие - против. Наконец они соглашаются с предложением Сатаны проверить истинность древнего предания, в котором говорится о создании Богом нового мира и о сотворении Человека. Согласно преданию, время создания этого нового мира уже пришло. Коль скоро Сатане и его ангелам закрыт путь на Небеса, следует попытаться захватить вновь созданный мир, изгнать или переманить на свою сторону его обитателей и так отомстить Творцу. Сатана отправляется в рискованное путешествие. Он преодолевает пучину между Адом и Небесами, а Хаос, её древний владыка, указывает ему путь к новозданному миру.

Бог, восседающий на своём наивысшем престоле, откуда Он прозревает прошлое, настоящее и грядущее, видит Сатану, который летит к новозданному миру. Обращаясь к своему Единородному Сыну, Господь предрешает падение Человека, наделённого свободной волей и правом выбора между добром и злом. Всемогущий Творец готов помиловать Человека, однако прежде тот должен понести наказание за то, что, нарушив Его запрет, дерзнул сравниться с Богом. Отныне человек и его потомки будут обречены на смерть, от которой их может избавить лишь тот, кто пожертвует собой ради их искупления. Чтобы спасти мир. Сын Божий выражает готовность принести себя в жертву, и Бог-Отец принимает её. Он повелевает Сыну воплотиться в смертную плоть. Ангелы небесные преклоняют главы перед Сыном и славословят Ему и Отцу.

Тем временем Сатана достигает поверхности крайней сферы Вселенной и скитается по сумрачной пустыне. Он минует Лимб, Небесные Врата и опускается на Солнце. Приняв облик юного Херувима, он выведывает у Правителя Солнца, Архангела Уриила, местонахождение Человека. Уриил указывает ему на один из бесчисленных шаров, которые движутся по своим орбитам, и Сатана спускается на Землю, на гору Нифат. Минуя райскую ограду, Сатана в облике морского ворона опускается на вершину Древа Познания. Он видит чету первых людей и размышляет над тем, как погубить их. Подслушав беседу Адама и Евы, он узнает, что им под страхом смерти запрещено вкушать от плодов Древа Познания. У Сатаны созревает коварный план: разжечь в людях жажду знания, которая заставит их преступить запрет Творца.

Уриил, спустившись на солнечном луче к Гавриилу, охраняющему Рай, предупреждает его, что в полдень злой Дух из Преисподней направлялся в образе доброго Ангела к Раю. Гавриил выступает в ночной дозор вокруг Рая. В куще, утомлённые дневными трудами и чистыми радостями священной брачной любви, спят Адам и Ева. Ангелы Итуриил и Зефон, посланные Гавриилом, обнаруживают Сатану, который под видом жабы притаился над ухом Евы, чтобы во сне подействовать на её воображение и растравить её душу необузданными страстями, смутными помыслами и гордыней. Ангелы приводят Сатану к Гавриилу. Мятежный Дух готов вступить с ними в борьбу, но Господь являет Сатане небесное знамение, и тот, видя, что его отступление неминуемо, уходит, но не отступается от своих намерений.

Утром Ева рассказывает Адаму свой сон: некто, подобный небожителям, соблазнил её вкусить плод с Древа Познания и она вознеслась над Землёй и испытала ни с чем не сравнимое блаженство.

Бог посылает к Адаму Архангела Рафаила, чтобы тот поведал ему о свободной воле человека, а также о близости злобного Врага и его коварных замыслах. Рафаил рассказывает Адаму о Первом мятеже на небесах: Сатана, воспылавший завистью за то, что Бог-Отец возвеличил Сына и нарёк Его помазанным Мессией и Царём, увлёк легионы Ангелов на Север и убедил их восстать против Вседержителя. Один лишь Серафим Абдиил покинул стан мятежников.

Рафаил продолжает свой рассказ.

Бог послал Архангелов Михаила и Гавриила выступить против Сатаны. Сатана созвал Совет и вместе с сообщниками придумал дьявольские машины, с помощью которых оттеснил войско Ангелов, преданных Богу. Тогда Всемогущий послал на поле битвы своего Сына, Мессию. Сын отогнал Врага к ограждению Небес, и, когда их Хрустальная Стена разверзлась, мятежники упали в уготованную им бездну.

Адам просит Рафаила рассказать ему о сотворении этого мира. Архангел рассказывает Адаму, что Бог возжелал создать новый мир и существ для его заселения после того, как Он низверг Сатану и его приспешников в Ад. Всемогущий послал Сына своего, Всезиждущее Слово, в сопровождении Ангелов вершить дело творения.

Отвечая на вопрос Адама о движении небесных тел, Рафаил осторожно советует ему заниматься лишь такими предметами, которые доступны человеческому разумению. Адам рассказывает Рафаилу обо всем, что помнит с мига своего сотворения. Он признается Архангелу в том, что Ева обладает над ним неизъяснимой властью. Адам понимает, что, превосходя его внешней красотой, она уступает ему в духовном совершенстве, однако, невзирая на это, все её слова и поступки кажутся ему прекрасными и голос разума умолкает перед её женской прелестью. Архангел, не осуждая любовных наслаждений брачной четы, все же предостерегает Адама от слепой страсти и обещает ему восторги небесной любви, которая неизмеримо выше земной. Но на прямой вопрос Адама - в чем выражается любовь у небесных Духов, Рафаил отвечает неопределённо и вновь предостерегает его от размышлений над тем, что недоступно разуму человека.

Сатана под видом тумана снова проникает в Рай и вселяется в спящего Змия, самого хитрого из всех созданий. Утром Змий находит Еву и льстивыми речами склоняет её к тому, чтобы она вкусила плодов с Древа Познания. Он убеждает её, что она не умрёт, и рассказывает о том, как благодаря этим плодам сам он обрёл речь и разумение.

Ева поддаётся уговорам Врага, вкушает запретный плод и приходит к Адаму. Потрясённый супруг из любви к Еве решается погибнуть вместе с ней и также преступает запрет Творца. Вкусив плодов, Прародители чувствуют опьянение: сознание теряет ясность, а в душе пробуждается чуждое природе безудержное сладострастие, на смену которому приходит разочарование и стыд. Адам и Ева понимают, что Змий, суливший им неизбывные восторги и неземное блаженство, обманул их, и упрекают друг друга.

Бог посылает на Землю своего Сына судить ослушников. Грех и Смерть, прежде сидевшие у Врат Ада, покидают своё прибежище, стремясь проникнуть на Землю. Идя по следам, проложенным Сатаной, Грех и Смерть воздвигают мост через Хаос между Адом и новозданным миром.

Тем временем Сатана в Пандемониуме объявляет о своей победе над человеком. Однако Бог-Отец предрекает, что Сын победит Грех и Смерть и возродит Его творение.

Ева, в отчаянии от того, что на их потомство должно пасть проклятие, предлагает Адаму немедленно отыскать Смерть и стать её первыми и последними жертвами. Но Адам напоминает супруге про обетование, согласно которому Семя Жены сотрёт главу Змия. Адам надеется умилостивить Бога молитвами и покаянием.

Сын Божий, видя искреннее раскаяние Прародителей, ходатайствует о них перед Отцом, надеясь, что Всемогущий смягчит свой суровый приговор. Господь Вседержитель посылает Херувимов во главе с Архангелом Михаилом, чтобы изгнать Адама и Еву из Рая. Перед тем как исполнить приказание Бога-Отца, Архангел возводит Адама на высокую гору и показывает ему в видении все то, что произойдёт на Земле до потопа.

Архангел Михаил рассказывает Адаму о грядущих судьбах рода людского и объясняет данное Прародителям обетование о Семени Жены. Он говорит о воплощении, смерти, воскресении и вознесении Сына Божия и о том, как будет жить и бороться Церковь до Его второго Пришествия. Утешенный Адам будит спящую Еву, и Архангел Михаил выводит чету из Рая. Отныне вход в него будет охранять пылающий и непрестанно обращающийся меч Господень. Ведомые промыслом Творца, лелея в сердце надежду о грядущем избавлении рода людского, Адам и Ева покидают Рай.

Поэма Мильтона «Потерянный рай». Проблематика произведения. Образ Сатаны. Черты барокко.

В основе поэмы М-две библ.легенды:о борьбе Бога и сатаны за власть,об Адаме и Еве.Обращение к библии неслучайно,м называет библию «источником мудрости».Он по-своему переосмысливает библ.легенды,дает им филос.обоснование. Гл.задача-показать трудность пути,по к-рому чел-во движется к познанию истины. Сюжет:Нач-ся с восстания мятежных ангелов против Бога,оно заканч-ся их поражением.Сатана и его полчища вынуждены покинуть небеса и поселиться в преисподней и отсюда ведут борьбу против Бога.Сатана наносит удар по святому-по земному Раю,где живут первые люди.Он в образе змея-искусителя совращает Еву.История об Адаме и Еве приобретает филос.звучание.1-в истории двух первых людей противопоставлены два разл.состояния чел-ва:изначальное райское сущ-ние в идеальных условиях (жизнь без забот),люди невинны и жизнь чел-ва после грехопадения.2-следуя библ.легенде,М считал,что после греха началась порча чел-ва.Но по смыслу легенды Адам и Ева совершили тяжкий грех.У М др.мнение-нельзя назвать грехом такое благо,как стремление ч-ка к знанию.Адам и Ева, напротив,поднялись на новую ступень чел.отношений.3-блаженство Рая-это иллюзия,не соответствующая природе ч-ка,т.к.в ч-кедолжны нах-ся в гармонии и телесное и дух.начала.М считает,что жизнь Адама и Евы в Раю была неполной.Только познав добро и зло,они испытали радость настоящ.любви.Не только дух.,но и физич.М с симпатией рисует их образы.Адам-мужеств.,волевой.М любуется поступком Адама,к-рый желая разделить с Евой наказание,вкушает с ней запретный плод.В Еве подчеркнута самоотверженность.Она не хочет,чтобы Адам добровольно обрекал себя на мучения.Сущность жизн.ф-фии М получила воплощение в речи Адама после изгнания их из Рая.Ева помышляет о самоуб-ве.адам успокаивает ее речью о ценности жизни,к-рую дарует сам Бог.Адам осознает,что теперь его жизнь будет полна тягот и лишений,но утверждает,что жизнь прекрасна.Перед изгнанием из Рая,архангел Михаил,по велению Бога,показывает им будущее чел-ва.

Сначала перед нами мирная картина,к-рую внезапно прерывает первое убийство-Каин убивает Авеля,на земле голод,болезни,смерть.Адам и Ева узнают,что чел-во ожидает Всемирный потоп за страшные грехи.Узнают,что явится Христос,к-рый попытается собств.муками искупить чел.грехи.Заканч-ся поэма изгнанием Адама и Евы.Впереди их ждет сложная жизнь,наполненная тяготами,радостями и горестями.В пр-нии,ч-к изображен как высшее из земных сущ-в,как наместник Бога на земле. Др.легенда,нашедшая отражение в поэме-борьба Бога и Сатаны.Сатана-падший ангел.Бог был святыней для М.Но образ Сатаны он окружает ореолом героизма.Вопреки библ.легенде,образ Сатаны выглядит привлекательно.М привлекает в нем свободолюбие,непокорность духа.Мильтон не приемлет гордыни Сатаны.По М-гордыня-это ничем не оправданное стремление личности подняться выше отведенног места великой цепи бытия.Он осудил и эгоизм,индивидулизм Сатаны.Нов-во Мильтона: Сатана-это не строго «-« герой,в нем есть и хорошее,и плохое.Просто хорошее он скрывает за внешним величеств.обликом.Душевное страдание заставляет его ценить внутр.спокойствие. Худ.своеобр-е поэмы.Больш.роль играет природа.Это не просто фон,а полноправное действ.лицо.(в раю-идеальная природа,даже дожди не мрачны,а благодатны.После 1-го убийства природа меняется,приходи мрачный пейзаж).Стиль поэмы-напыщенный,витиеватый.Громоздка сравнения на сравнения.Так сатана-это и комета,грозовая туча,волк,крылатый исполин.В поэме много растянутых описаний.Исп-ся прием индивидуализации речей персонажа(сопоставив м\д собой-яростное воззвание сатаны,медленное величеств.речение Бога,полное достоинство в монологе Адама,нежная напевная речь Евы). Продолжением этой поэмы явилась «Возвращ.рай»-пересказ христ.легенды о том,как сатана старался соблазнить Иисуса.Иисус-прежде всего ч-к мужественный и стойкий.Но эта поэма более слабая и отлич-ся абстрактностью и излишними религ.-моралист.интонациями.

В сознании Мильтона уживаются два ряда представлений. Бог - воплощение высшего блага, Сатана и его соратники - исчадия зла; но тот же бог для Мильтона - небесный царь, и в качестве такового он ассоциируется с земными королями, ненавистными поэту, и тогда поэт не может не сочувствовать тем, кто восстает против единодержавной власти. В поэме есть и другое противоречие. М восхищается героическим непокорством Сатаны в той мере, в какой оно выражает непримиримость по отношению к любой тирании, земной и небесной. Если в первых книгах контраст между силами неба и ада символизирует борьбу добра и зла в жизни, то центральной темой "П Рая" является отражение этой борьбы в чел сердце. Эта тема со всей ясностью определена в беседах низвергнутых ангелов, обсуждающих, как им продолжать борьбу против бога после поражения. Сатана прослышал, что бог готовится создать некий новый мир и новое существо – чел. Совратить его с пути добра - вот цель, которую теперь ставит себе Сатана, чтобы восторжествовало зло. Сатана в религиозной мифологии всегда был воплощением сил, губящих человека.

Наивные средневековые представления о природе человека Мильтон поднял на новую философскую высоту. История Адама и Евы, о которой повествуется далее, имеет символический смысл. В ней противопоставляются два состояния человечества - изначальное райское существование в идеальных условиях, когда люди были невинны и не знали пороков, и жизнь "после грехопадения". Следуя библейской легенде, М утверждает, что "порча" человечества началась с того момента, когда они вкусили плод с древа познания добра и зла. Двойственность мировоззрения поэта сказалась и здесь.По смыслу библейской легенды, Ева, а следом за нею Адам совершили грех. Но мог ли М, чел большой культуры, признать грехом такое благо как знание? Блаженство рая - по М иллюзия, не соответствующая природе чел, ибо в чел телесное и духовное должно находиться в гармонии. Райская жизнь Адама и Евы была бестелесной, и яснее всего это видно в их любви. С познанием добра и зла они впервые прониклись ощущением своей телесной природы. Но чувственность не убила в них духовности. Лучше всего это проявляется в том, что, узнав о проступке Евы, Адам решает разделить с ней вину. Он делает это из любви к ней, и его любовь и сочувствие укрепляют и любовь Евы к нему. Правда, потом между ними происходят ссора, но она завершается примирением, ибо они сознают нераздельность их судеб. Сущность жизни философии М получила выражение в речи Адама после изгнания его и Евы из рая. Ева в отчаянии помышляет о самоубийстве. Адам успокаивает ее речью о великой ценности жизни. Он признает, что они обречены на муки и испытания, и нисколько не склонен преуменьшать тяготы и опасности земного бытия, так непохожего на райское блаженство. Но при всех своих трудностях жизнь в глазах Адама не безрадостна.

Деятельная жизнь и труд - таково предназначение человека и это отнюдь не проклятие. М - и он делает это не раз - поправляет Библию с позиций гуманизма во имя утверждения жизни и достоинства человека. "П Рай" своего рода поэтическая энциклопедия. Архангел Рафаил излагает Адаму философию природы - происхождение Земли, строй неба и движение светил, беседует о живой и мертвой природе, о телесном и духовном началах жизни. Конечно, все это выступает в обличий библейской мифологии, библейские персонажи знают, что существует телескоп; слышали они и об открытии Колумба и упоминают виденных им на вновь открытом континенте индейцев. Заключительная часть поэмы проникнута духом смирения и покорности, Это голос поэта-борца, непримиримого ко злу, до конца преданного благородной идее освобождения человечества от страдания, искажающего жизнь. Стиль поэмы отличается возвышенностью. Речи персонажей звучат величественно и торжественно. Каждая из них - пространный монолог, проникнутый пафосом, ибо каждое говорящее лицо полно сознания значительности происходящих событий. Пышное красноречие М имеет, однако, разные тональности. В этом легко убедиться, сравнив яростные воззвания Сатаны, медленные речения Бога, поучительный тон рассказов архангелов, полные достоинства монологи Адама, нежную речь Евы. Заметим при этом, что Сатана как вождь падших ангелов отличается подлинной зажигательностью речи, но, выступая в роли змея - совратителя Евы, он обнаруживает своеобразную логику и хитрость искусителя. Большое впечатление производят пейзажи Мильтона, они величественны и громадны, в них ощущается космический размах, столь соответствующий содержанию поэмы. Поэт обладает необыкновенной фантазией, могучим воображением, позволяющим ему расцветить скупые строки библейского рассказа многокрасочными описаниями.

Адам и Ева — первые люди, лучшие создания Бога, из мести искушенные Сатаной и наказанные Богом изгнанием из земного рая — Эдема. Первые люди были бессмертны и безгрешны, они не знали страда­ний, боли, мук ревности и зависти, бремени труда. Их жизнь в Эдеме прекрасна и счастлива. Адам и Ева за­думаны как воплощение религиозного идеала: покор­ные деснице Божией, они живут в блаженстве, слов­но герои идиллий. Бог запретил первым людям при­касаться к древу познания: «…не ищи иного счастья и умей не знать». Их блаженство бессознательно, обусловлено отказом от соблазна познания. Безмя­тежность первых людей вызывается тем, что у них нет никаких противоречий, у них нет бытия, нет раз­вития. Таким образом, райская идиллия хоть и пре­красна, но ограничена. Сатана искушает Еву знанием и вынуждает ее вкусить запретный плод. Он доказы­вает ей, что без знания люди не могут постигнуть суть вещей: что не зная смерти, люди не могут оце­нить, как прекрасна жизнь; не зная зла, не могут су­дить о добре; знание — это великая сила, она прида­ет могущество и приравнивает к Богу. Первые люди в произведении Мильтона были предупреждены об искушении. Адам нарушил запрет Бога не по неведе­нию, а сознательно, из любви и сострадания к своей подруге. Это значит, что они ответственны за свои поступки, за совершенный грех. Адама и Еву выгоняют из Эдема, а архангел Михаил рассказывает им будущую историю человечества: людей ждут грехи, смерть, болезни, стужа, тяжкий труд, их потомки будут со­вершать преступления. Но изгнанные из Эдема пер­вые люди обретают подлинную человечность: из идил­лических героев они превращаются в людей трагичес­кой судьбы. Философски Мильтон оправдывает гре­хопадение: он прославляет труд как главное назначение человека, осуждает социальные бедствия — войны, ти­ранию, нетерпимость, неравенство; он славит челове­чество, которое идет вперед, обретает истину в стра­даниях и заблуждениях.

Мастерство Мильтона-художника ярко сказалось в описании действующих лиц поэмы «Потерянный рай ». постепенно раскрывает в ней разносторонние образы своих героев. Так, например, показав сначала Адама и Еву вместе, Мильтон характеризует их в отдельности, используя прием своеобразного сужения, ограничения картины: сначала весь Эдем (рай), затем одна из его лужаек, далее – люди, наконец, отдельно Адам и отдельно Ева.

Образ Адама у Мильтона воплощает в себе доблесть, мудрость, мужество. С этими качествами соединено живое человеческое обаяние Адама, одухотворяющее его слова и жесты. Царственный, мужественный и обаятельный Адам представлен в «Потерянном рае» как гармонический образ человека.

Внутренний мир Адама богат. По мысли Мильтона, его составляют разум, воображение, чувства, страсти и «свободная воля».

Мильтон был убежден, что «свободная воля», направляемая разумом, поможет человечеству найти истинный путь, который приведет людей к счастью и справедливости. Свою веру в силу разума, доброй воли человека Джон Мильтон высказал аллегорически. В отличие от многих других писателей как пуританского , так и католического направления, которые считали человека игрушкой в руках «Провидения» или «Предопределения», Мильтон (в целом разделяя кальвинистское учение о предопределении) прославляет в «Потерянном рае» «свободную волю» Адама как великое активное начало, движущее человека вперед.

Рядом с Адамом в поэме возникает замечательный по своей привлекательности образ Евы.

Осыпав Еву похвалами отвлеченного характера (целомудрие, красота, доброта, мягкость и т. п.), Мильтон вместе с тем создает ее живой и индивидуальный облик.

Воспевая любовь Адама и Евы, Мильтон поэтически изображает семейное счастье супружеской четы, внимательной и нежной в своих отношениях, искренней и чистой, неразрывно связанной своими чувствами, делящей горе, труды и радости.

Некоторые черты в описании отношений Адама и Евы дают основания говорить о пуританских тенденциях «Потерянного рая». Мильтон, например, настойчиво называет их отношения браком, который «освящен свыше». Но поэзия семейного счастья, пронизывающая эти страницы поэмы, выше поучений пуританских и квакерских проповедников, – и здесь обнаруживается связь Мильтона с народным творчеством, с народными идеалами верной и чистой любви.

Адам смело переступает черту, отделяющую его от «грешницы» Евы. Этим поступком он тоже совершает «восстание против авторитета» и оправдывает характеристику его образа у Мильтона как человека мужественного и решительного. Описание поступка Адама относится к числу тех эпизодов «Потерянного рая», которые тесно связаны с гуманистической идеологией. Сатана в поэме «преступил закон», поддавшись властолюбию и зависти; Адам грешит во имя своей любви к другому человеку, и если для пуританина-ригориста обе страсти были одинаково «порочны», то Мильтон рассматривал их иначе. Осуждая Сатану, поэт возвеличивал Адама. Его образ по-настоящему прекрасен в ту минуту, когда вместе со своей подругой противостоит всем силам неба и ада, которые не замедлят ополчиться против него.

Однако рядом с образом Сатаны Адам Мильтона иногда явно теряется, проигрывает. В беседах с ангелами Адам более вопрошает, чем сам говорит, или остается просто безгласным. Перед «посланцами бога» он сразу становится существом низшего порядка, готовым принять любую несправедливость.

Так пуританин Мильтон парализует те качества «царственного» человека, которые он сам вложил в образ Адама. Прежде всего, поэт спешит ограничить возможности человеческого разума; в ответ на пытливые вопросы Адама о мироздании Рафаил сурово одергивает его, напоминая Адаму, что он – только человек и пусть не мечтает проникнуть в некоторые тайны вселенной.

В такой трактовке образа Адама влияние пуританизма проявилось гораздо сильнее, чем в теме любви и семьи. Человек Мильтона, подавленный многостепенной иерархией своих строгих небесных надсмотрщиков, стал беднее и примитивнее человека из драм Шекспира .

Религиозное начало «Потерянного рая», лишившее Адама возможности быть подлинным героем «свободной воли», еще сильнее сказалось в образах бога, его сына и ангелов.

Безличность, однообразие богоподобных ангелов не есть просто слабость Мильтона-поэта. Она – следствие той теории, по которой ангелы – бесстрастны, в них разлит одинаковый свет одинакового разума. Правда, в стихах «Потерянного рая» ангелы хмурят брови, гневаются, ликуют. Но это условные гримасы «прекрасных» масок, не тронутых страстью и в силу этого – неживых. Внешне человекоподобные, ангелы Мильтона – абстракции, ибо повторяют друг друга, являются выражением одной идеи. Это – раззолоченные автоматы, готовые карать и проповедовать одинаковыми мерами и одинаковыми словами.

В автоматизме и бездушии внешне эффектной толпы ангелов с особой силой сказалась антигуманистическая сущность кальвинизм. Она заставила Мильтона возвеличить бога-деспота, жестоко карающего смелость человека. Но и в этой группе образов «Потерянного рая» открывается глубоко противоречивая сущность поэмы Мильтона. Картина окончательного разгрома легионов Сатаны, сцены торжества беспощадных пуританских божеств Мильтона над их противниками была выражением твердой веры поэта в то, что реставрированный строй Стюартов рухнет и сторонники его будут сурово наказаны. Беспощадные небесные громы в поэме Мильтона обрушиваются не просто на человека, а на «змия» и «дракона» Сатану и его лордов.

Джон Мильтон (1608-1674)

Общий обзор творчества

Наиболее выдающимся английским поэтом середины XVII в. был Джон Мильтон. Он родился в семье нотариуса, получил образование в Кембриджском университете. Мильтон отказался от вступления в духовное сословие, что ему предлагало руководство университета, и посвятил себя литературному творчеству. Он очень много путешествовал и принимал активное участие в политической жизни своей страны. Литературную деятельность Мильтона делят на 3 периода: 1-й - характеризуется формированием его взглядов и эстетических вкусов. Поэзия Мильтона с самого начала - серьезная поэзия. В ней отсутствуют свойственные эпохе эротические мотивы, гедонизм (удовольствие). Творчество Мильтона отличает идейность, философская глубина, политические мотивы. 2-й период в его творчестве берет начало с того момента, когда путешествие поэта по Италии было прервано слухами о войне в Англии. Мильтон писал, что не мог развлекаться в безопасности, когда его сограждане борются за свободу. В нем зреет недовольство королевской властью, поэтому он выступает сторонником буржуазно-республиканского строя. Мильтон погружается в политику, перестает писать стихотворения и обращается к публицистике. Он сочиняет такие памфлеты, как "Иконоборец", "Защита английского народа", "Ареополитика" - это одно из самых ярких произведений этого периода. Этот памфлет представляет собой обращение к английскому парламенту - Ареопалу. Мильтон требует от парламента утверждения свободы слова. По его мнению, это - необходимое усиление справедливости государства. Мильтон высоко ценит печатное слово и пишет, что "тот, кто уничтожает книгу, убивает самый разум человека". Мировую славу ему принес памфлет "Защита английского народа". В нем Мильтон излагает свои политические принципы. "у христиан не должно быть никакого короля, а если уж и иметь его, то король должен быть слугой народа. Самодержавие и христианство несовместимы". В этот же период он написал около 60 сонетов, которые носят политический характер. 3-й период совпадает с поражением революции и падением республики. Однако Мильтон предлагает сохранить глубокую веру в конечное торжество республиканского строя. В этот период Мильтон тяжело заболел и ослеп, поэтому свои наиболее выдающиеся произведения "Потерянный рай" и "Возвращенный рай" он диктовал своим друзьям и дочерям.

Поэма "Потерянный рай"

Жанровое своеобразие и сюжет
"Потерянный рай" Мильтона - выдающееся произведение мировой литературы. Эта эпическая поэма состоит из 12-ти книг. Создавая "Потерянный рай", он подражает "Илиаде" Гомера и "Энеиде" Вергилия. Исследователи отмечают стремление к синтезу эпоса, драмы и лирики. Жанровое своеобразие заключается в синтезе 2-х начал: философской темы и религиозной тематики. Подобное сочетание в европейской литературе было довольно распространенным явлением. В этой связи следует назвать последнего поэта средневековья Данте и его трилогии: ад, чистилище, рай. Религиозная тематика на какое-то время ушла из литературы. однако в годы жизни Мильтона вновь проникает в литературу. В основу своей поэмы Мильтон положил библейские мифы о борьбе Бога и Сатаны и об Адаме и Еве. Обращение Мильтона к Библии неслучайно, т.к. он всегда хранил верность ей, считая источником мудрости. Используя библейские мифы, Джон Мильтон ставил перед собой сложную задачу: показать, каким трудным, тернистым путем движется человечество вперед к познанию истины. Поэма начинается с восстания мятежных ангелов против Бога и заканчивается их поражением. Сатана и его полчище были вынуждены покинуть небеса и поселиться в преисподней. Однако и здесь они продолжают вести войну против Бога.

История Адама и Евы
Сатана решил нанести удар по самому чистому и святому - земному раю, где живут первые люди Земли. Сатана одержим желанием подчинить их своей власти. Ему в образе змея-искусителя удалось совратить Еву. Ева съедает запретный плод и дает его Адаму. История 2-х первых людей Земли имеет глубокий философский смысл. Мильтон противопоставляет друг другу 2 совершенно разных состояния человечества: 1 - изначально райское существование в идеальных условиях. Это жизнь, лишенная забот, тревог, волнений. На этой стадии жизни люди были невинны, не знали порока. Это была жизнь до грехопадения. Другое состояние - жизнь после грехопадения. Они были изгнаны Богом из рая и зажили трудной, опасной жизнью. Мильтон, следуя Библии, считал, что после того, как Адам и Ева вкусили запретный плод, началась порча человечества. однако по смыслу Библии Адам и Ева совершили грех. Мильтон же не признает, не считает грехом такое благо, как стремление человека к познанию. Он стремится показать, что грехопадение было неизбежным. По его мнению, Адам и Ева поднялись на новую ступень человеческих отношений и, следовательно, поступили правильно. М. считает, что блаженство рая - иллюзия, несоответствие истинной природе человека, по его мнению, в человеке телесное и духовное должно находиться в гармонии. Райская жизнь Адама и Евы была бестелесной, неполной. Яснее всего это видно в любви. До грехопадения они не замечали своей наготы, не испытывали физического влечения друг к другу, после - в них проснулась чувственность и любовь. Однако это не убило в них духовность. Их стала соединять и духовная, и физическая близость, что вполне естественно в общении между собой 2-х любящих друг друга людей. Они по-настоящему любят друг друга и очень самоотверженны в своей любви. Адам, узнав о проступке Евы, решил разделить с ней ее вину и съедает яблоко и делает это ради любви к ней. это возвеличивает Адама как человека мужественного и решительного. Однако и Ева ведет себя не менее самоотверженно. Она не хочет, чтобы он обрек себя на мучения, хочет одна нести свою вину. Сущность жизненной философии Мильтона получила воплощение в речи Адама после изгнания их из Рая. Ева помышляет в отчаянии о самоубийстве. Он успокаивает ее речью о ценности жизни, которую дарует людям сам Бог. Он признает, что люди обречены на страдания и испытания. Осознает, что теперь их с Евой жизнь будет совсем другой, очень трудной. Однако, несмотря ни на что, жизнь в его глазах - прекрасна. Мильтон вкладывает в уста своего героя - собственную мысль: утверждает, что предназначение человека - деятельная жизнь и труд. Именно труд закаляет людей.

Будущее человечества
Перед изгнанием из рая архангел Михаил показывает по велению Богу Адаму и Еве будущее человечества. Сначала это мирный труд хлебопашца и пастуха. Потом эта радостная картина сменяется страшным зрелищем 1-й смерти: Каин убивает Авеля. после этого на Земле воцаряется Смерть, Голод, Болезнь. Архангел показывает 1-м людям Земли, что Бог пошлет в наказание людям потоп. Адам и Ева узнают о том, что на Землю явится Христос, который собственными муками попытается искупить человеческие грехи. В от же время сама жизнь, показанная архангелом, не лишена и радости. в ней есть и хорошее - любовь, дружба. Эта широкая картина человеческой жизни, в которой большую роль играет труд, благодаря чему поэма приобретает оптимистическое философское звучание. в конце поэмы Михаил объясняет Адаму и Еве, что род человеческий в будущем загладит грех своих прародителей, которые осмелились ослушаться Бога. Это искупление грехов приведет к распространению христианского учения. Хр.учение, говорит архангел, открывает людям путь к нравственному совершенству. Поэма заканчивается изгнанием Адама и Евы из рая, которые уходят из Эдема, взявшись за руки. впереди их ждет не безмятежное райское существование, а осмысленная человеческая жизнь, наполненная трудом, радостями и горестями. Человек изображается в этом произведении как высшее из земных существ - наместник Бога на Земле.

Образ Сатаны
В "Потерянном рае" показывается война между Богом и Сатаной. Сатана - это падший ангел. Бог был святыней для Мильтона, но нельзя не заметить, какими ореологическими (?) чертами он окружает образ Сатаны. Образ дьявола, вопреки библейской трактовке, привлекателен, величественен. Мильтона привлекает этот образ непокорность духа, свободолюбием. Сатана тоже сын Бога, но восставший против своего отца, вступивший на путь зла. Но: Мильтон не приемлет такого качества Сатаны, как его непомерная гордыня. В представлении Мильтона гордость и гордыня - совершенно разные вещи. Гордыня трактуется Мильтоном как ничем не оправданное стремление личности нарушить границы, установленные природой, желание подняться выше отведанного человеку места в великой цепи бытия. В образе Сатаны Мильтон осудил индивидуализм. Сатана следует порывам титанической разнузданной индивидуализации и поэтому сеет вокруг себя смерть. Но в образе Сатаны Мильтон отмечает и положительные стороны - свободолюбие, страстность, раскаяние, которые, правда, приходят к нему слишком поздно. Так Змей и Дракон, каким является Сатана под пером Мильтона, очеловечиваются и превращаются в страдальца. Психологически сложный образ сатаны нашел художественное выражение и в его портрете. Это крылатый исполин со щитом за спиной. В минуту гнева Сатана подобен комете. автор уподобляет Сатану Атласу - древнегреческому гиганту, который держит на своих плечах весь земной шар. Все это дает нам право утверждать, что Мильтон новаторски подходит к изображению образа Сатаны.

Художественное своеобразие поэмы
Большую роль играет в поэме пейзажные зарисовки. Природа - не просто фон, на котором происходит действие, а полноправное действующее лицо произведения. Автор использует прием контраста. В раю первых людей окружает идеальная природа. Даже дожди там - теплые и благодатные. Но на смену этой идиллии, окружающей еще пока безгрешных людей, приходит другая природа - мрачный пейзаж. Стилевое своеобразие поэмы заключается в том, что написана она очень напыщенным витиеватым стилем. Мильтон буквально "громоздит" сравнение на сравнение. Например, Сатана - это одновременно и комета, и грозная туча, и волк, и крылатый исполин. В поэме много растянутых описаний. При этом автор прибегает к индивидуализации речи персонажей. В этом можно убедиться, сопоставив между собой яростного грозного воззвание Сатаны, медленное величавое речение Бога, полные достоинств монологи Адама, нежную напевную речь Евы.

Поэма "Возвращенный рай"

Поэма "Возвращенный рай" представляет собой пересказ о том, как Сатана пытался совратить Иисуса Христа. Именно на этом образе сосредотачивает внимание Мильтон. Если Адам и Ева не смогли устоять против соблазна, то Иисус оказывается более стойким, более мужественным. Он победил Сатану и спас человечество. Для Мильтона Иисус - это идеальный человек-гражданин. Несмотря на одиночество, всеобщее непонимание, он находит в себе силы противостоять злу, царящему в мире, он ни на шаг не отступает от своих принципов. По сравнению с "Потерянным раем", "Возвращенный рай" - более слабое произведение. Оно невыгодно отличается абстрактностью и религиозно-моралистическими интонациями.

Вывод: произведения Мильтона переведены почти на все европейские языки. В Росси они стали известны уже с середины XVII в. Значение этого автора велико для русской литературы. Нравственная высота поэта, его ненависть к тирании, преклонение перед героизмом освободительной борьбы нашли горячее сочувствие среди русских писателей. Радищев поставил его имя в один ряд с Шекспиром и Гомером.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!