Выставка "Красавец мужчина. Русский модник на театре"

Галина Цветаева отзывы: 251 оценок: 253 рейтинг: 322

По понедельникам почти все музеи закрыты. А у меня два часа свободного времени. Я была в центре, вспомнила про выставочный зал Исторического музея, он без всяких объявлений оказался закрытым. Повернувшись, увидела афишу на музее "Война 1812 года" выставки "Красавец-мужчина", решила посетить эту выставку. Жаль, не было экскурсии. Но, и так достаточно интересно было. Экспозиция разбита на три части: петиметры,денди,декаденс. Много поясняющей информации. все экспонаты хорошо освещены, ко всем можно подойти и внимательно рассмотреть. Первый отдел: петиметры. Не только представлены предметы одежды из фонда Александра Васильева (Вильнюс), но наглядно показано на портретах, как выглядели мужчины времени петиметра. Удивительно, что мужчины были не очень крупными, судя по костюмам. А уж разных украшалок у них было-море. Можно только удивляться количеству. Следующий раздел-денди. Сразу вспомнилось Пушкинское: "Как dendy лондонский одет- и, наконец, увидел свет". Сразу представляешь светскую жизнь, балы, клубы, приемы-праздную жизнь молодого повесы. Сколько разных флакончиков, приборов, набалдашников для трости с секретами, в которых хранились ножечки, пилочки, и прочее прочее. Потом декаденс с своей утонченностью, изысканностью. Какой прекрасной сохранности цилиндры, шляпы, нижнее белье. Трудно представить, как это сохранилось. Великолепные вещи для гольфа, заниматься спортом были модно.
Очень понравились вещи Британской школы дизайна. Какие талантливые у нас дизайнеры. Вещи созданные ими бесподобны, сочетают в себе эпатаж и практичность. Их можно и нужно носить, внедрять в массовое производство. Яркие цвета украшают жизнь, улучшают настроение. Как здорово, что хотя бы единицы носят это.
Выставка интересна всем, кому не безразлична мода, ее развитие, кому хочется взглянуть по-новому на старые вещи и найти что-то для себя в новых вещах.
Два часа пролетели незаметно, потому что было интересно. Спасибо организаторам за увлекательную подачу материала и мое восхищение дизайнерам Британской школы дизайна.

Надежда Николаева отзывы: 21 оценок: 21 рейтинг: 4

Посетили выставку в Государственном Историческом Музее- "Красавец-мужчина.Русский модник середины XVIII- начала ХХ века". Это первый крупный проект в России,всецело посвященный истории мужской моды. На выставке представлено более 600 предметов.Среди экспонатов- примеры мужского платья и нижнего белья, есть современные костюмы, украшения и модные аксессуары, средства по уходу внешностью, картины, гравюры, фотографии, карикатуры, журналы и книги. Все мужские платья сшиты из натуральных тканей: сукно, шерсть, парча, шелк, атлас.Костюмы шикарные! А пряжки к туфлям- шедевр! А табакерки, а расшитые жилеты, кафтаны-камзолы, кошельки и бумажники- всё это настоящее произведение искусства. Какие были мастерицы и мастера! Вот как одевались наши русские модники! В романе "Евгений Онегин" Александр Сергеевич Пушкин пишет про новейших русских: " ... Лихая мода, наш тиран, недуг новейших россиян!" Подумать только двести лет тому назад- были новейшие россияне, с непобедимым пристрастием к моде. Мода распространяется не только на одежду, обувь. Всё внешнее -есть мода,это модные писатели, художники, поэты и т.д Отстать от моды, для многих значит отстать от жизни. Так было во времена Пушкина, так есть и в наши времена.
Интересных вещей,для рассмотрения очень много, рекомендую и лучше с экскурсоводом, другое восприятие, экспонаты оживают.

Maya Sugakova отзывы: 27 оценок: 27 рейтинг: 15

Анализ страстей.
"Фандорин оделся неприметным англичанином: черный котелок, черный пиджак, черные брюки, черный галстук. В Москве его, пожалуй, приняли бы за гробовщика, но в Лондоне он, надо полагать, сойдет за невидимку". Борис Акунин «Азазель»
На Красной площади в Историческом музее проходит выставка «Красавец мужчинаю Русский модник серединв 18 начала 20 века». Выставка НЕ напичкана старинными предметами и оружием, она лаконична и слегка холодна, в трех огромных комнатах выставочного зала скоромная подсветка, ведь сказано известным писателем, что «благородный муж помнит: достоинство не в том, что с тобой происходит, а в том, как ты себя ведёшь!» . На выставке три комнаты где собраны знаки отличия одежды и аксессуаров, когда было модно что-то французское, а потом что-то английское, а затем мода объединилась со всеми заграничными повадками и стала иной. Прекрасно, что на выставке я не нашла надписей «заезженных» фраз о том, что в человеке все должно быть прекрасно, про то, что красота спасет мир и др. стандартные известные фразы. В надписях над старинными предметами можно прочитать другие интересные отрывки и цитаты из первоисточников того времени. Узнала для себя новое, но уже устаревшее для нас слово «пятиметры», что значит молодые светские щеголи, франты, подражающие всему французскому. «Здесь было любимое место московских франтов ― пятиметров, как называла их тогдашняя сатирическая литература». Э. Радзинский, «Княжна Тараканова».Офицерский мундир, ювелирные украшения, умение несколькими способами завязывать галстук,вовремя смотреть в лорнет, правильно пудрить парик, надевать шляпу, в том числе соломенную, которая должна быть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с черной лентой, манерно нюхать табак, доставая изящную табакерку, чихать на карикатуры тех времен, в которых высмеивалась мода и модники,уметь танцевать танго и быть спортсменом – все это признаки времени декаданса, дендизма и куртуазности. Несколько предметов показались мне чрезвычайно громоздкими, а некоторые за стеклом показались слегка утлыми и тщедушными, такие уж габариты были у красавцев того времени. Связь пятиметров и современности - несколько экспонатов Британской школы, и они настолько во всем хорошИ, что диву даешься талантам земли русской на чужбине. После выставки, около выхода,лежит книга отзывов, в которой гости записывают свои впечатления, прошу вас, оставьте время на то, чтобы ее полистать, поверьте, она не менее интересна своими деталями, чем выставка, которая продлится до конца июля.

Выставка мода

В Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка "Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII — начала XX века", которая, по словам организаторов, "посвящена трем наиболее ярким периодам в истории мужской моды императорской России" и которая, как считает ЕЛЕНА СТАФЬЕВА, не рассказывает толком ни про один из них.


Название "Красавец мужчина" звучит немного в духе дневных телешоу для домохозяек. Это, положим, невеликая беда, но на поверку оказывается, что ни публике, интересующейся современной модой, ни тому, кто хоть как-то знаком с историей культуры, ни тем более профессионалам эта выставка и не рассказывает ничего содержательного. Да и выставкой этот набор предметов быта и произведений искусства можно назвать только в самом архаичном смысле слова.

Экспозиция состоит из трех залов — по одному на каждый из заявленных периодов в истории моды: петиметры середины XVIII века, денди начала XIX века и щеголи начала XX века. Ну а посредине, прямо на входе, зрителя отчего-то встречает коллекция выпускников Британской высшей школы дизайна, призванная, видимо, продемонстрировать современный дендизм — в данном случае странную смесь сюртуков, жилетов, бермудов, цилиндров, запонок и галстучных булавок.

По стенам развешаны портреты, иногда отличные, например портрет Петра Яковлевича Чаадаева, не только автора "Философических писем", но и прославленного щеголя. Тропининский портрет славянофила Юрия Самарина, где видны его длинные отполированные ногти, вызывает в памяти знаменитое: "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". Как, собственно, и портрет Кипренского, где Пушкин блистает этой самой красой. Но только даже эта очевидная отсылка к строкам "Евгения Онегина" никак не актуализована.

В центре залов стоят закрытые стеклом манекены, обряженные сначала в кафтаны и кюлоты, потом — в сюртуки, а потом — в визитки и смокинги. Вдоль стен — витрины. В них лежит россыпь табакерок, флаконов, лорнетов, булавок, несессеров, портмоне, расчесок (для волос и для усов), шляп. Между вещами помещены цитаты из самых разных текстов — от "Почты духов" Крылова и "Начала века" Белого до "Столицы и усадьбы" и Gazette du bon ton под незамысловатыми заголовками — "О гольфе", "О канотье" (над витриной с канотье), "О цилиндре", "О котелке" (под ними лежат, конечно, цилиндр и котелок, по одной штуке), "О бритье", "О посетителях литературно-художественных кружков" (тут как раз язвительная цитата из Андрея Белого). Само пространство залов не модифицировано вовсе, рука архитектора или декоратора в оформлении выставки неприметна. Но если можно себе представить современную выставку без художественной концепции, то она уж точно невозможна без концепции интеллектуальной. Ее тут, увы, нет. Все же заявлять, что представленные предметы "воссоздадут чарующий образ модников прошлого",— это не кураторская концепция. К моде "чарующий образ" не имеет никакого отношения.

Между тем в современном мире выставки моды становятся блокбастерами не меньшими, чем выставки старых мастеров. Рассказывать историю идей при помощи предметов — сегодня один из самых популярных кураторских трендов. И так получилось, что прямо сейчас в Париже, например, проходят сразу две выставки, которые можно сравнить с "Красавцем мужчиной",— "Подобающее платье. Когда одежда вызывала скандал" в Музее декоративно-прикладного искусства и "Мода и женщины: XIV-XVIII века" в Библиотеке Форне.

Первая — нарочито концептуальная; там как раз есть вещи тех же эпох, что и в Историческом музее, но все выстроено не по хронологическому, а именно по идеологическому принципу, когда с помощью одежды, аксессуаров и предметов искусства показывается, как формировалась норма и как она нарушалась, как запреты становились источником модных идей. Причем все это с великолепной работой архитектора и сценографа, с множеством визуальных эффектов и разнообразных аттракционов, просвещающих и развлекающих. Качество и сохранность тех же жилетов, кафтанов и кюлотов поразительные, они ни в коем случае не выглядят так, будто их только что достали из сундука.

Конечно, возможности парижского музея и Фонда Александра Васильева (почти вся одежда на выставке в Историческом музее оттуда, а декоративно-прикладные предметы и живопись в основном собственные) несколько разные, но дело не в этом. Скорее уж в том, что, в отличие от работы ГИМа, все, что вы видите в витрине,— одежда, аксессуары, живопись, гравюры, журналы,— излагает вам один четко и внятно выстроенный сюжет из истории не только моды, но и культуры вообще. И сразу становится понятно, что иногда пейзаж английского парка может больше рассказать о романтической эпохе, британских денди и моде на тщательно воссозданную естественность, чем три однотипных портрета.

Да, "Подобающее платье" — это выставка ведущего европейского музея, которая раз в пять превосходит объемом "Красавца мужчину", и, будем честны, у нас такое просто мало кому по силам. Но вот, например, выставка в Библиотеке Форне тоже вполне камерная и тоже буквально на три зала. Но как она придумана (причем без всяких концептуальных заявлений в названии), как изящно и эффектно в ней показано, что из военной формы, рабочей одежды или целой индустрии нарядов для вдов вырастают новое женское самосознание и масштабное национальное движение за женские права. И вот если бы устроители "Красавца мужчины" не замахивались на нечто глобальное, а сосредоточились на чем-то одном, то, возможно, не получилось бы так размыто и безлико. Ходить по трем залам, где никто не удосужился ни рассказать занимательную историю, ни вовлечь зрителя в познавательный диалог с выставленными вещами, скучно и в конечном счете бессмысленно. А мода — это весело, это захватывающе и это в конце концов про то реальное ощущение жизни, без которого не бывает и исторического знания.

4 апреля 2018 года в 16.00 в Шереметевском дворце (наб. реки Фонтанки, д. 34) откроется выставка «Красавец мужчина. Русский модник на театре» , посвященная феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди на театральной сцене конца XVIII – начала XX века. Для выставки Александринский театр предоставил более 50 подлинных старинных костюмов и деталей мужского гардероба конца XVIII-начала XX вв., использовавшихся во многих спектаклях и ставших ныне частью культурно-исторического наследия. Вышитые шелком атласные камзолы и бархатные кафтаны с отделкой металлическим кружевом, искусно отделанные шнуром венгерки и роскошные домашние халаты-архалуки, сюртуки и фраки тончайшего английского сукна, элегантные жилеты от лучших французских портных, съемные воротнички и манжеты и множество разнообразных мелочей вновь предстанут перед публикой, как и много лет назад, когда на сцену в этих костюмах выходили признанные мастера и рядовые статисты Петербургских императорских театров (не только русской драматической труппы, но и балета, а также петербургской Итальянской оперы, французской драмы).
У каждого костюма своя уникальная творческая биография, о некоторых этапах которой мы можем узнать по надписям, сохранившимся на подкладке. Порой внутри одного костюма можно прочесть фамилии самых разных актеров: середины или конца XIX в., начала ХХ в., военных и послевоенных лет.
Вплоть до конца XIX века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа. Личные принадлежности В.В. Самойлова, К.А. Варламова, Н.Н. Фигнера, Ф.И. Стравинского, Ф.И. Шаляпина соседствуют с их сценическими костюмами, портретами и фотографиями, создающими эталонные образы «красавца мужчины». Театральный сюжет выставки был бы неполон без литературных героев: от Онегина и Чацкого до Антропки из «Модной лавки» И.А. Крылова. Их воплощения на сценах петербургских театров на протяжении целого века внимательно исследованы и отражены в экспозиции.
Прологом к исторической части экспозиции станет театральный «черный кабинет» с галереей портретов знаменитых актеров и режиссеров XX – начала XXI веков, законодателей вкуса и кумиров широкой публики.
В проекте «Красавец мужчина. Русский модник на театре» также принимают участие ГМЗ «Петергоф», Государственный музей А. С. Пушкина (Москва), Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская театральная библиотека, Российская национальная библиотека, музей Большого драматического театра, музей театра им. Ленсовета, музей театра-фестиваля «Балтийский дом», журналы «Собака.ru» и «Караван историй».

Галина Цветаева отзывы: 251 оценок: 253 рейтинг: 322

По понедельникам почти все музеи закрыты. А у меня два часа свободного времени. Я была в центре, вспомнила про выставочный зал Исторического музея, он без всяких объявлений оказался закрытым. Повернувшись, увидела афишу на музее "Война 1812 года" выставки "Красавец-мужчина", решила посетить эту выставку. Жаль, не было экскурсии. Но, и так достаточно интересно было. Экспозиция разбита на три части: петиметры,денди,декаденс. Много поясняющей информации. все экспонаты хорошо освещены, ко всем можно подойти и внимательно рассмотреть. Первый отдел: петиметры. Не только представлены предметы одежды из фонда Александра Васильева (Вильнюс), но наглядно показано на портретах, как выглядели мужчины времени петиметра. Удивительно, что мужчины были не очень крупными, судя по костюмам. А уж разных украшалок у них было-море. Можно только удивляться количеству. Следующий раздел-денди. Сразу вспомнилось Пушкинское: "Как dendy лондонский одет- и, наконец, увидел свет". Сразу представляешь светскую жизнь, балы, клубы, приемы-праздную жизнь молодого повесы. Сколько разных флакончиков, приборов, набалдашников для трости с секретами, в которых хранились ножечки, пилочки, и прочее прочее. Потом декаденс с своей утонченностью, изысканностью. Какой прекрасной сохранности цилиндры, шляпы, нижнее белье. Трудно представить, как это сохранилось. Великолепные вещи для гольфа, заниматься спортом были модно.
Очень понравились вещи Британской школы дизайна. Какие талантливые у нас дизайнеры. Вещи созданные ими бесподобны, сочетают в себе эпатаж и практичность. Их можно и нужно носить, внедрять в массовое производство. Яркие цвета украшают жизнь, улучшают настроение. Как здорово, что хотя бы единицы носят это.
Выставка интересна всем, кому не безразлична мода, ее развитие, кому хочется взглянуть по-новому на старые вещи и найти что-то для себя в новых вещах.
Два часа пролетели незаметно, потому что было интересно. Спасибо организаторам за увлекательную подачу материала и мое восхищение дизайнерам Британской школы дизайна.

Надежда Николаева отзывы: 21 оценок: 21 рейтинг: 4

Посетили выставку в Государственном Историческом Музее- "Красавец-мужчина.Русский модник середины XVIII- начала ХХ века". Это первый крупный проект в России,всецело посвященный истории мужской моды. На выставке представлено более 600 предметов.Среди экспонатов- примеры мужского платья и нижнего белья, есть современные костюмы, украшения и модные аксессуары, средства по уходу внешностью, картины, гравюры, фотографии, карикатуры, журналы и книги. Все мужские платья сшиты из натуральных тканей: сукно, шерсть, парча, шелк, атлас.Костюмы шикарные! А пряжки к туфлям- шедевр! А табакерки, а расшитые жилеты, кафтаны-камзолы, кошельки и бумажники- всё это настоящее произведение искусства. Какие были мастерицы и мастера! Вот как одевались наши русские модники! В романе "Евгений Онегин" Александр Сергеевич Пушкин пишет про новейших русских: " ... Лихая мода, наш тиран, недуг новейших россиян!" Подумать только двести лет тому назад- были новейшие россияне, с непобедимым пристрастием к моде. Мода распространяется не только на одежду, обувь. Всё внешнее -есть мода,это модные писатели, художники, поэты и т.д Отстать от моды, для многих значит отстать от жизни. Так было во времена Пушкина, так есть и в наши времена.
Интересных вещей,для рассмотрения очень много, рекомендую и лучше с экскурсоводом, другое восприятие, экспонаты оживают.

Maya Sugakova отзывы: 27 оценок: 27 рейтинг: 15

Анализ страстей.
"Фандорин оделся неприметным англичанином: черный котелок, черный пиджак, черные брюки, черный галстук. В Москве его, пожалуй, приняли бы за гробовщика, но в Лондоне он, надо полагать, сойдет за невидимку". Борис Акунин «Азазель»
На Красной площади в Историческом музее проходит выставка «Красавец мужчинаю Русский модник серединв 18 начала 20 века». Выставка НЕ напичкана старинными предметами и оружием, она лаконична и слегка холодна, в трех огромных комнатах выставочного зала скоромная подсветка, ведь сказано известным писателем, что «благородный муж помнит: достоинство не в том, что с тобой происходит, а в том, как ты себя ведёшь!» . На выставке три комнаты где собраны знаки отличия одежды и аксессуаров, когда было модно что-то французское, а потом что-то английское, а затем мода объединилась со всеми заграничными повадками и стала иной. Прекрасно, что на выставке я не нашла надписей «заезженных» фраз о том, что в человеке все должно быть прекрасно, про то, что красота спасет мир и др. стандартные известные фразы. В надписях над старинными предметами можно прочитать другие интересные отрывки и цитаты из первоисточников того времени. Узнала для себя новое, но уже устаревшее для нас слово «пятиметры», что значит молодые светские щеголи, франты, подражающие всему французскому. «Здесь было любимое место московских франтов ― пятиметров, как называла их тогдашняя сатирическая литература». Э. Радзинский, «Княжна Тараканова».Офицерский мундир, ювелирные украшения, умение несколькими способами завязывать галстук,вовремя смотреть в лорнет, правильно пудрить парик, надевать шляпу, в том числе соломенную, которая должна быть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с черной лентой, манерно нюхать табак, доставая изящную табакерку, чихать на карикатуры тех времен, в которых высмеивалась мода и модники,уметь танцевать танго и быть спортсменом – все это признаки времени декаданса, дендизма и куртуазности. Несколько предметов показались мне чрезвычайно громоздкими, а некоторые за стеклом показались слегка утлыми и тщедушными, такие уж габариты были у красавцев того времени. Связь пятиметров и современности - несколько экспонатов Британской школы, и они настолько во всем хорошИ, что диву даешься талантам земли русской на чужбине. После выставки, около выхода,лежит книга отзывов, в которой гости записывают свои впечатления, прошу вас, оставьте время на то, чтобы ее полистать, поверьте, она не менее интересна своими деталями, чем выставка, которая продлится до конца июля.

8 апреля 2017, 21:01

Не так давно открылась выставка в Историческом музее, которая посвящена исключительно мужской моде.

«Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII - начала XX века» - таково полное название экспозиции. Отдел музея, ведающий одеждой, опять (вслед за прошлогодним «Русским народным костюмом») дорвался до выставочного пространства и предъявил народу вышитые камзолы XVIII столетия, фраки и цилиндры пушкинской поры и строгие сюртуки «серебряного века». А также всевозможные - и крайне разнообразные на самом деле - сопутствующие аксессуары.

Собственно, типов модников за это время кураторы выделили три. Ну, и мы начнем с начала - с XVIII века.

Показанные портреты - их немало - очень разные: и известные, и неизвестные персоны, и известные, и неизвестные авторы. На этом останавливаться не будем - нас в героях этой живописи будет интересовать только костюм.

«Петиметр» (фр. petit maître) - так иронически обозначали в то время светского щеголя, излишне следующего моде. Впрочем, таков оттенок и французского оригинала. Действительно, мода того времени для мужчин - не только для дам - также ориентировалась на внешние эффекты. Вышивка, кружева, яркие цвета, украшения - все это присутствовало.

Сатирический журнал «И то и сьо» (выходил в 1769 году) писал о таких модниках так: «Петиметр значит по-русски вертопрах, или такой человек, который ни о чем больше не думает, как только одеться по правилам моды… В комедиях, на балах, на Каменном острове, в Катерингофе, в Летнем саду и по Дворцовой набережной везде увидишь петиметра

«Что бы кто ни сделал и какую бы ни выкинул моду ничто-то от глаз петиметрских не скроется, он все переймет и через минуту будет иметь у себя, ибо он подражает всему без разбора

Но рассмотрим полный комплект одежды того времени (habit complet). В него входили кафтан (верхняя одежда), камзол (надевался под кафтан, укороченный камзол без рукавов стал в дальнейшем именоваться жилетом) и кюлоты. То есть короткие штаны.

«Кюлоты» должны напомнить нам по созвучию «санкюлотов» - то есть революционно настроенных представителей «третьего сословия» в Париже во время Французской революции. Действительно, простонародье, в отличие от светских модников, кюлотов в то время не носило, а носило длинные штаны. А вот дворяне - именно кюлоты, длиной как-то, что мы теперь именуем бриджами. И конечно, тут требовались чулки.
Ноги, таким образом, оказывались на виду. И требовали особого внимания. Чтобы придать стройность и объем икрам, некоторые персонажи - опять сошлюсь на российскую сатирическую прессу того времени - подкладывали под чулки «хлопчатую бумагу».

Ну, и конечно, пряжки башмаков вовсю сияли.
Впрочем, удалось заметить и вот такие удобные набойки на башмаки - весьма подходящая вещь для гололеда.

Но вернемся от ног к голове. То, что на ней носили, также имело значение. И тут я вовсе не о шляпах.

Да, именно - речь о париках. Их разновидностей было немало, и это также прописывала мода. Книжка 1767 года L’art du perruquier («Парикмахерское искусство») демонстрирует восемь основных видов париков.

Чтобы парики не мялись, для них существовали специальные футляры.

А что это за материал, из каких парик сделан волокон - даже и сказать трудно.

Парики полагалось пудрить. Для чего также были свои правила и приемы: лучшую пудру, как отмечали профессионалы, делают из пшеничной муки, помаду для парика (чтобы пудра к нему прилипала) - из топленого сала. Чтобы защитить лицо и одежду одеваемого, парикмахеры надевали на него «корне» (cornet) - свернутый особым образом лист картона.

А вот и прочие туалетные принадлежности - о «красе ногтей» тоже думали.

Флаконы для духов тоже были в то время отнюдь не только дамской принадлежностью.

В общем, сборы перед выходом в свет явно должны были занимать немало времени.

Вернемся к одежде. Вышивка была весьма частым приемом ее украшения - что особенно касалось камзолов и жилетов (один из модных молодых людей того времени - а конкретно сын знаменитого гетмана, Андрей Разумовский - умудрился потратить на жилеты около 20 тысяч рублей - что немало удивило его отца, когда тот получил счет от портного).


Вышивка же - и на шелковых бумажниках.

Причем пуговицы могли быть украшены, к примеру, пейзажами или иллюстрациями к литературным произведениям.


Не менее украшенными оказывались часы (в ту пору еще только карманные), табакерки, лорнеты, зрительные трубы.

Отметим и моду на миниатюры - внутри той же табакерки вполне мог оказаться портрет дамы сердца.

Ну, и наконец: манеры также должны были соответствовать правилам хорошего тона:

«Поклон есть знак вежливости и учтивства . (…) Для отдания при входе в покои поклона надлежит с четвертого положения, сзади привести правую ногу на четвертое же положение наперед; потом приведя левую ногу на первое положение наклонить тело и вытянув колена и взглянув прежде наклонения приятным видом на людей, которым кланяешься …»

Вы еще не запутались? А ведь все эти движения надо производить «приятным и вольным образом». Не случайно приведенная цитата - из труда «Танцевальный учитель». И позиции тут тоже танцевальные - вот и схема.

Ну что, господа, хотите в XVIII век? А ведь как бы вы эффектно выглядели. :)

Впрочем, мода через некоторое время поменяется - «как денди лондонский»

к пушкинской поре мужская мода успела претерпеть радикальные изменения - прежней словно отрубили голову вместе с Людовиком XVI. Никаких больше ярких кафтанов, тем более с вышивкой и кружевами. Никаких коротких штанов-кюлотов с чулками. Да и прочие аксессуары меняются.

Французская революция и последовавшая за ней эпоха наполеоновских войн отодвинули Париж с лидерских позиций. Теперь моду для мужчин диктовал Лондон - куда менее склонный к внешним эффектам, но уважающий солидность и респектабельность. Это одна сторона дела. А другая - извечная спортивность англичан (в понимании того времени речь идет об активном досуге), что от одежды требовало прежде всего удобства. Сочетание этих факторов, вкупе с все большим продвижением «третьего сословия» к социальному верху, и дает нам образ на первый взгляд простой и строгий.

Да, и портреты того времени свидетельствуют об исчезновении еще одного важного еще полвека назад аксессуара - а именно парика (пусть даже от собственной шевелюры остается не так много). При этом мода на мужские прически периодически меняется - что портреты той поры также позволяют проследить.

Выше - прическа «à la Titus»: такую носил, в частности, Василий Львович Пушкин (и она требовала, между прочим, особой укладки). Но временами волосы, напротив, слегка удлинялись.

Советы по части аксессуаров тоже вроде бы не позволяют разгуляться. А главным советчиком во второй половине 1820-х годов становится книжка все-таки французская - «Code de la toilette» (автор которой носит эффектное имя Оноре-Наполеон Рассон).

«У хорошо выбритого мужчины более высокие мысли, нежели у небритого» - эту фразу, со ссылкой на Стерна, автор труда по «элегантности и гигиене» выносит на обложку своего творения (отмечая уже в собственно тексте: «большинство мужчин ухаживают за подбородком каждое утро; некоторые денди бреются два раза в день «). Ну, а кураторы выставки не забывают поместить в экспозицию бритвы - вот какими пользовались в начале XIX века.

Ну, и не зря писал уже многократно упомянутый - а куда денешься? - Александр Пушкин: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Всевозможные аксессуары, флакончики, маникюрные наборы - все это присутствует и на мужском туалетном столике.

Мимоходом отмечу забавную штучку: вот этот флакон соединен со зрительной трубкой. Интересно, куда его брали с собой и что наливали?

Вот и еще совет от месье Рассона: «Не следует приравнивать часы к украшениям. Обилие цепей, печаток, говорит о плохом вкусе. Часы носят в левом кармане жилета. Их толщина не должна превышать толщину двух пятифранковых монет. Одни лишь женщины могут пользоваться часами в корпусах, покрытых эмалью …»

И действительно, по сравнению с часами XVIII века хронометры XIX столетия внешне куда более просты.

Что не значит - дешевы. По свидетельству одного из тогдашних мемуаристов, «приличествовало иметь часы славного парижского мастера Брегета, а эти часы были не дешевые: простейшего сорта стоили не менее 300 франков, а цена богатых часов доходила и до 3000 тогдашних рублей

Вернемся к «Code de la toilette». Об украшениях автор сообщает: «Молодым людям позволительно носить лишь одно широкое кольцо английского золота (это, между прочим, не золото, а сплав меди с цинком, ныне чаще именуемый «томпак»), а мужчинам почтенного возраста только одно кольцо с солитером ».

Меняются и зрительные приборы: «Театральный лорнет не допускает никакого другого украшения, кроме как его качество, (…) и именно тонкость стекла составляет их достоинство ».

Правда, зрительные трубки, хоть и без драгоценностей, все равно элегантны (а иногда их еще и сочетают с часами).


Строже становится и табакерка (здесь - модная в то время техника эгломизе, живопись под стеклом).

Пряжки башмаков (вспомните для сравнения изображение из первой части поста) также менее вычурны.

А вот бумажник может быть ярким (чаще всего он теперь вышит бисером). Но тут как бы предполагается, что это скорее всего подарок, лично вышитый дамой.

Вышивка, однако, может обнаружиться там, где ее на самом деле не видно - например, на подтяжках.

Что же может все-таки хоть немного оживить костюм? Легко догадаться - это жилет. Хотя уже мало похожий на прежние «камзолы», но все же.

Но это все пока мы говорим о «партикулярном» платье. С военной формой все иначе - «камуфляжа» тогда не знали, одевали солдат ярко, чтобы отличать своих и чужих на поле брани. Плюс знаки различия - тут уже по грибоедовскому Скалозубу: «в мундирах выпушки, погончики, петлички».

Но по-настоящему и военные, и штатские могли оттянуться дома. Халат - вот где не будет никаких ограничений по цвету и отделке.

Как угодно можно украшать трубки и прочие аксессуары для домашнего досуга.

А также все хозяйство охотника.

Словом, стиль одежды мужчин парадоксальным образом делится на сдержанный - публичный, и более яркий - домашний.

Но и этот публичный стиль к рубежу XIX-XX веков вновь претерпит изменения. О чем - в следующий раз.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!