Таблица чацкий и фамусовское. Сравнительная характеристика чацкого и фамусовского общества

/ / / Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Главным конфликтом новаторской комедии Александра Сергеевича Грибоедова стал раскол в дворянской среде. На рубеже двух веков после только что окончившейся Отечественной войны помещикам необходимо было что-то изменить в своей жизни.

Одни же консервативно настроенные слои не хотели перемен, другие, наоборот, желали повысить ценность личности, изменить статус гражданского самосознания. Именно между этими двумя группами и завязалась борьба, которую так ярко и правдиво показал автор в своем произведении. Основными противниками, относящимися к разным лагерям, стали и .

Сам Грибоедов четко обозначал позицию комедии: 25 глупцов и один здравомыслящий молодой человек, под которым он подразумевает, конечно, Александра Андреевича Чацкого.

Но ведь и Фамусова нельзя причислять к категории глупцов. Это было бы неправильно. У двух героев своя правда, разная, но оба они отдают все силы на ее защиту. И у каждого, безусловно, есть ум, вот только его качество имеет отличия.

Ум дворянина, негативно настроенного на преобразования, нацелен только на то, чтобы сохранить прежний уклад, теплое насиженное местечко. А все новое – реальная угроза, этого никак нельзя допустить. Таковы взгляды Павла Афанасьевича Фамусова.

У Александра Андреевича же ум гибок, молодого человека привлекают новые ценности, они ему ближе. Он всей душой и сердцем ратует за достоинство человека, а не оценивание по количеству купюр в кошельке и чину.

Что касается остальных вопросов сравнительной характеристики двух героев, их мнения во всем расходятся. Чацкий выступает за образование, он неплохой писатель и переводчик. Фамусов же, напротив, считает просвещение большим вредом, по мнению помещика, оно таит опасность и не приносит никакой пользы. Куда проще жить в комфорте и постоянных развлечениях.

В отношении службы у героев также нет единения. Чацкий не служит, так как не видит в этом деле для себя пользы. Прислуживаться же не в его натуре. А вот фамусовское общество во главе с помещиком ничего зазорного в том, чтобы прогнуться перед вышестоящими чинами, не видит. Для них это возможность продвижения по службе. А ее ни в коем случае нельзя упускать. Даже шутом быть, как покойный дядя Павла Афанасьевича, не страшно. Посмешить публику и получить за это вес в обществе – плевое дело. Но не так устроен Александр Андреевич. Молодой человек считает такое поведение унижением и ни за что на свете на это не пойдет.

В отношении семьи мнения Фамусова и Чацкого также сильно расходятся. Богатый дворянин придерживается той позиции, что брак возможен и без любви. Главное – это положение в обществе. Кто беден, не подойдет в качестве второй половины для его дочери Софьи. Везде во главу угла ставятся деньги, и семейные отношения не становятся исключением. Богатство и счастье приравниваются в фамусовском обществе.

Но Чацкий не может даже слышать такого мнения. Он выступает за живые истинные чувства. Любовь для молодого человека выше материального достатка, и никакие деньги не смогут ее заменить.

Проведя такую сравнительную характеристику двух главных героев, мы четко видим, насколько подлым и безнравственным выступает Павел Афанасьевич Фамусов. Дело в том, что время изменений еще не пришло. Чацкого прогоняют из фамусовского общества, окрестив его,с легкой руки Софьи, сумасшедшим. Но все же он победитель, а не проигравший. Москва боится таких людей, их речи страшны, они несут нарушение привычного уклада и комфорта. Правда Чацкого все равно, рано или поздно, одержит победу. Исторические изменения закономерны, и они непременно грядут.

Век нынешний" и "век минувший" по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.

Век нынешний:
1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»
3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.»
4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?...нам каждого велят признать историком и географом.»
5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»
6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»
7.«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»
8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»
9. Искренность чувства
10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
4. «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»
7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
8. Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать».

Характеристики Век нынешний Век минувший
Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
Отношение к иностранному «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
Отношение к образованию «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
Отношение к крепостному праву «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»
Отношение к кумовству, протекции «А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
Отношение к свободе суждений «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
Отношение к любви Искренность чувства «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
Идеалы Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    • Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • В произведении Грибоедва "Горе от ума" эпизод "Бал в доме Фамусова" является главной частью комедии, ведь именно в этой сцене главный герой Чацкий показывает истинное лицо Фамусова и его общества. Чацкий - свободный и вольнодумный персонаж, ему противны все нравы, которым Фамусов старался как можно больше соответствовать. Он не боится высказывать свою точку зрения, отличающейся от Павла Афанасьевича. К тому же, сам Александр Андреевич был без чинов и небогат, а это значит, что он был не только плохой партией […]
  • Л-9. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий и фамусовское общество.

    Толпою окружённый слуг;

    Усердствуя, они в часы вина и драки

    И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

    На них он выменил борзые три собаки!!!»;

    «Или вон тот ещё, который для затей

    На крепостной балет согнал на многих фурах

    От матерей, отцов отторженных детей?!

    Сам погружён умом в Зефирах и Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе!

    Но должников не согласил к отсрочке: -

    Амуры и Зефиры все

    Распроданы поодиночке!!!»

    Хлёстова:

    «От скуки я взяла с собой

    Арапку-девку да собачку;

    Вели их накормить ужо, дружочек мой,

    От ужина сошли подачку»;

    Хлёстова об арапке:

    «Представь: их как зверей выводят напоказ,

    Я слышала, там…город есть турецкий…»;

    Фамусов:

    «В работу вас, на поселенье вас.

    За грош меня продать готовы»

    Отношение к московским нравам и времяпровождению

    «Да и кому в Москве не зажимали рты

    Обеды, ужины и танцы?»;

    «Дома новы, но предрассудки стары.

    Порадуйтесь, не истребят

    Ни годы их, ни моды, ни пожары»

    Фамусов:

    «На всех московских есть особый отпечаток.

    Извольте посмотреть на нашу молодёжь,

    На юношей – сынков и внучат.

    Журим мы их, а если разберёшь, -

    В пятнадцать лет учителей научат!

    А наши старички? – Как их возьмёт задор,

    Засудят об делах, что слово – приговор…

    И об правительстве иной раз так толкуют,

    Что если б кто подслушал их … беда!

    Не то чтоб новизны вводили, - никогда,

    Спаси нас Боже!.. Нет. А придерутся

    К тому, к сему, а чаще ни к чему,

    Поспорят, пошумят, и … разойдутся.

    А дамы? – сунься кто, попробуй овладей;

    Судьи всему, везде, над ними нет судей…

    А дочек кто видал, всяк голову повесь!..

    И точно, можно ли воспитаннее быть!

    Умеют же себя принарядить

    Тафтицей, бархатцем и дымкой,

    Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой;

    Французские романы вам поют

    И верхние выводят нотки,

    К военным людям так и льнут,

    А потому, что патриотки.

    Решительно скажу: едва

    Другая сыщется столица, как Москва»

    Отношение к идеалам

    «Вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов»;

    «Теперь пускай из нас один,

    В науки он вперит ум, алчущий познаний;

    Или в душе его сам Бог возбудит жар

    к искусствам творческим, высоким и прекрасным.

    Они тотчас: разбой! пожар!

    и прослывёт у них мечтателем! опасным!»

    Фамусов:

    «Вот то-то, все вы гордецы!

    Спросили бы, как делали отцы?

    Учились бы, на старших глядя:

    Мы, например, или покойник дядя,

    Максим Петрович: он не то на серебре,

    На золоте едал; сто человек к услугам;

    Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

    Век при дворе, да при каком дворе!

    А? как по-вашему? По-нашему смышлён.

    Упал он больно, встал здорово»;

    Молчалин:

    «Как можно! слог его здесь ставят в образец!»

    Отношение к образованию

    «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

    В учёный комитет который поселился

    И с криком требовал присяг,

    Чтоб грамоте никто не знал и не учился?»;

    «Что нынче, так же, как издревле,

    Хлопочут набирать учителей полки,

    Числом поболее, ценою подешевле?

    Не то, чтобы в науке далеки;

    В России, под великим штрафом,

    Нам каждого признать велят

    Историком и географом!»

    (Чацкий иронизирует,

    но для него этот вопрос не решён окончательно)

    Для Фамусовых образование – основная причина «безумия», которым одержим Чацкий и ему подобные.

    Фамусов:

    «Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

    И в чтеньи прок-от не велик:

    Ей сна нет от французских книг,

    А мне от русских больно спится»;

    «Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,

    Чтоб наших дочерей всему учить, всему –

    И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

    Как будто в жёны их готовим скоморохам»;

    Фамусов:

    «Ученье – вот чума, учёность – вот причина.

    Что нынче пуще, чем когда,

    Безумных развелось людей, и дел, и мнений»;

    Хлёстова:

    «И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних

    От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

    Да от ланкарточных взаимных обучений»;

    Княгиня Тугоуховская:

    «Нет, в Петербурге институт

    Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

    Там упражняются в расколах и в безверье

    Профессоры!! – У них учился наш родня,

    И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерья.

    От женщин бегает, и даже от меня!

    Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

    Князь Фёдор, мой племянник»;

    Скалозуб:

    «Я вас обрадую: всеобщая молва,

    Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз-два;

    А книги сохранят так: для больших оказий»;

    Фамусов:

    «… уж коли зло пресечь;

    забрать все книги бы да сжечь»;

    Загорецкий:

    «Нет-с, книги книгам рознь.

    А если б, между нами,

    Был ценсором назначен я,

    На басни бы налёг; ох! Басни – смерть моя! Насмешки вечные над львами! Над орлами!

    Кто что ни говори:

    Хотя животные, а всё-таки цари»

    Отношение к службе

    Вопрос об отношении к службе стоял ещё со времён классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещённому монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству.

    «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;

    «Кто служит делу, а не лицам…»;

    Фамусов о Чацком:

    «Не служит, то есть в том пользы не находит,

    Но захоти – так был бы деловой.

    Жаль, очень жаль, он малый с головой…»;

    «Когда в делах, я от веселья прячусь,

    Когда дурачиться – дурачусь;

    А смешивать два этих ремесла

    Есть тьма искусников, я не из их числа»

    Фамусов:

    «Боюсь, сударь, я одного смертельно,

    Чтоб множество не накоплялось их (бумаг)…; …обычай мой такой:

    Подписано, так с плеч долой»;

    Фамусов:

    «Тогда не то, что ныне,

    При государыне служил Екатерине…»;

    Фамусов:

    «При мне служащие чужие очень редки;

    Один Молчалин мне не свой,

    И то затем, что деловой.

    к местечку,

    Ну как не порадеть родному человечку!...»;

    Фамусов Скалозубу:

    «Вы повели себя исправно,

    Давно полковники, а служите недавно»;

    Молчалин Чацкому:

    «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

    И награжденья брать и весело пожить?»

    Отношение к иностранному

    Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.

    «Как с ранних пор привыкли верить мы,

    Что нам без немцев нет спасенья!»;

    «Что ж, он и кавалер.

    От нас потребуют с именьем быть и в чине,

    А Гильоме!.. – Здесь нынче тон каков

    На съездах на больших,

    по праздникам приходским?

    Господствует ещё смешенье языков:

    Французского с нижегородским?»;

    «Несчастные! Должны ль упрёки несть

    От подражательниц модисткам?

    За то, что смели предпочесть

    Оригиналы спискам?»

    (о московских модницах, копирующих иностранную моду);

    «Я одаль воссылал желанья

    Смиренные, однако вслух,

    Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья;

    Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой, Кто мог бы словом и примером

    Нас удержать, как крепкою вожжой,

    От жалкой тошноты по стороне чужой»

    «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

    Чтоб умный, бодрый наш народ

    Хотя по языку нас не считал за немцев…»

    Фамусов:

    «А всё Кузнецкий мост и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

    Губители карманов и сердец!

    Когда избавит нас Творец

    От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

    И книжных и бисквитных лавок!»;

    Фамусов:

    «Кто хочет к нам пожаловать, - изволь,

    Дверь отперта для званых и незваных,

    Особенно для иностранных…»

    Отношение к богатству и чинам

    «У покровителей зевать на потолок,

    Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок»;

    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,

    Где разливаются в пирах и мотовстве,

    И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты»;

    «Теперь пускай из нас один,

    Из молодых людей, найдётся: враг исканий,

    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

    В науки он вперит ум, алчущий познаний…»;

    «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту

    Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

    Их слабодушие, рассудка нищету…»;

    «Чины людьми даются,

    А люди могут обмануться»

    Лиза о Фамусове:

    «Желал бы зятя он со звёздами да с чинами,

    А при звёздах не все богаты, между нами…»;

    Фамусов:

    «Что за тузы в Москве живут и умирают!»;

    Фамусов о Скалозубе:

    «…Известный человек, солидный,

    И знаков тьму отличья нахватал;

    Не по летам и чин завидный,

    Не нынче-завтра генерал.

    Пожалоста, при нём веди себя скромненько…»;

    Фамусов:

    «Будь плохенький, да если наберётся

    Душ тысячки две родовых,

    Тот и жених»;

    Молчалин:

    «Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом

    Чиновные и должностные –

    Все ей друзья и все родные…»;

    Молчалин:

    «Ведь надобно ж зависеть от других»

    Отношение к кумовству, протекции

    «Где, укажите нам, отечества отцы,

    Которых мы должны принять за образцы?

    Не эти ли, грабительством богаты?

    Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…»;

    «Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен,

    Для замыслов каких-то непонятных,

    Дитёй возили на поклон?

    Тот Нестор негодяев знатных…»

    Фамусов:

    «Покойник был почтенный камергер,

    С ключом, и сыну ключ умел доставить…»;

    Фамусов:

    «Нет! Я перед роднёй, где встретится, ползком;

    Сыщу её на дне морском.

    При мне служащие чужие очень редки;

    Всё больше сестрины, свояченицы детки;

    Один Молчалин мне не свой,

    И то затем, что деловой.

    Как станешь представлять к крестишку ли,

    к местечку,

    Ну как не порадеть родному человечку!..»

    Отношение к любви, браку, счастью

    «Что нового покажет мне Москва?

    Вчера был бал, а завтра будет два.

    Тот сватался – успел, а тот дал промах,

    Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах»;

    «Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?

    Чтоб кроме вас ему мир целый

    Казался прах и суета?

    Чтоб сердца каждое биенье

    Любовью ускорялось к вам?

    Чтоб мысли были всем, и всем его делам

    Душою – вы? вам угожденье?

    Сам это чувствую, сказать я не могу;

    Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,

    Не пожелал бы я и личному врагу»;

    Чацкий Софье:

    «Подумайте, всегда вы можете его

    Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

    Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, Высокий идеал московских всех мужей»

    Лиза:

    «Грех не беда! Молва не хороша!»;

    Лиза:

    «Ну, люди в здешней стороне!

    Она к нему, а он ко мне.

    А я … одна лишь я любви до смерти трушу!

    А как не полюбить буфетчика Петрушу!»;

    Молчалин:

    «И вот любовника я принимаю вид

    В угодность дочери такого человека…»

    Отношение к свободе суждений

    Чацкий Молчалину:

    «Помилуйте, мы с вами не ребяты,

    Зачем же мнения чужие только святы?»;

    «А судьи кто? – За древностию лет

    К свободной жизни их вражда непримирима,

    Сужденья черпают из забытых газет

    Времён Очаковских и покоренья Крыма…»

    Молчалин:

    «В мои лета не должно сметь

    Своё суждение иметь»

    Отношение к смыслу слова «ум»

    «И точно, начал свет глупеть,

    Сказать вы можете, вздохнувши;

    Как посравнить да посмотреть

    Век нынешний и век минувший»;

    Чацкий о Молчалине:

    «А чем не муж? Ума в нём только мало;

    Но чтоб иметь детей,

    Кому ума не доставало?»;

    «Как платья, волосы, так и умы коротки!..»

    Софья:

    «Ах! если любит кто кого,

    Зачем ума искать и ездить так далёко?»;

    Фамусов:

    «Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

    Пускай себе разумником слыви,

    А в семью не включат, на нас не подиви…»;

    Софья:

    «Конечно, нет в нём этого ума,

    Что гений для иных, а для иных чума,

    Который скор, блестящ и скоро опротивит, Который свет ругает наповал,

    Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;

    Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»;

    Репетилов:

    «Да умный человек не может быть не плутом…»

    Подготовила: Н.Д. Пронина, учитель русского языка и литературы

    - - Прошлое на то и прошлое, чтобы там оставаться.
    Раньше это воспринималось как груз. Слышал множество раз. Пытался понять, но все время недоставало ключа. Будто.. целого множества звеньев. А теперь легче.
    Я глядел с присущим мне непониманием, мол, как же ты можешь отпустить то, что так значимо? А на деле.. цеплялся. Слишком долго и сильно, боясь пустоты. А держаться нужно было за то, что Есть. Смотреть прямо. "КАК ТАК МОЖНО". Вот так. Берешь - и оставляешь.
    Вероятно, я был не на том этапе, а может попросту не хватало сил.
    Думаете, я это сделал? Нет. Это будто само произошло. Сменилось отношение и нет крика, рвущего изнутри. Совсем не хочется, даже шепотом. Потому что пришло понимание.
    Другими глазами взглянул. И.. ррраз.
    Оно там - я здесь. Все хорошо? Все хорошо.

    ***
    Осталось совсем немного. Не в цифрах, ведь Гамлету их доверять нельзя. Интуитивная аксиома, несущая заблаговременный покой и вместе с тем интригу. Надежду на лучшее.
    Ты подходишь к высокому металлическому забору с горизонтальными прутьями, окрашенными в потускневший зеленый цвет. Ты был здесь множество раз. Но этот - один из немногих, последних.
    Остановившись, ты поднимаешь голову к небу - потому что делал так множество раз - и замечаешь то, что фиксируется в памяти на несколько лет вперед.
    Облака.
    Невесомые, пронизанные кислородной пудрой, с гладким, лоснящимся налетом цвета ангельского крыла. И в этой предрассветно-розов- ой дымке ты выцепляешь взглядом одно за другим, и счета им нет. Ведь зачем фиксировать то, чем можно просто наслаждаться? На какой-то момент тебе кажется, будто именно эта картина есть описание рая.
    Они напоминают мне Ее. Балерина, что так сильно желала играть на флейте. Сейчас это ласковое чудо в безопасности, после столького пережитого. Она, наконец, заслужила.. иное.
    Иные условия, иное отношение.

    Когда я рыдал в подушку, я выкрикивал их имена. Раскаивался, будто был шанс, что меня услышат. И когда, спустя час или два, я мог худо-бедно прийти в себя, опрокинув стакан ледяной воды, мне думалось о том, как же дорого стоят мои ошибки. Мои неразумные действия, брошенные сгоряча слова, что ранят, как ядовитый клинок. "Если бы я мог обернуть время вспять, если бы я имел хоть какой-то шанс их увидеть, то все было бы иначе. Я не позволил бы себе относиться столь небрежно, грубо и без должной порции тепла, которое все они так заслужили." Обо всем этом я думал сутками, фоном, не переставая. Ведь если я улыбаюсь, это не значит, что я забыл. Это не значит, что я не жалею. И кое-кто способе меня в этом понять.

    "Пусть она тебе расскажет."
    Мне рассказал ее взгляд.
    А она.. заслужила это тепло.

    ___________________- _______

    Сколько мы не виделись?
    - 4 месяца. С половиной.

    Отрезок времени, что потребовался на мое возвращение. Мою готовность к нему. Казалось бы, он мал и невесом, но гораздо более значителен по своему наполнению.

    Чувство, за которым не нужно гнаться.
    Оно с трудом поддается описанию. Отвык от многих вещей.
    С возвращением.
    Теперь ты дома.

    P.S. Я не знаю, что это такое. Сложно идентефицировать как-либо то, что испытываю сейчас. Весна, пришедшая в душу, некая оттепель? Тепло и вместе с тем сурово.
    И все-таки... Мне спокойнее.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!