Рихард Вагнер — крупнейший немецкий композитор XIX столетия. Великие композиторы мира

Германия – родина великих композиторов

Творчество немецких композиторов-классиков уже много столетий является неотъемлемой частью мирового музыкального наследия. Знаменитые симфонические и хоровые коллективы исполняют их произведения на высочайшем уровне. Неотъемлемая составляющая музыкальной Германии ‒ ее концертные залы и оперные театры, такие как Вагнеровский оперный театр в Байройте или подземный зал Кельнской филармонии.
Поклонники более современных музыкальных течений без труда могут попасть на концерты рок- и поп-групп, собирающих многотысячные аудитории, а также различные мюзиклы, шоу и ревю. Немецкие джаз-клубы, еще одна ипостась музыкальной Германии, бережно создают атмосферу, где музыканты и слушатели настроены друг на друга, словно камертоны. Такт в три четверти, вальс или техно-бит: музыка в Германии слышна повсюду!
В 1943-47 годах, содавая роман «Доктор Фаустус» о немецком духе, Томас Манн не случайно сделал главным героем романа композитора. Начиная с эпохи барокко, Германия по праву считается «страной композиторов». Ее уроженцами были великие Бах, Бетховен и Брамс, – а также многие другие выдающиеся сочинители и музыканты.
Борец и труженик от музыки Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) родился 3 февраля в Гамбурге.

Он происходил из богатой и просвещенной еврейской семьи. Внук Мозеса Мендельсона (немецкого просветителя, философа-идеалиста; популяризатора школы Лейбница - Христиана Вольфа, защитника веротерпимости). В 1816 его семья перешла в лютеранскую веру, приняв вторую фамилию Бартольди. Всю жизнь Мендельсон страдал от нападок антисемитов. Во времена Третьего рейха исполнение его сочинений было запрещено – однако достойной замены скрипичному концерту композитора и его увертюре «Сон в летнюю ночь» национал-социалистам найти так и не удалось.
Мендельсон вырос в Берлине, где прошло детство и юность его матери, которая также была музыкально одарена. Музыкальные способности юного Феликса проявились рано, еще в детстве он прославился как вундеркинд. В этом качестве Мендельсон даже был представлен великому Гете. В возрасте семнадцати лет композитор создал свой первый шедевр ‒ увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Семья Мендельсон в то время занимала огромный особняк по адресу Лейпцигер-штрассе 3, где позднее заседала верхняя палата прусского парламента, а сегодня размещается федеральный совет ФРГ ‒ бундесрат.
Пианист, композитор и дирижер, Мендельсон давал многочисленные гастроли в странах Европы, в том числе в Лондоне, Париже и в Италии. Он занимал должность главного капельмейстера в Берлине и Дюссельдорфе, дирижировал в лейпцигском «Гевандхаусе» и в музыкальном обществе «Цецилиенферайн» во Франкфурте. Заданное Мендельсоном направление развития оказалось ключевым для немецкой музыки XIX века: в 1829 году под руководством композитора в Берлине после почти 90-летнего перерыва были впервые исполнены «Страсти по Матфею» Баха. В 1843 году при содействии Мендельсона в Лейпциге была основана первая в Германии консерватория.
Места, рассказывающие о жизни и творчестве композитора и его музыкально одаренной сестры Фанни, находятся прежде всего в Берлине и Лейпциге, а также в родном городе Мендельсона Гамбурге. В Лейпциге, в доме, где Мендельсон жил в последние годы и скончался, сегодня открыт музей композитора. Феликс и Фанни Мендельсон, умершие в один год, похоронены в Берлине.
Мастер барочной оперы: Георг Фридрих Гендель
Сочинитель 42 опер и 25 ораторий, в том числе оратории «Мессия», хор «Аллилуйя» из которой знает каждый: Георг Фридрих Гендель (1685-1759). В число известнейших произведений композитора также входят «Музыка на воде» и «Музыка фейерверка», написанные Генделем для британских монархов Георга I и Георга II.
Гендель родился том же году, что и Иоганн Себастьян Бах, причем лишь в 150 км от Айзенаха, в городе Галле. Хотя в возрасте 18 лет композитор навсегда покинул свой родной город, сегодня в Галле напоминания о Генделе встречаются на каждом шагу.

Каждый год в июне в Галле проходит фестиваль Генделя. Концерты проводятся на различных сценах, в том числе в концертном зале имени Генделя, открытом в 1998 году. В доме, где будущий композитор в свое время появился на свет, в 1948 году распахнул свои двери музей музыки. Конечно же, в самом центре Галле, на рыночной площади Марктплатц, возвышается памятник Генделю: композитор смотрит на запад, в сторону Лондона, где он достиг вершин славы.
Возможностью стать музыкантом Гендель обязан повелению герцога Саксонского-Вайсенфельсского, которому семилетний музыкант сыграл несколько пьес на органе. Об этом знаменательном концерте напоминает мемориальная доска во дворце Аугустусбург в городке Вайсенфельс.
Первые лавры на композиторском поприще Гендель пожинал в Гамбурге. Когда в ганзейской столице была поставлена «Альмира», первая опера композитора, Генделю не исполнилось и двадцати лет. Однако наибольшей популярностью его оперы, а также сочинения других жанров пользовались в Англии, где Гендель провел почти 50 лет. Наряду с Германией Англия по праву гордится «своим» Джорджем Фридериком Генделем.
В России Гендель ставился редко. Так, например, лишь в 1979 состоялась русская премьера одного из лучших сочинений композитора - оперы «Юлий Цезарь» (Большой театр).
Карл Орф, или великий баварский экспериментатор
Мировую известность композитору Карлу Орфу (1895-1982) принесла кантата «Кармина Бурана».
Выразительное произведение для хора, созданное как реминисценция средневековой музыки, нередко используется в кино и нашло отклик даже в рок- и поп-музыке.

Жизнь Орфа неразрывно связана с Мюнхеном. Здесь он учился в гимназии, затем в Королевской Академии музыкального искусства и позднее занял пост капельмейстера театра «Каммершпиле». На фасаде дома по улице Майлингерштрасе, где родился и до 1939 г. жил композитор, в его честь установлена мемориальная доска, а в Культурно-музыкальном центре «Гаштайг» его именем назван концертный зал.
Знаменитая сценическая кантата Орфа «Кармина Бурана» была впервые исполнена в 1937 г. во Франкфурте-на-Майне. В основу этого сочинения были положены стихи из стихотворного сборника эпохи средневековья, впервые обнаруженного и отредактированного в XIX веке. Сборник был найден в монастыре Бенедиктбойерн, поэтому название кантаты в переводе звучит как «Бойернские песни». Помимо композиции Орф активно занимался музыкально-педагогической деятельностью.
В 1955 г. композитор переехал в местечко Диссен на березу озера Аммерзее, где он еще ребенком проводил летние каникулы. В 1991 году в Диссене открылся музей Орфа. Композитор похоронен на территории монастыря Андекс, где сегодня расположена Музыкальная академия им. Орфа и ежегодно в его честь устраивается музыкальный фестиваль.
Идеи Орфа в России впервые появились в начале 60-х годов, когда Оксана Тимофеевна Леонтьева выпустила свою первую книгу о композиторе, впоследствии переработанную в монографию «Карл Орф» (изд. Музыка, 1984). В этой книге есть большая глава о педагогической концепции Орфа. О.Т. Леонтьева 27 лет переписывалась с композитором, который на склоне лет мечтал создать Шульверк на основе российского фольклора.

Ганс Лео Хасслер (Hans Leo Hassler) (крещен 26.10.1564 - 08.06.1612) - немецкий композитор и органист эпохи позднего Ренессанса и раннего Барокко. Один из самых значительных композиторов, который развивал итальянский стиль в Германии в начале семнадцатого века.

Иоганн Генрих Шейдеман (Johann Heinrich Scheidemann) (около 1595 - 26 сентября 1663) - немецкий органист и композитор эпохи Барокко. Один из лидеров северогерманской органной школы. Важный предшественник Дитриха Букстехуде и И.С.Баха.

Генрих Шютц (Heinrich Schutz) (08.10.1585 - 06.11.1672) - великий немецкий композитор и органист эпохи Барокко. Рассматривается в одном ряду с Клаудио Монтеверди и Иоганном Себастьяном Бахом. Объединил венецианскую антифонную и монодийную технику с протестантской музыкой, а также создал первую немецкую оперу.

Иероним Преториус (Hieronymus Praetorius) (10.08.1560 - 27.01.1629) - северогерманский композитор и органист позднего Возрождения и раннего Барокко. Однофамилец более известного композитора Михаэля Преториуса, хотя в семье Иеронима Преториуса было много выдающихся музыкантов 16-17 вв.

Иоганн Адам Рейнкен (Johann Adam Reincken) (крещен 10 декабря 1643 — 24 ноября 1722) - голландско-немецкий композитор и органист периода Барокко. Один из видных представителей северо-германской школы, друг Дитриха Букстехуде, оказал большое влияние на молодого Иоганна Себастьяна Баха.

Иоганн Герман Шейн (Шайн) (Johann Hermann Schein) (20.01.1586 - 19.11.1630) - немецкий композитор и поэт эпохи раннего Барокко. В числе первых развивал инновационный итальянский стиль в немецкой музыке. Считался изысканным и элегантным композитором своего времени.

Иоганн Нуций (Johannes Nucius (Nux, Nucis)) (ок. 1556 - 25.03.1620) - немецкий композитор и музыкальный теоретик позднего Возрождения и раннего Барокко. Находясь в далеке от крупных центров музыкальной деятельности, он был изысканным композитором в стиле франко-фламандского композитора Орландо ди Лассо. Составил очень влиятельный научный труд о риторическом применении композиционных приемов.

Иоганн Ульрих Штайгледер (Johann Ulrich Steigleder) (22 марта 1593 - 10 октября 1635) - южногерманский композитор и органист эпохи Барокко. Наиболее известный член музыкальной семьи Штайгледер из Штутгарда, которая включает его отца Адама (1561-1633) и деда Утца (ум. 1581), бывшего придворным музыкантом и дипломатом.

Иоганн Якоб Фробергер (Johann Jakob Froberger) (крещен 19 мая 1616 - 7 мая 1667.) - немецкий композитор эпохи Барокко, виртуозный клавесинист и органист. Один из самых известных композиторов эпохи, внес большой вклад в развитие клавирного репертуара и создал первые образцы программной музыки. Благодаря многочисленным путешествиям внес большой вклад в обмен музыкальными традициями Германии, Италии и Франции. Его работы изучали музыканты в 18 веке, в том числе такие композиторы, как Гендель и Бах, и даже Моцарт и Бетховен.

Шуман Роберт Александер, немецкий композитор.
Родился 8 июня 1810 г. в городе Цвиккау в семье книгоиздателя. Занятия музыкой начал с семи лет.

В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Большая часть фортепианных произведений Шумана — это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки», «Детские сцены», «Альбом для юношества».
«Альбом для юношества» ор.68 был создан Робертом Шуманом в 1848 году. История его создания тесно связана с личным, отцовским музыкальным опытом. В октябре Шуман писал своему другу Карлу Рейнеке - ’’первые пьесы я написал ко дню рождения моей старшей дочери, а потом и остальные’’. Первоначальное название сборника «Рождественский альбом». Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественное кредо Шумана. Он планировал расположить их между пьесами. Идея эта осуществлена не была. Впервые афоризмы, число которых увеличилось с 31 до 68, были опубликованы в «Новой музыкальной газете» в специальном приложении под заглавием « Домашние и жизненные правила для музыкантов», а затем перепечатаны в приложении ко второму изданию. Успеху первого издания «Альбома для юношества» немало способствовал его титульный лист, оформленный известным немецким художником, профессором Дрезденской Академии художеств Людвигом Рихтером. Сын художника, Генрих Рихтер был учеником Шумана по композиции в 1848-49 годах. Шуманом были указаны десять наиболее важных, по его мнению пьес, к которым по его пояснениям и были созданы художником виньетки на обложку издания. Это пьесы - Время сбора винограда, Первая утрата, Веселый крестьянин, Хороводная, Весенняя песнь, Песенка жнецов, Миньона, Кнехт Рупрехт, Смелый наездник и Зимняя пора. Существовало мнение среди педагогов, современников автора, что «Альбом» нелогично построен и пьесы слишком трудны для исполнения детьми. Действительно, пьесы расположены не в порядке возрастания трудностей и амплитуда их сложности чрезвычайно высока, но вспомним, что во времена Шумана, в середине XIX века, не существовало еще систематизации учебных материалов. Кроме того, автор вообще не стремился следовать канонам современного педагогического репертуара. В этот период времени было естественным, что различные школы публиковали материал для шести - семи лет обучения. Значение « Альбома» для фортепианной педагогики состоит в том, что Р. Шуман явился создателем совершенно нового и глубоко новаторского фортепианного стиля, вероятно поэтому пьесы оказались гораздо труднее того репертуара, который использовали в то время педагоги. Напрашивается аналогия с И.С.Бахом, который тоже шел впереди своего времени, создавая пьесы для учеников намного труднее общераспространённого уровня обучения. Чтобы оценить новизну этой музыки достаточно обратить внимание на тот учебный репертуар, которым пользовались педагоги в то время. Это были не только популярные фортепианные школы лучших педагогов того времени, но и произведения многочисленных недоучек.



Ни одна страна мира не подарила человечеству столько великих композиторов, как Германия. Традиционные представления о немцах, как о самых рациональных и педантичных людях, рушатся от такого богатства музыкальных талантов (впрочем, и поэтических тоже). Немецкие композиторы Бах, Гендель, Бетховен, Брамс, Мендельсон, Шуман, Арф, Вагнер - это далеко не полный список талантливых музыкантов, создавших невероятное количество музыкальных шедевров самых различных жанров и направлений.

Немецкие композиторы Иоганн Себастьян Бах и Иоганн Георг Гендель, оба рожденные в 1685 году, заложили основы классической музыки и вывели Германию на «передовую» музыкального мира, где до этого господствовали итальянцы. Гениальное не вполне понятое и признанное современниками, заложило тот мощный фундамент, на котором позже выросла вся музыка классицизма.

Великие Й.Гайдн, В.А.Моцарт и Л.Бетховен являются ярчайшими представителями венской классической школы - направления в музыке, сложившегося в конце XVIII - начале XIX веков. Само название «венской классики» подразумевает участие австрийских композиторов, какими и были Гайдн и Моцарт. Чуть позже к ним присоединился Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор (история этих соседних государств неразрывно связана друг с другом).

Великий немец, умерший в нищете и одиночестве, обрел вековую славу для себя и своей страны. Немецкие композиторы-романтики (Шуман, Шуберт, Брамс и другие), а также современные немецкие композиторы, такие как Пауль Хиндемит, уйдя в своем творчестве далеко от классицизма, тем не менее, признают огромное влияние Бетховена на творчество любого из них.

Людвиг ван Бетховен

Бетховен родился в Бонне в 1770 году в семье бедного и пьющего музыканта. Несмотря на пагубную привычку, отец сумел разглядеть талант своего старшего сына и сам начал учить его музыке. Он мечтал сделать из Людвига второго Моцарта (отец Моцарта успешно демонстрировал публике своего «чудо-ребенка» с 6 лет). Несмотря на жестокое обращение отца, заставлявшего сына заниматься целыми днями, Бетховен страстно полюбил музыку, к девяти годам он даже «перерос» его в исполнительстве, а в одиннадцать - стал помощником придворного органиста.

В 22 года Бетховен покинул Бонн и отправился в Вену, где брал уроки у самого маэстро Гайдна. В австрийской столице, бывшей в то время признанным центром мировой музыкальной жизни, Бетховен быстро снискал славу пианиста-виртуоза. Но произведения композитора, наполненные бурными эмоциями и драматизмом, не всегда были по достоинству оценены венской публикой. Бетховен, как человек, был не слишком «удобным» для окружающих - он мог быть то резким и грубоватым, то необузданно веселым, то мрачным и угрюмым. Эти качества не способствовали успеху Бетховена в обществе, его считали талантливым чудаком.

Трагедия жизни Бетховена - глухота. Болезнь делала его жизнь еще более замкнутой и одинокой. Мучительно для композитора было создавать свои гениальные творения и никогда не слышать их исполнение. Глухота не сломила сильного духом мастера, он продолжал творить. Будучи уже совершенно глухим, Бетховен сам дирижировал своей гениальной 9 симфонией со знаменитой «Одой к радости» на слова Шиллера. Мощь и оптимизм этой музыки, особенно учитывая трагические обстоятельства жизни композитора, до сих поражают воображение.

С 1985 года бетховенская «Ода к радости» в обработке Герберта фон Караяна была признана в качестве официального гимна Евросоюза. так писал об этой музыке: «Целое человечество простирает руки к небу… устремляется навстречу радости и прижимает ее к своей груди» .

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!