Лот да Винчи: почему самая дорогая картина в мире может оказаться фейком. Поддельную картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира» купили рекордные $450 млн Тайны картин да Винчи

Картина «Спаситель мира» была написана Леонардо да Винчи в 1499 году. Художник изобразил Христа. Правой рукой он благословляет всех живущих, левой рукой держит символический земной шар.
Это единственная картина из наследия Леонардо да Винчи, находящаяся в частной коллекции.
На протяжении 17 – 19 веков она считалась утерянной. Заявила о себе в 2004 году на аукционе «Кристис», и была приобретена коллекционером старинных картин Робертом Саймоном как работа одного из учеников да Винчи.
В 2007 году Саймон обратился в музей Метрополитена с просьбой изучить подробности ее создания.
Эксперты пришли к выводу, что эта работа принадлежит кисти да Винчи.
После тщательной многократной перепроверки предположение подтвердилось.
В 2011 году на выставке работ Леонардо да Винчи эту картину впервые увидела публика.
В 2013 году «Спаситель мира» опять был представлен на аукционе – его приобрел арт-дилер из Швейцарии уже за уверенной припиской Леонардо да Винчи за 80 миллионов долларов, сразу же перепродав российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву за 127, 5 миллионов.
В ноябре 2017 года в Нью-Йорке на публичных торгах владелец предоставил возможность побороться желающим за эту картину. Она была продана за 450 миллионов 312 тысяч 500 долларов. Покупатель остался неизвестным.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Спаситель Мира художника Леонардо да Винчи на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Леонардо да Винчи Спаситель Мира: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Леонардо да Винчи на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Леонардо да Винчи. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Леонардо да Винчи на натуральном холсте.

Леонардо да Винчи – итальянский ученый, изобретатель, художник, писатель.

Родился в семье нотариуса. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Леонардо первые годы своей жизни воспитывался матерью, простой крестьянкой, затем отец взял мальчика к себе. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Отец еще раз женился, и опять стал вдовцом. Сына он хотел видеть продолжателем своего дела, но в Леонардо в юношеском возрасте ярко проявился талант художника, и отец все-таки отправляет его во Флоренцию в мастерскую Андреа Вероккьо. Помимо занятий скульптурой, рисованием, моделированием, Леонардо осваивает гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию.

В 20 лет Леонардо да Винчи получил квалификацию мастера, присвоенную ему Гильдией Святого Луки. Его учитель Андреа дель Верроккьо доверяет талантливому ученику принимать участие в его работах, позволяет принимать заказы на картины.

Следующий период жизни Леонардо характеризуется увлечением им образом Мадонны.

В 1481 году по заказу монастыря Сан Донато а Скопето Леонардо начинает работу над картиной «Поклонение волхвов». Внезапно прервав работу (Леонардо был склонен бросать работу недоделанной), художник уезжает из Флоренции. Причиной отъезда стало неблагосклонное отношение к нему семейства Медичи, которое было тогда у власти.

Леонардо отправляется в Милан ко двору Сфорца. Там он играет на лютне, становится известен как изобретатель оружия.

В Милане Леонардо приступает к созданию «Трактата о живописи». Эта работа длилась до самой смерти гения.

В 1483 году получает заказ на роспись алтаря от францисканского братства Непорочного зачатия. В течение трех лет выполняет его. Интересен тот факт, что по поводу оплаты ему пришлось обратиться в суд, судебное разбирательство длилось 25 лет.

Леонардо получает заказы от Сфорца: став придворным художником, пишет портреты.

Да Винчи изобретает прокатный стан, машину для производства напильников, станок для выделки сукна.Также в этот период Леонардо создает эскизы храмов, принимает участие в возведении Миланского собора. Им была разработана городская канализационная система, проведены мелиорационные работы.

С 1495 по 1498 год Леонардо работает над «Тайной вечерей».

После утраты Сфорцем власти в 1499 году Леонардо возвращается во Флоренцию.

В 1502 году Леонардо становится архитектором и главным инженером на службе у Чезаре Борджиа. В этот период да Винчи проектирует каналы для осушения болот, создает военные карты.

В 1503 году начинается работа над портретом Моны Лизы.

Следующее десятилетие Леонардо мало пишет, стараясь отдавать больше времени анатомии, математике и механике.

В 1513 году Леонардо переезжает в Рим под покровительством Джулиано Медичи. Здесь в течение трех лет он изучает изготовление зеркал, математику, исследует человеческий голос и создает новые рецептуры красок.

В 1517 году, после смерти Медичи, Леонардо становится придворным художником в Париже. Здесь он работает над мелиорацией, гидрографией и очень часто общается с королем Франциском I.

В возрасте 67 лет Леонардо да Винчи умер. Его тело было погребено в церкви Сен Флоран-тен, но могила в ходе многолетних войн была утрачена.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Леонардо да Винчи не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

МОСКВА, 16 ноя — РИА Новости, Анна Михайлова. Почти полмиллиарда долларов отдал неизвестный покупатель за последнюю оставшуюся в частных руках картину великого Леонардо да Винчи. Продаже полотна "Спаситель мира", которое до этого принадлежало российскому бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву, предшествовала небывалая для арт-мира пиар-кампания: за месяц до торгов аукционный дом Christie"s отправил картину в настоящее турне. Посмотреть на "открытие века" выстроились толпы в Гонконге, Сан-Франциско, Лондоне и Нью-Йорке. Обратились консервативные арт-дилеры и к современным технологиям: на YouTube появилась серия видеороликов об уникальном произведении искусства.

© AP Photo / Kirsty Wigglesworth Картина Леонардо да Винчи "Спаситель мира" на аукционе Christie"s в Лондоне. 24 октября 2017

© AP Photo / Kirsty Wigglesworth

Русский след

Публикация от Christie"s (@christiesinc) Ноя 15 2017 в 8:16 PST

В этой продаже было необычно все, начиная с выбора торгов: "Спасителя мира" выставили в сегменте послевоенного и современного искусства, что странно для картины, датированной приблизительно 1499 годом. Таким образом, Christie"s пытался поднять стартовую стоимость полотна, ведь в последние годы главные коллекционеры сосредоточились на искусстве ХХ века, а торги старых мастеров привлекали все меньше денег и внимания.

Все же для подлинного да Винчи первоначальная цена (эстимейт) оставалась довольно скромной — 100 миллионов долларов. Вероятнее всего, причина в том, что история владения картиной (провенанс) весьма туманна.

Последним обладателем "Спасителя мира" был российский бизнесмен и коллекционер Дмитрий Рыболовлев, пару лет назад оказавшийся в центре громкого скандала. Бывший владелец "Уралкалия" обвинил в махинациях своего швейцарского арт-дилера Ива Бувье — тот приобретал произведения искусства для коллекции Рыболовлева по реальной стоимости, а перепродавал их заказчику с огромной наценкой. Так, например, "Спасителя мира" Бувье купил за 80 миллионов долларов, а Рыболовлев выложил за полотно 127,5 миллиона.

В итоге бизнесмен обвинил дилера в том, что переплатил за свою коллекцию в два раза. Сейчас между Рыболовлевым и Бувье идут судебные разбирательства, а незадачливый собиратель постепенно распродает скандальную коллекцию.

От 45 фунтов — до 450 миллионов долларов

Публикация от Christie"s (@christiesinc) Ноя 15 2017 в 9:43 PST

Мотивы Рыболовлева для продажи "Спасителя мира" ясны: ему были нужны деньги. И результат, надо полагать, превзошел ожидания. Теперь бизнесмену будет сложно доказать в суде, что он остался в накладе после сделок с Бувье. Еще в 1958-м, когда полотно впервые оказалось на аукционе Sotheby"s, но еще не было атрибутировано кисти да Винчи, продавцу удалось выручить за него всего 45 фунтов.

Картина впервые упоминается в официальных документах лишь в XVII веке. По данным исследования организации ArtWatch, дальнейшие переходы "Спасителя мира" от одних владельцев к другим на протяжении последующих четырех столетий подтверждаются довольно расплывчатыми формулировками: "возможно, приобретен", "вероятно, принадлежит потомку", "предположительно, привез полотно с собой в Англию", "возможно, передал по наследству".

© 2019 Associated Press "Спаситель мира" за 400 миллионов - картину да Винчи продали за рекордную цену


© 2019 Associated Press

Таким образом, судьба картины прослеживается до 1900 года, когда сильно испорченная неумелыми "дорисовками" она попала в собрание английского баронета Фредерика Кука.

В 2004-м полотно приобрела группа арт-дилеров и отправила его на реставрацию. Детали не раскрывались, но после восстановления "Спаситель мира" проходил несколько экспертиз в музеях Европы и США. Лишь Лондонская национальная галерея решилась признать да Винчи автором полотна. В 2011 году "Спаситель мира" был представлен на их выставке "Леонардо да Винчи: художник Миланского двора" уже как "открытие века".

Код да Винчи

Публикация от Christie"s (@christiesinc) Окт 12 2017 в 12:15 PDT

Сегодня существует всего около 20 полотен, о которых доподлинно известно, что они были написаны да Винчи. Если не вдаваться в тонкости экспертиз и анализа провенанса, принадлежность "Спасителя мира" к их числу вызывает сомнение — и причин тому несколько.

Влиятельный арт-критик, колумнист New York Magazine Джерри Сальц приводит самые существенные.

Во-первых, нет никаких эскизов, доказывающих, что да Винчи работал над таким нетипичным для него, полностью фронтальным изображением лица Иисуса.

Во-вторых, нет свидетельств того, что да Винчи вообще получал заказ на эту картину: в те годы мастер, известный своей неторопливой работой над живописными произведениями, был занят математическими исследованиями и несколькими крупными полотнами, в том числе легендарной Джокондой.

Наконец, известный германский специалист по творчеству Леонардо Франк Зольнер привел серьезные аргументы в пользу того, что "Спаситель мира" — не картина самого да Винчи, а работа учеников его мастерской. Однако выводы Зольнера так и не были включены в материалы каталога Christie"s.

Самым простым и убедительным способом развеять сомнения было бы провести доскональную техническую и химическую экспертизу, благо современные технологии сильно продвинулись в этой сфере. Однако именно этого в Christie"s делать не стали, поставив под удар не только репутацию престижного аукционного дома, но и всего арт-бизнеса. Ведь если новый владелец "Спасителя мира" обнаружит, что отдал 450 миллионов за работу подмастерья, рынок произведений искусства ждет коллапс.

НЬЮ-ЙОРК, 16 ноября. /ТАСС/. Картина кисти Леонардо да Винчи "Спаситель мира" (Salvator Mundi) продана в среду на аукционе Christie"s в Нью-Йорке за $400 млн. Как сообщила газета The New York Times , вместе с отчислениями аукционному дому итоговая цена лота составила $450,3 млн.

По информации издания, картину продавал трастовый фонд российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева, который в 2013 году приобрел ее за $127,5 млн у швейцарского арт-дилера Ива Бувье. Имя нового обладателя шедевра Леонардо да Винчи не разглашается.

На полотне размером 64,5 см на 44,7 см, долгое время считавшемся утраченным, запечатлен Христос в небесно-синем одеянии, правой рукой благословляющий, а левой удерживающий прозрачный шар. Перед торгами уникальное произведение оценивалось в $100 млн.

Шедевр из королевской коллекции

Как отметил эксперт по творчеству Леонардо да Винчи Люк Сэйсон, картина, возможно, была написана для французского королевского дома и попала в Англию после женитьбы Карла I на французской принцессе Генриетте Марии в 1625 году. Тогда же мастер Вацлав Холлар, видимо, по приказу королевы сделал с полотна гравюру.

Картина числилась в реестре королевской коллекции, составленном через год после казни Карла I в 1649 году, затем была продана на аукционе в 1651 году и к 1666 году вернулась в королевскую коллекцию при Карле II. По некоторым данным, она находилась в личном кабинете короля. После 1763 года следы картины теряются, пока ее не приобрели в 1900 году в сильно поврежденном виде для частной коллекции.

В 2007 году картина была отреставрирована в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета. На следующий год группа международно признанных экспертов по творчеству Леонардо да Винчи изучала полотно в Национальной галерее в Лондоне и сравнивала манеру письма с другой известной работой мастера "Мадонна в скалах".

По мнению одной группы экспертов, "Спаситель мира" относится к концу миланского периода творчества Леонардо да Винчи в 1490-х годах, когда мастер писал знаменитую "Тайную вечерю". Другая группа экспертов считает, что картина написана несколько позднее, в 1500-х годах, во флорентийский период творчества Леонардо да Винчи.

Культура


Если взглянуть на кристальную сферу, то можно увидеть, что она полностью прозрачная. Однако в реальности такая сфера увеличит и "размоет" задний фон, а не сделает его прозрачным.

Согласно последнему исследованию, такая ошибка является аномалией для итальянского гения.

Но что еще более озадачивает специалистов, это то, что да Винчи детально, на уровне одержимости, изучал оптику, и то, как свет отражается и преломляется.


Есть предположение, что художник намеренно игнорировал данный реалистичный аспект ради символического аспекта, дабы донести определенный посыл.

Есть всего две причины такой ошибки, считают специалисты. Либо Леонардо просто не хотел, чтобы изображение сферы отвлекало от остальной картины, либо он пытался таким образом передать чудесную сущность Христа.

Тайны картин да Винчи


Стоит отметить, что в сентябре 2017 года, была найдена картина обнаженной женщины, которая очень похожа на Мона Лизу. Специалисты считают, что как минимум частично эта картина была создана Леонардо да Винчи.

Рисунок сделан с помощью древесного угля и назван "Monna Vanna". Считается, художник готовил эту картину для масляных красок, но не успел. Работу уже несколько месяцев изучают специалисты, однако она очень хрупкая, что замедляет её изучение.

Леонардо да Винчи Salvator Mundi

В Лондонской национальной галерее в рамках выставки Леонардо публике впервые будет показана картина "Спаситель мира", на протяжении нескольких веков считавшаяся утерянной. О находке этого уникального артефакта в июне сообщил авторитетный журнал Artnews, ссылаясь на заявление Роберта Саймона, дилера, входящего в пул владельцев картины. Им удалось приобрести эту работу в 2004 году на аукционе, название которого не разглашается, за неизвестную сумму. В июле этого года Саймон выпустил пресс-релиз, в котором говорилось, что после многочисленных экспертиз ряд ученых считает, что авторство картины принадлежит Леонардо да Винчи. Дилер также сообщил, что именно это полотно является пропавшим оригиналом, с которого ученики художника делали копии и гравюры.

Ошеломляющая новость, казалось, разделила арт-мир на два лагеря: некоторые искусствоведы и критики сравнивают эту находку с открытием планеты, другие относятся к ней по меньшей мере настороженно. Сотрудник музея Метрополитен, предпочитающий не афишировать свое имя, единолично подтвердил подлинность "Спасителя мира" изданию Artnews. По его словам, первоначально большое количество краски действительно делало картину похожей на дурно выполненную копию, но, когда эксперты с ювелирной скрупулезностью очищали ее слой за слоем, им открылась удивительная нежная живопись и не осталось сомнений: перед ними был давно утерянный оригинал.

Однако когда картина была предоставлена для исследования в Бостонский музей изящных искусств, куратор музея отказался давать комментарии в отношении аутентичности артефакта. Другой известный историк искусства, знаток техники да Винчи Карло Педретти не только не верит в подлинность "Спасителя", но даже считает всю историю с находкой полотна "изощренной маркетинговой операцией".

По его мнению, за настоящего да Винчи выдают лишь бледное подобие, работу одного из его учеников, притом не самых даровитых. В финале статьи, опубликованной в официальной газете Ватикана, знаменитый искусствовед и куратор призывает не гоняться за химерами, подобными "очередному "Спасителю", а просто взглянуть на картину, чтобы понять, что она не принадлежит кисти великого живописца.

Несмотря на такую неоднозначную оценку находки в прессе, многие ученые, специализирующиеся на творчестве да Винчи, признали подлинность картины, что позволило Национальной галерее в Лондоне экспонировать ее наряду с признанными шедеврами живописца.


Леонардо да Винчи "Дама с горностаем"

Интересно, что подлинность одного из представленных на выставке полотен, "Дамы с горностаем, также долгое время считалась спорной, но со временем она получила общественное признание.

Несомненно, включение этого полотна в экспозицию выставки, посвященной миланскому периоду творчества да Винчи, упрочит позиции картины в арт-мире. Однако неясно, почему до сих пор не проведены лабораторные исследования, такие как, например, спектрография, которые оправдали бы громкие заявления экспертов и без которых любые оценки кажутся голословными.


Альбрехт Дюрер "Автопортрет"

Тема Salvator Mundi в большей степени характерна для искусства Северного Возрождения, обычно она передается через фронтальное изображение Христа, несущего земной шар в одной руке и благословляющего человечество другой. К этому мотиву обращались такие художники, как Ян Ван Эйк, Дюрер, Тициан, Эль Греко и другие. В конце жизни Леонардо тоже писал этот сюжет, о чем свидетельствует описание картины "отцом искусствоведения" Джорджио Вазари, а также многочисленные рисунки и эскизы самого да Винчи и гравюры его учеников. На сегодняшний момент известно лишь 15 работ великого гения, что делает находку подобного рода бесценной.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!