Характеристика персонажа кабаниха из пьесы гроза. Характеристика Кабанихи – центральной героини пьесы Островского «Гроза

В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником.

Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов. Так воспитывался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах.

Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между старыми патриархальными взглядами и новыми. Ясно видны все важнейшие черты характеров героев, их реакции на развивающиеся события. Рассмотрим речевую характеристику Кабанихи.

Морали. Она везде блюдет правила «домостроя». Во всем новом ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у нее нет «должного почтения». Кабанова страшна не верностью старине, а самодурством «под видом благочестия».

«Смешно смотреть-то на них… ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю.»

Кабанова.

Домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властной матерью, живет одним только желанием – вырваться куда-нибудь и погулять.

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.»

«Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей.»

Говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам.

«Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж вижу от тебя любви не вижу.»

Катерина.

Испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым характером, и у не хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.

«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.»

Могущественная купчиха, которая боится всего нового, – такой образ создал в пьесе «Гроза». Как настоящий диктатор, Кабаниха защищает домострой и устоявшиеся привычки. Ведь все новое несет в себе опасность и возможность потерять контроль над близкими.

История создания

Пьеса «Гроза» впервые опубликована в 1860 году. На написание произведения писателя подтолкнула личная драма, которая нашла отражение в произведении. В Кабанихе Островский воплотил характеристики тирана, деспота и самодура. Писатель специально не описывает детали внешности героини, чтобы читатель самостоятельно, только на основе внутреннего мира персонажа, создал образ купчихи.

Островский также не указывает точный возраст героини. При этом Кабаниха уповает на собственное старшинство и призывает молодое поколение к уважению:

«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Получившийся образ, равно как и произведение в целом, вызвал ожесточенные споры среди современников писателя. Но, несмотря на различные точки зрения, «Гроза» стала гимном предреформенного общественного подъема.

«Гроза»


Марфа Игнатьевна живет в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Муж женщины умер, оставив Кабаниху с сыном Тихоном и дочерью Варварой. В провинциальном городке о купчихе ходят неприятные слухи. Женщина – настоящая ханжа. Для посторонних людей Марфа Игнатьевна с радостью подает страждущим, но близких людей женщина терроризирует.

Женщина велит окружающим жить по устаревшим моральным принципам, которые ежедневно нарушает сама. Героиня считает, что дети не должны иметь собственного мнения, обязаны почитать родителей и беспрекословно слушать мать.

Больше всех достается жене Тихона – . Молодая девушка вызывает у пожилой купчихи ненависть и ревность. Кабаниха часто упрекает сына, что молодой человек больше любит молодую супругу, чем мать. Героиня проводит время за нравоучениями, лицемерие которых заметно окружающим.


Конфликт между молодой невесткой и купчихой обостряется с отъездом Тихона. Глава дома, которая считает проявления ласки признаком слабости, наказывает сыну строго отчитать жену перед отъездом. Женщина презирает мужчину, искренне любящего Екатерину. Купчиха считает сына слишком слабым, поэтому подавляет волю молодого человека собственным авторитетом, превращая жизнь Тихона и Катерины в ад.

Как только Тихон покидает Калинов, Кабаниха следит за невесткой с удвоенным вниманием. От женщины не ускользает, что с Екатериной происходят перемены, поэтому в момент возвращения Тихона домой купчиха вновь наседает на молодых.


Катерина и Тихон (кадры из постановок)

Когда Катерина не выдерживает давления и признается в измене, Кабаниха испытывает удовлетворение. Женщина оказалась права, свобода воли по отношению к жене не приводит ни к чему хорошему финалу. Даже после смерти невестки Кабаниха не смягчается. Марфа Игнатьевна не разрешает сыну отправиться на поиски супруги. А при обнаружении тела удерживает Тихона, чтобы тот даже не попрощался с женой.

Экранизации

В 1933 году на экраны вышла экранизации «Грозы», режиссером которой выступил Владимир Петров. Роль Кабанихи исполнила Варвара Массалитинова. Фильм получил награду на Венецианском международном фестивале как лучший фильм, представленный публике.


В 1977 году Феликс Глямшин и Борис Бабочкин сняли телеспектакль «Гроза» по одноименному произведению Островского. Красочная кинокартина пришлась по душе телезрителям. Деспотичную купчиху сыграла актриса Ольга Харькова.

В 2017 году режиссеры вновь обратились к творчеству писателя. Андрей Могучий поставил собственную интерпретацию «Грозы». Телеспектакль сочетает архаику и авангардизм. Образ Кабанихи на сцене воплотила народная артистка России Марина Игнатова.

  • Анализ диалогов героев «Грозы» позволяет сделать вывод, что Кабаниха воспитана в старообрядческой вере. Поэтому женщина отвергает нововведения, даже железную дорогу.

  • В театре купчиху часто изображают пожилой женщиной. Хотя писатель не указывает возраст героини, персонажу едва ли больше 40 лет.
  • Островский наградил Марфу Игнатьевну говорящим именем и фамилией. «Марфа означает «госпожа», а фамилия Кабанова распространена среди купечества. Прозвище «Кабаниха» женщина получила за упрямство, котором прославилась среди жителей города.

Цитаты

«Не очень-то нынче старших уважают».
«Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут».
«Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
«Как зачем бояться?! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
«Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

Марфа Игнатьевна Кабанова - один из главных образов пьесы "Гроза". Пожилая богатая купчиха - вдова, всё своё внимание сосредотачивает на детях, властвует и повелевает в доме. Она родилась и жила в обстановке домостроя, этот уклад жизни нравится ей и насаждается в семье.

От таких реакционных порядков страдает в первую очередь молодое поколение Кабановых: дочь Варвара и сын Тихон с женой Катериной. Кабаниха считает, что в отношениях между людьми должен главенствовать страх и пытается насаждать его.

"...Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?.."

Она постоянно придирается к Тихону за его мягкотелость и любовь к жене. По её мнению, жена должна мужа бояться и уважать, а не любить. Любовь же чувство пустое и даже постыдное:

«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж - глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!"

Чувство любви ей не ведомо даже по отношению к детям. Самое главное, чтобы дети её во всём слушались и уважали, следовали традициям, из-под маменькиной воли не выходили. Кабаниха на корню душит любое неповиновение, "поедом ест" домашних, убивая в них желание сопротивляться и жить своим умом.

Такое воспитание сделало из Тихона безвольного и забитого человека, который не может не только себя защитить, но и свою жену бросает на "съедение" маменьки. Он оставляет ее один на один с Кабанихой, не пытаясь даже за нее вступиться:

"...Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг..."

Чтобы выжить в такой среде, нужно уметь обманывать, что Варвара и делает:

"...ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало..."

Кабаниха религиозна: она много молится, подаёт милостыню нищим:

"...Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне..."

Она везде видит грех и постоянно всех стращает адовыми муками за грехи. Кабаниха невежественна и ярый противник прогресса, её пугает и страшит всё новое и неизвестное, она верит нелепым выдумкам странницы Феклуши.

Душная, затхлая атмосфера разрушает семью: Катерина погибает, Варвара убегает из дома, даже Тихон осмеливается обвинить мать в смерти жены. Мир Кабанихи разваливается, несмотря на её усилия. Она ведь просто вела дела, как ее учили родители, а потом муж. Она ведь тоже всегда подчинялась и делала как ей говорят.

"...Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет..."

Но вот муж умер, огромное хозяйство и семья легли на плечи Кабанихи, и она вела дела строго, сурово, по заветам предков. И все рухнуло, жизнь уже перестала влазить в старые рамки, и Кабаниха оказалась беспомощна.

Slide 1

Slide 2

В 1845 году Островский работал в
Московском коммерческом суде
канцелярским чиновником.
Перед ним раскрывался целый мир
драматических конфликтов. Так
воспитывался талант будущего мастера
речевой характеристики персонажей в своих
пьесах.
Островский в драме "Гроза" очень четко
показывает всю глобальную разницу между
старыми патриархальными взглядами и
новыми. Ясно видны все важнейшие черты
характеров героев, их реакции на
развивающиеся события. Рассмотрим
речевую характеристику Кабанихи.

Slide 3

Кабаниха – человек старой
морали. Она везде блюдет
правила «домостроя». Во всем
новом ей видится угроза
устоявшемуся ходу вещей, она
осуждает молодежь за то, что
у нее нет «должного
почтения». Кабанова страшна
не верностью старине, а
самодурством «под видом
благочестия».

Кабанова.

«Смешно смотреть-то на них…
ничего-то не знают, никакого
порядка. Проститься-то путем
не умеют… Что будет, как
старики перемрут, как будет
свет стоять, уж и не знаю.»

Slide 4

Кабаниха заставляет всех домашних
плясать под свою дудку. Она заставляет
Тихона по-старинному прощаться со
своей женой, вызывая смех и чувство
сожаления у окружающих. Вся семья
живет в страхе перед ней. Тихон,
совершенно подавленный властной
матерью, живет одним только желанием
– вырваться куда-нибудь и погулять.

«Я, кажется, маменька, из вашей воли
ни на шаг.»
«Он как выедет, так запьет. Он теперь
слушает, а сам думает, как бы ему
вырваться-то поскорей.»

Slide 5

Кулигин называет ее “ханжой” и
говорит, что она “нищих
оделяет, а домашних заела
совсем”. Это характеризует
купчиху с плохой стороны.
Кабаниха же в своей речи
пытается прикинуться доброй и
ласковой, хотя иногда именно
речь обнаруживает
отрицательные черты ее
характера, например страсть к
деньгам.

Катерина.

«Полно, полно, не божись! Грех!
Я уж давно вижу, что тебе жена
милее матери. С тех пор как
женился, я уж вижу от тебя
любви не вижу.»

Slide 6

Сестра Тихона, Варвара,
также испытывает на себе
все тяготы семейной
обстановки. Однако, в
отличие от Тихона, она
обладает более твердым
характером, и у не хватает
дерзости, пусть тайно, не
подчиняться матери.
«Нашла место наставления
читать.»

«И я не обманщица была, да
выучилась, когда нужно
стало.»

Slide 7

Кабаниха очень набожна и
религиозна. Зато перед
нами приоткрывается
страшная и деспотичная
сущность Кабанихи. Она
сумела подчинить себе
всех, держит все под
контролем, она даже
пытается управлять
взаимоотношениями
людей, что и приводит
Катерину к гибели.
Кабаниха хитра и умна, в
отличие от Дикого, и это
делает ее более
страшной.

Slide 8

У Кабанихи нет никаких сомнений в моральной правоте
отношений патриархального быта, но и уверенности в их
нерушимости тоже нет. Напротив, она чувствует себя
чуть ли не последней блюстительницей этого
«правильного» миропорядка, и ожидание, что с ее
смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре.

Кабанова, или как ее называют – Кабаниха – одна из главных героинь в пьесе Островского «Гроза». Марфа Игнатьевна является богатой купчихой, а также вдовой. У нее двое детей: сын Тихон и дочь Варвара. В ее доме сын Тихон проживает вместе со своей женой Катериной.

Кабаниха представлена, как злая, завистливая и лицемерная женщина, которая ненавидит, казалось бы, всё вокруг себя. Ее любимое занятие - это читать морали сыну и дочери, а Катерин она вообще держит в страхе. Один ее вид грозен и бесстрашен.

Писатель не зря наделяет главу семейства таким странным прозвищем. Оно полностью передает характер героини. Оценив ее действия, можно с уверенностью назвать ее бессердечной.

Самым большим ее проступком является то, что сына своего она вырастила безвольным и бесхарактерным человеком. Он не может и шага ступить, не спросив ее. Таким образом, он не может и даже не пытается защитить свою жену от нападок свекрови. Со стороны же Кабанихи читатель видит обыкновенную ревность к собственному сыну.

Ее образ противоречив: она верит в Бога, но творит зло, подает милостыню, но обижает своих близких. Она умело играет на глазах окружающих: прикидывается непонимающей, называет себя старой и изможденной, но вместе с тем полна решимости поучать других.

Естественно, что образ Кабановой – это прототип Екатерины, ее противоположность. Хотя, общее между ними всё-таки есть. Они обе уважают старину, но понимают ее по-разному. Для свекрови старина – это то, что должно подчинять молодежь. Ее установка говорит о том, что старые люди должны приказывать, а молодые беспрекословно подчиняться. У Катерины же другие представления. Для нее старина – это любовь и забота к ближнему, это милосердие и сострадание не только в отношении пожилых людей, но и ко всем окружающим. Катерина является жертвой Кабанихи, которая терпит издевательства и ругань, в то время как Варвара лишь делает вид, что слушает мать, придерживаясь на самом деле только своих взглядов.

После прочтения пьесы читатель осознает, что именно Кабаниха способствовала гибели Катерины. Она угрожала, что сведет счеты со своей жизнью, явно убегая от нападков свекрови. Может, Кабаниха и не желала такой развязки, но желание сломить невестку в любом случае преобладало. Как итог, семья Кабановой рушится. Дочь обвинила мать в гибели Катерины и ушла из дома, Тихон же впадает в запой.

2 вариант

Всем нам известна драматическая пьеса Островского «Гроза», в которой есть интересная героиня – Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова).

Кабаниха представлена в образе богатой купчихи. Марфа Игнатьевна является давно овдовевшей женщиной.

Эту женщину можно охарактеризовать как любительницу показывать свою силу. Власть и сила духа – главные черты образа Кабанихи.

От всех Марфа Игнатьевна требует обязательного подчинения, в том числе и от родных. Она практически всегда недовольна ими. Ежедневно их ругает и воспитывает, особенно недовольна своим сыном и Катериной. От людей Кабаниха требует выполнять обряды и чины. Она считает, что семейный порядок важно поддерживать в страхе.

Кабаниха любит заниматься разными делами и основные интересы выражаются в выполнении установленных порядков.

Кабаниха и Катерина имеют небольшую схожесть в том, что обе не способны к примирению слабым чертам характера. Вторая схожесть выражается в религиозности, обе почитают её, при этом не веря в прощение. На этом схожесть черты характеров их заканчивается.

Различия в характерах выражаются тем, что она одухотворена и мечтательница, вторая любительница соблюдения порядков в мелочах. Для Катерины на первом месте стоит – любовь и воля, у Кабанихи – выполнение приказов.

Кабаниха чувствует себя блюстительницей порядка, считая, что с её кончиной в мире и дома наступит хаос. Никто не сомневается, что у барыни властный характер, который она периодическим всем показывает.

Сама Кабаниха, сколько бы не ругала своих детей за то, что они непослушны, никогда не жалуется на них. Поэтому, когда невестка открыто при людях признается, для нее это неприемлемо и оказывается страшным ударом по её самолюбию, к которому добавился бунт сына, кроме этих неприятностей добавляется еще одно – побег дочери из родного дома.

В окончание пьесы автор показывает крушение властного, на первый взгляд несокрушимого мира Кабанихи. Для нее страшный удар, что все вышло всё из - под контроля барыни. Разумеется, что читатель ей не сочувствует, потому что в этом её вина. Что заслужила, то и получила.

В заключение хочется отметить, что образ Марфы Игнатьевны олицетворяет патриархальный уклад жизни. Она утверждает, что не её дело хорошо это или плохо, но соблюдать его нужно.

Развязка пьесы трагична: Катерина погибает, сын бунтует, дочь убегает из дома. Со всеми происходящими событиями в пьесе мир Кабанихи рушится, вместе с ним и она.

Сочинение на тему Кабаниха

Одной из главных героинь в произведении «Гроза» является Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе все ее называли Кабанихой. Богатая купчиха и вдова имела двоих детей, Варвару и Тихона, который имел в женах Екатерину. Она была типичным представителем старшего поколения, который любит давать наставления и читать нотации. Для нее самым главным приоритетом в жизни было соблюдать установленные в обществе обычаи и порядки. Она не любила своих детей, держала весь дом в страхе, и часто обижала людей.

Автор пьесы описывает свою героиню как грозную, строгую, злую, жестокую и бессердечную женщину. Она не пренебрегала тем, чтобы проявлять лицемерие. На людях она старалась вести себя порядочно. Помогала бедным, но в то же время обижала родных детей и свою невестку Екатерину. Она нередко уходила ото всех, чтобы помолиться Богу. Но это не помогало ей жить святой жизнью. Ее дети считали, что выжить в доме их матери можно только одним способом, научиться обманывать. Своего Сына Марфа Игнатьевна предпочитала держать в страхе. Часто ревновала его к молодой жене. В своих наставлениях она не раз повторяла, чтобы молодые люди уважали стариков. На самом деле она имела только себя. Ей не так важно было, чтобы слушались других. Просто ей нравилось держать всех в страхе и чувствовать, что она держит все в своих руках. Кабаниха строго соблюдала традиции и заставляла молодежь делать то же самое.

Героиня была весьма суровой женщиной. Часто можно было услышать, как она бранит и критикует всех вокруг. В ее характере можно было наблюдать деспотизм, который являлся результатом ее слепого доверия сложившимся обычаям. Суровость ее выражалась и в отношении к собственной невестке. Каждое слово Екатерины она обрывала и делала ядовитые замечания. Она осуждала невестку за то, что та ласково обращалась со своим мужем. По ее мнению, женщина должна бояться мужа настолько, чтобы чувствовать себя его рабою.

В итоге своим поведением и отношением к жизни Кабаниха задушила все живое вокруг себя. Дети ее были несчастны. Судьба каждого из них не является привлекательной для читателей. Возможно, каждый, кто читал пьесу, задумался, а стоит ли быть таким суровым почитателем придуманных человеком традиций.

Александр Николаевич Островский написал свою пьесу «Гроза» в 1859 году. В центре сюжета находится конфронтация между поколениями. Старшее поколение всегда держалось на старых нравах, опытах и обычаях. Они отказывались понимать молодых. А те, напротив, никогда не стремились следовать установленным веками традициям. Поэтому старшие пытались перевоспитать их волю Данная проблема, которую описал в своей пьесе Островский навсегда останется значимой, пока существуют отцы и дети. Родители желают, чтобы дети были похожи на них, и следовали их путями.

Несколько интересных сочинений

  • История жизни Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо (судьба Матрены Тимофеевны Корчагиной)

    Большая часть поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» под названием «Крестьянка» посвящена русским женщинам. Странники, ищущие счастливого человека среди мужчин, в этой части произведения решили обратиться еще к женщине

  • Первое сентября. Возле школы опять шум и суета, учителя в красивых нарядах, а не стандартных строгих костюмах. Школьники кругом фотографируются и повторяют свои слова, директриса как всегда командует завхозом, видите ли, он не туда поставил микрофон.

  • Сочинение по картине Богатырский скок Васнецова 4 класс

    В своем художественном творчестве русский живописец Васнецов Виктор Михайлович, часто обращался к народному творчеству и мифам. Достаточно часто героями его шедевров становились могучие защитники древней русской земли

  • Сочинение Письмо Чацкому из 21 века

    Благодаря современным средствам связи могу тебе отправить электронное письмо. Представь себе, в наше время люди совсем разучились писать письма. Специальной бумаги для письма не сыщешь.

  • Образ и характеристика матери Базарова (Арина Власьевна) в романе Отцы и отцы Тургенева

    Арина Власьевна – мама Евгения Базарова одна из персонажей второго плана. Живут они с мужем, отцом Евгения, в далеком селе. Арина Власьевна не соответствовала образу женщины

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!