Е носов кукла проблематика рассказа авторская позиция. Сочинение по рассказу Носова "Кукла" по плану

Николай Николаевич Носов очень любил описывать жизнь простых деревенских людей, их быт и проблемы. Он раскрывал каждого человека досконально и показывал нам все положительные и отрицательные стороны человека.

Вот в этом рассказе перед нами предстает обыкновенный служивый человек Акимыч. Он идет по дороге и его внимание привлекает сломанная кукла в грязи. Показывая нам ее, автор рассказа заставляет нас задуматься о самом чисто и откровенном в жизни, что кукла здесь не просто игрушка, с которой играют, а потом кладут в долгий ящик для другого поколения, а является олицетворением человека. Кукла не просто сломанная, она изуродованная сигаретами, с выдавленными глазами, без ног, головы и частично волос.

Акимыч увидев ее и подняв, решается похоронить ее в земле как человека. Ведь для него кукла подобно живому существу, он воспринимает ее не как вещь, а как что-то живое и родное. Акимыч в рассказе кажется нам человеком, тяжело воспринимающий людские горести, а ведь он прошел войну, видел кровь, убийства и слёзы. Он видел мучения и издевательства надо людьми, и ему не понятно как и кому надо издеваться над столь дорогой некоторым людям вещью. Его сентиментальность и жалость к этой кукле заставляет задуматься не только об отношению к дорогим вещам, но так, же к людям, к животным и окружающей нас природе.

Проблема увядания природных ресурсов так же представлена в этом рассказе. Из-за халатности людей она погибает и исчезает. Высыхают реки, вырубают деревья, убивают животных. Жестокость здесь показана не только к людям, но и к родной природе и очень остра.

Прочитав рассказ, ты понимаешь, насколько рассказ груб и немилосерден, и понимаешь как же жесток этот мир. Насколько все быстротечно и не обратимо. О том как любые родные места погибают и никому об этом дела нет.

Ты начинаешь задумываться о правильности своих действий. Ведь только нам решать жить ли по совести или нет, творить добрые дела или портить окружающий нас мир.

Человек, который прошел войну, становится более человечным по отношению ко всему: к людям, животным, даже куклам. Кукла - не живое создание, у нее нет ни души, ни сердца. И уж конечно же, взрослый человек это понимает, но его душа настолько изранена войной, что он с чуткостью относится ко всему. Он повидал ужас и кошмар войны собственными глазами. Он не понимает, как люди могут быть настолько жестокими. И, конечно же, издеваются над куклой молодые люди, которые в будующем будут строить свои семьи, заводить детей. И также, наверное, они будут приобретать для своих детей кукол, но не смогут научить своих детей правильно с ними обращаться.

Рассказ Носова “Кукла” заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице. И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. “В грязном придорожном кювете валялась кукла… Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой”.

Казалось бы, что особенного в сломанной кукле, которая валяется на улице? Не случайно дети и взрослые равнодушно проходят мимо. Старый Акимыч прошел войну, он видел смерть, и это не пугало его. Почему же так расстраивает его вид изуродованной игрушки?

Как он сам говорит своему собеседнику, кукла – это подобие человека. Не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных кукол у человека часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее, что было с ним в детстве. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик. Есть что-то трагическое в том, что на дороге валяется кукла без головы или ног.

В этом старик Акимыч совершенно прав. Он может показаться чуточку сентиментальным, но ведь в сущности сентиментальность не может считаться пороком. Гораздо худшими человеческими качествами можно считать цинизм и равнодушие. Равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания. Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку. Он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. После того как Акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: “Всего не закопать…”

Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.

И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.

Также в рассказе “Кукла” затрагивается тема родной природы. У каждого человека есть родные места, которые привлекают его больше всех сказочных красот на свете. Но как равнодушен бывает человек к родной природе! Описывая реку, писатель говорит: “Часто здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта”… Разве не человек повинен в том, что в реке оказывается столько мусора? Таким образом человек постепенно губит родную природу, и остается на земле все меньше и меньше мест, вызывающих радость и восхищение.

В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы. Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. Рассказ производит тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет читателя задуматься. Задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить – добрые или злые. И кукла, и погибающая природа – все это на совести человека.

(3 оценок, среднее: 2.33 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Тема войны не обошла русскую литературу. Немело рассказов, романов, стихотворений посвящено этому жестокому времени и послевоенному периоду. Один из таких...
  2. У меня есть собака по кличке Кукла. Это маленький пушистый пекинес. Кличку мы ей дали такую потому, что она и...

Цели урока:

  • знакомство учащихся с творчеством Е. И. Но­сова;
  • углубление навыков анализа текста;
  • повторение и закрепление теоретико-литературных понятий;
  • развитие эмоциональной отзывчивости школь­ников на содержание прочитанного произведения ли­тературы.

Форма урока: синтетический урок, включаю­щий в себя работу с учебником, чтение произведе­ния, беседу о прочитанном, работу в группах (парах), словарную работу.

Оформление: выставка книг Е.И. Носова, его портрет. Возможно, кто-то из учащихся подготовит презентацию к рассказу «Кукла».

Произведения Е. И. Носова вошли в школьную программу по литературе сравнительно недавно, но уже прочно заняли своё место. Учителя ценят их за мастерство изображения действительности, за великолепный жизненный материал, на примере которого можно решать задачи воспитания подрастающего поколения в наше непростое время всеобщего равнодушия, бездуховности, отстраненности в решении проблем, безразличного отношения к окружающим людям, к природе.
Конечно, учащихся 7 класса нельзя считать искушенными читателями, свободно владеющими навыками анализа литературного произведения. Но и они способны оценить своеобразие писательской манеры Е.И. Носова. Детей поражает в первую очередь эмоциональная напряженность, заостренность изображения событий. Поэтому дадим возможность детям самостоятельно познакомиться с рассказом дома, чтобы не нарушить первоначальное эмоциональное восприятие текста рассказа «Кукла» («Акимыч»).
Беседу на уроке начнем именно с вопроса о восприятии, о том, понравилось ли произведение.
Первая реакция – потрясение, «шок». Это обусловлено прежде всего тем, что начало рассказа, неторопливое, размеренное, на первый взгляд, не связано с дальнейшими событиями. Настроившись на описание пейзажа, (которое многие дети прочитывают невнимательно) читатель предполагает, что речь пойдет либо о природе, либо о встрече двух знакомых людей.
– Какую же роль играет описание природы в начале рассказа? – закономерно задает вопрос учитель.

Класс делится на 2 группы, каждой предлагается фрагмент пейзажной зарисовки, который ученики должны внимательно перечитать, проанализировать, найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, и по возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос.

Карточка для 1 группы

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают по­следние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с бе­лыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усы­пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков,и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже соз­давали ощущение праздничности и радости бытия».

Карточка для 2 группы

«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затя­нуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

Учащиеся первой группы отмечают, что предложенная им для анализа пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. (Замечу, что дети разных типов восприятия – аудиалы, визуалы, кинестетики – отметят то, что им ближе.) Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, по­казывает через них гармонию в природе.

Учащиеся второй группы говорят о том, что вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный се­рый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

– Как Акимыч воспринимает то, что происходит в его родном селе? (Как личную трагедию)
– Расскажите об Акимыче. (Рассказчик говорит о том, как он познакомился с Акимычем, как много их объединяет.«На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидиро­вали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич».
«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и бес­помощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом ост­рые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо».)

На этом этапе урока будет уместно вспомнить (или прочитать) биографию Е.И. Носова (учебник-хрестоматия) и обратить внимание на его отношение к Великой Отечественной войне. Носов ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе про­тивотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, не­которое время получал пособие как инвалид. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах. В своих произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия. «Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета» (Ю.А. Дворяшин). «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», – писал Носов в своей автобиографии. Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.Такое отношение к земле было характерно с древних времен, оно нашло отражение ещё в «Слове о полку Игореве». Известно, что город Курск, близ которого родился будущий писатель, упоминается в этом памятнике древнерусской литературы. «А мои куряне – хоробрые воины, – говаривал князь Всеволод…, – под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены».
– А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к своей земле, природе? (Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени.)
– Только ли к природе равнодушен человек в рассказе «Кукла»? (Нет. Кто-то сжег шалаш Акимыча. Рассказчик даже испугался, жив ли его старый приятель.)
– Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? (Куклу. «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозна­ченной улыбкой на припухлых по-детски губах».)
– Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глу­мился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».)
– Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? (Как серьезную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)
– В каких литературных произведениях встречалась кукла? В связи с какими событиями?

Дети вспоминают рассказ В.Г. Короленко «В дурном обществе», повесть Ю. Олеши «Три толстяка» и др., говорят о том, что кукла имела важное значение в жизни детей – героев этих произведений.
– Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страш­ным? (Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растер­занная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Акимыч решил похоронить куклу. Для этого он выкопал настоящую могилку, охапкой сена выстлал днище ямы, аккуратно положил туда куклу, сверху прикрыл охапкой сена и только тогда закопал.
Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)

Расширяя кругозор учащихся, можно сказать несколько слов о куклах.

Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь.
– Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла».

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!

Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения.
Важно уже в детстве приучать детей к бережному отношению к игрушкам. Посеешь привычку – пожнешь характер. А в наше время можно также поговорить о выборе игрушек для детей. Неестественные формы кукол, монстры, роботы не вызывают в воображении детей положительных эмоций и не могут дать реального представления о жизни. И уж тем более не учат ничему хорошему.

– Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? (У него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, он возмущен равноду­шием людей.)
– Словарь литературоведческих терминов дает такое определение: «Равнодушие – это молчаливое согласие на зло». Как вы поняли, что значит равнодушие?
– Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? («Нынче многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Большое зло начинается с малого. Самое страшное – привычка к святотатству, равнодушие.)
– Рассказ Е.И. Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов?

Предлагаем детям высказать свои предположения, подискутировать. Не надо давать семиклассникам свой вариант ответа. Пусть их размышления не закончатся с окончанием урока.
– В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название?
(Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)
– Как вы думаете, изменилась ли в дальнейшем ситуация? Верит ли сам Акимыч в лучшее будущее? А рассказчик?

– Е.И. Носов советовал включить в но­вый учебник рассказ «Кукла» как произведение острое, проблемное. Согласны ли вы, что вопросы, поставленные автором, действительно актуальны? Верно ли вскрыты болевые точки, им затронутые? Какие нравственные уроки дает нам писа­тель Евгений Носов?

Дети высказывают свои суждения. Общий же вывод можно сделать такой.

Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах, которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по от­ношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию. Такую же, как автор рассказа «Кукла», дающий пример беззаветной любви к родной земле, людям, живущим на ней. Эта любовь чувствуется даже в том, что писатель использует в своем рассказе слова и выражения, характерные для жителей Курской области: дурнишник, белокопытник, стрелолист (названия растений), язь (вид речной рыбы), гусак, взгорок, «гукает кирзачами», «телогреечка внапашку» и другие. (Здесь можно поработать над отдельными словами, объяснить их значение.)

«...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливо­сти... о том, как жить и что делать...» (И. Баскевич.)

Домашнее задание

  • написать сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы, поднятые в рассказах Е.И. Носова».

Литература :

  1. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  2. Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В.Я.Коровина . – М.:Просвещение, АО «Московские учебники», 2001.
  3. Милюгина В.А., Черных О.Г. игровые уроки по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мастерская учителя-словесника).

ОГОУ ДПО «КИНПО (ПК и ПП) СОО»

Кафедра филологии

Урок по рассказу

Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч»)

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Залогина Оксана Валерьевна

2010

Цель и задачи урока:

Знакомство учащихся с творчеством Е. И. Носова;

Углубление навыков анализа текста;

Развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.

Дидактическое оснащение урока : выставка книг Е.И. Носова, портрет. Презентация.

Ход урока.

I Организация начала урока.

II Работа по теме урока

1)

Ребята, дома вы должны были прочитать рассказ Е.И Носова «Кукла», но прежде чем мы приступим к анализу этого произведения, давайте познакомимся с биографией автора этого произведения.

См. Презентация

2) Беседа после просмотра презентации.

Расскажите, что нового вы узнали из жизни Евгения Носова.

Сколько примерно лет было Е.И. Носову, когда он стал противотанковым артиллеристом?

Где и кем работал писатель?

Какова главная тема его творчества?

3) Словарная работа

Внапашку - внакидку

Выгон - место, где пасётся скот; пастбище.

Глумиться - злобно и оскорбительно издеваться.

Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист - просторечные названия сорняков

Избыть - избавиться от чего - либо

Картуз - мужской головной убор с жёстким козырьком.

Кирзачи - сапоги из кирзы (заменителя кожи, пропитанные специальным составом, предохраняющим от влаги)

Святотатство - поругание, оскорбление чего - либо святого.

Сижи - места рыбалки, насиженные места.

Споро - быстро, проворно.

4) Беседа по прочитанному произведению

Какое значение имеет начало рассказа? (писатель сравнивает прошлое и настоящее, и это сравнение не в пользу настоящего, небрежного к природе, истории)

Как проходит в рассказе о мирной жизни тема войны? С какой целью автор обращается к теме войны? (Война отзывается эхом и в мирной жизни. И у рассказчика и у Акимыча во многом сходная судьба.)

5) Сообщение учащегося

У писателя было особое отношение к Великой Отечественной войне. Носов ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, некоторое время получал пособие как инвалид. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах. В своих произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия. «Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета». «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», – писал Носов в своей автобиографии. Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать. Такое отношение к земле было характерно с древних времен.

А что можно сказать о современных людях, прочитав рассказ «Кукла» ? Как они относятся к своей земле, природе? (Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени.)

Только ли к природе равнодушен человек в рассказе? (Нет. Кто-то сжег шалаш Акимыча. Рассказчик даже испугался, жив ли его старый приятель.)

Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? (Куклу. «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах».)

Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глумился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».)

Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? (Как серьезную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)

Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? (Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растерзанная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Акимыч решил похоронить куклу. Для этого он выкопал настоящую могилку, охапкой сена выстлал днище ямы, аккуратно положил туда куклу, сверху прикрыл охапкой сена и только тогда закопал.

Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)

6) Сообщение учащегося

Значение куклы в древности.

Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь.

Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла».

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения.

III Закрепление

Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? (У него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, он возмущен равнодушием людей.)

Словарь литературоведческих терминов дает такое определение: «Равнодушие – это молчаливое согласие на зло». Как вы поняли, что значит равнодушие?

Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? («Нынче многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Большое зло начинается с малого. Самое страшное – привычка к святотатству, равнодушие.)

Рассказ Е.И. Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов?

IV Итог урока

В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название?

(Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)

Как вы думаете, изменилась ли в дальнейшем ситуация? Верит ли сам Акимыч в лучшее будущее? А рассказчик?

Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах, которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию. Такую же, как автор рассказа «Кукла», дающий пример беззаветной любви к родной земле, людям, живущим на ней. Эта любовь чувствуется даже в том, что писатель использует в своем рассказе слова и выражения, характерные для жителей Курской области: дурнишник, белокопытник, стрелолист (названия растений), язь (вид речной рыбы), гусак, взгорок, «гукает кирзачами», «телогреечка внапашку» и другие. (Здесь можно поработать над отдельными словами, объяснить их значение.)

«...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости... о том, как жить и что делать...» (И. Баскевич.)

V Домашнее задание

    Сделать иллюстрацию к любому рассказу Е.И. Носова.

Николай Николаевич Носов очень любил описывать жизнь простых деревенских людей, их быт и проблемы. Он раскрывал каждого человека досконально и показывал нам все положительные и отрицательные стороны человека.

Вот в этом рассказе перед нами предстает обыкновенный служивый человек Акимыч. Он идет по дороге и его внимание привлекает сломанная кукла в грязи. Показывая нам ее, автор рассказа заставляет нас задуматься о самом чисто и откровенном в жизни, что кукла здесь не просто игрушка, с которой играют, а потом кладут в долгий ящик для другого поколения, а является олицетворением человека. Кукла не просто сломанная, она изуродованная сигаретами, с выдавленными глазами, без ног, головы и частично волос.

Акимыч увидев ее и подняв, решается похоронить ее в земле как человека. Ведь для него кукла подобно живому существу, он воспринимает ее не как вещь, а как что-то живое и родное. Акимыч в рассказе кажется нам человеком, тяжело воспринимающий людские горести, а ведь он прошел войну, видел кровь, убийства и слёзы. Он видел мучения и издевательства надо людьми, и ему не понятно как и кому надо издеваться над столь дорогой некоторым людям вещью. Его сентиментальность и жалость к этой кукле заставляет задуматься не только об отношению к дорогим вещам, но так, же к людям, к животным и окружающей нас природе.

Проблема увядания природных ресурсов так же представлена в этом рассказе. Из-за халатности людей она погибает и исчезает. Высыхают реки, вырубают деревья, убивают животных. Жестокость здесь показана не только к людям, но и к родной природе и очень остра.

Прочитав рассказ, ты понимаешь, насколько рассказ груб и немилосерден, и понимаешь как же жесток этот мир. Насколько все быстротечно и не обратимо. О том как любые родные места погибают и никому об этом дела нет.

Ты начинаешь задумываться о правильности своих действий. Ведь только нам решать жить ли по совести или нет, творить добрые дела или портить окружающий нас мир.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Шарля Гранде в романе Евгения Гранде Бальзака сочинение

    Герой романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде" Шарль Гранде - это изнеженный парижанин, молодой денди, живущий в роскоши, бездельник и прожигатель жизни. Но его жизнь радикально меняется, когда он по воле отца приезжает в провинциальный городишко

  • Основные темы и мотивы лирики Тютчева сочинение

    Федор Иванович Тютчев известен своим гениальным поэтическим талантом и умением тончайшим образом передавать сложные философские вещи, делать яркие психологические зарисовки, создавать по-настоящему прекрасные

  • Володимир Короленко був видатним українським та російським письменником. Він був гуманістом. У своїх творах митець ставив у центр людину, її переживання, проблеми та виклики. Твір

    Но на нашей планете ходит много достойных людей, которыми можно назвать идеальными. Это те, кто каждый день спасает людям жизнь: врачи, пожарники, спасатели

  • Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

    В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!