Бережное отношение ко времени на ярмарке.

Сколько будет день и сколько будет свет, работай, не ленись,
Молитвами и добрыми делами готовься к своему закату.
По жизни ты идешь, как по узенькой тропе,
И тебе осталось по ней идти совсем чуть-чуть.
Вскоре темная ночь твои глаза закроет,
И глубокая могила в земле скроет твое тело.
Не будь праздным, не стой, не трать свое время,
«И сколько будет день» трудись на своей ниве.
Прейдет время сбора урожая и плодов,
И святой труд никогда не останется бесплодным.

Лишь дай мне Ты, Христе мой, когда придет тот вечер,
Чтоб душа моя не ощущала дыхание вечной тьмы!
Но только свет радости и любви пусть будет в тот вечер,
И чтоб увидеть вечный невечерний день.

/Стихотворение преподобного Иоанна Домвоитиса/

«Бодрствуйте!» – этот призыв обращен к каждому православному христианину. Бодрствуйте и творите дела ваши делами света, – к этому призывают нас святые Апостолы Матфей (26:41), Лука (Деян. 20:31) и Павел (1-е Кор. 16:13).

Наша жизнь на этой земле очень коротка, и пустая трата времени ничем не может быть оправдана. Лукавый непрестанно делает все, чтобы похитить нас, его задача состоит в том, чтобы увлечь каждого верующего к гибели. Он никогда не устает творить свои дела. Для христианина же, когда он не бодрствует, ленится, такое состояние является смертоносным и бросает его без какого-либо сопротивления в сети скверны, в сети тьмы погибельной.

Человек, который ценил и берег время жизни, преподобный Иоанн Домвоитис, ценил время более, чем что-либо другое и говорил, что Господь будет судить нас за наши грешные дела, поскольку мы, как люди, склонны ко греху. Но еще больше мы дадим ответ за то, что не ценили достойно время в нашей жизни.

К такому спасительному бодрствованию нас призывает и Евангелист Матфей, говоря: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13). Но что такое бодрствование?

Б одрствование – это непрестанная молитва, чтение псалтыри, слезы покаяния, чтение Священного Писания, возвышение нашего разума к Небесам и понижение взгляда к земле, творение милостыни и преданность нашей Православной традиции.

Б одрствование – это также жизненная самоорганизация, точность и требовательность к своему жизненному укладу, правильное распоряжение своим ежедневным временем.

Б одрствование – это воздержание от осуждения ближнего своего, от сплетен, от праздности слов, которые являются пустой тратой времени.

Б одрствование – это использование всего своего времени для общения с другими на темы духовного и нравственного характера, а также общее чтение священных текстов.

Б одрствование – это расположение к молитве. Молитва нам всегда необходима, мы в ней нуждаемся, она для нас как воздух, потому что благодаря молитве мы имеем общение с Богом, и благодаря ей мы находимся под Его покровом. Молитва хранит нас от себялюбия и эгоистического самоубеждения, а также от лжи, тщеславия и гордости.
В период скорби и опасностей, видимых и невидимых, наша молитва к Богу становится еще более необходимой, потому что это выражение нашего смирения и нашего упования на Него. Через нее мы получаем помощь и милость Божию. И мы не должны забывать, что Господь Вседержитель становится нашим помощником и помогает в наших трудностях.

Б одрствование – это постоянная подготовка к брани, а это значит, что мы должны быть готовыми противостоять своему врагу, который никогда не дремлет. Он каждый раз и разными способами нападает на нас и нашу Церковь, он как «рыкающий лев, ища, кого поглотити» (1-е Петр. 5:8). Но не знает этот злосчастный, что всегда побеждает Христос, Христос Торжествующий, поскольку он победил смерть и Он есть «Свет миру» (Мф. 5:14), потому что Он Жизнь и Воскресение (Ин. 11:25), Он есть «путь» и единственная Истинна (Ин. 14:6).

Итак, бодрствуйте, не бездействуйте более! Укрепляйтесь! Дабы вас не обольстили волны безверия и безразличия. «Будьте мужественны и тверды» (1-е Кор. 16:13), сопротивляйтесь! Зло, которое скрыто под маской добра – дерзкое и трусливое. Потому будьте сильны и тверды, чтобы вас не одолевали скорби неудач и разочарований!

Пусть вас не прельщает слава технократии и научных достижений. Не поддавайтесь всем прелестям нашего сверхпотребительского общества. Пусть вас не удручает огромное количество вымышленных средствами массовой информации новостей, которые доносятся к нам из зловредной среды. Пусть вас не устрашают все страхи этого мира.

Наше спасение рядом с нами! С нами Воскресший Иисус Христос, и с Ним мы по настоящему уверены, что в конце вместе с Ним мы выйдем победителями. Но лишь только с Ним, потому что, к сожалению, мы хотели своими силами спасти землю, но только погубили ее. Стремились преодолеть расстояния с помощью технологий, но остались одни, остались без родных и близких. Мы создали новую школу без стен нравственности и веры. Мы окончательно пренебрегли нашим воспитанием. Пламенно заявили о справедливости и о человеческих правах, но свою безвольность мы укрепили несправедливыми социальными тенденциями. Переживали и переживаем за наши национальные права, но продолжаем бездействовать, ожидая, что весь этот ужас пройдет сам по себе.

Мы отказались от нравственных основ и, таким образом, создали большую внутреннюю пустоту. Только во время нищеты и кризиса, когда наши карманы пусты и мы не имеем средств существованию, мы приходим к переоценке и к решению проблем. Но и тогда, и сейчас, мы продолжаем бездействовать!

Давайте вернемся из забытья, в котором мы находимся и будем пребывать в бодрствовании, склоняя наши сердца к молитве и в тоже время осознавать нашу человеческую слабость. И лишь только так мы сможем победить в этой битве.

Гимнограф Харалампос Бусьяс

Говорят, что абсолютный порядок в доме и здоровая психика его хозяйки - вещи совершенно несовместимые. Те, кто может позволить себе помощницу по хозяйству, с радостью делают это, а те, кто не могут, - проявляют изобретательность. Например, американка Марла Силли в конце 90-х придумала систему ведения домашнего хозяйства FlyLady, ставшую популярной во всем мире.

Для миллионов из нас

Своей системой американка сумела превратить женщин, непрерывно ползающих по дому с тряпкой, в порхающих по нему богинь, причем в абсолютной чистоте. «Целевая аудитория» FlyLady - работающие, занятые или не очень организованные представительницы прекрасного пола, которым не удается поддерживать постоянный порядок в своем жилище. Женщины, склонные класть на алтарь уборки все свои силы и свободное время, и все равно страдающие от чувства вины - ведь их быт так и не стал идеальным.

Как организована эта чудодейственная система? Сайты (англоязычные и переводные) содержат основные методические принципы, а ежедневная e-mail-рассылка побуждает хозяек к конкретным действиям. Сайт обещает, что подход к ведению хозяйства в духе FlyLady позволит всего за 31 день навести порядок в собственном доме и сформировать полезные привычки - такие, которые будут поддерживать его постоянно. Самоорганизация и самодисциплина - вот «киты», на которых держится настоящая «летающая леди».

Если вы хотите присоединиться к системе и стать «реактивной хозяйкой», вас ждут сайты: flylady.org.ua , flylady.ru , ladybee.ru и ЖЖ-сообщество flylady-ru.livejournal.com . Здесь есть описание базовых принципов FlyLady, задания на неделю, планировщики, e-mail-рассылка с заданиями на каждый день и форумы для общения единомышленниц.

Хотите поддержать российских домохозяек, вам на reellady.ru - ресурс, посвященный первой российской системе уборки - «Путь чистоты». На этом сайте сможете узнать об альтернативах FlyLady - системах «ПАЗ» и «Сияющий дом».

Как это работает?

Название Fly Lady - аббревиатура Finaly Love Yourself, переводится как «Полюби себя наконец». Легкость, получение удовольствия от работы, умение оставлять силы и время для себя любимой - вот чего добиваются «флаюшки» своей регулярной работой по дому. Вот их основные правила:

- никакого перфекционизма. Изнуряющая работа на результат и стремление к идеальному порядку развивают лишь ненависть к уборке и зачастую - желание любыми способами ее отложить. Генеральная уборка по выходным не имеет никакого отношения к FlyLady.

- четкое планирование. Первый помощник «летающей хозяйки» - домашний ежедневник, он же планировщик. Чем больше домашних и околодомашних дел вы будете продумывать и прописывать, тем лучше для вас.

- бережное отношение ко времени. Если почистить обувь сразу же по возвращении с улицы, это займет гораздо меньше времени, чем если отложить этот вопрос на несколько часов. То же относится к кухонной плите - проще отмыть ее сразу же после готовки.

- использование таймера. «Флаюшка» не работает на результат, ее задача не сделать, а поделать. Она засекает ровно 15 минут и наводит порядок в каком-либо одном месте. Когда таймер просигналил, уборка закончена.

- поддержание в порядке сначала хозяйки, а потом дома. Когда с самого утра хозяйка причесана, накрашена, одета так, что не стыдно в любой момент открыть входную дверь неожиданно пришедшим гостям, тогда и работа по дому делается быстрее. Потому что порядок дисциплинирует. Кроме того, автор системы Марла Силли рекомендует использовать для дома обувь на шнурках (в идеале - кеды). Потому что их сложно моментально сбросить и прилечь на диван.

- регулярность уборки. Система предлагает наводить порядок в доме ежедневно по 15 минут. На первый взгляд, этого совсем недостаточно, но регулярность творит чудеса! По FlyLady, дом разделяется на зоны (кухня, детская, прихожая, спальня), одна неделя посвящается только одной зоне. К выходным выбранная зона блестит, ведь суммарно на нее потрачено больше часа!

- создание островка чистоты - места, постоянно находящегося в идеальном порядке. FlyLady предлагает сделать таким островком кухонную раковину. Чистить ее нужно каждый день, пока она не успела стать грязной (чистить даже чистое!). Так формируется любовь к работе по дому, поднимается настроение и появляется мотивация сделать чистым весь остальной дом.

«Флаюшки», как их ласково называют в России, имеют свою уникальную терминологию:

Ритуалы (в других переводах - «рутинки» ) - ежедневная работа по дому, которая заносится в специальный список. Первоначально он может состоять из двух-трех пунктов. Постепенно список будет дополняться и поможет наиболее рационально использовать время. Главная рутинка - вечерняя: слегка убрать в квартире, чтобы она была готова к следующему дню, продумать завтрашний день (приготовить одежду, достать продукты для разморозки, заглянуть в свой планировщик и расписание ребенка), уделить время себе. Для особо уставших есть усеченный вариант: почистить раковину, приготовить одежду на завтра, почистить зубы.

Размусоривание - активная борьба с хламом. Квартиру можно сделать заметно чище, если выбросить 27 ненужных вещей (прочитанный журнал, одинокий носок, старую зубную щетку и т.д.). Размусоривание затрагивает и электронный хлам - ненужные файлы, e-mail- и смс-сообщения. Занимаемся этим по 5 минут в день до тех пор, пока есть что выбрасывать.

Горячие точки (хотспоты или хотпоинты ) - места, где вещи скапливаются с катастрофической скоростью. Например, прикроватная тумбочка, рабочий стол или столик в прихожей. Погасить хотспот - значит уделить пару минут разгребанию беспорядка на его начальной стадии, пока он еще не стал ужасающим.

Как я живу по системе FlyLady

Еще не будучи знакомой с системой «Флайледи», я уже разделяла основной ее принцип: отказ от идеализма. В моем доме был порядок. Практически полный. То есть пыль с монитора вытирал тот, кому она больше мешала, и пластиковые контейнеры организованно составлял на полку тот, у кого они вываливались. Поэтому я решила опробовать новую стратегию уборки и узнать, нельзя ли получить больший порядок за меньшие усилия. Оказалось, что не все правила системы удается с легкостью соблюдать, но те, которые мне понравились, действительно прижились. И теперь мой день (в соответствии с правилами FlyLady) выглядит примерно так. Поднимаюсь утром и… не надеваю обувь! У меня нет и никогда уже не будет этой западной привычки ходить по дому обутой, зато вот педикюр есть. Двухлетняя дочь его принимает на ура («Мама, какие у тебя красивые ногти!»), да и мужу люблю продемонстрировать. Здесь я точно в полете, вернее, в пролете.

Захожу на кухню. Уже с порога видно - раковина блестит. Эта привычка долго не хотела формироваться: мне трудно было заставить себя чистить что-то еще не грязное. А ведь если чистить раковину каждый вечер, она просто не успевает испачкаться! Поэтому я слегка протираю ее с чистящим средством.

Одежда ребенку в сад приготовлена. Воистину, делать все, что возможно с вечера - прекрасное правило! Согласно заветам FlyLady, с вечера кладу обед для мужа в ланч-бокс, с вечера собираю сумку в тренажерный зал. Я теперь даже кофе варю с вечера. Пять минут вечером берегут пятнадцать минут утром!

Хотпоинты - это моя большая гордость, потому что я смогла с ними справиться. Моей самой «горячей точкой» бардака было кресло на лоджии. Раньше я постоянно складывала туда высохшее белье (сохнет оно как раз рядом), и оставляла до момента глажки. Так оно могло пролежать и неделю, и десять дней. Теперь, по совету FlyLady, неглаженому белью выделено отдельное место в шкафу на лоджии, там оно не портит вид и мое настроение.

Хотпоинт на подоконнике, где постоянно копились упаковки с салфетками, витаминки, зубочистки, я ликвидировала. Полку в прихожей разбираю раз в 3-4 дня, пока не успевает окончательно забиться. Генеральную уборку отменила вовсе, потому что каждый день делаю какую-нибудь «мелочь» вместе с дочкой. Или разбираю завал без нее - правда, не за 15 минут, как рекомендуют флаюшки, а за 19 - ровно столько идут «Бременские музыканты».

Кухня - вот авгиевы конюшни моей квартиры. Отсюда можно выбросить не 27 вещей, а все 100. Вот двух- и трехлитровые банки, резиновые и металлические крышки к ним. Что они делают в моем доме, если я никогда не занимаюсь заготовками на зиму? Отправляю свекрови! Вот практически нетронутые упаковки печенья - даже не вспомню, кто их принес. В моей семье такое не съедается, а выбросить сразу - жалко. В мусорку безжалостно! Места в кухонных шкафчиках стало заметно больше всего за три минуты, плюс бонусы - случайно обнаруженные полкило кофе из Турции и упаковка сушеного инжира из Казахстана.

Размусоривание дается мне проще всего - в какой-то момент обнаруживаешь, что сегодня в доме всего пара мелких вещей на выброс, остальное - нужное, да и лежит на своем месте. Правда, периодически я даю слабину и выставляю на продажу то, что совсем нельзя выбросить, например, детские игрушки и одежду. Тогда вещи задерживаются в доме еще на пару недель.

А вот планирование - мой камень преткновения. Совсем не могу приучить себя записывать, держу все в голове, и какая-нибудь мелочь постоянно от меня ускользает. Например, забываю вовремя снять показания счетчиков - (все-таки гуманитарный склад ума никак не отменишь). В целом же квартира стала гораздо более чистой, при стойком ощущении, что я практически ничего в ней не убираю.

Лайфхакинг - относительно новое в Интернете сообщество смышленых ребят, которые упрощают жизнь себе и другим за счет несложных идей. Легко и просто отделяют желток от белка с помощью пластиковой бутылки или хитрым способом помещают на вешалки в шкафу больше вещей. Одним словом, это веселые и незаурядные советы на каждый день, призванные облегчить решение бытовых вопросов.

Здесь и сейчас!

Как любая теоретическая система, в переложении на практику FlyLady содержит более и менее применимые советы. Но каждая женщина точно сможет найти что-то полезное для себя. Например, для меня главная польза системы FlyLady - теория хотпоинтов. А если еще настойчиво несколько раз объяснить домашним, что одному не под силу разобрать то, что регулярно замусоривают трое-четверо, результат будет точно! Кроме того, система FlyLady напоминает: «Ваш дом стал грязным не за один день, и он не станет чистым за одну ночь. Маленькие шажки приведут вас к желаемому результату». За работу, летающие хозяйки!

Классный час «Цена минуты»

Цели:

1.Расширение кругозора учащихся.

2.Воспитание бережного отношения ко времени.

Ведущий (учитель). Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами поговорим о времени. Мы узнаем, что такое время, для чего оно нужно и как его использовать, а также поговорим об истории создания часов, их видах и принципах работы

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по 10 раз

И он не станет говорить

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок

Умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок

За парту в школе сесть.

Часы даны не для красы.

Диктуют время нам часы.

Диктуют так:

Тик-так, тик-так.

1-Й УЧЕНИК.

Время дорого человеку, и он определяет время по часам. В разное время внешний вид часов был разным. С работой часов связаны некоторые выражения. Например, говорят: «Много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что много времени прошло. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько утекало воды из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам устроены и песочные, где из верхнего сосуда высыпался песок в нижний сосуд. На Руси такие часы называли склянками, т.к. делались из стекла.

Позднее появились механические часы. Они у нас разные. Время определяют иногда по бою часов. Отсюда пошло выражение «битый час».

Учитель .

2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны - Кремлевские куранты. Ежечасно торжественно и величаво раздается бой этих часов. И нет человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.

(прослушивание записи боя курантов)

Часы говорят о времени, и остановить время нельзя, как нельзя его убивать, т.е. проводить без пользы. Наша задача: выработать у себя чувство времени, умение использовать разумно, для дела каждый час, каждую минуту. Рабочая минута – отрезок времени небольшой, но из минут складываются часы, дни, годы.

2-й ученик.

Работа часов ни на секунду не прекращается, время течет непрерывно. Приложите ладони к своей груди. Вы чувствуете, как стучит, работает ваше сердце. Оно работает всю жизнь, без остановки, оно трудится и гонит кровь, чтобы каждый из нас каждую минуту был готов сделать что-то полезное. Давайте молча посидим минуту. Видите, как длинна минута. Что же делают в нашей стране за минуту?

3-й ученик.

С виду он обычный ящик,

Но – волшебник настоящий,

Живет в нем вся Вселенная,

Хоть вещь обыкновенная.

Сто историй вам расскажет,

В цирк вас пригласит на час

Кинофильмы вам покажет-

Есть у каждого из вас

(телевизор)

За одну минуту заводы выпускают 13 телевизоров

4-й ученик

Полюбуйся, посмотри!

Полюс Северный внутри,

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина.

(холодильник)

Холодильник – помощник человека. Каждую минуту в стране выпускается 11 новеньких холодильников

5-й ученик .

Чтобы я тебя повез,

Мне не нужен овес,

Накорми меня бензином,

На копыта дай резину,

И, поднявши вихрем пыль,

Побежит…(автомобиль)

Разные автомашины выпускаю наши заводы – грузовые, легковые, большие, маленькие. Каждую минуту с конвейеров сходят почти четыре новенькие машины.

1-й ученик.

Хочешь плыть по океанам,

Опускаться в глубину,

Побывать во многих странах

И домчаться на Луну,

Быть отважным следопытом

В чащах вековых –

Все края тебе открыты

На страницах книг.

Книга печатается так быстро, что счет надо вести по секундам. Каждую секунду в нашей стране выходят 45 экземпляров книг, а из них 7-8 предназначены для вас, ребята. Сколько же за минуту для вас выходит книг?

Сосчитаем: 7*60=420 книг (только для вас, ребята), а всего:

45*60=2700(книг)

2700 – это же библиотека!

2-й ученик.

Каждую минуту с конвейеров нашей страны сходит по 1560 пар обуви. Вот какая минутка!

3-й ученик.

А часов? Веселых будильников, важных настенных часов, маленьких ручных и всех других! Каждую минуту заводы делают 77штук

А если бы вдруг на одну минуту стали в стране все заводы и фабрики, то государство потеряло бы 50 млн. рублей. Вот сколько стоит минута.

А что же мы успеваем сделать за минуту?

Проводится соревнование, например, чтение (количество слов в минуту), решение примеров (пишут только ответы

2-й ученик.

Часы ведут секундам счет

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год –

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

С часами дружба хороша,

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денек! (С. Баруздин)

3-й ученик.

Бежит стремглав минута.

Минута коротка,

Но за минуту можно

Найти звезду, жука,

Решение задачи….

И редкий минерал,

Который до сих пор еще

Никто не открывал.

В минуту открываются

Ракеты от Земли.

Но чтобы в дальний Космос

Они лететь могли-

Ученые отдали

Десятки лет работе

И с детства космонавты

Мечтали о полете.

Пускай минута коротка,

Пусть очень быстро мчится!

Большая, смелая мечта

В ней может уместиться!

4-й ученик

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Негруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

И положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

Давайте вспомним народные пословицы и поговорки о времени

(Ученики называют их)

Надо уметь ценить свое время и время других. Запомните хорошее правило:

Начиная любое дело, научись рассчитывать время: сколько его уйдет на уроки, сколько на занятия в кружках, на помощь родителям, на прогулку и т.д.

Распредели свой день

Пораньше ложись спать и пораньше вставай

Утром делай зарядку

Уроки учи не сразу как пришел из школы, а через час-два

После школы отдохни на свежем воздухе

Уроки делай днем

Поздно вечером не занимайся, т.к. мозг уже устал

Сначала делай уроки потрудней

Посещай секцию, кружок

Помогай родителям по хозяйству.

О горе! Жизнь прошла, и время пролетело

Во тьме позора, немощи и лени.

А люди дорогу к спасенью нашли

И к целям высоким идут неторопливо.

Кто, как не учащийся, должен беречь свое время?! Бережливое отношение ко времени – это обязанность каждого верующего, а для ищущего знания, это главная забота и основа успеха в его жизни, посвященной получению знаний. И если он сумеет правильно воспользоваться своим временем и будет беречь его, то преуспеет и добьется своей цели, а если нет – то потерпит неудачу и не возымеет успеха.

Ищущий знания – купец, а его капитал – время. Но тот купец, кто расточает свой капитал направо и налево, глуп и неудачлив. Поэтому ему следует подумать, на что он расходует свое время? И пусть каждый спросит с себя за каждую минуту, за каждую секунду.

Основные принципы рационального использования времени

Первым долгом ищущего знания является бережное отношение к своему времени и его рациональное использование. Наши предшественники, да будет доволен ими Аллах, наиболее бережно относились к своему времени, ибо лучше других знали ему цену. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Я застал людей, которые берегут свое время больше, чем вы бережете свои дирхамы и динары!»

Поэтому предшественники всячески стремились проводить свое время в изучении знаний. ‘Умар ибн "Абдуль"азиз сказал: «Поистине, день и ночь всякий раз забирают у тебя что-то ценное, так трудись же и днем, и ночью!»

Они говорили: «Время – как меч: если ты его не одолеешь, оно одолеет тебя». Они всегда старались стать лучше, чтобы сегодняшний день оказался лучше вчерашнего, а завтрашний – лучше сегодняшнего.

Каждый день, каждый час, каждое мгновение они стремились приобрести полезные знания, совершить благое дело, перебороть свои страсти или принести кому-то пользу, чтобы их труды не пропали даром и не оказались тщетными и напрасными. Они считали проявлением неблагодарности и непочтительности проведение времени без какой-то пользы для себя и окружающих, если они не приумножили свои знания, не укрепили свою веру, не совершили благих поступков. Ибн Мас"уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я ни о чем не сожалею так, как о том дне, когда зашло солнце, жизнь стала короче, а совершенные мной в этот день дела не стали лучше».

Ищущий знания должен беречь свое время, посвятив каждое его мгновение тому, что принесет ему пользу или научит чему-то потребному, стараться приумножить свои знания каждый день.

Передают слова одного из предшественников: «Если придет день, когда я не смогу приумножить свое знание, чтобы снискать милость Аллаха, то нет мне благословения в том, что солнце взошло в этот день».

Пусть каждое мгновение для ищущего знания будет дороже любых драгоценностей, если люди берегут каждый свой час, то учащийся должен дорожить каждой секундой, каждым мигом. Если люди соревнуются, накапливая и собирая богатство, то он должен стараться опередить время, накапливая полезные знания. Ведь как огромна разница между накапливанием богатства и накапливанием знаний! Одним словом, если учащийся сумеет полноценно использовать свое время, то преуспеет на пути к знаниям, и да поможет ему Аллах!

Учащийся всегда должен стараться составить подробный план своих занятий и план заучивания своих уроков и строго соблюдать его.

Время бесценно, ибо жизнь невозможно повернуть вспять. Оно имеет свои отличительные особенности, которые нам не обходимо хорошо знать, и исходя из этого научиться правильно его использовать. Вот некоторые из них:

1. Время быстротечно.

2. То время, что уже прошло, не вернуть и не заменить ничем.

3. Время – это самое ценное, что есть у человека. Поэтому учащемуся не следует тратить свое драгоценное время на бесполезные дела, не злоупотреблять тем, что дозволено из еды, питья, разговоров и т.п.

Не пристало тому, кого Аллах наградил знанием и умом, тратить свое время попусту на непослушание Аллаху, проводить его в забавах и праздности. Подобного не пожелает для себя благоразумный и от этого будет прибегать к Аллаху человек рассудительный… Благоразумность, еще раз благоразумность нужна человеку, чтобы понять всю ценность своей жизни и проводить ее только в послушании Всевышнему Аллаху. И разве не пожелает он сделать книгу своим другом, которую не променяет ни на кого из людей, готовых стать ему собеседником? И в этом огромная польза, о которой знают разумные и чистые душой люди.

Самым серьезным препятствием для человека, мешающим ему воспользоваться настоящим моментом и сегодняшним днем, является оттягивание и откладывание своих благих дел. И это продолжается до тех пор, пока слово «буду» уже чуть ли не становится его девизом и образом жизни.

Человеку из племени "Абд аль-Кайс сказали: «Дай нам добрый совет». Он ответил: «Остерегайтесь слова «буду».

Учащийся должен наполнить свой день полезным знанием, добрыми делами и не откладывать этого на завтра, чтобы его настоящее не ускользнуло от него и не превратилось в безвозвратное прошлое. Он должен сеять сегодня, чтобы собрать плоды завтра, иначе придется раскаиваться, когда раскаяние уже не поможет…

Имам аль-Хасан аль-Басри сказал: «Остерегайся откладывать дела на потом, ведь ты живешь сегодня, а не завтра. И если ты доживешь до завтрашнего дня, то проведи его так же, как сегодняшний, а если нет – то не придется сожалеть о том, что упустил сегодня».

Ищущий знания должен воспользоваться днями своей молодости и ее золотой порой. Мудрость гласит: «Время учебы – от колыбели до могилы». Считается, что самое превосходное время для учебы – это расцвет молодости, время «сухура» (время рассвета) и время между двумя ночными намазами (т.е. вечерним и ночным).

В хадисе говорится:

(لن تزول قدما عبد يوم القيامة حتى يسال عن اربع خصال: عن عمره فيما افناه , وعن شبابه فيما ابلاه, وعن ماله من اين اكتسبه وفيم انفقه وعن علمه ماذا عمل به)

«В День воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырёх вещах: о жизни его - как он провёл её? - и о молодости его - как он её провёл? и о богатстве его - откуда он взял его и на что потратил? - и о знании его - как он его использовал?».

Таким образом, с него будет спрошено о всей его жизни в целом и о молодых годах, в частности.

Молодость - это только часть жизни, но она особенно ценна, поскольку это годы расцвета жизненных сил и твердой решимости, а также период силы человека в промежутке между двумя периодами слабости: слабости младенчества и немощи старчества. Молодость - это время деятельности... молодость - это быстро уходящий гость, и если разумный человек не сумеет воспользоваться им, то потом его сердце будет разрываться от скорби.

Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

(اغتنم خمسا قبل خمس, شبابك قبل هرمك, وصحتك قبل سقمك, وغناك قبل فقرك,وفراغك قبل شغلك, وحيا تك قبل موتك)

«Воспользуйся пятью вещами до прихода пяти других: своей молодостью до старости, своим здоровьем до болезни, своим богатством до бедности, своим свободным временем до занятости и своей жизнью до смерти» (Аль-Хаким).

Ибн "Аббас, да будет доволен Аллах им, сказал: «Великий и Могущий Аллах давал своим рабам знание в их молодые годы, и все благо заключено в молодости». Хафса бинт Сирин сказала: «Молодые! Трудитесь, ведь только в молодости совершаются дела». И разве не были сподвижники посланника Аллаха, уверовавшие в него, поддерживавшие его, помогавшие ему и последовавшие за светом религии, ниспосланной ему, большинство молодыми?».

И тот, кто не сумеет воспользоваться своей молодостью, будет раскаиваться в старости. Один ученый сказал одному молодому человеку: «Трудись, пока не настало время, когда ты не сможешь этого делать. Я многое хочу сегодня сделать, но уже не могу». Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Изучайте религию, пока молоды».

Пусть ищущий знания прочтет следующие слова - и пусть они станут для него примером. Ибн аль-Джаузи сказал: «Я понаблюдал за людьми, занимающими высокое положение, и увидел, что большинство из них многое теряют в период своего величия. Некоторые из них в молодые годы погрязают в грехе, другие пренебрегают поисками знаний, третьи чрезмерно предаются удовольствиям. Но в старости все они раскаиваются, когда прежние грехи уже не поправить, когда силы иссякли, а заслуги забыты. Старость у них проходит в горести и печали. Если старец одумается в своих прежних грехах, то скажет: «Как я сожалею о тех грехах, что совершил!». А если не одумается, то станет сожалеть о тех усладах, что уже не вернуть.

А тот, кто посвятил свою молодость поиску знаний, в старости с благодарностью пожинает плоды того, что посеял, и наслаждается, записывая те знания, что собрал, в книги. Он не только не считает, что лишился каких-то телесных благ, но и получает удовольствие от приобретенного им знания».

Свободное время и здоровье

Благом, которым пренебрегают многие люди, не ценят его должным образом и не благодарят за него, является здоровье и свободное время. Передают со слов Ибн "Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

(نعمتان مغبون فيهما كثير من الناس الصحة والفراغ)

«Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем» (Аль-Бухари). Имеется в виду, что многие люди не используют эти блага для совершения благих дел, а используют для совершения грехов. Под свободным временем следует понимать незанятость мирскими делами и проблемами, отвлекающими человека от его занятий делами вечной жизни.

Свободное время никогда не остается свободным, оно неизбежно наполнится либо добром, либо злом. И кто не сможет увлечь свою душу делами праведными, того душа увлечется делами дурными. Счастлив тот, кто проводит свое время в добрых и праведных делах, и горе тому, кто проводит его в делах дурных и порочных.

Один праведный человек сказал: «Время, свободное от мирских забот - это великое благо. И если человек проявит неблагодарность за оказанное ему благодеяние тем, что даст волю своим страстям и пойдет на поводу своих желаний, то Аллах нарушит благоденствие его души и лишит его той душевной чистоты и покоя, что он имел».

Одним словом, ищущий знания не растрачивает свою жизнь и не теряет ни секунды своего времени на дела, не связанные со знанием. По мере необходимости он выделяет время на еду, питье, сон, отдых после утомительного труда, выполнение своих обязанностей в отношении членов семьи, гостя, для зарабатывания средств существования, а также отрывается от учебы в случае недомогания или по другим причинам, препятствующим занятиям. Некоторые из предшественников не прекращали своих занятий, даже если с ними случалась легкая болезнь или недомогание. Знание было для них лекарством, и они продолжали заниматься по мере сил.

Использование каждого удобного случая

Житейских забот много, а наши потребности в этой жизни бесконечны, поэтому ищущему знания необходимо прибегнуть к некоторым хитростям для того, чтобы рационально использовать то время, которому мы не придаем особого значения и теряем в угоду мнимой вежливости или по привычке.

а) Во время еды, во время работы по дому, а также в машине учащийся может читать молитвы и азкары, слушать записи Корана или проповедей.

б) Он может повторять Коран или выученный урок, когда идет по улице, беря пример с наших благочестивых ученых. Когда аль-Хатиб аль-Багдади шел по дороге, он всегда читал. Один из предшественников, давая совет своим друзьям, сказал: «Когда вы выйдете от меня, то разойдитесь: быть может, кто-то из вас прочитает Коран по дороге, а если вы пойдете все вместе, то станете разговаривать друг с другом».

в) Куда бы учащийся ни направлялся, пусть всегда берет собой учебник. Хвала Аллаху, в наше время печатается много книг малого формата, что существенно облегчает эту задачу. Главное, чтобы у учащегося было желание воспользоваться тем временем, которое многие люди попросту теряют, даже многие из тех, кто ищет знания.

Бережное отношение предшественников к времени

Ищущий знания должен постоянно знакомиться с тем, как предшественники использовали свое время, размышлять над их образом жизни всякий раз, когда обнаружит в себе лень и нерадение. Как Ибн Хаджару и другим таким же ученым, как он, удалось достичь того, чего они достигли, и сделать то, что они сделали? Некоторые скажут, что они были гениальными людьми, им сопутствовала помощь Аллаха, и жизнь их была благословенна. И это, безусловно, правда. Но разве благословение дается человеку беспричинно? И разве можно горевать, идя по чужим стопам, вместо того, чтобы стремиться заслужить лучшую долю и изменить свою участь?

Никогда не получит благословения и помощи Аллаха тот, кто озабочен тем, как убить время и провести его как бы то ни было с пользой или без пользы. И если кто-нибудь попросит его о чем-то важном, то он извинится и скажет, что у него нет времени. Как часто люди жалуются на нехватку времени и быстротечность лет, но это лишь те, кто впустую проводят время и губят свою жизнь. А некоторые даже признаются в том, что убивают время, но не подозревают, что на самом деле, они убивают собственную жизнь.

Высота устремлений и величие целей побуждают человека ценить время, поскольку это - его жизнь. И если дорого то, к чему стремятся, то легко расставаться с тем, чем жертвуют на этом пути. Да, наши предшественники крайне бережливо относились ко времени и старались не пропустить ни одной секунды, не воспользовавшись ею для приобретения знания. Они жалели даже о том времени, что проводили за едой. Аль-Халил сказал: «Самым тягостным временем для меня является то время, когда я ем».

Передают, что Салим ибн Аййуб ар-Рази следил за каждым своим вздохом и никогда не проводил времени без пользы: он либо переписывал книги, либо учил что-либо, либо читал... Однажды он пошел к себе домой, а когда вернулся, сказал: «По дороге я прочел один джуз (1/30 часть Корана)»... Однажды у него затупился карандаш и пока он его приводил в порядок, он шевелил губами. И можно было понять, что он читает и тогда, когда просто точил карандаш, даже здесь не желая терять время попусту».

Ибн "Акиль сказал: «Я всячески стараюсь сократить время на еду, что даже хлебу предпочитаю съесть пирожное и запить его водой, потому что его надо меньше жевать, и у меня остается больше времени, чтобы почитать или записать что-то полезное, что еще не успел». Он также сказал: «Я никогда не провожу без пользы ни минуты своей жизни. Даже когда мой язык уже не в состоянии что-либо учить и дискутировать, а глаза - читать, я думаю, напрягая свои мысли, лежа и отдыхая. Когда я встаю, мне на ум всегда приходит, что написать. И в свои восемьдесят лет я чувствую большую жажду знания, нежели когда мне было двадцать».

Ищущему знания необходима точная и продуманная система, которой он должен неукоснительно следовать, чтобы как можно более полно воспользоваться своим временем. Ведь беспорядок, небрежность и стихийность - самые большие враги ищущего знания. И никто так не нуждается в распределении своего времени, как учащиеся, поскольку на их долю выпадает огромное бремя забот, и им даже кажется, что дел, которые они должны выполнить, больше, чем времени.

И ищущий знания должен распределить свое время между обязательными и прочими делами с тем, чтобы одно не мешало другому, незначительные дела не мешали важным, важные - наиболее важным, а необусловленные временем - ограниченным по срокам. Срочные дела должны выполняться прежде остальных, а несрочные - после. То, что ограниченно по срокам, всегда следует выполнять вовремя.

1.Составление подробного плана

Учащийся всегда должен стараться составить подробный план своих занятий и план заучивания своих уроков и строго соблюдать его. И не беда, если время от времени он будет вносить в него изменения в соответствии с новыми требованиями.

В учебе так же, как в торговле и военных походах, человеку следует составить план работы. Учащийся, который четко устанавливает распорядок своего дня и затем принимается за учебу, избавляет себя от многих забот и приобретает значительный заряд энергии и усердия. В действительности план, который человек составляет для себя и выполняет изо дня в день, вскоре становится для него обычным и простым делом. Другими словами, когда нам необходимо решить несколько вопросов, то, скорее всего, с некоторыми из них мы не справимся, поскольку один вопрос препятствует решению другого, и решение каждого из них мешает всецело отдаться решению какого-либо одного из них. Таким образом, мы безо всякой пользы переходим от одного вопроса к другому сразу же после того, как поверхностно его рассмотрим, небрежно откладывая в сторону решение каждого из них...

Определенное место, отведенное для занятий, имеет не менее важное значение, чем определенное для этого время. Пусть у учащегося будут личный стол и стул, предназначенные только для умственного труда. И через некоторое время это место станет символизировать для него урок.

Многие полагают, что секрет успеха таится в приучении человеком самого себя к дисциплине и постоянному труду. Один из крупных врачей, Вильям Ослер, задал группе студентов следующий вопрос: «Как ты можешь наиболее эффективно воспользоваться своими талантами, затратив при этом минимум усилий?». Затем сам же ответил на поставленный вопрос: «Я смогу это сделать путем воспитания в себе духа дисциплины. Я говорю именно «воспитание», поскольку многим из вас будет довольно трудно приучить себя к ней. Есть люди, которые с рождения получили склад ума, предрасположенный к дисциплине. Но в то же время есть люди с другим складом ума, которые должны объявить самим себе долгую войну, чтобы искоренить врожденную предрасположенность к беспорядку и небрежности в делах...

Это обращение посвящено в особенности к молодым, поскольку они пока еще в начале своего жизненного пути и будущее каждого из них зависит от тех привычек, которые они выработают в себе в этот щекотливый период жизни. Соблюдать обыкновенную системность в каком-нибудь деле довольно несложно, однако внедрять ее в распорядок своей повседневной жизни нелегко. Учащемуся следует определить для каждой части своего дня обязательное дело, которым он будет заниматься в это время, и посредством упражнений и практики развивать в себе умение сосредоточиться.

Что же касается подробного изложения отдельных пунктов распорядка дня, то каждый определяет их для себя сам. В первую очередь необходимо определить количество времени, которое учащийся собирается уделить учебе, но пусть он не строит чересчур «идеальных» планов. Будет лучше, если он взвешенно и справедливо оценит свои умственные способности, не переоценивая себя и не умаляя своих возможностей. Затем следует выбрать для себя время в течение дня, когда бы он предпочел заняться умственным трудом, будучи уверенным в том, что регулярно и ежедневно в это время он будет иметь возможность для этого. Важно также выбирать для своей учебы различное время в течение дня. Это неплохо при условии, что учащийся возьмет за привычку неизменно учиться в это время.

Кроме того, учащемуся необходимо определить, сколько времени уделить каждому предмету и составить расписание занятий в соответствии с временными рамками. Конечно, он не сможет заранее точно определить, сколько времени ему понадобится для изучения каждого предмета или когда он предполагает начать следующий урок, ведь учебный процесс не может оставаться таким жестким. Но все же лучше, если каждый день он будет ориентировочно определять, сколько примерно времени у него уйдет на то или иное занятие, и составит расписание, на основе которого и будет строить свои занятия. Таким образом, учащийся избавится от вопроса, с какого урока начать, и перестанет переживать по поводу тех дел, которые должен был выполнить.

Но большинство учащихся не знают, как распорядиться своим временем. Фактически знание в деталях о том, как следует распоряжаться своим временем, на сегодняшний день является для учащихся первым значительным шагом в сторону образа жизни на основе наиболее эффективного ежедневного графика...

Очень важно подумать над причинами напрасной траты своего времени и хорошенько поразмыслить над тем, как можно восполнить каждую потерянную минуту.

2. Соблюдение распорядка дня

Ищущий знания не должен откладывать на завтра то, что должен сделать сегодня. Ведь завтра у него будут другие дела и обязанности, которые не позволят заняться делами вчерашними.

На завтра не откладываю я, поддавшись лени,

Что и сегодня сделать я смогу,

Поскольку завтра - это день того, кто слаб и в деле

Не может сделать ровно ничего.

Если день пройдет, то учащийся унесет с собой все, что в этот день было. И если он отложит свои дела сегодня, то завтра ему придется выполнить работу за два дня.

Омару ибн "Абдуль"азизу сказали: «Отложи это на завтра». На что он ответил: «Мне трудно справиться с делами одного дня, а что будет, если на меня навалится работа за два дня?!» Если ищущий знания всегда будет исполнять обязанности и дела, которые наметил на день, то приобретет покой и полноценно выполнит свою работу.

3. К делам следует приступать ранним утром

В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано:

(اللهم بارك لامتي فى بكورها)

«О Аллах! Благослови мою умму в их делах, которые они начинают ранним утром!» . Ибн Омар, комментируя слова «начинают ранним утром», сказал: «рано приходят на учебу и в мечеть, чтобы занять место в первом ряду».

Первая часть дня - это благословенное время для путника, когда он проходит огромные расстояния. Но многие ищущие знания сегодня упускают эту возможность получить благословение, обещанное им после того, как Пророк (мир ему и благословение), произнес слов мольбы (ду"а)! Более того, некоторые из них просыпаются за несколько минут до восхода солнца, поспешно совершают утреннюю молитву, затем вновь продолжают спать, как будто они и не слышали подобного хадиса!

4. Неуклонно совершаемое малое дело лучше, чем большое, но непостоянное

В хадисе говорится:

(احب الاعمال الى الله تعالى ادومها وان قل)

«Больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного» (Аль-Бухари и Муслим).

Имам ан-Навави сказал: «Этот хадис побуждает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное... Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но непостоянное».

Поэтому учащемуся необходимо распределить свое время, как днем, так и ночью, в соответствии со своими возможностями и условиями и специально выделить какую-то часть времени для определенного дела, которым будет неуклонно ежедневно заниматься, например, читать определенное количество зикра и салавата. Другую часть времени выделить для другого занятия, например для изучения религиозных наук.

5. Уединение

Ищущему знания иногда следует отдать предпочтение уединению, ведь ничто так не напоминает о вечной жизни, как одиночество... И человек, прохаживаясь, какое-то время по рынку, под впечатлением увиденного забывает то, что знает. Уединение же позволяет человеку успокоить душу, собраться с силами, задуматься о последствиях и запастись для этого всем необходимым.

Если посмотреть на тех, кто смог воспользоваться короткими мгновениями своей жизни и добиться таких результатов и плодов своего труда, что вызывает удивление и изумление, то увидим, что они дружили только с трудолюбивыми, старательными, выдающимися и умными людьми, которые дорожили своим временем так же, как дорожили своей жизнью, поскольку время - это жизнь.

И дружба с такими выдающимися, усердными и дорожащими каждой минутой и секундой людьми оказало серьезное влияние на деятельность таких известных людей, как имам Ибн Джарир ат-Табари, Ибн "Акиль аль-Ханбали, Ибн "Асакир ад-Димашки, Ибн аль-Каййим, Ибн ан-Нафис, аль-Миззи, аз-Захаби, Ибн Хаджар и другие подобные им ученые, оставивших после себя колоссальное, неоценимое наследие.

Имам Ибн "Акиль аль-Ханбали сказал: «В молодости Аллах всячески оберегал меня от грехов и всю мою любовь ограничил любовью к знаниям и его обладателям. Я никогда не общался с любителями забав и дружил только с такими же студентами, как и я сам». Того, кто предан знанию, кому сопутствует помощь Аллаха и кто стремится к возвышенному, ты можешь увидеть только в обществе заслуженных, усердных, мудрых, умных и обладающих знанием людей. Ведь он желает, чтобы то, чем они обладают, или часть досталась и ему, чтобы стать таким же, как они, или хотя бы похожим на них.

Дружба с подобными людьми научит ищущего знания опережать время, а дружба со скверными людьми - бесплодно терять его. Абдуллах ибн Мас"уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «О человеке судят по его другу, ведь он берет себе в друзья лишь подобного себе». И да упаси нас Аллах от дружбы со скверными людьми.

6. Душевный отдых и покой

Ищущий знания все свое время проводит в учебе, однако время от времени ему обязательно необходим отдых, чтобы впоследствии он не был вынужден прервать все свои занятия. Ведь душа человека не терпит однообразия. Абдаллах ибн Мас"уд сказал: «Поистине, душа человека обладает стремлением и увлеченностью. Но ей также свойственна вялость и отсутствие интереса. Беритесь за дело, когда душа стремится, и дайте ей отдохнуть, когда пропадает интерес».

Время следует распределить так, чтобы было предусмотрено и время для отдыха, поскольку после длительной работы душа человека начинает испытывать к ней отвращение, и устает так же, как устает тело. "Али сказал: «…и не пристало мусульманину обременять себя настолько, чтобы это отнимало у него силы и мешало ему продолжить то, что он делал».

Вместе с тем учащемуся не следует возлагать на себя непосильное, чтобы у него не возникло чувство усталости и отвращения. И, быть может, он возненавидит учебу и уже не сможет побороть себя. Пусть он будет умерен в подобных делах. Каждый человек знает себя лучше.

Однако отдых ищущего знания отличается от отдыха других людей, поскольку в любое время он старается приобрести какую-нибудь пользу:

а) некоторые предшественники использовали перерывы во время уроков, на которых они рассказывали хадисы, для произнесения слов поминания Великого и Могущего Аллаха (зикр). Аль-Хатиб аль-Багдади, рассказывая о правилах поведения мухаддиса (человек рассказывающий хадис; знаток и передатчик хадисов), сказал: «Когда он перестает рассказывать хадисы во время меджлиса, отдыхая, то произносит слова поминания Всевышнего Аллаха. Так поступали многие величайшие люди из числа предшественников».

б) Если учащийся устал от изучения одного предмета, то ему следует заняться изучением другого, ведь это лучше, чем вовсе прекратить занятия. Можно переходить от одной формы занятия к другой, чтобы сменить род деятельности.

Душа, что устала, ни на что не способна,

И ты состояние ее поменяй одно на другое.

в) Каждый раз, когда учащийся чувствует прилив энергии, ему следует заниматься уроками. А изучение историй, жизнеописаний и рассказов из жизни предшественников, чтение мудрых изречений и стихов можно отложить на другое время, когда он почувствует в себе усталость, причем следует выбирать полезные стихи, как, например, стихи восхваляющие нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), поэтические сборники диван аш-Шафи"и, диван Абу аль-"Атахии и других поэтов, прославлявших воздержанность и отрешенность (зухд).

  • 2964 просмотра
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!